Описание творческого проекта в свободном стиле.
Вложение | Размер |
---|---|
velomobil_next.docx | 352.8 КБ |
Управление образования Исполнительного комитета
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
МБОУ «СОШ №28»
Творческий проект
«Веломобиль Next»
Выполнили учащиеся 7б класса
Иванов Роман
Гатиев Салават
Руководитель:
Сагиров Артур Зуфарович
2013г.
Начало
Придя в первый раз в школьную мастерскую мы не могли не заметить странный красный драндулет непонятной конструкции с велосипедными педалями, на трёх колёсах. Но спросить, что это такое постеснялись. А потом просто привыкли к нему как к предмету интерьера, и…забыли.
Но вот однажды, весенним погожим днём, наш преподаватель сказал, что техника должна жить в движении, а не умирать, пылясь в углу, и предложил накачать спущенные колёса и прокатиться…
Первое время впечатления от покатушек были эйфоричные, но в какой-то момент стало понятно, что нет предела совершенству и конструкцию можно (и нужно) усовершенствовать. Было принято решение строить веломобиль по своему проекту…
Проектирование
Первым делом нужно было определиться с критериями.
1.Простота и технологичность конструкции.
2.Простота изготовления.
3.Приемлемые эксплуатационные качества.
Можно было конечно, поизобретать велосипед ” самим, но ведь не в средние же века живём. Перелопатили кучу журналов «Моделист конструктор», «Техника Молодежи» и «Юный техник», пошарили во Всемирной ПАУТИНЕ…
Просмотрели и изучили массу конструкций, компоновок и схем. Подковались теорией.
Тест-драйв ,,Дебюта”(красного веломобиля) тоже дал нам немало пищи для размышлений. Так как он был первым изготовленным в нашей школьной мастерской, кое какие тонкости было невозможно предусмотреть до проведения ходовых испытаний. Вот эти тонкости мы и постарались учесть в нашей работе. Практика показала что устойчивость зависит от того на какой высоте расположен центр тяжести конструкции с седоком, чем ниже-тем устойчивее. Кроме того переднее колесо ,,Дебюта” оказалось недогруженным, из-за всё того же центра тяжести, расположенного почти над задней осью. Следствием этого стала пробуксовка при трогании с места и невозможность подъёма на склон более 15 градусов. Кроме выше перечисленного рама замысловатой формы имеет немалый вес, что ни есть хорошо.
Компоновка с передним ведущим колесом нам показалась очень удачной с точки зрения простоты изготовления и управляемости. С небольшими изменениями принимаем её для своего проекта.
Учебный год закончился, начались каникулы. Перетряхнув содержимое родительских гаражей мы обнаружили немало полезного велохлама, который и стал стройматериалом для осуществления нашего проекта.Отцы отнеслись к нашей затее с пониманием и даже помогли с доставкой всех этих сокровищ в мастерскую.
Изготовление
К началу учебного года в нашем распоряжении было: полтора сломанных велосипеда «КАМА», две с половиной рамы от «САЛЮТА», два автомобильных руля, водительское сидение от ВАЗ-2107 и отслужившая своё детская складная коляска.
Ну очень хотелось поставить на своё творение кресло от «семёрки» и «баранку» от машины. Но все эти излишества сильно усложнили бы и утяжелили конструкцию и мы, собрав волю в кулак и мысленно смахнув мысленно накатившуюся скупую мужскую слезу, мужественно расстались с этими «предметами роскоши».
Первым делом мы приступили к изготовлению «силовой установки» нашего веломобиля, совместили велосипедную каретку с педальным узлом и переднюю вилку, получив в итоге ведущую и управляющую часть всей конструкции.
Следующим этапом стало сотворение рамы. Принципиальную схему мы бессовестно «сдули» с детского трёхколёсного велосипеда: Хребет + перекладина.
Хребтом стала лишённая узла для складывания и удлинённая трубой подходящего диаметра рама от велосипеда «КАМА». Перекладину сотворили из трубы квадратного сечения, в прошлом она была ножкой от старой списанной парты.
Из такой же трубы сделали удлинители на каждый конец перекладины, дабы таким образом отодвинуть назад ось задних колёс для лучшей развесовки по точкам опоры.
Так как идея о том, каким образом крепить к раме задние колёса ещё не сформировалась,(а копировать с «Дебюта» во первых не хотелось, а во вторых там использовались нестандартные, сделанные по заказу из дефицитного материала детали) решено было заняться изготовлением сидения. Не стали мудрить лукаво, решили воспользоваться опытом шедших впереди. Ещё раз пролистали журналы, глянули в СЕТЬ… и убедились, не ищи пророка на чужбине, лучший вариант на «Дебюте». Несложно в изготовлении и практически невесомо. Вобщем скопировали, слегка уменьшив ,,подголовник” что бы снизить парусность. Обшивку сидения скроили из толстой и плотной хлопчатобумажной ткани. Получилось симпотичненько.
А вот идея крепления задних колёс пришла как говориться откуда и не ждали. На досуге(прямо как у классика ,,дело было вечером”) решили проревизировать педали, разобрать, проверить состояние подшипников, смазать и отрегулировать. Разобрав, обнаружили, что конусы по которым бегают шарики подшипников у педалей и колёс имеют одинаковый размер. Но если бы всё было так просто, было бы не интересно. Накинули на ось колесо, а оно не надевается: внутренний диаметр ступици колеса на 1.5мм меньше диаметра оси педали. Ось обтачивать нельзя – прослабнет. Обмерили ступицу – стенка толстая, можно смело рассверливать на 3-4мм. Так и сделали. Но оси всё таки пришлось доработать, нарезать по нескольку витков резьбы, чтобы иметь возможность регулировать подтяжку подшипников.
Как же теперь всё это закрепить на раме? Очень просто: оси педалей изначально вворачиваются в верхние резьбовые головки шатунов. Мы срезали такие головки с пришедших в негодность деталей и приварили их к удлинителям. Вкрутили в них педальные оси на которые надели колёса. Наше творение встало на ,,ноги”.
Испытания
Само собой терпения ждать, когда будет готова попона для сидения, не было, очень хотелось попробовать ЕГО на ходу. Настелили на каркас сидения дощечки и вперёд.
Первый пробный заезд подтвердил что мы всё делали правильно: трогался без пробуксовки, уверенно взбирался на склон, чётко рулился не обнаруживая желания опракинуться. Осталось только «навести марафет», покрасить раму и обтянуть сидение.
Заключение
Раму покрасили в два цвета (салатовый и белый) обычной эмалью из балончика. На каркас сидения натянули чехол из светлой плотной ткани. Получилось красиво.
Было решено дать нашему веломобилю имя Next (Следующий).
Так как окончание работ пришлось на середину октября, у нас была возможность вдоволь покататься по окрестностям. При этом обнаружился ещё один «побочный эффект» нашего веломобиля: он привлекает внимание и вызывает у окружающих только положительные эмоции.
Рисуем белые грибы пастелью
В Китае испытали "автобус будущего"
Кто самый сильный?
Сорняки
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды