Исследовательский проект "Батарейка как источник опасности для окружающей среды"
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_batareyka.docx | 35.43 КБ |
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Старый Маклауш
муниципального района Клявлинский Самарской области
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Батарейка как источник опасности для окружающей среды»
Выполнила ученица 3 класса
Семенова Алина Михайловна
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3
ГЛАВА I Теоретическое исследование пальчиковой батарейки……………5
1.1 Общее представление о пальчиковых батарейках, история их
возникновения……………………………………………………………………5
1.2 Пальчиковые батарейки, их состав, влияние на окружающую среду …………………………………………………………………………………...5
ГЛАВА II Экспериментальное исследование пальчиковых батареек
подтверждающих наличие в них вредных веществ…………………………….7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………………12
ВВЕДЕНИЕ
Человек как биологический вид влияет на природу не больше, чем другие
живые организмы. Однако это влияние несравнимо с тем воздействием,
которое он оказывает на природу своей хозяйственной деятельностью.
Поскольку нам довелось жить в 21 веке, с батарейками мы сталкиваемся
ежедневно - в пульте дистанционного управления телевизором, в электронных часах, в детских игрушках и карманных фонариках. Как-то в очередной раз, меняя батарейку на часах, я заметила значок, изображенный на корпусе батарейки, в виде перечеркнутого мусорного бака. Выходит, что батарейку нельзя выбрасывать в мусорное ведро. Что же тогда с ней делать?
Думаю, что мало кто задумывался над этой проблемой, потому что
никому в голову не придёт, что маленькая блестящая батарейка - это источник колоссальной опасности, как для человека, так и окружающей среды в целом.
Актуальность работы заключается в том что, в современных условиях высокого уровня развития не все знают, как утилизировать отработанные батарейки, и какой вред они могут нанести человеку и окружающей его среде.
Цель исследования: изучить факторы опасности неправильной утилизации батареек и проинформировать одноклассников и знакомых о правилах использования батареек.
Задачи исследования:
1.Изучить литературу и материалы интернет - ресурсов по теме исследовательской работы.
2.Провести опыты с батарейкой с целью проверки гипотезы.
3.Определить, к каким последствиям ведёт неправильное хранение и утилизация батареек.
4.Выявить отношение окружающих к данной проблеме.
5.Разработать памятку по использованию батареек.
Объект исследования: пальчиковая батарейка.
Предмет исследования: негативное воздействие вредных веществ, входящих в состав батареек, на экологию и здоровье человека при неправильной утилизации батареек.
База исследования: учащиеся, их родители
Гипотеза: предполагаю, что использованная и неправильно утилизированная пальчиковая батарейка приносит вред окружающей среде. Также я предполагаю, что существует проблема с утилизацией батареек.
Методы исследования: анализ материалов из электронных и печатных источников по изучаемой проблеме, беседы со специалистами государственных учреждений, анкетирование учащихся, эксперименты по выявлению вредных воздействий веществ, содержащихся в батарейке, на живую природу; опыты в кабинете химии, с целью оценки внешних воздействий на батарейку; анализ, обобщение и систематизация результатов.
Практическая значимость состоит в возможности применения данных материалов в ходе проведения уроков, внеклассных мероприятий с учащимися начальных классов.
По результатам проведенного исследования будут составлены рекомендации по использованию и утилизации батареек.
Глава I Теоретическое исследование пальчиковой батарейки
1.1 Общее представление о пальчиковых батарейках и история их возникновения.
В начале своих исследований я решила узнать, откуда появилась батарейка, из чего она состоит, и что в ней содержится такого, что ее нахождение среди общего мусора опасно. Еще в 1791 году Итальянский врач - Луиджи Гальвани сделал важное наблюдение – только не сумел его правильно истолковать. [Слайд 6] Гальвани заметил, что тело мертвой лягушки вздрагивает под действием электричества - если положить его возле электрической машины, когда оттуда вылетают искры. Или если оно просто прикасается к двум металлическим предметам. Но Гальвани подумал, что это электричество есть в теле самой лягушки, и назвал это явление «животным электричеством».
Итальянский ученый граф Алессандро Вольта в 1800 году повторил опыты Гальвани, но с большей точностью. [ Слайд 2]. Он заметил, что если мертвая лягушка касается предметов из одного металла - например, железа - никакого эффекта не наблюдается. Чтобы эксперимент прошел успешно, всегда требовались два разных металла. И Вольта сделал вывод – появление электричества объясняется взаимодействием двух различных металлов, между которыми образуется химическая реакция. Он поочередно уложил в столбик серебряные и цинковые кружки, изолированные фетровыми прокладками, элемент так и называется: вольтов столб .
Глава 1.2 Пальчиковые батарейки, их состав и влияние на окружающую среду.
Элементы питания или, как мы привыкли их называть батарейки, имеют разную форму: пальчиковые, «мизинчиковые», «бочонки», «кроны», «таблетки» и др. [Слайды 8-9] Принцип работы у них одинаковый. Я рассмотрела «пальчиковую» батарейку, потому что она наиболее используемая в быту. Этот элемент питания так называется, потому что имеет форму пальчика. Сама по себе батарейка - это 2 цилиндрика, вставленные друг в друга. Между этими цилиндриками находится специальный раствор, пастообразное вещество или же порошок. В состав этих растворов, паст, порошков входят различные химические вещества. Ионы в этих веществах движутся, и возникает электрический ток, движущийся от одного цилиндрика к другому. Это и приводит в движение детские машинки, от него загораются фонарики и работают вспышки. [
Батарейки классифицируются по преобладанию того или иного металла в его содержимом. Так различают марганцево-цинковые (солевые), щелочные (алкалиновые), ртутные, серебряные и литиевые батарейки. Наиболее широко используются потребителями солевые и щелочные (алкалиновые) пальчиковые батарейки. [Слайд 10] Взглянув на обычную пальчиковую батарейку, можно всегда увидеть знак в виде зачеркнутого мусорного бака. Это означает: «Не выбрасывать, необходимо сдать в специальный пункт утилизации. И этот знак на батарейке стоит неспроста! В каждой такой батарейке содержится от 10 до 20 химических элемента, многие из них являются токсическими ядовитыми веществами. Это - ртуть, никель, кадмий, свинец, которые имеют свойство накапливаться в живых организмах, в том числе и в организме человека, и наносить существенный вред здоровью.
Мне стало интересно, чем опасны для человека вещества, находящиеся в батарейке. И я узнала, что: свинец накапливается в основном в почках. Вызывает также заболевания мозга, нервные расстройства. Кадмий накапливается в печени, почках, костях и щитовидной железе. Является канцерогеном, то есть провоцирует рак. Ртуть влияет на мозг, нервную систему, почки и печень. Вызывает нервные расстройства, ухудшение зрения, слуха, нарушения двигательного аппарата, заболевания дыхательной системы. Наиболее уязвимы дети. Металлическая ртуть — яд. По степени воздействия на организм человека ртуть относится к 1-му классу опасности — «чрезвычайно опасные вещества». Независимо от путей поступления в организм ртуть накапливается в почках. [ Слайд 11]Из дополнительной литературы я узнала, что из-за неправильно утилизированной батарейки можно загрязнить землю площадью 20 кв.м., а также до 200 литров воды. Это может привести к гибели и растений и животных. Попадая в общий мусор, а затем на полигоны, нарушается целостность корпуса батарейки за счет ржавления и коррозии, и опасные токсические элементы попадают в почву и в подземные воды, а оттуда в моря, озера и другие природные водоемы.
Глава II Экспериментальное исследование батареек, подтверждающих наличие в них вредных веществ
Эксперимент 1. Влияние воды на металлическую оболочку батарейки. Я решила проверить опытным путем, выделяются ли из элемента питания содержащиеся в нем вещества. В первом эксперименте я решила проверить, что произойдет с водой, если положить батарейку в воду. Я взял батарейку и разобрал ее. [Разобранную батарейку я положил в стакан с водой. Вода сразу стала серой. Потом я взяла целую батарейку и положила ее во второй стакан с водой. Вода свой цвет не изменила. А в третьей - оставил чистую воду для контроля. Я плотно закрыла все 3 стакана и оставили для наблюдения. Через неделю заметила, что во втором стакане вода помутнела. [Слайд 12]
Вывод: металлическая оболочка батарейки под действием воды разрушается, а вредные вещества, находящиеся в батарейке, попадают в воду.
Эксперимент 2. Влияние загрязненной воды на растения.
Во втором эксперименте я решила проверить влияние загрязненной воды на растения. Я взяла три цветка и поставила в экспериментальные стаканы с водой. Через три дня я увидела, что лепестки цветов, стоящих в стаканах с загрязненной водой завяли. А цветок, стоящий в стакане с чистой водой, не изменился и остался в прежнем состоянии. Следовательно, можно сделать вывод, что вода, загрязненная вредными веществами батарейки, отрицательно влияет на растения. [Слайд 13, 14]
Эксперимент 3. Влияние щелочной среды на корпус батарейки.
Опираясь на мои знания, я могу утверждать, что почвы могут иметь кислую или щелочную среду. Как же будет вести себя батарейка, попав в подобные условия? В кабинете химии нашей школы были проведены 2 опыта. Для первого опыта я поместила пальчиковую батарейку в раствор медного купороса (щелочная среда). Помещенная в раствор батарейка начала темнеть, а затем ржаветь. В химических реакциях с солями других металлов медный купорос имеет свойство обмениваться ионами. Это и произошло в моём опыте, образовались соли тяжелых металлов. Также происходит и в естественных условиях. Образовавшиеся соли тяжелых металлов попадают в почву и в грунтовые воды. Происходит это намного быстрее, чем в простой воде. [Слайд 15]
Эксперимент 4. Влияние кислой среды на корпус батарейки.
Вторым опытом я хотела посмотреть, что происходит, если батарейка попадает в кислые почвы. Для этого опыта я помещаю батарейку в раствор соляной кислоты. Предварительно взвешиваем батарейку. После помещения батарейки в раствор выделяется газ. При поджигании этого газа издается хлопок, это - выделившийся водород. Вынимаю батарейку - ржавчина исчезла. Взвешиваю вновь. Масса элемента уменьшилась. Таким образом, этот опыт доказал, что попавшие в кислые почвы батарейки издадут более чем безобидный хлопок. [Слайды 16-19]
Как я узнала из теории и подтвердила опытным путем при неправильной утилизации, т. е. если мы с вами будем выбрасывать батарейку в мусорное ведро, токсические вещества тем или иным способом попадают к нам на стол. Летом от высокой температуры воздуха на свалках мусор, а вместе с ним и различные батарейки могут тлеть. А на мусоросжигающих заводах, свалках элементы питания вместе с остальным мусором вовсе горят и выделяют в воздух огромное количество диоксидов. Они в свою очередь попадают в организм человека. Соли тяжелых металлов, диоксиды, попадая в организм человека способны накапливаться в различных органах и вызывать необратимые процессы, что приводит к различным неизлечимым заболеваниям. От них невозможно избавиться никаким кипячением, ведь это не микробы и бактерии. [Слайд 20]
Но что же делать? Ведь совсем отказаться от батареек в повседневной жизни мы не можем. Вывод один: надо правильно утилизировать отработанные батарейки.
Интервью об утилизации батареек в Клявлинском районе. Я стала интересоваться, где в нашем районе находится пункт приема использованных элементов питания. С этой целью я посетила местную Санитарно - эпидемиологическую станцию. В результате интервью с сотрудниками я узнала, что утилизацией станция не занимается. Я узнала, что мусор из района вывозится на полигон, находящийся примерно в 1 км от райцентра. Никакой сортировки бытовых отходов не происходит. В районе приема использованных элементов питания нет, и неизвестно насколько осведомлены об этой проблеме жители нашего города. [Слайд 21]
Анкетирование «Использованная батарейка».
Исходя из этого, мне стало интересно, насколько грамотно подходят к этому вопросу мои одноклассники. С этой целью я решила провести опрос среди учащихся классов 3-9 классов. В опросе участвовали 26 учеников. [Слайд 24]
По результатам опроса я узнала, что, во-первых, во всех семьях пользуются различными элементами питания. Во-вторых, используют в различных игрушках, фонариках, пультах дистанционного управления, калькуляторах и так далее. Таким образом, батарейки все же необходимы в нашей повседневной жизни и их пока нечем заменить. К сожалению, осведомленность среднестатистического ученика нашей школы оставляет желать лучшего.
Ближайшие пункты приема батареек расположены в городе Уфа. В Уфе на данный момент осуществляют сборы: 1. Юношеский отдел Центральной городской библиотеки совместно с движение «ЭКА-Башкортостан»; 2. Гипермаркеты «Markt Media”; 3. Агентство недвижимости «Сан»; 4. Интернет - магазин «И-Мне».
В классе я провела разъяснительную беседу, чтобы ни в коем случае ни наши ученики, ни члены их семей не выбрасывали батарейки в мусор. Я предлагаю закупоривать пальчиковые батарейки в маленькие пластмассовые бутылки из под воды, соков, шампуней и т.д. Так же предложила своим одноклассникам организовать «мини-пункты» по сбору утилизированных элементов питания по месту жительства
В других странах утилизация батареек уже налаженный процесс. Так в Японии собирают, сортируют и хранят пальчиковые, а также другие виды батареек до изобретения оптимального виды переработки. В странах Европы во всех крупных супермаркетах стоят контейнеры для сбора использованных отходов. [Слайд 25] С 2013 года в городе Челябинске заработал пока единственный завод России по переработке батареек и аккумуляторов, отживших свой срок. На этом заводе производится переработка элементов питания с извлечением полезных ресурсов для вторичного использования. Компания «Мегаполис ресурс» занимается переработкой лишь марганцево-цинковых батареек, которые составляют около 80 % от общего объема потребления. Батарейки, содержащие большее количество ртути, литий-ионные батарейки сейчас лишь накапливаются предприятием. [Слайд 26]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги теоретического и экспериментального исследований можно утверждать, что моя гипотеза подтвердилась. Батарейки действительно содержат химические вещества, которые пагубно влияют на окружающую среду и в частности на живую природу. Под воздействием кислой, щелочной среды почв, под воздействием воды нарушается целостность корпуса батарейки, и содержащиеся в ней вредные элементы попадают в почву, подземные воды, и естественно, в организм человека и животных. Все это происходит из-за неправильной утилизации элементов питания. Я установила, что более 85% респондентов не осведомлены о вредном воздействии неправильной утилизации батареек на окружающую среду и здоровье населения, хотя на каждой батарейке стоит маркировка «не выбрасывать в мусорный ящик». Также подтвердили, что существует проблема с утилизацией батареек в нашем районе, так как отсутствуют пункты приема отслуживших свой срок батареек, но люди согласны сдавать отслужившие свой срок батарейки в магазины или приёмные пункты. Пункты сбора все же имеются, зачастую их организуют волонтеры, постепенно подтягиваются различные организации и торговые сети.
В связи свыше сказанным я предлагаю жителям нашего села: [Слайд 27]
1. Использовать перезаряжающиеся аккумуляторные батарейки.
2. Покупать батарейки с маркировкой «без кадмия», «без ртути».
3. Стараться не выбрасывать батарейки вместе с остальным мусором, использовать специальные ёмкости или сдавать их в специальные пункты сбора. Можно собирать батарейки в пластиковые бутылки или обычные полиэтиленовые пакеты.
4. Рационально использовать заряд батареек, чтобы продлить срок их службы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев С.В. «Практикум по экологии». – Москва, 1996г.
2. Гальперштейн Л.Я. «Забавная физика» «Знай и умей»- Москва, 1994г
3. Гринин А. С. Новиков В. Н. «Промышленные и бытовые отходы: хранение,
утилизация, переработка». - Москва, «ФАИР-ПРЕСС», 2002г
4. Касьян А. А. «Современные проблемы экологии» - Москва, 2001 г.
5. Кувыкин Н. А. Бубнов А. Г. Гриневич В. И. «Опасные промышленные
отходы» - Иваново 2004г
6. Роджерс К. Кларк Ф. Смит А. «Свет. Звук. Электричество» - Москва,
«Росмен», 2002г
7. Чуянов В.А. «Энциклопедический словарь юного физика» - Москва,
«Педагогика, 1984г
8. Ярыгин В.М. «Биология» - Москва « Высшая школа», 2004г.
9. Энциклопедия « История открытий» - Москва, « Росмен», 1997г
10. Энциклопедия « Юному эрудиту обо всем» - Москва, « Махаон», 2008г
11.Интернет ресурсы: 11. http://eko-jizn.ru/
Есть в осени первоначальной...
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Растрёпанный воробей
Рождественский венок
Подарок