Сегодня многие не понимают, почему сельскохозяйственная биотехнология, или генная инженерия растений, претендует на столь важную роль в будущем. В то же время все осведомлены о стремительном росте населения планеты. После второй мировой войны нас было два миллиарда, через 50 лет – около шести. Этот рост происходит и сейчас, и мы не знаем, каким он будет в дальнейшем. Но зато мы знаем, что 1,3 млрд. человек в мире живут менее чем на один доллар в день, а три млрд. – менее чем на два доллара в день. И мы знаем, что голодающих в мире становится всё больше. Общество не вправе мириться с такой ситуацией, но разные страны реагируют на неё по-разному. Решить эту глобальную проблему можно, только резко увеличив производство продовольствия. Но добиться этого предстоит без увеличения нагрузки на окружающую среду, в частности, без истощения используемых земель и привлечения новых [ 5 ].
Что же такое трансгенные продукты? Мне стало интересно это узнать, и я взялась за изучение этой темы. После, я захотела поделиться с окружающими своими новыми познаниями. Когда люди узнавали о трансгенных продуктах, то их мнения разделялись. И я решила методом интервьюирования выяснить отношение окружающих к модифицированным продуктам.
P.S. Хочу сказать ,что я не являюсь сторонницей или противницей модифицированных продуктов. Я только выясняю мнение людей об этой проблеме и разъясняю, что это за проблема.
Вложение | Размер |
---|---|
nou.doc | 444.5 КБ |
Департамент образования Администрации г. Омск
Городская конференция МОУ,
НОУ ″Шаги в науку″
Направление: биология и медицина
Тема:Исследование социально-психологических особенностей представителей разных полов
.
Авторы:: Никитина Галина, ученица
10 класса.
Руководитель: учитель биологии БОУ СОШ №
Высоцкая Т. Б. .
.
Содержание:
1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Гипотеза………………………………………………………………………….
3.Цель………………………………………………………………………………
4. Задачи……………………………………………………………………………
5. Теоритеческая часть
а ) Основные точки зрения на гендерные отличия..............................4
б ).Анатомические и физиологические различия между мужчиной и женщиной………………………………………………………………………8
в ). Генетические отличия полов…………………………………………….11
г ) Психология и поведение представителей разных полов.…………………………………………………………………………….18
6.Практическая Часть. Методы собственного исследования
а ) Анкетирование учащихся 9-11 классов
б ). Обработка диагностик социально-психологических особенностей представителей разных полов……………………………………………..21
в) Статистика результатов по школе……………….
Заключение……………………………………………………………………..26
Список использованной литературы…………………………………….27
Приложение……………………….……………………………………………28
Введение.
В настоящее время кардинального изменения экономических, политических и социальных условий вопросы половой дифференциации становятся особенно актуальными, поскольку они всегда были тесно связаны с общественно-экономической жизнью. Резкие изменения в обществе приводили к изменению взглядов на проблему пола и отношения полов. Такой пересмотр взглядов происходил у нас в стране в до- и послереволюционное время, 30-40-е годы XX столетия. Подобная «ревизия» отмечается и сейчас, привлекая внимание не только исследователей и практиков, изучающих человека как уникальное, неповторимое, целостное явление, но и широкий круг людей.
Возвращение из "бесполого" общества (товарищей, граждан и т.д.) к обществу, разделенному не только на классы и сословия, богатых и бедных, начальников и подчиненных, а на мужчин и женщин, широкий выход последних на политическую, социальную и особенно экономическую арены общества, все большее их участие в различных сферах деятельности породило и порождает потребность в широких знаниях психологии половых различий. Актуальность связана с развитием тендерного направления гуманитарных наук, объектом исследования которых, так или иначе, является человек. Лично меня данная тема заинтересовала после изучения тем: «Наследование пола», «Наследственные заболевания» раздела «Генетика» общей биологии
При работе над данной темой выделила следующие противоречия:
1. Между необходимостью выстраивания партнерских, семейных, дружеских отношений с противоположным полом и непониманием поведенческих, физиологических особенностей мужчин.
2. Между большим количеством материала в популярной литературе по проблеме пола и восприятием ее в отечественной науке как второстепенной.
Проблема: изучение особенностей мужского и женского пола, с использованием современных научных данных.
Цель моей работы: исследовать анатомические, физиологические, генетические особенности, свойства, поведение мужчин и женщин.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа сложившихся данных проследить современное состояние, научную разработанность проблемы пола.
2. Обобщить и систематизировать имеющиеся результаты исследований половых различий.
3. Описать половые различия, оценить их с позиций психологической и биологической теорий.
4. Выявить и экспериментально изучить гендерные различия в процессах восприятия, в мышлении, в эмоционально-волевых, познавательных и личностных процессах, состояниях личности и ее свойствах; общении.
Объект исследования: представители мужского и женского пола человека.
Предмет данного исследования: особенности и свойства, поведение и деятельность мужчин и женщин.
Предполагается, что половые различия, являясь многомерным образованием, обеспечивают целостность механизма психической регуляции поведения и деятельности личности.
Методы исследования были подобраны с учетом необходимости изучения половых различий в онтогенезе (наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, сравнительный анализ).
Глава 1: Основные точки зрения на гендерные отличия.
Существует несколько точек зрения на проблемы половых различий в разных теоретических и практических аспектах. У зарубежных ученых часто объяснения половых различий основываются на дихотомическом подходе, то есть за основу берутся либо биологические, либо социальные (особенно интенсивно развиваемые в настоящее время) концепции.
В отечественной науке проблематика пола, вытесненная в область природных предпосылок (воспринимаясь чаще всего как второстепенная и незначимая характеристика личности) глубоко и полно не исследовалась, за исключением лишь половых ролей и полоролевой социализации (Л.И. Алексеева и Тюменева). Сами различия интерпретировались как проявление гетерохронности возрастного развития мальчиков и девочек и как проявление биологических законов в случаях взрослой выборки[6]. Некоторые психологи вообще считали и считают излишним включать понятие пола в свои работы и теории. Пожалуй, единственным отечественным исследователем, занимающимся концептуальным построением теории половых различий, является доктор биологических наук, профессор В. А. Геодакян.
Но, учитывая, что половые различия пронизывают практически все свойства и функциональные уровни личности, затрагивают большинство сфер человеческой деятельности, наиболее перспективным в их исследовании является комплексный и междисциплинарный подход, без отстаивания приоритета одной какой-то концепции или теории.
Влияние полового фактора на развитие человека довольно велико, и изучение взаимодействия данного свойства с другими личностными составляющими позволяет лучше понять соотношение биологических и социальных факторов в развитии человека.
Возможно, в войне полов наступил момент для заключения перемирия. Как показало новое исследование, различия между мужчинами и женщинами зачастую слишком преувеличены (см. приложение № 1).Поводом для проведения исследования послужил тезис, что мужчины и женщины по-разному смотрят на мир и оценивают его, по-разному видят свое место в нем. Такое убеждение пропагандируется в книгах-бестселлерах, к примеру, "Мужчины - с Марса, женщины - с Венеры". В этих книгах говорится, что женщины по природе своей более общительны, заботливы и внимательны к другим, а мужчины лучше решают числовые и пространственные задачи и более склонны к лидерству.
Глава № 2: физиологические различия между мужчиной и женщиной.
Приводим таблицу некоторых половых различий сложения и пропорций тела (см. приложение № 2).
Сравнив особенности строения и функционирования сердечной мышцы у представителей разных полов, канадские исследователи пришли к выводу, что у мужчин и женщин сердца работают по-разному. В частности, слабый пол во время сердечного приступа испытывает не сокрушительный болевой удар, как это происходит с несчастными сынами Адама, а скорее чувство невероятной усталости и тошноту.
У мальчиков-тинейджеров чаще развивается синдром повышенного кровяного давления, чем у девочек-подростков, причем эта тенденция распространяется и на взрослых, за исключением женщин в период после начала менопаузы.
Кроме того, на сердечные заболевания у представителей разных полов по-разному воздействуют одни и те же лекарства, то есть необходимо учитывать при выписке рецепта половую принадлежность пациента. Словом, канадские специалисты, опубликовав результаты своих двухлетних исследований, советуют кардиологам гораздо более пристально присмотреться к половым различиям в сердечных делах.
Один из генов Y-хромосомы обеспечивает появление семенников, а они еще в утробе матери начинают вырабатывать мужской половой гормон - тестостерон. Расходясь с током крови по телу будущего ребенка, гормон влияет на все клетки, в том числе на клетки развивающегося мозга.
Некоторые неврологи считают, что в ранний период развития мозга тестостерон стимулирует рост левого полушария и замедляет рост правого. Как известно, левое полушарие более рационально, а правое живет эмоциями. Люди с преобладанием левополушарного мышления активно берутся за возникающие проблемы и решают их логично, используя интуицию, только если другого пути нет. Напротив, те, у кого правое полушарие преобладает, придерживаются эмоционального и интуитивного подхода к проблемам.
Поразительно, что уровень тестостерона во время беременности влияет в дальнейшем на овладение языком. Чем выше уровень этого гормона в период развития плода, тем меньшим будет лексикон ребенка в возрасте двух лет. Поэтому девочки, как правило, начинают говорить раньше мальчиков.
Недавно обнаружено, что у женщин на 15-20% больше серого вещества мозга. Это и есть нейроны, в которых идет основная вычислительная работа (те самые "маленькие серые клеточки", к которым любил прибегать Эркюль Пуаро). В таком случае понятно, почему масса мозга у женщин, как правило, меньше, чем у мужчин, а показатель интеллекта, определяемый в психологических тестах, не ниже. Просто мозг женщины в меньшем объеме содержит больше активных элементов.
В мозге мужчин больше белого вещества и внутримозговой жидкости. Белое вещество - это длинные отростки нейронов, одетые изолирующим слоем жира. Эти кабели позволяют лучше распределять задачи между разными отделами мозга. Внутримозговая жидкость, содержащаяся в желудочках мозга, амортизирует удары. Так что последствия ударов по голове у мужчин бывают легче (но они, надо заметить, и чаще получают такие удары).
Кровь в сосудах, снабжающих мозг, у женщин течет быстрее, чем у мужчин. Эта особенность в значительной мере компенсирует старение мозга. Потери мозговых тканей при старении больше у мужчин; особенно съеживается левая часть фронтальной коры, которая думает о долгосрочных последствиях предпринимаемых действий и отвечает за самоконтроль. Эта потеря тканей становится заметной на томограммах мозга уже к 45 годам.
Основой для гипотезы, объясняющей цвет кожи, послужил факт, отмечавшийся еще Дарвином: в большинстве человеческих популяций у женщин кожа в среднем светлее, чем у мужчин. Это объясняли по-разному: например, влиянием половых гормонов на развитие меланоцитов или различиями образа жизни (мужчины обычно больше времени проводят под открытым небом). Более светлая кожа может быть выгодна женщинам, поскольку во время беременности потребность в витамине D резко возрастает (витамин необходим для формирования скелета плода).
Если это так, то в процессе эволюции более светлый оттенок кожи у женщин мог быть поддержан не только "обычным" естественным отбором (за счет повышенной выживаемости потомства таких женщин), но и половым отбором, обусловленным мужскими предпочтениями (отбор благоприятствовал мужчинам, предпочитающим светлокожих партнерш, поскольку такие мужчины оставляли больше потомства, а это, в свою очередь, привело к тому, что женщинам стало еще выгоднее быть светлокожими).
В связи с этим возникла идея, что межрасовые различия по цвету кожи могут быть результатом взаимодействия двух разнонаправленных векторов отбора: "обычного" и полового. "Обычный" отбор на защищенность от ультрафиолета ведет к потемнению кожи, действует на оба пола одинаково и наиболее силен в районах с высоким уровнем солнечного излучения. Половой отбор ведет к посветлению кожи в первую очередь у женщин (а затем, с некоторой задержкой, этот признак переносится и на мужчин), и сила его не зависит от географической широты местности. В низких широтах первый из двух факторов оказывается более значимым; в высоких сильнее оказывается второй. Главная особенность данной гипотезы состоит в том, что она не нуждается в "витаминном" допущении, которое представляется многим авторам недостаточно обоснованным.
Кроме этих анатомических отличий можно говорить и о различия в росте – у женщин в среднем рост 162,6 – 166,1, а у мужчин - 174,5 – 176,6. У женщин более тонкие кости, грудная клетка шире и короче, таз более широкий, чем у мужчин. Зато половые гормоны мужчин способствуют росту и укреплению мышечной массы. Женские половые гормоны усиливают развитие жировой клетчатки, которая придает фигуре мягкие очертания, в том числе молочным железам. Можно отметить и разницу в жизненном объеме легких (в среднем у мужчин больше на 1000 куб. см.), а главное в скорости обмена веществ – у мужчин скорость окислительных процессов выше.
Глава № 3: генетические отличия полов.
Чем бы ни разнились два пола человеческой расы, все корни этих различий уходят в две хромосомы. Как известно, в каждой клетке человека имеется по два экземпляра всех хромосом. За одним исключением: в клетке мужчины одна из пар состоит из неравных партнеров. Небольшой Y-хромосоме соответствует довольно крупная Х-хромосома, а у женщин Y-хромосомы нет, зато имеются две одинаковые Х-хромосомы.[3]
Y-хромосома невелика по сравнению с остальными, в ней помещается всего 25 генов (в Х-хромосоме, насколько известно, от тысячи до полутора тысяч генов, а всего их у человека порядка 30 тысяч). Или, считая в парах нуклеотидов ("букв" генетического кода), в Y-хромосоме 23 миллиона пар, а в Х-хромосоме - 150 миллионов.
Чтобы хоть немного выровнять шансы, природа отключает в каждой клетке женского тела одну Х-хромосому. Но около 19% генов все же избегают этого отключения, и женщина получает некоторые из Х-генов в двойном экземпляре. Многие из них связаны с развитием и работой мозга. Этим ученые объясняют тот факт, что психические расстройства, от аутизма до шизофрении, чаще затрагивают мужчин.
Несмотря на принципиальное сходство генетических процессов при сперматогенезе и оогенезе, между ними существуют значительные различия. Во-первых, это касается продолжительности периода митотического размножения сперматогоний.
Во-вторых, у индивидуумов женского пола первое деление мейоза начинается в период внутриутробного развития, впервые завершается к моменту полового созревания, а в последний раз - накануне менопаузы. У мальчиков мейоз начинается только с достижением половой зрелости и сохраняется в течение всей половой зрелости мужчины.
В-третьих, образование зрелых половых клеток у женщин происходит циклически с периодом примерно 28 дней, в то время как у мужчин это происходит непрерывно.
В-четвертых, в отличие от сперматогоний, каждая из которых в результате мейоза дает четыре функционально полноценных сперматозоида, а из оогонии получается только одна яйцеклетка. После первого деления мейоза в одну дочернюю клетку отходит большая часть цитоплазмы, а во вторую, называемую направительным тельцем, малая. Аналогично происходит во время второго деления мейоза. Направительные тельца дегенерируют.
В-пятых, мужская и женская половые клетки сильно отличаются по строению и функции. Сперматозоид — маленькая подвижная клетка, очень богатая митохондриями, которые снабжают его энергией для движения, в то время как яйцеклетка — самая большая клетка человеческого организма (диаметр 150 - 200 мкм), содержащая не только значительные запасы питательных веществ, но и матричные РНК, которые будут использоваться на ранних стадиях развития зародыша. Яйцеклетка окружена питающими ее фолликулярными клетками и образует специализированную структуру - фолликул. Как мы уже говорили, развитие многих признаков связано с половой принадлежностью. Если локусы генов расположены в половых хромосомах, то их наследование будет сцеплено с полом (например, окраска глаз у дрозофил, гены дальтонизма и гемофилии у человека и др.). Но, кроме этого, существует немало признаков, гены которых находятся не в половых хромосомах, а в аутосомах, развитие которых у представителей разного пола неодинаково. Если такие признаки проявляются только у представителей одного пола, то они будут называться ограниченными полом.
Как было сказано выше, у человека и уже знакомой нам мушки дрозофилы имеются две половые хромосомы - X и У. У женских особей имеется две X-хромосомы, а у мужских - одна Х-хромосома и одна У. Х-хромосома имеет большие размеры и содержит много генов, необходимых для нормального развития организма, поэтому развитие организма без этой хромосомы обычно невозможно. У-хромосома, напротив, невелика и содержит немного генов общего назначения. Главной задачей этой хромосомы (точнее, содержащихся в ней генов) является морфологическое и физиологическое развитие мужского организма. Если гены У-хромосомы по каким-то причинам не проявляют активности, организм развивается по женскому типу (поэтому организмы без У-хромосомы жизнеспособны). При мейозе мужские особи продуцируют гаметы двух типов: половина из них будет содержать X-хромосому, другая - У-хромосому. Тогда как все гаметы женских особей будут одного типа — каждая из них содержит только Х-хромосому. По этой причине у человека (и других организмов с подобным разделением половых хромосом) мужской пол является гетерогаметным, а женский - гомогаметным.
Как уже говорилось выше, кроме генов, определяющих половую принадлежность, половые хромосомы содержат также гены, контролирующие общее развитие организма и его нормальное функционирование. Особенно много таких генов в значительно более крупной Х-хромосоме. Наследование таких генов у самцов и самок неодинаково. Самки располагают двумя такими хромосомами, следовательно, каждый ген у них имеет аллельную пару и выражение признака будет определяться принципом доминирования. В мужском кариотипе все иначе: поскольку самцы обладают лишь одной Х-хромосомой, любой находящийся в ней аллель получит свое выражение в фенотипе, так как не имеет
пары (т.е. каждая из половых хромосом находится в гаплоидном состоянии).
Знание этого механизма чрезвычайно важно в силу того, что в Х-хромосоме часто содержатся рецессивные аллели, вызывающие тяжелые заболевание Одним из них является гемофилия, которая связана с дефектом свертывающей системы крови, вызванным отсутствием одного из двух факторов крови: фактора У1П или IX. При этом после любого ранения возникают длительные кровотечения. Известно, что из трех типов гемофилии два обусловлены генами, локализованными в Х-хромосоме, и один (очень редкий) геном, чей локус находится в одной из аутосом. Эти заболевания чрезвычайно редко развиваются у женщин потому, что для этого необходимо гомозиготное состояние по данному гену. Мужчины же болеют значительно чаще потому, что, получив рецессивный аллель вместе с Х-хромосомой от здоровой гетерозиготной матери, они не могут подобно женщинам противопоставить «здоровый» доминантный аллель - другой такой хромосомы попросту нет, а У-хромосома такого гена не несет. В итоге неизбежно развивается болезнь. Таким образом, женщины-гетерозиготы являются носителями некоторых болезней (напоминаем, что большинство заболеваний вызываются рецессивным*! аллелями) и передают их сыновьям, однако сами не болеют.
Скромным утешением мужчинам может послужить то обстоятельство, что они эксклюзивно обладают некоторыми признаками, которых гарантированно лишены женщины. Разумеется, речь идет о признаках, контролируемых генами, расположенными именно в У-хромосоме. Учитывая небольшие размеры этой хромосомы, а также то обстоятельство, что значительная ее часть постоянно находится в состоянии гетерохроматина, таких признаков немного. Однако они все же есть, например наличие жестких волос на ушных раковинах и более крупные зубы (вряд ли отсутствие этих признаков смертельно огорчит женщин!). Такой тип наследования, при котором признаки непосредственно через У-хромосому передаются от отца только к сыновьям, называется голандрическим. Напомним, что для описания генов (или контролируемых ими признаков), расположенных в половых хромосомах, используется термин «сцепленный с полом». И, конечно, главным является ген 8КУ, описанный в разделе, посвященном биологической и психосоциальной сущности пола, ответственный за формирование мужского организма.
Наряду с отклонениями в численности аутосом, у человека имеется множество заболеваний, вызванных нарушениями состава половых хромосом. Их также подразделяют на полисомии и моносомии. Полисомии по Х-хромосомам чаще всего бывают в виде трисомии (47, XXX) - в среднем 1 : 700, однако известны отдельные случаи содержания большего числа Х-хромосом - тетрасомии (48, ХХХХ) и даже пентасомии (49, ХХХХХ). Полисомии такого рода обычно проявляются умственной отсталостью, аномалиями развития скелета и половых органов. Однако фенотипическая диагностика женщин с трисомией по Х-хромосомам зачастую затруднена или вообще невозможна из-за невыраженности или даже полного отсутствия перечисленных симптомов. Увеличение числа Х-хромосом резко увеличивает степень проявления признаков заболевания, но все же на фоне пониженной репродуктивной способности известны случаи, когда даже женщины с тетрасомией по Х-хромосомам имели потомство.
Полисомии по половым хромосомам у мужчин имеют более сложные сочетания из-за наличия не только Х-, но и У-хромосом. Причем может увеличиваться количество как одних, так и других (либо и тех и других одновременно!). Наличие одной лишней У-хромосомы (47, ХУУ) обычно не вызывает заметных фенотипических проявлений, разве что только несколько более высокий рост, слабые мышцы и импульсивное поведение (возможно, поэтому среди заключенных доля мужчин с таким генотипом составляет около 2% , тогда частота таких мутаций в среднем составляет 1 на 1000). Дисомия по У-хромосоме не сказывается на репродуктивной функции. Значительно реже встречается кариотип 48, ХУУУ, у его носителей имеются выраженные половые и соматические нарушения.
Довольно часты мутации, связанные с увеличением числа Х-хромосом при сохранении одной У-хромосомы. Впервые такое нарушение описано в 1942 г. Клайнфельтером, и синдром назван именем открывшего его ученого. В настоящее время в синдром Клайнфельтера объединяют все полисомии по Х-хромосомам при наличии одной У-хромосомы, чаще всего имеется только одна лишняя Х-хромосома. Так, в среднем один из пятисот мужчин имеет генотип 47, ХХУ. Значительно реже встречаются генотипы с большим содержанием Х-хромосом 48, ХХХУ; 49, ХХХХУ (описано более 100 случаев) и ХХХХХУ (единичные случаи). Присутствие дополнительных Х-хромосом фенотипически начинает проявляться по мере наступления полового созревания. Это выражается в нарушении проявления первичных половых признаков (недоразвитые уменьшенные яички с дегенерированным сперматогенным эпителием), что, в свою очередь, является причиной недоразвитости вторичных половых признаков, иногда у больных отмечается и умственная отсталость. Из-за малого содержания сперматозоидов в эякуляте больные обычно бесплодны. Степень выраженности симптомов пропорциональна количеству лишних Х-хромосом.
Очень редко (примерно 1 : 25 000) в генотипе одновременно присутствуют избыточные Х- и У-хромосомы (48, ХХУУ; 49, ХХХУУ). Фенотипически такие аномалии сопровождаются гипогонадизмом, слабоумием и агрессивностью.
Примером моносомии по половым хромосомам является синдром Шерешевского-Тернера. Впервые эту аномалию описал наш соотечественник Н.А. Шерешевский в 1925 г. Позднее (1938) ее независимо описал Д. Тернер, поэтому синдром назван по именам их обоих. Больные имеют генотип 45, ХО и женский фенотип, поскольку отсутствует У-хромосома, определяющая развитие половых органов по мужскому типу. Заболевание проявляется разнообразными нарушениями физического и иногда умственного развития. Диагноз ставится в тех случаях, когда одновременно имеются следующие признаки: гипогонадизм и недоразвитие половых признаков (как первичных, так и вторичных); врожденные соматические пороки развития; низкий рост (по Н.П. Бочкову и соавт., 1984). Частота появления детей с этим синдромом составляет 1 : 2500, однако среди спонтанных абортов доля выкидышей с моносомией по Х-хромосо-ме гораздо выше.
Отдельно следует выделить заболевания, при которых сочетается нормальный генотип мужского пола (44, ХУ) и фенотип наружных женских половых органов или сбалансированный женский генотип (44, XX), при котором наружные половые органы мужского типа. В первом случае речь идет о синдроме тестикулярной феминизации, описанном в клинической медицине задолго до XX в. Тогда его чаще всего обнаруживали во время хирургических операций в брюшной полости. Причиной этого заболевания является дефект или полное отсутствие рецепторов к мужским половым гормонам (андрогенам) в клетках зачатка наружных половых органов.
Проблемы пола рассмотрены в разделах, посвященных биологической и психосоциальной сущности пола, а также половой системе. Напомним, что для развития мужских половых органов необходимо воздействие тестостерона на зародышевые структуры, без них формирование органов идет по женскому типу, для которых никакие гормоны не нужны.
Андрогены вырабатываются интерстициальными эндокриноцитами яичка (клетками Лейдига), расположенными в интёрстиции (пространстве между семенными канальцами) яичка. Для того чтобы яички начали нормально развиваться, необходима деятельная активность гена 8КУ, локус которого находится в У-хромосоме. Обычно в конце восьмой недели внутриутробного развития под контролем этого гена синтезируется белок, направляющий развитие семенных извитых канальцев яичка и клеток Лейдига. Однако, для того чтобы тестостерон смог оказать воздействие на зачаток наружных половых органов и направить их развитие по мужскому типу, необходимо наличие у клеток зачатка белка-рецептора к тестостерону. Этот белок синтезируется под контролем особого гена, локус которого находится в одной из аутосом. Если рецепторный белок имеется, то тестостерон воспринимается клетками зачатка и развиваются наружные мужские половые органы, если такой белок отсутствует — развиваются наружные женские половые органы.
При синдроме тестикулярной феминизации развиваются нормальные яички (поскольку имеется У-хромосома и ген 8КУ нормально функционирует), которые продуцируют тестостерон, но не синтезируется белок-рецептор к тестостерону у клеток зачатка наружных половых органов. В результате эти клетки не способны воспринять тестостерон, и наружные половые органы развиваются по женскому типу. В результате рождается ребенок, который определяется как девочка и в дальнейшем воспитывается в духе соответствующих морально-этических норм.
Детям в возрасте 3-4 лет была сделана пластическая операция. В ходе последующих операций им были созданы члены, выведены яички, и они жили половой жизнью, их роль была мужской. Естественно, такие люди не могут иметь детей, а высокое содержание тестостерона (обладающего ко всему прочему сильнейшими анаболическими свойствами) обеспечивает им большую физическую силу, сопоставимую с мужской. Именно это обстоятельство дает достаточное основание организаторам женских спортивных соревнований снимать с них обладательниц мужского генотипа.
Противоположное по своим признакам заболевание носит название андрогенитального синдрома. Оно также связано с нарушениями эмбрионального развития половых органов, только у носителей не мужского, а нормального женского генотипа (44, XX). Если надпочечники не синтезируют один из кортикостероидов (кортизол), в качестве ответной реакции аденогипофиз выделяет большое количество АКТГ, стимулирующего деятельность коркового вещества надпочечников (подробнее об этом сказано в разделе, посвященном эндокринному аппарату). Под воздействием АКТГ надпочечники вырабатывают значительно большее количество кортикостероидов, в том числе и андрогенов, которые и определяют развитие наружных половых органов мужского типа. Поскольку у таких плодов отсутствует У-хромосома, у них формируются нормальные яичники, а из мюллерова протока, образуются внутренние женские половые органы.
Глава 4: психология и поведение представителей разных полов.
Психические расстройства, от аутизма до шизофрении, чаще затрагивают мужчин. С другой стороны, женщины менее защищены от депрессии. По американским данным, на протяжении жизни 21,3% женщин и 12,7% мужчин хотя бы однажды переживают период серьезной депрессии. Такая разница между полами появляется к 13 годам: до этого возраста мальчики чуть более склонны к серьезной хандре, чем девочки.
Но не все особенности мужчин складываются под влиянием только тестостерона. Гены Y-хромосомы стимулируют размножение в мозге так называемых дофаминовых нейронов. Их больше у мужчин, чем у женщин, и этим объясняется тот факт, что среди мужчин больше алкоголиков и наркоманов, а также то, что мужчины более склонны к поиску новых ощущений и к риску. Дофаминовые нейроны, кроме того, участвуют в развитии двигательных навыков и первыми страдают от болезни Паркинсона, которая вдвое чаще поражает мужчин, чем женщин.
Мозг женщины обрабатывает информацию о людях иначе, чем мозг мужчины. Женщины одарены способностью быстро, интуитивно оценивать человека. Они умеют "входить в положение", по малейшим намекам воспринимать чувства и мысли собеседника, предугадывать его намерения и реагировать эмоционально. Будучи настроенной на восприятие чужой точки зрения, женщина в любом конфликте способна видеть правоту обеих сторон, даже когда в конфликт вовлечена и она сама. Эти особенности восприятия создают основу для женской привязчивости.
Мужчины, напротив, предпочитают подходить к собеседнику с некоторой отстраненностью, а зачастую увереннее себя чувствуют не с людьми, а с неживыми объектами. В возрасте шести лет 99% девочек и лишь 17% мальчиков играют с куклами. Мальчики предпочитают играть с машинками и конструкторами типа "Лего".
Женский организм иначе реагирует на стресс, чем мужской. Он выбрасывает в кровь больше гормонов стресса и с трудом прекращает их производство, когда причина стресса уже устранена. Нормальную способность гормональной системы быстро отключать выделение гормонов стресса тормозит женский половой гормон прогестерон. Но длительное воздействие гормонов стресса вредит клеткам мозга, особенно клеткам гиппокампа, отвечающим за память.
Мало того, что женщины физиологически более подвержены стрессу, они и психологически слабее. Женщины склонны "пережевывать" неприятные ситуации и негативные чувства, особенно если они касаются взаимоотношений с близкими людьми или сослуживцами.
Один из исследователей проблемы пола предложил замечательную аналогию для сравнения сущности полов. Он уподобил женщину персику, у которого поверхность мягка и податлива, а внутри скрыт монолит косточки. Мужчину же он сравнил с орехом, у которого снаружи – твердая скорлупа, а внутри – мякоть. Возьмите орех и персик, и надавите ими друг на друга: мякоть персика прогнется под действием жесткой оболочки ореха – таковы отношения полов, по крайней мере с эволюционной точки зрения.
Женщина значительно более адаптивна, она способна изменяться, подстраиваться под внешние обстоятельства, привыкать, терпеть, мириться. Мужчина же, напротив, отнюдь не настолько приспособлен к адаптации. Пластичен и податлив его геном – эта мякоть ореха, но не он сам, выступающий здесь в роли скорлупы. Столкнувшись с проблемами, он в меру сил (в меру крепости своей скорлупы) сопротивляется им, однако в какой-то момент критическая точка оказывается пройденной, он трескается. Мужчины оказываются куда более уязвимыми, ранимыми и куда менее устойчивыми и неспособными к адаптации.
Исключительная черта женского мышления: женщина, в отличие от мужчины, всегда четко знает, чего она хочет. В этом смысле ее рассуждения в сравнении с мужскими представляют меньший интерес. Женщина знает, что должно получиться в ответе решаемой ею задачи, а потому она вполне может быть непритязательной в отношении корректности проводимых ею исчислений. У мужчины же совсем иная крайность: он никогда не знает конечного результата, не знает, к чему должен прийти, в каком-то смысле он не всегда может даже определить то, что сам же пытается доказать. Это дает ему большой простор в выборе путей, но ограничивает в шансах по достижению некоего результата.
Мужчина мыслит структурно, каждый его тезис – это не спонтанное наитие, а результат работы целой системы различных, но жестко структурированных относительно друг друга положений и установок. Женщина, напротив, не отягощена подобными ограничениями, она живо прислушивается ко всему, что произносится, живо реагирует на всё, что происходит.
Всего современная наука о человеке насчитала 109 различий между мужчинами и женщинами, и счет еще не закрыт.[2]
Глава 5: диагностика социально-психологических особенностей представителей разных полов.
Во время исследований были изучены некоторые социально-психологические свойства, особенности, качества девушек и юношей, которые формируются в процессе отношений между людьми, проявляются в них, оказывают влияние на возникновение новых отношений и определенных типов взаимодействия. Мной выявлялись отличия в структуре социальных и жизненных ценностей, ролевых позиций в межличностных отношениях, уровня самооценки, риска, волевого потенциала у представителей разных полов. Диагностика проходила по методикам, которые прошли отечественную апробацию и в последние десятилетия широко используются в практической деятельности . Следует отметить, что представленные исследования не охватывают всю палитру имеющихся диагностик и носят экспериментальный характер, а также проводились среди 20 ребят одного возраста.
Данный эксперимент помог определить личные, профессиональные и социально-психологические ориентации и предпочтения разных полов (см. приложение № 3). Анализируя данные данной диагностики, можно отметить: для юношей большую ценность представляют профессиональные, финансовые, физические направления, а для девушек – семейные, финансовые, профессиональные, социальные, общественные направления (см. диаграмму № 1).
Исследуя, так называемый, локус контроля, мы определяли его тип: интернальный или экстернальный. В первом случае человек убежден, что происходящие с ним события зависят от его личностных качеств и являются итогом его собственной деятельности. Во втором случае – человек убежден, что его успехи и неудачи результат внешних сил. Используя опросник, я выяснила, что в исследуемой группе девушки занимают среднюю позицию на континууме (с небольшим отклонением в сторону экстернальности). А юноши считают: достижения, производственные отношения, межличностные отношения зависят от их собственной деятельности, ну а здоровье, неудачи результат воздействия внешних сил (см. диаграмму № 2).
Диаграмма № 2.
Согласно мнения некоторых психологов, обращаясь к другому человеку, мы выбираем одно из возможных состояний нашего «Я»: Родителя, Взрослого, Ребенка. Исследовав соотношения этих трех «Я» у представителей разных полов, можно отметить: у 70% девушек преобладает «Ребенок», у 20% - «Взрослый» и лишь у 10% - «Родитель». Все юноши оказались в наибольшей степени «Детьми» (см. диаграмму № 3).
Диаграмма № 3.
Эмоциональная отзывчивость (социальная эмпатия) относится к высшим нравственным чувствам. Эмпатия в форме сочувствия или сопереживания связана с умением человека «проникать» в мир чувств других людей.
В разнообразных жизненных ситуациях эмоциональный отклик зависит от адекватности восприятия переживаний людей и эмоций животных, а также от представлений о вызвавших их причинах. Изначально в шкалу оценки эмпатии закладывается зависимость от пола и возраста: девушки обладают более высокими показателями. Проведенные исследования подтверждают данное положение: в группе исследуемых 80% девушек и 60% юношей имели высокие и средние показатели эмпатии.
Определив уровень самооценки, можно отметить: у девушек 60% , у юношей 40% имеют заниженную самооценку, доля ребят с завышенной самооценкой в два раза больше.
Риск понимается в данной методике как действие наудачу, в надежде на счастливый исход или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности. В целом среди испытуемых готовность к риску на среднем уровне, но у молодых людей (20%) показатели на границе с высокими.
Большинство юношей (80%) обладают средней силой воли: они готовы использовать обходной путь, хотя слово сове сдерживают, по доброй воле лишних обязанностей на себя не берут. Для девушек характерно больше полярностей: 20% обладают сильной волей, 40% средней и слабой.
Можно отметить, что проведенные исследования доказали, что в группе испытуемых действительно есть отличия в проявлении социально-педагогических особенностях личности, но, по моему мнению, эти отличия не принципиальны.
Заключение.
Работа над данной темой доказала, что исследуемые вопросы являются актуальными, интересными и востребованными в будущем. Изучение поведенческих, физиологических особенностей противоположного пола помогает лучше понять, а значит, и построить хорошие партнерские, семейные отношения.
Изучив современные данные, источники информации по этому вопросу, можно отметить: тема полов занимает умы ученых,биологов психологов давно и существует несколько противоположных точек зрения. И в обществе последнее время часто возникают споры: «женщина и мужчина с одной или с разных планет».
Описав половые различия, выявив и экспериментально изучив половые различия в процессах восприятия, в эмоционально-волевых, познавательных и личностных процессах, состояниях личности и ее свойствах, можно с определенной долей уверенности сказать, что действительно между представителями разных полов существуют отличия. Они обусловлены действием полового отбора и формировались в процессе эволюции человечества. Каждое, даже небольшое отличие помогало выживать в условиях жесткой борьбы за существование. Половые различия, являясь многомерным образованием, обеспечивают целостность механизма психической регуляции поведения и деятельности личности.
Изучив литературу по данному вопросу, проведя ряд психологических исследований в группе девушек и юношей моего возраста, я пришла к выводам: «Все же мужчины и женщины родом с одной планеты». Различия между мужчинами и женщинами зачастую слишком преувеличены, просто мужчины и женщины по-разному смотрят на мир и оценивают его, по-разному видят свое место в нем. Но, не смотря ни на что, гармонично дополняют друг друга.
Изучение данной темы я планирую продолжить в будущем и использовать полученные знания при построении партнерских отношений на работе, в семье и так далее.
Библиографический список:
М.: Вако, 2006.
Приложение № 1.
Джонатан ЛИК и Сара КИНЛИСАЙД. "The Times", 19 сентября 2005 года[7].
2.Мужчина не сможет по нескольку раз с небольшими промежутками времени смотреть даже очень ему понравившийся фильм, женщина же сможет делать это бесконечно.
3.Женщина не прикусывает сигарету зубами и не оставляет ее во рту, а всегда держит в руке.
4. Зевая, женщины прикрывают рот ладонью, а мужчины кулаком.
5. Здороваясь за руку, женщина почти не пожимает ее.
6. Оборачиваясь на зов, женщина обычно поворачивает только голову, мужчина же разворачивает практически весь корпус.
7. При просьбе показать руки мужчины протягивают открытые ладони, женщины же протягивают руки ладонями вниз.
8. У женщин преобладает грудной тип дыхания, у мужчин в этом процессе больше задействованы мышцы пресса.
9. Женщины не любят, когда у них свободны руки.
10. По горячей поверхности женщина идет на цыпочках мужчина наступает только на пятки.
11. Потягиваясь, мужчины раскидывают или поднимают руки, а женщины сгибают их в локтях, прижимая к бокам.
12. Пояс на халате женщины завязывают выше пупка, а мужчины - ниже.
13. Уши женщины затыкают пальцами, а мужчины - ладонями.
14. Чтобы отжать вручную мокрое белье, женщина берется за него ладонями вверх, мужчина - ладонями вниз.
15. Наматывая нитку на клубок, женщины мотают на себя, а мужчины от себя.
16. При падении или ударе женщина сразу хватается за больное место, мужчина же может просто валятся в той же позе, в которой и упал.
Приложение № 2
Некоторые половые отличия
Показатель | Пол | |
мужской | женский | |
Длина тела | Больше | Меньше |
Масса тела | Больше | Меньше |
Относительные размеры туловища | Меньше | Больше |
Длина конечностей | Больше | Меньше |
Ширина: плеч | Больше | Меньше |
таза | Меньше | Больше |
Размеры: грудной клетки | Длиннее, шире | Короче, уже |
живота | Короче | Длиннее |
Масса мышц | Больше | Меньше |
Толщина подкожной жировой клетчатки | Меньше | Больше |
Толщина кожи | Больше | Меньше |
Приложение № 3.
Заболевания, связанные с нарушением числа половых хромосом у человека
Норма и аномалия | Фенотип по полу | Комплекс половых хромосом |
Нормальный мужчина | Мужской | ХУ |
Нормальная женщина | Женский | XX |
Синдром Шерешевского-Тернера | Женский | ХО |
Синдром Клайнфельтера | Мужской | ХХУ |
Трисомия X | Женский | XXX |
Трисомия XV | Мужской | ХХХУ |
Тетрасомия X | Женский | хххх |
Тетрасомия ХУ | Мужской | ХХХХУ |
Пентасомия XX | Женский | ххххх |
Пентасомия ХУ | Мужской | ХХХХХУ |
Приложение № 4.
Экспресс-диагностика социальных ценностей личности
Назначение. Методика способствует выявлению личных, профессиональных и социально-психологических ориентации и предпочтений и может быть полезна как при выборе характера работы, так и при оценке работника в процессе найма и аттестации кадров.
Инструкция. Ниже предлагается 16 утверждений. Оцените для себя значимость каждого из них в баллах по схеме: 10 (неважно), 20, 30, 40 ... 100 (очень важно).
Опросник.
1. Увлекательная работа, которая доставляет вам удовольствие.
2. Высокооплачиваемая работа.
3. Удачная женитьба или замужество.
4. Знакомство с новыми людьми, социальные мероприятия.
5. Вовлечение в общественную деятельность.
6. Ваша религия.
7. Спортивные упражнения.
8. Интеллектуальное развитие.
9. Карьера.
10. Красивые машины, одежда, дом и т. д.
11. Времяпрепровождение в кругу семьи.
12. Несколько близких друзей
13. Работа, на добровольных началах в некоммерческих организациях.
14. Медитация, размышления, молитвы и т. д.
15. Здоровая сбалансированная диета.
16. Чтение, образовательной литературы, просмотр образовательных передач, самосовершенствование и т. п.
Обработка и интерпретация результатов.
Распределите баллы согласно таблицам (цифры в разделах - номера соответствующих утверждениях).
Профессиональные | Финансовые | Семенные | Социальные | Общественные | Духовные | Физические | Интеллек- туальные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Итого баллов:
| Итого баллов: | Итого баллов: | Итого баллов: | Итого баллов: | Итого баллов: | Итого баллов: | Итого баллов: |
Чем выше итоговое количество баллов в каждом разделе, тем большую ценность представляет для вас данное направление. При этом чем ближе друг к другу значения во всех восьми разделах, тем более разносторонним человеком вы являетесь.
Приложение №5
Диагностика парциальных позиций интернальности-экстернальности личности (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд)
Назначение. Настоящая методика направлена на исследование парциальных шкал локуса контроля.
Одной из важных интегральных характеристик самосознания, вызывающих чувство ответственности, готовность к активности и переживание «Я», является качество личности, получившее название локуса контроля. Существуют два крайних типа локуса контроля - инфернальный и экстернальный. В первом случае человек убежден, что происходящие с ним события зависят от его личностных качеств и являются закономерным итогом его собственной деятельности. Во втором случае человек убежден, что его успехи и неудачи - это результат внешних сил (везение, случайность, давление окружения, другие люди и т. д.). Любой индивид занимает определенную позицию на континууме, задаваемом этими полярными типами локуса контроля.
Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на каждый пункт опросника, используя одну из градаций 7-балльной шкалы:
Полностью -3 -2 -1 0 1 2 3 Полностью
не согласен согласен
Опросник.
1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека!
2. Большинство разводов происходит потому, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
3. Болезнь - дело случая. Если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
5. Осуществление моих желаний зависит от везения.
6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.
7. Внешние обстоятельства - родители и благосостояние - влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
10. Мои отметки в школе чаще зависели от случайных обстоятельств (например от настроения учителя), чем от моих собственных усилий.
11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их. И
12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
14. Если люди не подходят друг другу, то как бы ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут.
15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
20. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и, как делать.
23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
29. То, что со мной случается, - это дело моих собственных рук.
30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.
31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не приложил достаточно усилий.
32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, чего я хочу.
33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.
34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его
одевать.
35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.
36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
39. Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все старания.
41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
44. Большинство неудач в моей жизни произошли от неумения, незнания или лени и мало зависели от везения или невезения.
Обработка и интерпретация результатов.
Обработку заполненных анкет следует проводить по приведенным ниже ключам, суммируя ответы на пункты в столбцах «+» со своим знаком и ответы на пункты в столбцах «-» с обратным знаком.
Ключи
1. Ключ к шкале №1 к шкале И | ||
+ | - | |
2 | 1 | |
4 | 3 | |
11 | 5 | |
12 | 6 | |
13 | 7 | |
15 | 8 | |
16 | 9 | |
17 | 10 | |
19 | 14 | |
20 | 18 | |
22 | 21 | |
25 | 32 | |
27 | 24 | |
29 | 26 | |
31 | 28 | |
32 | 30 | |
34 | 33 | |
36 | 35 | |
37 | 38 | |
39 | 40 | |
42 | 41 | |
44 | 43 | |
2.Ключ к шкале №2 | ||
+ - - | - | |
12 | 1 | |
15 | 5 | |
27 | 6 | |
32 | 14 | |
36 | 26 | |
37 | 43 | |
3.Ключ к шале №3 | ||
+ | - | |
2 | 7 | |
4 | 24 | |
20 | 33 | |
31 | 38 | |
42 | 40 | |
44 | 41 | |
6.Ключ к шале №6 | ||
+ | - | |
4 | 6 | |
27 | 38 |
7.Ключ к шале №7 | |
+ | - |
13 | 3 |
34 | 23 |
4.Ключ к шале №4 | |
+ | - |
2 | 7 |
16 | 1 |
20 | 26 |
32 | 28 |
37 | 41 |
5.Ключ к шале №5 | |
+ | - |
19 | 1 |
22 | 9 |
25 | 10 |
42 | 30 |
Перевод в стены
После получения «сырых» баллов по шкалам следует перевести их в 10-балльную систему стандартных оценок в стенах. В этой системе средняя по нормативной выборке принимается за 5,5 стена, а половина стандартного отклонения приравнивается к одному стену. Таким образом, показатели нормального распределения могут быть преобразованы в стандартные оценки, не зависящие от размерности.
Шкала общей интернальности.
1 | От | -132 | До | -14 |
2 | От | -13 | До | -3 |
3 | От | -2 | До | 9 |
4 | От | 10 | До | 21 |
5 | От | 22 | До | 32 |
6 | От | 33 | До | 44 |
7 | От | 45 | До | 56 |
8 | От | 57 | До | 68 |
9 | От | 69 | До | 79 |
10 | От | 80 | До | 132 |
Шкала интернальности в области достижений.
1 | От | -36 | До | -11 |
2 | От | -10 | До | -7 |
3 | От | -6 | До | -3 |
4 | От | -2 | До | 1 |
5 | От | 2 | До | 5 |
6 | От | 6 | До | 9 |
7 | От | 10 | До | 14 |
8 | От | 15 | До | 18 |
9 | От | 19 | До | 22 |
10 | От | 23 | До | 36 |
Шкала интернальности в области неудач.
1 | От | -36 | До | -8 |
2 | От | -7 | До | -4 |
3 | От | -3 | До | 0 |
4 | От | 1 | До | 4 |
5 | От | 5 | До | 7 |
6 | От | 8 | До | 11 |
7 | От | 12 | До | 15 |
8 | От | 16 | До | 19 |
9 | От | 20 | До | 23 |
10 | От | 24 | До | 36 |
Шкала интернальности в семейных отношениях.
1 | От | -30 | До | -12 |
2 | От | -11 | До | -8 |
3 | От | -7 | До | -5 |
4 | От | -4 | До | -1 |
5 | От | 0 | До | 3 |
6 | От | 4 | До | 6 |
7 | От | 7 | До | 10 |
8 | От | 11 | До | 13 |
9 | От | 14 | До | 17 |
10 | От | 18 | До | 30 |
Шкала интернальности в производственных отношениях.
1 | От | -30 | До | -5 |
2 | От | -4 | До | -1 |
3 | От | 0 | До | 3 |
4 | От | 4 | До | 7 |
5 | От | 8 | До | 11 |
6 | От | 12 | До | 15 |
7 | От | 16 | До | 19 |
8 | От | 20 | До | 23 |
9 | От | 24 | До | 27 |
10 | От | 28 | До | 30 |
Шкала интернальности в области межличностных отношений.
1 | От | -12 | До | -5 |
2 | От | -6 | До | -1 |
3 | От | -4 | До | 3 |
4 | От | -2 | До | 7 |
5 | От | 0 | До | 11 |
6 | От | 2 | До | 15 |
7 | От | 5 | До | 19 |
8 | От | 7 | До | 23 |
9 | От | 9 | До | 27 |
10 | От | 11 | До | 30 |
Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни.
1 | От | -12 | До | -6 |
2 | От | -5 | До | -4 |
3 | От | -3 | До | -2 |
4 | От | -1 | До | 0 |
5 | От | 1 | До | 2 |
6 | От | 3 | До | 4 |
7 | От | 5 | До | 6 |
8 | От | 7 | До | 8 |
9 | От | 9 | До | 10 |
10 | От | 11 | До | 12 |
Построение профиля УСК
На профиле УСК прямая линия, проходящая через 5,5 стена, соответствует норме. Отклонение вверх по отдельным шкалам свидетельствует об интернальном типе контроля над соответствующими ситуациями, отклонение вниз - об экстернальном типе контроля. Таким образом, может быть оценен как общий тип контроля, так и соотношение показателей по отдельным шкалам между собой.
Общая интернальность. Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, чувствуют собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по этой шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство событий является результатом случая или действий других людей.
Интернальность достижений. Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем. Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
Интернальность неудач. Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неудачах, неприятностях и страданиях. Низкие показатели свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.
Интернальность в семейных отношениях. Высокие показатели означают, что человек считает себя ответственным за события семейной жизни. Низкий показатель указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.
Интернальность производственных отношений. Высокий показатель свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкий показатель указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, товарищам по работе, везению-невезению.
Интернальность межличностных отношений. Высокий показатель свидетельствует о том, что человек считает себя способным контролировать свои неформальные отношения с. другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Низкий показатель, напротив, указывает на то, что он не считает себя способным активно формировать свой круг общения и склонен считать свои отношения
Интернальность в отношении здоровья-болезни. Высокие показатели свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким показателем считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.
Приложение №6
Диагностика социальной эмпатии
Инструкция. Тест содержит 33 утверждения. Прочитайте их и по ходу чтения дайте ответ, вспоминая или предполагая, какие чувства в подобной ситуации возникали или могли бы возникнуть лично у вас. Если ваши переживания, мысли, реакции соответствуют тем, что предложены в утверждении, то в бланке ответов против соответствующего номера, совпадающего с номером утверждения, подчеркните ответ «да», а если они иные, то есть не соответствуют утверждению, то подчеркните ответ «нет».
Помните, что в тесте нет хороших или плохих ответов. Не старайтесь своими ответами произвести благоприятное впечатление. Свое мнение выражайте свободно и искренне, только в этом случае, вы получите действительное представление о своих психологических особенностях. Лучше давать тот ответ, который первым пришел вам в голову. Каждое последующее утверждение читайте после того, как ответите на предыдущее, старайтесь также не оставлять данные вопросы-утверждения без ответа.
Если у вас возникнут какие-либо вопросы, связанные с заполнением бланка, задайте их исследователю, прежде чем начнете работу по тесту.
Опросник
Обработка результатов
Цель обработки результатов - получение индекса эмпатийности (или эмпатических тенденций) испытуемого.
Чтобы получить индекс эмпатийности, нужно подсчитать количество ответов, совпадающих со следующим ключом:
Да 1, 5, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31
Нет 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33
Таким образом, индекс эмпатийности является суммой совпадений ответов по вопросам-утверждениям,1 предполагающим ответ «да», и по вопросам-утверждениям, предполагающим Ответ «нет».
Для определения уровня эмпатических тенденций предлагается таблица интерпретации индекса с учетом возраста и пола респондента.
Пол | Уровни эмпатических тенденций | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Юноши | 33-25 | 24-17 | 16-8 |
Девушки | 33-29 | 28-22 | 21-12 |
Анализ результатов
Эмоциональная отзывчивость на переживания других, называемая в психологии эмпатией, относится к высшим нравственным чувствам. Эмпатия в форме сочувствия или сопереживания (независимо от того, радости или печали) связана с умением человека «проникать» в мир чувств других людей. В разнообразных жизненных ситуациях эмоциональный отклик зависит от адекватности восприятия переживаний людей и эмоций животных, а также от представления о вызвавших их причинах. Такая отзывчивость становится побудительной силой, направленной на оказание помощи.
Приложение №7
Диагностика реальной структуры ценностных ориентации личности (С. С. Бубнова)
Назначение. Методика направлена на изучение реализации ценностных ориентации личности в реальных условиях жизнедеятельности.
Инструкция. Данный опросник направлен на исследование вашей личности и ваших отношений. Отвечайте по возможности быстро, долго не раздумывая над каждым вопросом. Помните, что плохих или хороших ответов нет, есть только ваше собственное мнение. Отвечать нужно «да» или «нет». В бланке ответов это соответственно «+» или «-», которые нужно проставить рядом с номером вопроса.
Бланк ответов
Номера вопросов | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | |
34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | |
45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | |
56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | |
∑ | |||||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI |
Опросник
Обработка и интерпретация результатов
Степень выраженности каждой из полиструктурных ценностных ориентации личности определялась с помощью ключа, представленного в бланке ответов. Соответственно этому подсчитывается количество положительных ответов во всех одиннадцати столбцах, а результат записывается в графе «?». По результатам обработки индивидуальных данных строится графический профиль, отражающий выраженность каждой ценности. Для этого по вертикали фиксируется количественная выраженность ценностей (по 6-балльной системе), а по горизонтали - виды ценностей.
Перечислим эти ценности в обобщенном виде:
Экспресс-диагностика уровня самооценки
Инструкция. Отвечая на вопросы, указывайте, насколько часты для вас перечисленные ниже состояния по такой шкале:
Очень часто - 4 балла
Часто - 3 балла
Иногда - 2 балла
Редко - 1 балл
Никогда - 0 баллов
Опросник
11. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
12. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
13. Я не чувствую себя в безопасности.
14. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
15. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
Обработка и интерпретация результатов
Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям. А теперь подсчитайте, каков общий суммарный балл.
Уровни самооценки:
Приложение №9
Диагностика волевого потенциала личности
Инструкция. Прочитайте приведенные вопросы и постарайтесь ответить на них с максимальной объективностью. В случае согласия с содержанием вопроса ставьте:«да»; при сомнении, неуверенности - «не знаю» (или «бывает», «случается»); при несогласии - «нет».
Опросник
1. В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна, независимо от того, позволяют ли время и обстоятельства оторваться и потом снова вернуться к ней?
2. Преодолеете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?
3. Попадая в конфликтную ситуацию (в учебе или в быту), в состоянии ли вы взять себя, в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию со стороны, с максимальной объективностью?
4. Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?
5. Найдете ли вы силы встать утром раньше обычного, как было запланировано вечером?
6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?
7. Быстро ли вы отвечаете на письма?
8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение стоматолога, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?
9. Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво рекомендуют врачи?
10. Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет вам немало хлопот, иными словами, являетесь ли вы человеком слова?
11. Без колебаний ли вы отправляетесь в путешествие (деловую поездку) в незнакомый город?
12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?
13. Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?
14. Отвлечет ли вас очень интересная телепередача от выполнения срочной работы?
15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам снова
противной стороны?
0бработка результатов
Ответ «да» оценивается в 2 балла; «не знаю» - 1 балл; «нет» - 0; затем суммируются полученные баллы. Если вы набрали:
Свинья под дубом
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Глупый мальчишка
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей