Предлагаемая Вашему вниманию исследовательская работа посвящена теме: «Экология природы - экология души».
Мы все знаем, что 2017 год в России объявлен Годом экологии. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере,.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ekologiya_prirody-ekologiya_dushi.doc | 590.5 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением «Специальное профессиональное училище №1 закрытого типа г. Улан-Удэ Республики Бурятия»
Научная конференция школьников
«Шаг в будущее»
Проект
«Экология природы- экология души»
Выполнила: ученица 10 класса
Завьялова Виктория
Научный руководитель:
Тайшихина Людмила Федоровна,
социальный педагог, высшей
квалификационной категории.
г. Улан-Удэ.
2017
Содержание.
1.Введение - 3 -5
2.Основная часть - 5 - 8
3. Результаты исследования – 9-11
3.Заключение - 12
4.Список литературы - 13
5.Приложение - 14
Введение
Предлагаемая Вашему вниманию исследовательская работа посвящена теме: «Экология природы - экология души».
Мы все знаем, что 2017 год в России объявлен Годом экологии. Президент РФ подписал соответствующий указ 5 января 2016 года. Цель данного решения – привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что экология природы начинается с экологии души. Они не только взаимосвязаны, но и следуют друг за другом.
Будет грязной душа – будет загрязнена и экология нашей планеты.
Эта тема меня очень заинтересовала, потому что об экологии природы сейчас говорят, пишут много, и даже что-то делают, это хорошо , а вот об экологии души забыли.
Я заинтересовалась, так что же такое «экология природы» и «экология души».
Актуальность.
Проблема экологии одна из важнейших проблем современности. В последнее время активная деятельность человека приводит к заметному изменению окружающей среды на Земле.
Экономический рост, с точки зрения экологов, идёт дикими, необузданными шагами, не оглядываясь ни на что: зарабатывая деньги, бизнес губит леса, загрязняются и становятся безжизненными моря и реки, теряют плодородие почвы, участились пожары леса. Страна в погоне за экономическим процветанием приносит в жертву окружающую среду.
А что взамен? Потребительское отношение к природе приводит к «загрязнению» души человека, падению его нравственности, нарушению экологии самого человека, то есть ухудшению его физического и морального здоровья.
Учёные доказали, что различные нарушения поведения, а также до 80 % заболеваний прямо или косвенно связаны с факторами внешней среды.
Это тревожный сигнал, призывающий нас разумно относиться к окружающей нас природе.
Пришла пора осознать и понять, что человек не властелин природы, а её часть и выходец.
Гипотеза;
В нашей стране охрана природы является делом государственной важности. Все мы должны бережно относиться к природе, ко всему живому, соблюдать определенные правила поведения на природе. Этому нужно учиться, этому нужно учить! Учить любить , беречь и защищать природу нужно с детства, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей среде, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти человека.
«Человек должен жить в согласии с природой, человек не рождается с этим чувством, его надо в себе воспитать». В. Бианки.
Цель: формировать экологическую культуру и экологическую грамотность. Привлечь внимание воспитанниц к значимости экологических проблем.
Основные задачи проекта:
Объект исследования: воспитанницы Улан-Удэнского СУВУ
Дата исследования: Февраль 2017 года.
Методы исследования:
Ожидаемый результат:
Глава 1. Экологические проблемы вокруг нас.
1.1. Экология и мы.
Если экология – это наука об условиях существования всего живого в окружающем мире, включая взаимоотношения и охрану природы и человека, то предметом экологии души может являться охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.
Как о природе, так и о душе человека написано много стихов и рассказов.
Вот, что сказано в стихах Сергея Острового.
Человек - он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нем времени года,
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство цвета,
То с жестоким, то с добрым огнем.
Человек - он зима, или лето,
Или осень с грозой и дождем.
Все вместил в себя - версты и время,
И от атомных бурь он ослеп.
Человек - он и почва, и семя,
И сорняк среди поля, и хлеб.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночества? Встреч?
Человек - он ведь тоже природа -
Так давайте природу беречь!
Мы ― люди первой половины XXI века почти незаметно для себя оказались одновременно в роли свидетелей и виновников всех изменений, происходящих на нашей планете.
Природа-мать наградила нас всем необходимым для жизни: и воздухом, которым мы дышим, и солнцем, благодаря которому мы живем в «светлом» мире, и землею, по которой мы ходим . Она обеспечивает нас всем: древесиной, нефтью, газом, природными ископаемыми и так далее. Она заботится о человечестве, как любящая мать о своем ребенке, которая готова пожертвовать всем ради его счастья.
Давайте устроим мини-путешествие во времени. Перенесемся в глубь веков, когда не существовало на Земле ни заводов, ни фабрик, ни машин, ни компьютеров, ни высотных зданий и всего того, без чего наша жизнь сейчас кажется просто немыслимой.
Именно в это время люди ценили и уважали природу, с благодарностью относились к окружающему миру. Самое главное — несмотря на то, что людям приходилось частично губить природу, они все же ценили ее, молились Богам Солнца, Земли, Воды, совершали в их честь жертвоприношения.
К сожалению, в современный век нанотехнологий нам приходится видеть разрушение гармонии с природой.
Миллионы тонн нефти, природного газа, угля, торфа и других полезных ископаемых человек выкачивает из недр Земли, загрязняет атмосферу, реки, моря и океаны ядовитыми выбросами. И не задумывается о последствиях, ведь все эти дары природы когда-нибудь закончатся.
Возьмем, к примеру, озеро Байкал. Это самый яркий пример человеческой халатности. Начиная с 1950-х годов антропологическое воздействие на Байкал заметно повысилось. А все из-за выбросов заводов и фабрик, городов вблизи озера.
Человек бездумно загрязняет природу: выпил баночку сока или съел шоколадку, а мусор выбрасывает себе под ноги. Более 80 процентов лесных пожаров происходит из-за людской невнимательности. Давайте подумаем. Неужели мы настолько стали черствы и безжалостны, грубы и беспощадны, что не ценим того, что даровано нам Богом?
Представьте, что в одно утро мы проснемся и не увидим яркого солнца, растений и животных. Что с нами тогда будет?..
Природа и человек — единое целое, а значит, разрушая природу, человек разрушает и самого себя.
А ведь природа укрепляет нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчанье ручейка, таинственный шепот леса, с наслаждением любуемся раздолью полей, зеркальной гладью рек и озер или величественными громадами гор.
Все это нам щедро дает планета Земля, а взамен просит только одного бережного доброго отношения к сохранению природы, главное условие дальнейшего существования и развития цивилизации.
Сегодня ведутся споры о использовании ресурсов природы, Поэтому мы, должны научится не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять её и приумножать её богатства
По-моему, если каждый из нас будет соблюдать чистоту в среде своего обитания, мир станет намного лучше и краше. Уверена, человек опомнится и не допустит разрушения планеты, а значит, и жизни.
1.2. Охрана природы, чтоб нам жить в гармонии с природой.
Каждый человек от рождения имеет права на жизнь, свободу и стремление к счастью. Они гарантированы Конституцией Российской Федерации. Свои права на жизнь, отдых, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, человек реализует в процессе жизнедеятельности.
Экологическая политика России направлена на охрану и оздоровление окружающей среды, рациональное использование и возобновление природных ресурсов, сохранение и развитие социосферы. обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и экологическую безопасность человека.
Для решения природоохранительных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач создаются различные экологические фонды, организации и общества. Такие как:
- ВООП Всероссийское общество охраны природы. Основная деятельность, которой экологическое образование и воспитание населения. Пропаганда экологический знаний и здорового образа жизни.
- Международная организация «Гринпис», создана в 1967 году. Она протестует против испытаний ядерного оружия, загрязнения вод и загрязнения почв.
- Всемирный фонд по охране животных.
Также имеются организации в Бурятии, изучающие и охраняющие озеро Байкал это:
- Прибайкальский национальный парк;
- Байкальский исследовательский центр;
- Байкальская экологическая волна:
Все фонды, организации и общества по охране природы немыслимы без волонтёров.
Волонтёры — это активные люди, которые вместе с фондом добровольно и безвозмездно занимаются защитой природы.
Волонтёры не только сами помогают природе реальными делами, но и рассказывают тысячам людей о том, что можно сделать для решения экологических проблем уже сегодня, чтоб жить в гармонии человека с природой.
Мы должны помнить, что не на словах, а на деле надо заботиться об окружающей природе. Наш долг ― беречь природу и заботиться о ней, ведь это забота и о нас с Вами!
1.3 Экология природы начинается с экологии души.
К.Зелинский писал, что «Поведение человека в природе – это зеркало его души».
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!.
Именно благодаря душе мы знаем о морали, этике, слышим голос совести. Каждый человек на планете должен осознавать, для чего ему необходимо заботиться о себе, о других людях, о природе. Осознавая это, он никогда не станет разрушать себя самого и мир вокруг себя, ему это будет просто неприятно.
Какие же факторы влияют на формирование души: доброта, толерантность,
воспитание, любовь, дружба, культура, совершенствование души.
«Душа человека- это самый настоящий цветок»
Главные компоненты «Экологии души»:
- Благодарность – способность чувствовать и проявлять признательность на оказанное добро;
- Благожелательность - доброжелательность, приветливость;
- Благородство - высокое нравственное достоинство, безукоризненная честность, способность пренебречь личными интересами, открытость и совестливость.
- Благотворительность - обеспечение людей благами и услугами, оказание материальной, безвозмездной помощи нуждающимся.
- Вежливость - склонность к умению соблюдать правила приличия, воспитанность, учтивость.
А для того чтобы осознавать это, человеку нужно чаще задавать себе вопрос «Что для меня важно и ценно на самом деле? Будет ли это важно для меня через несколько дней, месяцев, лет?».
Высокая нравственность и духовность, основанная на общечеловеческих ценностях – самое ценное богатство человека, которое нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, которое каждый человек может формировать только своими собственными усилиями. Как говорил философ Сенека, «величие души должно быть свойством всех людей».
Глава 2. Исследовательская часть
2.1 Результаты социологического опроса
Исследовательская работа проходила в несколько этапов. Мы провели исследование в форме соцопроса и анкетирования воспитанниц с целью выяснения общественного мнения по теме: «Экологии природы - экологии души», их осведомленности об экологической ситуации.
Всего в исследовании приняло участие 26 воспитанниц Улан-Удэнского СУВУ.
Анкета содержала в себе 10 вопросов и имела следующий вид:
1.Как вы думаете, актуальна ли проблема загрязнения экологии?
2.Кто, по вашему мнению, виноват в возникновении этой проблемы?
3.Можете ли Вы дать определение экологии природы?
4.Влияет ли загрязнение экологии на поведение и здоровье человека?
5.Коснулась ли эта проблема Вас или Ваших близких, друзей, знакомых?
6. Как Вы думаете, что такое «экология души»?
7. Какая взаимосвязь между экологией природы и экологией души.
8.Участвовали ли Вы в общественных работах по очищению природы?
9. Какие организации Вы знаете по охране природы?
10.Ваши предложения - как можно решить проблему?
Для того, чтобы ответы давались максимально честными, анкетирование проводилось анонимно. Далее проводился подсчёт ответов и составление статистических диаграмм. Результаты сравнивались и анализировались.
Результаты социального опроса:
1.Как вы думаете, актуальна ли проблема загрязнения природы в Вашем городе?
Да- 65 %
Нет- 19 %
Не знаю -3 %
2.Кто, по вашему мнению, виноват в возникновении этой проблемы?
Человек- 88.5 %
Природа – 11,5 %
3.Можете ли Вы дать определение экологии природы?
Экология – это наука об условиях существования всего живого в мире, включая взаимоотношения и охрану природы и человека .
Верно- 77 %
Неверно- 23 %
4.Влияет ли загрязнение экологии на поведение и здоровье человека?
Да- 85 %
Нет- 11,5 %
Не знаю- 3,5 %
5.Коснулась ли эта проблема Вас или Ваших близких, друзей, знакомых?
Да ― 50 %
Нет ― 25 %
Не знаю - 25 %
6. Как Вы думаете, что такое «экология души»?
Чистота души - 61 %
Чистота природы – 27 %
Чистота души и природы – 12 %
7. Знаете ли Вы, какая взаимосвязь между экологией природы и экологией души.
Верно – 67 %
Неверно- 33 %
8.Участвовали ли Вы в общественных работах по очищению природы?
Да- 88,5 %
Нет- 11,5 % %
9. Какие организации Вы знаете по охране природы?
Общества по охране животных;
Организация по охране природы;
Фонд дикой природы;
10.Ваши предложения - как можно решить проблему?
2.2. Участия воспитанниц в экологическом воспитании.
В нашем учреждении проводится большая работа по экологическому воспитанию, профилактике вредных привычек, пропаганде здорового образа жизни.
Каждый день начинается с зарядки, а летом на свежем воздухе. Все мы принимаем активное участие в уборке территории, субботниках. С удовольствием работаем на огороде, выращиваем овощи, собираем урожай, радуемся результатам нашего труда.
Выезжая на отдых на Байкал, мы принимаем активное участие в акции «Чистый берег».
Вывод по главе 2.
Анализ, осуществленный на основе соцопроса, анкетирования, наблюдения показал, что, 85 % воспитанниц положительно относится к решению проблем по охране природы.
Знают, что такое экология природы и экология души, но к сожалению не все понимают об их взаимосвязи, около 15 % воспитанниц пока еще равнодушно относятся к данным проблемам, не осознавая возможных последствий. Отношение воспитанниц к проблеме экологии души не у всех ещё не сложилось, они не уверены в своих знаниях о глубине проблемы.
Сложнее всего воспитанницам было ответить на вопросы, актуальна ли проблема экологии души и как её можно решить. Исходя из этого, можно сделать предположение о недостаточной осведомлённости о проблеме, её сути и о том, что часть воспитанниц просто никогда о ней не задумывались. Скорее всего, это воспитанницы, которые прибыли в учреждение недавно, и только сейчас познают азы экологии.
Данный анализ проекта натолкнул нас на мысль о создании цикла творческих работ, проведение выставки литературы в библиотеке, проведение в дальнейшем занятий по данным проблемам.
Из вышесказанного, следует, что затронутая нами проблема особенно актуальна среди молодежи в современном обществе
Заключение.
Данный проект дал возможность привлечь внимание всех воспитанниц. Реализация проекта «Экология природы - экология души» позволила: расширить у них область экологических знаний и навыков и умение применять их в различных жизненных ситуациях.
На мой взгляд, было интересно узнать, что мы взаимодействуем с природой, прежде всего через наши потребности, начиная от физиологических и кончая самыми утонченными – духовно-нравственными. Мы нуждаемся в природе, а природа нуждается в нас, в активной деятельности человека, основанной на безусловном приоритете общечеловеческих ценностей.
В результате проведенных исследований я пришла к следующим выводам: моя гипотеза полностью подтвердилась: Все мы должны бережно относиться к природе, ко всему живому, соблюдать определенные правила поведения на природе. Этому нужно учиться, этому нужно учить!
Чтобы сохранить удивительный и многообразный мир природы нужно знать его и любить всем сердцем. И мы все должны приложить совместные усилия, чтобы сохранить его. Данный проект изменил мое мировоззрение. Сейчас мне 17 лет. Пока я просто ученица 10 класса. Я ещё не знаю, какую профессию я выберу. Но я знаю точно, что не хочу быть равнодушна к проблемам экологии природы - экологии души. Я постараюсь делать свои добрые поступки, активно участвовать в актуальных проектах, конкурсах, акциях, направленных убедить людей ценить нашу природу, и беречь наше здоровье.
Я готова изменить свой характер, свои принципы. Ведь никто не должен оставаться равнодушным к природе. Если хотим красивой природы вокруг себя, то сначала нужно начать с себя.
Я поняла главное, что любовь к природе – это великое чувство Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее.
И тогда мы все вместе сможем спасти нашу планету. Я искренне верю в это и считаю, что многие меня поддержат в этом решении!
Список литературы:
1..Михеев А.В., Константинов В.М. Охрана природы: учеб. для ССУЗ / — М. : Высш. шк., 1986 — 256 с.
2. Охрана природы: справочник / К.П. Митрошкин и др.; Под ред. К.П. Митрошкина — М.: Агропромиздат, 1987 — 269 с.
3. Денисова, Л. А Экологическая культура и экологические потребности как препятствия на пути к потребительскому отношению к природе и обществу / Л. А Денисова // Гуманитарные практики в современном социуме: модернизация и глобализация: сборник научных трудов. - СПб. : Изд-во Политех. Ун-та, 2011.- С.410- 412.
4. Кленин, П. В.Образовательно-воспитательные начала в системе Российского образования XXΙ века / П. В. Кленин // Аксиология массовой культуры: материалы XXΙ международной конференции «Ребёнок в современном мире. Детство и массовая культура 2.- СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2014. - С. 485-488.
5. Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека. Изд-во ВЛАДОС , 2003, - С. 18-21.
6. Дотто Л. Планета Земля в опасности. Изд-во «Мир» 1998 С- 43-45
7. Городецкая Н.А. Природе - заботу молодых Изд-во Лесная промышленность 1993
С. 8-13
Приложение
Анкета
1. Как вы думаете, актуальна ли проблема загрязнения экологии на сегодняшний день?
Да- 100 %
Нет - 0
2. Влияет ли загрязнение экологии на человека?
Да- 85 %
Нет- 11,5 %
Не знаю- 3 %
4. На ваш взгляд, какие экологические проблемы существуют?
Загрязнение атмосферы ― 43 %
Загрязнение окружающей среды ― 57 %
5. Нужно ли бороться с этой ситуацией?
Да ― 86 %
Нет ― 11 %
Не знаю – 3 %
6. Как часто вы бросаете мусор на улице?
Никогда - 57 %
Редко ― 23 %
Часто ― 11 %
7. Соблюдаете ли вы Зеленый закон на территории учреждения?
Да ― 100 %
Нет ― 0
8. Страдали ли вы от экологических проблем?
Да ― 66 %
Нет ― 25 %
Не знаю - 9%
9. Что такое на Ваш взгляд «Экология души»:
Чистота души - 62 %
Чистота природы – 27 %
Чистота души и природы – 11 %
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
10 осенних мастер-классов для детей
Сказки пластилинового ослика
Девчата
Земля на ладонях. Фантастический рассказ