Информация, полученная на двух предметах (геометрия и русский язык), позволяет нам искать новые формы и способы не только запоминания учебного материала, но и предлагать разработки другим учащимся. Ассоциативное мышление, метод аналогии даёт огромные возможности в усвоении информации. Он может быть как индивидуальным, так и коллективным. Главное – открыть перспективы, дать приёмы усвоения материала, возможность долгосрочной фиксации. Чем раньше учащийся откроет этот путь познания, тем легче будет тернистая дорога обучения.
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_proekta.doc | 747 КБ |
proekt_chleny_predlozheniya_i_kvadrat.pptx | 711 КБ |
Авторы:
Анистратова Александра, 8 класс
Быстрякова София, 8 класс
Руководители:
Голубева Т.А., учитель математики,
Щелконогова Л. А., учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя школа № 32 «Эврика-развитие»,
г. Волжский
Применение визуализационных моделей на уроках русского языка и геометрии
Цель:
Задачи:
Знания, которые мы приобретаем на уроках алгебры и геометрии, нужны нам в решении сугубо математических задач, или же мы можем применить их для понимания в других областях образовательной деятельности? Этот вопрос далеко не простой. Современные технологии настойчиво рекомендуют простраивать создание искусственных систем, в основе которых положены метапредметные связи.
Этот проект покажет некоторые возможности использования математического моделирования в построении языковых систем с помощью анимаций, которые возникли вследствие ассоциации.
Геометрические фигуры, в частности, квадрат, позволяют наглядно представить систему членов предложения. Ассоциативные связи чётко создают картину, которая визуализируется в анимации. Возникшая аналогия не случайна. Мы пробуем разобраться в ней и использовать в объяснении конкретных предметных явлений.
Давайте вспомним, что такое предложение. Это сформулированная мысль, которая представлена в грамматической основе.
Приведём пример нахождения грамматической основы предложения.
Переходим к второстепенным членам предложения. Их четыре.
С числом «4» в геометрии связаны четырёхугольники. В частности, параллелограммы. Какие виды параллелограммов нам известны? Параллелограмм (собственно), прямоугольник, ромб, квадрат. Какими общими свойствами они обладают?
Повторим виды параллелограммов и их свойства.
Противоположные стороны равны и параллельны, противоположные углы равны, все углы в сумме равны 360 градусов, сумма углов, прилежащих к одной стороне, равна 180 градусов, диагонали точкой пересечения делятся пополам, точка пересечения диагоналей является центром симметрии.
В какой фигуре собраны все свойства всех видов параллелограммов?
Это квадрат. Повторим его свойства.
Заметим, что квадрат – это замкнутая фигура.
Применяя понятие центральной симметрии (свойством центральной симметрии квадрат обладает), взятое из геометрии, можно представить модель членов предложения в русском языке. И через использование этого представления необходимо воспроизвести соответствие членов предложения. Точку пересечения диагоналей квадрата определяем как грамматическую основу предложения. Она будет центром, выстраивающим грамматические и смысловые связи в предложении. Появляется эта точка. 4 равных отрезка, идущих от этой точки, могут символизировать связи грамматической основы с 4 второстепенными членами предложения.
Квадрат – это замкнутая фигура, поэтому она может ассоциироваться с предложением. Появляется замкнутый четырёхугольник – квадрат, каждая из четырёх вершин может символизировать один из второстепенных членов предложения.
Порядок появления стрелок демонстрирует иерархию второстепенных членов предложения: сначала ищем в предложении обстоятельство, потом дополнение, затем определение и приложение. При этом должны помнить, что члены предложения, в первую очередь, определяются по вопросам, по форме слова. Первая стрелка символизирует обстоятельство, вторая – дополнение, третья и четвёртая – определение и приложение.
Приведём пример нахождения главных и второстепенных членов предложения.
Выводы:
В ходе работы над проектом мы
Рефлексия:
Человек, к какой бы исторической цивилизации он ни принадлежал, нуждается в истине. Люди всегда стремились получить её. Обладание истиной продвигает нас вперед на нелёгком пути познания. Добыть истинные знания, пусть даже неполные, всегда не легко. Чтобы расширить возможности познания, человек прибегал к самым невероятным, а порой абсурдным, на первый взгляд, утверждениям. Наши предположения – не исключение. Некоторым оппонентам они покажутся нелепыми. Однако наш подход является достаточно убедительным в ряде аргументов:
Предыдущие наши эксперименты с координатной прямой и правописанием необычны. Правописание и образование от существительных достаточно сложная тема.
Применение математического моделирования помогает разобраться с проблемой основательно.
Использовать данный метод можно на разных уровнях обучения, начиная с пятого класса и заканчивая одиннадцатым.
Наш подход основан на топологии.
Топология – раздел математики, изучающий наиболее общие свойства геометрических фигур (свойства не изменяются при любых непрерывных преобразованиях фигур).
Язык – сложившаяся система. Это позволяет соотнести две науки – геометрию и русский язык, т.к. они являются сферами познания мира.
Источники информации:
Слайд 1
Применение визуализационных моделей на уроках русского языка и геометрии Анистратова Александра, 8 класс Быстрякова София, 8 класс МОУ СШ №32 «Эврика-развитие» Волжский 2019Слайд 2
Руководители Голубева Татьяна Алексеевна, учитель математики МОУ СШ №32 Щелконогова Любовь Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ СШ №32
Слайд 3
Цель Использование геометрических фигур и их свойств в структурировании членов предложения.
Слайд 4
Задачи повторение видов параллелограммов и их свойств; п редставление способов определения членов предложения ( по вопросу и по грамматической форме); моделирование системы взаимосвязей в русском синтаксисе; применение данного подхода в практической деятельности.
Слайд 5
Предисловие Знания, которые мы приобретаем на уроках алгебры и геометрии, нужны нам в решении сугубо математических задач, или же мы можем применить их для представления и понимания в других областях образовательной деятельности? Этот вопрос далеко не простой. Современные образовательные технологии настойчиво рекомендуют простраивать создание искусственных систем, в основе которых положены метапредметные связи. Этот проект покажет некоторые возможности использования математического моделирования в построении языковых систем с помощью анимаций, которые возникли вследствие ассоциации . Геометрические фигуры, в частности, квадрат, позволяют наглядно представить систему членов предложения. Ассоциативные связи чётко создают картину, которая визуализируется в анимации. Возникшая аналогия не случайна. Мы пробуем разобраться в ней и использовать в объяснении конкретных предметных явлений.
Слайд 6
Грамматическая основа предложения КАКОВА? КАКОВЫ? ЧТО ДЕЛАЛ? …? ЧТО ? КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ЕСТЬ? …? К ТО ЕСТЬ? ИЛИ ИЛИ СКОЛЬКО ЕСТЬ?
Слайд 7
Принес он смертную смолу да ветвь с увядшими листами . Что сделал ? Кто ? гл . мест . Пример (А . Пушкин )
Слайд 8
Виды параллелограммов и их свойства
Слайд 9
Свойства квадрата Квадрат – это замкнутая фигура
Слайд 10
Г О Перенос свойства центральной симметрии, имеющегося у квадрата, на предложение в русском языке
Слайд 11
Г О ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЕ
Слайд 12
Г О ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ ГДЕ? КУДА? ЗАЧЕМ? … ? КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? … ? Все падежные вопросы, кроме И.п. КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? …? П.ф. причастия, прилагательного; порядковое числительное Существительное
Слайд 13
Дождь лил, ровно и однообразно шумя по траве и деревьям . Что делал ? гл . Что ? сущ . Пример (А . Пушкин ) Как ? д ееприч. оборот
Слайд 14
Выводы В ходе работы над проектом мы повторили виды параллелограммов и их свойства; представили способы определения членов предложения (по вопросу и по грамматической форме ); смоделировали системы взаимосвязей в русском синтаксисе; применили данный подход в практической деятельности.
Слайд 15
Рефлексия Человек, к какой бы исторической цивилизации он ни принадлежал, нуждается в истине. Люди всегда стремились получить её. Обладание истиной продвигает нас вперед на нелёгком пути познания. Добыть истинные знания, пусть даже неполные, всегда не легко. Чтобы расширить возможности познания, человек прибегал к самым невероятным, а порой абсурдным, на первый взгляд, утверждениям. Наши предположения – не исключение. Некоторым оппонентам они покажутся нелепыми. Однако наш подход является достаточно убедительным в ряде аргументов: Мышление не является врожденным, поэтому его можно и нужно развивать различными способами. Знания предметных систем подчинено логике. Наш подход, возникший вследствие ассоциативных связей, убедителен. Предыдущие наши эксперименты с координатной прямой и правописанием необычны. Правописание и образование от существительных достаточно сложная тема. Применение математического моделирования помогает разобраться с проблемой основательно.
Слайд 16
Рефлексия Использовать данный метод можно на разных уровнях обучения, начиная с пятого класса и заканчивая одиннадцатым. Наш подход основан на топологии. Топология – раздел математики, изучающий наиболее общие свойства геометрических фигур (свойства не изменяются при любых непрерывных преобразованиях фигур). Язык – сложившаяся система. Это позволяет соотнести две науки – геометрию и русский язык, т.к. они являются сферами познания мира .
Слайд 17
Источники информации Лёве Г. “Учимся всю жизнь” изд. Прогресс, Москва, 1983 г . Журнал “Высшее образование в России” Издательство “Прогресс”, 1997 г., стр. 14 “ Перемены. Педагогический журнал Москва “Эврика” В.Т. Кудрявцев. “Развитие воображения – волшебный ключ к дверям культуры?” Громыко Ю.В. “Метапредмет знак”. Изд. Пушкинский дом АО “Московские учебники”, Москва, 2001 г.
Слайд 18
Спасибо за внимание!
Браво, Феликс!
Рисуем осенние листья
Рисуем кактусы акварелью
В поисках капитана Гранта
Серебряное копытце