изучение и исследование механизмов передачи, восприятия звука человеком.
Вложение | Размер |
---|---|
проектная работа | 39.88 КБ |
презентация ученицы | 2.66 МБ |
Муниципальная научно-практическая конференция школьников «Шаг будущее»
Секция: Физика
Тема доклада: «Изучение влияния звука на организм человека»
Выполнила: Дарбый Айдана, ученица 9б класса
Научный руководитель: Ооржак Чинчи Васильевна,
учитель физики 1 категории.
2015 год
Оглавление
2. Основная часть.
2.1 Механизм передачи и восприятия звука организмом человека
2.2 Исследование акустики кабинета физики
2.3 Каким ухом лучше слушать?
2.4 Определение остроты слуха человека
2.5 Анкетирование учащихся и учителей-предметников
2.6 Профилактика тугоухости. Пропаганда здорового образа жизни.
3. Заключение.
4. Список использованной литературы.
5. Приложение
Актуальность темы
Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуки природы всегда приятны ему, они успокаивают его, снимают стрессы. Но в повседневной жизни мы больше сталкиваемся с шумом бытовой техники, промышленным и транспортным шумом. И замечаем, что наш организм устает все больше и больше. С чем это связано, неужели окружающие нас звуки так сильно влияют на состояние, в чем тогда оно проявляется?
Объектом и предметом исследования являются школьники 9 а,б классов, учителя-предметники и звуковые волны в окружающей среде.
Цель исследования: изучение и исследование механизмов передачи, восприятия звука человеком.
Задачи:
Формы решения: поиск информации в Интернете, чтение специальной
литературы, интервью, газетных статей, проведение диагностик потери слуха, составление акустической характеристики кабинета физики.
Методы исследования: измерение остроты слуха, наблюдение соблюдения правил и норм поведения учащихся в школе, анкетирование учащихся и учителей-предметников, обработка данных и построение диаграмм.
Гипотеза или ведущая идея: необходимость проверки слуха школьников и соответствия акустики кабинета физики по новым нормам санПиН.
2.1 Механизм передачи и восприятия звука организмом.
Звук – форма продолженья тишины,
подобье развивающей ленты.
Бродский И. А.
Я задумалась над словами Бродского. Мы воспринимаем звук с помощью уха. Между звучащим телом и ухом находится вещество, передающее звуковые колебания от источника звука к приемнику. Чаще всего таким веществом является воздух. В разреженном воздухе звук распространяется плохо и совсем не распространяется в безвоздушном пространстве (потому что нет частиц, которые совершали бы колебания).
Звук распространяется и в твердых телах. Даже такой слабый звук, как тиканье будильника, стоящего на одном конце полки, можно отчетливо услышать, приложив ухо к другому концу полки. Если мы, находясь под водой, ударим камень о камень, то ясно услышим звук удара. Следовательно, звук распространяется и в воде. Рыбы слышат шаги, голоса рыбаков, и могут отплыть на безопасное расстояние[1. 111-115] .
В фольклоре разных народов имеются пословицы: «медный сосуд звенит, а глиняной молчит» /тамильская/, «у каждого барабана свой звук»/корейская/, «от пустой бочки много шума»/турецкая/.[12] Это означает, что упругие тела - хорошие проводники. Мягкие и пористые тела - плохие проводники звука[3.91-93] . Восприятие звуков человеком субъективно: например, один и тот же звук два человека могут воспринимать по- разному: одному звук кажется нормальным другому - очень громким. В пожилом возрасте слух притупляется на 60 дБ.
Следует иметь в виду, что громкие звуки далеко не безвредны для нашего организма. Согласно исследованиям органами здравоохранения установлены санитарные нормы, где уровень громкости шумов не должен превосходить 30-40 дБ, что соответствует уровню громкости речи при спокойной, тихой беседе[1. 95]. Соблюдение этих норм обязательно для всех. Можно, конечно, привыкнуть к шуму, научиться - не замечать крика школьников, громкого звука школьного звонка, мелодии телефона, плеера. При длительном воздействии на организм громких звуков может возникнуть так называемая «шумовая болезнь», симптомами которой являются высокое артериальное давление крови, повышается нервная возбудимость, тугоухость, быстрая утомляемость, плохой сон, головная боль и т.д.
На переменах школьное здание гудит, бегают дети, раздаётся громкий смех, крики. Тут не то, что отдохнуть – устать можно. На уроках в зависимости от ситуаций, учителю также приходится работать с повышением голоса, а нам приходится напрягать слух. К концу учебного дня все устают.
2.2 Исследование акустики кабинета физики
Для того чтобы выяснить поставленную цель, я должна применить все полученные знания на уроке. На звук или шум влияют акустические данные здания школы. А кабинет физики по новым нормам СанПиН [6. 4-50] должен иметь следующие характеристики:
№ | Характеристика кабинета физики по нормам СанПиН | фактически |
2.3 | Здание ОУ должно размещаться ˂…˃ удаленно от улиц на расстояние, обеспечивающее шума и загрязнения атмосферного воздуха | отклонение |
3.1 | Озеленение территории предусматривают из расчета не менее 50 % площади его территории | Норма |
4.6 | В зданиях общеобразовательных учреждений высота учебных помещений должна быть не менее 3,6 м | Норма |
4.28 | Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций | Норма |
4.29 | Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. | Норма |
5.5 | Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду. | Норма |
6.8 | Окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года | Норма |
10.8 | следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами. Наиболее трудные предметы должны проводить для обучающихся 5 - 11-х классов на 2 - 4-м уроках. | Норма Отклонение |
10.11 | Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня, работоспособности в течение недели, обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу. | Отклонение |
В рассмотренных нормах из 10 возможных соответствуют 7 пунктов (70%), на 3 (30%) пункта есть расхождение. Таким образом, природа звука и проблемы в классе, связанные с его возникновением, распространением, восприятием, воздействием полностью не устраняются [4]. Школа находится на главной улице, пролегающей трассе на маршруты город Чадан, населенные пункты Чыргакы и Элдиг-Хем. Озеленение территории улучшает звукоизоляцию, поглощением крон деревьев звука, шума на 10-20 дБ. В главном корпусе одновременно в первую смену занимаются и учащиеся 5-7 классов. Со 2-го по 6-ой урок включительно, через главный вход идут учащиеся младших классов на урок физкультуры, устраивают галдёж, громким смехом и криком соревнуются в беге до дверей спортзала. Четверг ли и пятница не являются облегченными днями, физика рангом в 12 баллов имеется в 10, 11 классах [7]. При посторонних звуках до 65 дБ работоспособность на уроке уменьшается, требуется больше времени на решение 1 задачи.
Шкала трудности предмета физика
Предмет | Ранг трудности в баллах | |||
7 класс | 8 класс | 9 класс | 10-11 классы | |
Физика | 8 | 9 | 13 | 12 |
Зная скорость звука при комнатной температуре, интерференцию звуковых волн могу определить лучшие ученические места в классе. Для нашего кабинета физики при двух рядовом расположении ими являются 3 столы, места ближе к центральному проходу.
2.3 Каким ухом лучше слушать?
Ученые выяснили, что уши человека слышат по - разному. Успех и счастье будут вашими, если при разговоре правильно ориентировать уши, повышая тем самым умственное восприятие услышанного, по меньшей мере, на 30%. Левое ухо активизирует правое полушарие, управляющее эмоциями и интуицией. Правое ухо посылает сигнал в левое полушарие, которое имеет дело с логикой и объективной информацией. Зная, каким ухом слушать речь, музыку, и закрывая другое, как говорится, быть «все внимание», слушая других, максимально использовать возможности мозга.[10] Моё левое ухо предназначено для разговора с мамой, сестрой, а правое - с врачом, политиком, юристом. Советую на учителя обратить оба уха: правое – чтобы воспринимать точные или естественные науки, а левое – когда предметом становится литература, искусство, музыка. На вопрос, « с каким ухом слушать телефон?» мои одноклассники ответили, нет особой роли правого и левого, только какая рука прижимает телефон на ухо, то и главенствует.
2.4 Определение остроты слуха человека.
Провела диагностику остроты слуха у моих одноклассников [9]. В исследовании участвовали 20 человек. Выбирая помещение, соблюдаю абсолютную тишину. Каждый учащийся садится по очереди за стол, закрывает глаза, руки его свободно лежат на столе. Я начинаю приближать часы средних размеров или секундомер к уху испытуемого. Как только ученик услышит тиканье часов, он начинает средним пальцем правой или левой руки отбивать ритм «тиканья». Как только это произошло, измерила расстояние между часами и ухом, записала результат на бумагу. После этого к уху того же ученика надо поднести часы и постепенно отдалять их. Когда ученик перестанет слышать звук, он должен снова постучать пальцем по столу. Снова измерила расстояние и записала данные. Вычислила среднее арифметическое значение, определила расстояние, с которого нужно сравнить контрольным числом 10-15 см. Для того, чтобы проверить в каком возрасте острота слуха больше, я испытала трёх учителей разных возрастов женского пола и двух мужчин – физкультурников.
2.5 Анкетирование
Мне было интересно знать: каковы источники звука в школе, о вреде шума на работоспособность учащихся и учителей. Провела анкетирование [11] и вывела результат. Очагами звука являются спортзал, столовая, коридор школы. ( приложение 1)
анкета для ученика №1.
А) звук телефона Б) разговоры одноклассников В) ничто не мешает.
2. Шум на переменах мешает тебе отдыхать?
А) да Б) нет В) иногда.
3. Мешает ли тебе шум от бесконечного топота в коридоре?
А) да Б) нет В) иногда
По размещению учебный кабинет 9а класса находится рядом спортзалом, а 9б класс поближе главному входу. Полученные результаты указывают очаги шума, их предоставила в диаграмме (приложение 2)
Анкета для учителя – предметника №2.
А) звук телефона Б) разговоры детей на уроке В) топот по коридору.
2. Испытываете ли, Вы, во время перемены дискомфорт из – за шума детей?
А) да Б) нет В) иногда.
3. Влияет ли шум на ваше самочувствие в течение дня?
А) болит голова Б) устаю от напряженности В) чувствую тебя нормально
Как показывает анализ, соблюдение правил и норм поведения учащихся дело рук самих учащихся. Работоспособность и здоровье учителя дороже любых наград ( приложение3)
Вопрос | А | Б | В |
Мешает ли Вам вести урок посторонние звуки? | 2 (20%) | 4 (40%) | 4 (40%) |
Испытываете ли, Вы, во время перемены дискомфорт из – за шума детей? | 4 (40%) | 3 (30%) | 3 (30%) |
Влияет ли шум на ваше самочувствие в течение дня? | 2 (20%) | 6 (60%) | 2 (20%) |
2.6 Профилактика тугоухости. Пропаганда здорового образа жизни.
Требовать абсолютную тишину с учащихся во время перемен неразумно, а отсутствие шума на уроках, вне школы – необходимо. Ученые из Австрии установили, что шум сокращает жизнь городских жителей на 8-12 лет. Сотрудники конструкторского бюро, имевшего прекрасную звукоизоляцию, уже через недели начали жаловаться на гнетущую тишину. Процесс нервно-психических заболеваний выше среди лиц, работающих в стройках, клубах, шахтах, военных полигонах и т.д. Организм самостоятельно не может защититься от вредных звуковых явлений. Ему нужно помочь.
Пропаганда здорового образа жизни, гигиены ушей нужно приучать с младенчества. В школьной программе предмет «окружающий мир», со второго класса, ведёт ознакомление с организмом человека. В старших классах уроки биологии, физики дополняют эти знания. Самостоятельное удаление серы из ушей, длительное ношение наушников для прослушивания музыки являются предпосылками тяжелой болезни – тугоухости. В африканском племени, не подверженному цивилизации, острота слуха шестнадцатилетних представителей соответствует слуху тридцатилетних жителей города Нью-Йорка.
Приведу пример из жизни. Мать – сыну: «Сынок, ты так оглохнешь скоро, если постоянно будешь пользоваться наушниками, и слушать громкую музыку!»
Сын: «Спасибо, мама, я уже обедал»
Швейцарские врачи обследовали 97 музыкантов симфонического оркестра. Из анализа следует, что заядлые курильщики, несмотря на профессиональный опыт, полоса воспринимаемых на слух частот на 500 Гц хуже, чем у некурящих. Никотин повреждает нервы слухового аппарата, особенно молодой организм школьника. [8]
Для отдыха, лечения, гимнастики слуха советую слушать релаксационную музыку «Звуки природы» [13] или буддийские мантры, читать на досуге «Занимательную физику» Перельмана Я.И.[5]
3.Заключение.
Подводя итог моей работы, констатирую, что качество успеваемости 9б класса снизилось по сравнению с прошлым годом. При обучении в одну смену шумовое загрязнение школы усилилось. Школьное здание требует хорошей звукоизоляции, а школьников периодически обследовать на остроту слуха. В холодное время приучать ходить в шапке. Восстановить потерянный слух очень сложно, а в некоторых случаях практически невозможно. Соблюдайте мои простые советы для сохранения слуха:
Список использованной литературы:
Слайд 1
Выполнила: Дарбый Айдана , ученица 9 «Б» класса Научный руководитель: Ооржак Ч.В., учитель физики 1 категории МБОУ Чыраа-Бажынская СОШ «Изучение влияния звука на организм человека»Слайд 2
Цель исследования : Задачи : изучение и исследование механизма передачи, восприятия звука человеком, его влияние на работоспособность учащихся и учителей изучение литературы по данной теме; определение акустической характеристики здания школы, очагов «шумовой болезни»; исследование остроты слуха у школьников, учителей; привитие профилактики тугоухости, пропаганда здорового образа жизни; распространение буклетов о вреде шума .
Слайд 3
Гипотеза Метод исследования Необходимость снижения шума в школе, повышение работоспособности, сохранения здоровья учащихся и учителей . Измерение остроты слуха; Наблюдение соблюдения правил и норм поведения школьников в школе; Анкетирование учащихся и учителей-предметников; Обработка данных и построение диаграмм.
Слайд 4
Актуальность проблемы Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуки природы всегда приятны ему, они успокаивают его, снимают стрессы. Но в повседневной жизни мы больше сталкиваемся с шумом бытовой техники, промышленным и транспортным шумом. И замечаем, что наш организм устает все больше и больше. С чем это связано, неужели окружающие нас звуки так сильно влияют на состояние, в чем тогда оно проявляется?
Слайд 5
Объект исследования предмет исследования Школьники 9-ых классов и учителя - предметники Звуковые волны в окружающей среде
Слайд 6
Мы воспринимаем звук с помощью уха. Между звучащим телом и ухом находится вещество, передающее звуковые колебания от источника звука к приемнику. Чаще всего таким веществом является воздух. В разреженном воздухе звук распространяется плохо и совсем не распространяется в безвоздушном. Упругие тела (твердые, жидкие, газообразные) - хорошие проводники. Мягкие и пористые тела - плохие проводники звука. Восприятие звуков человеком субъективно: например, один и тот же звук два человека могут воспринимать по- разному: одному звук кажется нормальным другому - очень громким. Механизм распространения звука
Слайд 7
Согласно исследованиям органами здравоохранения установлены санитарные нормы, где уровень громкости шумов не должен превосходить 30-40 дБ, что соответствует уровню громкости речи при спокойной, тихой беседе. При длительном воздействии на организм громких звуков может возникнуть так называемая « шумовая болезнь », симптомами которой являются высокое артериальное давление крови, повышается нервная возбудимость, тугоухость, быстрая утомляемость, плохой сон, головная боль. Восприятие звука на организм человека.
Слайд 8
Школа находится на главной улице Ленина села Чыраа-Бажы , в пролегающей трассе на маршруты город Чадан, населенные пункты Чыргакы и Элдиг-Хем . Озеленение территории улучшает звукоизоляцию, поглощением крон деревьев звука, шума на 10-20 дБ. В главном корпусе одновременно в первую смену занимаются учащиеся 5-го по 11-ые классы. С 1-го по 6-ой урок включительно, через главный вход идут учащиеся младших классов на урок физкультуры, устраивают галдёж, громким смехом и криком соревнуются в беге до дверей спортзала. Школьники младших классов с понедельника по пятницу идут за горячим питанием в столовую. Аналитический этап.
Слайд 9
Сравнительная характеристика предмета и объекта исследования. Левая колонка отражает акустику нашей школы, а правая колонка для новых норм СанПинН по постановлению Главного государственного санитарного врача РФ №189 от 29 декабря 2010 года.
Слайд 10
Каким ухом лучше слушать? Советуем, на учителя обратить оба уха: правое – чтобы воспринимать точные или естественные науки, а левое – когда предметом становится литература, искусство, музыка Левое ухо активизирует правое полушарие, управляющее эмоциями и интуицией. Моё левое ухо предназначено для разговора с любимым человеком (с мамой, братом и сестрой). Правое ухо посылает сигнал в левое полушарие, которое имеет дело с логикой и объективной информацией. правое ухо для бесед с врачом, психологом, юристом.
Слайд 11
Экспериментальный этап « Определение остроты слуха» Выбирая помещение, соблюдают абсолютную тишину. Каждый учащийся садится по очереди за стол, закрывает глаза, руки его свободно лежат на столе. Сначала, приближать часы средних размеров к уху испытуемого. Как только ученик услышит тиканье часов, он начинает пальцем правой руки отбивать ритм «тиканья». Как только это произошло, измерить расстояние между часами и ухом, записать результат на бумагу. После этого к уху того же ученика надо поднести часы и постепенно отдалять их. Когда ученик перестанет слышать звук, он должен снова постучать пальцем по столу. Нормой считается значение от 10 до 15см.
Слайд 12
Проверка остроты слуха учащихся 9 «а» класса. Правое ухо Левое ухо Среднее значение Баазан Айдыс 10 11 10,5 Дамдын Эртине 10 9 9,5 Даш Чечена 11 11 11 Куулар Алдын-херел 12 11 11,5 Куулар Айдасай 10 11 10,5 Кара-сал Лев 12 11 11,5 Монгуш Айдаш 9 10 9,5 Ооржак Начын 8 9 8,5 Ооржак Шораан 5 6 5,5 Сат Кудерек 9 7 8 Для группы 9,8 10 9,9 Выделенные красным цветом – норма остроты слуха. Острота слуха правого уха у девятиклассников ниже нормы, левое ухо соответствует норме, в среднем 9,9 см приблизительно равно 10 см
Слайд 13
Проверка слуха учащихся 9 «а» класса ФИО учащегося острота уха правого (см) острота левого уха среднее для школьника Донгак Уруле 11 13 12 Куулар Айдаш 9 10 9,5 КууларАйслана 12 10 11 Куулар Сурунчап 11 11 11 Монгуш Айдын-кыс 10 10 10 Монгуш Чаян 8 7 7,5 Монгуш Айлан 9 10 9,5 Ондар Сайын 10 10 10 Ооржак Ай-херел 11 12 11,5 Тас-оол Херел 9 11 10
Слайд 14
Индивидуальные значение остроты слуха учителей - предметников ФИО учителя предмет возраст острота слуха левого уха (см) острота слуха правого уха (см) среднее значение (см) Монгуш Аяна Сергеевна география 23 14 13 13,5 Сарыглар Сылдысмаа Арзылановна история 42 11 12 11,5 Монгуш Серенмаа Тюлюшовна русский язык 60 9 10 9,5 Монгуш Николай Кыйыр-оолович физкультура 62 8 10 9 Шагжы Херел Александрович физкультура 40 9 8 8,5 Средний показатель группы 10,2 10,6 10,4 С возрастом и по профессиональной направленности острота слуха уменьшается у учителей. У женского пола слух хорошо сохранен, чем у мужчин. Вероятность риска возникновения тугоухости больше у учителей физкультуры. Видимо, зона работы не снабжена хорошей акустикой.
Слайд 15
Вывод: очагами звука являются спортзал, столовая, коридор школы Анкетирование учащихся
Слайд 16
Анкетирование учителей-предметников. Вывод: жалобы на высокое артериальное давление крови, тугоухость , быстрой утомляемости, плохого сна, головной боли. Соблюдение правил и норм поведения учащихся дело рук самих учащихся. Работоспособность и здоровье учителя дороже любых наград.
Слайд 17
Это интересно! « С каким ухом слушать телефон?» мои одноклассники ответили, нет особой роли правого и левого, только какая рука прижимает телефон на ухо, она и главенствует.
Слайд 18
Тишина или шум? Для выявления бережного отношения своему здоровью школьников проведён социологический опрос « Изучение уровня осведомленности подростков по проблеме табакокурении » по методу Котлякова В. Ю. Исследовано , что никотин повреждает нервы слухового аппарата, особенно молодой организм школьника . По результатам анонимного опроса из 20 школьников курят 4 (20%), причем только мальчики. Начали со средних классов, зная о разрушающем последствии, хотели бы бросить курить. Вывод: из анализа ученых следует, что заядлые курильщики ссужают полосу воспринимаемых на слух частот на 500 Гц хуже, чем у некурящих .
Слайд 19
Заключение . Подводя итог моей работы, констатирую, в лияние звука на организм школьника существенное. При обучении в одну смену шумовое загрязнение школы только усилилось. Повседневное воздействие «шумовой болезни» отразилось на школьниках в виде быстрой утомляемости, плохого сна, головной боли. Качество успеваемости 9- ых классов снизилось по сравнению с прошлым годом. А учителя жалуются на снижение аппетита, повышения артериального давления крови, нервной возбудимости, сухости во рту, координацию движения от напряженности. Чтобы предотвратить посторонние шумы необходимо оборудовать дополнительно отдельные входы для спортзала и столовой. Школьное здание требует хорошей звукоизоляции. В обязательном порядке школьников четыре раза в год обследовать на остроту слуха. По результатам анализа, рассаживать учащихся на места, в которых они слышать хорошо.
Слайд 20
Простые советы для сохранения слуха для профилактики гигиены слуха получить буклет о вреде звуковых явлений; на уроках поддержать дисциплину, не говорить слишком громко, не кричать, не спорить с учителем. выбирать в будущем не шумные профессии; технические инновации как планшет, ноутбук, плеер, стереоколонки , наушники лучше оставлять дома, чтобы не будить зависть у других; отдыхать в выходные дни только на природе (избегать дискотеки, концерты).
Слайд 21
Спасибо за внимание! « Быть лучшим – это не значит быть умным . Быть лучшим – это значит быть мудрым ! Будьте мудрыми во всём и не останавливайтесь на достигнутом , занимайтесь наукой во благо …»
Пустой колос голову кверху носит
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Девчата
Твёрдое - мягкое
Астрономический календарь. Май, 2019