Проект-исследование, в котором автор выясняет, как между собой связаны художественная литература и физические явления, описанные в различных произведениях.
Вложение | Размер |
---|---|
referat_fizicheskie_yavleniya_v_literature.docx | 45.93 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9
г. Павловского Посада
Проект на тему:
«Физические явления в литературе»
Ученика 10 класса «Б»
Смирнова Владислава
Учителя
Рубцова Елена Григорьевна
Третьякова Вера Борисовна
г. Павловский Посад
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………………………3
1. Точки пересечения физики и литературы…………………………………………………...4
2. Примеры литературных произведений, в которых описаны физические явления……….6
2.1 Стихи………………………………………………………………………………………6
2.2 Русская проза……………………………………………………………………………...9
2.3.Зарубежная художественная литература………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………………………12
Литература…………………………………………………………………………………….15
ВВЕДЕНИЕ
На первый взгляд физика и литература - предметы не совместимые. Физика - точная наука о природе, изучающая и объясняющая различные свойства, явления, процессы. Литература - это вид искусства, это фантазии, эмоции. Как можно связать физику и литературу? И актуально ли это? Физику и литературу связывает природа, окружающий нас мир. Пусть они объясняют и описывают многие явления и процессы по-разному, но они обогащают друг друга. Актуальность данного исследования заключается в том, что физика всегда присутствует в нашей жизни...
Человек живет в тесной связи с природной средой. Он воздействует на нее, изменяя и приспосабливая к своим потребностям, создавая в своей практической деятельности как бы «вторую» природу, микросреду. И естественно, используя чисто утилитарные предметы материальной культуры, достижения науки и техники, человек испытывает к ним определенное отношение. И это отношение к различным физическим явлениям, происходящим вокруг человека, в мире, в котором он живет, нередко выражается образно и эмоционально в поэтическом или прозаическом художественном тексте. То есть, проще говоря, в произведениях художественной литературы.
Наиболее показательным в этом отношении изображения различных физических явлений служит, прежде всего, конечно же фантастическая литература, точнее то ее направление, которые принято называть «твердой научной фантастикой». Характерно то, что исторически процесс проникновения науки (научных представлений, понятий, элементов научного видения мира и пр.) в художественную литературу начинается именно через посредство фантастики.
Однако, изображение различных физических явлений мы наблюдаем также и в классической русской и зарубежной литературе и в поэзии, что лишний раз дает нам повод говорить о не только о тесной связи науки и искусства на примере физики и литературы, но и о важности и необычности затронутой мною проблемы исследования.
Для того, чтобы разобраться в данной тематике я решил провести научно-исследовательскую работу.
Цель моей работы: рассмотреть примеры и способы описания физических явлений в художественной литературе.
Задачи:
1) определить возможные «точки пересечения» физики и литературы;
2) проанализировать роль физики в литературе и литературы в физике;
3) привести конкретные примеры описания физических явлений в литературных произведениях;
4) сделать выводы о роли описанных явлений в литературных произведения.
Тема выбрана потому, что физика и литература являются моими двумя любимыми предметами. И мне бы хотелось установить связь между физикой и миром литературного творчества.
Моя работа интересна тем, что в ней показано, каким образом физические явления «вошли» в народное творчество. Физика, присутствующая в области народного творчества, поможет лучше воспринять то или иное физическое явления, запомнить его и впоследствии воспользоваться данными знаниями.
Также данная работа позволяет расширить познания об окружающем мире через призму не только искусства, но и научных знаний, изложенных в эмоциональной доступной форме. Изучение физических явлений с помощью художественных произведений не только открывает нам совершенство и закономерность физического бытия, но и помогает увидеть красоту природы, языка, художественного слова.
Физика для литературы, особенно для фантастической, играет особую роль. Человечество не мыслит свое будущее без покорения космоса, без путешествия во времени и пространстве, без думающих машин. Откуда это все? Если посмотреть биографию писателей - фантастов, можно обнаружить, что многие из них в прошлом или были физиками или имели отношение к технике. И это не случайно! Литература помогла этим людям воплотить, пока только в мечтах, их идеи. Неудовлетворенность современными возможностями познания побуждает писателей - фантастов решать свои проблемы, указывая другим поколениям людей направления поиска. Мы не можем быть абсолютно уверены в прогнозах фантастов, ибо только законы физики есть единственный критерий жизнеспособности той или иной идеи. Но стимулировать поиск - достойные цели.
1.ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ФИЗИКИ И ЛИТЕРАТУРЫ
В жизни, порой, не замечая этого, физика и литература тесно переплетаются. Ещё с древности люди для того, чтобы донести до потомков литературное слово, использовали изобретения, основываясь на знаниях физики. Ярким примером этого являются великие учёные и изобретатели Иоганн Гуттенберг и Иван Фёдоров, которые с помощью физики смогли донести до нас первые достижения в мировой литературе. Так, например, Иоганн Гуттенберг изучал законы механики и физики, чтобы донести до нас литературные произведения. В организованной им типографии, он напечатал первые в Европе книги, что сыграло огромную роль в развитии человечества, а Иван Фёдоров умел отливать пушки и изобрёл многоствольную мортиру, но вместе с этим являлся первым русским книгопечатником. Первые замечательные образы литературного и полиграфического искусства – «Апостол» (1564 г.) и «Часовник» (1565 г.) навеки останутся в народной памяти благодаря этим людям
Среди научных дисциплин физика занимает особое место. Физика, являясь основой многих направлений научно-технического прогресса, одновременно дает возможность показать человеку гуманистическую сущность научных знаний. Процесс ее изучения содействует формированию творческих способностей личности, ее мировоззрения и убеждений, способствуя воспитанию подрастающего поколения.
До недавнего времени гуманитарный потенциал физики как учебного предмета использовался неполно, что было связано с целым рядом факторов. Одним из них был нивелированный подход к формированию личности всех и каждого из школьников. В последние годы положение начало меняться, об этом свидетельствуют как увеличение числа теоретических исследований по проблемам дифференциации, профилизации обучения, так и практический опыт учителей и ряда школ в стране.
Поддержание познавательного интереса у школьников способствует развитию их активности на уроках, улучшению качества знаний, формированию положительных мотивов учения, что, соответственно, вызывает повышение эффективности всего процесса обучения.
Исследования психологов показали, что самым действенным мотивом к обучению является интерес к предмету. Известный методист-физик И.Я.Ланина предлагает интересную схему воспитания у школьников увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, активной любознательности, прочному знанию и научному поиску.
Художественная, научно – фантастическая литература - это источники, разумное использование которых приносит большую пользу учителю в обучении физике. Применение фрагментов из художественной литературы на уроке стимулирует творческое мышление, заставляет задуматься над прочитанным, содействует скорейшему пониманию изучаемых вопросов, более прочному усвоению знаний, служит дополнением к демонстративному эксперименту, создавая словесную наглядность, и яркие образы являются опорой дли формирования понятий. Удачно подобранный отрывок из художественного произведения усиливает восприятие изучаемого материала, позволяет лучше его понять, увидеть красоту физического явления.
Школьная практика показывает, что использование научно - фантастических произведений на уроках физики приобщает учащихся к чтению, расширяет их кругозор, содействует развитию «вкуса» к научным проблемам, грамотной речи и воображения, способствует поддержанию постоянного интереса к физике, учит внимательному чтению, вызывает чувство красоты и гармонии. При этом ученики осознают гуманистическую сущность физики, ощущают радость познания мира, оценивают с моральных позиций поступки и действия литературных героев. В ряде случаев они становятся как бы соучастниками описываемых ситуаций, что вызывает у них чувство сопереживания, содействует формированию нравственных убеждений.
И это характерно не только для школы. Любой читающий человек несомненно найдет для себя возможные «точки соприкосновения» физических знаний, знакомых их обязательного общеобразовательного курса, и литературных текстов, в которых физика предстает различных областях: достоверное описание физических явлений (например: коронный разряд в газах, шаровая молния, полярные сияния, миражи и т.д.) - художественное описание помогает создать наглядный зрительный образ изучаемого; иллюстративное изображение открытий физики - история открытия законов, явлений, изобретения технических устройств мысли ученых, живших в далекие века, обычно всегда привлекает читателей, вызывают у них живой интерес, побуждают задуматься о своей значимости в этом мире; описание работы физических приборов и изобретений - фрагменты многих приключенческих и фантастических романов содержат интересные описания физических приборов как существующих действительности, так и выдуманных авторами.
Начиная с народного фольклора и до наших дней, литература ведет нас за собой. Это и извечная мечта о сапогах-скороходах, о ковре-самолете, о чудо-печке и многом другом. И мы уже не удивляемся всему этому - это наша реальность. А романы Жюля Верна и Герберта Уэллса? А "Гиперболоид инженера Гарина"? - все это примеры глубочайшей связи между фантастикой и реальностью, между физикой и литературой. Порой и понять то сложно, "где начало того конца..." Как признаются авторы многих физических открытий и технических изобретений именно мечта детства, подаренная сказками и фантастической литературой, двигала ими. Не случайно фантастика называется научной. Именно благодаря этой литературе удается более полно и более конкретно раскрывать суть многих вроде бы на первый взгляд обыденных явлений.
2. ПРИМЕРЫ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, В КОТОРЫХ ОПИСАНЫ ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Связь между физикой и литературой уже установлена. Физические явления и процессы гораздо легче усваиваются через произведения художественной литературы. Литературные произведения богаты описанием физических явлений природы. Эти описания отличаются своей доступностью, образностью и выразительностью. Используя отрывки из художественных произведений, люди могут создавать наглядные образы и активизировать их работу. Произведения художественной литературы, богатые описанием тех или иных физических явлений природы, интересными фактами, легко усваиваются. Даже сложные, полузабытые из школьного курса термины и понятия становятся более выпуклыми и легко понятными. Приведу несколько примеров физических явлений в литературных произведениях.
2.1 СТИХИ
Например, физическое явление «изменение агрегатных состояний вещества» можно проиллюстрировать отрывком из стихотворения С. Есенина:
Вот морозы затрещали
И сковали все пруды,
И мальчишки закричали
Ей «спасибо» за труды.
Основное описанное явление здесь – кристаллизация. Однако, при более глубоком рассмотрении этого отрывка становится понятно, что фраза «Вот морозы затрещали…» открывает перед нами ещё одно явление, связанное с расширением воды при кристаллизации. Не секрет, что в стволах деревьев сосредоточено достаточно большое количество воды. При сильных морозах вода в стволах, замерзая и расширяясь, вызывает разрывы в тканях ствола, при этом неизбежно возникают вибрации, которые порождают в окружающем воздухе звуки в виде треска.
К теме звука обращались почти все поэты, воспевая и неизменно восхищаясь передачей его на расстояние. Так, например, А. С. Пушкин в своём стихотворении «Эхо» прекрасно описывает это явление:
Ревёт ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поёт ли дева за холмом —
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг.
Физика нам объясняет, что причиной появления эха является отражение звуковых волн от препятствий.
Туман у Пушкина в поэме «Евгений Онегин»:
Уж небо осенью дышало
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман...
Давление из отрывка Пушкина:
«Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режут лед».
Словосочетание «режут лед» означает - легко скользят по льду. Лезвия коньков тонкие, поэтому давление, как физическое явление, на лед большое. Под давлением лед плавится, образуется хорошая смазка. Коэффициент трения становится малым, прикладывая небольшие усилия, мальчишки быстро перемещаются. Таким образом, в данном отрывке описывается давление.
Теплопроводность у А.А.Фета:
«Все молчит, - лучина с треском
Лишь горит багровым блеском
Да по кровле ветр шумит».
Все дело в том, что при горении, влага из древесины интенсивно испаряется, при этом разрывает древесные волокна.
Северное сияние у М.А. Дудина:
«Ах, как играет этот Север!
Ах, как пылает надо мной
Разнообразных радуг веер
В его короне ледяной!
Ему, наверно, по натуре
Холодной страсти красота,
Усилием магнитной бури
Преображенная в цвета...».
Северное сияние возникает при вторжении в верхние слои атмосферы заряженных частиц высокой энергии из земной магнитосферы. Сталкиваясь с различными атомами земной атмосферы, они возбуждают их, вызывая свечение. В основном северное сияние происходит на высотах 100-115 км, но иногда оно наблюдается как гораздо ниже, до 70 км, так и выше на высоте до 300 км.
Необыкновенное сочетание поэтического и научного мышления позволяло Ломоносову глубоко проникать в тайны природы. В "Утреннем размышлении" Ломоносов "увидел" и сумел описать бурную природу Солнца так, как будто он стоял на уровне астрономии второй половины XIX века и мог пользоваться новейшими телескопами и приборами:
Когда бы смертным толь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к Солнцу бренно наше око
Могло приближившись воззреть:
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят...
Лишь недавно стало известно, что в недрах светоносной оболочки Солнца возникают смерчеобразные вихри, которые, подымаясь в хромосферу и охлаждаясь, образуют солнечные пятна, и т. д.
История науки и научных завоеваний является для Ломоносова источником поэтического размышления и вдохновения. Его гениальное "Письмо о пользе Стекла" не только славословит науку и техническую мысль как двигателей прогресса, но и на примере исторической судьбы учения Коперника развертывает яркую картину борьбы за передовое научное мировоззрение.
Образование росы из отрывка Никитина «Утро»:
“По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается
Дремлет чуткий камыш. Тишь-безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом,–
На лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая.”
В этом отрывке в лирической форме описаны условия образования утренней росы летом. Роса обычно выпадает на утренней заре. В это время температура окружающего воздуха самая низкая за сутки, поэтому содержащийся в воздухе водяной пар приходит к насыщению и избыточная влага выделяется из воздуха в виде капель росы
Гроза у Тютчева:
“Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром…”
Осадки у Пушкина:
Шум табунов, мычанье стад,
Уж гласом бури заглушались,
И вдруг на долы дождь и град
Из туч сквозь молний извергались...
Почему в летнее время осадки выпадают в виде дождя или града? (В летнее время температура воздуха у поверхности земли больше 0 С. В высоких и холодных слоях атмосферы образуются кристаллы льда, падая, они проходят нижние теплые слои воздуха, тают, и осадки выпадают в виде дождя, а если кристаллы крупные, то за время падения они не успевают растаять и доходят до поверхности земли в виде града.)
2.2 РУССКАЯ ПРОЗА
Многие рассказы, повести и романы так же богаты различными физическими природными явлениями, свойствами и процессами, как и поэзия. Приведу несколько отрывков из литературных произведений, написанных в прозе, и проанализирую физические явления, свойства или процессы, которые в них описаны.
(Максим Горький «Макар Чудра»)
С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала…
Здесь нам показывают на примере мелодии звуковые волны, т. е. механические явления. Волны на поверхности озера или хлебного поля можно увидеть глазами. Однако большинство механических волн невидимы, как, например, звуковые волны. Звуки — это то, что слышит ухо. Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса в ветреную погоду, шум прибоя морских волн, гром во время грозы. Звучат работающие машины, движущийся транспорт. Раздел физики, в котором изучаются звуковые явления, называется акустикой.
Источники звука — это колеблющиеся тела, что видно хотя бы из наблюдения за звучащей струной музыкального инструмента. Кажется, что она как бы утолщается, особенно в середине. Вид струны меняется именно вследствие ее колебаний. Человек воспринимает в качестве слышимого звука волны с частотами от 16 Гц до 20 кГц. Упругие волны с частотами более 20 000 Гц называются ультразвуками, с частотами менее 16 Гц — инфразвуками. Так как волны исходят с частотой от 16 Гц до 20 кГц, то человек слышит их.
(Н.В. Гоголь «Сорочинская ярмарка»)
«Нагнувшиеся от тяжелых плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш.
Здесь перед нами предстает механическое явление.
Так как плоды на ветвях достаточно тяжелые, плюс действует земное притяжение, поэтому ветки не выдерживают и гнуться под силой тяжести.
Fтяж = mg;
Fтяж – сила тяжести, Н;
g – ускорение свободного падения м/с2;
m – масса тела, кг.
Если бы дерево находилось в невесомости, то, какими бы большими ни были плоды, ветки бы не гнулись.
М.М. Пришвин «Весна света»
«В Москве уже лет тридцать и больше я наблюдаю чудесное время, названное мною весной света, когда первый воробей запоет по - своему в стенной печурке, желоб высунет из себя ледяной язык, и с него закапает и поперек тротуара побежит первый маленький ручей».
«Желоб высунет из себя ледяной язык» - это физическое явление называется кристаллизацией; а «с него закапает» - это плавление. Плавление - это процесс перехода тела из кристаллического твёрдого состояния в жидкое, то есть переход вещества из одного агрегатного состояния
А.П. Чехов «Степь»
«Егорушка... разбежался и полетел с полуторасаженной высоты. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная наощупь, подхватила и понесла его обратно наверх».
Какая сила вытолкнула Егорушку из воды? Архимедова сила. На тело, погружённое в жидкость (или газ), действует выталкивающая сила, равная весу жидкости (или газа), вытесненной (или вытесненного) телом.
Б.Л. Васильев «А зори здесь тихие…»
«Рита босиком, сапоги раскачивались за ее спиной. С болот полз плотный туман, холодил ноги, оседал на одежде, и Рита с удовольствием думала, как сядет перед отъездом на знакомый пенек, наденет сухие чулки и обуется. А сейчас торопилась, потому что долго ловила попутную машину».
Как образуется туман? Чаще всего туманы образуются осенью, ночью или утром, когда поверхность водоёмов остывает медленнее, чем находящийся над ней воздух. Тёплая вода испаряется, и мельчайшие капельки испарённой влаги образуют туман. Поверхность земли и находящиеся непосредственно над ней слои воздуха осенними ночами и по утрам, наоборот, быстро остывают. При соприкосновении таких холодных слоёв воздуха с тёплыми также образуется туман.
«Здесь старшина задержался: биноклем кустарник обшаривал, слушал, а потом, привстав, долго нюхал слабый ветерок, что сползал по откосу к озерной глади. Рита, не шевелясь, покорно лежала рядом, с досадой чувствуя, как медленно намокает ну мху одежда.
Чуешь? - тихо спросил Васков и посмеялся словно про себя: - Подвела немца культура, кофею захотел».
Почему почувствовался запах «кофею»? Здесь идет речь о физическом явлении, которое называется диффузией. Диффузия - распространение молекул или атомов одного вещества между молекулами или атомами другого, приводящее к самопроизвольному выравниванию их концентраций по всему занимаемому объёму. Благодаря диффузии, почувствовался запах кофе.
2.3 ЗАРУБЕЖНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Достаточно много примеров описаний физических явлений мы найдем и в зарубежной литературе, начиная с самых ранних этапов ее развития.
Явление кипения и испарения воды описано в романе Станислава Лема «Непобедимый»:
«На дне ущелья текла река. Поток горящей лавы устремился вниз. Казалось на дне ущелья вспыхнул вулкан. Столб дыма и кипящей лавы, каменных обломков, и, наконец, огромное, окружённое вуалью облако пара. Пар, в который, наверное, превратился журчащий поток полноводной реки, текшей на дне ущелья».
Описание явления люминесценции находим известном А. Конана Дойля «Собака Баскервилей»:
«.... Да, это была собака огромная, чёрная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас не видывал. Из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьём воображении не могло возникнуть видение, более страшное, более омерзительное, чем это гадкое существо, выскочившее на нас из тумана».
«Её огромная пасть всё ещё светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы, и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже светились в темноте...»
В книге Ж. Верна «В стране мехов» (весьма устаревшей с точки зрения экологии) также можно найти несколько интересных отрывков.
«…на каждый фут их надводной массы приходилось от шести до семи футов подводной». «…в комнатах всегда была температура не ниже пятидесяти градусов по Фаренгейту. Впрочем, очень скоро толстая снеговая шапка должна была укрыть дом и воспрепятствовать убыли внутреннего тепла»; «…в этой снежной глыбе эскимосы выкопали себе временное пристанище. Такие снежные дома строятся очень быстро, на местном языке их называют «иглу». Они удивительно приспособлены к суровому климату, их обитатели, даже не разводя огня, легко переносят в них сорокоградусные морозы»; «Затем Томас Блэк…направил шланг на края льдины, туда, где под влиянием жары они особенно таяли… Везде, куда попадал направляемый рукой астронома сжатый воздух, таяние прекращалось, трещины затягивались, лед снова замерзал!» - описание явления теплопроводности.
Нечасто встретишь научные идеи, изложенные в стиха с таким блеском, как в поэме Лукреция Кара «О природе вещей», где, в частности, делается вывод о том, что «…дробится вода на такие мельчайшие части, что недоступны они совершенно для каждого взгляда». Совершенно очевидно, что речь идёт о мельчайших частицах вещества – молекулах.
В литературе можно найти также примеры описания исторически ограниченных, неверных представлений о физических явлениях. В частности, в поэме «О природе вещей» Лукреций Кар объясняет магнитное взаимодействие:
«Вещи, в которых их ткань совпадает взаимно с другою
Так, что где выпуклость есть, у другой оказалась бы там же
Впадина,- эта их связь окажется самою тесной.
Есть и такие еще, что крюками и петлями будто
Держатся крепко и этим друг с другом сцепляются вместе.
Это скорее всего происходит в железе с магнитом».
Тит Лукреций Кар в этом отрывке не верно описывает причины магнитного взаимодействия, но, я уверен, что мы должны простить ему ошибку, ведь в своём произведении он правильно объясняет большое число природных явлений, а, тем не менее жил он в I веке до н.э.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Невозможно себе представить мировую литературу без поэзии. Физика в поэзии занимает отведённую ей достойную роль. Поэтические образы, навеянные физическими явлениями, придают зримость и предметность миру мыслей и чувств поэтов. Какие только писатели не обращались к физическим явлениям, возможно даже сами, не ведая того, описывали их.
В 60-х годах прошлого века много внимания уделялось так называемому конфликту физиков и лириков. И.А. Полетаев, крупный специалист в области кибернетики, написал однажды в шестидесятые годы шутливую статью, в которой противопоставил физику лирике. Однако, статья эта была принята всерьёз некоторыми писателями и поэтами. Более того, Илья Сельвинский (1899-1968) написал стихотворение «Физики и лирики», а Борис Слуцкий - два стихотворения «Физики и лирики» и «Лирики и физики». На самом же деле между физиками и лириками нет никаких противоречий, а наоборот, глубокая внутренняя связь. Её существование ещё Н. Бор объяснял тем, что настоящий художник всегда полагается на «общечеловеческий фундамент», на котором строят гипотезы также и ученые. «Наука и искусство также тесно связаны между собой, как лёгкое и сердце» - вот высказывание Л. Толстого. Об этом же говорил и А. Эйнштейн, указывая, что в научном мышлении всегда должен присутствовать «Элемент поэзии». С другой стороны, научное знание в существенной степени обогащает поэтическое восприятие природы. Знание физики природных явлений позволяет ещё сильнее ощущать их внутреннюю гармонию и красоту; в свою очередь, ощущение этой красоты есть дополнительный и мощный стимул к дальнейшему исследованию.
Не победителей, не проигравших в том споре не было, и не могло быть, так как невозможно сравнивать две формы познания окружающего мира.
В научно-фантастической литературе описано немало физических эффектов, анализ которых может многому научить физика.
Можно привести также примеры произведений фантастики, в которых описаны устройства, технические возможности которых воплощены в современных достижениях техники. К их числу относятся, например, подводная лодка («20000 лье под водой» Ж. Верна), лазер (передача энергии излучением встречается во многих произведениях, например «Гиперболоид инженера Гарина» А.П. Толстого, «Война миров» Г. Уэллса, «Звездные корабли» И.А. Ефремова и др.), космические аппараты, голография и пр. Это свидетельствует не только о силе научного предвидения авторов, но и о возможности научного предвидения прогнозирования, учета тенденций научного прогресса вообще.
В большинстве современных произведений развиваются различные гипотезы о строении вещества, о свойствах пространства и времени, гравитации, полей биологического происхождения, предполагаются способы передвижения в пространстве и т.д.
Без такой науки, как физика не было бы такого литературного жанра, как научно – фантастический роман. Одним из создателей этого жанра стал французский писатель Жюль Верн (1828 – 1905 гг.) Вдохновлённый великими открытиями XIX века, знаменитый писатель окружил физику романтическим ореолом. Все его книги «С Земли на Луну» (1865 г.), «Дети капитана Гранта» (1867-68 гг.), «20 000 лье под водой» (1869-70 гг.), «Таинственный остров» (1875 г.) проникнуты романтикой этой науки.
В свою очередь, многих изобретателей и конструкторов вдохновляли невероятные приключения героев Жюля Верна. Так, например, швейцарский учёный – физик Огюст Пиккар, словно повторяя пути фантастических героев, поднимался на изобретённом им стратостате в стратосферу, делая первый шаг на пути к раскрытию тайны космических лучей. Следующим увлечением О. Пиккара была идея покорения морских глубин. Изобретатель сам погружался на морское дно, на построенном им батискафе (1948 год).
Например, в сюжете описаны реальные, известные читателю физические явления. Иногда их использование оказывается необычным и может быть реализовано в технических устройствах. Очень рано внедрилось в произведения научной фантастики явление магнитной индукции. В первой половине XX века одно за другим появились десятки фантастических произведений, в которых этот эффект используется как «антиоружие»: винтовки намагничиваются на расстоянии, пушки и снаряды противника теряют свою боеспособность. Эта физическая идея прошла по страницам повестей А. Оссебрдовского «Бриг и ужас» (1914), В. Катаева «Остров Эрендорф» (1924), Г. Доминика «Лучи смерти» (1927).
Был использован в фантастике и коронный разряд – электрический, в газе - эффект, привлекающий сегодня к себе особое внимание изобретателей. Коронный разряд действует в сюжете рассказа Ю. Макаревича «Электролит профессора Мухина» (1960). Автор фантастического произведения заставил коронный разряд приводить в действие летательный аппарат.
В своем произведении «Гиперболоид инженера Гарина» (1927) Николаевич Толстой описывает разрушительные действия лазерного луча, В рассказе Г. Альтова «Скучный капитан» (1960) мы можем наблюдать неожиданное применение шаровой молнии для аккумуляции энергии. Г. Альтов, является основателем современной теории изобретательства.
Иногда писатели-фантасты в сюжете произведения используют полуфантастический физический эффект, в котором можно распознать измененное автором известное физическое явление. Фантастов все более привлекают принципы теории относительности, которые труднее всего воплощаются в сюжете художественного произведения.
Впервые физическая модель мира с малой скоростью света была А. Беляевым в рассказе «Светопреставление» (1929). Автор описал мир, в котором скорость света неожиданно уменьшилась до нескольких метров в минуту. Критики, однако, считают, что в «Светопреставлении» не был использован ни реальный, ни фантастический физический эффект. Люди в рассказе свободно перемещаются быстрее света, наблюдая при этом
В некоторых произведениях в литературный сюжет вставлен фантастический физический эффект, не имеющий аналога в науке. Идеи эти всегда очень интересны, особенно тогда, когда удается предсказать открытие реального физического явления.
Известны случаи, когда именно научно-фантастическое произведение послужило импульсом к важному физическому открытию. Никто не станет спорить, что голография - одно из выдающихся достижений физической мысли. Голография - метод записи, воспроизведения и преобразования волн, основанный на их интерференции, т. е. наложении.
Юрий Николаевич Денисюк, разработавший метод голографии в трехмерных средах, вспоминает: «Мне попался научно-фантастический рассказ. Его герой научился создавать копии реальных предметов, не изображения, а именно копии. Точные копии, неотличимые от оригинала. Возможно, я подсознательно стремился к чему-то подобному. Зерно попало в подготовленную почву. Мне казалось, я могу и должен этого достичь. Мне захотелось найти способ отображать реальные предметы так полно, чтобы в отображении содержались мельчайшие особенности оригинала. Фотография не способна к этому, она показывает лишь плоские мертвые тени. Я хотел при помощи оптики придумать такой ход, такой шифр, чтобы он поддавался расшифровки без помощи воображения. И нашел его в самой основе оптики. В свойствах световых волн...».
Таким образом, физика и литература всё время переплетаются, дополняя друг друга. Литература играет огромную роль в физике: она помогает понятно и просто объяснить, порой, сложные физические явления и процессы. Физика также непосредственно связана с литературой. Она даёт толчок для идей и создания новых литературных произведений. Многие писатели используют в сюжетах литературных произведений известные физические эффекты, писатели-фантасты описывают такие явления, которые порой дают толчок к научным открытиям в области физики. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что такие науки, как литература и физика развивают и осваивают новые области неизведанного!!!
ЛИТЕРАТУРА
1. www.physfac.bspu.secna.ru/
2. Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей. - М., Просвещение, 1993.
3. http://www.koob.ru/blez_paskal/misli_paskal
4. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1968.
5. Межпредметные связи курса физики в средней школе / под ред. Ю.И. Дика, И.К.
6. Увицкая Е. Физика и лирика // Физика: приложение к газете "Первое сентября", 1998 г., № 31, с. 3.
7. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990
8. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. - М., Просвещение, 1990.
9. Турышева и др.-М.: Просвещение, 1987 г. - 191 с.
10. Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского. - М., 1994.
Притча о гвоздях
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Три коробки с орехами
Ель
Сказка об осеннем ветре