"В современном мире мы на каждом шагу сталкиваемся с обманом, мошеничеством. Приглашения на бессмысленные тренинги, семинары заполнили СМИ. Мы считаем, что очень важно научиться отличать ложь от истины и уметь противостоять монипуляциям со стороны других."
В данной работе идет речь о софизмах, парадоксах и об их главной составляющей - нарушении логики.
Вложение | Размер |
---|---|
sofizmy.doc | 30 КБ |
paradoks_i_s.odp | 2.76 МБ |
В современном мире мы на каждом шагу сталкиваемся с обманом, мошенничеством. Приглашения на бессмысленные тренинги, семинары заполонили СМИ. Мы считаем, что очень важно научиться отличать ложь от истины и уметь противостоять манипуляциям со стороны других. В нашем проекте речь пойдет о софизмах, парадоксах и об их главной составляющей – нарушении логики. А также мы постараемся ответить на следующие вопросы:
Целью проекта является изучение информационных источников и научной литературы, их систематизирование, обработка и обобщение полученного материала по данной теме.
Задачи проекта:
Главной составляющей парадоксов и софизмов является нарушение логики. Оно встречается везде, в первую очередь, конечно, в рассуждениях, но можно их порой увидеть в рисунках, в чертежах, в литературных произведениях, даже в научных работах и во многом другом. Например, в песенке сочиненной английскими студентами:
The more you study, the more you know.
The more you know, the more you forget.
The more you forget, the less you know.
The less you know, the more you forget.
The less you forget, the more you know.
So why study?
Чем больше учишься, тем больше знаешь.
Чем больше знаешь, тем больше забываешь.
Чем больше забываешь, тем меньше знаешь.
Чем меньше знаешь, тем меньше забываешь.
Но чем меньше забываешь, тем больше знаешь.
Так для чего учиться?
Мориц Эшер рисовал картины с элементами нарушения логики:
Рис. 1 «Рисующие руки» 1948г. Рис. 2 «Рептилия» 1943г.
Теперь более подробно рассмотрим парадоксы и софизмы.
Парадоксы
Парадоксом называется суждение, которое может доказать, что суждение одновременно является как ложным, так и истинным. Это явление разделяется на 2 вида: апория и антиномия.
Апория – появление вывода, который противоречит опыту. Примером служит парадокс, сформулированный Зеноном: Быстроногий Ахиллес не в состоянии догнать черепаху, так как она при каждом последующем шаге будет отдаляться от него на некоторое расстояние, не давая ему догнать себя, ведь процесс деления отрезка пути бесконечен.
Поясним в чем тут дело:
Шаг Ахиллеса имеет какую-то величину, и он как минимум в 10 раз больше шага черепахи. Шаг – ненулевая величина, иначе герои не двигаются, что противоречит условию задачи. Через некоторое время после начала забега расстояние между участниками сократится до величины, равной разности шага Ахиллеса и шага черепахи. Следующим шагом Ахиллес ее догонит, т. к. он сделает больше шаг, нежели черепаха.
Антиномия – это парадокс, предполагающий наличие двух взаимоисключающих суждений, которые одновременно истинны.
Например: Фраза «я лгу», может являться как истиной, так и ложью, но если это правда, то человек, произносящий ее, говорит истину и не считается лжецом, хотя фраза подразумевает обратное. Итак, парадокс – это противоречие, которое возникает в ходе рассуждений, важно отметить, что появляется оно само собой, то есть непреднамеренно.
Математические парадоксы
Существуют парадоксы в математике. И вот, действительно, самое парадоксальное – это то, что в математике вообще есть парадоксы. Например:
Софизм
Слово «софизм» красивое и весьма необычное, к тому же его мы не употребляем в повседневной жизни, поэтому некоторые люди не знают, что оно означает, а, порой, и впервые слышат.
Углубимся в историю и выясним: что такое «софизмы»? и откуда к нам пришел этот интересный термин? Софизмы были замечены еще в древности. В переводе с греческого дословно оно означает: уловка, выдумка или мастерство. Что же такое софизм?
Софизм – утверждение, являющееся ложным, но не лишенным элемента логики, за счет чего при поверхностном взгляде на него, оно кажется верным. В отличие от парадокса, в софизме ошибка сделана специально, но скрыта, якобы, под правильным действием. А почему они появляются?
Причины появления софизмов
К психологическим причинам софизмов относят интеллект человека, его эмоциональность и степень внушаемости. То есть более умному человеку достаточно завести своего оппонента в тупик, чтобы тот согласился с предложенной ему точкой зрения.
Чем более убедительной будет речь человека, тем больше шанс, что окружающие не заметят ошибок в его словах. На это и рассчитывают многие из тех, кто пользуется такими приемами в споре.
Математические софизмы
Математические софизмы относятся к сложным софизмам. При разборе математических софизмов выделяются основные ошибки:
Алгебраические софизмы – намеренно скрытые ошибки в уравнениях и числовых выражениях. Рассмотрим несколько примеров:
Геометрические софизмы
Геометрические софизмы – это умозаключения или рассуждения, обосновывающие какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, связанное с геометрическими фигурами и действиями над ними.
Например: «Через точку на прямую можно опустить два перпендикуляра»
Рис. 4
Возьмем треугольник ABC . На сторонах АВ и ВС этого треугольника, как на диаметрах, построим полуокружности. Пусть эти полуокружности пересекаются со стороной АС в точках Е и D. Соединим точки Е и D прямыми с точкой В. Угол АЕВ прямой, как вписанный, опирающийся на диаметр; угол ВDC также прямой. Следовательно, BE ⊥ AC и BD ⊥ AC. Через точку В проходят два перпендикуляра к прямой АС.
В чем ошибка? В своих рассуждениях, о том, что из точки на прямую можно опустить два перпендикуляра, мы опирались на ошибочный чертеж. В действительности полуокружности пересекаются со стороной АС в одной точке, т.е. ВЕ совпадает с ВD. Значит, из одной точки, не лежащей на данной прямой, нельзя опустить два перпендикуляра к этой прямой.
Решение математических софизмов не только развивает логику, но и внимательность, способствует тому, что ученик меньше совершает ошибок, а если и совершает, то при проверке вероятность того, что он найдет свою ошибку, становится больше.
Исследование
Нами было проведено исследование на тему «решение софизмов как показатель интеллектуального уровня по гендерному признаку»: мы предложили ученикам двух шестых классов найти ошибку в софизме «5=6» с целью определить способны ли учащиеся распознавать неверные утверждения, представленные как логическое объяснение.
Суть софизма заключалась в следующем:
Возьмем верное числовое тождество:
35 + 10 - 45 = 42 + 12 - 54
Вынесем общие множители левой и правой частей за скобки.
Получим: 5(7 + 2 - 9) = 6(7 + 2 - 9).
Разделим обе части этого равенства на общий множитель (заключенный в скобки). Получаем 5 = 6.
В чем ошибка?
Выражение в скобках равно нулю На ноль делить нельзя!
Результаты были таковы:
Из 57 человек «Не знаю»,- ответили 38, неправильный ответ дали 27 человек, правильный – 2 мальчика. С чем может быть связан такой низкий показатель? Возможно, из-за столь юного возраста, дети рассредоточены, невнимательны и очень доверчивы, что отразилось на результатах.
Опираясь на итоги исследования, можно сделать вывод, что у мальчиков лучше развито логическое мышление.
Однако несколько девочек были близки к верному ответу, но им не хватило точности, определенности. В результате их ответ нельзя считать верным. Это говорит о том, что мальчики, как правило, могут более точно выражать свои мысли.
Заключение
Работа над софизмами и парадоксами – это тренировка мышления и логики. Она способствует мозговой деятельности. Человек уверенно и быстро ориентируется в жизненных ситуациях, требующих принятия верного решения, умеет отстаивать свое мнение. Таких людей нелегко обмануть, вовлечь в какие-либо махинации финансового или иного характера. Оттачивается острота ума, умение четко и точно формулировать свои мысли, отличать заблуждения от реальности.
Литература:
Слайд 1
“ Парадоксы” и “софизмы” в математике Проект выполнили: Баукин Николай, Елдышева Дарья, Левчук Станислав, Маюнова Елизавета, Резяпкина Алена, Шапкина Алина. Руководитель проекта: Губарева Е.Г.Слайд 2
Цель проекта: изучение информационных источников и научной литературы, их систематизирование, обработка и обобщение полученного материала по данному признаку. Задачи проекта 1) собрать информацию о логических софизмах и парадоксах; 2) найти математические парадоксы и софизмы; 3) выяснить причины возникновения противоречий в рассуждениях и доказательствах; 4) провести ряд исследований на тему “решение софизмов как показатель интеллектуального уровня по гендерному признаку” в средних классах нашей школы.
Слайд 3
Нарушение логики The more you study, the more you know. The more yon know, the more you forget. The more yon forget, the less you know. The less you know, the more you forget. The less you forget, the more you know. So why study?
Слайд 4
Мориц Эшер рисовал картины с элементами нарушения логики Рис.2 “Рептилия” 1943г. Рис. 1 “Рисующие руки” 1948г.
Слайд 5
Парадоксом называется суждение, которое может доказать, что суждение одновременно является как ложным, так и истинным.
Слайд 6
Парадоксы Быстроногий Ахилес не в состоянии догнать черепаху, так как она при каждом последующем шаге будет отдаляться от него на некоторое расстояние, не давая ему догнать себя, ведь процесс деления отрезка пути бесконечен.
Слайд 7
Антиномия Фраза “я лгу”, может являться как истиной, так и ложью, но если это правда, то человек , произносящий ее, говорит истину и не считается лжецом, хотя фраза подразумевает обратное.
Слайд 8
Задача о треугольнике Дан прямоугольный треугольник 13 ∙ 5 клеток, составленный из 4 частей. После перестановки частей при визуальном сохранении изначальных пропорций появляется дополнительная клетка.
Слайд 9
Причины появления софизмов Психологические причины софизмов: интеллект человека, эмоциональность, степень внушаемости. Достаточно завести своего оппонента в тупик, чтобы тот согласился с предложенной ему точкой зрения.
Слайд 10
Математические софизмы Основные ошибки: 1) деление на 0; 2)неправильные выводы из равенства дробей; 3)неправильное извлечение квадратного корня из квадрата выражения; 4)нарушение правил действия с именованными величинами; 5)путаница с понятиями “равенства” и “эквивалентность” в отношении множеств; 6)неравносильный переход от одного неравенства к другому; 7)выводы и вычисления по неверным чертежам.
Слайд 11
Геометрические софизмы Возьмем треугольник АВС. На сторонах АВ и ВС этого треугольника, как на диаметрах, построим полуокружности. Получим точки Е и D. Соединим точки Е и D прямыми с точкой В. Угол АЕВ прямой, как вписанный, опирающийся на диаметр; угол ВDС также прямой. Следовательно, ВЕ ┻ АС и ВД ┻ АС. Через точку В проходят два перпендикуляра к прямрй АС. В чем ошибка?
Слайд 12
Арифметические софизмы Арифметика – (греч. Arithmetic, от arithmys – число), наука о числах, в первую очередь о натуральных числах и дробях, и действиях над ними.
Слайд 13
Полупустое и полуполное Полупустое то же, что и полуполное. Если равны половины, значит, равны и целые. Следовательно, пустое есть то же, что и полное.
Слайд 14
Не знаешь то, что знаешь - Знаешь ли ты, о чем я хочу спросить? - Нет. - Знаешь ли ты, что добродетель есть добро? - Знаю. - Об этом я и хотел тебя спросить. А ты, выходит, не знаешь то, что знаешь.
Слайд 15
Лекарства “ Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше.Значит, лекарств нужно принимать как можно больше.”
Слайд 16
Исследование Возьмем верное числовое тождество: 35 + 10 – 45 = 42 + 12 – 54 Вынесем общий множитель за скобки: 5(7 + 2 – 9) = 6(7 + 2 – 9). Разделим обе части этого равенства на общий множитель (заключенный в скобки). Получаем 5 = 6. В чем ошибка? Выражение в скобках равно нулю. На ноль делить нельзя!
Слайд 17
Результаты сследования “ Не знаю” - ответили 38человек; Неправильный ответ дали 27 человек; Правильный – 2 человека (мальчики). Вывод : у мальчиков лучше развито логическое мышление
Слайд 18
Заключение Работа над софизмами и парадоксами – это тренировка мышления и логики. Человек уверенно и быстро ориентируется в жизненных ситуациях, требующихпринятие верного решения, умеет отстаивать свое мнение. “ Бесконечная лестница”
Вокруг света за 80 дней
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Рождественский венок
Ласточка. Корейская народная сказка
Можно от Солнца уйти...