В последнее время весьма актуальными являются наблюдения за изменениями состояния окружающей среды, вызванными антропогенными причинами. Система этих наблюдений и прогнозов составляет суть экологического мониторинга. В этих целях все чаще применяется и используется достаточно эффективный и недорогой способ мониторинга среды - биоиндикация, т.е. использование живых организмов для оценки состояния окружающей среды.
Вложение | Размер |
---|---|
elina_valeriya.doc | 80.5 КБ |
VII КРАЕВАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ ЗАБАЙКАЛЬЯ»
«РАСТЕНИЯ – БИОИНДИКАТОРЫ»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Усть-Карская средняя общеобразовательная школа»
Елина Валерия Евгеньевна, 6 класс
Тарасова Оксана Сергеевна,
учитель биологии и химии
МОУ «Усть-Карская СОШ»
+79144895141, taroksa1973@mail.ru
2017 г
Оглавление стр
2.1. Растения -сорняки – биоиндикаторы ……………………5-7
2.2. Анализ почвы с приусадебного участка…………………7-8
2.3. Анализ почвы с цветочных горшков…………………….8-11
2.4. Комнатные растения-биоиндикаторы……………………11
3. Заключение ………………………………………………………….12
Информационные источники
Актуальность
В последнее время весьма актуальными являются наблюдения за изменениями состояния окружающей среды, вызванными антропогенными причинами. Система этих наблюдений и прогнозов составляет суть экологического мониторинга. В этих целях все чаще применяется и используется достаточно эффективный и недорогой способ мониторинга среды - биоиндикация, т.е. использование живых организмов для оценки состояния окружающей среды.
Последствия загрязнения окружающей среды отражаются на внешнем виде растений. У растений под влиянием вредных веществ происходит увеличение числа устьиц, толщины кутикулы, густоты опушения, развивается хлороз и некроз листьев, раннее опадание листвы. Некоторые растения наиболее чутко реагируют на характер и степень загрязнения атмосферы. в природе есть такие растения, которые могут указать на характер почвы. Это означает, что они могут служить живыми индикаторами состояния среды. В настоящее время разработана концепция комплексного экологического мониторинга природной среды, составной частью которого является биологический мониторинг. Индикаторные растения могут использоваться как для выявления отдельных загрязнителей воздуха, так и для оценки качественного состояния природной среды. Обнаружив по состоянию растений присутствие в воздухе специфических загрязнителей, приступают к измерению количества этих веществ различными методами, например, испытанием растений в лабораторных условиях.
Я так считаю, что я не могу изменить состояние атмосферы, но я могу повлиять на характер почвы: внести удобрения минеральные и органические.
Цель:
Определить состояние почвы на приусадебном участке и в кабинете химии по растениям - индикаторам
Задачи:
1. Найти необходимые сведения в литературе и сети Интернет по данной теме;
2. Ознакомиться с методикой исследования почв по растениям-биоиндикаторам и помощью универсальных индикаторных бумажек;
3. Определить по растениям - индикаторам плодородие, кислотность почв и наличие микроэлементов;
4. Сделать выводы о типе почв и оценить возможность выращивания экологически чистой продукции.
Гипотеза: Если знать по растениям – индикаторам характер почвы и наличие микроэлементов, то можно помочь почве, чтобы вырастить качественно и количественно хорошие растения
Объект исследования: растения-биоиндикаторы и почва
Субъект исследования: состояние местных почв.
Ожидаемый результат:
Изучен и определен характер и состояние почвы по растениям-биоиндикаторам, выбраны дальнейшие действия по улучшению почвы и выращиванию культур и комнатных растений.
Сорняки. Так называем эти растения только мы. С нашей точки зрения они вовсе не нужны. Но на самом деле это очень полезные растения.
Кислотность почвы.
На крайне кислых почвах развиваются: плауны, сфагновые и зеленые мхи, вереск обыкновенный, белоус торчащий, цетрария, щавелек малый, лютик, торица, мята, подорожник, конская щавель.
Средне- и слабо- кислые почвы более других предпочитают: хвощ полевой, мать- и- мачеха, медуница, вероника дубравная, папоротник, торица полевая, калужница болотная, лютик ядовитый, толокнянка, сердечник луговой, фиалка трехцветная, пикульник, клевер пашенный, молочай, василек полевой, живокость полевая.
На нейтральных почвах хорошо растут большинство растений, в том числе и предпочитающие небольшие отклонения в сторону большей или меньшей кислотности: пастушья сумка, донник, манжетка обыкновенная, мыльнянка лекарственная, пырей ползучий, пупавка красильная, редька дикая, ромашка, вьюнок полевая, клевер луговой, цикорий, лебеда, мокрица.
А вот любители щелочной среды: дрема белая, мак, подмаринник цепкий, кровохлебка, клоповник, бадяг, чернушка полевая, живучка, очный цвет полевой, молочай, подорожник ланцетолистный, горчица полевая, золотысячник зонтичный , бузина сибирская, вяз шершавый.
Плодородность почвы.
На бедных, истощенных почвах можно встретить: вереск обыкновенный,
белоус торчащий, бессмертник песчаный, чернику и бруснику, очиток едкий, мхи и лишайники, ситник нитевидный, душистый колосок.
А вот плодородную почву обязательно облюбуют: яснотка, крапива, лебеда, белена черная, малина, мокрица, печеночница, иван-чай, таволга, сныть, чистотел, копытень.
Есть и растения, безразличные к плодородности почвы. Они хорошо развиваются как на бедных, так и на богатых полезными веществами почвах: лютик едкий, пастушья сумка, мятлик луговой, черноголовка, ежа сборная, сосна обыкновенная, портулак.
Минеральный состав почвы.
На почвах, богатых азотом любят расти: крапива двудомная и жгучая, кипрей, крестовник весенний, лебеда татарская, хмель, щирица запрокинутая, калужница.
На почвах с недостатком азота скорее всего вы встретите: росянку, люцерну и астрагала, бобовые.
На азотистых и плодородных почвах растут: крапива, мокрица, пастушья сумка, лебеда.
На большое содержание фосфора укажут: портулак и горчица.
Плотность почвы.
Легкие рыхлые почвы предпочитают: бессмертник песчаный, очиток едкий, дымянка лекарственная, пикульник обыкновенный, незабудка полевая.
А вот на плотных глинястых чаще встречаются: лютик ползучий, лапчатка гусинная, подорожник большой, ромашка ромашковидная, горец птичий, бересклет бородовчатый.
Влажность почвы.
На сухих почвах неплохо развиваются: ястребинка волосистая, очитки ( едкий, пурпурный, большой), ковыль перистый, толокнянка, полевица белая, наземные лишайники.
Средне- требовательны к влаги: лисохвост луговой, пырей ползучий, ежа сборная, клевер луговой, горошек мышиный, чина луговая.
Предпочитают самые влажные, порой даже заболоченные, места обитания: брусника, багульник, морошка, калужница, герань луговая, камыш лесной, таволга вязолистная, горец змеиный, мята полевая, чистотел болотный.
Проведя опрос, я узнала, что у большинства опрошенных мною, на приусадебном участке произрастают такие растения как хвощ, пырей, лебеда, одуванчик и мокрица.
Эти растения говорят о характере почвы, на которой мы выращиваем урожай. Хвощ полевой: средне и слабо-щелочная почва, пырей, лебеда и мокрица на нейтральной плодородной и хорошо увлажненной почве.
2.2. Анализ почвы с приусадебного участка
На основе этого, я решила провести исследование на характер почвы. Взяла несколько образцов почвы у себя на приусадебном участке, у соседей и у руководителя моего проекта Оксаны Сергеевны. Каждый образец имел такие признаки: легкость и наличие органических остатков.
Опираясь на содержание книги М. М. Гостева " Химический кружок в школе, [4, стр. 95], нашла описание определения кислоты и щелочи в почве, путём определения рН при помощи индикаторных бумажек.
Оборудование для моего исследования:
Колбы, воронки, фильтры, чашки Петри, стаканчики, стеклянные палочки и универсальные индикаторы.
Для проведения опыта, взяла почву из разных мест и разных цветочных горшков. Поместив каждую порцию почвы в отдельные стаканчики, налила кипяченной воды и тщательно перемешала. Дала отстояться. Отфильтровала несколько раз. Фильтрат разлили по чашкам Петри и опустила индикаторные полоски. Руководитель моего проекта показала мне, как реагируют индикаторы на кислоту и щелочь. В кислой среде полоска стала розовой, а в щелочной - синяя.
Результаты проведенного исследования:
Номер пробы почвы | Цвет индикатора | Изменение цвета | рН согласно индикаторной шкале | Вывод |
1 | Оранжевый | Зелено-оранжевый | рН=7 | Почва нейтральная, слабо-щелочная |
2 | Оранжевый | Зелено-оранжевый | рН=7 | Почва нейтральная, слабо-щелочная |
3 | Оранжевый | Зелено-оранжевый | рН=7 | Почва нейтральная, слабо-щелочная |
Вывод: характер почвы нейтральный слабо - щелочной. Радует, так как кислые почвы содержат большое количество Fe, Mg, Al в форме ядовитых для растений соединений. Эти элементы вместе с растениями попадают в организм животного и человека. В нейтральной почве питательные вещества усваиваются растениями лучше. Нормальное усвоение растениями питательных веществ в нейтральной почве обусловлено развитием биологической жизни, а в кислой и сильнощелочной почве деятельность организмов подавлена.
Значит, я маме и другим дам совет на основании своих исследований, что на этой почве можно посадить все овощи, а вот для кустарников почву нужно подкислить.
2.3. Анализ почвы с цветочных горшков
В кабинете химии есть растения с пожелтевшими листьями и признаками хлороза. Поэтому я решила проверить почву, которая присутствует в цветочных горшках.
Номер пробы почвы | Цвет индикатора | Изменение цвета | рН согласно индикаторной шкале | Вывод |
1 | Оранжевый | Зелено-оранжевый | рН=7 | Почва нейтральная, слабо-щелочная |
2 | Оранжевый | Зелено-оранжевый | рН=7 | Почва нейтральная, слабо-щелочная |
3 | Оранжевый | Зелено-оранжевый | рН=7 | Почва нейтральная, слабо-щелочная |
Выявила, что почва в горшках пригодна для выращивания здоровых растений. Но, почему же на некоторых листьях растений мы видим признаки хлороза, некроза? Значит можно сделать вывод о том, что в почве не хватает каких-то элементов. По внешнему виду растений, можно определить, чего не хватает почве. Растения чутко реагируют на присутствие каких-либо элементов.
Элемент | На что влияет элемент | Изменение растения при недостатке элемента |
Азот | Азот участвует в регулировании роста и плодоношения растений. | Недостаток азота быстро и заметно сказывается на остановке роста. |
Фосфор | Увеличивает урожай | Образование темных пятен на листьях и их скручиванию |
Калий | Накапливает углеводы, что отражается на синтезе белков, способствует поступлению воды в растение | Ограничивает образование крахмала, ведет к грибному поражению растения, неправильному развитию листьев, к их вялости и появлению бурых пятен |
Кальций | Нейтрализует почву от лишней кислотности, улучшает обмен веществ | Корневая система плохо развивается, рост задерживается, появляются черно-бурые пятна |
Магний | Входит в состав хлорофила | Остановка роста и замечается хлороз; листья покрываются беловато-желтоватыми пятнами |
Железо | Способствует образованию хлорофилла | Вызывает хлороз у растений; задерживает рост организма |
Медь | Повышает число урожая и углеводов, усиливает интенсивность дыхания | Появление белых пятен, прекращение роста |
Марганец | Увеличивает рост растения и число урожая, содействует образованию витамина С и аскорбиновой кислоты, играет значимую роль в дыхании | Иногда растения страдают хлорозом |
Бор | Увеличивает содержание крахмала, сахара, каучука, жира и т. д. повышает содержание витаминов А и С | Разрушение проводящей системы, замирание точки роста; слабо развивается корневая система |
Цинк | Способствует фотосинтезу, усилению роста | Заболевание растений |
2.4. Комнатные растения-биоиндикаторы
Название растения | Описание внешних изменений | Предположительно, каких элементов не хватает |
Традесканция хохлатая | Кончики листьев пожелтели и засохли | Судя по наблюдениям, я сделала вывод, что растению не хватает следующих элементов: фосфора, магния, марганца, калия и азота. |
Маранта триколор | Кончики листьев пожелтели и засохли, наблюдаются признаки некроза | |
Аспарагус Шпренгера | Пожелтевшие листья и раннее опадание листвы | |
Королевская бегония | Пожелтевшие кончики листьев | |
Аспарагус | Желтеют и опадают листья |
Заключение: у нас в огородах почва хорошая, по характеру нейтральная и слабо-щелочная, можно сажать все овощные культуры. Оказывается, сорняки могут рассказать о нашей почве очень многое и каждый садовод-любитель примет это к сведению. А вот в цветочных горшках, почву иногда необходимо подкармливать, потому что растения поглощают все микроэлементы. Поэтому продолжением моей работы будет подкормка растений минеральными и органическими удобрениями.
Информационные источники
Вокруг света за 80 дней
Рисуем кактусы акварелью
Лиса и волк
Два плуга
Заяц-хваста