В исследовательской работе Черепановой Софьи «Конструирование образов виртуальной языковой личности с помощью статуса в социальной сети» рассматриваются языковые особенности распространенных форм речевых самопрезентаций в социальной сети, определяется их роль для виртуальной языковой личности. Автором проекта определена основная особенностью всех статусов – инициальная, сильная, «акцентируемая позиция». Выявлены основные функции статусов – контактоустанавливающая и функция привлечения внимания. В практической части работы представлены наблюдения за употреблением различных типов статусов в социальной сети «Вконтакте». Автор проекта дополнил разработанную известным филологом Н.Г. Марченко типологию статусов, подобрав и описав примеры особой группы статусов, понятных исключительно самому владельцу страницы или его близким людям. При разработке проблемы применялись следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы, метод лингвистической выборки, описательный метод, метод классификации.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область)
город Нижневартовск
СЛЕТ НАУЧНЫХ ОБЩЕСТВ УЧАЩИХСЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ
Конструирование образов виртуальной языковой личности с помощью статуса в социальной сети
Секция №11. Филология (Русский язык)
Автор: | Черепанова Софья Александровна 10-А класс МБОУ «Гимназия №1» |
Руководитель: | Артикова Евгения Борисовна учитель русского языка МБОУ «Гимназия №1» |
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………....2
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………..3
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………....5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..………………………………………………………………………...….9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………………………………………...10
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВ ВИРТУАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
С ПОМОЩЬЮ СТАТУСА В СОЦСЕТИ
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область)
город Нижневартовск
Черепанова Софья Александровна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1»
10 А класс
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня человек становится всё более зависим от Интернета: электронные версии книг, пособий, журналов постепенно вытесняют бумажные, с помощью Интернета информация распространяется с космической скоростью, а общение в социальных сетях заменяет живое общение.
Социальная сеть – интерактивный многопользовательский сайт, контент которого наполняется его посетителями, с возможностью указания какой-либо информации об отдельном человеке, по которой аккаунт пользователя смогут найти другие участники сети [Бондаренко, 2010, c. 10]. Одной из самых популярных в России является социальная сеть «ВКонтакте». Пользователь социальной сети может разместить любую информацию на собственной личной странице («стене»), как, например, в блоге или в «живом журнале», но обсудить ее у «сетянина» будет возможность как в режиме группового общения, так и в личной переписке. К тексту сообщения может быть добавлена музыка или видео.
В соответствии с числом участников коммуникации Интернет-опосредованное общение относят к массовой коммуникации, включающей элементы группового (общение в Интернет-сообществах) и межличностного (в личностно ориентированных жанрах) общения [Асмус,с. 9]. В социальных сетях доминирует групповое общение (группы на сайте Вконтакте и Facebook, страницы пользователей с комментариями «друзей»), но наряду с ним, пользователь может оставлять личные сообщения, имеющие характер непосредственного общения онлайн в переписке.
Как отмечает М. Кронгауз, «Интернет совершил революцию: предоставил возможность публичного письменного высказывания, по существу, любому из нас» [Кронгауз, с. 15]. Более того, такие сайты, как социальные сети, стали особой формой самовыражения – языковой, речевой самопрезентации.
Т.М. Артишевская пишет: «Современный человек всё больше погружается в виртуальную реальность, как в реальную, считая, что там, где есть море таинственных объектов, он останется одновременно и независимым и значимым» [Артишевская, с. 6]. Нам стало интересно исследовать, какие формы речевых самопрезентаций сегодня выбирают молодые люди в возрасте 16-20 лет, какую функцию статусы выполняют для них, что означают.
Цель исследования – выявление языковых особенностей распространенных форм речевых самопрезентаций в социальной сети и определение их роли для виртуальной языковой личности.
Поставленная цель исследования определила следующие задачи исследования:
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Прежде чем приступить к выявлению языковых особенностей распространенных форм речевых самопрезентаций виртуальной языковой личности, рассмотрим определения термина «языковая личность». По мнению российского языковеда Юрия Николаевича Караулова, языковая личность – это личность, выраженная в языке (текстах) и через язык, которая при этом реконструируется на базе языковых средств. [Караулов, с. 36].
Другим распространённым определением термина «языковая личность» является определение, предложенное доктором филологических наук Владимиром Ильичом Карасиком: языковая личность – это «обобщённый образ носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельных ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций».
Социальная сеть «ВКонтакте» как глобальный коммуникационный канал показывает виртуальную языковую личность, которая отражает (или воспроизводит) собственно реальную личность со своими особенностями, представлениями об объектах реальной действительности с помощью различных форм речевых самопрезентаций:
Но самой излюбленной формой самопрезентации остается «статус», который, в свою очередь, приобрел в Интернете новое значение. Если раньше статус определялся как «Совокупность прав и обязанностей гражданина или положение, состояние его в обществе», то сегодня существует еще одно определение статуса:
Статус в Интернете — короткая ёмкая фраза, как правило до 160 символов, размещаемая пользователями в своей «анкете» в социальной сети, в микроблоге или агенте мгновенных сообщений. Изначально она призвана сообщать что-либо о текущем эмоциональном состоянии автора. Действительно, в настоящее время «статус» в сети в большей степени ассоциируется не со «сложившимся состоянием и положением» или «правовым отношением», а именно с психическим, ментальным, эмоциональным состоянием пользователя.
Кандидат филологических наук Наталья Геннадьевна Марченко в своей статье «Феномен статуса в социально сети» приводит свою классификацию статусов. Используя классификацию Н.Г. Марченко, мы подобрали для анализа свои примеры статусов.
Одно из важных отличий собственно Интернет-статусов от статусов-афоризмов заключается в том, что они не имеют закрепленного авторства, – это результат коллективного творчества сообщества. Если афоризм – это умозаключение, то статус – это скорее «умопродолжение», открытое для редактирования и добавления. Интернет-статус приветствует любые изменения и варьирование формы/содержания:
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Для того чтобы подтвердить гипотезу нашего исследования, мы отобрали языковой материал (статусы) из открытых личных страниц соцсети «Вконтакте» в объеме 100 текстов для анализа содержания и языкового оформления и провели анкетирование молодых людей в возрасте 16-20 лет по следующим вопросам:
1.Где вы нашли свой статус?
2.Что он для вас значит?
3.Почему вы выбрали именно его?
Мы предполагаем, что характер личных статусов, их содержание и языковое оформление показывают особенности личности пользователя социальной сети, его устремления, желания, нравственные черты, видение мира и своего места в нём.
Результаты исследования мы представили в таблице №1.
Таблица №1.
Имя, возраст | Статус | Объяснение источника статуса, его значения и роли для виртуальной языковой личности |
Статусы, затрагивающие эмоциональную сферу личности | ||
Сергей, 16 | Месяцы сливаются в недели, недели в дни, дни скуки. | «Статус является олицетворением моего душевного состояния, когда время теряет свое значение, когда кроме скуки для меня ничего не существует. Почему поставил - надеялся, что кто-то по случайности увидит и, возможно, напишет мне, поскольку считает этот статус изображением своего внутреннего состояния». |
Юлиана, 20 | Пройдемте в сад, я покажу вас розам | «Нашла у английского драматурга, для меня он значит иронию, поставила, потому что это мою любимое выражение». |
Артем, 18 | Понимаешь, что тебе по-настоящему больно только тогда, когда кровь проступает на руках. | «Статус значит, какая у меня большая глубокая душа и обширный жизненный опыт». |
Виталий, 20 | Печаль, грусть, может быть, мы и не умрем. | «Точно отображал мое состояние на тот период». |
Статусы, затрагивающие философские вопросы (размышления о жизни, о нравственных ценностях) | ||
Арина, 16 | Если ты не собираешься идти до конца, то зачем идёшь вообще? | «Нашла где-то в широтах интернета. Не помню точно, где наткнулась. Выбрала его потому, что он дает стимул и побуждает к действиям (доводить начатое до конца). Я его перечитываю часто». |
Лолита, 16 | Я буду любить тебя, пока ты мне нужна. | «Данный статус отображает моё мировосприятие, в конкретном случае мое отношение к любви и «взаимоиспользованию» людей, которое на данном этапе развития общества стало абсолютно нормальным явлением, характеризующим увядание и регресс чувств человека современного типа». |
Дарья, 16 | Вечная зелень течет как кровь. | «Статус-цитата Бродского. Кто-то трактует зелень как деньги, мне больше нравится, что зелень-это молодость». |
Анастасия, 16 | Только мы имеем власть над миром, который создаём вокруг себя. | «Статус из песни. Она начинается с монолога, в котором я и нашла данные строчки, в этой фразе заключается то, к чему я стремлюсь сейчас. То есть создать тот «мир», в котором мне комфортно». |
Арина, 16 | До комизма предобрые люди | «Это слова Ипполита (Достоевский "Идиот"). Поставила потому что зацепила мысль умирающего, ведь действительно, мы бываем настолько «добрыми, услужливыми», что порой своей неискренностью вызываем лишь смех». |
Оригинальные статусы, являющиеся для пользователя очень личными, понятными только определенному кругу «посвященных» пользователей, выражающие определенные совместно пережитые события | ||
Илья, 16 | Нанна Бриндис Хильмарсдоуттир | «Это солистка Of Monsters and Men, она хорошо поёт и вообще милашка. Тут сочетается ответ и на 1, и на 2 вопросы. |
Кристина, 16 | Танцуй! | «Название любимой песни и по совместительству установка на данный период жизни». |
Полина, 17 | Вечно молодые, вместе навсегда | «Этот статус связан у меня с моей подругой из Украины, которая мне очень дорога. «Вечно молодые» - это название песни, которую мы с ней часто слушали. Она напоминает мне о ней, о тех моментах, которые мы провели вместе. Вместе навсегда - тоже про неё, несмотря на расстояние и время мы всегда рядом, в сердцах друг друга». |
Ксения, 16 | Важна твоя рука во время моего отчаяния | «Нашла статус на просторах Интернета. |
Ирина, 17 | 6 месяцев | «6 месяцев назад произошла моя последняя встреча с дорогим моему сердцу человеком». |
Александр, 18 | 11.10.2014 | «В этот день я познакомился с удивительными людьми, которые впоследствии стали моими самыми близкими и родными друзьями». |
София, 17 | Слабоумие и отвага | «Однажды я совершила один очень глупый и необдуманный поступок, и когда я рассказала его одной девушке, она ответила мне фразой «во всем виноват твой максимализм юношеский - слабоумие и отвага». Так это словосочетание и оказалось в моем статусе. Теперь каждый раз, когда я смотрю на него, я вспоминаю о том дне и о том поступке». |
Андрей,16 | Сложный ребус | «Этой метафорой меня охарактеризовала моя подруга, и мне это понравилось». |
Анастасия, 17 | "Когда я смотрю на вас, я вижу, сколько мужчин смотрят на нас" | «Статус-фраза, которую я случайно сказала, когда праздновала 8 Марта с подругами. Он для меня не больше, чем просто фраза. Поставила его, потому что мои девочки решили, что мы должны это запомнить, и мы день ознаменовали статусом». |
Алена, 16 | Аленький цветочек | «Взяла то ли из песни, то ли из стиха. Он значит для меня нечто личное. Поставила, потому что звучит красиво». |
Исследуя статусы, мы расширили классификацию Н.Г. Марченко и выделили особую группы статусов – оригинальные статусы, понятные исключительно самому владельцу страницы, его близким людям или же адресованные какому-то конкретному человеку, который обязательно этот статус прочтет и поймёт его. Такие статусы могут:
1) выражать настроение пользователя, его эмоциональное состояние («все плохо..», «все хорошо..», «счастлив(а)», «опустошен», «взбешен», «депрессия..», «СУПЕР!», «отдыхаем», «разочарован..», «больно», «скучно», «весело», «грустно» и т.д.);
2) нести в себе послание для определенного человека или группы людей («ненавижу вас», «исчезни», «люблю тебя», «даришь боль», «ты-моя победа», «жду тебя», «спасибо за день», «никогда не прощу…», «вернись», «моё солнце и звезды», «я буду любить тебя пока ты мне нужна», «ты-мой самый лучший друг», «друзья, спасибо вам», «на луне и увидимся», «скучаю по тебе», «выстоим» и т.д.);
3) являться словом или сочетанием слов, не имеющих совершенно никакого смысла для случайно зашедшего на страницу пользователя, но имеющих свой сакральный смысл для владельца страницы («слабоумие и отвага», «аленький цветочек», «Per aspera ad astra!», «5 минут назад», «20.05.15», «твои демоны – мои демоны» и т.д.).
Проанализировав статусы наших респондентов, источники статусов, объяснения цели их использования, значения, мы пришли к следующим выводам.
Во всех перечисленных типах статусов заложены разные цели, актуальные для компьютерного общения:
а) обсудить определенную тему, заложенную в статусе;
б) изложить суть проблемы в краткой афористичной форме;
в) получить различные точки зрения на излагаемую информацию;
г) учесть интересы, специфику мышления, индивидуально-психологические особенности и социальный статус аудитории.
Тематика статусов, которые мы отобрали для анализа, охватывает следующие основные темы:
1) статусы, затрагивающие эмоциональную сферу личности (о любви, о грусти, об отношениях и пр.);
2) статусы, затрагивающие философские вопросы (размышления о жизни, о нравственных ценностях);
3) оригинальные статусы, являющиеся для пользователя очень личными, понятными только определенному кругу «посвященных» пользователей.
Таким образом, «статус» в социальной сети является для многих пользователей средством привлечения к себе внимания, расширения круга своего общения, способом сказать миру что-то важное, передать свои мысли, вызвать потенциальных собеседников на диалог.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наша гипотеза подтвердилась: языковая личность ежедневно конструирует разные образы с помощь статуса в социальной сети. Цель варьирования «языкового гардероба» заключается в обозначении и утверждении своего Я, достижении желаемой самоидентичности. Это и есть то, что хочет обрести пользователь, демонстрирующий своими статусами собственную «продвинутость», современность, посвященность.
Использование статусов в целом направлено на реализацию контактоустанавливающей функции и функции привлечения внимания. Особенно эти функции реализуются в выделенной нами группе оригинальных статусов, являющихся для пользователя очень личными, понятными только определенному кругу «посвященных» пользователей, выражающих определенные совместно пережитые события.
Таким образом, язык статусов привлекателен для лингвистов. В фокусе внимания науки оказывается языковая форма статуса, его стилистика и формальное наполнение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Слайд 1
Конструирование образов виртуальной языковой личности с помощью статуса в социальной сети. Черепанова София ученица 10А класса МБОУ «Гимназия №1»Слайд 2
Цель исследования в ыявление языковых особенностей распространенных форм речевых самопрезентаций в социальной сети и определение их роли для виртуальной языковой личнтсти
Слайд 3
Задачи отобрать материал для исследования ; в ыявить особенности выбора и значения статусов; классифицировать статусы; определить, какую роль статусы играют в образе языковой личности в социальной сети
Слайд 4
Методы исследования теоретический анализ научной литературы ; метод лингвистической выборки; описательный метод; анкетирование
Слайд 5
Гипотеза в арьирование «языкового гардероба» ежедневно конструирует новые образы виртуальной языковой личности. С помощью верно выбранного статуса пользователь создает себе имидж
Слайд 6
Теоретическая часть Языковая личность это личность, выраженная в языке (текстах) и через язык, которая при этом реконструируется на базе языковых средств. ( Ю.Н.Караулов ) обобщённый образ носителя культурно-языковых и коммуникативно-деятельных ценностей, знаний, установок и поведенческих реакций ( В.И.Карасик )
Слайд 7
Теоретическая часть Социальная сеть показывает виртуальную языковую личность, которая отражает реальную личность со своими особенностями, представлениями об объектах действительности с помощью различных форм речевых самопрезентаций : запись в миниблоге (статус); личное сообщение; комментарий к размещенным материалам; креолизированные записи (тексты с иллюстрациями, видео/аудиозаписями)
Слайд 8
Теоретическая часть Статус в Интернете — короткая ёмкая фраза, размещаемая пользователями в своей «анкете» в социальной сети . Изначально она призвана сообщать что-либо о текущем эмоциональном состоянии автора. Действительно, в настоящее время «статус» в сети в большей степени ассоциируется не со «сложившимся состоянием и положением» или «правовым отношением», а именно с психическим, ментальным, эмоциональным состоянием пользователя.
Слайд 9
Теоретическая часть Статусы Статусы-афоризмы Статусы-пословицы Интернет-статусы ,
Слайд 10
Практическая часть Оригинальные статусы выражает настроение пользователя, его эмоциональное состояние несёт в себе послание для определенного человека или группы людей имеют свой сакральный смысл для владельца страницы.
Слайд 11
Имя, возраст Статус Объяснение источника статуса, его значения и роли для виртуальной языковой личности Статусы, затрагивающие эмоциональную сферу личности Сергей, 16 Месяцы сливаются в недели, недели в дни, дни скуки. «Статус является олицетворением моего душевного состояния, когда время теряет свое значение, когда кроме скуки для меня ничего не существует. Почему поставил - надеялся, что кто-то по случайности увидит и, возможно, напишет мне, поскольку считает этот статус изображением своего внутреннего состояния». Юлиана, 20 Пройдемте в сад, я покажу вас розам «Нашла у английского драматурга, для меня он значит иронию, поставила, потому что это мою любимое выражение».
Слайд 12
Теоретическая часть Цели использования статуса обсудить определенную тему, заложенную в статусе изложить суть проблемы в краткой афористической форме получить различные точки зрения на излагаемую информацию
Слайд 13
Теоретическая часть Тематика статусов Статусы, затрагивающие эмоциональную сфер личности (о любви, о грусти, об отношениях и прочее) Статусы, затрагивающие философские вопросы (размышления о смысле жизни, о нравственных ценностях)
Слайд 14
Выводы 1.Цель варьирования «языкового гардероба» - обозначение и утверждение своего «я». 2.Конструирование виртуального образа вступает в сложные отношения с образом реального человека. 3.Языковая форма статуса, его стилистика и формальное наполнение является материалом для лингвистического исследования. 4.Основной особенностью всех статусов в социальных сетях является сильная «акцентируемая позиция». 5.Использование статусов направлено на реализацию контактоустанавливающей функции и функции привлечения внимания.
Повезло! Стихи о счастливой семье
Рождественский венок
Нора Аргунова. Щенята
Финист - Ясный сокол
Композитор Алексей Рыбников