Как и в современном мире, так и в дореволюционный, советский периоды образование играет огромную роль в жизни общества.С первых дней СССР поставила задачу ликвидацию неграмотности взрослого населения. В 1920 - насчитывалось 54 млн. не грамотного населения, 47% от рабочего населения. На Урале удельный вес грамотного населения был 29%. Среди крестьян были 80% - не грамотные.К 1926 году - уровень грамотности возрос до 49%. 1929 году вышло постановление ЦК о работе с неграмотностью, каждая область брала задачу обучить определенное кол-во неграмотных. В результате по переписи населения 1939 года, грамотность по Уралу 90%.
Этот огромный скачок по ликвидации неграмотности вызвал у меня удивление. И мне стало интересно как происходило развитие образования в моём родном селе. Поэтому свою исследовательскую работу посвятила образованию в с.Ключи в дореволюционный и советский периоды.
Цель моей работы заключается в изучении истории развития образования в с.Ключи в дореволюционный и советский периоды.
Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи:
Вложение | Размер |
---|---|
maou.docx | 49.07 КБ |
МАОУ «Ключевская СОШ»
Направление:
Духовно-нравственное
(история)
История развития образования в с.Ключи
(Суксунский район, Пермский край)
в дореволюционный и советский периоды.
Работу выполнила:
Шилова Анна, ученица
10 класса МАОУ «Ключевская СОШ»
Руководитель:
Хахилева Светлана Ивановна
Ключи-2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………..3
Глава I. Развитие образования в с.Ключи
в дореволюционный период…………………………5
ГлаваII. Директора школы…………………………8
Глава III. Учителями славится Россия…………...11
Глава IV. История пионерской и комсомольской
организаций школы
4.1.Комсомольская организация…………………..16
4.2.Пионерская организация……………………….20
Заключение…………………………………………...26
Литература…………………………………………....27
Приложение…………………………………………….
Введение.
В современных условиях становится все более очевидным, что экономическое, социальное, политическое, культурное развитие страны, конкурентоспособность государства в мировом пространстве, во многом будет зависеть от уровня подготовленности подрастающего поколения к предстоящей взрослой жизни. Современное российское образование уже использует ряд интересных педагогических наработок дореволюционного обучения подрастающего поколения. Здесь мы можем говорить и о частных школа, и о гимназиях и лицеях. Понятно, что в большинстве случаев современные педагоги используют в основном название и в какой-то степени общий дух дореволюционных школ. Нет необходимости копирования дореволюционной системы обучения. Время не стоит на месте и необходимы новые поиски, находки в образовании.
Как и в современном мире, так и в дореволюционный, советский периоды образование играет огромную роль в жизни общества.С первых дней СССР поставила задачу ликвидацию неграмотности взрослого населения. В 1920 - насчитывалось 54 млн. не грамотного населения, 47% от рабочего населения. На Урале удельный вес грамотного населения был 29%. Среди крестьян были 80% - не грамотные.К 1926 году - уровень грамотности возрос до 49%. 1929 году вышло постановление ЦК о работе с неграмотностью, каждая область брала задачу обучить определенное кол-во неграмотных. В результате по переписи населения 1939 года, грамотность по Уралу 90%.
Этот огромный скачок по ликвидации неграмотности вызвал у меня удивление. И мне стало интересно как происходило развитие образования в моём родном селе. Поэтому свою исследовательскую работу посвятила образованию в с.Ключи в дореволюционный и советский периоды.
Цель моей работы заключается в изучении истории развития образования в с.Ключи в дореволюционный и советский периоды.
Для достижения поставленной цели я определила следующие задачи:
В работе использовала различные методы исследования: сравнительно-исторический метод, метод изучения литературы и источников, анализ устных источников, классификация собранного в хронологическом порядке.
В процессе исследования я опиралась на следующие источники: архивные материалы музея школьной славы, фактические материалы (фотографии), воспоминания очевидцев.
Глава I.
Развитие образования в с.Ключи в дореволюционный период.
Несомненно, особо важное значение для села имело развитие образования.
До 30-х годов 19 века не было ни одной школы. Получение образования считалось чем-то совершенно недопустимым для «обычного человека», крайне мудреным и до чрезвычайности трудным предметом. Лишь только в 1835 году было открыто первое училище «на счет казны»
В 1842 к открытию училищ приступило Министерство, возглавляемое П.Д. Киселёвым. Цель этих школ - дать крестьянским детям религиозно-нравственное воспитание. В приходские училища принимались мальчики и девочки 8 лет.
В сельской местности должны были открывать школы церковные органы. В 1860 году были открыты училища в приходах церквей, учителями в которых стали священники, дьяконы, дьячки и «некоторые из жён и родственников их».
Согласно ведомости о состоянии училищ при монастырях и приходских церквях Пермской епархии за 1680 год в Красноуфимском уезде имелось 5 учебных заведений со 114-ю учащимися, в том числе и Ключах, открытое в 1858 году. В нем обучались 11 учащихся (9 мальчиков и 2 девочки).
Содержание сельских школ возлагалось на крестьян. Все школьные расходы должны были покрываться за счет особых мирских сборов с жителей. В государственной деревне с каждой души полагалось взимать на эти цели 4 копейки в год. Годовое содержание каждого приходского училища составляло 250 рублей. Во всех училищах был ограниченный учебный план:
Вступление России в новую эпоху и ее развитие по капиталистическому пути привели к глубочайшим переменам в образовательной сфере и в развитии образования в деревне. Была особо велика роль земства.
В 1870 году в Красноуфимском уезде было всего 12 школ, из которых 3 содержались на свои средства, 2- за счет родителей учащихся, 6 – за счет частного земского собора и 1-за счет казны. Учащихся во всех этих школах насчитывалось 558 человек (493 мальчика и 65 девочек).
В 1880 году училищ стало 54 (45 – мужских и 9 – женских). А уже в 1887 школ становится 80 (69 – мужских и 11 женских).
Следовательно, за 17 – летний период существования земств, количество школ увеличилось почти в 7 раз, а значит возросло и число грамотных. В с.Ключи было 233 грамотных женщин и мужчин и 14 учащихся из 1232 – х человек.
В Красноуфимском узде в начал ХХ века наблюдался рост учебных заведений. Уже в 1902 году было 95 народных училищ, в которых обучалось 5706 мальчиков и 2443 девочки. В селе Ключи в 1902 году количество грамотных и учащихся к общему числу населения составляло 20%, а в 1904 году уже 21, 2%.
В процессе обучения происходили небольшие сдвиги. В начальной школе дети знакомились с важнейшими событиями отечественной истории, проходили ее основательно.
Однако сами школы находились обычно в неприспособленных помещениях. Они были «грязны, холодны и невообразимо тесны», так указывал Г. Парамонов.
В 70-е годы ХIX содержание народных училищ зависело от сельских обществ. Так Златоустовское сельское общество в 1870 согласилось выделять ежегодно 30 рублей на содержание своего училища, размещенного в «казенном доме».
Весь учительских состав в Красноуфимском уезде – 29 человек, в числе которых было 20 учителей – мужчин, 2 помощника и 7 учительниц.
К 1888 году учительский состав увеличился до 181 человек. Средний склад жалованья учителей составляло в Красноуфимском уезде в конце ХIX веке 200 рублей в год. Учителя получали от 300 до 640 в двухклассных училищах и от 240 до 300 рублей в одноклассных, помощники- от 180 до 300 и от 120 до 180 учительницы. В Ключевском двухклассном училище учитель I класса получал 300 рублей, II класса – 360 и помощник – 150 рублей.
Росту образовательного уровня сельского населения содействовали не только функционирование школ, но и появление при них библиотеки. Так, библиотекарь Ключевского села Красноуфимского уезда в своём отчете отмечал стремление крестьян к чтению, особенно после открытия в с.Ключи училищно-народной библиотеки.[1]
В период с сентября 1895 по январь 1896 гг. библиотечные книги читали 54 человека, в том числе 12 женщин. Главный контингент читателей – подростки из числа окончивших курс в народных училищах, далее по активности чтения шли ученики второго класса местного училища и взрослое мужское население с.Ключи и д.Мостовой.
Глава II.
Директора школы.
Различные исторические и архивные документы свидетельствуют о том, что первое упоминание об образовании в с.Ключи относится к началу XVII века. Особенно большое значение для развития культуры села имело развитие грамотности.
В 1860 году открываются училища при церквях. В Ключах такое училище было открыто в 1858 году. В нем обучалось 9 мальчиков и 2 девочки. Число грамотных растет. В 1902 году количество грамотных в селе составило 20%. В 1923 году в каждой волости появились школы 1-ой ступени (1-4 класса). По окончании начальной школы ученики получали документ об образовании за курс 4-го класс. (см.приложение №1)
В Златоустовской волости их было четыре: Ключевская, Мостовая, Бреховская, Шахаровская. Здание, в котором школа размещалась до революции сгорело, поэтому под школу пришлось приспособить несколько помещений.
В 1932 – 1933 году вступает в строй новое школьное здание. 1933 год считается годом рождения школы. Образование было семилетним. По окончании 7-ого класса тоже выдавался соответствующий документ.(см.приложение №2) Первым директором школы был Седегов Павел Пименович. Он руководил школой с 1933 года по 1938 год. С 1938 года по 1941 руководство принял Барышников Степан Павлович, а с 1941 года по 1950 год – Новокрещеннова Елена Климентьевна. С 1950 года по 1953 год школой руководил Ерофеев Геннадий Адреевич.(см.приложение №3) Было развернуто соревнование за лучшие показатели в учебе и труде. Вот о чем пишет районная газета «За коммунизм» от 23 марта 1935 года под заголовком «Пионеры заявляют» : «Пионеры и школьники НСШ Ключевского сельского совета борются за хорошую учебу, лучшую дисциплину в школе, за обеспеченность учеников бумагой, учебниками, чернилами. Классу – победителю в социалистическом соревновании торжественно вручается переходящее Красное знамя».
А вот что говорят учащиеся школы тех лет: «30-е годы были очень трудными. Учащиеся были плохо одеты, плохое было питание. В школу ходили в лаптях, а иногда и босиком. Учебников и тетрадей не было, часто приходилось писать углем на бересте. Карандаш был редкостью и радостью. Учащиеся 2-ой смены занимались при свечах.
Но, несмотря на эти трудности и невзгоды, в школу ходили с желанием, учились старательно, неуспевающих почти не было».
В 1934 году состоялся 1-ый выпуск семиклассников. В числе выпускников были будущие учителя школы Манохин С.Н. и Чирков Н.А. (см.приложение №4)
А потом была война. Школа осиротела. Ушли на фронт учителя – мужчины: Тихомиров Н.Н., Шилов М.И., Цепилов М.И., Седегов П.П., Киприянов Н.М., Манохин С.Н., Чирков Н.А., Барышников С.П.
Вновь настали трудные времена. Ученики переносят все тяготы военного времени наравне со взрослыми. Занятия в школе не прекращались и в годы войны. Не хватает учебников, бумаги, домашние задания выполняются на старых книгах.
Ребята учатся хорошо и много трудятся: работают в колхозе, собирают лекарственные травы, посещают госпиталь, который расположился на курорте «Ключи», посылают на фронт посылки, читают населению сводки Совинформбюро о событиях на фронте, выпускают «боевые листовки». А с фронта получают письма от бойцов. Вот одно из них: «Дорогие товарищи! Мы – бойцы, командиры и политработники – участники Великой Отечественной Войны, шлем вам свой красноармейский привет! От души благодарим вас за теплые письма и подарки. Они воодушевляют нас на героические подвиги во славу любимой Родины.
Дорогие друзья! Учитесь на отлично, овладевайте военным делом! Помогайте взрослым работать на колхозных полях. Используйте для этого каждую минуту свободного от занятия в школе времени. Помните, что это ещё больше укрепит мощь нашей социалистической Родины и Красной Армии, приблизит победу над врагом».
Закончилась война. Верные своей профессии вернулись в школу Манохин С.П., Чирков Н.А., Кипрянов Н.М., Седегов П.П. Пропал без вести Тихомиров П.П., в плену умер Шилов М.И., погибли Барышников С.П., Цепилов М.И.
Жизнь меняется к лучшему. Меняется и школа. В 1948 семилетняя школа реформирована в 8 – летнюю, а затем и в 9 – летнюю, а в 1952 году она стала средней.
В 1955 году состоялся первый выпуск 10 – классников. Классным руководителем этого выпуска был Манохин С.Н. (см.приложение №5)
Значительные перемены к лучшему связывают с приходом к руководству школой Косенко Валентины Николаевны. (см.приложение №6) Годы ее работы с 1953 года по 1962 год. Вот как характеризует ее районная газета в №146 от 23.11.2010 года: «Валентина Николаевна была непревзойденным авторитетом среди учителей и учащихся, в семье, в целом на селе и в районе». Под ее руководством построены спортзал, кабинет домоводства, столярные мастерские. Оживилась внеклассная работа. На весь район гремела слава хора под руководством Склярова В.В., работает кукольный театр, драмкружок.
С приходом в школу Скворцова Г.П. на должную высоту поднялась спортивная работа.
С 1962 года по 1964 год школой руководил Садыков Ю.С., а с 1964 года по 1966 год – Петухова Л.Е.
В 1966 году у руля школы стал Кожевников Г.А. – человек беспокойного сердца. (см.приложение №7) Его деятельность была направлена на улучшение условий жизни тех, кто учится и работает в школе. Сделано паровое отопление, построена кочегарка, столовая, автомобильный и тракторные гаражи.
Геннадий Алексеевич руководил и контролировал строительство новой школы. Ключи от нее были переданы строителями 24.10.1977 года. Уроки в этой школе начанались со II четверти 1977 года.
Этому радостному событию была посвящена статья под заголовком «Первый час в новой школе» в районной газете «Новая жизнь». Хочется привести слова, которые прозвучали из уст секретаря комсомольской организации школы Токачевой Галины : «На счету наших комсомольцев немало добрых дел. Комсомольская организация признана одной из лучших районе. Мы и впредь обещаем учится хорошо, активно участвовать в общественной жизни школы, всемерно помогать коллективу учителей в борьбе за высокую успеваемость».
03.02.1985 год в память о тех, кто отстоял свободу и независимость нашей Родины состоялось открытие зала «Боевой Славы». (см.приложение №8) Инициатором и руководителем его создания был Манохин С.Н. Большая поисковая работа была проделана учителями школы Горкуновой А.А. и Половниковой В.Д. Художественным исполнителем экспозиций зала является учитель технологии Чебыкин М.Н.
Глава III.
Учителями славится Россия…
Ключевская школа всегда была в числе передовых школ района. В чем же секрет её успеха? Главным звеном в сложном учебно-воспитательном процессе был и остается педагогический коллектив.
«Учитель – ваятель духовного мира юной личности, доверенное лицо общества, которому оно вверяет самое дорогое, самое ценное – детей, свою надежду, своё будущее. Это благороднейшая и труднейшая профессия требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу» - так определена миссия учителя в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Именно такими качествами обладали учителя школы. Директор школы и его заместители много внимания уделяли становлению учителя, наработке им своего опыта. Учителя – стажисты назначались наставниками молодых учителей, передавали им свой бесценный опыт, щедро делились секретами своего мастерства. Благодаря такой слаженной работе, учительский коллектив всегда отличается сплочённостью, преданностью и верностью своему делу, продолжателями традиций, заложенных предшественниками. (см. приложение №9)
За свой безупречный труд, талант, педагогическое мастерство учителям школы: Кожевникову Геннадию Алексеевичу, Закомлиствой Александре Семёновне, Исаевой Валентине Николаевне было присвоено великое звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». (см.приложение №10)
Кожевников Геннадий Алексеевич, Ворошилова Лидия Петровна, Кащеева Таисья Ивановна, Манохина Анна Ефимовна, Исаева Валентина Николаевна, Чикулина Евдокия Васильевна, Горкунова Анна Алексеевна, Платыгина Ираида Ивановна, Томилова Тамара Ивановна, Рожкова Тамара Федоровна, Столповская Надежда Константиновна, Сабурова Нина Александровна, Меньшикова Елена Михайловна, Бабина Тамара Федоровна награждены почётным знаком «Отличник народного просвещения».
Чиркова Валентина Николаевна, Закомлистова Александра Семёновна, Манохина Анна Ефимовна, Барышева Екатерина Гавриловна награждены медалями «За трудовое отличие».
Исаева Валентина Николаевна награждена орденом «Трудового Красного Знамени».
Кожевников Геннадий Алексеевич, Мартюшев Иван Ефимович – «Почётные граждане Суксунского района».
Многие учителя награждены медалью «Ветеран труда».
Портреты лучших учителей школы были размещены в Галерее Трудовой Славы района (см. приложение №11).
В школе работало много супружеских пар:
В школе родилось много учительских династий:
(материал о них в школьном музее)
В районной газете «Новая жизнь», областной газете «Звезда» можно найти большое количество статей об учителях от благодарных родителей, учеников, коллег.
Так в районной газете «Новая жизнь» от 03.10.1981 года статья «Уроки доброты» посвящена учителю начальных классов Исаевой В.П. «… главным в своей работе Валентина Николаевна считает: «Если блестят глаза детей на уроке, значит они «живут» на нём, значит урок удался. В этом по-моему, счастье для учителя». (см. приложение №12) (в музее собрана большая подборка этих статей)
А учащиеся своим любимым учителям посвящают стихи (см.приложение №13).
Удивительная эта должность – сельский учитель! Есть ли на свете другая профессия, в которой личность человека, его характер, его убеждения, умение общаться с людьми приобретали бы такое решающее значение, как в этой профессии? А какой запас знаний, умений, мастерства нужно иметь сельскому учителю: ведь каждую минуту он должен быть готов ответить на самые неожиданные, совсем «не по предмету» вопросы ребят, дать ответ, помочь советом родителям, односельчанам.
Да, деятельность учителя многогранна. Наряду с основной деятельностью учителя школы вели большую общественную работу: избирались депутатами сельского совета, были лекторами общества «Знание», агитаторами, пропагандистами. (см.приложение №14) Каждый учитель раз в месяц должен был на вверенном ему участке выступить с лекцией на определенную тему. Председателем общества «Знание» в школе была Рожкова Т.Ф. Она выдавала учителю путёвку, с которой он шёл на ферму, тракторный или автомобильный гараж, больницу или другой объект. Сданные путёвки были отчетом о проделанной работе, по которым Тамара Фёдоровна отчитывалась в райкоме КПСС.
А вот как Тамара Федоровна рассказывает о своей депутатской деятельности: «Я была депутатом сельского совета на территории Полубесово. Мы постоянно встречались с населением: заключали договора на сдачу молока, мяса, отвечали за благоустройство территории своего участка, работали с неблагополучными семьями и т.д. Мной был собран материал и передан в суд на лишение родительских прав отца и матери Суворовых. Вопрос решился положительно, дети были отправлены в детский дом. Такое тесное сотрудничество внушало доверие со стороны жителей села к власти, которую они выбрали».
В советское время школа постоянно согласовывала воздействие на детей с семьей, родителями, общественностью. Проблемы школы помогал решать «Совет содействия семье и школе», который был создан в 1967 году при парткоме колхоза «Ключи».
Работал так же общественный орган – женсовет. Каждую четверть проводился «День школы» по участникам. Село было разбито на участки по территориальному принципу, колхоз выделял помещения для сбора родителей. На каждый участок выходили по три педагога: один выступал с лекцией о международном положении или на политическую тему, другой – с лекцией на педагогическую тему, а третий готовил материал об успеваемости и дисциплине учащихся, о делах школы.
Работало местное радио, где учителя также выступали с лекциями, знакомили с деятельностью школы. На курорте, фермах и других участках села вывешивались газеты «Голос школы».
Большую помощь школе оказывали индивидуальные шефы, которые назначались из числа руководителей или активных общественников. Они шефствовали над классами, над наиболее «трудными» мальчишками и девчонками, посещали уроки, квартиры учащихся, проводили классные часы, индивидуальные беседы, организовывали совместные походы, экскурсии, просмотры кинофильмов.
Лучшими шефами были признаны:
В районной газете «Новая жизнь» была опубликована статья «Совет общественности-опора воспитания», из которой я узнала, что по инициативе совета содействия было установлено не только индивидуальное шефство, но и коллективное. «Коллективы комплексной бригады колхоза, курорта, филиала быткомбината и другие шефствуют над отдельными классами. Коллективные шефы у себя организуют кружки из учащихся школы. Например, в филиале быткомбината работает кружок парикмахеров, на сырзаводе – кружок лаборантов и маслоделов, на Мостовской МТФ – кружок по зоотехнии, в торговом объединении – кружок товароведов и продавцов, на курорте – садоводов, в аптеке – фармацевтов». (см.приложение №15)
Учителя активно участвовали в культурной жизни школы, села и района. В Доме Культуры силами учителей школы проводились праздники, концерты, смотры художественной самодеятельности. Учительский коллектив ежегодно участвовал в районных смотрах художественной самодеятельности и, как правило, занимал призовые места. (см. приложение №16)
Покорял слушателей своим голосом Минин Владимир Николаевич.
«Ключевской соловей» - так любовно односельчане называют обладательницу уникального голоса Тихомирову Екатерину Александровну. Екатерина Александровна неоднократно отмечена грамотами и дипломами за исполнительское искусство на смотрах и фестивалях художественной самодеятельности. (см.приложение №17)
Минин Валерий Владимирович песни под гитару начал петь еще в школе. Затем увлекся авторской песней, был участником Всероссийских фестивалей. Часто со своими программами выступал перед населением и на курорте «Ключи». Им была создана вокально-инструментальная группа «Штопор» при сельском ДК. (см. приложение №18)
Непревзойденным мастером юмора является Сабурова Нина Александровна.
Особой популярностью пользуется вокальный ансамбль «Кудерышки», созданный в 1987 году учителем музыки Рыловой Ольгой Юрьевной. (см. приложение №19)
Меня заинтересовал вопрос, какова же была заработная плата учителя? В архивах школьного музея я нашла выписку по зарплате учителя биологии Томиловой Тамары Ивановны. (см. приложение №20)
В повести В. Быкова «Обелиск» старый учитель Ткачук говорит: «… не было ничего более важного и нужного, чем та ежедневная, скромная, неприметная работы тысяч безвестных сеятелей на этой духовной ниве. Я так думаю: в том, что мы сейчас есть как нация и как граждане, главная заслуга сельских учителей».
Глава IV.
История пионерской и комсомольской организаций школы.
4.1. Комсомольская организация.
История советской школы неразрывно связана с деятельностью пионерской и комсомольской организациями.
В октябре 1918 года в стране была создана массовая, молодёжная общественно – политическая организация РКСМ (российский коммунистический союз молодёжи). В 1926 году она переименована в ВЛКСМ (Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи).
Комсомольцами могли стать молодые люди в возрасте от 14 до 28 лет. По достижении этого возраста большая часть молодёжи стремилась вступить в комсомол. Но это было непросто. Надо было соответствовать этому званию. Если ты плохо учился, недисциплинирован, замечен в неблаговидных поступках – пусть в комсомол был закрыт. А поскольку звание комсомольца было очень почётным, желание вступить в комсомол было мощным стимулом к самовоспитанию.
Как осуществлялся приём в комсомол?
Желающий вступить в эту молодёжную организацию заполнял заявления, в котором обосновывал почему он вступает в комсомол. В этом же заявлении ему должны были дать рекомендацию 2 человека. Это было поручительство: дающий рекомендацию брал на себя ответственность за вступающего в комсомол. Затем это заявление рассматривалось на бюро комитета комсомола первичной комсомольской организации школы, где выносилось решение в пользу вступающего или против. В случае положительного решения вопрос передавался на рассмотрение в районный комитет комсомола, где принималось окончательное решение. (см.приложение №21)
Принятому в комсомол вручался в торжественной обстановке комсомольский билет и памятка. (см.приложение №22)
Да, тот билет,
Что враг сжигал в огне,
Топил в воде,
Расстреливал на дзоте.
Он по наследству перешел ко мне
В ином, испытанном и прочном переплёте.
Теперь его у сердца берегу.
Я думаю, что бывшие комсомольцы хранят его по сей день. Моя бабушка хранила его уже более 50 лет, сейчас он передан в школьный музей.
Введенные в 1938 году билеты были стального цвета, в 1956 году их заменили новыми – темно – красными с изображением орденов, полученных комсомолом.
Еще одним атрибутом комсомольца был комсомольский значок. Он был введён в 1945 году и представлял собой развернутое красное знамя с изображением звезды и надписью «ВЛКСМ».
В 1958 году ЦК ВЛКСМ утвердил новый образец комсомольского значка – с профилем В.И.Ленина.
А как зарождался комсомол в нашем районе? Об этом я узнала из заметки в районной газете «Новая жизнь». Статья называется «Рождение ячейки в Суксуне» от 28 октября 2008 года. (см.приложение №23)
Чем же отмечен путь комсомола за 73 года его существования? Что было главным в его деятельности? Ответить на эти вопросы можно одним словом – созидания.
Трудно назвать такую отрасль экономики, где комсомол не приложил бы свои силы, энергию, энтузиазм. Красноречиво о деятельности комсомола говорят его нарграды.
28.02.1928 год - орден Красного Знамени. За боевые заслуги, героизм в годы гражданской войны.
21.01.1931 год – орден Трудового Красного Знамени. За инициативу, ударничество, обеспечившие успешное выполнение первого пятилетнего плана.
14.06.1945 год – орден Ленина. За выдающие заслуги перед Родиной в годы Великой Отечественной войны.
28.10.1948 год – орден Ленина. За выдающиеся заслуги перед Родиной в деле коммунистического воспитания советской молодежи и активное участие в социалистическом строительстве, в связи с 30–летием со дня основания ВЛКСМ.
05.11.1956 год – орден Ленина. За самоотверженный труд в деле освоения целинных и залежных земель.
25.10.1968 год – орден Октябрьской революции.
В связи с 50-летием ВЛКСМ.
Какими же делами вершил комсомол в нашей школе? В музее школы есть материалы, отражающие деятельность комсомольской организации в 1986 – 1987 году.
Комсомольская организация насчитывала 77 комсомольцев.
Работали сектора:
Как видно из этого перечня работа велась по всем направлениям. Это видно из плана работы комсомольской организации школы. (см.приложение №24)
Вся проделанная работа была под контролем комитета комсомола.
За 1986 – 1987 учебный год проведено 29 заседаний комитета комсомола. Протоколы этих заседаний сохранились в музее.
Знакомясь с планом работы комсомольской организации, я обратила внимание на то, что большое внимание уделялось ленинскому зачёту. Меня заинтересовало, что это за зачет? Я постаралась вникнуть в этот вопрос. И вот, что узнала.
Ленинский зачёт – это всесторонний анализ жизни, производственной и общественной деятельности каждого члена ВЛКСМ, и отчет каждого комсомольца перед своей организацией о проделанной работе.
Каждый комсомолец составлял «личный комплексный план». Этот план предваряли слова:
«Товарищ комсомолец!
Ленинский зачет – это твой отчет перед партией, ВЛКСМ, перед всем советским народом о том, как ты выполняешь ленинский завет – «Учиться коммунизму»
План включал следующие разделы:
В апреле месяце каждый комсомолец перед комиссией отчитывался о выполнении своих обязательств.
Подготовка и сдача ленинского зачёта была большим стимулом для самовоспитания.
Комсомольская организация школы по итогам своей работы неоднократно была награждена грамотами и дипломами. (см.приложение №25)
О комсомоле, его подвигах и делах сложены десятки песен. Они рассказывают нам, какими были они – комсомольцы. Вот только некоторые из них: «Запишите меня в комсомол», «Орленок», «Песня о тревожной молодости». (см.приложение №26)
4.2. Пионерская организация.
Комсомол осуществлял руководство деятельностью пионерской организации.
Немного истории. Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина – массовая детская организация СССР. Была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года, с тех пор 19 мая отмечается как День пионерии. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а затем после смерти Ленина получила его имя.
Пионерская организации имела свою структуру:
1922 год – это год, когда в юной стране Советов прозвучала песня «Взвейтесь кострами». Эта песня стала гимном пионеров (см. приложение № 27)
Вступающий в пионеры давал торжественное обещание, которое было утверждено V съезде РКСМ.
Пионерская организация в нашей школе была образована в 1933 году. В ней насчитывалось до 10 пионеров. Первыми пионерами были:
Первой пионерской вожатой была Вышегордцева Наталья Ивановна. (см.приложение №28) Нам очень мало о ней известно. Приблизительно годы её работы 1938 – 1942 год. Тогда еще совсем молодая Татьяна Ивановна, не имея специального педагогического образования создала первые пионерские отряды.
В 1947 году райком комсомола назначил старшей пионервожатой Манохину Анну Ефимовну. В этой должности она проработала 3 года. Вот что она вспоминает о своей работе. (см.приложение №29)
Известны имена и других старших пионервожатых:
Как принимали в пионеры? Вступлению в пионеры предшествовала тщательная подготовка. Вступающие знакомились с историей пионерской организации, изучали законы юных пионеров, учили торжественное обещание. (см. приложение №30)
В пионеры принимали на дружинном сборе обычно 22 апреля – в день рождения В.И.Ленина. Обязательными атрибутами этого сбора были:
(см.приложение №31)
Вот как о самом торжественном моменте этого сбора вспоминает старшая пионервожатая школы Тихомирова Е.А.: «Представьте себе: звучат горны, пионерские отряды стоят по команде «Смирно! Равнение на знамя!», и под барабанную дробь знамя проносят перед выстроившимися и взметнувшими в салюте руки пионерами. Сердце замирает и «мурашки» по коже».
На этом сборе каждый вступающий давал торжественное обещание. Здесь же в торжественной обстановке ему повязывали пионерский галстук - частицу Красного Знамени. Еще одним атрибутом был пионерский значок. (эти атрибуты есть в школьном музее)
Вот один эпизод вступления в пионеры, который мне рассказал дедушка: «Я очень хотел вступить в пионеры, выучил торжественное обещание, но родители не купили мне пионерский галстук (шёлковый стоил дорого, а сатиновых не было в продаже). Я очень сильно плакал. И родители меня пожалели, дали мне денег на шёлковый галстук. Я очень обрадовался, сбегал в магазин, купил, вечером отнес его Клавдии Ивановне и был принят в пионеры».
Пионерская дружина нашей школы носила имя Героя Советского Союза, нашего земляка Золина Ивана Леонтьевича. В музее о нём собран богатый материал. А пионерские отряды боролись за право носить имя кого-то из известных, героических людей и именовались так: «Отряд имени героя-комсомольца Олега Кошевого» или «Отряд, борющийся за право носить имя А.П.Гайдара».
Высшим органом пионерской дружины в школе был совет дружины, в составе которого входили председатели совета отряда, а возглавлял его председатель совета дружины.
Заседание совета дружины проводила старшая пионервожатая и проходили они в пионерской комнате (сейчас там школьный музей). (см.приложение №32)
Вся деятельность пионерской дружины, пионерских отрядов, звеньев носила соревновательный характер. А двигателем этого соревнования обычно выступали решения съезда комсомола. Так в 1970 году XVI съезд комсомола обратился ко всем пионерам страны – достойно встретить 50-летие пионерской организации. На это обращение горячо откликнулся IV Всесоюзный слёт пионеров в городе Ленинград, и дал старт маршруту пионерских отрядов «Всегда готов».
Путь отрядов – участников марша включал 7 маршрутов:
Чтобы узнать, что означал каждый маршрут смотри приложение №33.
По этим 7 маршрутам и шло соревнование в каждой дружине, в каждом отряде и в каждом звене. Отряду(дружине)-победителю вручался переходящий вымпел и присваивалось звание – правофланговый отряд(дружина).
О том, как строила свою работу пионерская дружина я узнала из материалов прежде всего школьного музея. Сохранились некоторые планы работы дружины, отчёты о проделанной дружиной работы. (см.приложение №34)
В районной газете «Новая жизнь» была рубрика Пионерский вестник - «Алый галстук», где предоставлялось слово пионерам школ района. Так в одном из номеров газеты пионеры нашей школы рассказали о том, как провели летний отдых, как начали новый учебный год, как шагают маршем «Всегда готов». (см. приложение №35)
В летнее время работали отряды по месту жительства. Отряд делился на 2 группы: пионерскую и октябрятскую. Отряды были распределены по следующим территориям: Полубесово, Мостовая, ул. Заречная, ул.Гагарина, Петухово. (см.приложение №36)
Работой в отрядах руководили вожатые из числа старших пионеров и комсомольцев, согласовывая её с ответственным за отрядом учителем. Так в 1976 году лучшим отрядом по месту жительства был признан отряд «Искатели» из Полубесово. Им была посвящена заметка в пионерском вестнике «Алый галстук» под заголовком «Интересно в «Искателе». (см. приложение №37)
Деятельность пионерской организации школы неоднократно была отмечена грамотами и дипломами. (см.приложение №38)
Лучшие пионеры также награждались грамотами, дипломами, значком «За активную работу» (есть в музее). Самой высокой наградой было поощрение поездкой во Всесоюзные пионерские лагеря «Артек» и «Орлёнок». Там побывали:
19 мая ежегодно отмечался День Пионерии. Празднование проходило обычно в Сухом Логу, иногда на берегу реки Иргина.
Его обязательными атрибутами были:
(см. приложение №40)
В 1991 году пионерская и комсомольская организации были распущены.
Заключение.
В своей работе я проследила какой большой путь прошла отечественная школа – от примитивных школ до основательного среднего образования.
Приведенный в работе статистический материал говорит о том, что и в дореволюционной России государство заботилось о преодолении безграмотности населения: от школ с количеством 8-10 человек до всеобщей грамотности. Советская власть сумела добиться того, чтобы ни один ученик остался вне школы.
Образование в советской школе было признано одним из лучших в мире. Это объясняется прежде всего самоотверженным трудом передовой интеллигенции – учителей. Это были люди беззаветно преданные делу, постоянно работающие над повышением своего педагогического мастерства, огромной душевной щедрости, любви к детям.
Успех у школы способствовало и то, что учительский коллектив работал в тесном сотрудничестве с учениками, родителями и общественностью.
Знакомясь с деятельностью пионерской и комсомольской организаций, с деятельностью общественности видишь, что они оказывали неоценимую помощь школе, педагогическому коллективу в решении насущных задач.
Очень жаль, что многое из того что делалось в советской школе в настоящее время утрачено. Но вместе с тем многие традиции, заложенные предшественниками сохранились. Наверное, благодаря им Ключевская школа всегда находилась и находится в числе передовых по многим направлениям совей работы.
Литература.
[1] Отчет о деятельности общества попечения о народном образовании в г.Красноуфимске и его уезде за 1899г. Пермь,1899г.
Всему свой срок
Можно от Солнца уйти...
Упрямый зяблик
Подарок
Тупое - острое