Миллионы людей во всех частях света увлекаются математическими фокусами, которые являются своеобразной формой демонстрации математических закономерностей. И это не удивительно. “Гимнастика ума” полезна в любом возрасте, она тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать и сопоставлять. На огромную познавательную и воспитательную ценность математических фокусов неоднократно указывали К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, А.В. Луначарский. Среди тех, кто увлекался ими, были К.Э. Циолковский, К.С. Станиславский, И.Г. Эренбург и многие другие выдающиеся люди. "Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случае делать его немного занимательным» Б. Паскаль .
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskie_fokusy.doc | 228.5 КБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Тайшета
Исследовательская работа
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ФОКУСЫ
Выполнила Умеренкова Полина,
ученица 6 В класса
Руководитель Пономаренко Н.Г.,
учитель математики
г . Тайшет, 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1. Что такое фокус? 4
2. История возникновения фокусов. 5
3. Классификация фокусов. 6
4. Исследование сущности математических фокусов. 7
5.Примеры фокусов с числами, предложенные учащимися 9
6. Социологический опрос 11
Вывод 12
Литература 14
Приложение 15
Введение
Миллионы людей во всех частях света увлекаются математическими фокусами, которые являются своеобразной формой демонстрации математических закономерностей. И это не удивительно. “Гимнастика ума” полезна в любом возрасте, она тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать и сопоставлять. На огромную познавательную и воспитательную ценность математических фокусов неоднократно указывали К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, А.В. Луначарский. Среди тех, кто увлекался ими, были К.Э. Циолковский, К.С. Станиславский, И.Г. Эренбург и многие другие выдающиеся люди. "Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случае делать его немного занимательным» Б. Паскаль .
Темой нашей исследовательской работы стали: «Математические фокусы».
Объект исследования: математический фокус.
Предмет: сущность математических фокусов.
Цель исследования: теоретическая разработка сущности математических фокусов и их апробирование в кругу друзей.
Для достижения цели обозначим следующие задачи:
Гипотеза исследования: если привлечь внимание обучающихся к математическим фокусам, то тем самым получится заинтересовать их в изучении предмета математики, способствовать развитию навыков устного счета для демонстрации и выполнения математических фокусов.
В исследовании использован комплекс взаимодополняющих методов :
1. Что такое фокус?
Откуда появилось слово “фокус” никто не знает. Есть несколько версий. Наиболее популярная из них – все началось с латинской фразы “хок эст корпус меум”. Эта фраза переводится как “сие есть тело моё”. Она произносилась священниками при вечерней трапезе и символизировала религиозный обряд превращение хлеба в тело бога. Позднее словосочетание превратилось в “хокус-покус” и стало употребляться для обозначения всех видов превращений. В словаре русского языка написано: «Фокус - искусный трюк, основанный на обмане зрения, внимания при помощи ловкого и быстрого приема, движения».
Многие задаются вопросом, что такое фокусы. Наверное, это тайна, загадка, которая очаровывает и завораживает зрителя. Все мы хотим верить в чудеса, но со временем эта вера проходит. Фокусник — человек, который не представляет свою жизнь без чуда, магии и волшебства, он может всё, ну или почти всё! Главное он заставляет людей вернуться в детство и верить, верить в то, что чудеса на свете бывают.
2. История возникновения фокусов
Фокусы и другие виды иллюзионизма появились несколько тысячелетий до нашей эры. В древности этим искусством владели жрецы-маги. Фокусники от религии ревностно оберегали тайны своего ремесла, а фокусы выдавали за "чудеса божьи". Это обеспечивало им стабильную и большую прибыль. Миновало время, и путешествующие артисты, раскрыв большинство секретов церковников, начали показывать фокусы непосредственно на площадях и улицах. Вера в "божественные чудеса" жрецов пошатнулась, за что церковь сурово начала преследовать фокусников: их обвиняли в колдовстве, поддавали гонениям. Церковь немало фокусников сожгла на своих очагах "Инквизиции".
Самой древней информации о выступлении фокусника, которая дошла до нас около пяти тысяч лет, она написана на папирусе в Египте. Может, именно поэтому Египет и считают родиной иллюзионизма, хотя известно немало фокусов, родиной которых является Индия и Китай. Европейская история хранит много имен талантливых фокусников (начиная со средних веков и до наших дней). Преследоваемые церковью и правительством, средневековые "маги" объединялись в тайные общества.
Однако в середине XVIII века уже появляются ловкие фокусники, которые устраивают большие вечера-представления для вельможной публики. Они выступают под высокими титулами профессоров и членов разных академий, одетые в шикарные восточные костюмы, работают с составной и громоздкой аппаратурой; под огромными столами, застеленными ценными скатертями (к самому полу), прячутся их помощники, которые через люки в полу сцены выходят за кулисы. Выступлениям своим артисты предоставляли тайны мистического характера: лишь им - "магам-волшебникам" – были известны "волшебные" тайны.
Наши предки знали шахматы и шашки, не чужды им были ребусы и загадки. Таких игр во все времена не чуждались ученые, мыслители, педагоги. Они и создавали их. С древних времен известны головоломки Пифагора и Архимеда, русского флотоводца С.О. Макарова и американца С. Лойда. Американский математик, фокусник, журналист, писатель и научный деятель Мартин Гарднер -основатель (середина 50-х гг.), автор и ведущий (до 1983) рубрики "Математические игры" журнала "В мире науки". В нашей стране было издано семь книг Мартина Гарднера, которые увлекают читателя и подталкивают к самостоятельным исследованиям. За прошедшее время изменилось многое. Современный фокусник сегодня может сделать практически все.
3. Классификация фокусов
Все современные фокусы можно разделить на несколько групп:
Мнемотехнические – передача информации на расстоянии от фокусника к ассистенту (фокусник просто шифрует информацию с помощью тех или иных кодов).
Математические – трюки, основанные на использовании математических закономерностей. .[3,c.776]
Оптические – иллюзии, основанные на явлениях преломления, отражения, интерференции, дифракции и т. п. световых лучей и особом расположении световых линз, зеркал, стекол и других оптических приборов.
Физические - фокусы, связанные с демонстрацией эффектов, основанных на действии различных физических закономерностей.
Химические – основаны на достижении иллюзионных эффектов путем использования свойств химических веществ и реакций между ними.
Графические - фокусы, которые рисуются на бумаге или холсте, основанные на искажении графического изображения.
Логические - фокусы, основанные на неверных умозаключениях, внешне кажущихся правильными. Их часто называют парадоксами и словом “софизм”.
Психологические - трюки, основанные на дефектах восприятия, на недостаточной внимательности или неполной концентрации зрителя.
Обоняния - трюки, основанные на искаженном восприятии запахов.
Осязания - фокусы, основанные на использовании искажений, связанных с тактильными ощущениями.
Звуковые - фокусы, основанные на искажении звуковых эффектов.
Пластические - фокусы, основанные на пластических приемах, создающих иллюзию выполнения какого-либо действия.
4. Исследование сущности математических фокусов
Основной темой математических фокусов является угадывание задуманных чисел или результатов действий над ними. Весь секрет фокусов в том, что фокусник знает и умеет использовать особые свойства чисел, а зритель этих свойств не знает.
Математический интерес каждого фокуса и заключается в разоблачении его теоретических основ, которые в большинстве случаев довольно просты, но иногда бывают хитро замаскированы. Главный их секрет – знание математических закономерностей, свойства фигур и чисел.
Проверить выполнимость каждого фокуса можно на любом примере, но для обоснования большинства арифметических фокусов удобнее всего прибегнуть к алгебре. На первых порах мы можем опустить "доказательства" фокусов и ограничиться лишь усвоением их содержания для показа своим друзьям.
Фокус «Угадай число»
Содержание фокуса.
Задумайте число,
после этого число необходимо умножить на 2,
прибавить к результату 8,
разделить результат на 2 и
задуманное число отнять.
Ответ: число 4.
Секрет фокуса.
Например, задумано число 7. 7*2= 14 ;14+ 8= 22; 22: 2= 11 ;11- 7= 4
Математическую сущность фокуса найдем при помощи уравнения, где х - задуманное число:
(х*2+8)/2-х=4
(2х+8)/2-х=4
х+4-х=4
4=4.[1,c.108]
Фокус “Угадать задуманный день недели”.
Содержание фокуса.
Пронумеруем все дни недели: понедельник – первый, вторник – второй и т. д. Загадайте любой день недели.
Необходимо умножить номер задуманного дня на 2,
к произведению прибавить 5,
полученную сумму умножить на 5,
к полученному числу приписать в конце 0,
прошу сообщить результат .
Ответ: из результата нужно вычесть числа 250 и число сотен будет номером задуманного дня недели.
Секрет фокуса: допустим, задуман четверг, то есть 4 день. Выполним действия: ((4*2+5)*5)*10=650, 650 – 250=400.
Математическую сущность фокуса найдем при помощи уравнения, где х- задуманный день недели:
((х*2+5)*5)*10-250=100х
(2х+5)*5)*10-250=100х
(10х+25)*10-250=100х
100х+250-100х=250
250=250. [2,c28]
5. Примеры фокусов, предложенные учащимися
Математические фокусы от простого к сложному: погружаемся в заманчивый мир цифр.
Фокус 1: «Знакомые цифры»
Выпишите на листке бумаги последовательно цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Попросите кого-нибудь из учеников сложить в уме любые три цифры, следующие одна за другой. А результат — назвать. К примеру, он выберет 5, 6 и 7. В таком случае сумма будет 18. После этого учителем сразу называются задуманные цифры.
Секрет фокуса:
Чтобы проделать этот фокус нужно лишь немного сообразительности.
Когда назовут сумму, в уме разделите ее на 3. В нашем случае получится 6. Это искомая средняя цифра. Цифра, стоящая перед ней — 5, а после неё – 7. Весь эффект этого фокуса в молниеносном ответе.[4,c.117]
Фокус 2: «Угадай в какой руке монета»
У зрителя в одной руке монета десять рублей, а в другой — один рубль. Несколько волшебных действий по рецептам числовой магии — и вы способны определить, в какой руке какая из монет находится!
Попросите зрителя взять в одну руку десять рублей, а в другую — один рубль. Предложите ему умножить стоимость монеты в левой руке на 2, 4, 6 или 8 (т.е. на любое чётное) число, затем умножить стоимость монеты в правой руке на 3, 5, 7 или 9 (т.е. на любое нечётное) число, долее сложить получившиеся при этом числа. Выслушайте результат сложения. Если это число получится нечетным, то один рубль — в правой руке. Если полученное число — четное, то один рубль — в левой руке.
Секрет фокуса: свойства умножения и сложения четных и нечётных чисел. При умножении 1 на нечетное число, результат нечетное число, а при умножении на четное- четное. При умножении 10 на любое число получится четное число. Сумма нечетного и четного числа –нечетное число.Сумма четных чисел-четна.[5,c.65]
Фокус 3: «Угадай возраст по размеру обуви»
Припишите два нуля к своему размеру обуви.
Вычтите свой год рождения.
Прибавьте текущий год.
Ответ: последние две цифры – это ваш возраст.
Секрет фокуса состоит в том, что мы вычли год рождения и прибавили текущий год . У нас получился промежуток времени т. е. ваш возраст.
6. Социологический опрос
В ходе исследования мною был проведен мастер-класс «Математические фокусы» и социологический опрос среди учащихся 6 в класса в два этапа по следующим вопросам:
1. Кого заинтересовала тема «Математические фокусы»?
Из 26 учащихся 24 тема заинтересовала. Что составило 92% учащихся 5-а класса.
2.Кто постарается разгадать секрет неразгаданных фокусов?
Из 26 учащихся 23 постараются разгадать секрет фокусов. Что составляет 88% учащихся.
3. Кто дома придумает свои или найдет в инернет-источниках другие математические фокусы?
14 учащихся из 26 придумают или найдут свои математические фокусы. Это составляет 56%.
4.Если учитель иногда на уроке будет удивлять, показывая математические фокусы, станет ли урок интереснее?
Все 26 учащихся из 26 , 100% учащихся решили, что урок станет интереснее, если математические фокусы использовать на уроках.
Второй этап опроса учащихся был направлен на выяснение качеств личности , демонстрирующей математические фокусы.
Какими качествами должен обладать фокусник, чтобы эффективно показывать фокусы…
1. Быстро устно считать?
3 из 26 ответили «да», что составляет 11% учащихся
2.Быть внимательным?
5 из26 ответили положительно, что составляет 19% учащихся класса.
3. Быть терпеливым?
2 из26 учащихся ответили «да», это 7% учащихся.
4. Быть упорным?
1из 26 дали положительный ответ, что составляет 3%.
5. Быть спокойным?
3 из 26 учащихся ответили «да», что составляет 11% учащихся класса.
6. Много тренироваться?
8 из 26 учащихся ответили «да», это-30% учащихся.
7.Быть находчивым?
5 из 26 считают, что нужно быть находчивым, что составляет 19%.
Фотографии с мастер-класса и результаты опросы , выраженные в диаграммах размещены в приложении.
Вывод
В исследовательской работе я постаралась выполнить поставленные перед собой цели и задачи. А именно, дала понятие термину «фокус», изучила историю возникновения фокусов, предоставила возможную их классификацию, продемонстрировала изученные фокусы и попыталась исследовать математическую сущность фокусов. Я доказала, что проверить выполнимость каждого фокуса можно на любом примере, но для обоснования большинства арифметических фокусов удобнее всего прибегнуть к правилам математики. Разгадывание секретов ранее известных математических фокусов и создание своих, вызывает большой интерес у учащихся; побуждает их к самостоятельным исследованиям. Равнодушных не остается никого. Научиться разгадывать секреты математических фокусов довольно-таки просто, главное вникнуть в суть происходящих математических преобразований. Для того чтобы эффектно выступать перед зрителем, нужно тренировать внимание, память, а также умение быстро и правильно считать в уме. В математических фокусах изящество математики соединяется с занимательностью. Стержнем мною рассмотренных фокусов, являлись такие математические понятия, как: свойства чисел и арифметических действий, приемы преобразования алгебраических выражений; решения уравнений. Собрала интересный материал, который может не только развлечь человека, но и привлечь внимание, развить интерес к «королеве наук» у тех, кто еще не оценил её по достоинству.
Литература:
Гарднер М. Математические чудеса и тайны: математические фокусы и головоломки/ пер. с англ. В.С.Бермана. – М.: Наука, 1978. 108 стр.
Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1984. 167 стр.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.:Азъ, 1992.944стр.
Перельман Я.И. Живая математика. Математические рассказы и головоломки.- М.: АСТ, 2007.161стр.
Перельман Я.И. Научные фокусы и загадки.- М.: АСТ, 2009.157стр.
Приложение
Диаграммы Заинтересовала ли тема «Математические фокусы»? Кто постарается разгадать секреты фокусов? Кто постарается разгадать секреты неразгаданных фокусов? Кто дома придумает свои математические фокусы или найдет в интернете? Если учитель иногда на уроке будет удивлять, показывая математический фокус, станет ли урок интереснее? Какими качествами должен обладать фокусник, чтобы эффектно показывать фокусы? |
Два плуга
Как зима кончилась
Сладость для сердца
Как нарисовать черёмуху
Ручей и камень