«Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
Вложение | Размер |
---|---|
rabota-podstavkina_o.docx | 502.3 КБ |
XXVIII Ставропольская краевая открытая научная конференция школьников
Секция: психология
Тема: «Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
Автор работы: Подставкина Ольга Александровна
Место выполнения работы: ст.Григорополисская,
МОУ СОШ №2 11 класс
Научный руководитель: Кострова Екатерина Владимировна,
педагог-психолог МОУСОШ №2
Ставрополь, 2018
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………..……...…3-4
Основная часть
Глава 1. Теоретическая часть
Глава 2. Практическая часть
2.1 Мониторинг результатов анкетирования «Отношение учащихся МОУ СОШ № 2 и родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья…………...…...…...8-9
2.2 Реализация программы «Доступная среда» в ст.Григорополисской ……………….9
2.3 Готовность МОУ СОШ № 2 к инклюзивному образованию……………………...9-10
Заключение………………………………………………………………………...…….…10-11
Библиографический список………………………………………………….………………12
Приложение…………………………………………………………………..….…………13-20
Введение
«Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой».
Марк Твен
Красота нашей Земли не перестает восхищать и удивлять! Прогуливаясь по лесам, полям, ощущая на себе тёплое прикосновение солнечных лучей, любуясь чистотой и голубизной небосвода, слушая трель соловья – мы преклоняемся перед величием природы. Счастье и радость переполняет нас! Мы делимся своей радостью, общаемся, гуляем, занимаемся спортом, посещаем театры и выставки. Стремимся получить образование, найти свое место в этом мире. А всем ли людям доступно это? А как находят свое «место под солнцем» те, у кого есть проблемы со здоровьем? Те, кто в некоторой степени лишен этого, те, кто имеют ограниченные возможности здоровья.
Перед такими людьми вырастают горы непонимания и отчужденности окружающих. Многие здоровые люди избегают общества людей с ограниченными возможностями здоровья, отказываются принимать их как равных. Наиболее уязвимы в этом отношении дети. Испытывая неприязнь со стороны остальных, они уходят в себя, избегают общения. Без должного внимания, в нежной и ранимой душе ребенка затаится обида на окружающих и даже на родителей, которая с возрастом может перерасти в ненависть. Отсутствие общения со сверстниками, специальных бытовых условий могут выбить ребенка из колеи.
Актуальность темы: Экологический кризис, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. В нашей стране остроту проблеме социализации придает то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а вплоть до 1990-х годов работа с ними осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано от общества; вплоть до начала 21-го века проблемы инвалидов оставались где-то «за границами» жизни здорового человека. Сейчас «оживились» и наука, и практика, и общественное сознание в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети-инвалиды - часть человеческого потенциала мира и России. Четверть нобелевских лауреатов - люди с ограниченными возможностями здоровья. Инвалидами были слепой Гомер и глухой Бетховен, Ярослав Мудрый и Франклин Рузвельт. Люди с ограниченными возможностями могут всё или почти всё. Они принимают участие в Паралимпийских играх и занимают призовые места, стремятся к тому, чтобы быть замеченными.
Таким образом, все вышеизложенное обуславливает актуальность моей работы.
Цель работы: изучение проблем социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране и выявление отношения родителей и учащихся сельской школы к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
Объект исследования: дети с ограниченными возможностями здоровья
Предмет исследования: проблемы социализации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе.
Практическая значимость работы заключается в предложении конструктивных решений, которые будут направлены на устранение некоторых проблем социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза: при успешной социализации ребенок с ОВЗ способен достигнуть успехов в развитии и может быть включен в нормальную жизнь
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы, нормативно-правовых актов); социологические (беседы, анкетирование); анализ; метод измерения; обобщение и систематизация.
Основная часть
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 Характеристика понятий «инвалид», «дети-инвалиды», «дети с ограниченными возможностями здоровья»
Сейчас многие специалисты работают над разрешением целого ряда проблем детей с ограниченными возможностями здоровья, но для того, чтобы понять их проблемы, выявить их особенности и специфику работы с ними, необходимо, прежде всего, выяснить, что же включают в себя понятия «инвалид», «дети-инвалиды», «дети с ограниченными возможностями здоровья».
Мировые установки по отношению к понятию «инвалид» определены еще в 1975 году в Декларации о правах инвалидов, принятой ООН. Согласно этой декларации «инвалид - лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и /или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей».
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". При этом в соответствии с законодательством Российской Федерации понятие «инвалид» и «лицо с ограниченными возможностями здоровья» не являются идентичными.
«Детьми – инвалидами» принято называть имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности».
«Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии…» «Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии: дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); дети с нарушениями речи; дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети); дети с задержкой психического развития (ЗПР); дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП); дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений)»
Одной из острых социально-экономических и демографических проблем российского общества является введение детей с ограниченными возможностями в социум.
Современное российское законодательство, вырабатывающее определённый уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, соответствует общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность. В России формируется и действует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребёнку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов и так далее.
Социализация – это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия.
Основная проблема ребёнка с ограниченными возможностями содержится в нарушении его отношения с миром, в ограниченной подвижности, бедности контактов с ровесниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недостижимости ряда культурных ценностей, образования. Данная проблема является результатом не только физического и психического здоровья ребёнка, но и последствием недостигаемой архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб – ребёнок, имеющий ограниченные возможности здоровья, может быть также способен и одарен, как и его ровесник, не имеющий проблем со здоровьем, но показать свои таланты, сформировать их, доставлять с их помощью полезность социуму ему препятствует неравноправие возможностей.
На современном этапе специальные школы и интернаты признаются сегрегационными, что несет дискриминационный характер и проявляет «навешивание социального ярлыка». По этой причине формируется система образования для детей с особенными потребностями по типу «включения в общий поток», или интеграции. Эксперты ЮНЕСКО на совещании по специальному образованию (1980) ратифицируют: «самое важное – способствовать максимальной интеграции инвалидов в среду. В противном случае зарождаются негативные явления и психологические барьеры». Общество, воодушевленное идеями о безбарьерном мире для инвалидов, об интеграции детей с проблемами в общеобразовательные учреждения, выступает за урезание количества специальных школ и переведение существенного числа учащихся в общеобразовательную среду, открытие классов для ранее необучаемых глубоко умственно отсталых детей.
Инвалидность - это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которые будут выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как сограждан.
1.3 Особенности социальной работы с детьми-инвалидами в РФ, Ставропольском крае, Новоалександровском городском округе
В 2012 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию «О правах инвалидов», что повлекло за собой серьезные изменения в законодательстве всей социальной сферы.
Перед системой образования стоит задача - создать для каждого ребёнка полноценные условия для получения образования, независимо от степени состояния его здоровья.
В Ставропольском крае проживают более 15 тысяч детей с ОВЗ, из них более 10 тыс. - дети с инвалидностью (в 2005 году их число составляло около 13 тыс., в 2015 году - дети с инвалидностью составляли более 8,9 тыс. детей, в 2016 году - 9882 детей-инвалидов). Тенденция роста числа детей с ОВЗ и детей-инвалидов очевидна.
С 2015 года в крае реализуется межведомственная программа «Право быть равным», главной целью которой является создание условий для абилитации, реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих на территории Ставропольского края, и улучшение качества жизни их семей
Безусловно, для обучения детей - инвалидов, необходимо создать, в первую очередь, условия доступности. Для этого в стране реализуется государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы, в рамках которой до 2020 года в образовательных организациях всех типов должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
С 2011 года Ставропольский край участвует в реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».
Позитивные изменения в сфере поддержки людей с ограничениями по здоровью за последние годы показали необходимость продления и расширения программы «Доступная среда». По словам президента РФ Путина В.В., за годы реализации государственной программы «Доступная среда» удалось обеспечить безбарьерную среду для людей с ограничениями по здоровью, однако позитивных сдвигов в этой сфере пока недостаточно. Госпрограмма будет продлена как минимум до 2025 года — и существенно интенсифицирована.
В Новоалександровском городском округе совместно с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, реализуется муниципальный инновационный проект «В будущее вместе». Приоритетное направление деятельности - социальная поддержка семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья для обеспечения максимально возможного развития детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество.
Таким образом, можно сделать вывод, что государство всячески стремится решить вопросы успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Глава 2. Практическая часть
2.1 Мониторинг результатов анкетирования «Отношение учащихся МОУ СОШ № 2 и родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья»
Для того чтобы выяснить отношение учащихся МОУ СОШ № 2 и родителей к детям с ограниченными возможностями, мы использовали небольшую анкету, всего в анкетировании приняло участие 158 респондентов: учащихся – 128 человек, родителей – 30 человек. (Приложение 1)
Подводя итоги анкетирования, я пришла к выводу, что большая часть опрошенных учащихся не испытывает к детям с ограниченными возможностями неприязни и агрессии, наоборот, во многих случаях наблюдается желание помочь в той или иной ситуации. С другой стороны, некоторые учащиеся высказывали определенные опасения во взаимодействии с особыми детьми. По отношению к детям с ОВЗ опрошенные испытывают разные чувства, преобладающими среди которых являются сострадание и жалость. Анализ результатов анкетирования родителей показал, что, не смотря на то, что практически все респонденты относятся положительно к детям-инвалидам, не все опрошенные разделяют перспективы совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с детьми, не имеющими нарушений в развитии.
2.2 Реализация программы «Доступная среда» в ст.Григорополисской
««Доступная среда» — это государственная программа, направленная на формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к школам, больницам, поликлиникам, административным зданиям, а также совершенствование механизма предоставления услуг данной категории населения».
Создавать безбарьерную среду для людей с ограниченными физическими возможностями, согласно Закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязаны любые объекты социальной сферы.
Начиная исследование по внедрению «Доступной среды» в ст.Григорополисской я решила в первую очередь поговорить с главным специалистом Григорополисского территориального отдела администрации Новоалександровского городского округа Кисельниковой Ириной Анатольевной.
Вся работа администрации осуществляется в соответствии с федеральными законами, законодательством Ставропольского края и в рамках программы «Социальная поддержка граждан».
В 2015 году было принято постановление по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг. Во исполнение данного постановления в ст.Григорополисская интенсивно ведется работа по строительству приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидам и другим лицам с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры. Определен список объектов муниципальной собственности, относящихся к социально-значимым и которые нуждаются в оборудовании с учетом требований безбарьерной среды. (Приложение 2)
По данным администрации на территории ст.Григорополисской проживает 35 детей-инвалидов от 3 до 18 лет. Из них: 14 детей учатся в общеобразовательной школе; 7 детей учатся в коррекционной школе; 4 ребёнка посещают детский сад; 4 ребёнка обучаются на дому; 6 детей находятся дома.
2.3 Готовность МОУ СОШ № 2 к инклюзивному образованию
Здание нашей школы было построено в 1974 году, это типовое двухэтажное здание. Для определения степени приспособленности архитектуры школы к обучению детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, я использовала методические рекомендации «Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях», где прописаны основные требования к техническому и архитектурному оснащению школы. Данные своих исследований я привожу в таблице. (Приложение 3)
Проанализировав архитектурные особенности и техническую оснащенность школы, я пришла к выводу, что школа недостаточно приспособлена для учёбы детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В нашей школе есть пандус, который соответствует параметрам: его уклон (10-12°), ширина (не менее 90 см), ограждающие бортики и поручни круглого сечения. Ширина дверных проемов должна быть не менее 80-85 см, иначе человек на коляске через нее не пройдет. Изучение дверных проёмов нашей школы показало, что они соответствуют норме. Сложностью для ребенка будет попадание в учебный кабинет – на первом этаже высокие порожки и отсутствует лифт. В школе отсутствует адаптированная туалетная комната. Положительные особенности нашей школы: наличие электронного табло и киоска на входе, благодаря которым ребенок может узнать важные объявления, учебное расписание и другие необходимые вопросы. В школе есть штатный медработник, педагог-психолог, социальный педагог, что также немаловажно.
Заключение
Каждый ребёнок, имеющий ограниченные возможности здоровья, может быть так же способен и талантлив, как и тот, кто не имеет проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей в социальной адаптации. Следовательно, наша гипотеза о том, при успешной социализации ребенок с ОВЗ способен достигнуть успехов в развитии и может быть включен в нормальную жизнь, подтвердилась.
Проведя своё исследование, я пришла к следующим выводам:
1. Человек с ограниченными возможностями здоровья – особый человек, у которого помимо проблем со здоровьем, существуют не менее важные трудности, связанные с тем, насколько ему комфортно в окружающем его мире.
2. В настоящий момент в ст.Григорополисской необходимые условия для людей с ОВЗ созданы не в полной мере. Инфраструктура станицы в недостаточной степени учитывает их потребности.
3. Дружественность общества по отношению к людям с ограниченными возможностями является двойственной и неоднозначной. С одной стороны, это выражено в готовности оказывать помощь этим людям, а с другой – в соблюдении дистанции в общении с ними из-за своей внутренней неготовности.
4. Для того чтобы среда проживания стала по-настоящему «доступной», нужно, прежде всего, изменить свое отношение к инвалидам.
В рамках исследования были проведены: «Уроки Доброты», приуроченные к Международному дню инвалидов; классные часы в 1-х классах с просмотром и обсуждением мультфильма «Цветик-семицветик»; разработка буклета к Международному Дню Инвалидов (Приложение 4).
На основании полученных исследовательских данных мною были предложены рекомендации дальнейшей работы по решению проблем социализации детей с ОВЗ:
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья - полноправный член общества.
Чтобы помочь другому человеку, не обязательно быть сильным и богатым, достаточно быть добрым.
Библиографический список
Интернет-ресурсы:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анализ результатов анкетирования учащихся
Анализ результатов анкетирования родителей
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Реализация программы «Доступная среда» в ст.Григорополисская
Григорополисская участковая больница
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Аптека «Русская горка» Аптека «Ромашка»
Магазин «Хозяюшка»
Магазин «Весна»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Соответствие материально-технического обеспечения МОУ СОШ № 2 для обучения инвалидов, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата
Таблица 1
Материально-техническое обеспечение | Методические рекомендации | МОУ СОШ № 2 |
Угол наклона пандуса | 10-12° | 12° |
Ширина пандуса | Не менее 90 см | 93 см |
Поручни по обеим сторонам пандуса | + | + |
Ширина дверных проёмов | Не менее 80-85 см | 155 см |
Специальное оборудование для детей с нарушениями ОДА | Лифт, кресло-каталка, специальная мебель, сенсорная комната, адаптированные туалеты и т.д. | - |
Измерение ширины пандуса и дверных проёмов
Киоск
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Мероприятия, проведённые во время исследования
Классный час во 2 классе «Мы вместе»
Кактусы из сада камней
Карандаши в пакете
«Течет река Волга»
В Китае испытали "автобус будущего"
Сорняки