Исследовательская работа по направлению окружающий мир представляет интерес для обучающихся младших классов, учителей и родителей.
Вложение | Размер |
---|---|
vot_takie_nashi_vorobi.docx | 52.36 КБ |
«Вот такие наши воробьи»
Кувыкина Дарья Игоревна
Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ,
Ямальский район, село Панаевск
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Панаевская школа-интернат»
1 класс
Аннотация
Автор данной работы привлекает внимание школьников к воробьям, которые обитают в посёлке Панаевске, какое значение в природе имеют эти птицы, в жизни людей, живущих на Севере.
Человек не может представить жизнь без птиц. Благодаря тому, что они поедают насекомых и растительность, они напрямую оказывают услугу живой природе, не давая мелким существам заполонить Землю. Без них вся планета была бы непроходимой из-за огромных туч насекомых. Также значение птиц в природе и жизни человека выражается в том, что они поедают мелких грызунов, контролируя их численность. Не будь этого, все урожайные поля постоянно подвергались бы атаке вредителей. Значение птиц в нашей жизни трудно переоценить.
Важно привлекать птиц в парки и другие места. Главное - не беспокоить их в момент гнездования и не забирать птенцов. Можно делать новые насаждения, чтобы у птиц были места, где они смогут прятаться. А в зимний период нужно помогать им, делать кормушки и подкармливать их семенами, крупой и хлебом.
Сегодня многие виды птиц становятся редкими из-за того, что человек уничтожает их своей жестокостью. Из-за этого Красная книга пополняется новыми названиями птиц. Сегодня созданы заповедники, в которых редкие виды птиц могут ощущать относительную безопасность, не страшась деятельности человека.
Актуальность работы заключается в том, чтобы узнать, где в Панаевске живут воробьи, чем питаются, вредные эти птица или полезные, а также, почему воробья так назвали.
Основной целью данной работы является изучение и обобщение теоретического материала по теме исследования; привлечение внимания детей и взрослых к значению птиц; изучение пользы воробья; организация помощи воробьям в холодное время года.
В своей исследовательской работе автор берёт за основу следующие методы: наблюдение, сравнение, опрос и тестирование, визуализация данных. Сопровождение работы таблицами и графиками наиболее полно раскрывает тему исследования и позволяет сделать следующие самостоятельные выводы:
Работа представляет интерес для широкого круга читателей: обучающихся, их родителей, учителей начальных классов.
«Вот такие наши воробьи»
Кувыкина Дарья Игоревна
Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ,
Ямальский район, село Панаевск
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Панаевская школа-интернат»
1 класс
Содержание
І. Введение
Актуальность проблемы …………………………………………………3 стр.
ІІ. Основная часть
« Вот такие наши воробьи» ………………………………………………3 стр.
ІІІ. Заключение……………………………………………………………………..7 стр.
Библиографический список………………………………………………………8 стр.
Приложение
Введение
«Чем больше мы познаём законы природы,
тем всё более невероятными становятся для нас чудеса»
(Ч. Дарвин)
Птицы – это часть живой природы. Они оживляют леса, поля, рощи, парки звучными песнями, радуют глаз ярким оперением, подвижностью, красотой.
Общение с природой обогащает нас знаниями о ней. Самым доступным способом познания природы является наблюдение. Оно позволяет узнать новое, неизвестное. Наблюдая за воробьями, мне захотелось узнать: полезные или вредные это птицы?
Цель: определение роли птиц (воробья) в природе и жизни человека.
Задачи:
Основными методами данного исследования являются:
Гипотеза исследования: если изучить поведение воробьев в природе, то можно узнать, полезные или вредные это птицы.
Объект исследования: воробьи.
Ожидаемые результаты: формирование представления детей о жизни воробьев, осознание необходимости беречь их, организация птичьей столовой в холодную зиму.
Работа по данному направлению включает в себя следующие этапы:
Основная часть
Знакомство c воробьями
В Панаевске я проживаю всего лишь год, поэтому многое здесь мне незнакомо, многое узнаю впервые.
Однажды в сентябре я пришла в гости к деду Алексею. Во дворе увидела, как он кормит птиц. Это были воробьи, и их было много. Они перелетали с ветки на ветку и тихонечко чирикали. Птицы оказались смелыми: они не улетали, а ждали, когда возле кормушки никого не будет. Как только дед Алексей отошёл от кормушки, они стали слетаться к кормушке, но не все сразу, а группами. Пока несколько воробьёв обедали, остальные сидели на ветках и внимательно наблюдали за улицей. Когда мы зашли домой, я решила понаблюдать за ними в окно. Как только птицы увидели меня в окне, то сразу улетели. Значит, воробьи очень осторожные птицы. Дед предложил вести наблюдение за ними осторожно, в щелочку, не задевая шторы. Через некоторое время воробьи снова слетелись к кормушке и продолжили обед. Я стала наблюдать за этими маленькими серо-коричневыми птицами. Они были подвижными: быстро клевали, постоянно были на лету, с поддергивающимися крыльями и распушившимся хвостиком, птицы даже во время обеда следили за окружающей средой. По окраске воробья трудно назвать красивой птицей, но они меня заинтересовали, и я решила узнать о них как можно больше. Где живут эти птицы? Чем любят питаться? Вредные эти птица или полезные? Почему воробья так назвали?
Из уроков окружающего мира я узнала, что воробей относится к группе оседлых птиц. Он не улетает в тёплые края. Главная особенность этой интересной птицы в том, что она всегда селится рядом с человеком.
Из интернета я узнала, что слово «воробей» имеет несколько версий. Люди воробья так назвали из-за привычки отнимать еду у других птиц и воровать её у людей (от выражения «вора бей»). У ученых существуют две другие точки зрения. Согласно первой, слово «воробей» - это изменившееся устаревшее слово «горобец», что означало «рябой». Согласно второй, люди называли птиц в зависимости от звуков, которые те издавали. Считается, что раньше было слово «ворк», от которого позже образовались слова «ворчать», «ворковать», а также «воробей».
Из беседы с дедом я узнала, что воробьи в Панаевске появились 3-4 года назад и то только в конце лета. На зиму они куда-то улетали. Кормить воробьёв дед начал с ноября прошлого года. Однажды из окна он увидел на ветке дерева двух воробьев, которые сидели, нахохлившись от холода. Решил их накормить и насыпал на бревно крупы. Птицы как будто этого и ждали. С тех пор дед открыл птицам столовую. Сейчас к кормушке прилетают более тридцати птиц. Дед сделал птицам вторую кормушку и повесил на ветку, (Приложение 1. Фото 1) а основной кормушкой являются два полена, поставленные одно на другое, чтобы собаки не могли достать пищу. (Приложение 1. Фото 2)
Какая любимая пища у воробьёв, я не знала. Спросила об этом деда, но он сказал, что я смогу это узнать, если буду ему помогать в этом. Сначала пыталась угощать их тем, что люблю сама. Для проверки в первый день собрала ассорти из продуктов: хлеб ржаной и белый, печенье, сыр, колбаса, конфеты, яблоки. Воробьи съели всё, кроме конфет. Сделала вывод: воробьи конфеты не едят.
На следующий день дед предложил собрать ассорти из разных круп: пшено, рис, гречка, овес, пшеничная, ячневая. Воробьи склевали все крупы, кроме пшеничной и ячневой. При этом, воробьи выкидывают из кормушки не вкусную для них пищу. Сделала вывод: воробьи не любят пшеничную и ячневую крупу.
На третий день дед предложил покормить воробьев семенами подсолнечника и горохом. Птицы съели всё. Сделала вывод: воробьи любят семечки и горох. (Приложение 1. Фото 3)
Через несколько дней мы с дедом решили узнать, любят ли воробьи кашу. Мы с дедом сварили кашу из пшеничной крупы, которую они не любят. Сварили кашу на воде, без соли, но добавили немного подсолнечного масла. Результаты наблюдения показали, что воробьи любят кашу. Отсюда можно сделать вывод: воробей – всеядная птица.
Хлебом и кашей мы кормим воробьёв только в тёплую погоду, потому что на морозе они замерзают и птицы остаются без корма. (Приложение 1. Фото 4) В холодные и морозные дни воробьёв кормим, в основном, пшёнкой и семечками. (Приложение 1. Фото 5, 6, 7, 8) Семечки не глотают целиком, они их освобождают от шелухи. (Приложение 1. Фото 9)
В один из дней ноября к кормушке прилетела одинокая синица. Она попыталась покушать, но воробьи отчаянно её отгоняли от кормушки. С тех пор синица больше не появлялась. Сделала вывод: воробьи защищают свою кормушку от других птиц. А также серьёзно относятся к своим прижитым местам, поэтому устраивают драки с чужими птицами.
Мои наблюдения показали, что с наступлением холодов воробьи поселились в чердаке дома, где проживает дед Алексей. Это значит, они выбирают место ближе к пище. (Приложение 1. Фото 7) Из рассказов деда я узнала, что они просыпаются очень рано и рано ложатся спать.
Режим дня воробьёв
Я решила вести свои наблюдения за режимом дня воробьёв в те дни, когда живу у деда. Но я просыпаюсь только в 7 часов утра, поэтому попросила помочь в этом деле деда. Результаты наблюдения следующие:
Дата наблюдения | Утром | Вечером |
13 сентября | В 5 часов утра они уже на ветках ждут еду. | В 17 часов на ветке нет ни одной птицы. |
10 октября | В 5:30 сидят на ветке и тихонько чирикают | В 16:45 птиц не ветках нет. |
8 ноября | В 6 часов уже ждут пищи. | В 15:10 на ветках пусто. |
18 декабря | В 6:30 сидели на ветке и тихо чирикали. Как только дед на кухне включил свет, они зачирикали громче. | В 14:30 на ветке сидел только один воробей, в 14:40 на ветках нет ни одной птички. |
15 января | Я проснулась в 6:45 от громкого чириканья воробьев. Дед сказал, что на улице тепло -1. | В 15:05 на ветках нет птиц. |
21 января | На улице очень холодно – 37. Отмена занятий с 1 по 7 классы. В 7 часов они уже завтракали. Мы с дедом насыпали корма с вечера на утро. Воробьи сильно нахохлились от холода, похожи на мячик. | В 15:10 на ветках нет птиц. |
27 января | Я встала в 8:00. На улице сильный ветер. Птицы сидят на нижних ветках, которые меньше качаются от ветра. Мы с дедом насыпали крупы и семечек вечером, чтобы утром у них был корм. | В 15:15 на ветках нет птиц. |
11 февраля | В 8:00 я проснулась от громкого щебетания воробьёв. Дед уже накормил их. На улице морозное безветренное утро. | В 16:05 возле кормушки и на ветках деревьев нет птиц. |
8 марта | В 6:30 на улице уже светло. Воробьи уже сидят на ветках и весело чирикают. Дед накануне вечером насыпал корм. | В 17:15 прилетели 2 воробья, поклевали пшено и улетели. Больше птицы не прилетели. |
8 апреля | В 9:00 я пришла в гости к деду, чтобы поздравить с праздником Пасхи. Дед сказал, что воробьи уже сидели на ветках в 4:45, т.к. на улице светло. Он их накормил. | В 17:30 на ветках нет ни одной птички. |
Еще я заметила, что воробьи спокойно переносят холод, когда они сытые. Когда им холодно, они прячут лапки в пушистый пух своего брюшка, сидят, нахохлившись, на веточках, похожи на мяч. Также сделала вывод о том, что они очень чистоплотные, потому что после каждого приёма пищи они чистят клювы и пёрышки, постоянно охорашиваются, в тёплую погоду купаются в снегу.
Весной воробьи начинают строить гнёзда. Наши воробьи, наверное, приспособят для гнезда чердак, где проводят зимовку. Из интернета я узнала, что они за весенне-летний период могут вывести три выводка. Первая кладка проходит уже в апреле. Обычно самочка откладывает 3-9 яиц. Заботу о своих птенцах оба родителя делят поровну. Они и высиживают птенцов вместе, и кормят их тоже вдвоем. Так как в апреле у нас ещё холодно, птенцов воробьи выкармливают пищей из птичьей столовой. Следующих птенцов, которые появляются в июне, они уже выводят в тундре и будут кормить их насекомыми, семенами и плодами различных растений. Летом воробьи не нуждаются в человеческой помощи. Третий раз птенцов воробьи могут вывести в августе.
Воробьи приносят большую пользу, потому что уничтожают множество вредных насекомых, особенно в городах, где мало птиц поедающих насекомых.
В интернете дед прочитал мне историю о пользе воробьёв. Однажды китайцам показалось, что воробьи уничтожают их урожай риса, поэтому птица была объявлена главным врагом. Всех воробьёв уничтожили. С уничтожением воробьев к людям пришёл настоящий враг - насекомые. Их расплодилось так много, что они уничтожили весь урожай риса, и от голода погибло почти 30 миллионов человек.
Итак, гипотеза о том, что воробей – полезная птица, оказалась верной. Никакого вреда человеку и природе он не приносит, а наоборот, надежно охраняет наши леса, поля, сады от вредных насекомых. А ещё воробьи радуют нас милым чириканием. Поэтому людям необходимо зимой птицам помогать выживать. Надо делать для пернатых друзей кормушки. Пусть им будет зимой сытно и тепло.
В школьной библиотеке я прочитала книги с пословицами, поговорками, потешками, крылатыми выражениями, стихотворениями, загадками, сказками о воробьях. (Приложение 2) Узнала также народные приметы, связанные с воробьями. Также я прочитала народные сказки «Как воробьи кошку перехитрили», «Слон и воробей», «Мышь и воробей» (эстонская сказка), «Воробей и лиса». Писатели тоже написали сказки о воробьях: Лев Толстой «Воробей», Корней Чуковский «Айболит и воробей», М.Горький «Воробьишко».
Также составила памятку «Как подкармливать птиц зимой». (Приложение 2)
Социологический опрос
Я решила узнать отношение моих сверстников к проблемам, связанными с воробьями. Для этого попросила учащихся первых классов ответить на вопросы моей анкеты. В анкетировании принимали участие 30 учеников.
Результаты опроса следующие:
(Приложение 3. Смотри таблицу 1, диаграмму 1)
Вывод: Большинство учеников ответили, что в их дворы прилетают зимой птицы.
(Приложение 3. Смотри таблицу 2, диаграмму 2)
Вывод: Большинство учеников знают, что птицы ищут корм.
(Приложение 3. Смотри таблицу 3, диаграмму 3)
Вывод: Большинство учеников сделали птицам кормушки.
(Приложение 3. Смотри таблицу 4, диаграмму 4)
Вывод: Большинство учеников подкармливают птиц зимой.
(Приложение 3. Смотри таблицу 5, диаграмму 5)
Вывод: Большинство учеников знают названия птиц, прилетающих в их кормушки.
(Приложение 3. Смотри таблицу 6, диаграмму 6)
Вывод: Большинство учеников ответили, что воробьи любят хлеб.
Общие выводы: К большинству моих сверстников во двор прилетают зимой птицы, они знают, что птицы нуждаются в пище. Поэтому ребята сделали кормушки и подкармливают птиц. Ребята знают названия птиц, прилетающих к их кормушкам, знают, что воробьи любят хлеб.
Заключение
Птицы живут везде, где есть растения и животные, которыми они питаются: в лесах и горах, на лугах и болотах, в степях, тундрах и пустынях. Все они поедают большое количество растительной и животной пищи, оказывая этим большое влияние на живую природу. Птицы являются важным звеном в цепях питания живых организмов.
Велико значение птиц в распространении семян. Именно благодаря деятельности птиц тяжёлые плоды дуба - жёлуди оказываются вдали от дерева, на котором они выросли. Цветки некоторых тропических растений опыляют птицы колибри и нектарницы, которые, как многие насекомые, питаются цветочным нектаром.
Птицы - первые и самые надёжные помощники человека в истреблении вредных насекомых и их личинок. Если мы будем беречь насекомоядных птиц, у нас всегда будет огромное количество помощников, которые не допустят поражения лесов и садов вредными насекомыми. Поэтому так важно охранять птиц и привлекать их на поля, огороды, в сады. Для того чтобы сохранить наших пернатых помощников, нужно прежде всего не губить их самих, а также не трогать их гнезда и яйца.
Птиц нужно любить и беречь не только потому, что они приносят пользу человеку, но и потому, что они веселы, красивы и одним своим бодрым видом и поведением украшают и оживляют природу. Кроме того, многие из них прекрасно поют и приводят человека в хорошее, радостное настроение.
На основе наблюдений за воробьями и изучения литературы я сделала выводы о том, что воробьи – полезные птицы. Они охраняют растительный мир от вредных насекомых. Поэтому люди должны:
Маленькая птица воробей также занимает достойное место в природе, а человеку лишь остается её оберегать.
Давайте беречь и защищать наших пернатых друзей и помощников!
Библиографический список
Интернет-источники
https://givotniymir.ru/vorobej-ptica-obraz-zhizni-i-sreda-obitaniya-vorobya/
Роль птиц в природе и жизни человека. Сайт: zoologia.poznaivse.com
Роль птиц в природе Сайт: biofile.ru/bio/3560.html
Приложение 3
Прилетают | 23 |
Не прилетают | 5 |
Не ответили | 2 |
Таблица 1
Диаграмма 1
Покушать | 22 |
Не знают | 4 |
Не ответили | 4 |
Таблица 2
Диаграмма 2
Сделали | 15 |
Не сделали | 13 |
Не ответили | 2 |
Таблица 3
Диаграмма 3
Подкармливают | 21 |
Не подкармливают | 8 |
Не ответили | 1 |
Таблица 4
Диаграмма 4
Приложение 3
Синицы | 7 |
Воробьи | 6 |
Снегири | 5 |
Не ответили | 12 |
Таблица 5 Диаграмма 5
Сало | 3 |
Семечки | 3 |
Хлеб | 15 |
Всеядные | 1 |
Не ответили | 8 |
Таблица 6 Диаграмма 6
Этот древний-древний-древний мир!
Самый богатый воробей на свете
Зимний дуб
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Одна беседа. Лев Кассиль