МОУ Школа с. Белоярск
«Покорми птиц зимою-послужат тебе весною!»
Проектно-исследовательская работа
Участники проектно-исследовательской работы
воспитанники
семьи «Рябинка»
с 1 по 6 класс
Руководитель: Витязева М.В.
2018г.
Содержание проектно-исследовательской работы
1.1 Актуальность
1.2 Методологические основы проектно-исследовательской работы
2.Содержание проектно-исследовательской работы
2.2 Гипотеза, стратегия и механизм достижения
2.3 Ожидаемый результат проектно-исследовательской работы
2.4 Реализация проектно-исследовательской работы
2.5 Мониторинг реализации проектно-исследовательской работы
2.6 Перспективы дальнейшего развития
Список использованных источников
1. Ведение
Многие птицы улетают от нас на зиму за тридевять земель. Когда у нас зима там цветут цветы. Жаворонки, улетают на африканские степи, а Скворцы путешествуют по Франции, Италии и Англии. Но многие птицы не улетают от нас и остаются на зиму.
С наступлением холодов жизнь в природе словно замирает. Многие птицы
улетают на зиму в тёплые страны, а звери ложатся в долгую спячку. Но именно зимой у нас есть возможность понаблюдать за некоторыми зимующими у нас птицами. Ведь летом птицы сидят на гнёздах, выкармливают птенцов и стараются вести себя незаметно. Зимой многие из птиц прилетают к человеческому жилью в поисках пищи. Особенно трудно приходится пернатым, когда выпадает много снега.
Всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А
может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь
известно, что за счёт температуры своего тела они могут выдерживать
сильные морозы. Возможно, отлёт большинства птиц связан с отсутствием
необходимого количества корма. Эти вопросы мы поставили перед собой,
начиная проектно-исследовательскую деятельность.
1.1 Актуальность
По инициативе губернатора ЯНАО Дмитрия Андреевича Артюхова, 2019год на Ямале объявлен «Годом благоустройства», воспитанники семьи «Рябинка» приняли участие в окружной акции «Кормушки для птиц».
Развивать интерес и воспитывать бережное отношение животному миру необходимо с подробного знакомства с объектами ближайшего окружения. Практическая исследовательская деятельность очень увлекает детей. Это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Птицы - благодатный объект для наблюдений. Участие воспитанников в проектно-исследовательской деятельности, позволит максимально обогатить знания и представления о зимующих птиц, развить познавательный интерес к тайнам живой природы, сформировать навыки поисковой деятельности.
В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Для этого мы с воспитанниками разработали и внедрили проектно исследовательскую работу «Прокорми птиц зимою – послужат тебе весною!»
1.2 Методологические основы проектно-исследовательской работы
С воспитанниками рассматривали иллюстрации с изображением птиц нашего края, читали художественную литературу, отгадывали загадки, дети приносили книги, делились новой информацией.
На прогулке внимательно наблюдали за птицами. Наблюдая, мы выяснили, какие птицы прилетают на территорию где размещены наши кормушки, что множество из них остаются в нашем поселке на зимовку. Это воробьи, синички, вороны, сороки.
Зимнее время года наиболее благоприятно для начала изучения видового состава и образа жизни птиц. Они становятся более заметными, сами тянутся к человеческому жилью. Наблюдение за птицами – увлекательное, но не всегда простое занятие, требующее определенных умений и навыков.
Синицы. Синицы — это маленькие, бойкие, умные, ловкие, смелые птички, одним словом – непоседы. Они великолепные гимнасты и акробаты: умеют лазать, кувыркаться и висеть вниз головой. Синицы – великие неутомимые труженицы: с утра до вечера, ни минутки не передыхая, перелетают, перепархивают они с дерева на дерево, с ветки на ветку, заглядывают в каждую трещинку, осматривая кору деревьев. От их зоркого глаза и острого клюва не спасутся ни яйца, ни личинки, ни взрослые насекомые ни зимой, ни летом. Поэтому синицы являются самым полезными борцами с вредителями лесов, садов и парков.
Воробьи. В постоянном поле зрения человека, а особенно зимой, находятся воробьи. Эти маленькие птицы, подобно синицам, с наступлением холодов перекочевывают к жилищу человека. Воробьи всеядны, уничтожают много вредных насекомых. Они очень стойко переносят холод: когда им холодно, сидят на ветке, нахохлившись, спрятав одну ногу в пушистое оперение брюшка.
Сорока. Это черно-белая длиннохвостая птица с громким и резким голосом. Обитает везде, гнезда строит на деревьях на высоте от 1 до 2 метров над землей. Питаются сороки насекомыми, грызунами, птенцами, яйцами, выбирают семена сельскохозяйственных растений, таскают цыплят и разоряют гнезда птиц, а также добывают пищу на свалках и помойках. Но в сравнении с пользой, которую они приносят, уничтожая насекомых-вредителей, этот вред невелик. Летом живут на лугах, а зимой перебираются ближе к человеку, что характерно для всех зимующих птиц. Эти птицы быстро привыкают к человеку и становятся ручными.
Ворона. Существует заблуждение, что ворон – самец, а ворона – самка одного и того же вида. На самом деле это не так. В широком смысле, ворона – общее название для нескольких видов птиц из рода Ворон (Corvus), семейство Врановые, отряд Воробьинообразные. К воронам относятся Серая ворона (Corvus cornix), Чёрная ворона (Corvus corone), Большеклювая ворона (Corvus macrorhynchos).
В повседневной жизни вороной мы чаще всего называем Серую или Черную ворону, которые, в основном, и распространены на нашей территории. Ворон – это не «муж» вороны. Ворон – это отдельный вид птиц, который, как и ворона, принадлежит роду Ворон семейства Врановые отряда Воробьинообразные. Таким образом, ворон и ворона принадлежат одному и тому же роду птиц.
Крупная птица с черным или серым оперением, мощным клювом и сильными ногами. Гнездо строит в кроне деревьев. Всеядная птица: летом живет на полях, зимой перебирается поближе к человеку. Пищу добывает на свалках и помойках, не гнушается падалью.
Интересные факты из жизни зимующих птиц.
Изучая и анализируя информацию о птицах, мы выяснили много интересных моментов из жизни разных зимующих птиц. В свою работу мы включили сообщения о тех птицах, которые встречаются в нашем поселке.
Воробьи. Самой «умной» птицей можно назвать воробья, потому как у него на 100 грамм массы тела приходится 4,37 граммов мозга, в то время, когда у лошади – 0,1 г/кг, а у крокодила – не более 0,007 г/кг, они видят мир в розовом свете, из-за необычного строения своих глаз. Учёные установили, что родина воробьёв — Юго-Восточная Азия. Вес воробья составляет всего – 23-35 грамм. Однако имеется ещё тот факт, что в шее воробья позвонков в два раза больше, чем у жирафа. Сердце воробья бьётся 700 раз в минуту, если он находится в состоянии покоя, а во время полёта - 1000 ударов в минуту. Для сравнения можно привести пример: сердце голубя бьётся 600 раз в минуту, курицы – 170, гуся – 210, страуса – 65 ударов в минуту. А у человека – 60-80 ударов в минуту. Исследования и наблюдения учёных показали, что сильный испуг у птицы так повышает кровяное давление, что крупные артерии лопаются и птица умирает.
Синица. Об этой птичке говорят так: маленькая, красивая, скромная, неутомимая, лучший друг садов, парков и лесов. И все это … о синичке!
Синицы чаще попадаются людям на глаза ранней осенью, потому что именно в это время они прилетают к человеческому жилью и остаются до ранней весны. Остальное время они живут в лесу, очищая его от вредителей. Каждая синички может съесть за сутки количество корма равного своему собственному весу. Такая ненасытность – большая польза для леса. Кстати, насекомых синицы уничтожают не только летом, но и зимой, когда другие насекомоядные птицы улетают на юг. Кроме того, оказывается, другие птицы могут пропускать тех насекомых, которые напоминают своей формой и окраской несъедобные предметы, например, гусениц-пядениц, похожих на сухие веточки. Синички же, наоборот, постоянно проверяют даже самые мелкие предметы на их съедобность, схватывая их клювом и ощупывая язычком. Так, что ни одна птица не может соперничать с синичками по уничтожению вредителей деревьев леса, парка и сада.
Наши предки, уважая этих неутомимых пташек, назвали сентябрь «синичкиным» месяцем. Есть еще и «синичкин» день — 12 ноября. В далеком прошлом, да и сейчас, в этот день люди развешивают в парках и садах кормушки и оставляют любимые лакомства для синичек, не забывая и про других птиц.
Вороны. Ворон считается одной из самых умных птиц. Британские учёные подтвердили наличие у ворона интеллекта. Птице, например, давали пить воду из глубокого кувшина, которую он не мог достать клювом. Испытуемый ворон додумался в ёмкость бросать различные предметы, чтобы уровень воды поднялся. При этом он различал объекты, которые держатся на плаву, и которые тонут, выбрасывая резину и пластмассу из кувшина, когда видел, что уровень воды в кувшине не повышается.
Общеизвестна и сообразительность серых ворон. Если городской вороне попадается орех в скорлупе, она может его бросить на дорогу и подождать, когда автомобиль орех раздавит, после чего спокойно съедает.
В преданиях многих народов ворон – олицетворение мудрости. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» приводит ряд пословиц, характеризующих отношение наших предков к этой птице: «Старый ворон не каркнет даром»; «Как ворон крови ждет»; «Через который двор ворон перелетел, каркая, там будет покойник»; «Ворон каркает на церкви – к покойнику на селе; каркает на избе – к покойнику во дворе».
Сорока. Ох, уж эта сорока! Как ее только не называют: белобока, болтушка, воровка! А на самом деле: красивая, подвижная, жизнерадостная и полезная птица. Сороки всеядны. Они уничтожают в огромном количестве вредителей леса. Истребляют также грызунов. Любят сороки полакомиться ягодами брусники, рябины, калины, голубики, черники, малины, ежевики. Семена этих растений, пройдя через кишечник птицы, не теряют всхожесть. Этим сороки способствуют расселению растений в новые места, увеличивая богатства леса.
Сорока очень неравнодушна к незнакомым и блестящим предметам. Поселившись вблизи человека, она может таскать и прятать в укромном месте металлические ложки, кусочки стекла или зеркала, ключи и тому подобное. Но не приучает ли она этим человека к порядку: зачем разбрасывать, где попало свои вещи или мусор? При приближении человека или животного, сорока начинает громко стрекотать. Так что это не просто «сорочья болтовня», а сигнал тревоги для других птиц.
В феврале бывают сорочьи «свадьбы», сопровождающиеся шумом, плясками, погонями. В марте белобоки начинают вить гнезда или ремонтировать старые. Гнездо сорок с боков и сверху прикрыто колючими ветками. Это своеобразная защита от хищников для сидящей на яйцах самки и будущих ее птенцов. Кроме того, вблизи от настоящего гнезда птицы устраивают ложное, в котором устраивается самец.
Чудная и чудесная птичка – сорока!
Самым интересным было проведение эксперимента «Что дальше улетит?» (бумага, ткань или птичье перо). Дети, с удовольствием принимая участие в эксперименте, убедились, что перышко улетает дальше ткани и бумаги.
Проводили непосредственно образовательную деятельность по следующим образовательным областям: познавательные занятия по окружающему миру, чтению художественной литературы. Узнали много нового о птицах родного края, их образе жизни. Провели мероприятие 12 ноября «Синичкин день», занятие «Птицы нашего края», на занятии воспитанники рисовали птиц и оформили стенд «Птицы нашего края». Изготовление памяток «Как подкармливать птиц», буклет «Птицы - наши друзья». Презентация проекта «Покорми птиц зимой – послужат тебе весной!», Презентация проекта: в образовательном учреждении ИСТ и защита проекта.
С детьми мы разместили три кормушки вдали от шума. Одну из кормушек ребята смастерили своими руками. Ежедневно мы добавляли в кормушку разный корм (пшено, семечки, крошки хлеба). В итоге проведённых наблюдений дети научились: кормить птиц различным кормом, заботиться о перелетных друзьях. Частенько видели птиц, прилетавших в поисках корма.
Сделали выводы:
- птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
- В ветреные дни птицы не прилетают.
- Из кормов сороки, синицы и воробьи предпочитают семечки и пшено. Воробьи и синицы прилетают стайками, сороки по одиночке.
- За время действия проектно- исследовательской работы птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.
Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширились знания о друзьях наших меньших, сформировалось эмоциональное отношение к миру природы. Они научились радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам.
2. Содержание проектно-исследовательской работы
2.1 Цель, задачи
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах и развивать желание помочь им.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
2. Пополнить развивающую среду в семье материалами и оборудованием по теме проектно-исследовательской работы.
3. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники проекта:
2.2 Гипотеза, Стратегия и Механизм достижения
Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу:
Методы работы: беседы, поиск информации, интернет.
Форма работы: познавательная, продуктивная.
2.3 Ожидаемый результат:
Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.
Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.
Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.
2.4 Реализация проектно-исследовательской работы
1 этап – подготовительный
2 этап – основной (практический)
внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний воспитанников о зимующих птицах;
3 этап – заключительный
1 этап
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
1. Закрепить знания воспитанников о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
2. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.
3. Привлечь воспитанников к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Ожидаемый результат:
1. Расширение кругозора воспитанников о зимующих птицах.
2. Улучшение предметно-развивающей среды.
2 этап
Основной (практический)
Продукт проектной деятельности:
∙ мероприятие «12 ноября - Синичкин день»
∙ стенд «12 ноября - Синичкин день»
∙ памятка «Как подкармливать птиц», буклет «Птицы - наши друзья»
∙ подготовка корма, изготовление и развешивание кормушек,
∙ стенд «Птицы нашего края»
∙ мероприятие «1 апреля – День птиц» с подведением итогов акции «Покормите птиц»
3 этап - заключительный
- Оформление результатов проекта в виде презентации,
- Презентация проекта: в образовательном учреждении ИСТ и защита проекта
2.5 Мониторинг и реализация проекта
В период проведения исследовательской деятельности, проводилась следующая работа:
Освоение кормушек первыми начали синички. Сначала они подлетали с опаской к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Воробьи прилетали небольшой стайкой. На кормушке они дерутся, кричат, спорят из-за корма. Если к кормушке прилетали синицы – воробьи улетали, как бы уступая им место. Сороки прилетали по одиночке, на кормушки не садились. Они собирали корм внизу, под кормушками и садятся на деревья. За время проведения акции к кормушкам прилетали:
В результате проведенной работы дети узнали:
Птицы нуждаются в нашей помощи
Для птиц зима – очень тяжелое время года. Голодно и холодно бедным пернатым. Из-за холода зимующие птицы теряют много тепла. Для того, чтобы согреться, птицам необходимо много есть, и зимой еды им нужно намного больше, чем летом. Поиск еды – главное занятие для птиц зимой. Темнеет быстро, а в темноте корма не найти. Поэтому с рассвета и до темноты птицы зимой ищут себе еду. А уж кто остался голодным – пропадет ночью, замерзнет!
Про синичек мы узнали, что, когда ночная температура падает до - 10⁰С и ниже, синички теряют в весе за ночь до 10% собственного веса. Чтобы поддержать температуру тела (у них она +40⁰С) и выжить, птицам с самого раннего утра нужен корм. Но бывает такое, что к корму птицам никак не добраться – либо он занесен снегом, либо покрыт непробиваемой ледяной коркой. Следовательно, если не помочь птицам в зимний период, то из десяти синиц до весны доживёт только две. Гибнут птицы не от холода, а от голода. И помочь им выжить могут только люди!
В этом году, мы с ребятами принимали участие в добровольческом проекте Управления образования «У маленьких большие возможности». Воспитанники нашей семьи изготовили кормушки для птиц, разместили их на деревьях в дали от шума и каждый день подсыпали в свои кормушки корм для птиц. Фотографии и материал, разместили на сайте управления образования и были награждены благодарственными письмами.
Наблюдение за зимующими птицами нашего поселка
Наблюдать за прилетающими на кормёжку птицами очень интересно.
Кроме этого во время наблюдения мы заметили, что птицы ведут себя по-разному, например, синичка сначала выбирает семечко, потом с ним летит на ветку, склёвывает его там, а потом – снова в кормушку. А воробьи ведут себя совсем по-другому, они находятся в кормушке, пока не наедятся или пока их кто-нибудь не спугнёт. Синичка же ведёт себя осторожнее, опасается за свою жизнь, поэтому и улетает из кормушки на ветку. Воробьи еще шумят, задираются и провоцируют драки.
Нам удалось сфотографировать наших подопечных воробьев, синичек, сорок.
2.6 Перспективы дальнейшего развития
Были сделаны следующие выводы:
Список использованных источников
1. Большая иллюстрированная энциклопедия эрудита - М.: «Махаон», 2004 г. - 487 с., ил.
2. Давыдов А.И., Кузнецов Г.Ю. «Знай, люби, береги» - К.: «Веселка», 1979 г. – 118 с., ил. – (библ. серия)
3. Иллюстрированная энциклопедия для любознательных / перевод Ю.О. Вагановой – К.: ТОВ «Перо», 2006 г., 96 с.
4. Ян Ганзак «Иллюстрированная энциклопедия птиц» - Прага: Артия, 1974 - с.582
5. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 1. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Педагогика, 1990. – 384 с.: ил.
6. Интересные факты о птицах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://100facts.ru/interesnye-fakty-o-pticah.html - Загл. с экрана. — Яз. рус.
7. 13 фактов: птицы. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://shkolabuduschego.ru/viktorina/interesnye-fakts-o-pticah.html -Загл. с экрана. — Яз. рус.
8. Вороны: Интересные факты. [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.smirnova-tatjana.ru/jivotnie/851-voroni-fakti.html - Загл. с экрана. — Яз. рус.
9. Большая горлица. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mirchudes.net/fauna/526-bolshaya-gorlica.html - Загл. с экрана. — Яз. рус.
10. Странные и интересные факты о дятлах. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.bugaga.ru/interesting/1146749722-top-10-strannye-i-interesnye-fakty-o-dyatlah.html - Загл. с экрана. — Яз. рус.
11. 26 интересных фактов о птицах. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://стофактов.рф/26-интересных-фактов-о-птицах/ - Загл. с экрана. — Яз. рус.
12. С.Дарлинг. Почему птицы улетают? [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elhow.ru/zhivotnye/pticy/pochemu-pticy-uletajut - Загл. с экрана. — Яз. рус.
Слайд 1
« Покорми птиц зимою-послужат тебе весною!» Проектно-исследовательская работа Участники проектно-исследовательской работы воспитанники семьи «Рябинка » с 1 по 6 класс Руководитель : Витязева М.В . Воспитатель ИСТСлайд 2
Актуальность В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Слайд 3
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах и развивать желание помочь им. Объект – зимующие птицы, нашего края. Предмет – деятельность педагога и воспитанников, по формированию бережного отношения к миру природы. Тип проекта: познавательно-исследовательский . Вид проекта: групповой . Продолжительность : краткосрочный. Участники проекта: Воспитанники семьи «Рябинка» с 1- 6 классов Воспитатель Витязева М.В.
Слайд 4
Гипотеза, Стратегия и Механизм достижения Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу: Если изменить условия проживания птиц зимой, то не все перелетные птицы будут улетать в теплые края. Зимующие птицы - это пернатые, умеющие приспособиться к разным условиям. Методы работы : беседы, поиск информации, интернет. Форма работы : познавательная, продуктивная.
Слайд 5
Задачи: 1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц. 2. Пополнить развивающую среду в семье материалами и оборудованием по теме проектно-исследовательской работы. 3. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Слайд 6
Методологические основы проектно-исследовательской работы С воспитанниками рассматривали иллюстрации с изображением птиц нашего края, читали художественную литературу, отгадывали загадки, дети приносили книги, делились новой информацией. На прогулке внимательно наблюдали за птицами. Наблюдая, мы выяснили, какие птицы прилетают на территорию где размещены наши кормушки, что множество из них остаются в нашем поселке на зимовку. Это воробьи, синички, вороны, сороки.
Слайд 7
Синицы. Синицы — это маленькие, бойкие, умные, ловкие, смелые птички, одним словом – непоседы. Они великолепные гимнасты и акробаты: умеют лазать, кувыркаться и висеть вниз головой. Синицы – великие неутомимые труженицы: с утра до вечера, ни минутки не передыхая, перелетают, перепархивают они с дерева на дерево, с ветки на ветку, заглядывают в каждую трещинку, осматривая кору деревьев. От их зоркого глаза и острого клюва не спасутся ни яйца, ни личинки, ни взрослые насекомые ни зимой, ни летом. Поэтому синицы являются самым полезными борцами с вредителями лесов, садов и парков.
Слайд 8
Воробьи. В постоянном поле зрения человека, а особенно зимой, находятся воробьи. Эти маленькие птицы, подобно синицам, с наступлением холодов перекочевывают к жилищу человека. Воробьи всеядны, уничтожают много вредных насекомых. Они очень стойко переносят холод: когда им холодно, сидят на ветке, нахохлившись, спрятав одну ногу в пушистое оперение брюшка.
Слайд 9
Сорока. Это черно-белая длиннохвостая птица с громким и резким голосом. Обитает везде, гнезда строит на деревьях на высоте от 1 до 2 метров над землей. Питаются сороки насекомыми, грызунами, птенцами, яйцами, таскают цыплят и разоряют гнезда птиц, а также добывают пищу на свалках и помойках. Летом живут на лугах, а зимой перебираются ближе к человеку, что характерно для всех зимующих.
Слайд 10
Ворона. В повседневной жизни вороной мы чаще всего называем Серую или Черную ворону, которые, в основном, и распространены на нашей территории. Ворон – это не «муж» вороны. Ворон – это отдельный вид птиц, который, как и ворона, принадлежит роду Ворон семейства Врановые отряда Воробьинообразные . Таким образом, ворон и ворона принадлежат одному и тому же роду птиц. Крупная птица с черным или серым оперением, мощным клювом и сильными ногами. Гнездо строит в кроне деревьев. Всеядная птица: летом живет на полях, зимой перебирается поближе к человеку. Пищу добывает на свалках и помойках, не гнушается падалью.
Слайд 11
Ожидаемый результат: Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.
Слайд 12
Этапы проектно-исследовательской работы Подготовительный Практический Заключительный
Слайд 13
Практический этап
Слайд 15
Готовимся к защите проекта
Слайд 16
Участвовали в окружной акции «Кормушки для птиц»
Слайд 17
Заключительный этап
Слайд 20
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой Стайки на крыльцо. Сколько гибнет их не счесть. Видеть тяжело. А Ведь и в нашем сердце есть И для птиц тепло. Спасибо за внимание!
Рисуем пшеничное поле гуашью
Одна беседа. Лев Кассиль
Про пингвинов
Белый лист
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым