Нельзя понять науку «физика» не видя различия и предназначение наук «арифметика», «алгебра», «математика». На логике познания различия и общности этих наук строится методология подхода познания окружающего Мира, методология подхода решения возникающих теоретических и технологических задач.
Постараюсь дать ответы на следующие вопросы:
1 Что собой представляет характеристика объединения?
2 Что собой представляет арифметическое выражение?
3 Что такое арифметическая задача?
4 Что значит решить арифметическую задачу для реальных объединений?
5 На какие этапы разделяется решение арифметической задачи для реальных
объединений?
6 Что собой представляет образная арифметическая задача?
7 Что собой представляет абстрактная арифметическая задача?
Вложение | Размер |
---|---|
arifmeticheskaya_zadacha.docx | 138.73 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 3»
города Губкина Белгородской области
Арифметические выражения и их характеристики.
Арифметические действия. Арифметическая задача
Доклад приготовила:
Ученица 11 А класса
© Михайлова Евгения
педагог-наставник:
учитель физики
© Скаржинский Я.Х.
Введение
Нельзя понять науку «физика» не видя различия и предназначение наук «арифметика», «алгебра», «математика». На логике познания различия и общности этих наук строится методология подхода познания окружающего Мира, методология подхода решения возникающих теоретических и технологических задач.
В школе мы учимся решать в основном теоретические задачи. Итогом данного познания является сдача ОГЭ и ЕГЭ. Но именно скрытость логики различия и общности выше перечисленных наук создают трудности в подходе решения задач. Вся подготовка к ЕГЭ направлена на тренинг и запоминание шаблонов решенных задач. На это требуется большая трата времени. Предлагаю другой путь – путь простых логических понятий.
В своей работе я постараюсь объяснить, что такое «Арифметическая задача», что является фундаментом представления структуры задач в науках «алгебра», «математика», «физика» и других наук. Постараюсь дать ответы на следующие вопросы:
1 Что собой представляет характеристика объединения?
2 Что собой представляет арифметическое выражение?
3 Что такое арифметическая задача?
4 Что значит решить арифметическую задачу для реальных объединений?
5 На какие этапы разделяется решение арифметической задачи для реальных
объединений?
6 Что собой представляет образная арифметическая задача?
7 Что собой представляет абстрактная арифметическая задача?
Арифметические выражения и их характеристики.
Арифметические действия. Арифметическая задача
Самым простым арифметическим выражением является число, представленное в каком либо формате. Число является самой простой абстрактной характеристикой объединения1.
1 Формат чисел
Осуществлять запись чисел можно в разных формах – форматах. При этом их значение может быть как различно, так и одинаково. Как правило, действия над числами осуществляют по определенным правилам, методам, которые описаны в арифметике. Одно из правил гласит: перед тем как осуществлять действия с числами, приведите их к общему формату.
Рассмотрим представление чисел в различных форматах.
1.1 Целое число
Целые числа и действия над ними, как правило, не вызывают затруднения. Рассмотрим и повторим дробные числа и действия над ними.
1.2 Доли единицы
Какую-то «часть» от целого чего-либо, называют иногда «долей».
Под целой частью можно рассматривать яблоко, кусок ткани определенной длины, сосуд, наполненный жидкостью и т.д. В арифметике за целую часть принимают число 1, которое представляет собой единицу. Если запись осуществляют в виде выражений:
В таком случае соответственно говорят: вторая «часть» от целого числа
(единицы); четвертая часть от единицы; пятая часть от единицы; шестидесятая часть от единицы; сотая часть от единицы. Во всех этих случаях вместо «часть» говорят иногда «доля».
1.3 Дробное число
Одна доля или объединение нескольких одинаковых долей единицы называется дробью.
Примеры выражений дробных чисел:
1.4 Правильная и неправильная дроби
Дробь, у которой числитель меньше знаменателя, называется
правильной. Примеры выражений правильных дробей:
Дробь, у которой числитель больше знаменателя или же равен ему, называется неправильной. Примеры:
____________________
1 Понятие и определение об объединении в арифметике и точных науках излагалось в более ранних публикациях.
1.5 Смешанное число
Целое число вместе с дробью составляет смешанное число. Примеры выражений смешанных дробей:
2 Основные арифметические действия
Всякие действия над объединениями (их сложение, увеличение, уменьшение, раздробление, и т.д.) приводит к изменению их характеристик - численности тел образовавшегося нового объединении с новой характеристикой. Для получения предвиденной характеристики образовавшегося нового объединения осуществляют устно или письменно арифметические действия с арифметическими выражениями. Основных таких действий четыре: «сложение», «вычитание», «умножение» и «деление». Для осуществления таких действий над числами следует знать и использовать правила – методы.
Смысловая нагрузка данных методов для целых чисел не вызывает затруднений. Более сложные методы - методы действий для дробных чисел.
Для решения теоретических задач по алгебре, математике, физике этими методами необходимо владеть свободно.
3 Сложные арифметические выражения
Примеры:
а)
б)
4 Арифметическая задача
При изучении арифметики рассматривались реально существующие объединения. Например, стайка птичек, коробка с конфетами или ящик с яблоками и так далее, которым давалась простейшая числовая характеристика. При рассмотрении какого либо объединения, ставилась та или иная цель, например: «Определите, сколько конфет станет в коробке, если в неё добавить еще 15 штук?»; «Сколько яблок достанется каждому мальчику, если при дележке их будет четверо?». Таким образом, рассмотренные объединения описываются, характеризуются и в итоге ставится какая либо определенная цель. Это и является арифметической задачей. Арифметическая задача это описание реальных объединений с представлением характеристик и постановкой цели определения характеристики (числа в заданном формате) одного из представленного объединения. Структуру арифметической задачи можно представить на рисунке 1.
Рисунок 1
Пример задачи: На ветке растет 7 груш. Мальчик срывает 2 груши. Сколько груш осталось на ветке?
Рисунок 2
Арифметическая задача, представленная на рисунке 1, решается в два этапа (см. рисунок 3).
Рисунок 3
Первый этап можно назвать задачей 1го вида. Такая задача состоит:
1) Описание объединений.
2) Перечисление характеристик объединений, т.е. разнообразных
чисел представленных в определенных форматах.
3) Цель – составление арифметического выражения для определения характеристики указанного объединения.
По примеру представленной задачи итогом решения арифметической задачи 1го вида получаем арифметическое выражение в виде: «7 - 2».
Структуру арифметической задач 1го вида для реальных объединений можно представить на рисунке 4.
Рисунок 4
Превращая реальные действия над объединением в арифметические действия над числами (характеристиками), которые могут быть представлены в различных форматах, получают выражение. Полученное выражение из чисел и арифметических действий над ними называют арифметическим. Данное арифметическое выражение уже не является реальным, а является абстрактным.
Арифметическое выражение - разнообразие чисел, которые могут быть представлены в различных форматах, объединенных различными арифметическими действиями.
Достижением цели 1го этапа решения задачи является составление арифметического выражения, например «7-2». Данное выражение является абстрактным выражением.
На втором этапе решения задачи (задача 2го вида) является рассмотрение арифметического выражения, например «7-2», его преобразование и получение менее сложного арифметического выражения. Т. е. «7 – 2 = 3». Число «3» является характеристикой образовавшегося объединения, определение которой и была цель, сформулированной задачей.
Знания арифметических закономерностей методов действий над числами, арифметическими выражениями сложного вида, позволяют применить их в дальнейшем при решении задачи 2го вида, достичь поставленной цели. В таком случае «Арифметическая задача 2го вида это представление абстрактного арифметического выражения, его характеристика и постановка цели его упрощения методами преобразований для получения новой характеристики в виде числа в заданном формате».
Таким образом задача для абстрактного арифметического выражения (т.е. задача 2го вида) состоит:
1) Представление абстрактного арифметического выражения.
2) Перечисление характеристик данного выражения, т.е. формата разнообразных чисел, арифметических действий над ними.
3) Цель - нахождение характеристики образовавшегося объединения в
виде числа в заданном формате.
Структуру задачи 2го вида можно представить на рисунке 5.
Рисунок 5
Для формирования навыков применения методов преобразований
арифметических выражений сложного вида, решают арифметические задачи структуры 2го вида (см. рисунок 6).
Рисунок 6
Ориентация и знание структуры задачи позволяет построить новую методику подхода к её решению, а следовательно, и методику обучения.
Представление структуры задачи в науках «алгебра», «математика», «физика» и других наук опирается на фундамент структуры представленной в науке «арифметика». Они представлены в других публикациях.
В О П Р О С Ы
1 Какой формат чисел используется в арифметике для характеристики
объединений?
2 Что собой представляет арифметическое выражение?
3 Что такое арифметическая задача?
4 Что значит решить арифметическую задачу для реальных объединений?
5 На какие этапы разделяется решение арифметической задачи для реальных
объединений?
6 Что собой представляет образная арифметическая задача?
7 Что собой представляет абстрактная арифметическая задача?
Пятёрки
Лист Мёбиуса
Нора Аргунова. Щенята
Фокус-покус! Раз, два,три!
10 осенних мастер-классов для детей