В работе изучаются цены в гипермаркетах "Пятерочка" на основные продовольственные товары потребительской корзины за 2016 год и 2017 год. Рассчитывается индекс потребительских цен и делаются выводы о росте цен и причинах, которые привели к росту цен.
Вложение | Размер |
---|---|
gotovaya.docx | 101.16 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
г.Ржева Тверской области
Проект
«Анализ роста цен на некоторые продовольственные товары потребительской корзины в 2017 году»
Выполнила: Ряхина Полина
ученица 7 «Б» класса
Руководитель: Дивакова Е.В.
г.Ржев, 2017 г.
Обоснование темы выбранной работы.
Все мы с вами ходим в магазины и наблюдаем, что каждый раз после покупки одного и того же набора продуктов, в кошельке остается все меньше денег. За последнее время наблюдается рост цен на все виды товаров и в особенности на продукты питания. Цены меняются каждый день. Подорожание касается всех продуктов таких, как овощи, фрукты, мясо и т. д. Почему наблюдается такой стремительный подъем?
Федеральная антимонопольная служба обнародовала результаты двухмесячного опроса населения. Он проводился по «горячей линии». Всего за этот период было опрошено более 2000 людей. Большинство из них (80% опрошенных) обратились в государственный орган с жалобами на повышение цен на продукты. Рост цен наблюдается во всех областях страны, но большинство недовольных наблюдается в центральных и южных областях.
Тверская область находится в Центральном Федеральном округе. И тенденции роста цен особенно сильно затронули и ее.
В проектной работе мы решили выяснить, как же можно отследить изменение цен с помощью математических моделей, как рассчитать индекс потребительских цен на базовые продукты питания и попытаться объяснить, с чем связан рост цен на данные продукты.
Цели и задачи проектной работы
Цель: исследовать рост цен на основные товары потребительской корзины и вывести зависимость цен от экономического положения страны.
Задачи:
1. Определить состав потребительской корзины.
2.Определить уровень цен на выбранные товары в 2016 и 2017 году.
3. Рассчитать индекс потребительских цен в 2017 году по сравнению с 2016 годом.
4. Сделать выводы относительно зависимости роста цен от эконмической ситуации.
Методика:
Гипотеза
Мы предполагаем, что цены на основные товары потребительской корзины выросли в 2017 году по сравнению с 2016 годом в связи с экономической ситуацией в стране, а именно:
Оценку изменения цен на товары проводят на основании выбора товаров так называемой потребительской корзины.
Потребительская корзина — это примерный расчётный набор, ассортимент товаров, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Такой набор используется для расчёта минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума), исходя из стоимости потребительской корзины в действующих ценах. Потребительская корзина служит также базой сравнения расчётных и реальных уровней потребления, а также основой для определения покупательной способности валют.
Согласно другому определению, потребительская корзина — «необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания»
Состав потребительской корзины устанавливается на основании Федерального закона № 227-ФЗ от 3 декабря 2012 года «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации»
Потребительская корзина устанавливается для следующих видов товаров: продукты питания, непродовольственные товары и услуги. В таблицах ниже представлены эти наборы в расчете на трудоспособное население, пенсионеров и детей за год.
Таблица 1
1. Продукты питания
Таблица 2
Непродовольственные товары
Таблица 3
Услуги
Наименование | Единица измерения | Объем потребления (в среднем на одного человека) | ||
трудоспособное население | пенсионеры | дети | ||
Жилье | кв. м общей площади | 18 | 18 | 18 |
Центральное отопление | Гкал в год | 6,7 | 6,7 | 6,7 |
Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение | л в сутки | 285 | 285 | 285 |
Газоснабжение | куб. м в месяц | 10 | 10 | 10 |
Электроэнергия | кВт.ч в месяц | 50 | 50 | 50 |
Транспортные услуги | поездок в год | 619 | 150 | 396 |
Услуги культуры | процентов от общей величины расходов на услуги в месяц | 5 | 5 | 5 |
Другие виды услуг | процентов от общей величины расходов на услуги в месяц |
Однако согласно данным Федеральной службы государственной статистики некоторые продукты из данной корзины россияне недополучают (например, мясные и рыбные продукты, а также яйца).
На основании опроса 7 «б» класса мы получили диаграмму продуктов, без которых, по мнению учеников, нельзя обойтись, и которые входят в обязательный рацион любого человека.
Кроме того, мы взяли данные Росстата по годам, чтобы выяснить, потребление каких продуктов находится на одном и том же уровне и рост потребления не может спровоцировать рост цен на них. Данные приведены в таблице.
Таблица 4
Потребление основных продуктов питания по Российской Федерации (на душу населения в год; килограммов) | |||||||||||
| 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2015 | |||||
в % к | |||||||||||
2014 | |||||||||||
Мясо и мясопродукты в пересчете на мясо | 71 | 74 | 75 | 74 | 73 | 98,6 | |||||
в том числе мясо и мясопродукты без субпродуктов II категории и жира-сырца | 65 | 68 | 69 | 69 | 67 | 97,1 | |||||
Молоко и молочные продукты в пересчете на молоко | 246 | 249 | 248 | 244 | 239 | 98,0 | |||||
Яйца и яйцепродукты - штук | 271 | 276 | 269 | 269 | 269 | 100,0 | |||||
Сахар | 40 | 40 | 40 | 40 | 39 | 97,5 | |||||
Масло растительное | 13,5 | 13,7 | 13,7 | 13,8 | 13,6 | 98,6 | |||||
Картофель | 110 | 111 | 111 | 111 | 112 | 100,9 | |||||
Овощи и продовольственные бахчевые культуры | 106 | 109 | 109 | 111 | 111 | 100,0 | |||||
Фрукты и ягоды | 60 | 61 | 64 | 64 | 61 | 95,3 | |||||
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупа и бобовые) | 119 | 119 | 118 | 118 | 118 | 100,0 |
Исходя из совокупности данных, мы выделили основные употребляемые продукты, исследование которых на рост цен и будем проводить.
Выбранные нами продукты питания из потребительской корзины выделены в таблице красным цветом.
Таблица 5
1. Продукты питания
Наименование | Единица измерения | Объем потребления (в среднем на одного человека в год) | ||
Трудоспособное население | пенсионеры | дети | ||
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) | кг | 126,5 | 98,2 | 76,6 |
Картофель | кг | 100,4 | 80,0 | 88,1 |
Овощи и бахчевые | кг | 114,6 | 98,0 | 112,5 |
Фрукты свежие | кг | 60,0 | 45,0 | 118,1 |
Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар | кг | 23,8 | 21,2 | 21,8 |
Мясопродукты | кг | 58,6 | 54,0 | 44,0 |
Рыбопродукты | кг | 18,5 | 16,0 | 18,6 |
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко | кг | 290,0 | 257,8 | 360,7 |
Яйца | штука | 210,0 | 200,0 | 201,0 |
Масло растительное, маргарин и другие жиры | кг | 11,0 | 10,0 | 5,0 |
Прочие продукты (соль, чай, специи) | кг | 4,9 | 4,2 | 3,6 |
Сетевым магазином, по которому мы проводили исследование, стал магазин «Пятерочка»
Федеральная торговая сеть «Пятёрочка» - крупнейшая российская сеть продуктовых магазинов «у дома»
«Пятёрочка» основана в 1998 г., первый магазин торговой сети открылся в 1999 г. в Санкт-Петербурге. В 2013 г. стартовал ребрендинг, а также произошла смена позиционирования и масштабная программа обновления торговой сети. Количество универсамов, работающих под управлением компании, составляет 6 265 (данные на 31 декабря 2015 г.). Чистая розничная выручка за 12 месяцев 2015 г. – 585,4 млн. руб. Федеральная торговая сеть «Пятёрочка» находится в управлении компании X5 Retail Group (LSE: FIVE, Moody’s – «В2», S&P – «В+»). Сеть X5 Retail Group включает в себя супермаркеты «Перекресток», гипермаркеты «Карусель» и магазины «Экспресс», а также распределительные центры и грузовой автотранспорт.
Почему покупать в «Пятёрочке» разумно и выгодно? Ответ прост – «Пятёрочка» рядом, в «Пятёрочке» недорого, ассортимент ее товаров широк и разнообразен, для покупателей в магазинах действуют различные скидки и проводятся интересные акции:
Цены за 2016 год на выбранные товары были взяты из Интернета (с сайта Ценомер по магазину Пятерочка), за 2017 год непосредственно при походе в магазин.
Исследуем цены на выбранные нами продукты по данным на январь 2016 года.
Таблица 6
Продукт | Цена, руб/кг |
Хлеб | 22,2 |
Картофель | 14,9 |
Сахар | 38,5 |
Молоко | 54,5 |
Яйца | 56,2 |
Исследуем цены на выбранные нами продукты по данным на январь 2017 года.
Таблица 7
Продукт | Цена, руб/кг |
Хлеб | 23,0 |
Картофель | 20,5 |
Сахар | 39,0 |
Молоко | 59,56 |
Яйца | 59,25 |
Для определения роста цен на данные продукты воспользуемся индексом потребительских цен.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни населения.
ИПЦ применяется:
ИПЦ измеряет изменение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде по сравнению с его стоимостью в предыдущем (базисном) периоде.
«Корзина» основных потребительских товаров и услуг фиксирована для того, чтобы изменения ИПЦ вызывали только изменения цен, но не перемены в структуре потребления в результате изменения доходов или приобретения других товаров. Поэтому ИПЦ называют также индексом стоимости жизни.
Сравнительный анализ цен на выбранные продукты показан в таблице ниже.
Таблица 8
№ п/п | Наименование товара | Цена руб./кг январь 2016 год | Цена руб./кг январь 2017 год | ИПЦ | Изменение, % |
1 | Хлеб | 22,2 | 23,00 | 1,033 | +3,3 |
2 | Картофель | 14,9 | 20,5 | 1,373 | + 37,3 |
3 | Сахар | 38,5 | 39,0 | 1,012 | +1,2 |
4 | Молоко | 54,5 | 59,56 | 1,093 | + 9,3 |
5 | Яйца | 56,2 | 59,25 | 1,054 | +5,4 |
Согласно нашим расчетам, в 2017 году по сравнению с 2016 годом в сети магазинов «Пятерочка» цены выросли больше всего на картофель (37,3 %) и на молоко (9,3 %).
Мы попытались выяснить, что могло повлиять на рост цен именно на эти продукты. Как известно, в России введено эмбарго на ввоз сельскохозяйственной продукции (с 2014 года). Почему же больше всего пострадали такие продукты, как картофель и молоко? Мы решили обратиться к данным Росстата по валовому сбору картофеля и надою молока. Наше предположение заключается в том, что цены на картофель выросли в связи с его низким урожаем в 2016 году. Мы увидели, что сбор картофеля, действительно, был ниже, чем в прошлом году. Кроме того, из-за дождливого лета качество картофеля упало. В связи с его ограниченным предложением, выросли цены. В таблице представлен объем сельскохозяйственной продукции по областям. Как видим, в Тверской области, несмотря на общий рост, продукции растениеводства получено меньше (85,6% по сравнению с предыдущим годом). Также мы проанализировали урожайность и валовый сбор картофеля и надои молока.
Таблица 9
Таблица 10
Таблица 11
Таблица 12
Мы попытались сделать прогноз на январь 2018 года, если тенденция роста цен сохранится в таком же виде.
Он представлен на диаграмме
Выводы
Наша гипотеза о том, что цены на основные товары потребительской корзины выросли в 2017 году, подтвердилась. Однако рост цен оказался разным. Поэтому кроме тех факторов ,которые мы считали основными при изменении цен, выявили еще несколько. А именно рост цен на картофель связан еще и с его более низким урожаем и качеством, то же касается и молока. Мы считаем, что тем, у кого есть приусадебные участки, лучше выращивать картофель самим.
Список использованной литературы
Источники в сети Интернет
Под парусами
Рукавичка
Муравьиная кухня
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Рисуем тыкву