В неизвестное нам время в Троицком монастыре поселился молодой инок Епифаний. Он был моложе Сергия более, чем на 20 лет и стал одним из любимых его учеников. Любознательный и склонный к книжной премудрости Епифаний через год-два после смерти Сергия написал в свитках и тетради несколько главок о его жизни «запаса ради и памяти ради». В то время живы были старцы, знавшие Сергия с детских лет и со времен пострижения. Их рассказы, а также личные впечатления легли в основу писания жития учителя.
Вложение | Размер |
---|---|
sergey_radonezhskiy_rabota_orlovoy_poliny.docx | 31.77 КБ |
sergiy_radonezhskiy_orlova_polina.pptx | 2.95 МБ |
МКОУ Шелеховского района «Начальная школа-детский сад № 10»
IV районная конференция «Святые заступники Руси»
Тема: «Сергий Радонежский. Личность и эпоха»
Выполнила: Орлова Полина
ученица 4Б класса
МКОУ ШР «НШДС № 10».
г. Шелехов
2018-2019 уч. год
Введение
В 2019 году православный христианский мир будет отмечать 705-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Историки утверждают, что без этого святого наша Россия, возможно, была бы совсем другая. Меня заинтересовала эта тема ещё и тем, что захотелось узнать, как человек может стать святым. Почему о Сергии Радонежском помнят до сих пор?
Цель моей работы является размышление о святости и духовном наследии, которое оставил после себя Сергий Радонежский.
Приступив к выполнению творческой работы, перед собой я поставила задачи: через изучение определенной исторической и православной информации получить реальное представление о святителе Земли русской - Сергии Радонежском; больше узнать о личности этого человека, его славных делах, духовных подвигах и о том далёком времени, когда он жил.
Сергий Радонежский был одним из известных деятелей русской православной церкви, основателем Троице-Сергиева монастыря под Москвой.
В неизвестное нам время в Троицком монастыре поселился молодой инок Епифаний. Он был моложе Сергия более, чем на 20 лет и стал одним из любимых его учеников. Любознательный и склонный к книжной премудрости Епифаний через год-два после смерти Сергия написал в свитках и тетради несколько главок о его жизни «запаса ради и памяти ради» В то время живы были старцы, знавшие Сергия с детских лет и со времен пострижения. Их рассказы, а также личные впечатления легли в основу писания жития учителя.
В своём рассказе Епифаний сообщает, что будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова Великого). Отец Сергия был «един от нарочитых бояр»,- иначе говоря, происходил из местной знати, служил у ростовских удельных князей. Мать Сергия звали Мария. У этой семьи родились трое сыновей: старший Степан (Стефан), средний-Варфоломей (в монашестве Сергий) и младший Пётр. В литературе встречается несколько различных дат появления на свет Варфоломея. Высказывалось мнение, что Варфоломей (Сергий) появился на свет или в 1315, или в 1318 году. Днём рождения также называлось или 9 мая, либо 25 августа 1322 года. В сочинениях XIX века указывалась и дата 3 мая 1319 года. Как быто ни было, известно, что 3 мая 1314года у Марии родился сын. Священник дал ему имя Варфоломея, по дню празднования этого святого.
Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте, в церковную школу, вместе, а братом Стефаном. Стефан учился хорошо. Варфоломею же наука не давалась. Как и позже Сергий, маленький Варфоломей очень упорен и старается, но нет успеха. Он огорчен. Учителя его наказывают. Товарищи смеются, и родители усовещивают. Варфоломей плачет одиноко, но вперёд не двигается, сам со слезами молится, но учёба вперед не продвигается. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия. Однажды отец послал мальчика в поля искать сбежавших жеребят. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом «старца- чирноризца, саном присвитера» который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился». Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Чего тебе надо, мальчик? Варфоломей сквозь слёзы об огорчениях своих и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания, о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников». После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. За трапезой родители Варфоломея рассказали старцу многие знамения, сопровождавшие рождение сына их, и тот сказал: «знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение вам и предсказание — отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил: Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей. Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж.
Варфоломей рос тихим и задумчивым мальчиком, у которого постепенно возникло решение уйти от мира и посвятить свою жизнь богу. Его родители и сами приняли постриг в Хотьковском монастыре. Там же обет монашества принял его старший брат Стефан. Варфоломей, завещав имущество младшему брату Петру, отправился в Хотьково и стал монашествовать под именем Сергия.
Братья решили покинуть монастырь и поставили в лесу, в десяти верстах от него келью. Вместе срубили церковь и освятили ее в честь Св. Троицы. Около 1335 г. Стефан не выдержал тягот и ушел в Московский Богоявленский монастырь, оставив Сергия одного. Для Сергия начался период тяжелых испытаний. Его уединение длилось около двух лет, а затем к нему стали стекаться иноки. Построили двенадцать келий, обнесли оградой. Так в 1337 г. образовалась обитель, которая в 1345 году оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом (первый — Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Сергий сам рубил келии, таскал брёвна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пёк хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду, был, по Епифанию, для всех «как купленный раб». Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его, ни брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу (хлеб и вода), был очень крепок, «имел силу противу двух человек».
Сергий исполнил до конца обет монашеской бедности и служения ближнему. Однажды у него закончилась еда, и он, проголодав три дня, отправился к монаху своей обители некоему Даниилу. Тот собирался пристроить сени к своей келье и ждал плотников из села. И вот игумен предложил Даниилу выполнить эту работу. Даниил испугался, что Сергий с него много попросит, но тот согласился работать за гнилые хлеба, которые есть уже было нельзя. Сергий работал целый день, а вечером Даниил «изнесе ему решето хлебов гнилых».
Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла. В обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями. Многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался. Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей.
Тяжёлые времена царили тогда на Руси, стонал народ под татаро-монгольским игом, конца и края ему не было видно. В 1378 году пошёл на русскую землю татарский хан Мамай. Князь московский Дмитрий разбил его войско на реке Воже, однако новая, великая битва была не за горами.
По версии жития, отправляясь на Куликовскую битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти, сказав: «иди, княже, и не бойся ничего. Бог поможет тебе! В знак благословения отпустил в поход двух своих иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям.
Войска Мамая и Дмитрия столкнулись на Куликовском поле 8 сентября 1380 года. Всё время, пока длилась битва, в лесной глуши Сергий молился со своими монахами. Долгой была молитва-страшную цену пришлось заплатить за победу: из каждых десяти русских на Куликовском поле остались лежать восемь. В момент, когда Дмитрий одолел Мамая, преподобный перекрестился и провозгласил: Слава тебе, Боже! Мы победили!»
После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. По пути, мимоходом, Сергий нашел время устроить пустошь в глуши Гороховецкого уезда на болоте при реке Клязьме и воздвигнуть храм Святой Троицы. Он поселил там «старцев пустынных отшельников, а питались они лыками и сено по болоту косили». Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме. Во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками, например, Саввой (Саввино-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский). Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.
Достигнув глубокой старости, Сергию, за полгода открылась дата его кончины, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: « Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»
25 сентября 1392 Сергий скончался, а через 30 лет, 18 июля 1422 были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет; день 18 июля является одним из дней памяти святого. При этом на языке древней церковной литературы нетленные мощи — это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости. В 1919 году, во время кампании по вскрытию мощей, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен. В 1920—1946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены церкви.
Почитание Сергия Радонежского возникло раньше, чем появились формальные правила канонизации святых (до Макарьевских соборов русская церковь не знала обязательной соборной канонизации). Поэтому нет документальных известий о том, когда и как началось его почитание, как православного святого и кем оно было установлено. Русская церковь называет Сергия преподобным и ставит его рядом с другими чудотворцами и святителями. В ряде светских энциклопедий указано, что Сергий причислен к лику святых в 1452 году. С одобрения папы римского Сергий Радонежский почитается лишь восточно-католическими церквями. Светские историки отмечают, что Сергий причислен к святым по политическим мотивам волей великого князя Василия Тёмного. Великий князь включил Сергия в число московских святых не специальным актом, а по частному случаю, в договорной грамоте 1448 года с князем Иваном Можайским. Но, несмотря на некоторые разногласия, мы приходим к единому мнению, что Преподобный Сергий Радонежский - великий духовный и политический деятель России, трудами которого Православная церковь сумела получить исключительное доверие и признание прихожан. Праведная жизнь преподобного Сергия Радонежского послужила к благосостоянию и объединению всего Российского государства.
Заключение
В заключение можно сказать, что Жития святых издревле были любимым чтением на Руси. Изучив литературу по данной теме, я поняла, как все непросто. И в настоящее время мы находим в них примеры святой подвижнической жизни, достойные подражания. Подробное знакомство с жизнью святых «Заступников земли русской» помогает нам обогатить себя, свой дух, душу, помогает проникнуться к духовному миру наших великих христианских предков.
Прошли века, Сейчас Троице-Сергиева Лавра –сердце православной России. Тысячи верующих стремятся сюда, чтобы поклонится мощам святого Сергия. И до сих пор они совершают необъяснимые чудеса, делая людей счастливыми. Сергий Радонежский (в миру Варфоломей; «Радонежский» — топонимическое прозвище; 3 мая 1314 — 25 сентября 1392) — монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси. Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской.
Литература:
Слайд 1
Выполнила: Орлова Полина ученица 4 Б класса МКОУ ШР «НШДС № 10». п. Большой Луг 2018-2019 уч. год Сергий Радонежский. Личность и эпоха.Слайд 2
Цель: размышление о святости и духовном наследии, которое оставил после себя Сергий Радонежский.
Слайд 3
1. Изучить определенную историческую и православную информацию, получить реальное представление о святителе Земли русской - Сергии Радонежском; 2.Больше узнать о личности этого человека, его славных делах, духовных подвигах и о том далёком времени, когда он жил. Задачи:
Слайд 4
Написано в 1418 году, спустя 26 лет после кончины Святого Сергия, его учеником премудрым Епифанием Любознательный и склонный к книжной премудрости Епифаний через год-два после смерти Сергия написал в свитках и тетради несколько главок о его жизни «запаса ради и памяти ради».
Слайд 5
Б удущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова Великого). Отец Сергия был «един от нарочитых бояр»,- иначе говоря, происходил из местной знати, служил у ростовских удельных князей. Мать Сергия звали Мария. У этой семьи родились трое сыновей: старший Степан (Стефан), средний-Варфоломей (в монашестве Сергий) и младший Пётр. Из истории рождения…
Слайд 6
Варфоломей просит «старца- чирноризца о том, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.
Слайд 7
После смерти родителей несколько лет погруженный в молчание, в полном одиночестве жил он в лесу, усердно молясь, трудясь, постясь и скудно питаясь.
Слайд 8
В 1337 г. образовалась обитель, которая в 1345 году оформилась как Троице-Сергиев монастырь . Сергий стал основателем Троице-Сергиева монастыря (лавры). Слава Сергия дошла даже до Царьграда
Слайд 9
Сергий сам рубил келии , таскал брёвна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пёк хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду, был, по Епифанию , для всех « как купленный раб». Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его, ни брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу (хлеб и вода), был очень крепок, «имел силу противу двух человек».
Слайд 10
Благословение князя Дмитрия на великую битву с татарским ханом Мамаем. О тправляясь на Куликовскую битву, к нязь московский Дмитрий поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти, сказав: «иди, княже , и не бойся ничего. Бог поможет тебе! В знак благословения отпустил в поход двух своих иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябю .
Слайд 12
Войска Мамая и Дмитрия столкнулись на Куликовском поле 8 сентября 1380 года.
Слайд 13
После Куликовской битвы, Сергий нашел время устроить пустошь в глуши Гороховецкого уезда на болоте при реке Клязьме и воздвигнуть храм Святой Троицы. Он поселил там «старцев пустынных отшельников, а питались они лыками и сено по болоту косили». Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал Благовещенский монастырь на Киржаче , Старо- Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме . Сергий Радонежский – основатель монастырей.
Слайд 14
Завещание преподобного Сергия Радонежского Перед кончиной обратился со словами завещания: « Внимайте себе, братие . Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»
Слайд 15
Преподобный Сергий Радонежский - великий духовный и политический деятель России, трудами которого Православная церковь сумела получить исключительное доверие и признание прихожан. Праведная жизнь преподобного Сергия Радонежского послужила к благосостоянию и объединению всего Российского государства.
Слайд 16
Заключение И в настоящее время мы находим примеры святой подвижнической жизни, достойные подражания. Подробное знакомство с жизнью святого преподобного Сергия Радонежского, помогает нам обогатить себя, свой дух, душу, помогает проникнуться к духовному миру наших великих христианских предков.
Слайд 17
Спасибо за внимание!
«Течет река Волга»
Император Акбар и Бирбал
Сочинение
Знакомые следы
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"