В школьном курсе геометрии рассматриваются важные и интересные свойства геометрических фигур на плоскости. Но невозможно включить все известные утверждения и соотношения, которые накопило человечество за многие годы, в школьный учебник геометрии.
Примером могут послужить теоремы Менелая и Чевы. Эти теоремы просты, интересны и находят применение при решении как простых, так и весьма сложных задач. Несмотря на это теоремы Менелая и Чевы не изучаются в школе на уроках геометрии, а изучаются лишь в классах с углубленным изучением математики.
Однако при решении целого класса задач эти теоремы позволяют легко и изящно получить решение, в то время когда традиционные подходы приводят к громоздким и утомительным преобразованиям.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_teorema_menelaya_i_chevy.docx | 811.85 КБ |
Автор: Пивоварчук Богдан Владимирович
учащийся 10 А класса
МБОУ СОШ №45, г. Сургут
Руководитель:
Гордеева Светлана Николаевна
учитель математики высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №45, г. Сургут
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . 3
1. Теорема Менелая . . . . . . . . . . . 5
1.1. Формулировка теоремы Менелая . . . . . . . . 5
1.2. Доказательство теоремы Менелая . . . . . . . . 5
2. Теорема Чевы . . . . . . . . . . . 6
2.1. Формулировка теоремы Чевы . . . . . . . . 6
2.2. Доказательство теоремы Чевы . . . . . . . . 6
2.3. Следствия из теоремы Чевы . . . . . . . . 7
3. Применение теорем Менелая и Чевы для решения планиметрических задач . . 9
3.1. Примеры простейших задач, на применение теоремы Менелая. . . . 9
3.2. Примеры простейших задач, на применение теоремы Чевы. . . . . 10
4. Сравнительный анализ эффективности применения теорем для решения геометрических задач 11
5. Задачи ЕГЭ . . . . . . . . . . . 13
6. Заключение . . . . . . . . . . . 18
7. Библиографический список . . . . . . . . 19
Введение
Всем известно, что геометрия - это одна из древнейших наук на земле. Изучение различных теорем дает человеку множество знаний, которые он будет использовать всю свою жизнь. Еще в древности геометрия превратилась в дедуктивную, строго логическую науку, построенную на основе системы аксиом. Она непрерывно развивалась, обогащалась новыми теоремами, идеями, методами. Многие теоремы сейчас выглядят малоинтересными, несовершенными и встречаются только в энциклопедиях. Однако некоторые из них продолжают жить, и по сей день. Одними из таких являются теоремы Менелая и Чевы.
Теорема Менелая, дошедшая до нас в арабском переводе книги «Сферика», была доказана древнегреческим математиком и астрономом Менелаем Александрийским, жившим в I веке до нашей эры. А теорема Чевы была опубликованная в 1678 году итальянским математиком и инженером Джованни Чевой.
Актуальность
В школьном курсе геометрии рассматриваются важные и интересные свойства геометрических фигур на плоскости. Но невозможно включить все известные утверждения и соотношения, которые накопило человечество за многие годы, в школьный учебник геометрии.
Примером могут послужить теоремы Менелая и Чевы. Эти теоремы просты, интересны и находят применение при решении как простых, так и весьма сложных задач. Несмотря на это, теоремы Менелая и Чевы не изучаются в школе на уроках геометрии, а изучаются лишь в классах с углубленным изучением математики.
Однако при решении целого класса задач эти теоремы позволяют легко и изящно получить решение, в то время когда традиционные подходы приводят к громоздким и утомительным преобразованиям.
Такие задачи встречаются в заданиях единого государственного экзамена и на олимпиадах различного уровня.
Цель работы: изучить теоремы Менелая и Чевы, рассмотреть применение этих теорем к решению задач.
Задачи работы:
Гипотеза: при решении целого класса задач эти теоремы позволяют легко и изящно получить решение.
Объект исследования: теоремы Менелая и Чевы.
Предмет исследования: практическое применение этих теорем.
Методы исследования: изучение и обобщение, формализация, анализ и синтез, дедукция.
Научная новизна исследования:
Планируемые результаты:
1. Теорема Менелая [1], [2], [4], [6].
1.1. Теорема Менелая. Пусть прямая пересекает треугольник ABC, причем C1 - точка ее пересечения со стороной AB, A1 - точка ее пересечения со стороной BC, и B1 - точка ее пересечения с продолжением стороны AC. Тогда имеет место соотношение:
1.2. Доказательство теоремы Менелая.
1. Проведём через точку C прямую CK параллельно AB (K – точка пересечения с C1B1).
2. △CKB1~△AC1B1, т.к. (∠C1AB1=∠KCB1, ∠AC1B1=∠CKB1) ⇒
3. △BC1A1~△CKA1, т.к. (∠BA1C1=∠KA1C, ∠BC1A1=∠CKA1) ⇒
4. Из каждого равенства выразим CK:
5. Откуда
что и требовалось доказать.
2. Теорема Чевы [2], [3], [5], [8].
2.1. Теорема Чевы. Пусть точки A1, B1, C1 лежат на сторонах BC, AC и AB и треугольника ABC соответственно. Пусть AA1, BB1 и CC1 отрезки и пересекаются в одной точке. Тогда справедливо:
2.2. Доказательство теоремы Чевы.
1. Пусть O – точка пересечения AA1, BB1и CC1. Опустим из вершин A и C перпендикуляры на прямую BB1. L и K – основания перпендикуляров.
2. Найдем площади треугольников AOB и BOC
Поскольку треугольники AOB и BOC имеют общую сторону OB, то их площади относятся как высоты, проведенные на эту сторону, т.е. AL и CK:
3. △AB1L и △CB1K подобны, т.к. они прямоугольны и ∠AB1C=∠CB1K (вертикальные углы)
Аналогично получаем:
4. Подставим в выражение отношения площадей:
что и требовалось доказать.
2.3. Следствия из теоремы Чевы.
Следствие 1. Медианы треугольника пересекаются в одной точке, которая делит каждую медиану в отношении 2:1, считая от вершины.
Следствие 2. Биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке.
Следствие 3. Высоты треугольника (или их продолжения) пересекаются в одной точке (ортоцентре треугольника).
Следствие 4. Серединные перпендикуляры к сторонам треугольника пересекаются в одной точке.
Следствие 5. Прямые, соединяющие вершины треугольника с точками, в которых вписанная окружность касается противоположных сторон, пересекаются в одной точке
3. Применение теорем Менелая и Чевы для решения планиметрических задач [3], [8]
3.1. Примеры простейших задач, на применение теоремы Менелая.
Задача №1. В треугольнике ABC на сторонах BC и AC лежат точки A1 и B1 соответственно так, что BA1:A1C=1:3, AB1:B1C=1:5. Прямые AA1 и BB1 пересекаются в точке O. Найти AO:OA1?
Решение:
1. Рассмотрим △ACA1 и прямую BB1, пересекающую данный треугольник в трех точках – B1, O и B.
2. Применим теорему Менелая и запишем соотношение:
3. Подставим имеющиеся числа:
Ответ: 0,8.
Задача №2. В треугольнике ABC медиана CM пересекает высоту BD в точке O. Найдите длину AC , если BO=5, а OD=1.
Решение: 1. Рассмотрим △ABC.
2. Т.к. CM – медиана (по условию), то AM=MB=1.
3.Тогда применим теорему Менелая и запишем соотношение:
4. Подставим имеющиеся числа:
Ответ: AC=5.
3.2. Примеры простейших задач, на применение теоремы Чевы.
Задача №1. На сторонах треугольника ABC взяты соответственно точки C1, A1,B1, так, что AC1: С1B= 2:1, BA1:A1C=1:3, BB1∩ CC1∩AA1=т. O. Найти CB1 : B1A.
Решение: Т.к. отрезки BB1, CC1, AA1 пересекаются в одной точке O, то по теореме Чевы:
Ответ: 1,5.
Задача №2. Докажите, что биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке.
Доказательство: 1. Покажем, что
2. Тогда по теореме Чевы (обратной) AA1, BB1, CC1 пересекаются в одной точке. По свойству биссектрис треугольника:
3. Перемножая почленно полученные равенства, получаем 1. Для биссектрис треугольника равенство Чевы выполняется, следовательно, они пересекаются в одной точке,
что и требовалось доказать.
4. Сравнительный анализ эффективности применения теорем для решения геометрических задач.
Задача №1. Доказать, что медианы треугольника пересекаются в одной точке, которая делит каждую медиану в отношении 2:1, считая от вершины.
Решение:
I способ (без использования теорем Чевы и Менелая).
Рассмотрим произвольный △ABC. Обозначим точкой O точку пересечения его медиан AA1 и BB1.
Сделаем дополнительное построение: проведём отрезок A1B1.
Т.к. AA1 и BB1 – медианы △ABC, то точки A1 и B1 являются серединами сторон BC и AC соответственно, то есть BA1=A1C, AB1=B1C.
Отсюда, по определению средней линии треугольника (средней линией треугольника называется отрезок, соединяющий середины двух его сторон) отрезок A1B1 является средней линией △ABC.
Т.к. средняя линия треугольника параллельна одной из его сторон и равна половине этой стороны, то отрезок A1B1 || AB и A1B1=AB
2. Рассмотрим △AOB и △A1OB1.
∠1=∠2 как накрест лежащие углы, образованные при пересечении параллельных прямых AB и A1B1 (A1B1 || AB по доказанному) секущей AA1;
∠3=∠4 как накрест лежащие углы, образованные при пересечении параллельных прямых AB и A1B1 (A1B1 || AB по доказанному) секущей BB1.
Следовательно, △AOB ~ △A1OB1 по двум углам, и, значит, их стороны пропорциональны.
Итак, k – коэффициент подобия:
Но по доказанному A1B1=AB; AB=2A1B1, поэтому и AO=2A1O, BO=2B1O. Таким образом, точка O пересечения медиан AA1 и BB1 △ABC делит каждую из них в отношении 2:1, считая от вершины,
что и требовалось доказать.
II способ (с использованием теорем Чевы и Менелая).
1. Т.к. по условию AA1, BB1, СС1 – медианы △ABC, то BA1=A1C, AB1=B1C, AC1=C1B, поэтому:
Итак,
Отсюда по теореме Чевы, медианы AA1, BB1, СС1 △ABC пересекаются в одной точке – точке O.
2. Рассмотрим △ACC1.
Прямая BB1 пересекает две стороны △ACC1 (BB1∩AC=B1, BB1∩CC1=O) и продолжение третьей (AC1 – луч, BB1∩AC1=B), значит, по теореме Менелая:
И, значит:
3. Рассматривая теорему Менелая для △BAA1 и секущей CC1, а также для △ABB1 и секущей CC1, мы получим аналогичный результат.
Итак, все три медианы△ABC пересекаются в точке O и делятся ею в отношении 2:1, считая от вершины,
что и требовалось доказать.
5. Задачи ЕГЭ. [9]
Задача №1.Даны треугольники ABC и A1B1C1. Прямые AA1, BB1, CC1 пересекаются в одной точке. Прямые AB и A1B1 пересекаются в точке C2. Прямые АС и AC1 пересекаются в точке B2. Прямые BC и B1C1пересекаются в точке A2.
Докажите, что точки A2, B2, C2 лежат на одной прямой.
Решение.
Пусть — точка пересечения
В по теореме Менелая:
Аналогично: в
В
Перемножим левые и правые части равенств (*), (**), (***). Будем иметь:
В итоге получаем: что удовлетворяет условию теоремы Менелая относительно принадлежности точек: одной прямой.
Задача №2. Каждое из ребер треугольной пирамиды ABCD имеет длину 1. Точка P на ребре AB, точка Q на ребре BC, точка R на ребре CD взяты так, что Плоскость PQR пересекает прямую AD в точке S.
Найти величину угла между прямыми SP и SQ.
Решение.
Для начала построим сечение PQR: проведем линию QP до пересечения с прямой AC (точка E). В плоскости грани ADC соединим точки E и R: линия ER пересечет сторону AD в точке S. Соединяя точки S, R, P и Q, получаем искомое сечение.
Предварительно найдем соотношения и длины некоторых сторон.
Рассмотрим плоскость ABC. В треугольнике BQP вычислим QP по теореме косинусов:
Теперь найдем угол BPQ (на рисунке угол 1):
Тогда, из основного тригонометрического тождества:
Заметим, что как вертикальные, тогда можем найти угол AEP (на рисунке угол 2):
Вычислим синус угла 2:
По теореме синусов для треугольника APE:
Теперь рассмотрим плоскость ADC. Из треугольника CRE по теореме косинусов имеем:
Из этого же треугольника найдем угол CER (на рисунке угол 1):
Тогда, из основного тригонометрического тождества:
Найдем синус угла ASE (на рисунке угол 2):
По теореме синусов для треугольника ASE:
*) см. примечание.
Для дальнейшего решения задачи воспользуемся векторным методом. Введем базисные векторы: Выразим векторы и через базисные:
где откуда,
где откуда
Теперь найдем длины этих векторов (используя то, что , а также тот факт, что
Осталось вычислить скалярное произведение данных векторов:
Окончательно получаем:
Ответ:
Примечание.
Эту часть решения можно несколько сократить, применив теорему Менелая для тетраэдра:
точки S, R, P и Q, лежащие на ребрах тетраэдра AD, DC, AB и BC соответственно, принадлежат одной плоскости тогда и только тогда, когда
В нашем случае:
откуда
то есть
6. Заключение.
Теоремы Чевы и Менелая легки в понимании, помогают быстро ориентироваться в решении задач по данной тематике. Я считаю, что знание этих теорем важно, так как данные теоремы значительно упрощают решения сложных геометрических задач, позволяют находить более рациональные способы решения, повышают уровень знаний по элементарной геометрии.
Изучив новый материал, я рассмотрел несколько способов доказательства этих теорем. В работе я привёл решение двух задач с помощью теоремы Чевы и двух задач с помощью теоремы Менелая. С помощью теоремы Менелая и Чевы я доказал, что медианы треугольника точкой пересечения делятся в отношении 2:1, считая от вершины. Провел сравнительный анализ эффективности применения этих теорем по сравнению с другими способами решения планиметрических задач.
Цель моей исследовательской работы достигнута. Гипотеза подтвердилась. При решении целого класса задач, как в планиметрии, так и в стереометрии, теоремы Менелая и Чевы позволяют легко и изящно получить решение.
Данная работа содержит геометрический материал достаточный для того, чтобы использовать его на элективных курсах и как дополнительный материал для учащихся интересующихся математикой.
В результате проведенной работы, я узнал много интересного и познавательного, научился применять теоремы в решении задач. Я думаю, что данное исследование, проведённое мной, как мне кажется, поможет мне в дальнейшем при сдаче единого государственного экзамена.
7. Библиографический список
1) Атанасян Л.С. Геометрия, 7–9: Учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина. – М.: Просвещение, 2000.
2) Е. Качалкина « Применение теорем Чевы и Менелая» [Текст] ,
журнал «Математика в школе» №13,14 -2004.
3) Атанасян Л.С. Геометрия. Дополнительные главы к школьным учебникам 8, 9 классов: Учебное пособие для учащихся школ и классов с углублённым изучением математики [Текст] / В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, С.А. Шестаков, И.И. Юдина. –12–е издание.– М.: Просвещение, 2002.
4) "Теорема Менелая". Сайт "Математика, которая мне нравится". http://hijos.ru/2011/04/20/teorema-menelaya/ (Дата обращения: 20.12.17)
5) "Теорема Чевы". Сайт "Математика, которая мне нравится". http://hijos.ru/2011/03/16/teorema-chevy/(Дата обращения: 20.12.17)
6) "Теорема Менелая". http://www.webmath.ru/poleznoe/formules_19_8.php. (Дата обращения: 13.02.18)
7) "Теорема Менелая". Онлайн сервисы для учёбы. http://ru.solverbook.com/spravochnik/teoremy/teorema-menelaya/(Дата обращения: 19.02.18)
8) Н.В. Тюнева. "Применение теорем Чевы и Менелая при решении геометрических задач". . Ведущий образовательный портал России. https://infourok.ru/metodicheskaya_razrabotka_po_teme__teoremy_chevyi_menelaya-430667.htm (Дата обращения: 20.12.17)
9) Каталог заданий по темам. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. https://ege.sdamgia.ru/ (Дата обращения: 15.02.18)
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Плавает ли канцелярская скрепка?
Рисуем домики зимой
Рисуем "Осенний дождь"