Данная работа была выполнена ученицей 4 класса МБОУ "Берёзовская СОШ" Березиной Мариной и была представлена, как результат проведенного ею исследования, на школьной НПК -2018(1 место) и районной НПК "Мир открытий - 2018"(лауреат 2 степени). Цель работы – выявление основных интересов учеников начальной школы, определение направлений их развития и реализации. С целью выполнения данной работы в качестве источников информации были привлечены: заметки и статьи об интересах школьников, данные образовательных интернет-сайтов. Исследование проводилось путем анкетирования школьников и родителей, а также использования методики «Цветные лепестки». Обобщение результатов осуществлялось на основе построения таблиц и графиков, методом сравнения.
Управление образования администрации Кемеровского муниципального района
XII районная научно-практическая конференция
«Мир открытий»
Изучение школьных и внешкольных интересов
учеников начальных классов
(исследовательская работа)
Секция «Природа-человек-здоровье. Я в мире людей (психология)»
Автор работы:
Березина Марина Викторовна,
Обучающаяся 4 «а» класса
МБОУ «Берёзовская СОШ»
Руководитель:
Пименова Анна Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Берёзовская СОШ»
Кемерово
2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………….….3 1. Роль учебной и внеучебной деятельности в развитии ученика младшего школьного возраста ………..…………………………………………….….….5 2. Выявление способностей и направлений развития школьника………..…....7 3. Результаты проведения эксперимента по выявлению способностей школьников и определению направленности их дальнейшего развития……9 Заключение……………………………………………………………………...14 Список использованных источников……………...…………………………...16 Приложения……………………………………………………………………..17 | |
ВВЕДЕНИЕ
В моем классе учится 30 человек. У каждого ученика свои увлечения и предпочтения: некоторым одноклассникам нравится читать, кто-то больше любит физкультуру, а некоторые очень хорошо рисуют. Одни любят подвижные игры, а другие предпочитают игры в телефоне. В общем, все мы очень разные. У меня возник интерес к исследованию учебных и внеучебных увлечений школьников младших классов. Кроме того мне стало интересно, а возможно ли мне и моим одноклассникам в полной мере реализовать свои способности и увлечения в рамках школы. Ведь мы подходим к тому моменту, когда завершается этап начальной школы. Скоро мы перейдем на следующий, более самостоятельный этап обучения. А, значит, уже сможем в большей степени ориентироваться на собственное мнение по некоторым направлениям своей жизни. Хотелось бы заметить, что исследования и предложения в нашей работе имеют практическое значение не только для детей, но и для педагогов, и для родителей школьников.
В связи с этим у нас возникло предположение (гипотеза исследования): увлечения ребенка не всегда имеют реализацию в школьной жизни, кроме того понимание ребёнком собственных интересов позволило бы ему сделать осознанный выбор дополнительных занятий во внеурочное время.
Объект исследования – интересы школьников начальных классов.
Предметом исследования являются школьные и внешкольные интересы учеников начальных классов.
Цель работы – выявить основные интересы учеников начальной школы и предложить направления их развития и реализации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- определить роль учебной и внеучебной деятельности в развитии ученика младшего школьного возраста;
- рассмотреть понятие способности и основные способы их выявления;
- определить основные интересы и увлечения школьников начальных классов путем проведения анкетирования;
- сопоставить школьные и внешкольные интересы учеников с выявленными сферами деятельности;
- предложить внеурочные занятия для повышения возможности реализации способностей учеников в пределах школы.
С целью выполнения данной работы в качестве источников информации были привлечены: заметки и статьи об интересах школьников, данные образовательных интернет-сайтов. Исследование проводилось путем анкетирования школьников и родителей, а также использования методики «Цветные лепестки». Обобщение результатов, которое осуществлялось на основе построения таблиц и графиков, методом сравнения, отражено в Заключении.
1. Роль учебной и внеучебной деятельности в развитии ученика младшего школьного возраста
Младший школьный возраст - наиболее благоприятный период для развития индивидуальных особенностей. В это время у детей нашего возраста проявляется повышенный интерес к учебной деятельности. В процессе обучения приобретаются новые знания, умения и навыки, а также происходит накопление знаний об окружающем мире, природе и обществе.
По мнению некоторых ученых (например, Э. Эриксона, Алтухова В.В.) в этом возрасте дети пытаются понять, как вещи устроены. Препятствие его любознательности развивает у ребенка чувство собственной неполноценности, а поощрение его интересов - развивается у ребенка чувство компетентности, творчество. Для благоприятного развития необходимо поощрять всевозможные интересующие ребенка занятия: готовить, мастерить, рукодельничать и т.д. Кроме того, в этом возрасте особое значение имеет игра. В игре впервые формируется и проявляется потребность воздействовать на мир, что является центральным и основным значением игры.
На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.
Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний.
Для успешного развития благотворное влияние на ребенка могут оказать внеучебные дополнительные занятия (кружки, спортивные секции, музыкальные школы, театральные студии). Внеучебные занятия создают необходимую базу у ребенка и ему будет проще сделать осознанный и адекватный (своим интересам, способностям) выбор в дальнейшем, например, хобби или профессии [1].
Известно, что интересы ребенка в данном возрасте характеризуются непостоянством и противоречивостью, но именно в этом возрасте формируется способность ребенка (субъекта) рассматривать самого себя как объекта развития.
Таким образом, дополнительные занятия позволяют:
- получить новые (углубленные) знания и навыки;
- расширить свой кругозор;
- «примерить на себя» определенную профессию;
- сделать более правильный выбор профессии в будущем.
В раннем возрасте, как правило, выбор тех или иных кружков определен родителями и не учитывает пожелание ребенка. Случается, что ребенок вообще не посещает внеучебные занятия, кружки (не определился с выбором, ему не хочется, нет возможности посещать то, что хочется). Проблема развития личности ребенка на данном этапе может заключаться в том, что непосещение или посещение не «тех» занятий может:
- отбить желание у ребенка дальнейшего развития (не учтены способности ребенка и его желание);
- не разовьются возможные способности (возникнет сложность в выборе профессии, достижения уровня мастерства).
Таким образом, для дальнейшего гармоничного роста и развития ребенка в период начальной школы, а также в следующем 5 классе, следует обратить внимание как педагогам, так и родителям на способности ребенка. А также самим ребятам, осознавая свои склонности и интересы, более серьёзно отнестись к выбору внеурочных занятий. Диагностика способностей позволит определить дальнейшую сферу развития школьника как в урочной, так и внеурочной работе, что способствует самовыражению ребенка и, возможно, позволит определиться с будущей профессией.
2. Выявление способностей и направлений развития школьника
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения каких-либо видов деятельности. Как правило, в основе развития способностей лежат задатки. Задатки – это некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Например, легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для развития гимнастических и танцевальных способностей. Задатки дают возможность для развития способностей в процессе обучения, воспитания, трудовой деятельности. Поэтому способности всегда являются результатом развития.
Наиболее первым и ранним признаком зарождающейся способности является склонность. Склонность проявляется в стремлении, тяготении ребенка к определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой). Известно, что все задатки врожденны, но не все задатки наследственны. Например, в семье Бахов было 60 музыкантов, 20 из них выдающихся, то есть в данном случае можно сказать о наследственности задатка. Но известно, что у многих выдающихся людей были не ничем не примечательные дети, несмотря на хорошее образование [5].
Для того чтобы определить, какими способностями обладает ребенок, необходимо ответить на вопрос: а какие вообще бывают способности?
Психологи классифицируют способности в соответствии с несколькими сферами деятельности. Условно выделим семь сфер склонностей детей (по рекомендациям Сиротюк А.С.):
1) математика и техника;
2) гуманитарная сфера;
3) творческая деятельность;
4) физкультура и спорт;
5) коммуникативные интересы;
6) природа и естествознание;
7) домашние обязанности, труд по самообслуживанию [4].
Для проведения диагностики психологами разработано большое количество методов: наблюдения, анкетирование, экспериментальные и игровые задания, сочинение и т.д. Методика определения способностей ребенка может быть как комплексной (по группе предметов), так и отдельной (например, наличие способностей к русскому языку).
Например, одной из комплексных методик является методика «Цветные лепестки» [6]. Ее цель - выявление отношения ученика к изучаемым предметам. Ученику предлагается выполнить ранжирование цветов при помощи цветных карандашей и полоски бумаги, разделенной на 10 частей, начиная с наиболее понравившегося цвета к менее нравящемуся цвету. Затем ученику предлагается раскрасить цветок, лепестками которого являются изучаемые предметы.
Используя полоску ранжирования цветов, выполненную в первой части теста определяются наиболее интересные предметы для данного ученика.
Таким образом, опираясь на специальные методики педагоги, психологи получают необходимую и достаточную информацию, позволяющую сделать вывод о наличии у ребенка тех или иных способностей.
В следующей главе нашей работы мы покажем, как под руководством учителя это удалось осуществить нам.
3. Результаты проведения эксперимента по выявлению способностей школьников и определению направленности их дальнейшего развития
В первой главе работы мы указали, что основная деятельность школьника – это учеба. Не секрет, что учиться в школе – работа сложная и ответственная. При этом успехи в одних предметах у школьника могут чередоваться с меньшими успехами в других. Как мы выяснили ранее, это можно объяснить понятием склонностей и способностей.
С целью выявления интереса одноклассников сначала определим их отношение к изучаемым школьным предметам. Для этого проведем анкетирование среди одноклассников. Вопросы к анкете представлены в приложении 1.
Проанализировав полученные ответы на вопросы анкеты 26 школьников, сделаем следующие выводы. Самым любимым предметом у школьников 4 класса является физкультура, среди других этот предмет выделяют 8 мальчиков из 17 и одна девочка. Большинство же девочек предпочитает заниматься математикой. Следует отметить, что выбор любимого предмета у мальчиков более многообразен, среди которых есть и музыка, и информатика и даже русский язык. Соотношение любимого школьного предмета у мальчиков и девочек представим на рисунке в приложении 2.
В анкете имеются вопросы, касающиеся выбора наиболее интересного среди ограниченного числа предметов. Отдельной группой представлены математика, чтение, русский и английский языки. Как правило, у школьников освоение именно данных предметов вызывает сложности.
Результаты выбора учеников наиболее интересного предмета представлены в приложении 3.
Из графика мы видим, что приоритет среди основных предметов отдается математике, а английским языком нравится заниматься в основном девочкам.
Для школьников начальных классов важное значение имеет творческое развитие. Как упоминалось выше, именно, реализация творческого потенциала способствует становлению личности ребенка. Среди предметов творческой направленности в школьной программе представлены: ИЗО, музыка, технология. Сюда же четвертым предметом добавим основы религиозной культуры и светской этики. Несмотря на то, что его целью является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений, освоение предмета проходит с использованием методов графического изображения, а также звука. Из графика (приложение 4) следует, что девочкам наиболее интересны занятия по технологии, а мальчикам – музыке и ИЗО.
Выявим отношение одноклассников к изучаемым предметам в целом. Для этого используем указанную в главе 2 методику «Цветные лепестки».
Ученикам было предложено ранжировать цвета при помощи цветных карандашей и полоски бумаги, разделенной на 10 частей от самого любимого к менее любимому. Затем ученикам было предложено раскрасить лепестки цветка с наименованием предметов (приложение 5). Таким образом, любимыми цветами ученик ассоциативно раскрашивает лепестки с наименованием более нравившихся предметов. При этом одним цветом ученики могли раскрасить несколько лепестков, а какие-то цвета пропустить.
В результате от каждого ученика была получена палитра цветов. Каждому цвету в порядке очередности был присвоен балл от 1 до 10, соответственно, каждый предмет получил свой балл. Обобщив информацию путем суммирования баллов по предметам, мы составили рейтинг предметов у мальчиков (приложение 6) и девочек (приложение 7).
Любимым школьным предметом большинства мальчишек и девчонок является физкультура. Далее мальчики отдают предпочтение чтению и творческим предметам, а девочки – математике, чтению, русскому языку. Замыкает рейтинг предметов английский язык. Данный факт мы связываем со сложностью изучения предмета.
Помимо вопросов о школьных предметах в анкету были включены вопросы о внеучебной деятельности учеников 4-го класса. Как упоминалось выше, дополнительные занятия способствуют всестороннему развитию школьников, определению их интересов и совершенствованию навыков. Дополнительные занятия многие ученики посещают как в самой школе (спортивные секции, занятия от районного дома творчества), так и за ее пределами (дом культуры, школа искусств, спортивные секции и т.д.).
Половина опрошенных мальчиков посещают занятия в школе, как правило, это спортивные секции (баскетбол, минифутбол). Три мальчика занимаются борьбой в спортивной школе. Девочки занимаются в основном танцами и музыкой (приложение 8).
Помимо анкетирования учеников, мы раздали анкеты с вопросами для родителей (приложение 9). В анкете содержится 35 вопросов о том, нравится ли их детям заниматься теми или иными видами деятельности вне школы. Цель проведения анкетирования родителей - определить сферы деятельности школьников, к которым у них имеется интерес.
Обобщив результаты анкеты для родителей (приложение 10), мы пришли к следующему выводу о том, что у большинства школьников, по мнению родителей, преимущественно имеется интерес в одной сфере. В двух и более сферах деятельности имеют интерес чуть менее половины опрашиваемых. Полученные ответы не обозначили четкого интереса у двух школьников.
Распределение учеников класса по сферам деятельности в зависимости от их интереса представлено в приложении 11. При изучении данного вопроса более детально мы видим, что у большинства мальчиков из класса более выражены коммуникативные интересы. Данный факт подтверждают и полученные ответы школьников на вопросы в анкетах. В течение 4-х лет 10 мальчиков класса проявили свои лидерские качества на должностях командира групп или класса, а хотели бы быть командирами 12 человек из 17.
У мальчиков наблюдается интерес к математике и технике, а также физкультуре и спорту. Девочки предпочитают заниматься творчеством и домашними обязанностями.
Далее, сопоставив определенную для каждого ученика сферу деятельности и имеющиеся у него интересы, мы попытались определить, насколько они совпадают и позволяют ли посещаемые занятия учеником реализовать его потенциальные возможности. Получилось, что только 2 ученика имеют интересы, соответствующие их возможной области реализации. Частично реализовать свои возможности могут 9 учеников из общего числа опрашиваемых (не соответствуют посещаемые внеурочные занятия либо желаемое занятие предполагаемой сфере деятельности). Интересы остальных учеников, к сожалению, не имеют подпитки в виде «любимого» школьного предмета или посещаемого внеурочного занятия.
Проанализировав имеющиеся внеурочные занятия по выявленным сферам деятельности (приложение 12), мы сделали следующие выводы:
- большинство школьников 4-го класса имеют интерес в коммуникационной сфере. При этом реализация интереса происходит непосредственно путем общения учеников между собой, в процессе участия в классном самоуправлении. Немаловажное значение имеют школьные и внешкольные занятия. Английский язык является одним из средств коммуникации. Ранее уроки по данному предмету мы определили как менее интересные для одноклассников. При этом значение предмета очень велико. Повысить интерес учеников, наверное, возможно путем более частого использования каких-то специальных средств, например, видеофрагментов, а также путем проведения внеурочных занятий в более интересной для школьников форме, например, в игровой. В этом году внеурочного курса связанного с английским языком в школе нет;
- несколько мальчиков имеют интерес в области математики и техники. К сожалению, помимо уроков в школе есть только кружок «Шахматы» и внеурочный курс «Умники и умницы», где возможно школьникам усилить и развить логические способности. Мы думаем, что занятия по моделированию или робототехнике их очень бы заинтересовали;
- в школе имеется разнообразие спортивных секций (баскетбол, теннис, мини-футбол), большинство из которых одноклассники посещают. Несколько девочек выразили желание ходить на гимнастику;
- большинство девочек класса занято творческой деятельностью. В школе есть возможность посещать танцевальные занятия, вокал, народное творчество (ложки) от районного дома творчества, внеурочные курсы «Творчество народов Сибири», «Забота», «Умелые ручки». Отдельные школьники отметили желание заниматься в театральной студии, а также рисовать.
- в сфере «Природа и естествознание» на сегодняшний день есть возможности посещать курс «Люби и знай свой край», многих заинтересовали бы занятия по флористике.
По итогам проведенных исследований сделаем вывод: формирование и развитие имеющегося у ученика интереса в школе, как и к самой школе, возможно при наличии соответствующих внеурочных занятий, а также осознания ребёнком своих интересов и способностей и понимания им возможных сфер реализации. К сожалению, не всегда ребёнок при помощи родителей и учителей выбирает в школе нужное для реализации собственных интересов дополнительное занятие. А также не все представленные в школе внеурочные занятия и кружки помогают детям себя реализовать.
Заключение
Подводя итог проделанной работе, мы пришли к следующим выводам:
Таким образом, гипотеза нашей работы: увлечения ребенка не всегда имеют реализацию в школьной жизни, кроме того понимание ребёнком собственных интересов позволило бы ему сделать осознанный выбор дополнительных занятий во внеурочное время — подтвердилась.
Цель и задачи, поставленные в работе, достигнуты и требуют практической реализации. В связи с этим мы предлагаем:
Администрации школы:
- разнообразить внеурочные занятия, чтобы охватить возможные сферы реализации способностей школьников.
Учителю:
- проводить под руководством психолога подобные исследования на выявление способностей школьников с 1-го класса и рекомендовать детям посещение соответствующих их интересам дополнительных внеурочных занятий;
- доводить на родительских собраниях сведения о возможных интересах ребенка и давать рекомендации по их дальнейшему развитию. Возможно, если соотнести мнение родителей по этому вопросу с результатами анкет детей, мы увидим некоторую разницу, понимание которой поможет найти область реализации интересов детей. Но это тема другой работы.
Родителю:
Школьнику:
Где нет простора для проявления способности, там нет и способности.
Л. Фейербах
Список использованных источников
1. Алтухов В.В., Кувшинова О.Л., Кузнецов К.Г. Профориентационная диагностика в младшем школьном возрасте // Профориентатор. Режим доступа: https://proforientator.ru/publications/news/detail.php?ID=3815 (дата обращения: 02.02.2018)
2. Лебедева Л.А., Щербина В.В. Особенности учебных интересов современных школьников [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/48-2011-03-29-09-06-29/10173 (Дата обращения: 26.02.2018)
3. Леонова И.С. Ценности младших школьников [Электронный ресурс] // Вестник КГУ, 2010, №1. - Режим доступа: https:// https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-mladshih-shkolnikov (Дата обращения: 02.03.2018)
4. Сиротюк А.С. Диагностика одаренности. Учебное пособие. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 1229 стр.
5. Социальная сеть работников образования «Наша сеть» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2015/02/23/diagnostika-tvorcheskikh-sposobnostey-detey (Дата обращения: 22.02.2018)
6. Федорова И.А. Методики определения и оценки познавательных интересов и предметной направленности младших школьников (методическая разработка) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/09/01/metodiki-opredeleniya-i-otsenki (Дата обращения: 20.02.2018)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анкета для школьника
1. Нравится ли тебе учиться в школе?
Очень нравится Не очень нравится
Вообще не нравится
2. Твой любимый предмет в школе_________________________________
3. Твой самый нелюбимый предмет________________________________
4. Какой из следующих предметов тебе больше нравится?
Математика Чтение
Русский язык Английский язык
5. Какой из следующих предметов тебе больше нравится?
Музыка ИЗО
Технология Этика
6. Нравится ли тебе физкультура? Да_________ Нет___________
7. Какой вид спорта предпочитаешь?
Бег Подвижные игры
Гимнастика Боевые искусства
Не люблю заниматься спортом
8. Хотел (а) ли бы ты лучше учиться?
Да Хотел (а) бы, да не получается Меня все устаивает
9. Был (а) ли ты командиром класса (группы)?
Да______ Нет______ Я не люблю руководить ____________
10. Хотел (а) ли ты быть командиром класса (группы)?
Да______ Нет______ Я не люблю руководить ____________
11. Чем предпочитаешь заниматься на переменах:
Общаться с одноклассниками Читать книгу
Играть в компьютерные игры Свое_____________
12. Какие внеурочные занятия в школе ты посещаешь?___________________________
13. Какие кружки (занятия) ты бы хотел (а) посещать?________________________________
14. Чем ты любишь заниматься в свободное время:
Читать Рисовать Гулять на улице
Смотреть телевизор Помогать по дому
Играть в компьютерные игры Свое_______________
15. Чем бы ты хотел заниматься в свободное время?_______________________________
16. Если бы у тебя сломался компьютер, то чем бы ты занялся (занялась)?
Чтением Рисованием
Просмотром телепередач Общением с друзьями
Прогулкой Свое_______________
17. Хотел (а) бы ты заниматься (да или нет) …
Вышиванием Вязанием Выжиганием по дереву
Игрой в шашки, шахматы Музыкой (пением) Фотографией
Шитьем Рисованием Участвовать в постановке спектаклей
18. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?_______________________________________
Приложение 2
Выбор любимого школьного предмета у мальчиков и девочек
Приложение 3
Выбор наиболее интересного предмета школьниками, чел.
Приложение 4
Выбор наиболее интересного творческого предмета, чел.
Приложение 5
«Цветные лепестки»
- Раскрась эту полоску цветными карандашами, начиная с наиболее понравившегося цвета к менее нравящемуся цвету:
– Раскрась цветок.
Приложение 6
Рейтинг школьных предметов у мальчиков
Приложение 7
Рейтинг школьных предметов у девочек
Приложение 8
Посещение школьниками дополнительных занятий, чел.
Приложение 9
Анкета для родителей
Нравится ли вашему ребёнку заниматься перечисленными ниже видами деятельности:
Приложение 10
Состав класса по интересам
Приложение 11
Распределение учеников класса по сферам деятельности в зависимости от их интереса, чел.
Приложение 12
Соотношение сфер деятельности и урочных и внеурочных занятий в школе
Сферы деятельности | Урочные занятия | Внеурочные занятия | Желаемые занятия |
Математика и техника | Математика Информатика | Шахматы Умники и умницы | Моделирование Робототехника |
Гуманитарная сфера | Чтение ОРКСЭ | - | - |
Творческая деятельность | ИЗО Технология Музыка | Танцы Ложки Вокал Творчество народов Сибири Забота Умелые ручки | Рисование Театр |
Физкультура и спорт | Физкультура | Теннис Мини-футбол Баскетбол | Гимнастика |
Коммуникативные интересы | Английский язык Русский язык | - | Английский клуб |
Природа и естествознание | Окружающий мир | Люби и знай свой край | Флористика |
Домашние обязанности, труд по самообслуживанию | ОБЖ | - | - |
Слайд 1
Управление образования администрации Кемеровского муниципального района XII районная научно-практическая конференция «Мир открытий» Секция «Природа-человек-здоровье. Я в мире людей (психология)» Изучение школьных и внешкольных интересов учеников начальных классов (исследовательская работа) часть 1 Автор работы: Березина Марина Викторовна , Обучающаяся 4 класса МБОУ «Берёзовская СОШ» Руководитель: Пименова Анна Анатольевна , учитель начальных классов МБОУ «Берёзовская СОШ»Слайд 2
Где нет простора для проявления способности, там нет и способности Л. Фейербах
Слайд 3
увлечения ребенка не всегда имеют реализацию в школьной жизни, кроме того, понимание ребёнком собственных интересов позволило бы ему сделать осознанный выбор дополнительных занятий во внеурочное время ГИПОТЕЗА
Слайд 4
Объект исследования - интересы школьников начальных классов Предмет исследования - школьные и внешкольные интересы учеников начальных классов
Слайд 5
Цель работы - выявить основные интересы учеников начальной школы и предложить направления их развития и реализации
Слайд 6
Задачи работы определить роль учебной и внеучебной деятельности в развитии ученика младшего школьного возраста; рассмотреть понятие способности и основные способы их выявления; определить основные интересы и увлечения школьников начальных классов путем проведения анкетирования; сопоставить школьные и внешкольные интересы учеников с выявленными сферами деятельности; предложить внеурочные занятия для повышения возможности реализации способностей учеников в пределах школы
Слайд 1
Управление образования администрации Кемеровского муниципального района XII районная научно-практическая конференция «Мир открытий» Секция «Природа-человек-здоровье. Я в мире людей (психология)» Изучение школьных и внешкольных интересов учеников начальных классов (исследовательская работа) часть 2 Автор работы: Березина Марина Викторовна , Обучающаяся 4 класса МБОУ «Берёзовская СОШ» Руководитель: Пименова Анна Анатольевна , учитель начальных классов МБОУ «Берёзовская СОШ»Слайд 2
Анкетирование школьников
Слайд 3
Выбор любимого школьного предмета
Слайд 4
Выбор наиболее интересного предмета школьниками, чел.
Слайд 5
Методика «Цветные лепестки»
Слайд 6
Рейтинг школьных предметов
Слайд 7
Посещение школьниками дополнительных занятий, чел.
Слайд 8
Анкетирование родителей Состав класса по интересам
Слайд 9
Карта интересов школьников
Слайд 10
Распределение учеников класса по сферам деятельности в зависимости от их интереса, чел.
Слайд 11
Соотношение сфер деятельности и урочных и внеурочных занятий в школе
Слайд 12
Наши предложения - разнообразить внеурочные занятия, чтобы охватить возможные сферы реализации способностей школьников - проводить под руководством психолога подобные исследования на выявление способностей школьников с 1-го класса и рекомендовать детям посещение соответствующих их интересам дополнительных внеурочных занятий; - доводить на родительских собраниях сведения о возможных интересах ребенка и давать рекомендации по их дальнейшему развитию.
Слайд 13
Наши предложения учитывать интересы ребенка и его способности при выборе дополнительных занятий; - доходчиво объяснять причину того или иного выбора - выбрать дополнительное занятие по душе и не бояться пробовать себя в разных сферах
Слайд 14
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Весенняя сказка
Круговорот воды в пакете
Учимся ткать миленький коврик
Разноцветное дерево