Цель работы: Изучить влияние мела на почву и растения.
Актуальность: Участки с природным мелом занимают довольно обширную площадь на окраине поселка Ут-Сала, Ики-Бурульского района, и отличаются слабым и редким травостоем. В небольших поселках Калмыкии, таких как Ут-Сала, проживают в основном фермеры, поэтому сохранение пастбищ – является обязательным условием для благополучия жителей. Как влияют залежи природного мела на почву и растения? Вредны ли они? Наша работа предполагает поиск ответов на определенные выше проблемы.
Провести данное исследование автору помогали такие методы, как работа с библиографией, с информаторами (опрос местных жителей), экологический поиск (изучение специальной литературы по истории поселка, почвоведению, химии, биологическим дисциплинам), практическая работа (проведение экспериментов, полевые наблюдения), вовлечение местных жителей в активное обсуждение проблемы.
В работе проведено всестороннее исследование залежей мела, являющихся строительным мусором в окрестностях поселка Ут-Сала. Выявлена природа мела, его влияние на почву и растения. Установлено, что скудная растительность и повышенная соленость почвы на участке с залежами мела, по сравнению с таковыми показателями участка на пастбище, является следствием большого скопления сельскохозяйственных животных, охотно поедающих мел.
Практическим итогом исследования являются выступление на сельских собраниях с рекомендациями о том, как использовать природный мел и профилактические беседы на тему пастбищной дигрессии в окрестностях поселка.
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_issledovaniya_pochvy_i_mela.docx | 20.43 КБ |
Кураев Эрдем, обучающийся БУ ДО «Ики-Бурульского ЦДО»
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Методы исследования.
1. Микроскопическое исследование раствора мела на наличие в нем примесей гипса методом микроскопии (16).
2. Определение рН почвенного раствора до и после внесения мела. Для проведения опыта была использована индикаторная бумага (17).
3. Определение уровня засоления почвы до и после внесения мела. Для проведения опыта использовался метод выпаривания и промывки почвы (18).
4. Влияние мела на развитие пшеницы в комнатных и природных условиях. Использована классическая методика проращивания семян (19).
5. Определение процентного соотношения растений на опытных участках 1 и 2 по методике Доспехова (20).
Материалы исследования:
Семена пшеницы твердой (п. Маныч).
Образцы почвы, взятые на глубине ~ 15 см:
Образец 1 – почва, собранная на залежах мела в окрестностях поселка Ут-Сала (Западная сторона поселка).
Образец 2 – почва, собранная на пастбищах в окрестностях поселка Ут-Сала (Восточная сторона поселка).
Образец 3 - почва, собранная на пастбищах в окрестностях поселка Ут-Сала (Восточная сторона поселка) с добавлением природного мела на 1/3.
Участок 1. – участок земли с залежами природного мела (Восточная сторона поселка).
Участок 2. – участок земли на пастбищах в окрестностях поселка Ут-Сала (Восточная сторона поселка) (Рис. 2).
Мел (п. Ут-Сала), собранный в окрестностях поселка (Западная сторона поселка) (Рис. 1).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
ЭКСПЕРИМЕНТ И РЕЗУЛЬТАТЫ.
1. Микроскопическое исследование раствора мела на наличие в нем примесей гипса.
Образцы мела (3 повторности) измельчили и смешали с дистиллированной водой (Рис. 3). Тщательно перемешали полученный раствор, и профильтровали. Затем каплю фильтрата поместили на предметное стекло и рассмотрели под микроскопом (Рис. 4). В процессе высыхания капли растут кристаллики гипса (если он входит в состав мела), имеющие форму характерных иголок и игольчатых друз.
Результат. Примесей гипса в исследуемых образцах мела не обнаружено.
Рис. 3. Измельченный мел
Рис. 4. Исследование фильтрата мела под микроскопом
2. Определение рН почвенного раствора.
В эксперименте определили рН почвенного раствора в трех образцах почвы:
Образец №1 – почва с мест залежей природного мела.
Образец №2 – почва с пастбищ в окрестностях поселка.
Образец №3 – почва с пастбищ (20 г), к которой примешен измельченный природный мел (10 г).
Образцы почвы (30 г), взятые на глубине 10 см, измельчили в ступке и смешали с дистиллированной водой (100 мл). С помощью индикаторной бумажки определили рН почвенного раствора (Рис. 5 - 8).
Результат. Установлено, рН почвенного раствора во всех образцах почвы – 7,5. (Таблица 1. Определение рН почвенного раствора).
Рис. 5 – 8. Определение рН почвенного раствора.
3. Для обнаружения легкорастворимых солей в почве использовался метод выпаривания.
В эксперименте определили долю водорастворимых солей в трех образцах почвы:
Образец №1 – почва с мест залежей природного мела.
Образец №2 – почва с пастбищ поселка.
Образец №3 – почва с пастбищ (20 г), к которой примешен измельченный природный мел (10 г).
Ход опыта:
1. 30 г. почвы смешивали с 150 мл дистиллированной водой в течение 5 минут, встряхивая.
2. Почвенный раствор отфильтровывали через бумажный фильтр 3 раза.
3. 50 мл отфильтрованной жидкости переливают в керамическую чашку (можно добавлять 50 мл в два этапа). Чашку предварительно тщательно вычищаем и взвешиваем.
4. Чашку с отфильтрованным раствором выпариваем.
5. Взвешиваем чашку с образовавшимся осадком.
6. Сравниваем вес пустой чашки и вес чашки с осадком.
Находим массовую долю водорастворимых солей в почве (А) по формуле: А= масса остатка* Объем воды*100/ Масса почвы* Объем вытяжки. Заполняем таблицу. (Таблица 2. Определение доли водорастворимых солей в почве).
Результат. Для достоверности этого анализа мы должны допустить, что почва со всех участков является светло-каштановой (8, 21). Проведённый опыт показал, что доля водорастворимых солей в образцах почвы 2 и 3 составляет примерно 1,5, а в образце 1 – 1,6. (Таблица 2. Определение доли водорастворимых солей в почве, График 1. Определение доли водорастворимых солей в почве (среднее значение)).
Рис. 9 – 12. Определение уровня водорастворимых солей в почве
4. Влияние мела на развитие пшеницы.
1.) В эксперименте определили всхожесть и высоту проростков пшеницы, выращенной на трех образцах почвы в емкостях при комнатных условиях:
Образец №1 – почва с мест залежей природного мела.
Образец №2 – почва с пастбищ поселка.
Образец №3 – почва с пастбищ (20 г), к которой примешен измельченный природный мел (10 г).
Ход опыта:
1. Отбор и замачивание семян пшеницы (Рис. 13).
2. Посадка в грунт по 100 семян пшеницы (Рис. 14, 15).
4. Подсчет проросших растений на 5 день.
3. Замер и подсчет растений в возрасте 1 месяц.
Результат. Семена, отобранные для эксперимента, показали высокую всхожесть – количество проростков на 5 день в среднем 93 – 92 штуки, а на 30 день – 88,5 90 и 88 в образцах почвы 1, 2 и 3 соответственно. Высота проростков примерно одинаковая – 17,5 см. (Таблица 3. Влияние мела на развитие пшеницы – 1. График 2. Число проростков в образцах почвы (среднее значение)).
Рис. 13. Замачивание семян.
Рис. 14. Посадка семян в грунт
Рис. 15. Проростки пшеницы на 5 день
(Образец 2 – слева, Образец 1 и 3 - справа).
2.) В эксперименте определили всхожесть и высоту проростков пшеницы, выращенной на участке 1 – участок с залежами природного мела (Рис. 16 - 18):
На участке 1 (места залежей природного мела) посажены по 300 семян пшеницы, которые выращивали в разных условиях:
Пшеница 1 – выращена без внешнего вмешательства на участке 1.
Пшеница 2 – выращена на участке 1 с добавлением измельченного мела.
Результат. Из 300 посаженных семян число проростков на 10 день составляло 291 на Участке 1 и 286 на Участке 2. Высота растений примерно одинаковая – около 8 см. (Таблица 4. Влияние мела на развитие пшеницы – 2.). Поливали растения 2 раза – во время посадки и на 5 день.
Рис. 16 – 18. Посадка семян и проростки на 8 день (Участок 1).
5. Наблюдение за растениями, произрастающими на участках 1 и 2.
Наблюдения проводили в апреле 2014 года на участках 1 и 2.
Участок 1 – места залежей природного мела (Рис. 19).
Участок 2 – пастбища в окрестностях поселка (Рис. 20).
1. На участках подсчитано процентное соотношение дикорастущих растений в выделенных ячейках.
Результат. Соотношение растений на Участке 1 в среднем составило: 40% (злаки), 47% (полыни), 10% (сложноцветные), 3% (другие травы). Участок 2 отличался практически полным доминированием полыни (50%) и злаков (44%), редко встречались представители семейства сложноцветных (6%). (Таблица 5. Процентное соотношение растений на участках. График 3 Процентное соотношение растений на участках.).
Рис. 19. Участок 1.
Рис. 20. Участок 2.
6. Отношение сельскохозяйственных животных к местам с залежами природного мела.
Этот этап исследования предполагает наблюдение за сельскохозяйственными животными, и расспрос животноводов поселка Ут-Сала (Рис. 21).
Рис. 21. Сельскохозяйственные животные на Участке 1.
Сказка "12 месяцев". История и современность
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Почему Уран и Нептун разного цвета
Почему люди кричат, когда ссорятся?