Использование неравенства Коши и следствий из него является одной из теоретических основ при решении задач на доказательство и решение неравенств. В настоящей работе описывается применение неравенства Коши к решению заданий из курса алгебры 8-9-х классов. Так как отдельной темой неравенство Коши в школьном курсе не изучается, то его использование делает решение отдельных неравенств и уравнений не только простым, но иногда единственно возможным.
Цель работы: познакомиться с творческой биографией Огюстена Луи Коши, рассмотреть доказательство неравенства, носящего его имя. На основе решенных задач, используя неравенство Коши, сделать вывод об эффективности применения этого метода к решению различных задач.
Гипотеза: неравенство Коши является эффективным способом доказательства гипотез и может быть использовано при решении многих задач математики и физики.
Задачи: изучить научно-популярную и специальную литературу по теме исследования; рассмотреть основные положения неравенства Коши и следствия из него; выявить виды математических и физических задач, где можно было бы применить неравенство Коши; сделать вывод.
В работе подробно рассматриваются определения и доказательство среднего арифметического, среднего геометрического, среднего гармонического и других средних величин.
Предложены примеры задач, где можно применить доказанное неравенство. Это такие задачи, как: исследование функций, нахождение их наибольших и наименьших значений; решение уравнений и систем уравнений; решение геометрических, текстовых, прикладных, физических и олимпиадных задач.
Доказав неравенство Коши и изучив следствия из него, автор сделал вывод:
- среднее арифметическое двух неотрицательных чисел не меньше их среднего геометрического;
- длина медианы, проведенной к гипотенузе прямоугольного треугольника, не меньше длины высоты, проведенной к гипотенузе;
- неравенство между средним арифметическим и средним геометрическим может применяться при решении задач на нахождение экстремумов, то есть наибольших и наименьших значений функций;
- одним из достоинств метода является легкость решения задач с его применением.
Настоящая работа может быть полезна выпускникам 9-х и 11-х классов при подготовке к государственной итоговой аттестации.
Вложение | Размер |
---|---|
Неравенство Коши | 154.87 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №395 Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБОУ лицей № 395 Санкт- Петербурга)
Исследовательская работа
«Применение неравенства Коши к доказательству
неравенств и решению задач как эффективный
способ доказательства гипотез»
Автор:
Сахаров Артур, 9в класс
Руководитель:
Первушкина Ирина Михайловна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ лицея № 395
2017 – 2018 учебный год
Оглавление
стр.
1. Введение …………………………………………………………………………. 3
2. Основная часть……………………………………………………………………. 5
2.1. Биография Огюстена Луи Коши …………………………………............... 5
2.2. Неравенство Коши и его доказательство ..………………………………… 5
2.3. Применение неравенства Коши к доказательству гипотез и
решению задач математики и физики…………………………………………..7
3. Заключение …………………………………………………………………….. .13
4. Список литературы ……………………………………………………………….14
На уроках алгебры в 8 классе мы изучали доказательство неравенств, одним из неравенств мы рассмотрели неравенство, носящее название «Неравенство Коши», а также понятие о среднем арифметическом, а на уроке геометрии о среднем геометрическом. Я увидел связь между названными понятиями. И это оказалось действительно так. Меня заинтересовал этот факт, и я решил подробно изучить неравенство Коши, рассмотреть применения его к решению других задач. Подробное знакомство с различными методами доказательства гипотез может быть полезно мне не только для расширения кругозора, но также и потому, что на его принципе основано решение многих задач (включая олимпиадные). Мною был изучен принцип доказательства неравенств, а также его широкое применение в решении задач на доказательство и решение неравенств, при решении уравнений и систем уравнений, геометрических и физических задач.
Как оказалось, неравенство Коши актуально и в математике и в физике, в геометрии, даже в астрономии! В школьном курсе 8-9 класса изучают лишь малую часть интересной теоремы, которая заключает в себе гораздо больше, чем две строчки в учебнике геометрии. И я захотел сделать своеобразную исследовательскую работу по этой теме.
При решении задач, предлагаемых на экзаменах ОГЭ и олимпиадах по математике, могут быть использованы любые известные выпускникам математические методы. При этом разрешается пользоваться и такими, которые не изучаются или изучаются в ознакомительных целях в общеобразовательной школе. Все это свидетельствует о необходимости самостоятельного изучения выпускниками математических методов, в основе которых лежат понятия и положения, не входящие в программу по математике общеобразовательной школы. К таким понятиям, например, относится неравенство Коши и многие другие.
Данная работа рассчитана на учащихся, которые имеют довольно-таки высокий уровень знаний в области математики, причем как в пределах, так и вне школьной программы, но все равно хотят его повысить.
В работе описывается применение неравенства Коши к решению заданий из курса алгебры 8-9-х классов. Так как отдельной темой неравенство Коши в школьном курсе не изучается, то его использование делает решение отдельных неравенств не только простым, но и красивым.
Прочитав специальную литературу, я понял, что с помощью неравенства Коши можно решать разные виды задач. Передо мной появилась задача, требующая исследования, которой я решил посвятить свою работу.
Цель работы: познакомиться с творческой биографией Огюстена Луи Коши, рассмотреть доказательство неравенства, носящего его имя. На основе решенных задач, используя неравенство Коши, сделать вывод об эффективности применения этого метода к решению различных задач.
Гипотеза: неравенство Коши является эффективным способом доказательства гипотез и может быть использовано при решении многих задач математики и физики.
Задачи:
- изучить научно-популярную и специальную литературу по теме исследования;
- рассмотреть основные положения неравенства Коши и следствия из него;
- доказать неравенство Коши самостоятельно;
- выявить виды математических и физических задач, где можно было бы применить неравенство Коши;
- сделать вывод.
Методы исследования: анализ математической литературы и ресурсов Интернета по данной теме; репродуктивное воспроизведение изученного материала; познавательно - поисковая деятельность; анализ и сравнение данных в поиске материала; сравнение и обобщение математических фактов; анализ полученных результатов.
Краткий обзор использованной литературы. Прочитав подборки статей в журналах «Квант», я рассмотрел некоторые виды задач, где применяется неравенство Коши. В книге «Избранные вопросы математики. 9 класс. Факультативный курс» авторов Боковнев О. А., Фирсов В. В., Шварцбурд С. И. я узнал много интересных фактов о жизни и научной деятельности Огюстена Коши, изложенных и систематизированных в понятной и доступной форме. Информацию о доказательстве неравенства я узнал из учебника «Алгебра и математический анализ 10 класс». На страницах Википедии «Коши Огюстен» я узнал биографию ученого и некоторые задачи, решенные им. Среднее геометрическое и другие средние хорошо рассмотрены в книге «Геометрия. Дополнительные главы к учебнику. 8 кл» авторов Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Шестаков С.А., Юдина И.И. Различные виды задач, которые можно решить рассматриваемым методом, я взял из учебников «Алгебра и начала математического анализа. 10 класс» Мордковича А.Г. и «Геометрия, 7 – 9» Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др., а также из сборников для подготовки к ГИА, олимпиадных заданий. Некоторые задачи и теоретические факты я рассмотрел на страницах сайта https://MathUs.ru и из книги «Сборник задач по алгебре для 8 – 9 кл.» авторов Галицкий М. Л., А.М. Гольдман, Л.И. Звавич.
А начать свою работу хочется с биографии учёного, в честь которого назвали неравенство. Огюстен Луи Коши родился в 1789 году в семье адвоката. Из истории мы помним, что в этом же году стартовала череда событий «Великая Французская Революция». И что Коши стал великим учёным в такой трудной обстановке действительно о чём-то говорит. Соседями семьи Коши были двое учёных. Первый астроном и физик, которого звали Пьер Симон Лаплас, а второй был химиком по имени Клод Луи Бертолле. Эти двое учёных вместе с Жозефом Лагранжом оказали серьезное влияние на Огюстена, в частности, на его любовь к математике. И однажды Лагранж сказал: «Этот мальчик как геометр заменит всех нас». Потом Коши отдают в престижную Центральную школу Пантеона. После её окончания он поступает в Политехническую школу, которую оканчивает через два года. Во время учебы в Политехнической школе он с большим успехом изучал математику. Дальше он в числе первых поступает в школу мостов и дорог.
В 1811-1812 гг. Коши представил несколько работ в Парижскую академию наук. А в 1813г. переехал в Париж, где занялся научной и преподавательской работой в Политехнической школе. А в 1816 году становится членом Парижской академии наук. [10]
Огюстен Луи Коши написал более 800 работ, полное собрание его сочинений содержит 27 томов. Его работы относятся к различным областям алгебры, геометрии и математической физики. Также стоит сказать, что он был отличным механиком и инженером.
Для начала рассмотрим определения среднего арифметического, среднего геометрического, среднего гармонического и других средних величин.
Для двух чисел: (a + b) / 2 (где a, b два различных неотрицательных числа); для трех чисел:
(a + b + c)/3; для четырёх чисел: (a+b+c+d)/4; для n чисел: (a1+a2+a3+…an)/n.
такое положительное число а, что аn = а1 а2… аn, обозначается так: .
Задача 1. Пусть a и b неотрицательные числа. Доказать, что (*)
Доказательство. Составим разность левой и правой частей неравенства:
.
В итоге получили неотрицательное число, значит
Равенство левой и правой частей неравенства достигается, только тогда, когда a = b, если a≠ b, то
Таким образом, среднее арифметическое двух неотрицательных чисел не меньше их среднего геометрического. Это неравенство называют неравенством Коши в честь французского математика Огюстена Луи Коши. [7]
Докажем неравенство (*) для нескольких слагаемых.
Доказательство: .
Неравенство (**) станет равенством при a = b, c = d, , то есть при a = b = c = d.
Доказательство: , откуда a + b + c ≥.
Равенство в нем достигается при a = b = c.
Следствия из неравенства Коши:
Причем равенство получится, если а = 1. Т.е. сумма двух положительных взаимно обратных чисел не меньше двойки, причем равенство достигается, когда оба они равны единице.
.
, a2 + b2 ≥ 2ab, a2 + b2 + c2 ≥ 3. [9]
4. Запишем неравенство Коши для пар чисел
Т.е. =2. Сложив эти неравенства, получим: По теореме о среднем арифметическом и среднем геометрическом получим неравенствоС учетом последнего неравенства неравенство может быть записано следующим образом
Неравенство Коши имеет любопытное геометрическое истолкование. Пусть дан прямоугольный треугольник и пусть высота h, проведенная из вершины прямого угла, делит гипотенузу на отрезки a и b. В геометрии доказано, что h = . А что такое ? Это длина половины гипотенузы. Но из геометрии известно, что медиана прямоугольного треугольника, проведенная из вершины прямого угла равна половине гипотенузы. Таким образом, неравенство Коши означает, что длина медианы, проведенной к гипотенузе, не меньше длины высоты, проведенной к гипотенузе. [7]
Средним геометрическим для n положительных чисел а1, а2, ....., аn называется
такое положительное число а, что аn = а1 а2… аn, обозначается так: .
[2]
2.3. Применение неравенства Коши к доказательству гипотез и решению
задач математики и физики
Доказанное неравенство Коши можно применять в решении многих задач, таких как:
- при доказательствах неравенств;
- при решении задач на исследование функций, нахождении их наибольших и наименьших значений;
- при решении уравнений и систем уравнений;
- при решении геометрических задач;
- в решении задач прикладного характера и текстовых задач;
- в решении задач физического содержания;
- в решении олимпиадных задач.
Рассмотрим примеры применения неравенства Коши.
Пример 1. Докажите неравенство .
Решение. Перенесем все слагаемые в одну часть и приведем подобные слагаемые
. Применим к левой части формулу квадрата разности
Каждое из слагаемых полученного выражения неотрицательно, это доказывает справедливость требуемого неравенства. Равенство достигается лишь в том случае, когда . Неравенство доказано.
Пример 2. Докажите, что при a > 0, b > 0, c > 0, d > 0 верно неравенство
(a + b)(b + c)(a + c) ≥ 8abc.
Доказательство: воспользуемся формулами о среднем арифметическом и среднем геометрическом, которые мы рассмотрели ранее, для чисел a, b, c, d получим:При данных условиях правая и левая части неравенств положительны, а значит, их можно почленно перемножить:
Получим неравенство (a + b)(b + c)(a + c) ≥ 8abc. Что и требовалось доказать.
Пример 3. Докажите неравенство .
Решение. Данное неравенство можно доказать с помощью неравенства Коши. Разложим второе слагаемое в заданном неравенстве на сумму двух слагаемых и сгруппируем слагаемые так как нам удобно:
Применим к выражению в скобке неравенство Коши
Полученному применим еще раз неравенство Коши
Таким образом, третий раз применив неравенство Коши, доказали неравенство. В цепочке соотношений трижды применялось неравенство Коши для двух положительных чисел. [3]
Пример 4. Решить уравнение [3]
Решение. Данное уравнение задано для х ≥ 0 и легко видеть, что в области допустимых значений левая часть уравнения всегда положительна. Преобразуем левую часть уравнения следующим образом:
Применяя неравенство Коши, будем иметь
в котором равенство достигается лишь тогда, когда
Решая это уравнение, находим корни х1 = 1, х2 = 4. Так как оба найденных значения положительны, то это и есть искомые корни заданного уравнения. Ответ: х1 = 1, х2 = 4.
Пример 5. Решить систему уравнений х ≥ 0, у ≥ 0 .
Решение. Так как х ≥ 0, у ≥ 0, то к левой части первого уравнения системы можно применить неравенство Коши, где n = 3.
.
Отсюда, из первого уравнения системы следует, что примененное неравенство превратилось в равенство. А это означает, что выполняется условие x3 = 27 y3 или x = 3y.
Подставим x = 3y во второе уравнение системы и получим 9y2 – 3y2 + y2 = 28 или y2 = 4.
Так как у ≥ 0 и x = 3y, то y1 = 2 и x1 = 6. Ответ: y1 = 2 и x1 = 6.
Эту систему уравнений я пытался решить другим способом, но мне он показался очень трудоемким, оптимальный способ – это применение неравенства Коши.
Пример 6. При каком значении высоты прямоугольная трапеция с острым углом 300 и периметром 6 см имеет наибольшую площадь? [6]
Решение: Пусть х см – высота трапеции, следовательно боковая сторона тоже равна х см, сторона ВС равна y см.
Тогда периметр равен Р = 3х + 2y + х, откуда 2y = 6 – 3х -х.
Найдем площадь участка S = x = x = .
Найдем наибольшее значение площади, решив уравнение 2 – х = х.
Равенство достигается при х = 1.
Ответ: При длине высоты трапеции, равной 1 см, её площадь принимает наибольшее значение.
Задачи по физике
Пример 7. Автомобиль едет из пункта А в пункт В со скоростью 60 км/ч. В пункте В он едет с ускорением а до полной остановки. Затем он начинает двигаться равноускоренно в противоположном направлении. Какого должно быть значение а, чтобы после 3 часов после возобновления движения автомобиль находился ближе к пункту В?
Решение. Равенство достигается, если
Откуда найдем ускорение а = v0/t = 60/3 = 20 км/ч2. Ответ: а = 20 км/ч2.
Пример 8. Конькобежец проходит дистанцию l=500м с постоянной скоростью v, а затем тормозит с ускорением a = 0,05м/с2. При какой скорости время движения конькобежца до остановки наименьшее? [7]
Решение. Время движения, очевидно. состоит из двух слагаемых: времени движения с постоянной скоростью и времени равнозамдлительного движения до полной остановки:
t = . А наименьшее время движения t min=. достигается при равенстве слагаемых т.е при v=5м/с.
А теперь рассмотрим задачи, содержащиеся в сборниках для подготовки к ГИА [3]
Пример 9. [8]
Среднее геометрическое трех чисел a, b, c вычисляется по формуле g = . Вычислите среднее геометрическое чисел 3, 9, 27.
Решение: g =
Пример 10. [8]
Среднее квадратичное трех чисел a, b, c вычисляется по формуле q = . Вычислите среднее квадратичное чисел 2, 11 и 5.
Решение: q = .
Неравенство между средним арифметическим и средним геометрическим может применяться при решении задач на нахождение экстремумов, то есть наибольших и наименьших значений функций.
Пример 11. Число 10 разбить на два слагаемых так, чтобы их произведение было наибольшим.
Решение. Пусть 10 = x + y. Предположим, что x >0 и y > 0. Применяя неравенство (*), имеем: . Т.е. ху ≤ 25. Значит, наибольшее значение произведения ху, равное 25, достигается при х = у = 5. Ответ. 10 = 5 + 5.
Пример 12. Найти наименьшее значение функции при х > 0.
Решение: запишем функцию в виде
.
Значит, наименьшее значение функции при х > 0 равно 6 и достигается при , то есть при х = 4. Ответ: наименьшее значение функции равно 6.
Пример 13. Найдите наименьшее значение функции [6]
Решение. Разобьем свободный член на сумму 4 и 1 и представим в виде
Применим неравенство Коши для двух взаимообратных чисел, тогда:
Прибавим к обеим частям неравенства свободный член 4 и получаем, что – наименьшее значение функции, которое достигается только при . Следовательно,
Олимпиадные задачи
Пример 14. Решите уравнение:
Решение. Решим это уравнений, используя следствие 1 из неравенства Коши (***).
Левую часть уравнения можно записать в виде:
, значит .
Правую часть уравнения можно записать в виде:
. Значит, .
Равенство может иметь место лишь в том случае, когда левая и правая части уравнения равны. Значит так и будет при х = 1. Проверкой убеждаемся, что х = 1 решение уравнения. Ответ: х = 1.
Пример 15. Самолет пролетел путь от А до Б по ветру и путь от В до А против ветра, причем скорость ветра не менялась. В другой раз самолет совершил рейс по тому же маршруту в безветренную погоду. В обоих случаях моторы самолета развивали одинаковую мощность. В каком случае на весь полет ушло меньше времени? [5]
Решение. Пусть скорость самолета х км/ч, а скорость ветра у км/ч. В первый раз самолет затратил на путь , а во второй раз , где S – расстояние АВ.
= - , так как х >y >0.
Следовательно, < и значит, во второй раз самолет пролетит быстрее.
Ответ: в безветренную погоду на весь полет ушло меньше времени.
Пример 16. Из квадратного листа жести со стороной a изготавливается коробка в виде прямоугольного параллелепипеда. Для этого в углах листа вырезаются четыре квадратных куска, и получившаяся фигура складывается по линиям разреза. Найти максимально возможный объём такой коробки. [3]
Решение: сделаем рисунок
Обозначим сторону квадрата х. Тогда в основании коробки получается квадрат со стороной a − 2x, а высота коробки равна x. Объём коробки: V = x(a − 2x)2 или запишем по-другому
Используя неравенство Коши, имеем:
.
Откуда . Максимальное значение объема равно достигается при x . Ответ: максимально возможный объём коробки равен
Пример 17. Средний возраст одиннадцати футболистов 28 лет. Во время игры один из игроков был удалён и средний возраст оставшихся стал равен 27лет. Сколько лет удалённому игроку? [6]
Решение: средний возраст одиннадцати футболистов найдем как среднее арифметическое чисел по формуле = 28, а средний возраст десяти футболистов найдем как среднее арифметическое чисел по формуле = 27.
Составим и решим систему уравнений:
, откуда найдем а11 = 308 – 270 = 38.
Ответ: Удаленному игроку 38 лет.
Использование неравенства Коши и следствий из него является одной из теоретических основ при решении задач на доказательство и решение неравенств, при решении геометрических и физических задач, решении уравнений и систем уравнений и т. д.
Знакомясь с неравенством Коши, я изучал специальную литературу, консультировался с учителем математики, анализировал данные и решения задач, пользовался ресурсами Интернета, выполнял необходимые вычисления.
Вывод:
В ходе работы я узнал, чтобы решать задачи с помощью неравенства Коши нужно знать и активно применять на практике различные средние: арифметическое, геометрическое и другие. А также необходимо «видеть», где использовать эти неравенства.
Одним из достоинств метода является легкость решения задач с его применением. И действительно можно сказать, что неравенство Коши гораздо более эффективно, нежели обычный способ решения, а иногда он является единственным. Если понимать суть данного метода, то он будет отличным помощником в решении многих задач. А недостатком является то, что метод сложен в понимании, и далеко не каждый ученик способен понять принцип работы метода. Результатом моей работы стали знания, с помощью которых можно сложнейшие задачи решать очень просто. Ведь для этого и нужны подобные теоремы, чтобы облегчить и упросить нам решения. Обобщив и систематизировав знания доказательства неравенств с помощью неравенства Коши, я убедился в необходимости его изучения. Кроме того, эти знания повышают интерес к математике, как к науке. В ходе работы я приобрел навыки решения задач, используя неравенство Коши. Считаю, что эти навыки помогут мне в будущем.
Во время изучения специальной литературы я узнал, что неравенство Коши имеет большое применение, оно всего лишь часть теоремы доказанной Коши, а называется она теорема о среднем. И в будущем я планирую изучить подробно и эту теорему.
Список литературы
Кто должен измениться?
Солдатская шинель
На берегу Байкала
О путнике
Белый лист