Проект по изучению растений мы назвали « Растительный мир».
Мы поставили следующие задачи:
Проект изучения растительности на берегу реки рассчитан на 5 лет. В этом 2011 году начало изучения древесной и кустарниковой растительности. В дальнейшем травянистую растительность.
Река Зун-Мурино горная, поэтому быстрая, чистая и каменистая. Дно реки и берега в основном состоят из камней диаметром от 10 см- 35см. Встречаются крупные но их количество примерно 3 процента. В верховье реки камни крупнее, ниже по реке мельче. На каменистом берегу встречаются островки травы и прорастающие сеянцы тополя. Сеянцы тополя очень низкие 10-15 см , так как объедены скотом.
В двух местах мы видим объеденные кусты высотой 20-30 см. акации желтой. Изучив растительность на берегу реки , мы хотим представить что будет на берегу через несколько лет. Какие лимитирующие факторы существуют на берегу и влияют на исчезновение некоторых растений.
Вложение | Размер |
---|---|
Береговая растительность | 28.02 КБ |
Управление образования МО «Тункинский район»
МОУ «Зун-Муринская средняя общеобразовательная школа»
Районная научно-практическая конференция
«Шаг в будущее»
Секция
«Экология региона»
тема
Береговая растительность
Автор: Жамбалова Вика
ученица 8 класса
с. Зун-Мурино
. Шанай
Руководитель:
Тарнавская Марина Дмитриевна
учитель биологии
1 категория, 13 разряд
п. Зун-Мурино.
2014 г.
Оглавление
1. Введение
2. Школьный дендрарий на берегу.
3. Береговая растительность
4. Зеленый мыс реки
5. Заключение.
6. Список использованной литературы.
7. Приложение.
1.Введение
Наш поселок называется Зун- Мурино, это благодаря одноименной реке.
В этом году мы с моими одноклассниками стали изучать растительность по берегам реки недалеко от школы. Какие растения встречаются часто, каких редких «гостей» можно встретить?
Проект по изучению растений мы назвали « Растительный мир».
Мы поставили следующие задачи:
Проект изучения растительности на берегу реки рассчитан на 5 лет. В этом 2011 году начало изучения древесной и кустарниковой растительности. В дальнейшем травянистую растительность.
При обследовании растительности на берегу были заложены три постоянные пробные площадки 10 на 10 метров (2011 год).
Пробные площадки были заложены на левом берегу реки. Здесь мы планируем в дальнейшем, наблюдать за зарастанием берега.
Но начинаем свое изучение с искусственных насаждений на берегу.
Первое место на нашей тропе - это школьный дендрарий . Его садили на берегу размытый наводнением 1973 года. На месте смытого водой дома , учащиеся каждый год садили аллеи деревьев.
Затем мы переходим по льду на другой берег реки. Здесь мы видим естественный смешанный лес.
Также отдельно мы взяли для изучения и сам каменистый берег реки так же покрытый мелкой растительностью. Какие растения могут здесь расти и хорошо ли они себя чувствуют?
За один урок мы можем сходить на другой берег реки, увидеть что-то новое и интересное и вернуться на следующий урок.
И так вперед…
2.Школьный дендрарий на берегу
Не далеко от школы на улице Комарова, на берегу реки мы видим красивые елочки. Они издали привлекают нас – это школьный дендрарий.
Первые аллеи тополей появились в 1978 году. Их посадили члены Зун-Муринского школьного лесничества для укрепления берега реки. На месте снесенного дома на появившейся протоке реки было решено посадить деревья (приложении №1).
Затем рядом с тополями появилась аллея берез. Но березки были тонкие и хрупкие, которые легко мог сломать скот. Поэтому посадки решили загородить.
Сейчас деревья выросли и радуют нас зеленью.
В последующие годы посадки продолжались. Сейчас мы насчитываем на этом участке 16 видов деревьев и кустарников. Много воды утекло с тех пор, много воды пришлось носить в жаркое лето для полива молодых саженцев.
Выросли и прижились не все. Пробную площадку мы здесь не стали брать, так как это искуственое насаждение.
В дальнейшем учащиеся нашей школы планируют продолжить работу по посадке саженцев. В этом году рядом с багульником Даурским, планируем аллею кашкары- багульника золотистого, багульника болотного, багульника Адамса. Планируем посадку различных видов спиреи.
Список растений Отдела Голосеменных
Список Отдел Покрытосеменных
деревьев и кустарников.
3. Береговая растительность
Река Зун-Мурино горная, поэтому быстрая, чистая и каменистая. Дно реки и берега в основном состоят из камней диаметром от 10 см- 35см. Встречаются крупные но их количество примерно 3 процента. В верховье реки камни крупнее, ниже по реке мельче.
На каменистом берегу встречаются островки травы и прорастающие сеянцы тополя. Сеянцы тополя очень низкие 10-15 см , так как объедены скотом.
В двух местах мы видим объеденные кусты высотой 20-30 см. акации желтой.
Травянистая растительность представлена ковром Тимьяна ползучего или Богородской травой. Часто его называют Чабрец. На бурятском языке эту душистую и полезную траву называют Айя- Ганга трава .
Удивляет и привлекает внимания растение стелящееся между камней с красными «ягодками». Это Эфедра – растение отдела голосеменных с характерными для них шишечками.
Между камней мы видим несколько видов фиалок. Трудно определить, но цвет лепестков разнообразен: голубые, фиолетовые, розовые или сиреневые, и даже желтые.
Особенно нравятся детям это незаметное сейчас, но расцветающее ранней весной растение– Прострел или Сон-трава. Часто дети и взрослые называют его неправильно - подснежником.
Их довольно крупных растений между камней можно назвать острогал.
4.Зеленый мыс реки
Переходим на другой берег реки, и что мы видим? Напротив школы на другом берегу, между камней, колонии Облепихи крушевидной. Это совсем молодые побеги, но уже частично объедены скотом.
Поднимаемся выше и мы почти в лесу. Здесь и тополя, и лиственница сибирская составляют 80 процентов растительности. Березы и ивы 20 процентов. Большая часть деревьев очень старые это мы видим по упавшим березам ивам и тополям.
Лиственница же является молодой и не очень высокой для своего вида 20-30 метров.
Кустарники представлены только разросшимися кустами барбариса. Это многоствольный ветвистый колючий кустарник высотой до 2 метров. С тонкими прямостоячими побегами, ветвящиеся под острым углом. В мире произрастает около 500 видов барбариса. Наиболее распространенный у нас барбарис обыкновенный. В ноябре месяце на кустах можно найти засохшие красные ягоды.
Самое удивительное что среди этого леса, на бедной скудной растениями почве мы встретили куст верблюжьей хвост или караганы гривастой занесенной в Красную книгу Бурятии.
Это удивительное лекарственное растение – как могло появиться у нас на берегу
В одном экземпляре мы нашли пенек от ели, возможно сломанной скотом.
Если пройти дальше на запад, мы подойдем к карьеру. Здесь примерно 25 лет назад брали гравий и появилась протока. Сейчас это место начинает активно зарастать тополями и лиственницами. Их количество велико на один метр в квадрате их больше 10-и. Из- за большого количества молодых растений, они не были съедены скотом. Высота молодняка примерно 2-3 метра. Среди тополей и лиственницы, редко встречается ива.
5.Заключение
Начиная изучать растения, я обнаружила, что 75 процентов составляют тополя. Многие из которых очень старые и возможно являются третичными реликтами. Их исчезновение полностью изменит береговой ландшафт (приложение №2). Молодые тополя вырастут в районе карьера, но это может не спасти зеленый мыс (Приложение №1). Из-за сильных ветров старые деревья упадут, а молодой подлесок съедает скот.
Береза и ива составляют 25 процентов леса и также являются старыми.
Многие ивы и березы лежат почти на земле.
Большое количество растений встречается на берегу реки, но сохранятся ли они после выпаса скота в зимний период. Ведь зимой животным не хватает витаминов, и они с удовольствием съедают молодые деревца.
Из лекарственных растений чаще всего используют в народной медицине:
чабрец, прострел, верблюжий хвост. Поэтому их количество год от года уменьшается. Большую агитационную работу здесь проводит школьное лесничество – объясняя младшим школьникам о том, что нельзя рвать редкие растения.
Такие растения как сосна обыкновенная, береза, боярышник, лиственница и другие так же являются лечебными.
В дальнейшем мы будем наблюдать за древесной и кустарниковой растительностью.
Особое значение имеет для нас изучение редких травянистых растений.
Например, разных видов фиалок, возможно, найдется фиалка иркутская занесенная в Красную книгу Бурятии.
Много интересных открытий среди растений ждет нас впереди.
6. Список использованной литературы.
1. Редкие виды растений Национального парка «Тункинский»(справочник), научное издание, В.М.Крахмаль и др. Иркутск, издательство ООО « Репроцентр а1», 2006- 74с.
2. Красная книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений Бурятской АССР,. редкол А.И.Плотников и др.- Улан-Удэ Бурят. кн.изд-во, 1988. – 416с.
3.Красная книга Республики Бурятия: Редкие исчезающие виды растений и грибов. – 2-е изд., перераб. и доп.- Новосибирск: Наука, 2002. – 340с.
Разлука
Сорняки
Волшебная фортепианная музыка
По морям вокруг Земли
Воздух - музыкант