Исследовательская работа, посвещенная изучению представления жителей деревни Кайбалы об исторических деятелях на примере Владимира I и Ивана IV.
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnyy_imidzh_istoricheskih_deyateley.docx | 31.47 КБ |
stendovyy_doklad.ppt | 508 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кайбальская средняя школа»
История: человек и событие
Социальный имидж исторических деятелей
Автор (Кузнецов Демид
Григорьевич, ученик 10 класса)
Руководитель: Маньковская Ольга Вячеславовна, учитель
истории и обществознания
д. Кайбалы, 2017 г.
КОД _____________________________
История: человек и событие
Социальный имидж исторических деятелей
-
Тема: Социальный имидж исторических деятелей
Введение
История понятия «имидж» взяла начало в английском слове image - «образ», «отражение». Сейчас под имиджем понимают некий искусственно сформированный образ, который создается в массовом или индивидуальном сознании путем психологического воздействия. В современном информационном пространстве присутствует упадок доверия к средствам массовой информации ввиду многочисленных недоговорок и искажения фактов. На первых этапах правильно сконструированный имидж общественного деятеля поможет преодолеть эту стену недоверия, но, естественно, образ не должен идти врознь с действиями. Выбранная тема представляет собой актуальную проблему для всех общественных деятелей, а конкретно для исторических
Актуально, что имидж в настоящее время формируется благодаря пиару, пропаганде, рекламы. Таким образом, у аудитории появляется определенное мнение об объекте, причем свойства его могут быть как реальными, так и приписываемыми. Еще на заре пробуждения человеческой мысли каждому члену первобытной стаи присваивалось то или иное прозвище, являющееся отражением его наиболее ярко выраженных качеств. Данная традиция закреплялась на протяжении веков и тысячелетий, донеся до нас такие имена, как Иван Грозный, Ярослав Мудрый, Филипп Красивый, Ричард Львиное сердце. Имидж в истории фигурирует с давних времен, и исторические личности сумели создать в представлении своих современников яркие образы, наделенные некими идеализированными чертами или, говоря другими словами, создали себе соответствующий имидж.
Целью исследовательской работы является изучение представления жителей деревни Кайбалы об исторических деятелях на примере Владимира I и Ивана IV.
Задачи исследования:
1. Выявить характер представлений об исторических деятелях.
2.Проанализировать факторы оказавшие влияние на формирование представлений
3. Просмотреть позиции профессиональных историков о Владимире I и Иване IV
Гипотеза: можно предположить, что социальный имидж исторических деятелей формируется в школе на уроках истории , и что образ Ивана IV(Грозного) окажется более отрицательным чем, образ Владимира I.
Содержание
Развитие имиджа продолжалось в эпоху средневековья. Никколо Маккиавели уже тогда обосновал необходимость имиджа для политических деятелей. Вместо слова «имидж» известный мыслитель-государствовед употребил, правда, слово «личина». Средневековые придворные поэты воспевали красоту и мудрость царственных особ и всячески приукрашали их деяния. Тем же грешили и придворные художники. Чуть позже имидж представителей власти стал формировать двор, повышая в глазах подданных статус монарха. В государствах, которые были вынуждены вести длительные войны, на первый план в формировании имиджа их правителей выходили факторы, связанные с военными функциями. И во все времена огромное значение для правителя имели пышные застолья, и массовые праздники с бочками спиртного для черни от его щедрот.
С современным понятием имиджа первыми начали активно работать американские экономисты. Знаменитый на весь мир экономист Стенли Болдуинг еще в шестидесятые года прошлого века ввел в деловой оборот это понятие. После «имиджем» стали пользоваться политологи. И тогда «имиджирование» стало предметом многочисленных исследований в политической и социальной психологии. Основывая изучение понятия имиджа на знаниях о «субъектном восприятии внешнего образа объекта», исследователи сделали вывод о том, что образ (имидж) одной персоны другой человек принимает не осознавая, нерационально. Иными словами - мы, абсолютно всегда, без каких-либо усилий, бессознательно принимаем образ других людей, а то, что засело у нас в подсознании, довольно крепко присутствует у нас в голове и обуславливает наше поведение и расположение к этим самым людям. Во времена СССР отношение к имиджу изначально было негативным. Новое явление было воспринято враждебно и было названо ни чем иным как «средством манипуляции массовым сознанием». Некоторые утверждали, что понятие имиджа - это очередное порождение буржуазной политики. Конечно, по этой причине в нашей стране не было активного интереса к изучению имиджирования, но, к великой радости, полного игнорирования нового явления не произошло. Сегодня история имиджа человека продолжается в современной науке - имиджелогии, которая была официально введена в 90-х годах прошлого столетия, но вместе с тем имеет многовековую историю. Исходя из всех вышеперечисленных определений, и рассмотрения образов в истории можно выявить некоторые характеристики имиджа:1) стереотипный характер имиджа. Имидж обладает многими характеристиками стереотипа: весьма упрощенный, но в то же время устойчивый психический образ, основанный на обобщении личного опыта, предвзятых представлений, стремлении быстро понять смысл и сущность явления. 2) Имидж меняется с течением времени. Он может быть гибким и ситуативным. Может зависеть от условий окружающей среды, например, моды. 3) Имидж отражает экспрессивную, эмоциональную сторону образа субъекта. 4) Имидж носит адресный характер, он всегда направлен на некую целевую аудиторию. Например, при создании политического имиджа: избиратель никогда лично не пересечется с кандидатом, но он обязательно пересечется с его имиджем. 5) Имидж обладает высокой регулирующей силой, потому как он является не просто психическим образом, а специально моделируемым отражением уже существующего образа субъекта, на основе некоторой иллюзорной реальности.
Позиции профессиональных историков о Владимире I и Иване IV
Владимир Красное Солнышко - именно так, по преданию, называли в народе святого равноапостольного князя Владимира. Как считают исследователи, этот былинный образ - скорее, собирательный, то есть его нельзя в полной мере отнести ни к одной исторической персоне.В былинах Владимир Красное Солнышко - это глава всех богатырей, но при этом сам не богатырь. Возможно, великий князь, или же вовсе мифический персонаж - Дажьбог, бог солнца у славян-язычников. Кроме былин, мы встречаем упоминания о Владимире Красном Солнышке в так называемой Голубиной книге (восточно-славянский народный духовный стих конца XV - начала XVI века). Там его зовут Володарь, Володимер, Володимир Сыславич, Володумор. После крещения князь Владимир вернулся в Киев и привез с собой из заморских земель православных священников. Первыми они крестили в новую веру сыновей Владимира Святославича, потом бояр. Источник, где их крестили, стал называться Крещатиком.
Результаты исследования
Для того чтобы изучить социальный имидж исторических деятелей. Мы разработали анкету для социологического опроса.
Анкета
1. Возраст
2. Какое представление сложилось об Иване IV?
3. Что повлияло на формирование этого образа (расположить в порядке значимости)
А) СМИ
Б) Школа
В)Семья
Г)Литература, кинематограф.
4. Какое представление сложилось об Владимире I?
5. Что повлияло на формирование этого образа (расположить в порядке значимости)
А) СМИ
Б) Школа
В)Семья
Г)Литература, кинематограф.
По данной анкете было опрошено 63 респондента разных возрастных категорий от 10 до 60 лет.
Возрастные группы респондентов д. Кайбалы
Таблица 1.
А | 10-11 лет | 4 человека |
Б | 12-13 лет | 9 человек |
В | 14-15 лет | 24 человека |
Г | 16-17 лет | 9 человек |
Д | 18-25 лет | 5 человек |
Е | 26-36 лет | 8 человек |
Ж | 37-60 лет | 4 человека |
Итого: | 63 человека |
Социальный имидж Ивана IV
Таблица 2.
положительный | отрицательный | нейтральный | |
А | 4 | ||
Б | 1 | 5 | 3 |
В | 9 | 7 | 8 |
Г | 2 | 4 | 3 |
Д | 1 | 4 | |
Е | 2 | 4 | 2 |
Ж | 2 | 2 | |
всего | 17 | 26 | 20 |
Социальный имидж Владимира I
Таблица 3.
положительный | отрицательный | нейтральный | |
А | 4 |
| |
Б | 7 | 2 | |
В | 18 | 2 | 4 |
Г | 4 | 1 | 4 |
Д | 5 | ||
Е | 6 | 2 | |
Ж | 2 | 2 | |
всего | 41 | 5 | 17 |
Факторы, влияющие на формирование образа
Таблица 4.
Ивана IV | Владимира I | |
А | бгв | бв |
Б | бгв | бг |
В | вгаб | вгб |
Г | гвб | бгв |
Д | бвга | бгв |
Е | бвга | бгв |
Ж | бвга | бгв |
Результаты социологических исследований | Ведущим фактором в формировании имиджа является школа | Ведущим фактором в формировании имиджа является школа |
Выводы
1. Образ исторического деятеля на первичном этапе своего формирования значительно отличается от образа на его последующих уровнях, т.к в процессе своего формирования дополнятся и осмысляется. Прежде всего, это будет зависеть от многих аспектов: личного жизненного опыта, ценностных установок, современного «потока информации» и т.д.
2. Данные таблиц №1,2,3,4 показывают, что ведущим фактором в формировании социального имиджа исторических личностей оказывает школа, что подтверждает нашу гипотезу.
Задачи, которые мы поставили перед собой, были выполнены, гипотеза доказана, эта тема в дальнейшем может быть полнее рассмотрена и усилена разными направлениями исследования.
Заключение
Исторические события происходят не только во времени, но и в пространстве. Создание представлений об историческом пространстве происходит главным образом посредством исторических карт: общих, обзорных, тематических. Историческая карта помогает выработать у учащихся представления о пространстве, в котором происходил исторический процесс, играет важную роль в систематизации и обобщении знаний, в сознании сущности происходящих исторических событий и их закономерностей. Во многом формирование образов прошлого будет зависеть от возрастных особенностей учащихся. Исторические представления создаются у учащихся всех возрастов, но степень их детализации различна «Создание образов, адекватных эпохе, особенно важно младшем и среднем звене учащихся. Здесь должна быть максимальная етализации при формировании исторических представлений, возникающих в результате воображения, воссоздающего из элементов знаний исторические картины и образы. В противном случае ученики осовременивают прошлое. В их ответах возможны такие фразы: рабы древнего Рима жили плохо, ходили в рваных джинсах; древние греки плавали на пароходах». Если проводить связь с современностью, то считается, что мы живем как бы в двух мирах - реальном и иллюзорном, или мнимом. Иными словами, мы можем жить не только в реальном, но еще и в иллюзорном мире: мире внушенных установок СМИ, весьма далеких от реальности. На этом, в частности, зиждется реклама с ее «хрустящим счастьем» и «райским наслаждением», на этом строится и политика, где, по меткому выражению американских специалистов, «конкурируют не политики, а их имиджи».
ЛИТЕРАТУРА
1.Веселовский, С.Б. Царь Иван Грозный в работах писателей и историков. - М., 1999.
2. История государства Российского: Свидетельства. Источники. Мнения: XV - XVI века. Кн. 1. - М., 1998.
3. Хрестоматия по истории России. Т. 1: С древнейших времен до XVII века. - М., 1994
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кайбальская средняя школа» История: человек и событие Социальный имидж исторических деятелей Автор (Кузнецов Демид Григорьевич, ученик 10 класса) Руководитель: Маньковская Ольга Вячеславовна, учитель истории и обществознанияСлайд 2
История понятия «имидж» взяла начало в английском слове image - «образ», «отражение». Сейчас под имиджем понимают некий искусственно сформированный образ, который создается в массовом или индивидуальном сознании путем психологического воздействия
Слайд 3
Актуальность Имидж в истории фигурирует с давних времен, и исторические личности сумели создать в представлении своих современников яркие образы, наделенные некими идеализированными чертами или, говоря другими словами, создали себе соответствующий имидж. Целью исследовательской работы является изучение представления жителей деревни Кайбалы об исторических деятелях на примере Владимира I и Ивана IV .
Слайд 4
Задачи исследования : 1. Выявить характер представлений об исторических деятелях. 2.Проанализировать факторы оказавшие влияние на формирование представлений 3. Просмотреть позиции профессиональных историков о Владимире I и Иване IV
Слайд 5
Гипотеза: можно предположить, что социальный имидж исторических деятелей формируется в школе на уроках истории , и что образ Ивана IV (Грозного) окажется более отрицательным чем, образ Владимира I .
Слайд 6
Анкета 1. Возраст 2. Какое представление сложилось об Иване IV ? 3. Что повлияло на формирование этого образа (расположить в порядке значимости) А) СМИ Б) Школа В)Семья Г)Литература, кинематограф. 4. Какое представление сложилось об Владимире I ? 5. Что повлияло на формирование этого образа (расположить в порядке значимости) А) СМИ Б) Школа В)Семья Г)Литература, кинематограф.
Слайд 7
Возрастные группы респондентов д. Кайбалы Таблица А 10-11 лет 4 человека Б 12-13 лет 9 человек В 14-15 лет 24 человека Г 16-17 лет 9 человек Д 18-25 лет 5 человек Е 26-36 лет 8 человек Ж 37-60 лет 4 человека Итого: 63 человека 1.
Слайд 8
положительный отрицательный нейтральный А 4 Б 1 5 3 В 9 7 8 Г 2 4 3 Д 1 4 Е 2 4 2 Ж 2 2 всего 17 26 20 Социальный имидж Ивана IV Таблица 2.
Слайд 9
Социальный имидж Владимира I Таблица 3 . положительный отрицательный нейтральный А 4 Б 7 2 В 18 2 4 Г 4 1 4 Д 5 Е 6 2 Ж 2 2 всего 41 5 17
Слайд 10
Факторы, влияющие на формирование образа Позиции анкеты Ивана IV Владимира I А бгв бв Б бгв бг В вгаб вгб Г гвб бгв Д бвга бгв Е бвга бгв Ж бвга бгв Результаты социологических исследований Ведущим фактором в формировании имиджа является школа Ведущим фактором в формировании имиджа является школа
Слайд 11
Выводы 1. Образ исторического деятеля на первичном этапе своего формирования значительно отличается от образа на его последующих уровнях, т.к в процессе своего формирования дополнятся и осмысляется. Прежде всего, это будет зависеть от многих аспектов: личного жизненного опыта, ценностных установок, современного «потока информации» и т.д. 2. Данные таблиц №1,2,3,4 показывают, что ведущим фактором в формировании социального имиджа исторических личностей оказывает школа, что подтверждает нашу гипотезу. Задачи, которые мы поставили перед собой, были выполнены, гипотеза доказана, эта тема в дальнейшем может быть полнее рассмотрена и усилена разными направлениями исследования.
Слайд 12
ЛИТЕРАТУРА 1.Веселовский, С.Б. Царь Иван Грозный в работах писателей и историков. - М., 1999. 2. История государства Российского: Свидетельства. Источники. Мнения: XV - XVI века. Кн. 1. - М., 1998. 3. Хрестоматия по истории России. Т. 1: С древнейших времен до XVII века. - М., 1994
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Зимовье зверей
Почему Уран и Нептун разного цвета
Юрий Визбор. Милая моя
Рисуем тыкву