Познание самих себя, разгадывание этой вечной загадки и составляет основное содержание человеческой истории и культуры.
Но как объяснить, что такое человек? Физические опыты и наблюдения позволяют довести изучение явлений окружающего мира до осязательного и действенного восприятия, поэтому в своем исследовании я буду использовать именно их. На уроках физики, практически, не уделяется внимание физическим параметрам, характеризующим человека, поэтому для меня это ново и интересно. Объяснение отдельных процессов, происходящих в живых организмах, на основе физических законов поможет мне установить причинно-следственные связи, существующие в живой и неживой природе, повысить интерес не только к физике, но и биологии.
В процессе работы я хочу проверить гипотезу о единстве законов природы и применимости законов физики к живому организму.
Исходя из вышесказанного, целью моей работы стало изучение характеристик моего тела с использованием физических опытов.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_klimenko_a.docx | 81.72 КБ |
Районная открытая научная конференция школьников
Секция: физика
Название работы: Познай самого себя
(«Nosce te ipsum». Сократ)
Автор работы: Клименко Анна Григорьевна
Место выполнения работы: ст. Расшеватская
МОУ СОШ №9, 8 класс.
Научный руководитель: Певкина Елена Васильевна, учитель физики МОУ СОШ № 9
Новоалександровск, 2017
Оглавление
Введение | Стр. 3 |
Познай самого себя | Стр. 5 |
Заключение | Стр. 9 |
Библиографический список | Стр. 10 |
Приложение | Стр. 11 |
Введение
Необычайно сложен мир неживой природы. Разве не удивительно строение вещества, из которого состоят окружающие нас предметы, и разве не величественна картина бесконечного космоса? Ещё более сложен мир живой природы - растения и животные, но самое высокое в природе - человек. Он познал многие сокровенные тайны окружающего и научился управлять явлениями природы, изменять их, но насколько человек изучил самого себя?
Первыми, кто обратился к проблеме человека были софисты. Их мнение о том, что человек только в себе самом может найти истину, чётко сформулировал софист Протагор: "Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, не существующих, что они не существуют".
Философы всё время сталкивались с невозможностью определения человека, хотя всегда были попытки дать таковое. "Человек разумный" (homo sapiens), "человек делающий" (homo faber), "человек играющий" (homo ludens), Маркс говорил о человеке как о животном, производящем орудия труда, Гегель - как о млекопитающем с мягкой мочкой уха (в шутку, конечно), Ницше считал, что человек - это животное, умеющее обещать, и т.д.
Познание самих себя, разгадывание этой вечной загадки и составляет основное содержание человеческой истории и культуры.
Решением этой фундаментальной проблемы захотела заняться и я. Мне уже 14 лет - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст поисков, кипучей деятельности, энергичных движений. Возникновение потребности в самопознании своих особенностей, размышления о себе самом - характерная черта всех подростков и меня, в частности. Поэтому дельфийское изречение "Познай самого себя" стало целью не только для Сократа, но и актуально для меня в настоящий период моей жизни.
Но как объяснить, что такое человек? Физические опыты и наблюдения позволяют довести изучение явлений окружающего мира до осязательного и действенного восприятия, поэтому в своем исследовании я буду использовать именно их. На уроках физики, практически, не уделяется внимание физическим параметрам, характеризующим человека, поэтому для меня это ново и интересно. Объяснение отдельных процессов, происходящих в живых организмах, на основе физических законов поможет мне установить причинно-следственные связи, существующие в живой и неживой природе, повысить интерес не только к физике, но и биологии.
В процессе работы я хочу проверить гипотезу о единстве законов природы и применимости законов физики к живому организму.
Исходя из вышесказанного, целью моей работы стало изучение характеристик моего тела с использованием физических опытов.
В своей работе я поставила следующие задачи:
Методы исследования
Научные методы исследования
ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ («Nosce te ipsum». Сократ)
Моя работа основывается на следующем. Человек – часть природы, и его тело подчиняется тем же законам физики. Сократовское «Познай самого себя» мною понимается, в том числе, и как познай свое тело и те физические законы, которым оно подчиняется. В физике описание явлений и тел дается с помощью некоторых величин. Люди привыкли характеризовать движение – скоростью и направлением, свет —длиной волны, звук —частотой и амплитудой. Но как объяснить, что такое сам человек? В своей работе я стремлюсь изучить человека объективно как некий внешний предмет. В связи с этим, я провела ряд простых экспериментов и наблюдений.
При подготовке к исследованию я отобрала ряд методик, позволяющих мне описать тело человека (Приложение).
Все полученные характеристики моего тела я занесла в таблицу «Познаю себя» и проанализировала полученные результаты.
Таблица «Познаю себя».
№ | Характеристика тела человека | Численное значение | Выводы |
Масса тела | m=47 кг | Индекс массы тела составляет 17,5 кг/м2. Это нормальное значение для моего возраста. Недостаток и избыток массы тела негативным образом сказывается на здоровье и самочувствии человека, возникновении различных заболеваний, приводит к развитию комплексов, что значительно ухудшает качество жизни человека. | |
Рост | h=164 см | ||
Объем и плотность тела | V=0,046м3, ρ=1022 | Оказалось, что плотность человека ближе всех подходит к плотности воды морской, это доказывает, что человек состоит из жидкости, и почему морская вода хорошо держит человека. | |
Математическое вычисление объемы тела | V=0,041м3 | Математические расчеты и экспериментальные данные дают небольшие расхождения. | |
Площадь поверхности тела | Sпов=1,46 м2 | Площадь поверхности тела более точно отражает уровень метаболизма по сравнению с традиционно используемой массой тела. Знание этой характеристики полезно во многих отраслях медицины. | |
Сила давления атмосферы на тело | F=148920 Н | На 1 см² земной поверхности воздух оказывает давление, равное 1,033 кг. Такое давление на 1 см² испытывают все предметы, находящиеся на Земле, а также и человеческое тело, то можно узнать атмосферное давления на человека. | |
Средняя длина шага | l=0,57 м | ||
Скорость движения | vср=1,3 vmax=6,7 | Максимальная скорость движения более чем в 5 раз больше скорости при ходьбе. | |
Давление тела на поверхность | p=18252Па | ||
Высота положения центра тяжести | H=0,85 м | Для сохранения равновесия проекция центра тяжести не должна выходить за пределы площади опоры. Высота положения центра тяжести у разных людей значительно варьирует в зависимости от целого ряда факторов, к числу которых в первую очередь относятся пол, возраст, телосложение и пр. | |
Механическая работа при прыжке в высоту | A=23,5 Дж | При одной и той же массе тела механическая работа зависит от высоты прыжка, а точнее от высоты на которую поднимается центр тяжести тела. Чем больше высота прыжка, тем больше работа. | |
Средняя мощность, развиваемая при беге на дистанцию 60м | N=464,2 Вт | При одной и той же массе тела и длине дистанции, мощность зависит от времени. Чем большее время затрачивается на преодоление дистанции, тем меньше мощность | |
Средняя мощность, развиваемая при приседании | N=118 Вт | Чем большее время, затрачивается на приседание, тем меньше мощность. Чем больше масса человека и количество приседаний, тем больше его мощность | |
Средняя мощность, развиваемая при подъеме по лестнице | N=257 Вт | При одной и той же высоте лестницы, мощность зависит от времени, затраченном нами на подъем. Чем большее время, затрачивается на подъем по лестнице, тем меньше мощность. | |
Масса, которую может поднять человек | m=53 кг | ||
Дыхательный объем легких | VЖЕЛ= 0,0021м3 VЖЕЛтеор= 0, 003 м3 | Vдых=0,0011 м3, Vрезерв.выдох=0,0003 м3 , Vрезерв.вдох=0,0006 м3 Дыхательный объем обеспечивает достаточное поступление кислорода для человека в состоянии покоя. У меня жизненная емкость легких ниже нормы. | |
Время распределения нервного импульса человека | t=0,32- 0,44 с | Самое большое значение времени реакции, а значит и замедленная реакция, приходится на первый урок в расписании. Значительно улучшается реакция на внешнее воздействие и восприятие процесса обучения на втором и четвертом уроках. На третьем по расписанию уроке реакция вновь снижается, ухудшается усвоение учебного материала. | |
Обнаружение слепого пятна | Lлев=26,3 см L прав=22,6 см | Сетчатка глаза устроена неравномерно. В центре глазного дна есть небольшое углубление – центральная ямка. Вокруг центральной ямки располагается желтое пятно. Это место дневного зрения и наилучшего цветового восприятия. Чем дальше от желтого пятна, тем меньше колбочек содержит сетчатка и все больше палочек. Колбочки приспособлены для цветного зрения, а палочки - для сумеречного зрения и для восприятия формы. На некотором расстоянии от желтого пятна находится так называемое слепое пятно. Здесь нет ни колбочек, ни палочек, этим местом глаз не видит. | |
Изменение диаметра зрачка | У зрачка такое же действие, как у диафрагмы в объективе фотоаппарата: когда свет яркий, зрачок сужается, чтобы в глаз попало не слишком много света. А в полутьме зрачок расширяется и позволяет захватить как можно больше лучей отраженных от предмета. | ||
Аккомодация глаза. Определение точек ясного видения | D=25-173 см | За счет аккомодации имеется возможность качественно видеть объекты, расположенные на дальнем расстоянии, среднем и ближнем. Объясняется аккомодация изменением формы хрусталика. | |
Обнаружение «борьбы полей зрения» | Изображения квадратов сближаются, пока не окажутся полностью наложенными друг на друга. При этом изображения обоих квадратов попадают на идентичные участки сетчатки обоих глаз. Однако в результате «борьбы полей зрения» линии штриховки квадратов одновременно не видны. Появляется то одно, то другое изображение. Ладонь кажется «продырявленной». | ||
Изучение особенностей бинокулярного зрения | Благодаря бинокулярному зрению обеспечивается стереоскопическое (объемное) восприятие объектов и точное определение их взаимного расположения в трехмерном пространстве. |
Заключение.
В ходе работы над проектом мною были определены следующие характеристики: масса тела, рост, объем и плотность тела, площадь поверхности тела, сила давления атмосферы на тело, средняя длина шага, средняя и максимальная скорость движения, давление тела на поверхность, высота положения центра тяжести, механическая работа при прыжке в высоту, средняя мощность, развиваемая при беге на дистанцию 60 м, средняя мощность, развиваемая при приседании, средняя мощность, развиваемая при подъеме по лестнице, масса, которую может поднять человек, дыхательный объем легких, время распределения нервного импульса человека, изучены свойства глаза (обнаружение слепого пятна, изменение диаметра зрачка, аккомодация глаза, определение точек ясного видения, обнаружение «борьбы полей зрения», изучение особенностей бинокулярного зрения).
На основании проведенных теоретических и экспериментальных исследований я могу сделать следующие выводы:
1. Я убедилась в том, что человек – часть Природы и подчиняется тем же законам физики.
2. Мощность человека зависит прямо пропорционально от массы тела, скорости его движения, расстояния, которое он преодолевает и высоты подъема и обратно пропорционально от времени, в течении которого человек совершает ту или иную работу.
3. По результатам исследований время реакции составляет от 0,32 до 0,44 секунд. Время реакции зависит от времени суток. При составлении расписания уроков необходимо учитывать время реакции ученика на внешнее воздействие. Предметы, имеющие высокий коэффициент сложности, должны стоять в расписании вторым или четвертым уроком.
4. Глаза – один из основных инструментов человека для получения информации об окружающем мире. Этот парный орган – сложная система из двух линз и приемного устройства – сетчатки.
В ходе работы я уточнила свои представления о строении, жизнедеятельности, возможностях человеческого организма, кроме того, у меня сформировалось осознанное желание следить за своим здоровьем, совершенствовать свое физическое развитие, поддерживать интерес к занятиям физическими упражнениями и спортом.
Исходя из вышесказанного, я считаю, что цель работы - доказательство единства законов природы, применимость законов физики к живому организму - выполнена.
Конечно, человека нельзя определить однозначно и окончательно — слишком он многогранный, разносторонний в своих мыслях, делах и свершениях, и ни одно из его многочисленных свойств не является главным и решающим для его понимания.
Библиографический список.
Приложение.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА И ПЛОТНОСТИ СВОЕГО ТЕЛА.
ВЫЧИСЛЕНИЕ ОБЪЕМА СВОЕГО ТЕЛА.
Моделью человеческого тела в очень упрощенном виде можно считать набор следующих геометрических фигур: голова - шар, туловище - прямоугольный параллелепипед, руки и ноги - усеченные конусы.
Сделайте соответствующие измерения и найдите полный объем своего тела: ,
где VГ - объем головы; VT - объем туловища; Vp - объем руки; Vн - объем ноги; lГ - обхват (длина окружности) головы; LТ, bT, сТ - длина, ширина и толщина туловища соответственно; Lp - длина руки от кончиков пальцев до плеча, lр1 и lр2 - обхват предплечья и ладони соответственно; Lн - длина ноги, lн1 и lн2 - обхват бедер и щиколотки.
Сравните вычисленный объем тела с объемом, полученным при погружении в воду.
Результаты занесите в таблицу «Познаю себя».
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОЩАДИ ПОВЕРХНОСТИ СВОЕГО ТЕЛА.
S(м2) = .
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛЫ ДАВЛЕНИЯ АТМОСФЕРЫ НА СВОЕ ТЕЛО.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДНЕЙ ДЛИНЫ ШАГА.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДНЕЙ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ СВОЕГО ТЕЛА НА ПОВЕРХНОСТЬ.
Проделайте пункты 1-3, наступив на бумагу влажной ступней (после душа). Ее отпечаток покажет истинную площадь опоры Sи. Сравните ее с S1.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОТЫ И МОЩНОСТИ РУК.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕХАНИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ ПРЫЖКЕ В ВЫСОТУ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДНЕЙ МОЩНОСТИ, РАЗВИВАЕМОЙ ПРИ БЕГЕ НА ДИСТАНЦИЮ 60 м.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДНЕЙ МОЩНОСТИ, РАЗВИВАЕМОЙ ПРИ ПРИСЕДАНИИ.
ИЗМЕРЕНИЕ МОЩНОСТИ, РАЗВИВАЕМОЙ ПРИ ПОДЪЕМЕ ПО ЛЕСТНИЦЕ.
ОЦЕНКА МАССЫ ГРУЗА, КОТОРЫЙ МОЖЕТ ПОДНЯТЬ ЧЕЛОВЕК.
1. Примем, что при подъеме тяжестей вы затрачиваете такое же количество энергии, что и при скоростном беге, тогда справедлива формула:, где M – масса человека, m – масса груза, h – высота поднятия груза.
2. Выразите m, вычислите массу груза.
3. Запишите ответ, сделайте вывод.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОГО ОБЪЕМА ЛЕГКИХ ЧЕЛОВЕКА.
1. Сделайте в шарик 10 спокойных выдохов через рот. Измерьте диаметр шарика d, вычислите его объем по формуле .
2. Рассчитайте дыхательный объем легких .
3. Повторите опыт 3 раза. Вычислите средний дыхательный объем легких.
4. Определите резервный объем выдоха, для этого сразу после спокойного выдоха еще раз максимально выдохните в шарик. Определите объем шарика.
5. Повторите опыт 3 раза. Вычислите среднее значение резервного объема выдоха, результаты занесите в таблицу.
6. Для определения жизненной емкости легких, сделайте глубокий вдох и выдохните в шарик. Не отнимая шарика ото рта, повторите действие 5 раз. Определите диаметр шарика d, рассчитайте объем шарика Vш.
7. Вычислите жизненную емкость легких .
8. Рассчитайте резервный объем вдоха по формуле Vрезерв.вдох = VЖЕЛ - Vдых +Vрезевр.выдох . Результат занесите в таблицу.
9. Вычислите теоретическое значение своей жизненной емкости легких (в литрах) по формуле VЖЕЛтеор = (H · 5,2 - N·0,022) - 4,2 - для юношей или VЖЕЛтеор = (H·4,1 - N·0,018) - 3,7 - для девушек; где H - рост (м), N - возраст (лет).
10. Для вычисления максимальной легочной вентиляции в течение 10 с, взяв шарик в рот, дышите часто и глубоко. Измерьте диаметр шарика. Вычислите его объем Vш.
11. Вычислите максимальную легочную вентиляцию по формуле VМЛВ = 6·Vш.
12. Вычислите максимальную легочную вентиляцию, представляющую норму для вашего возраста по формуле: VМЛВтеор = (H·1,34 - N·1,26) - 21,4 - для юношей или
V МЛВтеор = (71,3 - N ) ·S - для девушек ( S - площадь поверхности тела; m - масса тела).
14. Сделайте вывод.
15. Результаты занесите в таблицу «Познаю себя».
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НЕРВНОГО ИМПУЛЬСА ЧЕЛОВЕКА.
1. Один из участников опыта прижимает вертикально расположенный деревянный метр к стене так, чтобы середина метра находилась на уровне отметки на стене.
2. Затем, отвлекая внимание стоящего рядом партнера, отпускает метр в свободное падение. Второй участник должен остановить падение метра, прижав его к стене, так быстро, как сможет.
3. Отметив новое положение середины метра, измерьте длину его полета h по расстоянию между метками.
4. Вычислите время реакции t по формуле .
ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ГЛАЗА.
На листе белой бумаги начертите темный кружочек (слева) и крестик (справа), на одной горизонтали на расстоянии 6-8 см друг от друга. Закрывая правый глаз, смотрят пристально левым глазом на крестик. Медленно приближая (или удаляя) от него рисунок, находят такое положение, при котором темный кружочек перестает быть видимым. В этот момент изображение кружка попадает на слепое пятно левого глаза. Затем закрывают левый глаз, а правым смотрят на кружочек и обнаруживают слепое пятно в правом глазу.
Повернитесь в сторону какого-нибудь темного предмета и поднесите к глазу плоское зеркало. Наблюдая в зеркало изображение своего глаза, заметьте размер зрачка. Затем повернитесь в сторону хорошо освещенного предмета (ярко горящей лампы) и посмотрите в зеркало. Как изменились размеры зрачка? Опыт повторите несколько раз.
Посмотрим одним глазом то на карандаш, расположенный от глаза на расстоянии 15-20 см, то на какой-нибудь удаленный предмет за окном. При рассматривании предмета, карандаш, находящийся в поле зрения, кажется немного расплывчатым и, наоборот, при переводе взгляда на карандаш расплывчатым кажется предмет. Каждый глаз обладает аккомодацией в определенных пределах, ограниченных двумя точками - ближнего и дальнего ясного видения.
Чтобы определить положение ближней точки, медленно подносите к глазу (другой закрыт) страницу книги с текстом до тех пор, пока буквы перестанут быть ясно видимы. Лентой измерьте расстояние от книги до глаза.
Удаляя текст книги на несколько метров, найдите положение, при котором буквы перестают быть ясно видны. Измерительной лентой измерьте расстояние от глаза до книги. Запишите полученные результаты. Проделайте опыт несколько раз, запишите результаты. Вычислите среднее значение ближней и дальней точек ясного видения.
1. Сверните из бумаги трубку в форме конуса длиной 15-20 см.
2. Посмотрите на рис.2.
3. Переводя взгляд вдаль или надавливая на одно из глазных яблок, пронаблюдайте
за изменением изображения. Опишите, что вы увидели.
4.Приставьте трубку широкой стороной к правому глазу, а к левому на уровне узкой части раструба приставьте ладонь. Смотрите обоими глазами так, чтобы взгляд левого глаза был направлен на ладонь, а правого - в раструб. Опишите, что вы увидели.
5. Изучение особенностей бинокулярного зрения.
1. Один из участников опыта вкалывает 2 булавки в верхнюю часть деревянного бруска на некотором расстоянии друг от друга и, загородив опору ширмой, поворачивает устройство так, чтобы булавки оказались примерно на одном луче зрения.
2. Другой участник опыта, поочередно глядя на булавки то одним, то другим глазом, должен определить, какая из булавок находится ближе к нему.
3. Сравните результаты предыдущего опыта с результатом, полученным при рассматривании булавок обоими глазами.
4. Сделайте вывод о преимуществе зрения двумя глазами для оценки глубины расположения предметов.
5. Установите примерно на одном луче зрения булавку и штатив.
Глядя на булавку обоими глазами, наблюдайте, что будет происходить с изображением штатива.
6. Фиксируя взглядом штатив, пронаблюдайте, что происходит с изображением булавки.
7. Повторите опыты, по очереди закрывая то один глаз, то другой.
Галка в чужих перьях
По морям вокруг Земли
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Весенняя сказка
Мать-и-мачеха