Конкурсная работа на XXI региональные краеведческие чтения имени Юдина. Призер: 2 место. Изучались на основе архивных документов обстоятельства открытия и деятельности первой в городе Козельске мужской гимназии.
Вложение | Размер |
---|---|
Учиться и жить есть одно и тоже | 535.43 КБ |
XXI ОБЛАСТНЫЕ КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ ПАМЯТИ АЛЕКСАНДРА ДМИТРИЕВИЧА ЮДИНА
Секция «Города и веси»
УЧИТЬСЯ И ЖИТЬ
ЕСТЬ ОДНО И ТОЖЕ
Автор работы:
Ученица 8 «б» класса
МКОУ КСОШ№3
Лемешкина Виктория Романовна
Город Козельск
Научный руководитель:
учитель истории и обществознания
высшей категории
МКОУ КСОШ №3
Дерябина Лариса Анатольевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
Содержание…………………………………………………………………..1
1.Введение…………………………………………………………………….2
1.1.Цели и задачи работы……………………………………………………2
1.2.Начало…………….………………………………………………………3
2. Деятельность гимназии
2.1 Открытие……………. .…………………………………………………..5
2.2. Временное помещение………………………………………………….6
2.3. Директор……………………………………….…………………………9
2.4. Ученики и учителя……………………………………………….………12
3. Заключение…………………………………………………………………17
4.Список использованных источников и литературы……………………...18
5.Список приложений……………………………………………...…………17
Введение
Меня как школьницу всегда интересовало: как обучались мои сверстники раньше - в далекую дореволюционную пору, и не где-нибудь, а здесь, в Козельске.
За информацией я обратилась к книге известных козельских энтузиастов-краеведов Н.Н.Анисимова и В.Н.Сорокина «Козельск» (кто же лучше знает историю моего родного города, как не эти известные козельские историки-краеведы!). Читаю о городских гимназиях: «В 1890 году в Козельске была открыта женская прогимназия, которая в 1909 году была преобразована в женскую гимназию с восьмым педагогическим классом.…В 1911 году в Козельске открылась мужская гимназия» [1] И еще на странице 52 этой замечательной книги размещена фотография здания женской гимназии. Но о мужской сведений не было практически никаких, ничего не знали о ней и в местном краеведческом музее. Я посчитала актуальной эту тему исследования не только потому, что она не изучена, но и потому что для современных школьников важно знать и понимать, как жили и учились наши прадеды. Я решила отправиться в Калужский областной архив и попробовать рассказать, используя документальные свидетельства, историю Козельской мужской гимназии.
1.1. Цели и задачи работы
Цель работы: Поскольку о мужской козельской гимназии не известно практически ничего (кроме даты открытия), насколько возможно полнее исследовать документы по истории первой и единственной в городе Козельске мужской гимназии и, таким образом, восполнить недостающие факты из истории моего города.
Предмет исследования: деятельность, особенности существования, место Козельской мужской гимназии в образовательной системе Козельского уезда.
В работе в основном были использованы материалы Государственного архива Калужской области (фонд 778 описи 1,2), изучены Памятные книжки и адрес-календари Калужской области за 1913-1917 гг. (в формате электронного ресурса), монографии Анисимова В. Н. Сорокина В.Н. «Козельск» и Филимонова В. А. Антиковеды – авторы «Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона» в коммуникативном пространстве Н.И. Кареева // Диалог со временем. 2012. (Вып. 41), дневник Огаркова В.Ф. Материалы дневника (от 9.03. (22.03.) 1913 года) (Электронный ресурс).
Своим личным вкладом в решении избранной проблемы считаю изучение неисследованных страниц истории города Козельска, открытие нового имени (Дмитрия Дмитриевича Каринского), пополнившего список достойных и известных козельчан, а также определение места предполагаемого строительства здания гимназии.
1.2. Начало
В годовщину празднования всей страной 50-летнего юбилея освобождения крестьян от крепостной зависимости на съезде козельской уездной земской управы было принято решение: « В честь 50-летия освобождения крестьян ассигновать 3000 рублей для образования неприкосновенного капитала, проценты с которого должны служить для стипендий неимущих крестьян Козельского уезда в будущем мужском средне-учебном заведении.(120 руб.)»[2] Причем, первоначально в городе планировалось открыть реальное училище: «Собрание, соглашаясь с председателем собрания, нашло желательным иметь в городе Козельске взамен предложенного реального училища классическую гимназию, ассигновать ежегодно к предполагаемому открытию гимназии – 600 руб.»[3] Козельское общество ранее желало видеть в городе среднее образовательно учреждение в виде реального училища, которое отличалось от гимназии большей естественно-технической направленностью; в гимназии предпочтение отдавалось гуманитарным предметам и языкам. Окончательный выбор в пользу гуманитарного учреждения, видимо был сделан потому, что в городе уже было ремесленное учреждение образования: низшая ремесленная школа. В соответствии с принятым решением под строительство гимназии был отведен участок земли: « В Собрании единогласно постановили: сделать отчуждение в пользу казны под постройку Козельской мужской гимназии участка городской общественной земли, находящейся на городском валу против церкви Успенского собора между зданием городского общественного бассейна и городским зданием, занятым в настоящее время пожарной командой, то есть местность, занимаемая в настоящее время сенной площадью во всю ея ширину, то есть по самую проезжую дорогу, идущую от тоннеля железной дороги на торговую площадь»[4] До постройки здания гимназии на обозначенном участке город обязался предоставить временное помещение и ассигновать ежегодно на содержание гимназии 600 рублей.
Собрание думы постановило избрать от города особую группу, которую уполномочивают ходатайствовать вместе с директором народных училищ Козельской губернии Петром Степановичем Богдановым перед Министерством народного Просвещения об открытии в городе Козельске мужской гимназии, в первую очередь для чего депутаты должны отправиться в город Санкт-Петербург и лично ходатайствовать перед Министром Народного Просвещения.
Но, к сожалению, так всеми горожанами ожидаемая гимназия с самого начала своего существования начала испытывать трудности. Даже участок земли, выделенный для ее постройки, долго не могли подобрать в соответствии со всеми требованиями и пожеланиями.
«Означенный участок земли: На Соборной площади против церкви Успенского собора между зданиями городского общественного бассейна и городским зданием, занятым пожарной командой и дополнительного к нему участка городской общественной земли на Соборной площади, т.е. весь участок под базарной Сенной площадью и занятие ее под гимназию создаст для города большие стеснения»[5]
После нового голосования, 14 голосами из 19 постановили: заменить участок на новый: место на Соборной площади и находящееся под зданиями мужской и женской богаделен, под двумя воинскими кухнями, под огородом при богадельнях и под частью городского сада, прилегающего к этим зданиям. На карте города Козельска отмечены все предполагаемые участки для строительства гимназии (Приложение I).
Директор Козельской мужской гимназии Дмитрий Дмитриевич Каринский с радостью сообщает попечителю Московского Учебного округа (26 января 1915 года): «Новый участок вполне соответствует интересам вверенной мне гимназии, находится в лучшей части города, имеет очень удобную форму, стоит в здоровой красивой местности с прекрасным видом на Оптину пустынь, сосновый бор и луг, по берегам реки Жиздры, имеет живые хорошие древесные насаждения и прилегает к остающимся за городом части городского сада»[6] Но гимназии не повезло и с этим земельным проектом: 16 июля 1915 года собственники богаделен Иван Николаевич и Александра Кирилловна Беляевы не согласились с новыми планами городской Думы по поиску нового земельного участка под строительство гимназии.
«Заявление почетных граждан города Козельска (от 16 июля 1915 года) Александры Кирилловны и Ивана Николаевича Беляевых об их несогласии на перенос богаделен, построенных на их деньги»[7] 17сентября 1915 было принято решение Козельской городской Думой выделить новый участок – 3,5 тыс. кв. саженей (сзади Благовещенской улицы). Предполагалось выкупить землю у домовладельцев Николая Егоровича Чурилина (за 800 руб.) и Александра Алексеевича Меркулова (за 1000 руб.) До тех пор, пока произойдет процедура оформления земельных участков в городскую собственность, городской голова Николай Семенович Еремеев предложил от имени города арендовать для гимназии временное помещение.
2.2. Открытие:
Об особо торжественном, радостно-приподнятом настроении в первый день работы Козельской мужской гимназии красноречиво свидетельствует «Акт об открытии козельской мужской гимназии»[8] Согласно Акта, открытие произошло 8 сентября 1913 года, начавшись с молебна перед иконой Калужской Божьей Матери о здоровье императора и царствующего дома. На торжественном открытии присутствовали почетные гости: попечительница женской гимназии княгиня Елизавета Николаевна Оболенская, директор народных училищ Калужской губернии Петр Степанович Богданов, козельский уездный предводитель дворянства Николай Алексеевич Домогацкий, городской голова города Козельска Николай Семенович Еремеев со всеми членами Городской Управы, инспектор народных училищ Александр Павлович Колечицкий, начальница женской гимназии Варвара Николаевна Денибек, уездный исправник Николай Эрнестович Мантейфель, представители правительственных и общественных учреждений города. После объявления гимназии открытой, глава города Н.С.Еремеев предложил отправить императору Николаю II телеграмму с благодарностью за открытие в Козельске гимназии и с ходатайством о присвоении ей наименования «Романовской» «в память исполнившегося в текущем году 300-летия благополучного царствования ДОМА РОМАНОВЫХ. Все присутствовавшие восторженно приветствовали это предложение и просили исполнить народный гимн»[9] Затем директор прочитал «историческую записку» об учреждении в городе Козельске мужской гимназии, в которой было объявлено о том, что в I - класс гимназии зачислено 34 человека и во II – 17; прошений же о поступлении было 70.
Закончилось открытие гимназии раздачей учащимся от города гостинцев и юбилейных брошюр в память 300-летнего царствования Дома Романовых издания юбилейной комиссии. Акт собственноручно подписали все присутствовавшие почетные гости. После столь торжественного, немного помпезного открытия долгожданного учебного заведения – мужской гимназии (второй по счету на тот момент в Калужской губернии вместе с Мосальской мужской гимназией), начались учебные, как скоро выяснилось, непростые учебные будни.
2.2. ВРЕМЕННОЕ ПОМЕЩЕНИЕ
Помещение для гимназии было отведено во втором этаже двухэтажного каменного с деревянной пристройкой здания, в нижнем этаже которого помещается пекарня, булочная, квартира хозяйки булочной, арендующей это помещение у городского головы Н.С.Еремеева.
В помещении гимназии вели две лестницы: каменная со двора через деревянную пристройку и деревянная с площади. Само помещение имело только 5 комнат, которые по своим размерам могли служить размещенным в них классах, учительской и рекреационных помещений. Но в этом помещении не могли быть размещены 5 классов, для которых город Козельск обязался дать временное помещение, в том числе никто из служащих гимназии не мог получить квартиры. Только под деревянной лестницей было помещение для низших служителей. Печи гимназии были не в порядке, о чем городской голова был поставлен в известность.
Не изменилась ситуация с состоянием классных помещений гимназий, о чем директор гимназии Д.Д.Каринский постоянно (впервые уже через две недели после открытия) пишет в Козельскую городскую Думу и Козельскую управу:
«…Учение в гимназии начались давно, наступает холодное и сырое время года, а между тем работы по приспособлению временного помещения давно прекращены господином Еремеевым, несмотря на неоднократные просьбы ускорить их, до сих пор не возобновляются. В связи с чем, считаю вынужденным в интересах дела и охранения здоровья учащихся обратиться уже к Козельской городской управе взять на себя заботы о немедленном завершении неоконченных работ (список прилагается)»[10]
13 мая 1914 года Дмитрий Дмитриевич Каринский пригласил осмотреть помещение, временно занимаемое гимназией, архитектора Московского учебного округа Николая Павловича Никитина (при этом мероприятии городской голова Н.С.Еремеев присутствовать не пожелал). После тщательного осмотра, проверяющие составили неутешительное заключение (из многочисленных нарушений я выделяю наиболее существенное): «Найденное состояние полов внушает самое серьезное опасение возможности их обвала во время занятий, что может повлечь несчастия с людьми.…Через пол дамской учительской, из пекарни, проникают газы…Печи во многих местах дали трещины, некоторые такой толщины, что во время занятий учащиеся могут видеть огонь…»[11] (Приложение YI)
Директор гимназии долго и терпеливо борется с уездной бюрократией, требуя улучшения состояния учебных помещений. Он регулярно обращается с постоянными настойчивыми прошениями об улучшения ситуации, как в самом временном помещении, так и в строительстве обещанного городом еще в 1913 году постоянного помещения для гимназии. Но в 1915 году даже это, неприспособленное для учения помещение перестало удовлетворять требованиям растущего гимназического братства.
«Покорнейше прошу принять необходимые меры для подыскания дополнительного помещения для вверенной мне гимназии, так как возобновление учебных занятий вследствие неготовности помещений недопустимо. Осенью 1915 г IV класс не может быть открыт, если Козельское городское управление не отведет дополнительное помещение. Должен быть открыт IV класс, но нет комнаты под него, так как оставшиеся в настоящий момент свободные помещения играют роль актового и рекреационного зала; в них происходят общая молитва и в ней ученики завтракают в большую перемену. В I и II классах воздушного пространства на 1 учащегося приходится 0,45-0,47 куб. саженей, вместо требуемых минимум 0,75»[12]
После многих проволочек и неоднократных обещаний исправить ситуацию Чрезвычайное собрание Козельской городской Думы 13.05.1915 г. постановляет: «произвести постройку нового деревянного здания для дополнительного помещения Козельской мужской гимназии и разрешить Городской управе приступить теперь же к заготовке необходимых строительных материалов на вышеозначенную стройку»[13]
Но и вновь отстроенное здание грозило новыми неприятностями: «Прошу командировать представителя полиции в новое помещение гимназии для составления протокола об обвале во время уроков штукатурного карниза обвалом грозят и другие части карнизов и потолка»[14]
Так и просуществовала мужская гимназия Козельска в этих помещениях вплоть до 6 декабря 1918 года, когда её бессменный директор, после всех потрясений, вызванных двумя революциями и Первой мировой войной, которые он пережил в Козельске, разделив с ее жителями все тяготы военного времени, отправился в Москву для работы в 41-ой Советской трудовой школе, что располагалась в Колпачном переулке, в самом центре Москвы, на Покровке.
ДИРЕКТОР
Дмитрий Дмитриевич Каринский, ставший согласно его формулярному списку, директором Козельской мужской гимназии, человеком был явно незаурядным. Родившись 31 декабря 1867 года в семье столоначальника Московского сиротского суда, в 1894 году он закончил историко-филологический факультет Московского университета с оценками по всем предметам «весьма удовлетворительно»- поэтому 23.08.1891 г. Д.Д. Каринский удостоен диплома первой степени со всеми правами и преимуществами[15]
В1891- 1894 годах, согласно свидетельству о явке к исполнению воинской повинности, зачислен в ратники ополчения второго разряда[16] До 1901 года проработал в Третьем Московском кадетском корпусе, будучи и преподавателем истории и инспектором в Московском Елизаветинском женском институте (Приложение III), одновременно преподавая в Лазаревском институте и Земельной школе.
Самым удивительным оказался тот факт, что Дмитрий Дмитриевич Каринский был широко известен в России: долгое время (с 1896 по 1907 год являлся сотрудником редакции энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона), а также был членом множества важных педагогических сообществ.
«По имеющимся данным, Каринский – москвич, его фамилия фигурирует в списках членов «Московской Комиссии по организации домашнего чтения», «Педагогического общества при Московском университете» и участников съезда деятелей по сельскохозяйственному образованию. В дальнейшем, Каринский работал преподавателем истории в гимназических классах Московского Лазаревского института восточных языков и (по крайней мере, до 1917 г.) директором Козельской мужской гимназии. После революции его следы теряются, время и место смерти определить не удалось»[17]
«Еще меньше биографических сведений удалось собрать о Дмитрии Дмитриевиче Каринском (1867–?), который активно сотрудничал с редакцией «Словаря» на протяжении всего времени его существования (в «Списке гг. сотрудников…» – с 10 по 80 полутом, за исключением 18–28), опубликовал 73 статьи, из которых 32 по античной истории, в том числе отнесенные редакцией к числу «наиболее значительных»[18] (Приложение IY).
В начале лета 1913 года Д.Каринский познакомился с известным в России политическим деятелем Федором Васильевичем Огарковым – членом Государственной думы, городским головой города Усмань Тамбовской губернии, братом известного до революции писателя В.В. Огаркова, который подыскивал себе в городскую гимназию Усмани директора. «… В Москве у сестры устроил «смотр директоров» по вопросу о замене Ротшера (директора гимназии Усмани на тот момент) другим более идейным и интеллигентным человеком… Из всех лиц более всех мне понравился Дмитрий Дмитриевич Каринский (бывший инспектор женского института) … Теперь вопрос в том, удастся ли его устроить в Усмани…»[19] Устроиться в Усмани, по-видимому, Дмитрию Дмитриевичу не удалось: 12 июля 1913 г. он был назначен на должность директора Козельской гимназии.
В профессии Д.Д.Каринский сделал блестящую карьеру – награжден: орденами - Святого Станислава 3 степени, Святой Анны 2 степени, святого Владимира IV степени; медали: Серебряная медаль в память Священного коронования государя императора, Бронзовая медаль в память 300-летия дома Романовых, Светлобронзовая медаль на ленте ордена Белого Орла за деятельность по допризывной подготовке лица, подлежащего приему в войска; денежными премиями. Начав свою службу (в 1896 году) в чине титулярного советника (IX класс), к 1917 году состоял в чине статского советника (что соответствует V классу табели о рангах Российской империи)
В целом и личная жизнь Дмитрия Дмитриевича наверняка удалась - прекрасная семья: в 1894 г. 1 июня он женился на дочери студента Московского университета Ольге Ниловне Основской. В год назначения в Козельск его детям: Игорю было 18, Дмитрию 15, Георгию 14 лет; дочери Ольге всего 3 года. Работал в Козельске, совмещая должности директора мужской гимназии и Председателя педагогического совета женской гимназии. Выполнял свои обязанности с присущим ему тщанием и усердием, борясь с местными чиновниками и бюрократами, отстаивал права детей на нормальные условия для получения образования. Изучая документы по гимназии, постоянно встречала его обращения, прошения, требования, жалобы во все мыслимые инстанции вплоть до Министерства просвещения, желая улучшить условия в гимназии, болея душой за доверенное ему дело.
«6.08.1916 Его Превосходительству господину Калужскому Губернатору
От Козельской городской головы я получил предупреждение о возможности занятий для расквартирования дополнительного состава 63 и 64 команды выздоравливающих в помещении вверенного мне учебного заведения.
Считаю долгом сообщить Вам как председателю Губернского распорядительного комитета следующие данные об оставлении в пользовании вверенной мне мужской и женской гимназии. Козельские средние учебные заведения вынуждены довольствоваться крайне тесными помещениями совершенно не удовлетворительными требованиями»[20]
По многим его требованиям принимались положительные решения, но меньше проблем все равно не становилось.
Но не менее, а быть может, и большие страдания причиняла козельскому директору мужской гимназии долгая разлука с семьей, в сентябре 1916 года он обращается с прошением: «11.09.1916 г. Его Превосходительству господину Попечителю Московского учебного округа.
Со времени назначения меня директором вновь открытого 1 июля 1913 года в составе двух первых классов Козельской гимназии я был вынужден, поселившись в Козельске, оставить семью в Москве, т.к. все три моих сына учились в таких классах гимназии, которых не было во вновь открытой вверенной мне гимназии…. Тягостность жизни в разлуке с семьей, необходимое влияние отца…. Крайняя трудность в материальном отношении жизни на два дома, в Москве и Козельске, особенно при современной крайней дороговизне, заставляет меня беспокоить Ваше Превосходительство почтительнейше просить об оказании мне содействия в перемещении меня директором одной из казенных гимназий с полным составом классов, чтобы я мог перевезти к себе сыновей и получить возможность жить совместно с семьей. Состояние же здоровья моего заставляет меня ходатайствовать о перемещении меня в южные или юго-западные районы (России)»[21] Но, по-видимому, в переводе ему было отказано, поскольку Дмитрий Дмитриевич Каринский оставался директором гимназии до декабря 1918 года, вплоть до перевода его уже новыми Советскими властями в Москву.
2.4. Ученики и учителя
Начиная работу над уточнением состава педагогического коллектива преподавателей гимназии, мною были изучены Памятные книжки и адрес-календари Калужской губернии за исследуемый период (1913-1917 гг.). Выяснилось, что в Козельском уезде работали учебные заведения: женская и мужская гимназии, городское четырёхклассное училище (с 1915 года Высшее начальное училище), Дудинское городское четырехклассное училище имени Николая и Романа Булгаковых, Ремесленная школа (с 1916 года Низшая ремесленная школа), три 2-х классных уездных училища (с 1915 – 5 училищ, с 1916 года – 7), 3 приходских училища (2 мужских и 1 женское),1 начальное училище, Кстищенское одноклассное училище (с 1915 г.), 1 церковно-приходская школа, учительская семинария (с 1916 года). В этих учебных заведениях работало до 91 преподавателя и законоучителя (преподавателя закона Божьего). Из 11 уездов Калужской губернии по численности населения и территории Козельский уезд находился на 5 месте. Вместе с тем в Козельске была основана вторая в Калужской губернии (после Мосальска) мужская гимназия (помимо Калуги), в Козельске самое крупное (из уездных) ремесленное учебное заведение – 103 учащихся. То есть, в Козельском уезде образовательная система была достаточно хорошо развита. Проблема с получением образования в губернии (как впрочем, и по всей России) была острой – на 1000 человек 330 грамотных мужчин и 86 женщин.[22] Поэтому, открытие в 1913 году мужской гимназии было очень своевременным.
На момент открытия (в соответствии с Требовательными ведомостями на выдачу заработной платы служащим и преподавателям, сентябрь 1813 год) в гимназии работали:
1. Каринский Дмитрий Дмитриевич – директор
2.Александр Пригон – учитель математики
3.Михаил Карастылев – учитель природоведения и географии
4.Евгений Комаровский – учитель графических искусств
5. Николай Родякин – учитель пения
6.Помощник классного наставника – Петр Сальников
7.Валентин Козлов – учитель гимнастики
8.Николай Розов – письмоводитель[23]
Как видим, преподавателей было немного, видимо некоторые из них совмещали сразу несколько должностей, что и подтверждают Памятные книжки Калужской губернии, где некоторые фамилии упоминаются при характеристике сразу нескольких учебных заведений.
При составлении списка преподавателей гимназии на постановку на учет для получения продовольствия (за 1918 год) мы видим уже гораздо больший состав (жирным шрифтом выделены преподаватели, работавшие со дня основания гимназии) (Приложение II). Д.М. и А.В. Никольские работали в гимназии с 1915-1917 гг., Н.И.Любимов – врач, перешел из церковно-приходской школы в гимназию в 1916 году. К сожалению, об остальных преподавателях нет никаких данных – они только начали работу в гимназии в 1918 году. В разное время в Козельской мужской гимназии преподавали: Надежда Антоновна Бадьева (1915-1917 гг.), Ольга Николаевна Никольская (1917 г.), Алексей Иванович Покровский (1917 год), Павел Дмитриевич Семеновский (законоучитель) (1917 год).
В первый свой учебный год Козельская мужская гимназия приняла в I - класс 34 человека и во II – 17. Причем отбор был весьма строгим: из 70 поданных прошений через горнило вступительных экзаменов в I-II прошло только 51 будущий гимназист. Вступительные испытания начались практически за месяц до открытия гимназии, на что директор гимназии испросил разрешение попечителя Московского учебного округа: «13.08.1913 Его Превосходительству Господину Попечителю Московского учебного округа. Имею честь просить Ваше Превосходительство разрешить производство назначенных на 21 и 22-е число текущего августа приемных испытаний в I и II классы вновь открываемой Козельской мужской гимназии следующим лицам:
- по закону Божию священнику Алексею Ненарокомову;
- по русскому языку инспектору Козельского высшего начального училища К.П.Халкину;
- немецкому языку преподавательнице Козельской женской гимназии М.В. Архангельской, имеющей звание домашней наставницы по немецкому языку»[24]
Испытательные экзамены проводились еще и по математике, предлагаю попробовать решить задания по математике для поступающих в 1913 году в I класс Козельской гимназии: «Виноторговец купил 72 бочки вина по 28 ведер в каждой, по 10 рублей за ведро; из этого вина он продал покупателям по 35 ведер каждому, по 12 рублей за ведро, а оставшееся вино разлил в бочонки по 18 ведер в каждом. Сколько потребовалось ему бочонков, и сколько он получил прибыли от проданного вина?» (Приложение YII).
Сравним задание из учебника за 1 класс современной школы «У Саши в конструкторе зеленых деталей было столько же, сколько желтых. Для машинки он взял 8 зеленых деталей и 10 желтых. Каких деталей зеленых или желтых осталось в конструкторе меньше и на сколько?» Как видим, уровень сложности решаемых задач в дореволюционной России был неизмеримо выше. Впрочем, некоторые учащиеся сначала обучались дома, в одноклассном училище или церковно-приходской школе.
Воскресенья и дни великих православных церковных праздников являлись неучебными днями. Зимние каникулы ("вакации") продолжались две недели, а летние каникулы у гимназистов в то время были менее продолжительными, чем у нынешних школьников, и продолжались всего шесть недель. Типовой гимназический устав гласил, что "в гимназии и прогимназии обучаются дети всех состояний, без различия звания и вероисповедания". В большинстве своем российские гимназии, не были сословными учебными заведениями. Так, изучая прошения об освобождении от оплаты за учебу, поданные родителями гимназистов, отмечен разнообразный сословный состав: чиновники, дворяне, крестьяне, мещане, военнослужащие, сельские обыватели, интеллигенция. Из 123 учащихся (на 9 декабря 1917 года) около 37 было освобождено от оплаты за учебу. Содержание же Козельской мужской гимназии обходилось казне в 28873 рубля 21 копейку.[25] Заработная плата директора гимназии составляла в месяц 144 рубля, преподавателя от 12 до 50 рублей[26](Приложение Y). Из 123 воспитанников в I классе обучалось 27 человек, в IV – 25,во II-III классах – 71 человек, V класс так и не был открыт (нет помещения)[27]
Обучение в российских гимназиях было платным, так в Козельской мужской гимназии плата за год обучения составляла 40 рублей (35 рублей – средняя зарплата работника полиции, 11 рублей – пособие семье фронтовика, земская акушерка получала в месяц 30 рублей).[28] По решению педагогического совета от оплаты за ученье освобождались "заслуживающие того по своему поведению и прилежанию дети совершенно недостаточных родителей". Дети работников Министерства Просвещения от уплаты за обучения освобождались. Бедным ученикам, отличавшимся успехами в учебе и поведении, давалась ежегодная стипендия.
В Козельской мужской гимназии была трогательная история об одной из стипендий – именной. По просьбе инспектора высшего начального училища Константина Петровича Халкина было принято решение о назначении стипендии «…имени скоропостижно скончавшегося в ночь с 27 на 28 сентября ученика V класса гимназии Кости Халкина – его сына. Стипендиальный капитал (одна тысячерублевая облигация 5,5 % краткосрочного военного займа 1915 г.). % от означенного капитала предоставляется на выплаты одного из недостаточных учеников Козельской гимназии преимущественно из детей чиновников. Срок пользования лица стипендией зависит от Педагогического Совета гимназии. Положение утверждено в Москве 12.10.1916 года»[29]
Поскольку изучаемый нами период работы гимназии практически совпал с тяжелым для страны временем – шла I мировая война (тогда именуемой Великой Отечественной), то заметно особое внимание, которое уделялось детям фронтовиков. В феврале 1917 года решением Козельского Земского собрания была учреждена стипендия детям георгиевских кавалеров (награжденных орденами Святого Георгия) - 200 руб., из которых 100 рублей на стипендию мужской и 100 рублей женской гимназии. В гимназии также организовывались трудовые дружины для помощи в полевых работах семьям призванных на войну (воспитанники трудились и на огородах для снабжения овощами воинов, убирали сено и урожай).
Но трудности военного времени оказались пустячными по сравнению с последствиями свершившихся в России в 1917 году двух революций – Февральской и Октябрьской. Финансово-хозяйственное положение гимназии стремительно ухудшалось. Документы свидетельствуют о том, что не хватало самого необходимого: «В Козельский продовольственный комитет (сентябрь 1917 г.) Для получения возможности давать учащимся во время больших перемен горячий завтрак и чай… прошу сделать распоряжение выдать карточки на сахар для обучающихся..»[30] «26.10.1917 г. Уездный продовольственный комитет сообщает, что чай, реквизированный у наследников козельского купца Гайдукова, весь передан в распоряжение Козельской городской управы, куда за получением такового Вам и следует обратиться»[31] Просьбы о сахаре, чае, мучной пыли для оклейки окон, спичек, мыла множатся, но ответы все чаще сопровождаются отказом. Последний раз в официальных документах Козельская мужская гимназия упоминается (уже как бывшая) 30.10.1918 года. В следующем (по хронологии) документе – 11 ноября 1918 года - она упоминается уже как II Советская школа II ступени.[32]
Недолгая история Козельской мужской гимназии завершилась. Наступили новые времена, в которых о гимназиях почти забыли.
3. Заключение
Начиная свою исследовательскую работу по изучению истории Козельской мужской гимназии, я не ожидала, что эта история меня так глубоко тронет. Желая рассказать неизвестную часть истории моего города, я оказалась вовлечена в бесконечно интересный водоворот событий, сыгравших важную роль в жизни их участников. Кто мог ожидать, открывая страницы более чем столетней давности, наткнуться там на живое дыхание человеческих судеб, страстей и характеров? «Козельская мужская гимназия». Словосочетание больше похожее на строгую табличку на фасаде здания, чем на интересную тему для исследования. Когда мне мой научный руководитель предложила эту тему для исследования, - я, честно говоря, сомневалась, - не будет ли оно казенно-скучным? Но эта работа захватила меня с первых дней, границы познанного постоянно раздвигались, хотелось узнать больше и больше о жизни людей не такого и далекого, но уже так мало знакомого времени. Я считаю, что ответила на главные поставленные перед собой вопросы:
1.Уточнила дату открытия Козельской мужской гимназии, - одного из главных учебных заведений Козельского уезда:8 сентября 1913 года (а не в 1911 году, как в известной книге В.Н.Сорокина и Н.Н.Анисимова «Козельск»);
2.Открыла новое имя блестящего, известного в дореволюционной истории России историка Дмитрия Дмитриевича Каринского для города Козельска и козельчан.
3.Исследовала деятельность Козельской мужской гимназии, восстановила списочный состав работников учреждения.
4.И, что для современных козельчан-краеведов и интересующихся историей своей Малой Родины будет очень интересным, определила предполагаемое место строительства гимназии, отметив его на карте города.
Но еще больше интересных проблем и задач встали передо мной: хотелось бы так же подробно познакомиться с историей других общеобразовательных учреждений города Козельска, список которых я привела в своей работе, а в будущем даже возможно опубликовать сборник работ по истории образовательных учреждений дореволюционного Козельского уезда, я бы назвала его (с помощью выдающегося русского врача-хирурга Николая Ивановича Пирогова) так же как и эту свою работу «Учиться и жить есть одно и то же».
Список использованных источников и литературы:
Неопубликованные:
1.Фонд 778 опись 1:
- дело №2 «Расписание о доходах по Министерству Народного Просвещения на 1914 год по Козельской гимназии»;
- дело №11 «Дело о сдаче экзаменов на звание учительницы начальной школы Розовой Юлии Владимировны»;
- дело №19 «Личное дело о службе законоучителя Ненарокомова Алексея»;
- дело №22 «Формулярный список директора Козельской мужской гимназии Каринского Дмитрия Дмитриевича (27.11.1913 – 1.08.1914 гг.);
- дело №23 «Требовательные ведомости на выдачу заработной платы служащим и преподавателям гимназии»;
- дело №31 «Дело о стипендии Кости Халкина»;
- дело №36 «О педагогической комиссии и о разных мерах, вызванных войной»;
- дело №47 «Прошение родителей об освобождении их детей от платы за обучение в 1915-1916 учебном году (2.08.1915- март 1918 гг.)»;
- дело №66 «Экзаменационные списки и работы учеников Козельской мужской гимназии»;
-дело №71 «О георгиевских стипендиях (5.01.1917 – 19.06.1917 гг.)»;
- дело №76 «Переписка с разными учреждениями и лицами»;
- № 77 «Прошения разных лиц о допущении их к сдаче экзаменов на звание аптекарских учениц с приложением свидетельств на образование (20.01.1917 – 16.08.1917)»;
2.Фонд 778 опись 2:
- дело №4 «Выписки из журналов очередных собраний Козельской городской Думы о постройке в городе Козельске нового здания для Козельской мужской гимназии (22.01.1915 – 16.09.1917 гг.)»;
-дело № 10 «Дело по регистрации общества вспомоществления недостаточным ученикам»;
- дело №11 «Список учеников Козельской мужской гимназии 2-ой ступени»
Опубликованные:
1. Филимонов В. А. Антиковеды – авторы «Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона» в коммуникативном пространстве Н.И. Кареева // Диалог со временем. 2012. (Вып. 41. с. 139-164.)
2.Огарков В.Ф. Материалы дневника (от 9.03. (22.03.) 1913 года) Электронный ресурс, - Ibyu.narod.ru.
3.Памятная книжка Калужской губернии и адрес-календарь на 1913 год Электронный ресурс, - (docviwer.yandex.ru. 1913 kalug.pdf)
4. Памятная книжка Калужской губернии и адрес-календарь на 1914 год Электронный ресурс, - (docviwer.yandex.ru. 1914 kalug.pdf)
5. Памятная книжка Калужской губернии и адрес-календарь на 1915 год Электронный ресурс, - (docviwer.yandex.ru. 1915 kalug.pdf)
6. Памятная книжка Калужской губернии и адрес-календарь на 1916 год Электронный ресурс, - (docviwer.yandex.ru. 1916 kalug.pdf)
7. Памятная книжка Калужской губернии и адрес-календарь на 1917 год Электронный ресурс, - (docviwer.yandex.ru. 1917 kalug.pdf)
8.Анисимов Н.Н., Сорокин Н.Н. Козельск, - Тула: Приокское книжное издательство, 1967 год. - 176 стр.
Список приложений:
1.Карта города Козельска с указанием мест предполагаемого строительства Козельской мужской гимназии;
2. Список служащих Козельской (мужской) гимназии. Октябрь 1918 года (ГКУ «ГАКО». Фонд 778. Опись 1.Д. 76. Л.72)
3. Фото заседания Педагогического Совета в Елизаветинский институт. Дмитрий Дмитриевич Каринский (стоит третий слева). Источник: humus. live journal.com›Москва.43
4.Фото Каринский, Дмитрий Дмитриевич. Иллюстрация из энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона (1890-1907).
Источник:(Brockhaus_and_Efron_Encyclopedic_Dictionary_B82_33-1.jpg)
5. Ведомость о заработной плате (за сентябрь 1913 года) (ГКУ «ГАКО». Фонд 778. Опись 1. Дело 23. Л.24б-25)
6. Документ об осмотре временного помещения Козельской мужской гимназии (ГКУ «ГАКО». Фонд 778.Опись 1. Дело 10. Л.71а
7. Экзаменационная работа по математике поступающего в гимназию (ГКУ «ГАКО». Фонд 778. Опись 1. Дело 66. Л.27об-27)
ПРИЛОЖЕНИЕ I
ПРИЛОЖЕНИЕ II
СПИСОК СЛУЖАЩИХ КОЗЕЛЬСКОЙ (МУЖСКОЙ) ГИМНАЗИИ
№ | ФИО | Служат | Число членов семьи | Прислуга | Всего |
1 | Дмитрий Михайлович Никольский | 2 | 2 | 2 | 6 |
2 | Александр Трофимович Пригон | 1 | 6 | 1 | 8 |
3 | Александр Владимирович Никольский | 1 | 3 | - | 4 |
4 | Дмитрий Дмитриевич Коринский | 1 | 4 | - | 5 |
5 | Михаил Иванович Корастылев | 1 | 3 | - | 4 |
6 | Алексей Дмитриевич Мазиков | 1 | 1 | - | 2 |
7 | Евгений Викторович Комаревский | 1 | 2 | - | 3 |
8 | Сергей Ааронович Левитский | 1 | 4 | - | 5 |
9 | Петр Иванович Сальников | 1 | 4 | 1 | 6 |
10 | Ольга Васильевна Смирнова | 1 | 2 | - | 3 |
11 | Дмитрий Григорьевич Антонов | 1 | 6 | - | 7 |
12 | Карп Стефанович Белов | 1 | 2 | - | 3 |
13 | Иван Иванович Попов | 1 | 6 | - | 7 |
14 | Петр Никитович Тюрин | 1 | 3 | - | 4 |
15 | Николай Иванович Любимов | 1 | 4 | - | 5 |
16 | Надежда Алексеевна Подкопаева | 1 | - | - | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ III
Елизаветинский институт
Дмитрий Дмитриевич Каринский (стоит третий слева)
ПРИЛОЖЕНИЕ IY
Каринский, Дмитрий Дмитриевич.
Иллюстрация из энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона (1890-1907).
ПРИЛОЖЕНИЕ Y
Ведомость о заработной плате (за сентябрь 1913 года)
ПРИЛОЖЕНИЕ YII
Экзаменационная работа поступающего в гимназию
ПРИЛОЖЕНИЕ YI
Документ об осмотре временного помещения Козельской мужской гимназии
[1] Анисимов Н.Н., Сорокин В.Н. Козельск. - Тула: Приокское издательство, 1967 год. - 176 стр.
[2] ГКУ «ГАКО» Фонд 778. Опись 2. Дело 10. Л.1. Доклад Козельской уездной земской управы 47-му очередному Козельскому земскому Собранию от марта 1911 г
[3] ГКУ «ГАКО» Фонд 778.Опись 2. Дело 10. Л. 5. Выписка из журнала 46 очередного Козельского земского собрания. Вечернее заседание 28 октября 1911 г.
[4] ГКУ «ГАКО». Фонд 778. Опись 2. Дело 10. Л. 7 Журнал десятого очередного собрания Козельской городской Думы от 18.10.1911 г.
[5] Фонд 778. Оп.2. Дело 10. Л.1. Выписки из журналов собраний Козельской городской Думы о постройке в городе Козельске нового здания для Козельской мужской гимназии от 30 ноября 1914 г. (начато 22.01.1915 – окончено 16.09.1917 г.)
[6] Фонд 778.Опись 2. Дело 10. Л.4 Его Превосходительству Господину Попечителю Московского Учебного Округа (26.01.1915 г.) от Каринского Д.Д.
[7] Фонд 778. Оп.2. Дело 10. Л.9 Выписки из журналов собраний Козельской городской Думы о постройке в городе Козельске нового здания для Козельской мужской гимназии (начато 22.01.1915 – окончено 16.09.1917 г.)
[8] ГКУ «ГАКО». Фонд 778.Опись 1. Дело 10. Л. 24-24об
[9] Там же
[10] ГКУ «ГАКО» Фонд 778.Опись 2. Дело 10. Л.29. 27.09.1913 В Козельскую городскую управу.
[11] ГКУ «ГАКО». Фонд 778. Опись 1. Дело 10. Лист 71а
[12] ГКУ «ГАКО». Фонд 778. Опись 2. Дело 10. Л..51. В Козельскую городскую Думу 26.01.1915
[13] ГКУ «ГАКО». Фонд 778. Опись 2. Дело10. Л.24 Выписка из журнала Чрезвычайное собрание Козельской городской Думы, 13.05.1915 г.
[14]ГКУ «ГАКО». Фонд 778. Опись 2. Дело 10. Л.98. К уездному исправнику. 2.12.1916
[15] ГКУ «ГАКО». Фонд 778. Опись 2. Дело 6. Л.109
[16] ГКУ «ГАКО». Фонд 778.Оп.1. Дело 6.Л.107
[17] Филимонов В. А. Антиковеды – авторы «Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона» в коммуникативном пространстве Н.И. Кареева // Диалог со временем. 2012. Вып. 41. С. 139)
[18] Там же
[19] Ibyu.narod.ru. Огарков В.Ф. Материалы дневника (от 9.03. (22.03.) 1913 года)
[20] ГКУ «ГАКО». Фонд 778. Оп.1. Дело 6. Л.82
[21] ГКУ «ГАКО». Фонд 778. Опись 1. Дело 6. Л.102
[22] Памятная книжка Калужской губернии и адрес-календарь на 1913 год с.238
[23] ГКУ «ГАКО». Фонд 778. Оп.1. Дело 23. Л.23
[24] ГКУ «ГАКО» Фонд778. Опись 1. Дело 47. Л.12
[25] ГКУ «ГАКО». Фонд 778. Опись 1. Дело 76. Л.2
[26] ГКУ «ГАКО». Фонд 778.опись 1. Дело 23. Л.24об-25
[27] ГКУ «ГАКО». Фонд 778. Опись 1. Дело 76. Л.11
[28] ГКУ «ГАКО» Фонд 778. Опись 1. Дело 47. Л. 2-37
[29] ГКУ «ГАКО». Фонд 778. Опись 1. Дело 47. Л.2-4
[30] ГКУ «ГАКО». Фонд 778. Опись 1. Дело 76. Л.21
[31] Там же Л.26
[32]ГКУ «ГАКО». Фонд 778. Опись 1. Дело 76. Л.77
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Валентин Берестов. Аист и соловей
Медведь и солнце
Л. Нечаев. Яма
Астрономы получили первое изображение черной дыры