В проекте исследуется развитие такокого раздела фикики, как Оптика, а также описывается использование закона отражения света в практическом создании оборотного зеркала, предназначенного для улучшения качества физических демонстраций на уроках физики
Вложение | Размер |
---|---|
oborotnoe_zerkalo_kak_vspomogatelnyy_pribor_dlya_demonstratsionnyh_opytov_po_fizike.rar | 2.81 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
Павлово-Посадского муниципального района
Московской области
Проект по физике
Ученика 9 Б класса МОУ СОШ № 9
Борисова Владимира
Тема проекта:
«Оборотное зеркало как вспомогательный прибор
для демонстрационных опытов по физике»
Руководитель проекта:
учитель физики высшей категории
МОУ СОШ № 9
Рубцова Е.Г.
2017 г.
АННОТАЦИЯ К ПРОЕКТУ
С давних времен человека влекло все неведомое, и он старался глубже проникнуть в тайны природы, раздвинуть круг своих знаний о ней. Все научные открытия и знания необходимы для того, чтобы человек использовал их в практической деятельности. В своем проекте я осветил одну из областей физики, которая изучает оптические явления.
Закон отражения света позволил создать зеркала, ныне имеющиеся в каждом доме. Открытие законов преломления привело к созданию очков, сделавших многих людей зрячими. Изобретение микроскопа произвело революцию в биологии. Изобретение телескопа открыло перед человеком удивительнейший и богатейший мир явлений, происходящих в необъятной Вселенной. Открытию фотографии мы обязаны тем, что сейчас можем знать, как выглядели наши деды и прадеды и какими мы сами были в младенческом возрасте. Фотография помогла и продолжает помогать многим отраслям науки. В настоящее время широко применяется фотографирование объектов из космоса с помощью спутников. Первые фотографии из космоса делались в военных целях, но сейчас фотографирование со спутников все больше и больше используется для нужд сельского хозяйства, геологии, метеорологии и для контроля за окружающей средой. Создание кино тоже начиналось с фотографии.
Нашла свое применение оптика и в военном деле. Для изучения передвижения противника на больших расстояниях военные используют бинокли, а для наблюдения из укрытий перископы и стереоскопические трубы.
ВВЕДЕНИЕ,
История оптики неразрывно связана с естественнонаучными и философскими работами мыслителей древнего мира. Первые инструменты для оптических исследований появились в результате наблюдений за тенью, отбрасываемой предметами, за отражением и преломлением света в драгоценных камнях, в воде или во льду, опытов, сделанных с помощью линз и зеркал в Древнем Египте и государствах Месопотамии. Мысли, гипотезы и теории древних учёных, связанные со зрительными наблюдениями, были развиты древними греческими и индийскими философами. Особенно следует выделить развитие оптики в греко-римском древнем мире. Слово оптика – греческого происхождения, оно связано со зрением. Оптика была значительно преобразована в средневековье, когда были сформулированы начала физической и физиологической оптики. Дальнейшее развитие наука получила в 16 –19 веках, где были сформированы основные понятия учения о природе света и его свойствах. Современная оптика резко расширила области необходимых исследований, в значительной степени связанных с развитием в 20-21-ом столетии знаний об электромагнитном излучении и квантовой оптики.
Цель моей работы: изучение оптических явлений, создание оборотного зеркала как вспомогательного прибора для проведения учителем демонстрационных опытов по физике.
Для осуществления поставленной цели мне необходимо решить следующие
задачи:
Практическое значение оптики и её влияние на другие отрасли знания и виды деятельности человека исключительно велики. Область явлений, изучаемая оптикой, весьма обширна. Оптические явления теснейшим образом связаны с явлениями, изучаемыми в других разделах физики, а оптические методы исследования относятся к наиболее тонким и точным. Поэтому неудивительно, что оптике на протяжении длительного времени принадлежала ведущая роль в очень многих фундаментальных исследованиях и развитии основных положений современной физики. Исследование оптических явлений не только открыло новые широчайшие возможности в самой оптике, но и в её приложениях в различных отраслях науки и техники.
Первые представления древних ученых о свете были весьма наивны. Считалось, что из глаз выходят особые тонкие щупальца и зрительные впечатления возникают при ощупывании ими предметов. Тогда под оптикой понимали науку о зрении. Именно такой точный смысл слова «оптика». В средние века оптика постепенно из науки о зрении превратилась в науку о свете, этому способствовало изобретение линз и камеры-обскуры.
Свойства стекла увеличивать изображения предметов, были известны еще в Древнем Риме. По преданию император Нерон смотрел бои гладиаторов через специально
обточенный изумруд. Но понимания, почему стекло обладает такими свойствами, не было. Гораздо позже в Средние века начала развиваться наука о свете и законах его распространения. Почти вся история оптики, это история поиска ответа: что такое свет?
Одна из первых теорий света – теория зрительных лучей – была выдвинута греческим философом Платоном около 400 г. до н. э. Данная теория предполагала, что из глаза исходят лучи, которые, встречаясь с предметами, освещают их и создают видимость окружающего мира. Взгляды Платона поддерживали многие ученые древности и, в частности, Евклид (3 в до н. э.), исходя из теории зрительных лучей, основал учение о прямолинейности распространения света, установил закон отражения. В те же годы были открыты следующие факты:
– прямолинейность распространения света;
– явление отражения света и закон отражения;
– явление преломления света;
– фокусирующее действие вогнутого зеркала.
Древние греки положили начало отрасли оптики, получившей позднее название геометрической. В эпоху Возрождения было совершено множество различных открытий и изобретений; стал утверждаться экспериментальный метод, как основа изучения и познания окружающего мира. При рассмотрении многих оптических явлений пользовались представлением о световых лучах – геометрических линиях, вдоль которых распространяется световая энергия.
Так, древние греки и египтяне использовали закон прямолинейного распространения света для установки колонн храмов по одной прямой. Колонны располагались так, чтобы из-за ближайшей глазу колонны не были видны все остальные.
В начале XIX века развернулись интенсивные исследования открытых ранее явлений интерференции и дифракции света. Эти явления не находили объяснения в рамках геометрической оптики, необходимо было рассматривать свет в виде волн. Так возникла волновая оптика. Первоначально полагали, что свет -волны в мировом эфире, который
будто бы заполняет все мировое пространство. В 1864 году английский физик Джеймс Максвелл создал электромагнитную теорию света, согласно которой волны света –это
электромагнитные волны с соответствующим диапазоном длин.
В современное время оптика - это раздел физики, в котором исследуется испускание света, его распространение в различных средах и взаимодействие с веществом. Что же касается вопросов, связанных со зрением, устройство и функционирование глаза, то они выделились в специальное научное направление, называемое физиологической оптикой.
Роль оптики в развитии современной физики велика. Возникновение наиболее важных и
революционных теорий двадцатого столетия в физике, в существенной мере связано с оптическими исследованиями. Способствуя развитию разных направлений современной физики, оптика в то же время и сама переживает сегодня период бурного развития. Основной толчок этому развитию дало изобретение интенсивных источников света
– лазеров. В результате волновая оптика поднялась на еще более высокую ступень. Трудно даже перечислить все новейшие направления, развивающиеся благодаря появлению лазеров. Среди них голография, радиооптика и другие направления физики. Можно без преувеличения сказать, что широкое практическое использование достижений современной оптики – обязательное условие научно-технического прогресса.
Оптика открыла человеческому разуму дорогу в микромир, она же позволила
ему проникнуть в тайны звездных миров. Оптика охватывает все стороны нашей
практической деятельности.
Оптическое явление – отражение света.
Рассмотрим простейшее оптическое явление – отражение света, которое было известно и широко применяемо еще в древности.
Впервые для себя человек открыл явление отражения, видимо посмотревшись в воду и
увидев там свое оптическое отражение. Отражение света это явление, сопровождающее падение светового луча из одной оптической среды1на границу её раздела со 2-й средой при котором происходит взаимодействие света с веществом и появлением отраженного
светового луча направленного обратно от границы раздела в 1-ю оптическую среду.
Падающий и отраженный световые лучи связаны между собой определенным условием, называемым Законом отражения.
Схематично Закон отражения выглядит следующим образом:
Из рисунка видно, что угол падения первичного светового луча αравен углу отраженного светового луча β (угол падения, равен углу отражения).
Зеркала.
Самым первым оптическим элементом, изготовленным человеком с использованием явления отражения, было зеркало. История возникновения зеркала теряется в глубине веков. Возраст самых древних зеркал на Земле — около семи тысяч лет. До изобретения зеркального стекла в дело шли камень и металл: золото, серебро, бронза, олово, медь, горный хрусталь.
В древней мифологии медуза Горгона превратилась в камень, увидев свое изображение в наполированном до блеска бронзовом щите Персея.
Археологи считают, что самые ранние зеркала – это найденные в Турции полированные куски обсидиана, насчитывающие 7500 лет. Однако ни в одно из античных зеркал нельзя было, например, рассматривать себя сзади или различать оттенки цвета. Изобретение настоящего зеркала следует отнести к 1279 году, когда францисканец Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем свинца. Первыми производителями зеркал стали венецианцы. Технология была по тем временам довольно сложная: тонкий слой оловянной фольги накладывался на бумагу, которая с другой стороны покрывалась ртутью, по ртути опять прокладывалась бумага, и лишь затем поверху накладывалось
стекло, которое придавливало этот слоеный пирог, а из него тем временем вытаскивалась бумага. Разумеется, подобное зеркало было весьма мутным — и все же оно отражало больше света, чем его поглощало. Таким процесс оставался с несущественными изменениями вплоть до 1835 года, когда немецкий профессор Либих открыл, что, используя серебро, можно получать гораздо более ясные и сверкающие зеркала. В настоящее время процесс производства зеркал достиг совершенства, и позволяет получать зеркала различной формы, размеров и высокого качества. Зеркала бывают плоские, вогнутые и выпуклые, с внешним и внутренним напылением отражающего слоя.
В оптических устройствах применяются зеркала с различной кривизной
поверхности, имеющие внешнее напыление. В быту человечество, как правило, использует плоские зеркала с внутренним напылением отражающего слоя.
В настоящее время плоское зеркало имеет не только бытовое назначение. Оно часто является частью различных оптических приборов: микроскопа, телескопа, перископа и др.
Можно также с большой эффективностью использовать плоское зеркало в работе учителя физики. Важнейшей частью урока физики является демонстрационный эксперимент. Часто приборы, находящиеся на демонстрационном столе учителя и сам эксперимент находятся в плоскости стола, поэтому плохо или совсем не видны учащимся, сидящим за партами. Как же быть?
Для улучшения наглядности и используется оборотное зеркало, которое, благодаря закону отражения света, способно изменить направление лучей света, отражённых от опытной установки на столе учителя. В нашем кабинете физики не было такого устройства, поэтому Елена Григорьевна обратилась ко мне с просьбой сделать такой прибор из подручных материалов.
В своей работе я использовал доступные мне материалы. Зеркало мне предоставила Елена Григорьевна от своего старого шкафа, подставку мне принёс папа с работы, винты для крепления зеркала и колёсики я взял от сломанной детской игрушки – кукольной коляски, пластиковую рамку для зеркала я также взял от поля детской игры.
Работа заняла у меня 2 недели. Зеркало может вращаться вокруг оси и фиксируется под нужным углом с помощью винтов, так, чтобы свет, следуя закону отражения, от стоящих на столе приборов, отражался под нужным углом, и они были видны ученикам, сидящим за каждой партой в классе. Если боковым рядам не видно, то с помощью колёсиков можно развернуть зеркало в любом нужном направлении.
Данный прибор является наглядной демонстрацией закона отражения света.
Используемая литература.
1. М. Миннарт «Свет и цвет в природе», Наука, Москва 1985;
2. Я.И. Перельман «Занимательная физика», Наука, Москва 1979;
3. Е.И. Бутиков «Оптика», Высшая школа, Москва 1986;
4. Большая Советская Энциклопедия, Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», Москва 2001;
5. Интернет-ресурсы:
http://www.physicexperts.ru/pexps-843-1.html
http://allrefs.net/c24/15mh2/p12/
http://worldofschool.ru/fizika/optika/pribory/zerkalo-kak-opticheskij-pribor
http://class-fizika.narod.ru/serk5.htm
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Снегири и коты
За чашкой чая
Кто самый сильный?
Сказка на ночь про Снеговика