В настоящее время появились новые способы коммуникации, в частности, социальные сети, которые имеют неоднозначное влияние на развитие и социализацию личности.
Объект исследования: учащиеся 5-11 классов и учителя, пользующиеся и не пользующиеся социальными сетями.
Предмет исследования: социальные сети и их влияние социальных сетей на людей разного возраста.
Цель исследования: выявление значимости социальных сетей в жизни людей, а также влияние социальных сетей на молодежь и людей старшего возраста (положительное и отрицательное).
Достижение поставленной цели сопряжено с решением следующих задач:
1. Выявить интенсивность использования интернета и значимость социальных сетей в жизни людей;
2. Изучить преимущества и недостатки общения в Интернете в сравнении с традиционными приемами организации общения;
3. Изучить причины использования социальных сетей для организации общения;
4. Определить влияние социальных сетей на социализацию молодежи.
5. Определить, существует ли зависимость от социальных сетей в жизни людей.
Актуальность данного исследования определяется тем, что социальные сети играют большую роль в жизни людей. Ежедневно миллионы людей общаются, договариваются о встречах, ищут информацию именно в социальных сетях, и самыми активными пользователями являются молодежь.
Практическим результатом исследования являются построенные диаграммы, которые наглядно показывают результаты проведённого анкетирования, а также выводы, сделанные в результате анализа. Разработана «памятка» с правилами пользования социальными сетями и некоторыми аспектами интернет - этикета, которая будет полезна как детям, так и взрослым.
Данная работа будет интересна психологам и педагогам, интересующимися затронутыми темами.
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка к НИР | 104.32 КБ |
Презентация к защите НИР | 913.83 КБ |
Муниципальный конкурс
«Лучшая исследовательская работа учащихся – 2017»
Тема работы:
Влияние социальных сетей
на людей разного возраста
Выполнил: ученица 11 класса ГОУ ТО «Яснополянская школа им.Л.Н. Толстого»
Чиненова Мария Николаевна
Руководитель: Шукшина Анна Владимировна, учитель информатики
Щёкино, 2017
Содержание
Введение…………………………………………………………………. | 3 |
1 История возникновения социальных сетей………………………….. | 7 |
| 9 |
2 Проблемы влияния социальных сетей……………………………….. | 10 |
2.1 Социальная сеть в нашей жизни………………………………… | 10 |
2.2 Современная молодежь и социальная сеть……………………… | 15 |
3Общение в сети – вред или польза…………………………………….. | 17 |
3.1 Влияние общения в социальных сетях на психику и здоровье... | 17 |
4 Экспериментальная часть……………………………………………… | 22 |
4.1Анкетирование ……………………………………………………. | 22 |
4.2.Результаты исследования………………………………………… | 23 |
Заключение……………………………………………………………….. | 26 |
Список литературы………………………………………………………. | 27 |
Приложения………………………………………………………………. | 28 |
Введение
Двадцать первый век. Век компьютерных технологий и новинок. Именно за ними наше будущее. Уже каждый третий ребенок не только умеет пользоваться компьютером, но и в совершенстве владеет Интернетом. Молодежь и взрослые люди проводят свое свободное время в социальных сетях.
В современном мире у людей является обыденным делом использование WEB-технологий в организации общения. По сути, мы имеем дело с новым средством налаживания коммуникаций, инструментом, позволяющим организовать общение.
Это изменение коммуникативных форм не может не изменять и само содержание общения. Такие изменения приводят к существенным метаморфозам в структуре общества, накладывают отпечатки на поведенческие стандарты и даже изменяют менталитет.
Интернет, как всемирная информационная система, образующая киберпространство, особую реальность, рождает киберкультуру со своими понятиями, ценностями, образом мыслей и языком и является сегодня одной из главных составляющих становления информационного общества. Неоднозначность влияния социальных сетей на людей вызывает интерес к изучению этой проблемы.
В сети молодые люди, а порой и взрослые, ищут новых друзей и новые субкультуры, пытаясь обрести чувство принадлежности к той или иной группе. В процессе поиска близкой по духу личности люди вступают в разнообразные отношения, они получают возможность общения с практически безграничным числом людей и групп по интересам, со всевозможными типами личностей, узнают множество историй, имеют возможность обменяться мнениями и обсудить интересующие их вопросы.
Актуальность данного исследования определяется тем, что социальные сети играют большую роль в жизни людей. Ежедневно миллионы людей общаются, договариваются о встречах, ищут информацию именно в социальных сетях, и самыми активными пользователями являются молодежь.
В современном мире молодежь стала удовлетворять свою потребность в общении путем использования социальных сетей. Она стала пренебрегать прогулками на улице, походами в общественные развлекательные места и визитами в гости к друзьям, заменив все это на виртуальную «жизнь» внутри социальных сетей. Фотографироваться начали не ради того, чтобы сохранить приятный момент в жизни, а ради того, чтобы выложить эти фотографии в социальную сеть и увидеть под ними несколько положительных комментариев и получить от этого очередную порцию удовлетворения. Этот список можно продолжать, проблема очевидна и ясна. Нельзя заменять «натуральное» общение на виртуальное, потерян контроль молодежи над своей настоящей жизнью и преувеличены виртуальные ценности.
Проблема: в настоящее время появились новые способы коммуникации, в частности, социальные сети, которые имеют неоднозначное влияние на развитие и социализацию личности.
Объект исследования: учащиеся 5-11 классов и учителя, пользующиеся и не пользующиеся социальными сетями.
Предмет исследования: социальные сети и их влияние социальных сетей на людей разного возраста.
Цель исследования: выявление значимости социальных сетей в жизни людей, а также влияние социальных сетей на молодежь и людей старшего возраста (положительное и отрицательное).
Достижение поставленной цели сопряжено с решением следующих задач:
1. Выявить интенсивность использования интернета и значимость социальных сетей в жизни людей;
2. Изучить преимущества и недостатки общения в Интернете в сравнении с традиционными приемами организации общения;
3. Изучить причины использования социальных сетей для организации общения;
4. Определить влияние социальных сетей на социализацию молодежи.
5. Определить, существует ли зависимость от социальных сетей в жизни людей.
Гипотезы исследования
1. Большинство людей находятся в сети более 4-х часов.
2. У большинства людей социальные сети позитивно влияют на общение с людьми в реальности, а также помогают в организации личного досуга, так как они имеют много возможностей (общение с людьми на расстоянии, обмен мультимедийной информацией и т. д.).
3. Главной причиной использования социальных сетей является общение с друзьями.
4. Общение в социальных сетях негативно влияет на образ жизни людей, а также подменяет реальное общение.
5. Большинство людей не смогут отказаться от использования социальных сетей.
В ходе работы реализованы следующие этапы:
1 этап – исследовательская и поисковая работа, включающая поиск и обобщение информации в литературе и Интернете;
2 этап – проведение анкетирования;
3 этап – фиксация результатов работы и их обработка в табличном процессоре Ms Excel 2007;
4 этап – анализ результатов и выводы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение и анализ литературы и различных информационных источников по данной теме; сравнение, обобщение, моделирование; создание и проведение опросов.
Практическим результатом исследования являются построенные диаграммы, которые наглядно показывают результаты проведённого анкетирования, а также выводы, сделанные в результате анализа. Разработана «памятка» с правилами пользования социальными сетями и некоторыми аспектами интернет - этикета, которая будет полезна как детям, так и взрослым.
Данная работа будет интересна психологам и педагогам, интересующимися затронутыми темами.
1 История возникновения социальных сетей
Предпосылками возникновения социальных сетей стали гостевые книги (web-приложения, состоящие из списка сообщений, показанных от последних к первым, которые может оставить каждый посетитель), форумы (сообщения группируются тематически, каждый посетитель может оставить сообщение на заданную тему в ответ на предыдущее) и блоги (каждый участник ведет журнал, аналогичный личному дневнику, его сообщения сортируются в хронологическом порядке, а другие посетители могут оставлять комментарии к сообщениям, при этом пользователь может создавать списки «друзей» или ограничить доступ к своему журналу).
Постепенно на базе этих форм общения начали образовываться социальные сети, отличительной чертой которых является наличие явно установленных связей между участниками.
Все социальные сети имеют ряд общих черт:
По мнению исследователей, социальные сети – основная причина, по которой сегодня растет количество времени, проводимого в интернете. Главные их преимущества – возможность пользователей заявлять о своих интересах и разделять их с окружающими. И это дает основание утверждать, что социальные сети являются не только средством для общения, но и мощным маркетинговым инструментом. Более того, исследователи полагают, что вскоре они станут необходимым инструментом для ведения предпринимательской деятельности. Социальные сети служат площадкой для неформального общения, помогают самореализоваться, служат серьезным инструментом для поиска сотрудников и партнеров.
С технической точки зрения, социальная сеть — интерактивный многопользовательский web-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети.
1.1 Обзор социальных сетей Рунета
В Рунете сейчас существует множество различных соц. сетей, появляются всё новые и новые названия, и рассказать обо всех просто невозможно. Поэтому приведём самые популярные социальные сети в России, опираясь на данные социологического опроса, проведенного в июле 2016 года.
В этом году, как и в прошлом, первые места в рейтинге социальных сетей по популярности среди российских пользователей принадлежат Вконтакте и Одноклассникам. Эти сайты пока что уверенно лидируют в России, и, по опросу аудитории, 39% и 32% опрошенных заявили, что имеют аккаунты в этих социальны сетях и пользуются ими. Хочется добавить, что на среднестатистического пользователя уже приходится целых 7 аккаунтов в соц. сетях.
Что касается гиганта мирового социального сообщества Фейсбук, то он пока остается на третьем месте (24%), хотя и прибавил в темпах роста по сравнению с прошлыми годами.
На четвертом месте Skype. Это, конечно, не социальная сеть, но в связи с небывалой популярностью сервисов обмена сообщениями во всем мире, подобные сайты и приложения теперь включаются в официальную статистику, так как все больше и больше оттягивают внимание пользователей на себя.
Постепенно умирающая соц. сеть Google+ пока еще остается в списке и занимает почетное пятое место у россиян.
6 и 7 строчки достались WhatsApp и Viber, аккаунты в которых имеют 15% опрошенных пользователей.
Далее у нас идет Инстаграм, который разместился на 8- месте в списке и теперь опережает Твиттер, который на 9-м месте в рейтинге популярности.
Замыкает «горячую десятку» Facebook Messenger.
2 Проблемы влияния социальных сетей на современного человека
2.1 Социальная сеть в нашей жизни
Современное общество — это общество высоких технологий. Интернет охватил весь мир и все сферы жизнедеятельности людей. Интернет-магазины дают возможность совершать покупки, не выходя из дома, онлайн - трансляции позволяют просматривать телепередачи, новостные программы и т. п. Обмен информацией, поиск работы, общение между людьми, отдых переходят сегодня в мир виртуальный.
Для каждого пользователя интернет становится максимально персонализированным, потому что социальная сеть знает и помнит все о его предпочтениях, формируя вокруг него максимально аутентичную его потребностям среду.
Совокупная аудитория всевозможных социальных сетей заметно превысила миллиард человек.
Все больше людей различного возраста общаются в социальных сетях. Почему? Во-первых, каждый может позволить себе анонимность (не представляться, или стать вымышленным персонажем, создать иллюзию). Во-вторых, каждый в электронной сети имеет возможность высказать свою точку зрения, найти единомышленников, пообщаться на любые темы, поделиться опытом. Таким образом, общение посредством интернета позволяет стать тем, кем человек бы хотел быть или повысить свою значимость и самооценку или просто восполнить нехватку друзей и пообщаться. В-третьих, можно завести новые знакомства (часто теплится надежда, что отношения в сети перерастут в реальное общение). В-четвертых, можно найти своих знакомых и друзей, контакты с которыми давно потеряны, но люди навсегда остались в памяти.
Однако не только положительное влияние оказывают социальные сети на человека. Нельзя не упомянуть об интернет - зависимости в целом, когда человек просто не может существовать без виртуального пространства, когда реальность ему уже не интересна. Человек все больше погружается в мир фантазий, вымысла и виртуального общения, с помощью которого он получает необходимую ему социальную поддержку, т.е. включается в некую социальную группу (сообщество), где имеет возможность компенсировать свои потребности в общении и чувстве защищенности. Это и представляет опасность для психики человека, особенно подростков.
Тем не менее, мнения людей по отношению к социальным сетям и общению в них разделены на «за» и «против». Приведём цитату из интернет -версии газеты «Аргументы и факты», где люди высказываются о роли социальных сетей в их жизни.
«Анна, 45 лет, менеджер. К сожалению, социальные сети не могут заменить реального общения. Но люди тратят на них время, которое могли бы провести с семьей или друзьями. Человек как бы уходит от настоящей жизни в какой-то вымышленный мир. И больше всего от этой напасти страдают подростки. Ведь, когда заводишь контакты в социальной сети, вовсе не обязательно рассказывать о себе правду. Всегда есть возможность несколько приукрасить действительность, показать себя более красивым, успешным, крутым. В реальной жизни все эти ухищрения очень скоро становятся заметными и придуманный ореол героя пропадает. А в социальной сети можно поддерживать заданный образ чуть ли не бесконечно. Только вот одна беда – настоящих друзей в сети не заведешь. Подросток даже толком не знает, с кем он общается. Может, все его друзья тоже строят из себя кого-то, кем на самом деле не являются. Но ведь невозможно уйти в Интернет навсегда! Все равно придется общаться с реальными людьми. А соответствующих навыков у подростка нет. Ведь общению тоже нужно учиться. Для этого нужна практика, а не «виртуальные тренировки» в сети. Мне кажется, люди, которые привыкли к общению через Интернет, в жизни очень одиноки. Дружба с реальными людьми очень сильно отличается от электронной переписки. И если человек не научится дружить по-настоящему, он навсегда останется один.
Олег, 29 лет, экономист. Социальная сеть – это как семечки. Грызть уже надоело, а бросить невозможно. Я сам попался на эту удочку. Сначала зарегистрировался в одной из сетей, просто из любопытства. Вы знаете, это очень сильно затягивает. Я – взрослый человек, начал ловить себя на том, что жду не дождусь, когда появится возможность заглянуть на свою страничку в Интернете. Меня к компьютеру тянуло гораздо сильнее, чем к жене и сыну! Я на работе перестал успевать дела делать. Приходил с утра, заходил в сеть, глядь, а уже вечер наступил. Чем весь день занимался – непонятно. В общем, принял волевое решение – удалил свою страничку из сети. Теперь я туда ни ногой. Пустая трата времени, и больше ничего. Я отдаю себе отчет в том, что все это общение в сети ничем меня не обогатило. Я не стал умнее, я не стал лучше. Просто тратил свою жизнь на какие-то глупости. А ведь, в сущности, какое мне дело, что подумают обо мне совершенно незнакомые люди. Какое мне дело до того, как они выглядят и что они говорят? Зачем я отказывался от общения со своими близкими и друзьями ради того, чтобы поговорить ни о чем с людьми, чьих имен я не знаю, только псевдонимы какие-то. Я прекрасно понимаю, что многим социальные сети нужны для зарабатывания денег. Чем больше посетителей на твоей странице, тем больше возможностей для заработка на той же рекламе, например. Но тем, кто ищет в сети не заработок, а общение, лучше туда не соваться. Душевного тепла вы там не найдете, только время зря потеряете.
Алла, 52 года, домохозяйка. Для многих социальные сети – это единственная отдушина. Сколько у нас в стране одиноких людей – миллионы! У них нет семьи, нет близких друзей, даже хороших знакомых мало. С кем им общаться? Думаю, для таких социальные сети действительно могут стать источником душевного тепла. И не нужно лишать их этого. Только представьте, как было бы хорошо, если бы, например, пенсионеры научились пользоваться Интернетом и имели возможность выходить в социальные сети! Думаю, одиноких и несчастных среди них сразу же стало бы меньше. Ведь для пожилого человека проехать три остановки на автобусе, чтобы встретиться с подругой, это как для вас в другой город съездить. Может, виртуальная дружба и не заменит реальную, но лучше такое общение, чем никакого. Да и найти близкого по духу и интересам человека через Интернет проще – количество пользователей там значительно больше, чем завсегдатаев лавочки у подъезда. Так что не стоит сопротивляться прогрессу. Наоборот, нужно пользоваться возможностями, которые он дает.
Михаил, 33 года, банковский служащий. Совсем не обязательно использовать социальные сети только для пустого трепа. Например, моя жена любит вышивать. Согласитесь, по нынешним временам увлечение довольно редкое. Так вот, через сеть она нашла тех, кто тоже интересуется вышивкой. Они какими-то схемами через Интернет обмениваются, советы друг другу дают. Ничего плохого в этом не вижу! И еще один плюс социальных сетей – некая обезличенность в общении. В сети, как правило, у вас совсем не тот круг, что в реальной жизни. Может, встретившись с этими людьми, вы и разговаривать с ними не захотите – они раздражать вас будут. А в сети – самое оно. И информацией обменяетесь, и настроение друг другу всякими неприятными мелочами не испортите.
Николай, 43 года, предприниматель. Мне кажется, что ничего плохого в социальных сетях нет. Это просто еще одна возможность для общения. Почему-то люди всегда противопоставляют Интернет реальным посиделкам с друзьями. Я зарегистрирован в нескольких социальных сетях, и при этом друзей у меня меньше не стало. Я довольно часто езжу за границу, знакомлюсь там с людьми и, если бы не социальные сети, давно бы уже потерял с ними контакт. Звонить дорого, ездить друг к другу в гости – нужно время и деньги. Да и разница во времени часто мешает живому общению. Социальные сети дают мне возможность не потерять связь с людьми из других городов. Что в этом плохого? Просто люди еще не до конца привыкли к Интернету, вот и относятся к нему с опаской. Вспомните, то же самое было с мобильными телефонами, когда они только появились. Моя мама, помню, недоумевала, зачем нужен мобильник, если можно поговорить по обычному телефону. А теперь она жить без сотового не может. Если у нее нет возможности в любой момент связаться со мной или с внуками, она начинает нервничать. Думаю, то же самое скоро произойдет и с Интернетом.
Нина, 30 лет, секретарь. Я не понимаю людей, которые всерьез увлекаются социальными сетями. По-моему, они просто глупы. Они вывешивают свои фото в Интернете, а потом удивляются злым комментариям. А что тут удивляться? Половина из тех, кто заходит на вашу страницу, действительно находит вас непривлекательной, а другая половина говорит гадости, потому что иначе спать спокойно не сможет. Люди просто самоутверждаются таким образом – скажешь кому-то, что у него ноги кривые, собственные конечности сразу прямее покажутся. Вот и получается, что люди размещают свои фото и комментарии только для того, чтобы получить в ответ поток ругательств. Потом расстраиваются и сами начинают писать гадости обидчикам. Для чего все это? Портить свою самооценку? Я ни в одной сети не зарегистрирована. Не хочу, чтобы меня нашли люди, с которыми я училась в школе, и обсуждали то, как я постарела, растолстела, поглупела. Мне просто будет неприятно это читать».
Бесспорно, социальные сети - большое технологическое достижение, которое сулит много возможностей. Но вместе с этими возможностями приходят и проблемы. Нельзя сказать, что социальные сети это один сплошной вред, так же как нельзя сказать то же самое, например, про компьютер игры. При правильном, дисциплинированном подходе к этому чуду интернет -технологий можно получить какую-то пользу и облегчить себе жизнь. Но всегда существует риск того, что работа с социальными сетями отразится вредными последствиями на психике, работе, личной жизни и других сферах.
2.2 Современная молодежь и социальная сеть
Современные подростки значительно отличаются от молодого поколения прошлых лет, когда мир существовал без гаджетов, компьютера и социальных сетей, которые стали смыслом жизни детей нашего времени.
Родители часто недоумевают, как можно проводить столько времени возле компьютера, когда на улице такая хорошая погода! Действительно, современная молодежь и социальные сети стали почти неразделимыми, это интернет - зависимость, которая захватила сознание детей и заполнила весь их внутренний мир. Ведь еще десять лет назад во дворах можно было увидеть шумные подростковые компании и услышать звонкий детский смех. Сейчас дети и подростки все чаще проводят время у любимых компьютеров, которые заменили им настоящих друзей, развлечения и даже родителей.
Подростки и социальные сети — проблема ли это?
Примерно с 11 лет подростки начинают погружаться в активное общение со сверстниками, отводя родителей на второй план. Социальные сети дают возможность завести себе друзей, хобби, узнать много новой информации и избавиться от чувства одиночества, которое часто испытывают многие подростки. Там ребенок может найти единомышленников, поделиться душевными переживаниями, спросить совета у старших товарищей.
Часто тандем «современная молодежь и социальные сети» является губительным для психики, а иногда и жизни. Общаясь в социальных сетях, молодой человек присоединяется к различным группам, субкультурам, знакомится с сомнительными людьми. Все это может плачевно обернуться для неустойчивой психики и даже жизни молодых людей, которые легко входят в доверие и поддаются влиянию.
Еще одна негативная сторона общения молодежи в социальных сетях — ограничение коммуникативных возможностей в реальном мире. Часто молодые люди, привыкшие знакомиться «заочно», испытывают проблемы в завязывании реальных знакомств. Ведь в интернете человек может выбрать для себя любую роль, сделать себя лучше, красивее, придумать себя идеального, но в жизни все не так просто, ведь ты такой, какой ты есть, и некоторые оказываются не готовы принять это.
Искусственные друзья в социальных сетях лишают молодых людей возможности познать искренность настоящей дружбы. К сожалению, все чаще дружба измеряется количеством виртуальных друзей, нежели настоящих.
На вопрос о том, что так нравится подросткам в социальных сетях, большинство из подростков говорят одно и то же: там можно без проблем общаться с друзьями со всех концов планеты, заводить новые знакомства. Можно найти любую группу по своим интересам. А еще имеется масса фильмов, избавляющих от скуки. То есть сеть дает возможность получить психологическую разгрузку, которую ребенок не находит в своих обычных занятиях.
Но мало кто из подростков признаёт, что социальные сети вызывают у них зависимость. Когда школьники много времени проводят в социальных сетях, их мозг занят бессмысленной и бесцельной активностью, которую нельзя назвать полноценной интеллектуальной работой. Они просто занимают его чем-то, чтобы он все время был занят, не думая о качестве поступающей информации. Вместо этого они могли бы о чем-нибудь подумать, прийти к решению жизненных проблем, построить планы, придумать какую-нибудь полезную идею, прочитать хорошую книгу и т.д. Но это все невозможно пока их ум озадачен пережевыванием интернет - жвачки, превращая их в бездумного и отчужденного зомби. Вследствие чего возникают проблемы с родителями, учёбой и т.д.
Безусловно, социальная сеть становится с каждым днем все популярнее среди молодежи. И, к сожалению, не все умеют правильно ею пользоваться.
3 Общение в сети – вред или польза?
3.1 Влияние общения в социальных сетях на психику и здоровье
По утверждению ученых, в т.ч. британского психолога и биолога Эрика Сигмана, социальные сети в интернете могут вредить здоровью из-за сокращающегося общения с реальными людьми. Ученый утверждает, что социальные сети негативно воздействуют на иммунную систему развивающегося организма, на гормональный баланс, работу артерий, и в особенности на процессы мышления. В долгосрочной перспективе это повышает риск появления и развития различных болезней, среди которых рак, сердечно - сосудистые заболевания и слабоумие.
Опровергая популярную точку зрения о том, что социальные сети способствуют установлению контактов между людьми, биолог утверждает, что социальные сети дают пользователям лишь иллюзию общения.
В статье в Biologist он указывает на то, что физиологические процессы в организме протекают по-разному в зависимости от того, находится человек в одиночестве, в чьем-то обществе или, как все чаще происходит сейчас, в виртуальной реальности. «Многое из этого еще предстоит исследовать, но, похоже, существует разница между влиянием реального присутствия кого-то и виртуальным заменителем общения», - полагает биолог.
Несколько лет назад, в России, когда появилась одна из первых социальных сетей, это вызывало настоящий ажиотаж. Каждый стремился скорее создать свой аккаунт и увеличить количество друзей. Как того и следовало ожидать, со временем возникла проблема зависимости от социальной сети.
Все это убедительно подтверждает, что проблема негативного влияния социальных сетей на молодежь и взрослых людей особенно актуальна в современном мире.
Подавляющее большинство подростков предпочитает проводит в сети большую часть своего свободного времени, нежели посетить выставку, театр или просто прогуляться с друзьями.
Чем же так привлекает Интернет?
1) Анонимность. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для восприятия личности. Кроме того, наблюдается скрывание или презентация ложных сведений. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения – аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален.
2) Создание образа. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации. Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизции и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере.
3) Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.
4) Отсутствие эмоций. Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания).
5) Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи презентуют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии, ненормативного поведения.
Изначальным предназначением социальных сетей было объединение людей. Благодаря им появилась возможность поддерживать связь на расстоянии. Многие отыскали своих родственников, одноклассников, друзей детства.
Положительной чертой социальных сетей стала возможность создания групп по интересам. Каждый сможет найти то, что ему по душе, начиная от официальных групп любимых исполнителей, заканчивая обсуждением хобби, интересов. А с другой стороны во многом именно эта функция вызвала зависимость у молодежи. Подростки, которым по различным причинам не хватает родительской опеки, предоставлены сами себе и первые попадают в зависимость от социальных сетей.
Взаимодействуя посредством online-переписки, молодые люди забывают про личное общение. Со временем развивается патологическая необходимость постоянного пребывания на сайте. Что же приводит молодых людей к подобной зависимости? Психологи указывают на наличие в современном обществе такой проблемы, как «одиночество в толпе»: человек, находясь в коллективе, все равно остается одиноким, проводя большую часть своего времени наедине с компьютером, и это, конечно же, не может не накладывать свой отпечаток на особенности поведения личности. Интернет-зависимость является, по сути, уходом от реальных проблем. Неуверенность в себе, трудности в общении, неудовлетворенность тем, что имеешь в жизни, низкая самооценка, комплексы толкают молодых людей в виртуальный мир, который дает возможность уйти от реальности и почувствовать себя значимым. Это отрицательное воздействие проявляется в возможности самостоятельно создавать в виртуальном мире ту жизнь, которая нравится, те законы, которые можно нарушать и за это ничего не будет, те нормы, которые удобны для пользователя. Нормы и правила, формируемые внутри социальных сетей, не совпадают с общепринятыми стандартами, за нарушение которых следует вполне реальное наказание.
Даже ярые противники социальных сетей иногда попадают в зависимость от них. И причиной этому становится доступ к мультимедийным файлам. Благодаря социальным сетям не приходится тратить время на поиск нового фильма или услышанной по радио песне, потому что все это наверняка уже есть на чьей-нибудь странице. А пока клип грузится, вы начинаете просматривать картинки, фотографии, а потом и вовсе забываете, зачем собственно зашли. Так вы постепенно начинаете проводить время в интернете без надобности.
Социальные сети позволяют быть в курсе большинства событий, происходящих в жизни ваших «друзей», знаменитостей. Вывешенные в альбомах фотографии с прошедшего дня рождения, удачной поездки, фотосессии, красноречивые статусы – все это может оказаться ложью, если только их разместил не ваш реальный знакомый. Но любопытство берет верх - и вы засиживаетесь допоздна, стараясь не упустить новостей, и постепенно впадаете в зависимость.
Чем это чревато? Отрешением от внешнего мира, восприятием людей исключительно по профилям в социальных сетях и попросту потраченным временем, которое можно было провести вместе с реальными друзьями, узнать, как у них дела не по статусам, а посредством общения.
Многие молодые люди становятся заложниками виртуального имиджа. В зависимость часто попадают те, кто создал свой идеальный образ, посредством аккаунта. Таким образом, люди стараются самоутвердиться, особенно если в реальности все не так безоблачно, как на страницах их профиля. Как правило, они не стремятся встретиться в жизни, потому что боятся предстать перед людьми такими, как они есть в действительности.
Социальные сети стали в современных условиях мощными инструментом влияния на молодое поколение. Такие классические институты социализации как семья, школа, сверстники отошли на второй план. Иллюзорный, виртуальный мир становится все более притягательным для молодых людей. Он не только предоставляет возможность рассказать о своих чувствах, переживаниях, но и предоставляет возможность доступа к личной информации других людей. Погружаясь в него, они даже не задумываются о том, что есть вероятность формирования «зависимости от виртуальности». Убегая от реальных проблем в виртуальный мир, молодые люди, не осознавая это, начинают воспринимать его как часть реального.
Не имея доступа к контакту, такие пользователи, чувствуют себя одинокими, потерянными, оторванным от внешнего мира, испытывают чувство схожее с ломкой, что, безусловно, отражается на развитии человека, как полноценной личности, способной нормально функционировать в современном социуме.
Виртуальное общение не может заменить реальное, продолжают тратить большое количество времени на пребывание в сети. Возможно, это является следствием нежелания признать свою зависимость.
4 Практическая часть
В рамках данной работы мною было проведено исследование - анкетирование учащихся 5-11 классов и учителей, целью которого явилась оценка степени влияния социальных сетей на современную молодежь и взрослых людей нашей школы. В анкетировании участвовало 63 ученика и 20 учителей, включая членов администрации.
4.1 Анкетирование
Я предложила респондентам максимально честно ответить на опрос. Анкетирование было анонимным.
Вопросы были следующими:
4.2 Результаты исследования
Мной были использованы два метода выведения результатов: составление диаграммы и выведение процентного соотношения.
В результате исследования было выявлено, что практически все ученики и чуть больше половины учителей зарегистрированы в социальных сетях. Лидер у школьников – «Вконтакте», за ней по популярности у подростков идет сеть «Инстаграм». Учителя же отдают предпочтение «Одноклассникам». 35% учителей не имеют аккаунтов ни в одной сети, среди учеников эта цифра равна 3%. Это наглядно представлено в приложении 1 на рисунке 1.
Что касается времени, проводимого в интернете, то выяснилось, что в среднем учителя проводят в Интернете 1-2 часа в день – так ответили 50% опрашиваемых. У учеников этот отрезок времени длиннее - они проводят во всемирной паутине от 1 часа до 4-х и более часов. 32% опрашиваемых учеников ответили, что находятся в интернете более 4-х часов, 29% - 2-4 часа, 13% - 1-2 часа, и менее 1 часа – 16% (см. рисунок 2, приложение 1). Предполагалось, что имелось в виду время, в течение которого интернет используется для развлечения и общения. Таким образом, гипотеза №1 подтвердилась только в отношении учеников.
Ученики используют социальные сети, в основном, для общения. Так ответило 84% опрошенных. В свою очередь, есть дети, которые используют соц. сети для поиска информации – таких оказалось 33%. Учителя практически в равных пропорциях используют свои аккаунты для работы, общения и поиска информации (см. рисунок 3, приложение 1). Можно сказать, что гипотеза №3 подтверждена исследованием.
Оказалось, что 13 человек или 21% из числа опрошенных учеников не смогут прожить без социальных сетей, среди учителей эта цифра равна 5% или 1 человек из числа анкетируемых. Таким образом, можно считать, что гипотеза № 5 не подтвердилась. Результат виден на диаграмме (рисунок 4, приложение 1).
Также выяснилось, что у 6% учеников (4 человек) и 5 % учителей (1 человек) использование социальных сетей отрицательно влияют на учёбу и трудовую деятельность соответственно (рисунок 5, приложение 1).
К положительным сторонам использования социальных сетей большинство (55% и 40% соответственно у учеников и учителей) опрашиваемые отнесли возможность общения с друзьями. Таким образом, гипотеза № 3 подтвердилась. Также выделяли возможность поиска информации, а 25% учителей и 11% учеников ответили, что у социальных сетей нет положительных сторон (см. рисунок 6, приложение 1).
28% учеников и 40% учителей отметили, что социальные сети отнимают
у них много времени, что негативно влияет на их образ жизни. 21% учеников считают негативной стороной социальных сетей вырабатывание интернет -зависимости (см. рисунок 7, приложение 1). Из вышесказанного следует, что гипотеза №4 частично подтверждена.
59% учеников и 85% учителей считает, что никакие социальные сети не заменят живого человеческого общения, что видно на рисунке 8 (см. приложение 1).
15% учителей и 22% учеников считают себя интернет – зависимыми (рисунок 9, приложение 1).
Большинство опрашиваемых (46% и 50% у учеников и учителей соответственно) узнали о социальных сетях от друзей и знакомых.
В результате проведенного анкетирования можно выделить пути решения проблем, связанных с использованием социальных сетей:
Также мною были составлены «памятки», где рассказывается о том, как используя социальные сети, не навредить себе. Эта информация отражена в приложении 2.
Заключение
Нельзя однозначно судить о влиянии социальных сетях на личность современной молодежи и взрослых людей. Конечно же, во всем есть свои минусы и плюсы. Следует лишь помнить, что все нужно делать с чувством меры, в том числе и пользоваться Интернетом.
Но, тем не менее, я считаю, что социальные сети становятся «болезнью». Трудно найти молодого человека, который ни был бы зарегистрирован в какой-либо социальной сети. Они отнимают кучу реального времени, за которое человек мог успеть сделать много полезного, расширить свой кругозор, научиться чему-либо.
Молодежь не представляют свою жизнь без Интернета. Сами того не замечая, они меняют реальную жизнь на виртуальную, тем самым нанося вред самому же себе, своей семье, друзьям.
Я думаю, это можно считать глобальной проблемой, требующей немедленного разрешения. Хотя, это относительно. И все зависит лишь от нас самих - как мы решим сами прожить эту жизнь, «реально» или «виртуально».
Список используемой литературы
Интернет - источники
Приложение 1
Результаты исследования
Рис.1. Диаграмма «Количество времени, проводимого в интернете»
Рис. 2. Диаграмма «Предпочитаемые социальные сети»
Приложение 1
Результаты исследования
Рис. 3. Диаграмма «Для чего используются социальные сети»
Рис. 4. Диаграмма «Сможете ли вы отказаться от социальных сетей»
Приложение 1
Результаты исследования
Рис. 5. Диаграмма «Влияние социальных сетей на учёбу/работу»
Рис.6. Диаграмма «Положительное влияние социальных сетей»
Приложение 1
Результаты исследования
Рис.7. Диаграмма «Отрицательное влияние социальных сетей»
Рис.8. Диаграмма «Заменяет ли интернет общение в реальном мире»
Приложение 1
Результаты исследования
Рис. 9. Диаграмма «Интернет-зависимость»
Рис. 10. Диаграмма «Откуда вы узнали о социальных сетях»
Приложение 2
Памятка поведения в социальных сетях
Как минимизировать вред от социальных сетей
Чтобы не навредить себе во время поглощения информации, общения и просмотра прочих интересных вещей, стоит действовать по такому алгоритму:
• Регулируйте время, отведенное на посещение социальных ресурсов. Совсем не обязательно заходить туда ежечасно, чтобы посмотреть, что там без Вас произошло. Лучше прогуляйтесь, сделайте уборку или нарисуйте картинку – пусть мозг немного отдохнет.
• Подумайте о том, сколько бы всего полезного Вы сделали, если бы не комментировали фотографии и не обсуждали события. Посчитайте, чего Вы себя лишаете из-за обыкновенного сайта! Чем читать о лечении фобии пауков или, грубо говоря, зачем же все-таки Карл украл кораллы у своей возлюбленной, займитесь самообразованием и совершенствованием – станьте немного лучше, освободитесь от ненужной привычки, осознайте, что это просто необходимо.
Безопасность в социальных сетях
Если Вы безответственны, то ваше поведение в социальных сетях может нанести вред как личной, так и профессиональной сфере. Это правило касается не только взрослых людей, но и молодёжи.
Итак, несколько простых правил:
1. Не хвастайтесь незаконной деятельностью! Компромат может вылиться в административное или даже уголовное наказание. Раз в месяц просматривайте ваш контент (контент вашего ребенка) в социальных сетях, чтобы удалить все компрометирующие, связанные с незаконной деятельностью фотографии и заметки.
2.Не показывайте агрессии! Лучше не выкладывайте информацию в состоянии эмоционального возбуждения. Публикация гневного комментария в порыве злости может принести вам облегчение, однако минутное удовольствие, которое вы получите от его публикации, не стоит того потенциального вреда, который он может причинить. Остановитесь на мгновение, глубоко вздохните, подумайте и перезагрузитесь.
3.Разглашение конфиденциальной информации. Подростки особенно уязвимы перед лицом интернет-хищников и воров личных данных. Любые личные данные, опубликованные в социальных сетях, могу помочь ворам и коррупционерам нанести вам вред. То же самое касается и вашего местонахождения. В частности, никогда не пишите в социальных сетях, что Вы находитесь дома один или куда-то уехали. Отключите в своём устройстве определение вашего местоположения (модуль GPS), не указывайте геоданные на ваших фотографиях.
4.Нельзя никому угрожать! Даже публикация анонимной, бессмысленной угрозы на сомнительном интернет-форуме, где полно посторонних людей, будет служить тревожным сигналом. И как только властям удастся локализовать угрозу, они имеют полное право начать расследование.
5. Нельзя полностью полагаться на настройки конфиденциальности!
Как бы прилежно вы ни пытались защитить свои личные данные в социальных сетях, лучше всего привыкнуть к мысли о том, что вся опубликованная вами информация может стать известной третьим лицам. Полагайтесь на свое благоразумие.
Слайд 1
Муниципальный конкурс «Лучшая исследовательская работа учащихся 2017» Влияние социальных сетей на людей разного возраста Щекино, 2017 Выполнила: ученица 11 класса ГОУ ТО «Яснополянская школа им . Л.Н . Толстого» Чиненова Мария Николаевна Руководитель: Шукшина Анна Владимировна, учитель информатикиСлайд 2
Основные понятия Социальная сеть - платформа, онлайн - сервис или веб-сайт , предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений. Подросток - юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте (от 12-14 до 15-17 лет). Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом. 2
Слайд 3
Актуальность темы Социальные сети играют большую роль в жизни людей. Ежедневно миллионы людей общаются, договариваются о встречах, ищут информацию именно в социальных сетях, и самыми активными пользователями являются молодежь. 3
Слайд 4
Проблема В настоящее время появились новые способы коммуникации, в частности, социальные сети, которые имеют неоднозначное влияние на развитие и социализацию личности 4
Слайд 5
Объект исследования учащиеся 5-11 классов и учителя, пользующиеся и не пользующиеся социальными сетями 5
Слайд 6
Предмет исследования социальные сети и их влияние на людей разного возраста 6
Слайд 7
Цель исследования выявление значимости социальных сетей в жизни людей, а также влияние социальных сетей на молодежь и людей старшего возраста (положительное и отрицательное) 7
Слайд 8
Поставленные задачи 8
Слайд 9
Гипотезы исследования 9
Слайд 10
Этапы проведения исследования 10
Слайд 11
Результаты исследования Диаграмма «Предпочитаемые социальные сети» 11
Слайд 12
Результаты исследования Диаграмма «Количество времени, проводимого в интернете» 12
Слайд 13
Результаты исследования Диаграмма «Для чего используются социальные сети» 13
Слайд 14
Результаты исследования Диаграмма «Сможете ли вы отказаться от социальных сетей» Диаграмма «Сможете ли вы отказаться от социальных сетей» 14
Слайд 15
Результаты исследования Диаграмма «Влияние социальных сетей на учёбу/работу» 15
Слайд 16
Результаты исследования Диаграмма «Положительное влияние социальных сетей» 16
Слайд 17
Результаты исследования Диаграмма «Отрицательное влияние социальных сетей» 17
Слайд 18
Результаты исследования Диаграмма «Заменяет ли интернет общение в реальном мире» 18
Слайд 19
Результаты исследования Диаграмма «Интернет-зависимость» 19
Слайд 20
Результаты исследования Диаграмма «Откуда вы узнали о социальных сетях» 20
Слайд 21
Результаты исследования. Выводы 21
Слайд 22
Заключение Нельзя однозначно судить о влиянии социальных сетях на личность современной молодежи и взрослых людей. Конечно же, во всем есть свои минусы и плюсы. Следует лишь помнить, что все нужно делать с чувством меры, в том числе и пользоваться Интернетом. 22
Слайд 23
Спасибо за внимание!
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Простые летающие модели из бумаги
Фильм "Золушка"
Император Акбар и Бирбал