В МБОУ “СОКШ №4” создан эко-отряд “Зеленый мир”. Идея создания сборника экологических сказок «О чем рассказали герои Красной книги» объединила учащихся МБОУ «СОКШ №4». В данный сборник вошли сказки о животных и растениях, занесенных в Красную книгу ХМАО. Сказки в образной форме объясняют суть экологических проблем, помогают детям осмысленно воспринимать окружающий мир и изменения в нем, они нацелены на формирование бережного отношения к природе. Понимание сопричастности к общему делу, желание изменить мир в лучшую сторону воодушевили ребят к дальнейшей работе, направленной на распространение знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека. Так возникла необходимость в создании эко-отряда. Сегодня его участники с успехом проводят викторины, квесты, классные часы с учащимися младшего и среднего школьного возраста. Участие и помощь в добрых начинаниях оказывают учителя и родители учащихся. Они понимают, что поддержка и внимание - это главное в формировании доверительных отношений с ребенком. Ученые с тревогой замечают, что животный и растительный мир на нашей планете становится беднее, реки загрязняются, а это ведет к гибели в них всего живого. На земле уже исчезли многие виды растений и животных. Поэтому созданы Красные книги. В них перечислены те животные и растения, которые вот-вот исчезнут. Ученые предлагают законы об охране природы. Эти законы должны знать и выполнять не только взрослые, но и ребята, особенно те, кто еще не понял, что принося вред природе, они вредят и себе, и людям, и родной стране. Леса вырублены, реки мелеют и загрязняются, сотни видов животных, птиц, растений находятся на грани исчезновения. При составлении сказок мы руководствовались данными Красной книги Югры. Герои наших сказок - это животные и растения, которые находятся на грани исчезновения (например, Серый журавль, филин, бобер, еж обыкновенный). Почему именно сказки? Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство человека с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Наш сборник иллюстрирован рисунками, авторами которых являются тоже ученики нашего школы. Создавая сборник, мы хотели подчеркнуть уникальность природной среды Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionaya_karta_proekta.doc | 54 КБ |
sbornik_ekologicheskih_skazok.pdf | 1.33 МБ |
Т. М. Валиуллин, С. А. Веремеев, А. И. Корнишина, С. Н. Энверова,
ученики,
МБОУ «СОКШ№4 (научный руководитель – Н. А. Кабанец, Е. М. Нагорных, учителя МБОУ «СОКШ№4), г. Нефтеюганск
Информационная карта проекта
Название проекта | Сборник экологических сказок как средство воспитания бережного отношения к природе дошкольников и младших школьников. | |
Цель проекта | Создание условий для воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания через сборник экологических сказок дошкольников и младших школьников. | |
Описание проекта | В МБОУ “СОКШ №4” создан эко-отряд “Зеленый мир”. Идея создания сборника экологических сказок «О чем рассказали герои Красной книги» объединила учащихся МБОУ «СОКШ №4». В данный сборник вошли сказки о животных и растениях, занесенных в Красную книгу ХМАО. Сказки в образной форме объясняют суть экологических проблем, помогают детям осмысленно воспринимать окружающий мир и изменения в нем, они нацелены на формирование бережного отношения к природе. Понимание сопричастности к общему делу, желание изменить мир в лучшую сторону воодушевили ребят к дальнейшей работе, направленной на распространение знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека. Так возникла необходимость в создании эко-отряда. Сегодня его участники с успехом проводят викторины, квесты, классные часы с учащимися младшего и среднего школьного возраста. Участие и помощь в добрых начинаниях оказывают учителя и родители учащихся. Они понимают, что поддержка и внимание - это главное в формировании доверительных отношений с ребенком. Ученые с тревогой замечают, что животный и растительный мир на нашей планете становится беднее, реки загрязняются, а это ведет к гибели в них всего живого. На земле уже исчезли многие виды растений и животных. Поэтому созданы Красные книги. В них перечислены те животные и растения, которые вот-вот исчезнут. Ученые предлагают законы об охране природы. Эти законы должны знать и выполнять не только взрослые, но и ребята, особенно те, кто еще не понял, что принося вред природе, они вредят и себе, и людям, и родной стране. Леса вырублены, реки мелеют и загрязняются, сотни видов животных, птиц, растений находятся на грани исчезновения. При составлении сказок мы руководствовались данными Красной книги Югры. Герои наших сказок - это животные и растения, которые находятся на грани исчезновения (например, Серый журавль, филин, бобер, еж обыкновенный). Почему именно сказки? Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство человека с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Наш сборник иллюстрирован рисунками, авторами которых являются тоже ученики нашего школы. Создавая сборник, мы хотели подчеркнуть уникальность природной среды Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. | |
Актуальность | Экологическое воспитание должно начинаться с самого раннего детства и продолжаться в течение всего периода обучения в школе. Для детей младшего и школьного возраста наиболее понятно изложение материала в форме сказок, которые пробуждают не только ум, но и чувства. Последнее очень важно. Ученики не столько должны выучить основные экологические понятия, сколько проникнуться уважением ко всему живому, полюбить природу. Экологические сказки рассчитаны, прежде всего, на младших школьников, но с ними можно работать и в средних классах. У сказки много возможностей: 1.Автор, смотрящий в ядро проблемы, сочиняет сказку, в которой предполагает метафорическое решение этой проблемы (в нашем случае – проблемы экологической). 2.Сказка может быть использована для того, чтобы предложить ребенку способы решения конкретной проблемы. 3.Собственные решения – это вещь самая ценная, но и самая трудная. 4.Сказки являются, возможно, самой устойчивой формой передачи информации в культуре. 5.Через сказку детям передают, ненавязчиво – способы поведения, ценности, убеждения и жизненные сценарии. 6.Сказки представляют собой наши попытки понять движущие силы, повлиять на происходящее и заглянуть хоть чуть-чуть дальше. | |
География проекта | ХМАО –Югра, г. Нефтеюганск МБОУ «СОКШ №4» Дошкольные образовательные учреждения МБДОУ №26, МБДОУ №9 Президентская электронная библиотека им. Б.Н. Ельцина | |
Методы реализации проекта | Теоретические: Подбор источников и изучение литературы Сопоставительный анализ источников информации по вопросу исследования Составление опросников и анкет Социологические: Социологический опрос (анкетирование) Обработка результатов и составление диаграмм Практические: Методы создания творческих продуктов Верстка сборника Презентация творческого продукта | |
Результаты фактические | На первом этапе реализации проекта была обозначена проблемная ситуация, которая заключалась в том, что дети не обладают достаточным количеством информации о взаимосвязи всего живого в природе, поэтому не испытывают чувства ответственности, заботы к окружающему миру. На втором этапе реализации проекта были проведены классные часы в подшефных классах (3-4 классы) «По страницам Красной книги». Ребята обсудили причины исчезновения некоторых видов животных и растений и послушали сказки в авторском исполнении. В связи с превышением порога заболевших ОРВИ, решением СПЭК с 12 по 18 марта в Г.Нефтеюганске были закрыты общеобразовательные организации на карантин. В этот период была запланирована встреча с воспитанниками детского сада № 9 «Радуга» и детского сада №26 «Радость». Было принято решение, отправить все материалы посредством сети Интернет. Воспитатели детских садов, Никитина В.А. и Мухаметова Г.Ф., провели игровое занятие «Путешествие по страницам Красной книги». Дети послушали сказки, героями которых были животные, занесенные в Красную книгу, поиграли в сюжетно-ролевую игру «Зоопарк» и нарисовали рисунки. | |
Результаты ожидаемые | Экологический проект «Сборник экологических сказок как средство воспитания бережного отношения к природе дошкольников и младших школьников» способствует проявлению познавательного интереса к миру природы, возникновению желания общаться с природой, формирует экологически правильное отношение к живой и неживой природе. Проект актуализирует проблему разнообразия жизни и ее сохранения, способствует воспитанию бережного и разумного отношения человека к природе и подводит участников проекта к пониманию того, что природа беззащитна перед человеком и нуждается в нашей помощи и охране. Участники данного проекта испытали чувство сопричастности каждого к защите окружающей среды своего края, регионального патриотизма и общего стремления сделать Югру территорией экологического благополучия. | |
Информационное освещение проекта | http://www.znpress.ru/molodezhka/2871-zelenomu-miru-byt.html https://vk.com/wall-177769436_13 | |
Взаимодействие с партнерами и спонсорами | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска "Детский сад № 26 "Радость". Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска "Детский сад № 9 "Радуга". МАУ «РГ «Здравствуйте, нефтеюганцы!» |
Золотая хохлома
Ледяная внучка
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Рукавичка
Дымковский петушок