Закончилась долгая полярная ночь. Выглянуло долгожданное солнышко. Наш поселок засиял искрящимися кристаллами снега. Не смотря на то, что температура воздуха не поднимается выше ноля градусов, с крыш побежали маленькие ручейки.
Капелька за капелькой они превращаются в блестящие сосульки. Как будто
Ямал Ири подшучивает над нами и дразня развесил на крыши домов сказочные леденцы. Они такие красивые и яркие, что так и просятся к нам в рот. Но родители нас
предупреждают, что сосульки вредны и опасны. Может они лукавят? Родителям
свойственно преувеличивать опасности.
Вложение | Размер |
---|---|
Сосулька - индикатор окружающей среды | 108.26 КБ |
Ямало-Ненецкий автономный округ Приуральский район село Белоярск Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа села Белоярск |
Исследовательская работа |
Сосулька – индикатор чистоты окружающей среды села Белоярск Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа |
с.Белоярск |
Содержание
Введение 2-5
Глава 1 «Книга поможет в труде выручит в беде 5
Глава 2 Ледяная бахрома разукрасила дома 5-6
Глава 3 Из чего же, из чего же, из чего же сделаны 6-7
наши сосульки?
Вывод 7
Использованная литература 8
Приложение 9-18
Введение
Закончилась долгая полярная ночь. Выглянуло долгожданное солнышко. Наш поселок засиял искрящимися кристаллами снега. Не смотря на то, что температура воздуха не поднимается выше ноля градусов, с крыш побежали маленькие ручейки.
Капелька за капелькой они превращаются в блестящие сосульки. Как будто
Ямал Ири подшучивает над нами и дразня развесил на крыши домов сказочные леденцы. Они такие красивые и яркие, что так и просятся к нам в рот. Но родители нас
предупреждают, что сосульки вредны и опасны. Может они лукавят? Родителям
свойственно преувеличивать опасности.
Для того чтобы выяснить ситуацию мы провели анкетирование среди взрослых и школьников МОУ Школа с.Белоярск. Из 53 опрошенных все хоть раз в жизни пробовали сосульки, 49 респондентов знают, что вредны и они опасны. В чем заключается вредность сосулек, все 100% ответили, что можно заболеть, но из числа опрошенных заболели лишь два ученика, взрослые же вообще не припомнили случаи того, что болели после употребления сосулек. Результаты анкетирования нас запутали совсем. Вопросов возникло еще больше, чем было. Ответить на них мы и попытаемся в исследовательском проекте.
Гипотеза исследования: Если изучить состав ледяных сосулек, то можно узнать о
состоянии окружающей среды.
Предмет исследования: ледяные сосульки нашего села.
Объект исследования: состав ледяных сосулек.
Цель исследования – изучить состав сосулек, как индикатора состояния окружающей среды села Белоярск.
Задачи:
1. Провести интервьюирование обучающихся и родителей МОУ Школа с. Белоярск.
2. Составить тезаурус понятия «сосулька».
3. Опытным путем определить состав ледяных сосулек.
4. Сделать вывод о состоянии окружающей среды нашего села по составу сосулек.
5. Провести классный час «Почему сосульки вредные?», на котором познакомить учащихся 4 «в» класса с результатами исследования.
6. Разместить информацию «Осторожно! Сосулька!» на сайте школы.
7. Выпустить и распространить листовки «Осторожно! Сосулька!».
Методы исследования:
Время проведения исследования: январь 2017 г. - апрель 2017 г.
Социологический опрос
В нашем классе 19 учеников. На мой вопрос «Пробовали ли они сосульки?» 15 школьников ответили утвердительно. Четверо дали отрицательный ответ. На
вопрос «Почему не пробовали?» школьники ответили, что ругают (4), грязные (4), в них есть микробы и можно заболеть (по 2 человека соответственно). Не смотря
на то, что в нашем классе большинство школьников пробовали сосульки, всё же
было отмечено, что они вредны. Но на вопрос почему, лишь трое из опрошенных
могли дать какоето пояснение. 8 респондентов считают, что по сосулькам нельзя
оценить состояние окружающей среды нашего села, 4 человека не знают, а вот 7
наших одноклассников не исключают, что сосульки могут быть индикатором
окружающей среды.
Из 34 опрошенных взрослых все 100% пробовали сосульки в детстве. Причины этому были различны от простого любопытства до жажды.
На вопрос «Пробуете ли Вы сейчас сосульки?» все так же однозначно сказали «Нет» (100%). А вот на вопрос:«Почему?» наши родители и учителя ответили, что стали
большими (взрослыми),(21 чел.), стали умнее (8 чел.), знаем о вредных микробах
(5 чел.). На вопрос «Можно ли сосульки использовать как индикатор окружающей
среды?» большинство взрослых не задумывались над этим вопросом (17), 7
ответили, что вопрос интересный, 5 респондентов ответили «скорее всего, да». И 5
человек смогли пояснить предположительное влияние окружающей среды на состав сосулек.
Вывод. Этот опрос показал, что почти все хоть раз в жизни пробовали сосать или
грызть ледяные сосульки. Большая часть из опрошенных взрослых не задавалась вопросом «Можно ли по составу сосулек оценить состояние окружающей среды?». В
результате опроса мы подтвердили актуальность и новизну нашего исследования.
Глава 1. Книга поможет в труде, выручит в беде
На ненецком языке салаба' нарыла"ма, а на русском сосулька. [2] Что же это такое? Почему она так называется? За ответом на эти вопрос мы отправились в школьную библиотеку. Изучив различные словари и справочники мы составили тезаурус понятия «сосулька» (приложение 1).
Тезаурус – это систематизированный набор данных о какой-нибудь области знаний. Совокупность терминов, описывающих данную предметную область. [10]
Мнения всех авторов русских словарей в определении ледяной сосульки, совпадают: «Сосулька - заостренный книзу ледяной стержень, образованный при стоке жидкости». [4] В нашей местности мы можем наблюдать за сосульками, состоящими из воды.
Глава 2. Ледяная бахрома разукрасила дома
Из средств массовой информации мы узнали, что каждую весну ледяные сосульки превращаются в катастрофу для жителей городов и посёлков и с ними ведутся настоящие бои. Так общественный народный фронт города Салехарда выявил, что самые опасные улицы нашей столицы, это Подшибякина и улица Броднева. [11] В нашем селе больше всего сосулек обнаружено на здании больницы по улице Брусничная. Кроме того именно там они оказались и самыми большими (приложение 2). Весна, это то время года, когда сосульки имеются на каждой крыше. Поэтому нам не составило труда принести их для дальнейшего изучения.
Мы провели сравнительный анализ сосулек, принесенных из дома. Результаты представлены в таблице 1 (приложение 2)
Вывод. Наше исследование показало, что сосульки-гиганты вырастают и в нашей местности. Как видно из таблицы, чем больше сосулька, тем она тяжелее. Такие сосульки долго не могут удержаться на карнизах и падают, разбиваясь на мелкие осколки. Это явление очень опасно для жизни человека.
Глава 3. Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши сосульки?
Не смотря на то, что мы узнали, что сосульки опасны и могут нанести увечья человеку, нам надо было выяснить главный вопрос «Можно ли по сосулькам определить состояние окружающей среды нашего села?» За ответом на этот вопрос мы отправились в школьную лабораторию. Герасимова Надежда Юрьевна, наш руководитель внеурочной деятельности «Мир под микроскопом» рассказала нам, что для дальнейшего изучения вопроса нам необходимо, чтоб сосульки растаяли. Мы поместили их в специальные поддоны и пока шли уроки они практически полностью растаяли. Каково же было наше удивление, когда мы увидели, что вода, из которой состояла красивая, сверкающая сосулька была грязная. Все образцы сосулек были сравнены с эталоном дистиллированной водой. Результаты органолептического анализа воды из растаявших сосулек представлены в таблице 2 (приложение 2).
Из литературных источников мы узнали, что в замёрзшей воде болезнетворные микробы жить не могут! [1] В школьной лаборатории мы провели исследование образцов воды от растаявшей сосульки под стереоскопическим микроскопом.
Рассмотрев сосульки, мы обнаружили, во всех образцах присутствуют различные включения. В образце №1 невооруженным глазом они не видны, но под микроскопом мы увидели мелкие пылинки и волосинки. В образце №2 хорошо просматривались включения сажи и песка. Образец №3 был самым грязным, в нем было очень много кусочков древесины, сажи, смолы, копоти и грязи. Образец источал запах горюче-смазочных материалов.
Как оказалось, в каждой из сосулек есть примеси. Больше всего примесей обнаружено в образце под номером три. Эту сосульку мы сняли с крыши дома Новак Ольги Михайловны, нашей классной руководительницы. И не удивительно, дом расположен на перекрестке дорог, здесь рядом находятся гаражи и по всей видимости это повлияло на чистоту снега на крыше дома.
Самая чистая была сосулька под номером один. Её принес Серебряков Дмитрий. Он живет по улице Южная, у речки, там транспорт бывает реже и снег на крышах чище. Но тем не менее примеси все же присутствуют.
Все образцы сосулек не пригодны для употребления в пищу. Следовательно, все сосульки показывают, что в окружающей среде нашего села имеются различные примеси, которые попадают и накапливаются в снеге на крышах. Сосульки, которые формируются рядом с дорогами, впитывают в себя выхлопные газы от автомобилей, соли тяжелых металлов. Сосульки на крышах домов у котельной собирают крупную угольную пыль, продукты горения – различные смолы и сажу, а значит, являются очень опасными для здоровья человека.
Вывод
В ходе исследования выяснили, что состав сосулек зависит от того, где она сформировалась, находится ли она рядом с автомобильной трассой или же котельной. Сосульки образуются из таявшего снега, который накапливает в себе различные примеси из окружающей среды, в том числе сажа, копоть, продукты сгорания горюче-смазочных материалов выхлопных газов. А это значит, что сосульки могут быть использованы в качестве индикатора при определении состояния окружающей среды. Сосульки села Белоярск показали, что в окружающей среде содержатся вредные вещества, но какие и на сколько мы изучим в следующем проекте. Гипотеза доказана.
В ходе изучения сосулек мы провели классный час «Внимание! Сосулька!» По результатам нашего исследования выпустили листовки «Осторожно! Сосулька!» (приложение 3). Разместили информацию «Осторожно! Сосулька!» на сайте школы. Оформили фотоотчет нашего исследования.(приложение 4)
Список использованная литература и интернет-ресурсы
Новосибирский государственный университет, словарь справочник по информатике
Приложение 1.
Тезаурус понятия «СОСУЛЬКА»
СОСУЛЬКА
сосульки, ж. 1. Обледеневшая при стоке жидкость в виде заостренного книзу стержня. Сосульки на крышах. Борода в сосульках. 2. То, что можно сосать, соска (обл.). Хлебная сосулька. 3. перен. О ничтожном или слабом, хилом человеке (презрит.). Сосульку, тряпку принял за важного человека! Гоголь. [6, 9]
СОСУЛЬКА
сосулька [сосулька] 1. ж. Заостренный книзу ледяной стержень, образовавшийся при стоке жидкости. 2. ж. разг.-сниж. Ничтожный, жалкий, хилый человек.[5]
СОСУЛЯ
Сосуля, сосулька, -лечка - что можно сосать, или чему дан такой вид, наружность, будто оно назначено для соски, сосанья. 1. Хлебная, пряничная сосулька, медовая сосулька - палочка. 2. Ледяная сосулька - намерзшая вода, капель. 3. Каменные сосульки - капельник, сталактит. 4. Сосулька - растение дремлик, лесная-чемерица. 5. Сосун, сосунья, сосунок, сосуночек, сосунчик - кто сосет, младенец, детеныш....[3]
Сосу́лька — это ледяной сталактит (реже — висячая наледь), который образуется у краёв нависающих предметов, на скальных выступах, береговых обрывах, проводах, ветвях деревьев и т. д., а также в подземных полостях горных пород при послойном намораживании медленно стекающей или капающей воды[8].
СОСУЛЯ
От глаг. сосать образованы: с суф. -ул-я (как ходуля) известное в диал. слово сосуля «то, что можно сосать», давшее с уменьш. суф. –ык-а слово сосулька – диал. «соска», литерат. «обледенение в виде стержня». [7]
СОСУЛЬКА
Сосулька, -и, ж. Обледеневшая при стоке жидкость в виде заострённой палочки. Ледяная с. [4]
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Марши для детей в классической музыке
Военная хитрость
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Ёжикина Радость