Вложение | Размер |
---|---|
Презентация для защиты+тренажер | 725.51 КБ |
Проект "Решение логических задач в курсе основной школы" | 533.5 КБ |
Слайд 1
Проект по теме: «Решение логических задач в курсе основной школы» ОАНО Школа «Ника» Автор проекта учащаяся 9 “A” класса: Милованова Варвара Руководитель : Учитель физики и информатики Соловьев А.И. г. Москва, 2018 К тренажеруСлайд 2
Правильному применению методов можно научиться только применяя их на разнообразных примерах. Г. Цейтен
Слайд 3
Цель работы : создать электронное пособие, знакомящего школьников с основными типами логических задач в курсе основной школы и вариантами их решений в процессе подготовки к ОГЭ по информатике. Задачи: 1.Изучить и систематизировать материал по математике и информатике касающийся решения логических задач за курс основной школы. 2.Разработать комплект задач с подсказками, решением и ответами. 3.Изучить возможности программы PowerPoint . 4.Создать электронное пособия в помощь ученикам.
Слайд 4
Проблемный вопрос: «В чём заключается особенность логических задач, существуют ли специальные методы и приёмы решения таких ?» Объект исследования : логические задачи . Предмет исследования : многообразие логических задач в курсе основной школы, методы и приёмы их решения . Методы исследования : моделирование, сравнение, обобщение, аналогии, изучение литературных и Интернет-ресурсов, анализ и классификация информации .
Слайд 5
Приведенные в тренажёре способы решения можно применять к очень широкому кругу логических задач, в том числе включенных в экзаменационные работы итоговой аттестации по информатике в 9 и 11 классах . Это удобный инструмент для отработки умений решения логических задач путем составления таблиц истинности для логических функций, методами составления графов и кругов Эйлера . Данное учебное пособие будет полезно как при подготовке к урокам и олимпиадам по математике и информатике, так и при подготовке к итоговой аттестации по вышеуказанным предметам.
Слайд 6
Основные виды логических задач: • Истинноностные задачи • Задачи, решаемые с конца • Задачи на переливание • Задачи на взвешивание • Задачи типа «Кто есть кто?» • Задачи на пересечение и объединение множеств • Задачи на перебор вариантов
Слайд 7
Способы решения логических задач: Метод рассуждений; Метод таблиц; Метод блок-схем; Метод графов; Метод кругов Эйлера В разработанном тренажере предложено решение задач с помощью построения таблиц истинности, графов и с помощью кругов Эйлера.
Слайд 8
Разделы тренажера
Слайд 9
Этапы разбора решения задач:
Слайд 10
Выводы: Все логические задачи, рассматриваемые в курсе основной школы можно решить, используя один из методов: рассуждений, таблиц; графов и кругов Эйлера. Вышеуказанные приемы можно применять к очень широкому кругу логических задач, в том числе включенных в экзаменационные работы итоговой аттестации по информатике в 9 и 11 классах.
Слайд 11
Электронное пособие для отработки умений решения логических задач табличным и графическим методами ЗАВЕРШИТЬ
Слайд 12
Решение задач с помощью таблиц Решение задач с помощью графов Решение задач с помощью кругов Эйлера ЗАВЕРШИТЬ
Слайд 13
Задача 1 Задача 2 Задача 3 Задача 4 Задача 5 Раздел 1. Решение задач с помощью составления таблиц истинности К выбору раздела ЗАВЕРШИТЬ
Слайд 14
Задача 1. Для какого из приведенных чисел ложно высказывание: НЕ((Первая цифра меньше второй) И (Наименьшая цифра равна 3)) Числа: 731; 465; 358; 635. В начало Подсказка Решение Ответ
Слайд 15
Решение: Перепишем выражение на языке алгебры логики: А=(Первая цифра меньше второй); В=(Наименьшая цифра равна 3). Тогда: ¬(А&В) Составим таблицу истинности для полученной функции. В начало Решение Ответ
Слайд 16
Решение: А В А&В ¬(А&В) 731 0 0 0 1 465 1 0 0 1 358 1 1 1 0 635 0 1 0 1 Перепишем выражение на языке алгебры логики: А=(Первая цифра меньше второй); В=(Наименьшая цифра равна 3). Тогда: ¬(А&В) Составим таблицу истинности для нашей функции: Ответ: 358 В начало Подсказка
Слайд 17
Ответ: 358. В начало Подсказка Решение
Слайд 18
Задача 2. Для какого из указанных значений числа Х истинно высказывание: ((Х<5)\/(X<3))/\((Х<2)\/(X<1))? Числа: 1; 2; 3; 4. В начало Подсказка Решение Ответ
Слайд 19
Решение: Для удобства перепишем выражение в виде функции: А=(Х<5); B =( X <3); C =( X <2); D =( X <1). ( A \/ B )/\( C \/ D ). Составим таблицу значений функции для заданных чисел. В начало Решение Ответ
Слайд 20
A B C D A\/B C\/D (A\/B)/\(C\/D) 1 1 1 1 0 1 1 1 2 1 1 0 0 1 0 0 3 1 0 0 0 1 0 0 4 1 0 0 0 1 0 0 Решение: для удобства перепишем выражение в виде функции: А=(Х<5); B =( X <3); C =( X <2); D =( X <1). ( A \/ B )/\( C \/ D ). Составим таблицу значений функции для заданных чисел: Ответ: 1. В начало Подсказка
Слайд 21
Ответ: 1. В начало Подсказка Решение
Слайд 22
Задача 3 Для какого имени истинно высказывание ¬(ПЕРВАЯ БУКВА СОГЛАСНАЯ ∧ ВТОРАЯ БУКВА СОГЛАСНАЯ) ∧ ПОСЛЕДНЯЯ БУКВА ГЛАСНАЯ? Имена: Роман, Юнона, Андрей, Кристина. В начало Подсказка Решение Ответ
Слайд 23
Решение: Для удобства перепишем выражение в виде логической функции, заменив высказывания логическими переменными: A=( ПЕРВАЯ БУКВА СОГЛАСНАЯ ); B=( ВТОРАЯ БУКВА СОГЛАСНАЯ) ; C=( ПОСЛЕДНЯЯ БУКВА ГЛАСНАЯ ). ¬ (A ∧B)∧C . Составим таблицу истинности. В начало Решение Ответ
Слайд 24
Решение: Для удобства перепишем выражение в виде логической функции, заменив высказывания логическими переменными: A=( ПЕРВАЯ БУКВА СОГЛАСНАЯ ); B=( ВТОРАЯ БУКВА СОГЛАСНАЯ) ; C=( ПОСЛЕДНЯЯ БУКВА ГЛАСНАЯ ). ¬ (A ∧B)∧C . Составим таблицу истинности. A B C A∧B ¬(A∧B) ¬(A∧B)∧C Роман 1 0 0 0 1 0 Юнона 0 1 1 0 1 1 Андрей 0 1 0 0 1 0 Кристина 1 1 1 1 0 0 Ответ: Юнона. В начало Подсказка
Слайд 25
Ответ: 1. В начало Подсказка Решение
Слайд 26
Задача 4. Символом F обозначено одно из указанных ниже логических выражений от трех аргументов: X, Y, Z. Дан фрагмент таблицы истинности выражения F: Какое выражение соответствует F? 1)¬X ¬Y ¬Z 2) X Y Z 3) X Y Z 4) ¬X ¬Y ¬Z X Y Z F 1 0 0 1 0 0 0 1 1 1 1 0 В начало Подсказка Решение Ответ
Слайд 27
Символом F обозначено одно из указанных ниже логических выражений от трех аргументов: X, Y, Z. Дан фрагмент таблицы истинности выражения F: X Y Z F 1 0 0 1 0 0 0 1 1 1 1 0 Какое выражение соответствует F? 1)¬X ¬Y ¬Z 2) X Y Z 3) X Y Z 4) ¬X ¬Y ¬Z X Y Z F 1 0 0 1 0 0 0 1 1 1 1 0 Решение: Составим таблицу истинности В начало Решение Ответ
Слайд 28
Символом F обозначено одно из указанных ниже логических выражений от трех аргументов: X, Y, Z. Дан фрагмент таблицы истинности выражения F: X Y Z F ¬X ¬Y ¬Z X Y Z X Y Z ¬X ¬Y ¬Z 1 0 0 1 0 × 0 × 1 1 0 0 0 1 – – 0 × 1 1 1 1 0 – – – 0 Какое выражение соответствует F? 1)¬X ¬Y ¬Z 2) X Y Z 3) X Y Z 4) ¬X ¬Y ¬Z X Y Z F 1 0 0 1 0 0 0 1 1 1 1 0 Решение: Составим таблицу истинности Ответ: ¬X ¬Y ¬Z В начало Подсказка
Слайд 29
Ответ: ¬X ¬Y ¬ Z . В начало Подсказка Решение
Слайд 30
Задача 5. Три друга играли во дворе в футбол и разбили мячом окно . Ваня сказал: «Это я разбил окно, Коля окно не разбивал». Коля сказал «Это сделал не я и не Саша ». Саша сказал: «Это сделал не я и не Ваня ». А Бабушка сидела на лавочке и все видела. Она сказала, что только один мальчик оба раза сказал правду , но не назвала того, кто разбил окно. Кто же это? В начало Подсказка Решение Ответ
Слайд 31
Решение: Высказывание каждого из мальчиков сложное, состоит из двух утверждений. Слова Бабушки мы будем использовать, когда будем определять мальчика, разбившего окно. Составим таблицу истинности: В К С Слова В Слова К Слова С 0 0 1 0 1 0 1 0 0 В начало Решение Ответ
Слайд 32
Решение: Высказывание каждого из мальчиков сложное, состоит из двух утверждений. Слова Бабушки мы будем использовать, когда будем определять мальчика, разбившего окно. Составим таблицу истинности: В К С Слова В Слова К Слова С В ┐ К ┐ К ┐ С ┐ С ┐ В 0 0 1 0 1 1 0 0 1 0 1 0 0 1 0 1 1 1 1 0 0 1 1 1 1 1 0 Ответ: окно разбил Коля В начало Подсказка
Слайд 33
Ответ: окно разбил Коля . В начало Подсказка Решение
Слайд 34
Задача 1 Задача 2 Задача 3 Задача 4 Раздел 2. Решение задач с помощью графов К выбору раздела ЗАВЕРШИТЬ
Слайд 35
A B C D E F A - 15 10 - 12 - B 15 - - 8 - 13 C 10 - - - - 16 D - 8 - - - - E 12 - - - - 11 F - 13 16 - 11 - Задача 1: Между населенными пунктами A , B , C , D , E , F построены дороги, протяженность которых приведена в таблице: Определить длину кротчайшего пути между пунктами A и F . Передвигаться можно только по дорогам, указанным в таблице. В начало Подсказка Решение Ответ
Слайд 36
Решение: 1. Строим граф, вершинами которого являются населенные пункты, а рёбрами – дороги между ними: A B C D E F В начало Решение Ответ
Слайд 37
Решение: 1. Строим граф, вершинами которого являются населенные пункты, а рёбрами – дороги между ними: A B C D E F 2. Опишем и сравним пути: А -B-F=15+13=28 A-C-F=10+16=26 A-E-F=12+11= 23 . Ответ: 23. В начало Подсказка
Слайд 38
Ответ: 23. В начало Подсказка Решение
Слайд 39
Задача 2: Велосипедист собирается проехать из пункта A в пункт E, в который ведут 3 маршрута: через B, через C, через D. Расстояния в километрах показаны на схеме. Известно, что если ехать через B, то средняя скорость будет ровна 16 км/ч, если ехать через D, то средняя скорость будет равна 18 км/ч, а если ехать через C, то средняя скорость будет равна 20 км/ч. Исходя из этих данных, велосипедист выбрал маршрут так, чтобы доехать до E за наименьшее время. Сколько минут он планирует пробыть в пути? A B C D E 15 25 19 17 11 34 В начало Подсказка Решение Ответ
Слайд 40
Решение: (15 + 25) : 16 = 2,5 (ч) – время в пути A - B - E (19 + 17) : 18 = 2 (ч) – время в пути A - D - E (11 + 34) : 20 = 2,25 (ч) – время в пути A -С- E В начало Решение Ответ
Слайд 41
Решение: (15 + 25) : 16 = 2,5 (ч) – время в пути A - B - E (19 + 17) : 18 = 2 (ч) – время в пути A - D - E (11 + 34) : 20 = 2,25 (ч) – время в пути A -С- E 2 < 2,25 < 2 ,5 2 (ч) = 120 (мин) Ответ: 120 минут он планирует пробыть пути. В начало Подсказка
Слайд 42
Ответ: 120 минут он планирует пробыть пути. В начало Подсказка Решение
Слайд 43
Два игрока играют в следующую игру. Перед ними лежат 2 кучки камней, в 1-й из которых 4 , а во 2-й – 3 камня. У каждого игрока неограниченно много камней. Игроки ходят по очереди. Ход состоит в том, что игрок или увеличивает в 3 раза число камней в какой-то кучке, или добавляет 3 камня в какую-то кучку. Выигрывает игрок, после хода которого в одной из кучек становится не менее 24 камней. 1) Кто выигрывает при безошибочной игре: игрок, делающий 1-й ход, или игрок, делающий 2-й ход? 2) Каким Должен быть 1-й ход выигрывающего игрока? В начало Подсказка Решение Ответ
Слайд 44
1 4;3 12;3 4;6 7;3 4;9 36;3 7;6 7;18 7;6 4;27 21;6 7;18 7;54 21;6 63;6 63;6 7;54 2 3 4 В начало Решение Ответ
Слайд 45
1 4;3 12;3 4;6 7;3 4;9 36;3 7;6 7;18 7;6 4;27 21;6 7;18 7;54 21;6 63;6 63;6 7;54 2 3 4 Исходные числа. Все ходы, которые может сделать первый игрок. Все безошибочные ходы второго игрока. При 1и3 вариантах игрок выигрывает, а при 2 и 4 игрок прибавляет 3 к меньшему числу. Все ходы которые может сделать первый игрок. Все безошибочные ходы второго игрока, они же выигрывающие. Ответ: выигрывает второй игрок. В начало Подсказка
Слайд 46
Ответ: выигрывает второй игрок. В начало Подсказка Решение
Слайд 47
Цепочка из трех бусин формируется по следующему правилу. На 3-м месте в цепочке стоит одна из бусин А , В , Г . На 2-м месте – одна из бусин А , Б , В . На 1-м месте – одна из бусин Б , В , Г , не стоящая в цепочке на втором или третьем месте. Сколько существует различных цепочек, соответствующих этому правилу. В начало Подсказка Решение Ответ
Слайд 48
1 место 2 место 3 место В А В Г Б А В А Б В А Б В начало Решение Ответ
Слайд 49
1 место 2 место 3 место В А В Г Б А В А Б В А Б В Б Г В Г Б Г Б Г Б Г Г Б В В Б Подчитаем все варианты цепочек: их 16. Ответ: 16 вариантов цепочек. В начало Подсказка
Слайд 50
Ответ: 16 вариантов цепочек. В начало Подсказка Решение
Слайд 51
Задача 1 Задача 2 Задача 3 Задача 4 Задача 5 Раздел 3. Решение задач с помощью кругов Эйлера К выбору раздела ЗАВЕРШИТЬ
Слайд 52
Подсказка Решение Ответ Задача 1 Каждый ученик в классе изучает по крайней мере один из двух языков: английский или французский. Английский язык изучают 25 учеников, французский – 27 учеников, оба языка – 18 учеников. Сколько всего учеников в классе? В начало
Слайд 53
Задача 2 В начало Подсказка Решение Ответ В лагере 86 семиклассников. 8 из них не любят играть в компьютерные игры. 54 семиклассника играют в квесты , 62 – в симуляторы. Сколько ребят с одинаковым удовольствием играют и в квесты и в симуляторы.
Слайд 54
Задача 3 Подсказка Решение Ответ В классе учатся 40 человек. Из них по русскому языку имеют «тройки» 19 человек, по математике – 17 человек и по истории – 22 человека. Только по одному предмету имеют «тройки»: по русскому языку – 4 человека, по математике – 4 человека, по истории – 11 человек. Семь учеников имеют «тройки» и по математике и по истории, а 5 учеников – «тройки» по всем предметам. Сколько человек учится без «троек»? В начало
Слайд 55
Задача 4 Подсказка Решение Ответ В трёх седьмых классах 70 ребят. Из них 27 занимаются в драматическом кружке, 32 поют в хоре, 22 увлекаются спортом. В драматическом кружке 10 ребят из хора, в хоре – 6 спортсменов, в драматическом кружке – 8 спортсменов; 3 спортсмена посещают и драмкружок и хор. Сколько ребят не занимаются в кружках и секциях? В начало
Слайд 56
Задача 5 Подсказка Решение Ответ Известно, что 6 человек из класса играют только в волейбол, 2 – только в футбол, 5 – только в баскетбол. Только в волейбол и футбол умеют играть 3 человека, в футбол и баскетбол – 4, в волейбол и баскетбол – 2. Один человек из класса умеет играть во все игры, 7 не умеют играть ни в одну игру. Сколько всего человек в классе? Сколько человек умеют играть в футбол? Сколько человек умеют играть в волейбол? В начало
Слайд 57
Задача 1 Назад 25 27-18 А Ф А+Ф
Слайд 58
Задача 2 Назад 8 86 54 Х 62-Х К С К+С
Слайд 59
Задача 3 Назад 5 4 4 11 ? 40 М. Р. И. 17 22 19 7 - 5
Слайд 60
Задача 4 Назад 3 12 19 11 ? 70 Д. Х. С. 27 22 32 8 - 3 6 - 3 1 0 - 3
Слайд 61
Задача 5 Назад 1 3 2 4 6 2 5 7 Х1 В. Ф. Б. Х3 Х2
Слайд 62
Задача 1 Назад Каждый ученик в классе изучает по крайней мере один из двух языков: английский или французский. Английский язык изучают 25 учеников, французский – 27 учеников, оба языка – 18 учеников. Сколько всего учеников в классе? Ответ: 34
Слайд 63
Задача 1 Назад В лагере 86 семиклассников. 8 из них не любят играть в компьютерные игры. 54 семиклассника играют в квесты , 62 – в симуляторы. Сколько ребят с одинаковым удовольствием играют и в квесты и в симуляторы. Ответ: 38
Слайд 64
Задача 3 Назад В классе учатся 40 человек. Из них по русскому языку имеют «тройки» 19 человек, по математике – 17 человек и по истории – 22 человека. Только по одному предмету имеют «тройки»: по русскому языку – 4 человека, по математике – 4 человека, по истории – 11 человек. Семь учеников имеют «тройки» и по математике и по истории, а 5 учеников – «тройки» по всем предметам. Сколько человек учится без «троек»? Ответ: 4
Слайд 65
Задача 4 Назад В трёх седьмых классах 70 ребят. Из них 27 занимаются в драматическом кружке, 32 поют в хоре, 22 увлекаются спортом. В драматическом кружке 10 ребят из хора, в хоре – 6 спортсменов, в драматическом кружке – 8 спортсменов; 3 спортсмена посещают и драмкружок и хор. Сколько ребят не занимаются в кружках и секциях? Ответ: 10
Слайд 66
Задача 5 Назад Известно, что 6 человек из класса играют только в волейбол, 2 – только в футбол, 5 – только в баскетбол. Только в волейбол и футбол умеют играть 3 человека, в футбол и баскетбол – 4, в волейбол и баскетбол – 2. Один человек из класса умеет играть во все игры, 7 не умеют играть ни в одну игру. Сколько всего человек в классе? Сколько человек умеют играть в футбол? Сколько человек умеют играть в волейбол? Ответ: всего в классе – 30 учеников; футболистов – 10; волейболистов – 12.
Слайд 67
Задача 1 Назад Решение: Найдем количество учеников, изучающих только французский язык: Ф=27-18=9 ; 2) Найдем количество учеников, изучающих только английский язык: А=25-18=7 ; 3) Найдем общее количество учеников, изучающих иностранные языки: 9+18+7=34 . Ответ: 34 .
Слайд 68
Задача 2 Назад Решение: Пусть Х – число учеников, играющих одновременно и в симуляторы, и в квесты ; Найдём количество учеников, играющих только в симуляторы: 62-Х ; Найдём количество учеников, играющих в игры: 86-8=78 ; 4) Найдем количество учеников, играющих и в квесты и в симуляторы: 54+(62-Х)=78 , откуда Х=38 . Ответ: 38 .
Слайд 69
Задача 3 Назад 5 4 4 11 ? 40 М. Р. И. 17 22 19 7 - 5 Решение: Найдем количество учеников, имеющих «3» только по истории и математике (коричневая штриховка): 7-5=2 ; Найдем количество учеников, имеющих «3» только по истории и русскому языку (оранжевая штриховка): 22-(11+2+5)=4 ; Найдем количество учеников, имеющих «3» только по русскому языку и математике (синяя штриховка): 19-(4+4+5)=6 ; 4) Найдем полное количество «троечников»: 4+6+4+2+5+4+11=36 ; 5) Найдём число учеников, не имеющих троек: 40-36=4 . Ответ : 4
Слайд 70
Задача 4 Назад Решение: Найдем количество учеников, посещающих только драматический кружок и занимающихся спортом (коричневая штриховка): 8-3=5 ; Найдем количество учеников, посещающих только занятия хора и занимающихся спортом (оранжевая штриховка): 6-3=3 ; Найдем количество учеников, посещающих только драматический кружок и занятия в хоре (синяя штриховка): 10-3=7 ; 3 ? 70 Д. Х. С. 27 22 32 8 - 3 6 - 3 1 0 - 3 4) Найдем количество учеников, занимающихся только спортом: 22-5-3-3=11; количество учеников, занимающихся только в драматическом кружке: 27-5-3-7=12 ; количество учеников, посещающих только занятия хора: 32-7-3-3=19 ; 5) Найдем общее количество учеников в кружках и секциях: 12+7+19+5+3+3+11=60 ; 6) Найдём количество учеников, не посещающих кружков и секций: 70-60=10 . Ответ: 10.
Слайд 71
Задача 5 Назад 1 3 2 4 6 2 5 7 Х1 В. Ф. Б. Х3 Х2 Решение: Найдем общее количество учеников, играющих в футбол, волейбол и баскетбол: 6+3+2+2+1+4+5=23 ; Найдем общее количество учеников в классе: Х1 =23+7=30 ; Найдем количество учеников, играющих в футбол (выделены с помощью красной окружности): Х2 =1+3+2+4=10 ; Найдем количество учеников, играющих в волейбол (выделены с помощью синей окружности): Х3 =1+3+6+2=12 . Ответ: 30, 10, 12 .
ОАНО Школа «Ника»
Проект по теме:
«Решение логических задач в курсе основной школы»
Автор проекта:
учащаяся 9 «А» класса
Милованова Варвара
Руководитель:
учитель физики и информатики
Соловьев А.И.
Москва
2018
1.2 Алгебра логики. Объекты алгебры логики. 6
Глава 2. Виды логическиз задач и методы их решения. 14
2.2 Методы решения логических задач. 15
Глава 3. Примеры решения задач 16
3.1 Решение логических выражений через построение таблиц истинности 16
3.2 Решение задач через построение графов: 18
3.3 Решение логических задач с использованием кругов Эйлера. 19
Глава 4. Электронное пособие – тренажёр по решению логических задач 21
Введение
Актуальность
Разнообразие логических задач очень велико. Способов их решения тоже немало, но в курсе основной школы наибольшее распространение получили следующие:
Логические задачи часто имеют практический характер, что немаловажно в современной жизни. Они заставляют задумываться, подходить к решению какой-либо проблемы с разных сторон, уметь выбирать из множества способов решения наиболее простой, легкий путь. Также навыки решения логических задач проверяются у учащихся и при итоговой аттестации за курс основной школы.
Проблемный вопрос:
«В чём заключается особенность логических задач, существуют ли специальные методы и приёмы решения таких?»
Объект исследования: логические задачи.
Предмет исследования: многообразие логических задач в курсе основной школы, методы и приёмы их решения.
Методы исследования: моделирование, сравнение, обобщение, аналогии, изучение литературных и Интернет-ресурсов, анализ и классификация информации.
Цель работы: создать электронное пособие, знакомящего школьников с основными типами логических задач в курсе основной школы и вариантами их решений в процессе подготовки к ОГЭ по информатике.
Задачи:
Глава 1. Основы логики
Логическое мышление, как и любой другой навык, надо постоянно тренировать. Это важно в любом возрасте. Важнейшим является формирование и развитие логического мышления и способность «действовать в уме».
Логика– это наука о мышлении. Основатель науки Аристотель.
Логика – наука о законах и формах человеческого мышления, рассматриваемого как средство познания окружающей действительности.
Термин «логика» восходит к древнегреческому слову «логос», означавшему слово, мысль, понятие, рассуждение и закон. Это наука, имеющая отношение к человеческому мышлению, обосновывает рассуждения с помощью оснований, которые впоследствии стали называться логическими законами.
В повседневной жизни, в популярной, общенаучной и философской литературе это слово используется в большом спектре значений. Оценки «логично» и «нелогично» могут использоваться для характеристики человеческих действий, оценки событий и т. п.
Предмет логики – человеческое мышление.
Значение логики состоит в следующем:
1) логика выступает важнейшим средством формирования убеждений (прежде всего научных).
2) формальная логика применяется в науке и технике.
3) традиционная формальная логика остается важнейшим средством в сфере всех видов образования. Она является основой организации всех видов знания для его подачи в процессе обучения;
4) логика является важнейшим и незаменимым инструментом развития культуры. Без логики не может обойтись никакая культурная деятельность вообще, поскольку в ней присутствуют и играют принципиальную роль рациональные элементы.
1.1 Формы мышления
Формами мышления являются: понятие, суждение, умозаключение.
Мышление начинается с форм чувственного познания мира – ощущения, восприятие, представление.
Мышление– это высшее по отношению к чувственной форме отражение бытия.
Понятие– это логическая мысль о каком-либо предмете с опред набором существенных признаков.
Суждение – это форма мышления, в кт утверждается или отрицается что-либо об окружающем мире, предметах, явлениях, а также отношениях и связях между ними.
Умозаключение— это форма абстрактного мышления, посредством которой из ранее имевшейся информации выводится новая. При этом не задействуются органы чувств, т.е. весь процесс умозаключения проходит на уровне мышления и независим от получаемой в данный момент извне информации.
1.2 Алгебра логики. Объекты алгебры логики.
В курсе информатики важен раздел математики, называемый алгеброй логики.
Объектами алгебры логики являются высказывания.
Алгебра логики определяет правила записи, упрощения и преобразования высказываний и вычисления их значений.
Высказыванием называется любое повествовательное предложение, про которое известно, что оно или истинно, или ложно.
Высказывание считается простым, если никакую его часть нельзя рассматривать как отдельное высказывание.
Высказывание, которое можно разложить на части называется сложным (составным).
Любое высказывание может быть ложно (=0) или истинно (=1).
Простые высказывания называются логическими переменными
Например:
А = «Луна является спутником Земли.» → А = 1
В = «Москва – столица Германии.» → В = 0
Сложные высказывания называются логическими функциями, а значение логической функции также может принимать значения только 0 или 1. Составные (сложные) высказывания строятся из простых с помощью логических связок:
"и", "или", "не", «если …, то…», «…тогда и только тогда, когда…», и др.
1.3 Логические операции
I. Операция – логическое умножение:
Объединение двух (или нескольких) высказываний в одно при помощи союза «и» называется операцией логического умножения или конъюнкцией.
В алгебре логики конъюнкция обозначается значками «&», «∙» «Λ»
Высказывание вида A & B (А конъюнкция B) истинно тогда и только тогда, когда истинны оба высказывания и А и B.
Таблица истинности для А & В:
А | В | А & B |
0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 0 |
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
II. Операция – логическое сложение
Объединение двух (или нескольких) высказываний в одно при помощи союза «или» называется операцией логического сложения или дизъюнкцией.
В алгебре логики дизъюнкция обозначается значками «V», «|», «+».
Высказывание вида A V B (А дизъюнкция B ) истинно тогда и только тогда, когда истинно хотя бы одно из входящих в него простых (элементарных) высказываний
Таблица истинности для А V В:
A | B | A\/B |
0 | 0 | 0 |
0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 1 |
1 | 1 | 1 |
Союз «или» употребляется в не исключающих друг друга случаях.
III. Операция – логическое отрицание
Присоединение частицы «не» к высказыванию называется операцией логического отрицания или инверсией.
В алгебре логики инверсия обозначается значком « ¬ » либо чертой над высказыванием «Ā».
Рассмотренные выше операции были двуместные, т.е. выполнялись над двумя высказываниями. В алгебре логики широко применяется и одноместная операция – операция отрицание.
Высказывание вида Ā (инверсия А) делает истинное высказывание ложным и , наоборот, ложное – истинным.
Таблица истинности для Ā:
A | Ā |
0 | 1 |
1 | 0 |
IV. Операция – логическое следование.
Объединение двух высказываний с помощью оборота речи «если …, то …» называется операцией логического следования или импликация.
В алгебре логики импликация обозначается значком « → »
Высказывание вида A → B (А импликация B ) ложно тогда и только тогда, когда А – истинно, а B – ложно (т.е. из истинного высказывания следует ложное).
Таблица истинности для А → В:
A | B | А → В |
0 | 0 | 1 |
0 | 1 | 1 |
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
V. Операция – логическое равенство
Объединение двух высказываний с помощью оборота речи «…тогда и только тогда, когда …» называется операцией логического равенства или эквивалентностью.
В алгебре логики эквивалентность обозначается значком « ↔ ».
Высказывание вида A ↔ B (А эквивалентность B) истинно тогда и только тогда, когда оба высказывания одновременно либо ложны, либо истинны.
A | B | A ↔ B |
0 | 0 | 1 |
0 | 1 | 0 |
1 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 |
Операции в логическом выражении выполняются слева направо с учетом скобок в следующем порядке:
1. инверсия;
2. конъюнкция;
3. дизъюнкция;
4. импликация;
5. эквивалентность.
1.4 Множества
Множество – одно из основных понятий математики. Его смысл выражается словами: совокупность, собрание, класс, набор, команда и т.д. Этот смысл поясняется многочисленными примерами. Так, можно говорить о множестве всех учащихся 5-го класса, о множестве всех жителей Волгограда, о множестве всех натуральных чисел, о множестве корней данного уравнения. Основатель теории множеств немецкий математик Георг Кантор (1845–1918) так определил множество – «многое, мыслимое как единое, целое».
Множества обозначаются прописными буквами латинского алфавита А, В, С, …
Если два множества состоят из одинакового количества элементов (имеют равные мощности), то они называются равномощными. Например, множество времен года и множество арифметических знаков равномощны, так как каждое из них содержит по четыре элемента.
С множествами, как с объектами, можно выполнять определенные действия (операции). Познакомимся с некоторыми из них.
Пусть А = {т, о, ч, к, а}, В = {т, и, р, е}, С = {д, е, ф, и, с}.
Множество общих элементов А и В называют пересечением множеств А и В и обозначают с помощью знака ∩: А ∩ В = {т}, С ∩ В = {е, и}.
Множества А и С не имеют общих элементов, поэтому пересечением данных множеств является пустое множество: А ∩ С =∅.
А∪В = {т, о, ч, к, а, и, р, е}.
Для того чтобы нагляднее представлять себе действия с множествами, используют специальные рисунки – диаграммы (круги) Эйлера. На этих диаграммах множества, над которыми выполняются операции, обычно изображают в виде кругов или овалов.
Проиллюстрируем несколько ответов задания:
А = {т, о, ч, к, а}, В = {т, и, р, е}, С = {д, е, ф, и, с}.
1. В ∩ С = {е, и}. 2. А ∪ В ∪ С = { т, о, ч, к, а, и, р, е, д, ф, с}.
Примечательно, что операции объединения и пересечения множеств обладают многими свойствами сложения и умножения чисел, например переместительным, сочетательным и распределительным свойствами.
А ∪ В = В ∪ А
А ∩ В = В ∩ А
(А ∪ В) ∪ С = А ∪ (В ∪ С)
(А ∩ В) ∩ С = А ∩ (В ∩ С)
При пересечении и объединении множеств пустое множество играет такую же роль, как нуль при сложении и единица при умножении. Так, пересечение множества А с пустым множеством равно пустому множеству, а объединение множества А с пустым множеством равно множеству А:
А ∩ ∅ = ∅, А ∪ ∅ = А
Операция объединения множеств похожа на операцию сложения чисел, но отождествлять их, конечно, нельзя. Так, например, при сложении двух одинаковых чисел, отличных от нуля, получается новое число:
2 + 2 = 4; 2 ≠ 4.
При объединении же двух одинаковых множеств получается то же самое множество:
М ∪ М = М.
При пересечении двух одинаковых множеств получится то же самое множество, то есть
М ∩ М = М.
1.5 Графы.
Теория графов находит применение в различных областях современной математики, особенно в экономике. При решении логических задач часто бывает трудно запомнить многочисленные условия, данные в задаче, и установить связь между ними. Решать такие задачи помогают графы, дающие возможность наглядно представить отношения между данными задачи. Познакомимся с основными понятиями теории графов.
Прежде всего, стоит сказать, что графы, о которых идет речь, к аристократам былых времен никакого отношения не имеют. Наши графы имеют корнем греческое слово «графо», что значит «пишу». Тот же корень в словах биография, график, голография.
Графом в математике и информатике называется конечная совокупность точек, именуемых вершинами; некоторые из них соединены друг с другом линиями, называемыми ребрами графа.
Хорошо знакомый всем москвичам образец графа – схема московского метро.
Вершины – конечные станции и станции пересадок, ребра – пути, соединяющие эти станции.
Другой пример графа – генеалогическое дерево.
Впервые основы теории графов появились в 1736 г. в работе Леонарда Эйлера, где он описывал решения головоломок и математических развлекательных задач.
Широкое развитие теория графов получила с 50-х гг. ХХ в. в связи со становлением кибернетики и развитием вычислительной техники.
Глава 2. Виды логических задач и методы их решения.
2.1 Виды логических задач.
Все логические задачи делятся на определенные группы:
Рассмотрим основные виды логических задач.
Истинноностные задачи – это задачи, в которых требуется установить истинность или ложность высказываний.
Задачи, решаемые с конца- это задачи, решаемые с помощью математических вычислений.
Задачи на переливание- это задачи, в которых с помощью сосудов известных емкостей требуется отмерить некоторое количество жидкости.
Задачи на взвешивание - достаточно распространённый вид математических задач. В таких задачах от решающего требуется локализовать отличающийся от остальных предмет по весу за ограниченное число взвешиваний. Поиск решения в этом случае осуществляется путем операций сравнения, правда, не только одиночных элементов, но и групп элементов между собой.
Задачи типа «Кто есть кто?» - это самые что ни на есть логические задачи. Смысл задач под кодовым названием «Кто есть кто?» довольно прост. Вам даны отношения между предметами и следуя по цепочке этих отношений, вы приходите к правильному результату.
Задачи на пересечение или объединение множеств - это новый тип задач, в которых требуется найти некоторое пересечение множеств или их объединение, соблюдая условия задачи. Круги Эйлера — геометрическая схема, с помощью которой можно изобразить отношения между подмножествами, для наглядного представления.
К задачам на перебор вариантов относятся комбинаторные задачи.
2.2 Методы решения логических задач.
При изучении дополнительной литературы, интернет ресурсов, нами было выявлено, что каждая группа логических задач имеет свой оптимальный метод решения.
Известно несколько различных способов решения логических задач.
Назовём основные:
В работе будет предложено решение задач с помощью построения таблиц истинности, графов и с помощью кругов Эйлера.
Глава 3. Примеры решения задач
3.1 Решение логических выражений через построение таблиц истинности
Применяя логические операции, мы можем решить любые логические задачи:
Такие формулы в алгебре логики называются логическими выражениями.
Теперь мы можем определить значение логической функции для любого набора значений логических переменных.
Для определения значения логической функции необходимо помнить порядок выполнения логических операций по убыванию старшинства.
Для построения таблицы истинности любой логической функции следует соблюдать:
1. определить кол-во строк таблицы – 2n , где n = кол-ву логических переменных;
2. определить кол-во столбцов таблицы, - оно равно количеству логических переменных + кол-во логических операций;
3. построить таблицу истинности с найденным количеством строк и столбцов + строка с названием столбцов;
4. заполнить столбцы таблицы, выполняя логические операции в необходимой последовательности и в соответствии с их таблицами истинности.
Задача 1. Для какого из приведенных чисел ложно высказывание:
НЕ ((Первая цифра меньше второй) И (Наименьшая цифра равна 3))
Числа: 731; 465; 358; 635.
Решение: Перепишем выражение на языке алгебры логики:
А= (Первая цифра меньше второй);
В= (Наименьшая цифра равна 3).
Тогда: ¬(А&В)
Составим таблицу истинности для нашей функции:
А | В | А&В | ¬(А&В) | |
731 | 0 | 0 | 0 | 1 |
465 | 1 | 0 | 0 | 1 |
358 | 1 | 1 | 1 | 0 |
635 | 0 | 1 | 0 | 1 |
Ответ: 358.
Задача 2.
Для какого из указанных значений числа Х истинно высказывание:
((Х<5)\/(X<3))/\((Х<2)\/(X<1))?
Числа: 1; 2; 3; 4.
Решение: для удобства перепишем выражение в виде функции:
А=(Х<5); B=(X<3); C=(X<2); D=(X<1).
(A\/B)/\(C\/D).
Составим таблицу значений функции для заданных чисел:
A | B | C | D | A\/B | C\/D | (A\/B)/\(C\/D) | |
1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 |
2 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
3 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
4 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 |
Ответ: 1.
3.2 Решение задач через построение графов:
Задача 1: Между населенными пунктами A, B, C, D, E, F построены дороги, протяженность которых приведена в таблице:
A | B | C | D | E | F | |
A | - | 15 | 10 | - | 12 | - |
B | 15 | - | - | 8 | - | 13 |
C | 10 | - | - | - | - | 16 |
D | - | 8 | - | - | - | - |
E | 12 | - | - | - | - | 11 |
F | - | 13 | 16 | - | 11 | - |
Определить длину кротчайшего пути между пунктами A и F. Передвигаться можно только по дорогам, указанным в таблице.
Решение:
А-B-F=15+13=28
A-C-F=10+16=26
A-E-F=12+11= 23.
Ответ: 23.
Задача 2:
Велосипедист собирается проехать из пункта A в пункт E, в который ведут 3 маршрута: через B, через C, через D. Расстояния в километрах показаны на схеме. Известно, что если ехать через B, то средняя скорость будет ровна 16 км/ч, если ехать через D, то средняя скорость будет равна 18 км/ч, а если ехать через C, то средняя скорость будет равна 20 км/ч. Исходя из этих данных, велосипедист выбрал маршрут так, чтобы доехать до E за наименьшее время.
Сколько минут он планирует пробыть в пути?
Решение:
Ответ: 120 минут он планирует пробыть пути.
3.3 Решение логических задач с использованием кругов Эйлера.
Задача: В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан код, - соответствующая буква от А до Г. Расположите коды запросов слева направо в порядке возрастания количества страниц, которые найдёт сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для обозначения логической операции «И» - «&».
А | Звезда |
Б | Звезда & Вселенная & Великан |
В | Звезда | Вселенная | Великан |
Г | Звезда & Вселенная |
Решение:
Введем графическое обозначение перечисленных в задаче множеств в виде кругов разного размера:
Тогда результат выполнения запросов схематически будет выглядеть так:
А | |
Б | |
В | |
Г |
Ответ: БГАВ
Глава 4. Электронное пособие – тренажёр по решению логических задач
Заключение
В ходе работы над проектом я пришла к следующим выводам:
Вышеуказанные приемы можно применять к очень широкому кругу логических задач, в том числе включенных в экзаменационные работы итоговой аттестации по информатике в 9 и 11 классах.
Мною создано электронное пособие для отработки умений решения логических задач путем составления таблиц истинности для логических функций, методом составления графов и кругов Эйлера.
Данное учебное пособие будет полезно как при подготовке к урокам и олимпиадам по математике и информатике, так и при подготовке к итоговой аттестации по вышеуказанным предметам.
Литература
"Разделите так, как делили работу..."
Два Мороза
Музыка космоса
«Течет река Волга»
Новогодние гирлянды