Складывая "пилотку", "самолет" из бумаги ребенок замечает, что постоянно сталкивается с математическими понятиями, которые изучаются в 1 классе по математике.
Вложение | Размер |
---|---|
_1_12422.pptx | 2.16 МБ |
Слайд 1
Как связаны искусство оригами с математикой? «Великий квадрат не знает пределов» Японская народная пословица Выполнила: ученица 1 класса В МБОУ СОШ №2 Жандарова Ольга Руководитель: учитель начальных классов Богданова И.Л.Слайд 2
Вместе с мамой я всегда увлеченно собирала из листа бумаги кораблик или самолетик, летом, «пилотку» из газеты. И бумажные кораблики, и пилотка сделаны по принципу «оригами». Придя в школу, мне предложили посещать дополнительные занятия на базе Станции юных техников –оригами, и я с удовольствием там занимаюсь до сегодняшнего дня. Я заметила, что, складывая фигурки оригами, постоянно сталкиваюсь с математическими понятиями, которые мы изучаем на уроке математики в 1 классе. Мне стало интересно, как связаны искусство складывания фигурок из бумаги- оригами и, изучаемая мной в школе, математика.
Слайд 3
Цель: установить взаимосвязь искусства оригами и науки математики . Гипотеза: знакомство с основами оригами помогает изучению математики. Объект исследования : инструкции бумажных поделок. Предмет исследования: связь оригами с математикой.
Слайд 4
Задачи: Сбор информации о понятии оригами (специальная литература, интернет ресурсы); Сбор информации об истории оригами; Изучить направления оригами; Соотнести понятия оригами с понятиями математики; Провести мастер- класс для одноклассников по изготовлению «Домика»; Собирать инструкции поделок в техники оригами в эл. книгу для одноклассников ; Сделать выводы.
Слайд 5
Оригами это японское искусство складывания бумаги, образовано от японского oru (складывать) и kami (бумага). Термин возникает только в 1880 году. Но в «Японских хрониках» говорится, что понятие «оригами» начало восходить к 610-му году. Кто бы подумал, глядя на простенький кораблик, что первоначально в изделия из бумажного квадрата вкладывался большой смысл! На востоке к квадрату относились с большим уважением. В буддизме он считался отражением Космоса, из которого происходят все вещи. К бумаге японцы тоже относились с почтением, как ко всему недолговечному, непрочному. Они считали, что в каждой такой вещи — бабочке, росинке, тонком листочке бумаги — живет дыхание вечности и надо уметь его уловить.
Слайд 6
1.Этап . (бумажный) В Древнем Китае, в 105 году нашей эры чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о том, что создана технология производства бумаги. Многие десятилетия под страхом смертной казни китайцы хранили тайну создания белого листа . 3.Этап .( украшений) В средние века, искусство складывания проникло в быт дворянства. В те времена считалось признаком хорошего воспитания умение богатого дворянина развлечь свою даму на балу складыванием бумажных фигурок. Кроме того, оригамные фигурки часто использовали в свадебной церемонии, украшении домов или праздничных шествиях . 4.Этап . (современный) Со временем оригами (а этот термин возникает только в 1880 году) становится обязательным занятием во многих японских семьях. Мамы передавали свои знания дочкам, показывая немногие известные им фигурки. 2.Этап. (религиозный ) Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки появляются сначала в монастырях. Ведь в японском языке понятия "Бог" и "Бумага" звучат одинаково. Фигурки из бумаги имели символическое значение. Они становились участниками религиозных церемоний. Украшали стены храмов. Помещались на жертвенный костер. Но это еще не было искусство. Просто лист бумаги, очень ценный и дорогой, несущий в себе имя Бога.
Слайд 7
В оригами существует три основных течения: Первое течение – традиционное оригами, где в качестве основы используется квадрат. Второе течение – модели складываются из листов треугольной , прямоугольной, пяти-, шести-, восьмиугольной формы. Третье течение – модульное оригами, модели изготавливаются из некоторого, иногда довольно большого числа однотипных модулей.
Слайд 8
ОРИГАМИ И МАТЕМАТИКА Складывая фигурки оригами я заметила, что постоянно встречаюсь с понятиями геометрических фигур: треугольник, квадратом, трапецией и т.д. Изучая математику я четко увидела эту взаимосвязь оригами с математикой. Что показала в своей таблице. Но в оригами фигуры можно построить без чертежных инструментов, используя только несколько сгибов . При изготовлении поделок из квадрата постоянно встречаюсь с понятиями: угол, прямая, сторона, центр, вершина, деление отрезка на части, со способами складывания квадрата и складывания из квадрата других геометрических фигур . Таким образом, с помощью оригами решаются геометрические задачи на плоскости и это следующая взаимосвязь оригами с математикой.
Слайд 9
Общие понятия Изучаемые п онятия в курсе математики Квадрат Прямоугольник Пятиугольник
Слайд 10
Общие понятия Изучаемые понятия в математике ( фото страниц учебника 1 класса, УМК «ШКОЛА 2100» автор -Демидова Т.Е.) Треугольник Часть и целое Прямая
Слайд 11
Общие понятия Изучаемые понятия в математике Угол По результатам моего исследования можно сделать вывод, что гипотеза подтвердилась.
Слайд 12
Выводы: 1. искусство оригами связано с математикой, что показано в таблице; 2 . чтобы заинтересовать одноклассников к этому искусству, я провела мастер-класс по изготовлению поделок «Домик» и « Бабушка»в своем классе. При объяснении инструкции мы встретились с математическими понятиями: квадрат, угол, прямая, боковые стороны, вершина, линия сгиба. Конечно, возникли затруднения у большинства при считывании схемы и ее воплощении на «деле», а так же при чтении тех понятий, с которыми мы еще не знакомы (например, параллель );
Слайд 14
Выводы: 3. Для привлечения большего интереса, я решила собирать электронные материалы с инструкциями изготовления разнообразных поделок, интересных для моих одноклассников и дальнейшее печатное оформление буклета или книги.
Слайд 15
Спасибо за внимание.
Пятёрки
Император Акбар и Бирбал
Сказка "Колосок"
Ералаш
Сочинение