Железнодорожная станция 3 класса Вязовая была сооружена в 1890 году, здание пассажирского вокзала кирпичное. Имелись залы ожидания 3 классов, телеграф, почтовое отделение, контора, касса, буфет, комнаты дам и мужчин, сени парадные, ламповая. Станция была одной из самых крупных и благоустроенных на дороге. Станционный поселок Вязовая относился к Юрюзанской волости Златоустовского уезда Уфимской губернии.
В начале XX века встал вопрос о необходимости строительства железнодорожной ветки от Вязовой до Катав - Ивановска одного из старейших городов, который в течение 150 лет был центром Катавского горнозаводского округа.
Вложение | Размер |
---|---|
История железнодорожной ветки Вязовая-Катав-Ивановск | 430.5 КБ |
«История железнодорожной ветки Вязовая-Катав-Ивановск»
Автор:
Горбачёва Яна Борисовна
Дата рождения 03.09.2004
Учеб. уч-е: МБУДО
«ЦДТ» г.Трёхгорный
Фотостудия «Трёхгорье»
Руковод. Мыльникова Л.В.
Трёхгорный 2018
Оглавление
История железно - дорожной ветки Вязовая - Катав-Ивановск
Горбачёва Яна Борисовна
МБУДО «ЦДТ» г.Трёхгорный
1. Введение
Строительство железных дорог получило бурное развитие в России после отмены крепостного права. За короткое время вся Российская империя покрылась сетью железных дорог. Транссибирская железнодорожная магистраль, историческое название Великий Сибирский Путь, пролегла через Евразию, соединив Москву с крупнейшими городами Сибири и Дальнего Востока. В 1901 году было открыто движение по всей Транссибирской магистрали. Протяженность Великого Сибирского пути составила 8380 верст. По скорости сооружения магистраль не имела себе равных. Она связала центр России с ее богатейшими восточными окраинами, после чего началось их бурное экономичес развитие. Урал - хребет России. А за ним лежат необъятные просторы Сибири. Стучат колеса по рельсам... Самара, Уфа, Златоуст, Миасс, Челябинск, Курган, Петропавловск... Это была грандиозная стройка. Через горы, тайгу, болота с лопатой, киркой, топором и пилой. И каждый участок этого великого железнодорожного пути это отдельно взятая история.
Объектом нашего исследования является строительство Транссибирской магистрали, предмет – строительство железнодорожной ветки Вязовая –Катав- Ивановский завод.
Цель исследования: изучить историю строительства ветки Вязовая – Катав – Ивановский завод.
Задачи:
- Собрать информацию о строительстве ветки Вязовая – Катав – Ивановский завод.
- Изучить литературу;
- Проанализировать собранную информацию
- Создать телепроект - видеофильм на основе исследовательских материалов.
Методы:
Поисковый, метод исторической реконструкции.
В исследовании были использованы следующие источники: архивные материалы краеведа Сурина Леонида Николаевича,фотографии.
Актуальность исследования заключается в заинтересованности людей историей Отечества.
Гипотеза: мы предполагаем, что создание телепроекта, позволит показать значение нашего края в историко-культурном наследии России.
Практическая значимость: в ходе исследовательской работы собраны исторические сведения, которые составили основу при написании работы. Материалы исследования могут найти применение в музейных экскурсиях, на уроках краеведения в школах.
История железно - дорожной ветки Вязовая-Катав-Ивановск
Горбачёва Яна Борисовна
МБУДО «ЦДТ» г.Трёхгорный
2. Основное содержание
Глава 1 Исторический обзор
1.1 До того, как появилась железная дорога, путь с запада на восток нашей страны занимал многие месяцы. Поэтому железнодорожный транспорт был единственной возможностью, позволившей связать просторы нашей родины. Транссибирская железнодорожная магистраль Транссиб или Великий Сибирский Путь (историческое название) - железная дорога через Евразийский континент, соединяющая Москву и крупнейшие восточно - сибирские и дальневосточные промышленные города России.
1891 год – начало строительства Транссибирской железнодорожной магистрали. Стоимость строительства Транссиба с 1891 по 1913 год составила 1 455 413 000 рублей (в ценах 1913 года). Всё строительство было осуществлено за счёт казны, без иностранных заимствований. Министром путей сообщения, курирующим строительство дороги, был М.И. Хилков. Почти все работы производились вручную, с помощью топора, пилы, лопаты, кайла и тачки. Несмотря на это ежегодно прокладывалось около 500–600 км железнодорожного пути. В разгар строительных работ на сооружении Транссиба было занято 84–89 тыс. человек. Сооружение Транссибирской магистрали осуществлялось в суровых природно- климатических условиях. В конце 19 века было решено построить Самаро-Златоустовскую железную дорогу как часть Транссибирской магистрали.
В сентябре 1890 года по железной дороге, связавшей Уфу со Златоустом прошел первый поезд.
1.2 Железнодорожная ветка Вязовая - Катав-Ивановский завод.
Железнодорожная станция 3 класса Вязовая была сооружена в 1890 году, здание пассажирского вокзала кирпичное. Имелись залы ожидания 3 классов, телеграф, почтовое отделение, контора, касса, буфет, комнаты дам и мужчин, сени парадные, ламповая. Станция была одной из самых крупных и благоустроенных на дороге. Станционный поселок Вязовая относился к Юрюзанской волости Златоустовского уезда Уфимской губернии.
В начале XX века встал вопрос о необходимости строительства железнодорожной ветки от Вязовой до Катав - Ивановска одного из старейших городов, который в течение 150 лет был центром Катавского горнозаводского округа.
На Катав-Ивановском заводе с 1880 года выпускались рельсы из бессемеровской стали. Завод считался одним из лучших в России. Рельсы поставлялись в Англию, а также на строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Из архивных источников мы узнали следующие факты о строительстве железнодорожной ветки.
В книге «Наша железнодорожная политика», выпущенной в 1902 году, в списке железных дорог, разрешенных к постройке в 1895-1902 годах, под номером 88 значится «Ветка от станции Вязовой до Катав-Ивановска». В «Кратком обзоре развития и деятельности Самаро-Златоустовской железной дороги за 25-летие», упоминается фамилия производителя работ, руководившего постройкой инженера Колобова.
В 1902 году управление Самаро-Златоустовской железной дороги приступило к сооружению ветки от Вязовой на Катав-Ивановск протяжением 34,75 версты (37 километров 71 метр в переводе на современные меры).
15 января 1903 года было открыто временное движение поездов от Вязовой до Юрюзань-Ивановского завода.
Строительство железнодорожной ветки шло с большими трудностями. в районе пруда берег был скалистым и круто уходил в воду. С восточной стороны пришлось с помощью взрывных работ сделать глубокую выемку, названную впоследствии ;телжими Юрюзани Третьим ущельем. На взрывные работы были израсходованы десятки пудов пороха и взрывчатки. Через реку Юрюзань по планам требовалось перекинуть с берега на берег железнодорожный мост. При сооружении береговых опор моста инженеры применили камеры-кессоны вот от этого французского слова, искаженного местным говором, и произошло слово «Тисонный мост» или просто — «Тисон», став памятником столетней давности. Такой же мост был построен через реку Катав у станции Катав-Ивановский Завод.
От Юрюзани до Катав-Ивановска железнодорожная ветка строилась более года. На конечной станции В Катав Ивановске было построено типовое здание железнодорожного вокзалак как и настанции Юрюзань-Ивановского завода. В приказе от 11 августа 1905 года «Об открытии на Катавской ветви временного пассажирского движения» говорится: «В дополнение временного приказа № 100 от 20 июля сего года объявляю по вверенной мне дороге, что, начиная с 25 августа сего года впредь до отмены, на Катавской ветви открывается временное пассажирское движение по расписанию для перевозки пассажиров лишь третьего класса.
Движение поездов по ветви допускается восьмиколесными паровозами. Всем поездам, следующим по ветви от Вязовой к Катав-Ивановскому заводу, присваивается нечетная нумерация, а поездам, следующим обратно - четная. Смешанные поезда №№ 605 и 606, в зависимости от перевозки почты, должны быть в движении между станциями Вязовая и Катав-Ивановский завод три раза в неделю - по вторникам, пятницам и воскресеньям. Для перевозки пассажиров и их багажа в смешанные поезда ставить по одному багажному (из переделанных товарных) и по два вагона третьего класса. В одном из них половина вагона предоставляется для перевозки почты. Поезда №№ 605 и 606 согласованы в Вязовой с пассажирскими поездами главной линии, а именно: № 605 - с №№ 3 и 19 от Челябинска и № 4 - к Челябинску. Товарные и рабочие поезда по Катавской ветви назначаются в движение начальником второго отделения по мере надобности. Этот приказ от 11 августа 1905 года подписал начальник дороги А. Свинцов, а также заверили своими подписями начальник службы пути и зданий инженер Чернай, начальник коммерческого отдела Морозов, начальник службы сборов Ванчаков и еще трое должностных лиц.
В августе 1905 года начали курсировать между Вязовой и Катав-Ивановском первые товарно-пассажирские поезда.
Глава 3 Технологическая карта создания видеофильма
Изучив материалы, мы начали работу над телепроектом «История железно - дорожной ветки Вязовая-Катав-Ивановск».
Используя метод исторической реконструкции, мы разработали технологию создания видеофильма.
Изучив источники, мы отобрали материалы, подобрали музыкальное сопровождение, написали сценарий1 фильма. Сделав сценарную раскадровку2 фильма, мы приступили к работе, используя собранный и систематизированный фотоматериал. Монтируя3 фильм, мы использовали программу Pinnacle Studio Plus 11, (См. приложение 2).
Следуя алгоритму монтажа видеофильма, мы произвели следующие операции:
1. Загрузили исходный материал на жесткий диск ПК.
2.Захваченные файлы открыли с помощью Pinnacle Studio
в режиме редактирования и перетащили файлы в окно «Фильм».
3.Разместили последовательно фото(jpeg) и видеоматериалы (mpeg),
4.Используя визуальные эффекты, создали видеоряд.
5. В конце фильма поставили переходы «Фейдер»
между кадрами «Растворение».
6.Установили титры наложением поверх кадра, используя переход «Растворение».
7. Наложили звук – голос диктора в формате wav.
8. Запустили режим вывода фильма предварительной записи в файлы AVI.
9. Наложили звук – фоновую музыку.
10. Запустили режим вывода фильма окончательной записи в файлы AVI и MPEG.
Закадровый текст озвучивала Горбачёва Яна. На основе результатов исследования мы создали телепроект.
3.Заключение.
В 2017 году железнодорожной ветке Вязовая - Катав - Ивановск исполняется 112 лет. Ее значение в течение многих лет для экономической жизни региона невозможно переоценить. Создавая телепроект мы хотели, чтобы учащиеся узнали об истории нашего края.
Премьерный показ фильма проходил в Центре детского творчества и был принят с большим интересом учащимися центра. Телепроект может использоваться на занятиях краеведения.
4.Вывод.
Интерес учащихся к телепроекту «От Вязовой до Катава» позволяет сохранить память и традиции Катав-Ивановского района и показать значение нашего края в историко-культурном наследии России.
_________________________________________________________________________________________________
1 Сценарий – это литературно-историческое произведение, написанное как основа для создания видеофильма.
2 Сценарная раскадровка - зарисовка схемы будущего фильма
3 Монтаж фильма – творческий и технический процесс в создании фильма, позволяющий в результате киносъёмки получить единое, композиционно целое произведение.
5. Список литературы
Приложение 1
Сценарий к исследовательской работе
«История железнодорожной ветки Вязовая – Катав-Ивановск»
До того, как появилась железная дорога, путь с запада на восток нашей страны занимал многие месяцы. Поэтому железнодорожный транспорт был единственной возможностью, позволившей связать просторы нашей Родины. В 1891 году – началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, дороги соединяющей Москву и крупнейшие промышленные города Сибири и Дальнего Востока. Шла дорога и через Урал - хребет России. Уфа, Златоуст, Миасс, Челябинск - это была грандиозная стройка. Протяженность Великого Сибирского пути составила 8380 верст.
Всё строительство велось за счёт государства. Министром путей сообщения, возглавляющим строительство дороги, был М.И. Хилков. На сооружении Транссиба было занято 89 тысяч человек и за год строительных работ прокладывали 600 километров железнодорожного пути.
В конце 19 века было решено построить Самаро-Златоустовскую железную дорогу как часть Транссибирской магистрали. И уже в сентябре 1890 года по железной дороге, связавшей Уфу со Златоустом прошел первый поезд.
На станции Вязовая - был открыт пассажирский вокзал, построенный из красного кирпича. В здании вокзала имелись залы ожидания 3х классов, телеграф, почтовое отделение, контора, касса, буфет, комнаты дам и мужчин, сени парадные, ламповая. Станция была одной из самых крупных и благоустроенных на дороге. Станционный поселок Вязовая относился к Юрюзанской волости Златоустовского уезда Уфимской губернии.
В начале XX века возникла необходимость строительства железнодорожной ветки от Вязовой до Катав – Ивановска, одного из старейших городов, который в течение 150 лет был центром Катавского горнозаводского округа.
На Катав-Ивановском заводе, который считался одним из лучших в России, с 1880 года выпускались рельсы. Они поставлялись за рубеж, а также шли на строительство Транссибирской магистрали.
Из архивных источников: «В 1902 году управление Самаро-Златоустовской железной дороги приступило к сооружению ветки от Вязовой на Катав-Ивановск протяжением 34 версты. 15 января 1903 года было открыто временное движение поездов от Вязовой до Юрюзань-Ивановского завода».
Строительство железнодорожной ветки шло с большими трудностями. В Юрюзань-Ивановском заводе, в районе пруда, берег был скалистым и уходил в воду. Для прокладки рельс, с помощью взрывных работ сделали глубокую выемку в скалах. Через реку Юрюзань при строительстве железнодорожного моста, при сооружении береговых опор инженеры применили камеры-кессоны. Вот от этого французского слова, искаженного местным говором, и произошло название «Тисонный мост», став памятником столетней давности. Такой же мост был построен через реку Катав у станции Катав-Ивановский завод.
Железнодорожная ветка от Юрюзани до Катав-Ивановска строилась больше года. И уже в августе 1905 года начали постоянное движение товарно-пассажирские поезда. В 2017 году железнодорожной ветке Вязовая - Катав-Ивановск исполняется 112 лет. Заметный след оставила наша железнодорожная ветка в исторической и экономической жизни края, в историко-культурном наследии России.
Приложение 2
Алгоритм создания телепроекта
Рис. 1. Загрузить исходный материал на жесткий диск ПК.
Захваченные файлы открыть с помощью Pinnacle Studio
в режиме редактирования и перенести файлы в окно «Фильм».
Рис.2.Разместить последовательно фото(jpeg) и видеоматериалы (mpeg),
Используя визуальные эффекты, создать видеоряд, поставить переходы между кадрами «Растворение»
Рис.3. Установить титры наложением поверх кадра, используя переход «Растворение».
Рис.4. Наложить звук – голос диктора в формате wav.
Рис.5. Запустить режим вывода фильма предварительной записи
в файлы AVI.
Рис. 6. Наложить звук – фоновую музыку. Запустить режим вывода фильма окончательной записи в файлы AVI и MPEG.
Астрономический календарь. Март, 2019
Всему свой срок
Почему Уран и Нептун разного цвета
Астрономы получили первое изображение черной дыры
На горке