Молоко — у славян один из главных видов пищи (наряду с хлебом), объект мифологических верований, магических ритуалов и защиты. Материнское молоко как «генетический» продукт наделяется сакральным значением; молочное родство охраняется обычным правом наряду с другими видами ритуального (искусственного) родства. Вместе с тем материнское молоко может ассоциироваться с греховным началом в человеке: по верованиям западных белорусов, душа умершего младенца, не успевшего попробовать «грешного материнского молока», идет прямо в рай (эти дети становятся ангелами на небе), а душа вкусившего молоко сначала попадает в чистилище.
Вложение | Размер |
---|---|
moloko.doc | 52.5 КБ |
Научно-практическая конференция
«Молоко – это здоровье и красота. Экспертиза с древних времён до наших дней»
Исследовательская работа по теме:
«Суеверия про
молоко»
Выполнила: ученица МКОУ Копанищенской СОШ
Зароченцева Ирина 8 класс, 14 лет
Руководитель: Иванкина Наталья Владимировна
Молоко — у славян один из главных видов пищи (наряду с хлебом), объект мифологических верований, магических Ритуалов и защиты. Материнское Молоко как «генетический» продукт наделяется сакральным значением; молочное родство охраняется обычным правом наряду с другими видами ритуального (искусственного) родства. Вместе с тем материнское Молоко может ассоциироваться с греховным началом в человеке: по верованиям западных белорусов, душа умершего младенца, не успевшего попробовать «грешного материнского молока», идет прямо в рай (эти дети становятся ангелами на небе), а душа вкусившего Молоко сначала попадает в чистилище.
Согласно болгарским этиологическим легендам, Молоко произошло от одной из трех голов змея лами: св. Георгий отрубил их, из них потекли три реки: Молоко, пшеница и вино. Словенская легенда говорит о том, что Молоко для людей спасла кошка: когда-то вымя у коров было на все брюхо и молока было, «как воды»; люди возгордились: бабы купали в Молоке детей да и сами умывались им. Тогда Бог отнял у коровы вымя, но кошки замяукали и упросили Бога оставить корове несколько сосков (известен аналогичный сюжет с хлебным колосом).
У всех славян Молоко обнаруживает связь с небом и атмосферными явлениями — дождем и молнией (громом). По древнейшим индоевропейским представлениям, дождь — это Молоко небесных коров-туч. Широко распространено убеждение, что пожар, зажженный молнией, можно потушить только Молоком (иногда — кислым, сывороткой, от черной коровы). В Болгарии популярны легенды, рассказывающие о том, как ведьмы стаскивают с неба луну и выдаивают ее, как корову; из лунного молока они сбивают чародейное масло. Ср. мотив луны в полесском заговоре: «Прибывай, молоко, с полного месяца, с ясной зари, золотой горы» . Карпатские украинцы верят, что на мифической Черной горе есть молочный источник навий; в сказках молочные реки текут в царстве мертвых; в поверьях восточных славян Млечный Путь — это дорога на «тот свет».
По болгарским поверьям, змеи очень любят Молоко и часто сосут коров или родильниц; у них очень «сильные» глаза, которыми они привораживают самых молочных коров. Чтобы расположить к себе домовую змею, ей ставили миску с Молоком. Так поступали не только болгары, но и словенцы, белорусы, украинцы, поляки. Вологодские крестьяне верили, что дьявол не может обмыться ни в реке, ни в колодце, ни в луже (потому что Спаситель освятил воду на Крещение), а может обмыться либо в воде, стоящей на столе, либо в пресном Молоке.
В магических действиях, направленных на повышение удоев Молока, широко используется уподобление Молока воде и символика текущей воды. Поляки Жешовского края совершали пасхальные обливания водой в убеждении, что без них Молоко у коров убывало или вовсе пропадало. Архангельские крестьяне, когда в Вербное воскресенье первый раз выгоняли скот вербовыми ветками, эти ветки затем опускали в реку или ручей, чтобы у коровы было больше Молока, а пастух с той же целью прятал в воду свой «отпуск». В Полесье обращались к колодцу: «День добрый, колодезь Максим, и ты, земля Татьяна, чтоб у коровки прибывало молоко, был сыр, сметана. В колодези вода жерлами, а у коровки молоко жирами» . В Вятском крае Молоко «отпирали» с помощью заговора: «...Бабушка Соломонидушка, Христова повивалушка, отопри у рабы Божьей Пеструшеньки молочко из жилочек — в вымечко, из вымечек — в сисечки, из сисечек — в подоенку» .
Магическим средством увеличения удоев считалась роса. Ср. в полесском заговоре: «Божа мати по росе ходит, росу собирает, этой корове споры наделяет». С помощью росы ведьмы и колдуньи могли также отобрать Молоко.
У южных славян «магии молока» была подчинена большая часть обрядов Юрьева дня, и особенно ритуал первого доения овец: доили в особую, украшенную цветами посудину, пропускали струю Молоко сквозь предметы, имевшие форму круга — венок, хлеб с отверстием, камень с отверстием, обручальное кольцо; бросали на дно подойника серебряные деньги, совершали обряд в воротах загона, украшенных цветами, ветками клена, кизила, шиповника. Первое надоенное Молоко выливали в текучую воду, чтобы целый год Молоко текло, как вода.
Отбирание Молока приписывалось ведьмам, колдунам и людям с дурным глазом. Для этого использовались разнообразные приемы: ведьма оборачивалась лягушкой или ужом и высасывала Молоко у коровы в купальскую ночь; собирала росу на чужом поле и давала пить своей корове; выходила во двор, махала на все стороны платком и говорила: «Коровки, коровки всяческой масти, пусть ваше молоко ко мне идет!» — после чего вешала платок в своем доме и с платка лилось столько Молока , сколько она хотела (западная Белоруссия). По поверьям, ведьма умела доить чужих коров и с помощью ножа, который она втыкала в соху или в столб, — Молоко стекало по острию ножа (восточные славяне), и с помощью метлы, которой она ударяла корову по вымени, забирая Молоко «на метлу», и с помощью корки хлеба, положенной под камень на дороге, по которой шло стадо, и затем скормленной своей корове (болгары), и с помощью следов коровы, над которыми она производила какие-то манипуляции (поляки), с помощью заговоров и многого другого.
Виновником порчи Молока могла быть пробежавшая под коровой ласка или пролетевшая под ней ласточка, от этого в Молоке появлялась кровь или оно делалось густым и тягучим.
Для защиты скота от порчи применялись разнообразные защитные действия и соблюдалось множество запретов и предписаний, регламентирующих обращение со скотом (содержание, кормление, выгул, случку, отел, куплю-продажу), с Молоком , молочной посудой, хлевом или загоном для скота, а также поведение пастуха. Например, выносимое из дома Молоко рекомендовалось солить, чтобы его не испортили (восточные славяне); при кипячении Молока строго следили за тем, чтобы оно не выкипело в огонь: от этого у коровы «высыхает» Молоко и трескаются соски; молочную посуду мыли целебными травами, окуривали ладаном, украшали цветами, выставляли под звезды и т.п.
Существовала целая система мер по преодолению наведенной порчи. Например, словенцы, чтобы вернуть корове Молоко, считали необходимым ударить ее штанами пастуха, дать ей хлеба, намоченного в воде из трех источников, повесить в хлеву жабу и т.п.
Если у кормящей женщины пропадало Молоко, сербы Попова Поля приносили воду и пропускали сосуд с водой через штанину брюк ее мужа, приговаривая: «Я обратил воду к воде и привел молоко к молоку. Мое молоко шло по горам, по высям и по разным травам, пока пришло ко мне!» Русские омывали водой родильницу и новорожденного: первую — «на обилие молока», второго — «на долгую жизнь».
Само Молоко наделялось магическими благотворными свойствами и широко использовалось в народной медицине и в качестве оберега. Например, сербы в Поморавье молоком поливали полазника; словенцы умывались Молоком, чтобы быть молодыми и красивыми; восточные славяне обливали молоком новорожденного; смазывали Молоком косяки дверей и окон в случае стихийных бедствий и т.п.
Список использованной литературы:
Петушок из русских сказок
Сказка об осеннем ветре
Лавовая лампа
Мороз и заяц
Лист Мёбиуса