Актуальность данного проекта состоит в попытке изучить разные мнения по поводу деятельности Пятого Морского министра Императорского флота России и составить собственное мнение о нём, как о нашем знаменитом земляке.
Вложение | Размер |
---|---|
pyatyy_morskoy_ministr.docx | 980.86 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ВОЗДВИЖЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
141651, Московская область, Клинский район, село Воздвиженское, д.16, тел. 8 (49624) 56-183
Исследовательская работа
тема: «Пятый Морской министр Императорского флота России адмирал А.С.Меншиков»
Выполнила: учащаяся 6 класса
Кудимкина Ксения Тофаиловна
Научный руководитель:
Учитель изобразительного искусства Симоненкова Л.А.
Клин, 2017 г.
Оглавление
2.1Российский император Николай ………………………………………5
2.2. Военно-морской флот при императоре Николае I………………….5-6
2.3.Пароходы……………………………………………………………….6-7
2.4. Морское министерство……………………………………………….7
2.5. Кто же этот человек? ............................................................................7-8
2.6 Служба при Николае I…………………………………………………8-9
2.7. Крымская (Восточная) война…………………………………………9-10
2.8.Отставка Меншикова………………………………………………….10
3.Выводы……………………………………………………………………11-12
4.Заключение……………………………………………………………….13-14
5.Список используемой литературы и Интернет-источников………………………………………………………………….15
6.Приложения……………………………………………………………….16-18
1.Введение.
Осенью 2011 года, когда я была ученицей 1 класса, в нашем селе произошло знаменательное для всех событие. Учащиеся нашей школы присутствовали на открытии памятника земляку - А. С. Меншикову, начальнику Главного морского штаба, Пятому Морскому министру Императорского флота России, кавалеру всех российских орденов, в рамках проекта « Аллея Российской Славы».
(Приложение 1)
На открытии бюста знаменитому земляку присутствовали контр- адмирал Антонов Г.Н., вице-адмирал Погожий А.А., а также потомок участника войны 1812 года Коростылевский И.В. и потомок адмирала Нахимова – Нахимов П.С.
Возрождение патриотического духа народа, исторического прошлого, бережного отношения к памяти предков легло в основу проекта« Аллея Российской Славы». Всем присутствующим запомнились слова автора проекта о благодарной памяти людей. «Спешите делать добро и прославлять свою страну. Без прошлого нет будущего, поэтому мы пытаемся внести свою лепту в воспитание настоящих патриотов страны. В память прошлого, во славу будущего». Открытие памятника вызвало неподдельный интерес у учащихся нашей школы: началась большая исследовательская работа по изучению династии Меншиковых, прошлого и настоящего усадьбы Александрово, вкладе А.С.Меншикова в развитие стекольного промысла России.
Мне тоже захотелось узнать о великом земляке не только как о государственном и политическом деятеле, но и ответить на вопрос: каким человеком был Александр Сергеевич Меншиков, в какую эпоху он жил, кто в то время правил Россией и попытаться дать оценку его деятельности на посту Пятого Морского министра Императорского флота России.
В 2017 году исполняется 230 лет со дня рождения Светлейшего князя А.С.Меншикова. 64 года князь посвятил службе дипломатической, военной, административной. Его деятельность получила крайне противоречивую оценку. Одни считали его дилетантом и реакционером, любившим российский черноморский флот, другие же видели в нем человека, немало сделавшего для российского флота, полководца, сорвавшего замыслы врага овладеть Крымом. В оценке большинства преобладает мнение о нем как о человеке незаурядном, обладавшим разносторонними способностями и личным мужеством.
Актуальность данного проекта состоит в попытке изучить разные мнения по поводу деятельности Пятого Морского министра Императорского флота России и составить собственное мнение о нём, как о нашем знаменитом земляке.
.
Цель: изучение истории развития Императорского флота России в эпоху Николая 1 и деятельности А.С.Меншикова на посту Пятого Морского министра Императорского флота России.
Задачи:
-получить знания по составу и развитию Императорского флота России в 19 веке;
-выяснить роль А.С. Меншикова в реорганизации морского ведомства по образцу сухопутного, в создании Морского штаба его императорского величества;
-изучить разные мнения по поводу деятельности Пятого Морского министра Императорского флота России и составить собственное мнение о нём, как о нашем знаменитом земляке.
-передать собранный материал по данной теме в музей «Боевой славы» школы;
-разместить собранный материал по данной теме на школьном сайте для ознакомления с информацией учащихся школы, родителей и жителей села Воздвиженское.
Для достижения целей и задач мы изучили историческую и краеведческую литературу, интернет-источники, периодические издания. Основным методом исследования является метод литературных изысканий и анализ полученной информации.
2.Основная часть.
2.1Российский император Николай I
Начать работу по исследованию Императорского флота России в 19 веке мы решили с ознакомления с ролью Николая I в развитии Российского Военно-Морского Флота. Также хотелось знать и о некоторых чертах личности этого императора.
Николай I вступил на престол в декабре 1825года, он правил 30 лет. Одни считали его благородным монархом, рыцарем, стоявшим на страже интересов России; другие видели в нём жестокого самодержца. На мой взгляд, это был очень умный человек, человек с «добрым» сердцем, которое было чувствительно к бедам других. ( из письма брату: С.-Петербург, 14-16 декабря 1825 г. Дорогой, дорогой Константин! Ваша воля исполнена: я - Император, но какою ценою, Боже мой! Ценою крови моих подданных!) Да, речь и манеры его были резки и повелительны, а выражение лица - строгим, решительным и непреклонным.(1) Но он не был жестоким человеком, при его правлении государством казнь была только однажды - казнили нескольких декабристов.
Николай I уделял большое внимание развитию российской промышленности, поддерживал строительство железных дорог, и конечно, он сыграл очень важную роль в развитии Российского Военно-Морского Флота, официальным Днём Рождения которого является 20(30) октября 1696года. Уподобляясь своему великому предшественнику - Петру I, он считал одной из важных задач - преобразовать военно-морской флот. При этом Николай I решился на довольно рискованный шаг - поставил во главе морского управления генерал-адъютанта А. С. Меншикова, который был чужд флотской среде.
2.2. Военно-морской флот при императоре Николае I
При воцарении Николая I состояние флота было плачевным. Годных к службе в Балтийском флоте было только 5 кораблей (по штату в нем полагалось иметь 27 кораблей и 26 фрегатов), а в Черноморском флоте — 10 из 15 кораблей. Штатная численность личного состава Балтийского и Черноморского флота должна была достигать 90 тыс. человек, но в действительности до штатного числа недоставало 20 тыс. человек. Имущество флота разворовывалось. Повсюду открыто торговали имуществом флота(5).
(Приложения 2 и 3)
Император Николай I видел в военных морских силах большую опору государства на севере и поддержку своего влияния на Ближнем Востоке. Во время своего тридцатилетнего правления он постоянно поддерживал флот на должной высоте. Император издаёт указ, в котором назначает для флота такое обеспечение, которое соответствовало бы величию России. Бюджет Морского министерства увеличился в два раза, военные морские училища были усовершенствованы, леса империи были переданы в морское ведомство. Военно-морской флот России состоял из двух флотов: Балтийского и Черноморского и четырех флотилий: Дунайской, Архангельской, Каспийской и Камчатской.
В Балтийском море полагалось иметь 27 линейных кораблей, 22 фрегата, 25 бригов, шхун и транспортов, 159 гребных канонерских лодок, 10 плавучих батарей и бомбард, 78 яхт и других мелких судов, и к началу 1853 г. наш Балтийский флот имел 206 готовых судов всех рангов с 3144 орудиями.(5)
Черноморский флот в 1829 г. состоял из 245 судов, в числе которых имелось 17 линейных кораблей, 4 фрегата, 4 парохода, 98 гребных судов, а остальные были разные малые парусные суда. К началу же 1853 г. флот вместе с Дунайской флотилией состоял из 178 судов с 2572 орудиями, могущих выступить в море, и 13 судов с 328 орудиями.(5)
Архангельская флотилия состояла из 9 мелких судов с 40 орудиями, в том числе 2 пароходов.
Каспийская флотилия состояла из 30 мелких судов с 73 орудиями, в том числе 8 пароходов.
Камчатская — из 10 мелких судов с 62 орудиями, в том числе одной винтовой шхуны.
Состояние судов этих двух флотилий было разным. Балтийский флот был в очень плачевном состоянии. Суда были плохой постройки и сделаны, в большей своей массе, из сырого леса. Боевая сила Балтийского флота состояла из 11 парусных линейных кораблей
Черноморский флот находился в очень хорошем состоянии. Он не уступал представителям английского и французского флотов, и даже, превосходил их.
Корабли Черноморского флота, созданные адмиралом Лазаревым, были отличной постройки, имели хорошее вооружение и были комплектованы опытными в морском деле экипажами.(5)
2.3.Пароходы
Особенностью морского флота в середине XIX века было введение парового двигателя вместо парусного. Первый русский полноценный боевой корабль с паровой машиной и боковыми колесами — пароходофрегат «Богатырь» — был построен на верфи Главного Адмиралтейства только в 1836 г. Длина его была 56,7 м, ширина 10,0 м, водоизмещение 1342 т. Вооружение состояло из 28 пушек.
(Приложение 4)
В 1836 - 1850 гг. на Петербургских верфях было построено 7 колесных пароходофрегатов. К началу Крымской войны Россия не имела ни одного парового линейного корабля, в то время как английский флот насчитывал 21, а французский 20 кораблей этого класса.
(Приложение 5)
До 1844 г. на двух казенных петербургских заводах было построено 40 паровых судов, в том числе 14 грузопассажирских, 14 буксиров, 3 военных корабля и 9 землечерпалок . (2)
К середине XIX в. в России плавало уже 182 парохода - почти вдвое больше, чем в Германии.
2.4. Морское министерство.
Название Морское министерство оно получило в 1815 году. Первоначально в составе министерства были образованы только военная по флоту канцелярия (1802 г.) и департамент министра морских сил (1803 г.).
В рамках Морского ведомства учреждается Управление начальника штаба по морской части, созданное в 1821 г.
В 1827 и 1828 гг. Управление морским ведомством разделено на две самостоятельные части: Морской штаб Его Императорского Величества, которое в 1831 г. переименовывают в Главный морской штаб и морское Министерство, подчиненное министру.
В 1836 г. обе части были соединены в одно учреждение, под наименованием морского министерства.
С 1855 г. морское министерство было подчинено генерал-адмиралу, в помощь которому назначался управляющий морским министерством.(3)
2.5. Кто же этот человек?
(Приложение 6)
Александр Сергеевич Меншиков- правнук Александра Даниловича Меншикова, который был правой рукой ПетраI. Родился Александр Сергеевич в Санкт-Петербурге, образование получил за границей, в Дрездене. Его родовое поместье «Александрово», построенное его прадедом на земле, подаренной ПетромI, находится в деревне Александрово Клинского района.
Вернувшись в Россию в 1805году, он поступает на службу в министерство иностранных дел.
В 1809 г. молодой князь переходит на военную службу подпоручиком в гвардейский артиллерийский батальон.
В 1810 г., во время русско-турецкой войны, он был адъютантом главнокомандующего Молдавской армией Н.Каменского, участвовал во взятии Туртукая и штурме Рущука. Получил первую боевую награду (орден святого Владимира 4-й степени) и первое ранение. С 1811 г.- флигель-адъютант и дивизионный квартирмейстер 1-й гренадерской дивизии, с которой участвовал в сражениях Отечественной войны 1812 г., а в конце войны перевелся в лейб-гвардии Преображенский полк. Во время похода русской армии в Европу отличился в боях под Парижем, был ранен, награжден орденом святого Александра Невского и золотой шпагой.
Личные качества А.С. Меншикова привлекли внимание АлександраI, который был тогда императором России, и приблизил его к себе. В 1816 г. он был зачислен в свиту его императорского величества в чине генерал-майора и назначен директором канцелярии Главного штаба.
С 1817 г. он- генерал-адютант, одновременно член нескольких комитетов, в том числе военно-научного.
Из-за независимых суждений и острословия у князя были недоброжелатели и соперники при дворе. Это вызвало охлаждение к нему царя и в 1820 г. Меншикову была предложена должность командующего Черноморским флотом, от которой он отказался, считая себя неподготовленным к ней. В 1821 г. Меншиков вместе с единомышленниками составил проект освобождения крепостных крестьян, вызвавший неудовольствие Александра I. Ему предлагают занять место посланника в Дрездене, но он счел это предложение для себя унизительным и вышел в отставку. В это время, уехав в свое имение, он увлекся изучением морского дела.
2.6 Служба при Николае I.
Когда на престол вступил НиколайI, он вызвал Меншикова из отставки и поручил особое дипломатическое задание в Персии, после исполнения которого Александру Сергеевичу было возвращено звание генерал-адъютанта. Меншиков разработал проект реорганизации морского ведомства по образцу сухопутного. Проект получил одобрение царя и стал приводиться в жизнь. Первым шагом в осуществлении проекта стало образование Морского штаба его императорского величества, начальником которого был назначен Меншиков, переименованный из генерал-майоров в контр-адмиралы. Одновременно было создано Морское министерство, министром которого стал вице-адмирал Моллер. Функции Морского штаба и Морского министерства должны были быть строго разграничены, но этого не произошло, и руководители этих учреждений соперничали несколько лет.
(Приложение 7)
В 1828 г., во главе десантных сил Черноморского флота он принял участие во взятии Анапы, затем командовал осадным корпусом под Варною. У Варны он был ранен ядром в обе ноги. Его боевые заслуги были отмечены орденом святого Георгия 3-й степени и чином вице-адмирала.
С 1830 г. Меншиков - член Государственного совета, с 1831 г.- генерал-губернатор и командующий войсками в Великом княжестве Финляндском, в 1833 г. он получил чин полного адмирала.
В 1836 г. светлейшему князю окончательно удалось добиться подчинения Морского министерства Главному морскому штабу. С этого времени А.С.Меншиков становится фактическим и полновластным хозяином Морского ведомства и флота, подчиняясь только императору. А.С.Меншиков на новые идеи в морском деле не обращает никакого внимания, не берёт во внимание и значение винтовых судов, смотрит сквозь пальцы на политическую обстановку. Он не стремится, чтобы флот России был первым, а довольствуется для него местом после Англии и Франции. Все это расшатывает флот.(4)
2.7. Крымская (Восточная) война
Когда началась Крымская война, А.С.Меншикову поручается привести в оборонительное состояние портов Черного моря. Меншикова, как главнокомандующего в эту войну, многие историки подвергают жестокой критике. Его упрекают во многом: что он отказался от обладания Чёрным морем, в непринятии мер к укреплению Севастополя, в бесцельности сражения при Альме и так далее. А вот как даёт оценку, на мой взгляд, объективную, начальник штаба Севастопольского гарнизона князь В. И. Васильчиков. По его словам, А.Меншиков, предчувствуя судьбу Крыма и Севастополя, тщетно взывал об усилении Крымской армии, но в Санкт-Петербурге боялись не за Крым, а за Балтийское побережье и ни на что не решались. Обвинение А.Меншикова во многих неудачах он считает голословным. Обречение нашего флота на бездействие Васильчиков объясняет поздним осознанием А.Меншиковым бессилия нашего парусного флота перед паровым флотом союзников. Но вместе с тем он признает, что при полном убеждении А.С.Меншиковым в неизбежности высадки неприятеля в Крыму последний не составил себе определенного плана действий, не сделал никаких предварительных соображений и распоряжений по укреплению Севастополя. Александр Сергеевич долго не разрешал инженерам производство работ по укреплению Севастополя, с недоверием отнесся к Э.И.Тотлебену и всячески его стеснял, не доверяя сухопутным войскам, был к ним холоден, с войсками не здоровался, раненых не навещал и был скуп на награды. Не оценив вице-адмирала В.А.Корнилова, саркастически относился к его предложениям и на вопрос его «Что делать с флотом?» отвечал: «Положить его себе в карман.(4)
Отсутствие паровых судов решило участь Черноморского флота. Синопский бой, по тактике ведения боя и в артиллерийском оснащении, показал преимущество нашего Черноморского флота над врагом – турецким флотом. Героями того боя стали ученики Михаила Петровича Лазарева П.С.Нахимов, В.А.Корнилов и В.И.Истомин, которые хорошо знали парусное дело и, по истине, были хозяевами на Черном море. По количеству кораблей Турецкий флот превосходил Российский Черноморский флот, но за неполных три часа морского сражения у Синопа турецкие военные суда были разбиты или сожжены. Военные успехи России встревожили Англию и Францию, которые были союзниками Турции и не могли допустить усиления России на море. Англо-французский флот вошёл в Чёрное море и взял курс на главную морскую крепость России Севастополь. Против наших 12, исключительно парусных кораблей, у противника было 24 корабля и 55 фрегатов, в числе которых были 6 кораблей с винтовыми двигателями, да еще несколько больших пароходов, смело могущих вести бой каждый против трех кораблей. Российский флот был готов выдержать бой с любыми парусными военными кораблями, но не мог тягаться с паровым флотом. Не видя возможности оказать сопротивление противнику с князь А. С. Меншиков в категорической форме потребовал немедленно затопить суда в Севастопольской бухте.(2)
(Приложение 8 )
Не создав своевременно парового флота, Россия сэкономила на этом, но гораздо больше потеряла в Крымской войне с потерей Черноморского флота.
2.8.Отставка Меншикова
18 февраля1855года, во время Крымской войны, умирает император НиколайI. По официальной версии он умер от пневмонии, но существует версия, что он отравился из-за поражения в войне. На российский престол взошёл его сын, Александр II.
В феврале 1855 года А. С. Меншикова освобождают от всех должностей с оставлением в звании генерал-адъютанта и члена Государственного совета. Вместе с императорским указом А.С.Меншиков получил письмо покойного Николая I с упреками за неудачи в Крыму. В сентябре назначают на короткий срок Кронштадтским военным генерал-губернатором, а в апреле 1856-го окончательно увольняют в отставку.
Проводя исследование по теме «Пятый Морской министр Императорского флота России А.С.Меншиков», мы изучили историю развития Императорского флота России в эпоху Николая 1 и деятельность А.С.Меншикова на посту Морского министра Императорского флота России, получили знания по составу и развитию Императорского флота России в 19 веке, выяснили роль А.С. Меншикова в реорганизации морского ведомства по образцу сухопутного, в создании Морского штаба его императорского величества, передали собранный материал по данной теме в музей «Боевой славы» школы, разместили материал по данной теме на школьном сайте для ознакомления с информацией учащихся школы , родителей и жителей села Воздвиженское. Но главное мы проанализировали разные мнения по поводу деятельности Пятого Морского министра Императорского флота России и составили собственное мнение о нём, как о нашем знаменитом земляке.
Адмирал Александр Сергеевич Меншиков был пятым Морским министром Императорского флота России. В этой должности он прослужил 28 лет. Особого расцвета его карьера достигла при императоре Николае I. Светлейшего князя Меншикова считают загадочной натурой. Человек большого природного ума и тонкого, язвительного остроумия А.Меншиков, в молодости побывавший в немецких университетах, одновременно обладал глубокими познаниями в самых различных областях. Так, он отличался обширными и солидными познаниями в медицине и имел диплом ветеринара. Многие современники Меншикова и историки отзываются о нём негативно. Думаю, что поводом для таких нелестных отзывов стали его неудачи в Крымской войне(1853-1856гг.).
M.M. Бородкин (генерал-лейтенант, сенатор, историк), считает его «редким и мрачным эгоистом, молчаливым и таинственным, как могила, холодным и немилосердным к страждущим».
Военный историк А. Керсновский пишет: ««На примере Меншикова мы лишний раз видим бесплодность ума, даже блестящего, при отсутствии души - бессилие знания, не согретого верой».
Один из помощников Меншикова вспоминал: «Шутить, острить, балагурить... он мастер; но чтоб эффектно выехать и подъехать к войску, сказать ему несколько молодецких, чисто русских слов - на это он не способен; светлейший считает это ниже своего достоинства».
Некоторые полагают, что Меншиков погубил Черноморский флот. Были и другие мнения: его считали человеком мягкосердечным, даже чувствительным, щедрым, но тайным благотворителем многих и злым лишь на язык.(4)
Я не считаю Меншикова человеком, достойным критики среди потомков. Несомненно, он отчасти виноват в том, что не модернизировал флот, и не было замены парусных судов на паровые корабли. Как всегда, истина лежит посередине. Ведь император не увольнял его, а наоборот поручал важные миссии. В Стокгольме его наградили шведским орденом, а этот орден имеет только одну степень - рыцарь. Думаю, не бывает таких высоких наград просто так.
И ещё одним подтверждением его доблести и отваги стало то, что в сентябре 2011года в селе Воздвиженское, недалеко от его родового имения, установлен бюст Светлейшему князю, адмиралу Александру Сергеевичу Меншикову.
(Приложение 9)
4. Заключение.
Александр Сергеевич Меншиков жил и творил в замечательную эпоху. Это был «золотой век» развития науки, искусства, литературы, культуры, развития промышленности. Он известен как человек с блестящими способностями, уникальной памятью, прекрасно образован, имел незаурядный и тонкий ум. Считают, что без Меншикова не состоялся бы адмирал Лазарев, не было бы мощного флота на Чёрном море. Россия была сильнее Турции, отстаивая своё господство на Чёрном море. Европа не могла допустить возрастающего величия России. Крымская война разразилась, враги планировали разорвать Россию, оторвать Прибалтику, Крым, Кавказ. Роль А.С.Меншикова, как военачальника, была неоценима. Нельзя было в этой войне победить Европу. Его решение затопить корабли на входе в Севастополь, а до этого в Керченском проливе, плановый отход армии из Севастополя были его мудрыми решениями. Поэтому нельзя рассматривать Крымскую войну как поражение России.
Анализируя историческую эпоху царствования Николая 1, я пришла к выводу, что те события очень актуальны для нашего времени. Как только Россия становится сильной и с ней приходится считаться, появляются государства, желающие ущемить её интересы. Как важно знать историю своей страны, делать выводы из происходящего, чтобы не повторять ошибок прошлого в будущем.
Морское ведомство Меншиков реорганизовал по образцу сухопутного. Был главный военно - морской штаб как орган управления военно – морским флотом, и он, пройдя через время, до сих пор существует и обеспечивает деятельность нашему современному военно – морскому флоту.
Светлейший князь А. С. Меншиков был героем своего времени, он не был казнокрадом, в отличие от всех тех, кто сегодня громко звучит в истории, не стяжал, не воровал и никого не предавал. Он был предан царю и Отечеству. И эти главные лозунги тех веков позволили ему остаться в истории. А нам даёт право искренне гордиться своим знаменитым земляком.
Ссылки:
"Военно-исторический журнал" № 6 за 2007 год
4. Библиографический список используемой литературы и Интернет - источников
Книги:
1. "Военно-исторический журнал" № 6 за 2007 год
2.Дворянские роды Российской империи. Т.2 : Князья. – СПб: Вести, 1995. – Из содерж. : Светлейший князь Александр Сергеевич (1787 – 1869). – С. 189.
3.История родов русского дворянства / сост. П.Н. Петров. Т.2 : в 2 кн. Кн.2. – Печ. по изд. 1886 года. – М. : LEXIKA : Современник, 1991. – Из содерж.: Князья Меншиковы. – С. 34 – 36.
Интернет-ресурсы:
5. «История флота и кораблестроения в 19-м веке» mirznanii.com
6. Морское министерство в Российской империи .wikipedia.org
7. «Пятый Морской министр Императорского флота России адмирал Меншиков А.С. rgavmf.ru
5.Приложения.
Приложение 1. | Открытие бюста А.С.Меншикову в сентябре 2011 года. | |
Приложение 2. | Фрегат «Архангел Михаил» | |
Приложение 3. | Линейный корабль "Азов" | |
Приложение 4. | Первый российский пароходофрегат "Богатырь" | |
Приложение 5. | Пароходофрегат «Владимир» | |
Приложение 6. | Франц Крюгер Портрет князя А.С.Меншикова | |
Приложение 7. | Айвазовский "Смотр Черноморского флота в 1849г." | |
Приложение 8. | Затопление кораблей на севастопольском рейде | |
Приложение 9. | Памятник А.С.Меншикову в Воздвиженском. |
Сказка "12 месяцев". История и современность
Рисуем белые грибы пастелью
Иван Васильевич меняет профессию
Филимоновская игрушка
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца