Научно-исследовательская работа по русскому языку.
Вложение | Размер |
---|---|
khisamutdinova_yu_r_-text_1.doc | 115.5 КБ |
РОЛЬ ГАЗЕТНОГО ЗАГОЛОВКА В ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕЧАТНЫХ СМИ
Выполнила:
Хисамутдинова Юлия
9 класс МОАУ «Гимназия №7» (полного дня) г. Оренбурга
Школьный учитель:
Пашикова Екатерина Андреевна,
учитель русского языка и литературы
Оренбург 2017
Содержание
Содержание ......................................................................................2
Введение............................................................................................3
Глава 1. К вопросу об определении термина «заголовок».
Изучение заголовков в лингвистике................................................6
Глава 2. Практическое изучение заголовков
газеты «Литературная газета»........................................................13
Заключение ..................................................................................... 18
Список используемых источников и литературы...........................20
Введение
Современный мир, прежде всего, ассоциируется у нас с большим потоком информации. Порой бывает трудно найти то, что интересует именно нас, нелегко выбрать подходящий материал. Приходится использовать множество источников. И в их круговороте мы запоминаем только заголовки, являющиеся неким ориентиром в этом огромном царстве слова. Они не только определяют тему статьи, но и сокращают время, затраченное на поиски нужной информации, что, несомненно, важно для вечно «занятых» людей, для тех, кому дорога каждая секунда. Заголовки также отвечают интересам и увлечениям читателя, привлекают внимание к тексту, который так бережно охраняют. Ни для кого не секрет, что мы в первую очередь обращаем внимание на заголовок, а затем решаем, полезна ли для нас статья и информация, которую она содержит.
Заголовком сопровождались все документы и художественные произведения, так как они обобщали сказанное или написанное, что помогало в систематизации информации. Ныне эта языковая структура применяется не только в печатных СМИ, но и в телевизионных, где она используется для анонса новости или различных передач.
Если текст - это неограниченное рамками поле для изложения информации, то заголовок должен мастерски «подать» его, вместить в себя тему и проблему, поднятые в нем. Заголовок должен одновременно и сливаться с представленной информацией, и быть определенным «огоньком», зажигающим его, отличающимся своей точностью.
Составление оригинальных, запоминающихся заголовков было, есть и будет одной из главных целей для редакторов печатных изданий, интернет-источников, ведь от того, насколько вызовет интерес предложенный ими материал, насколько он «окупится», зависит уровень читательской заинтересованности, популярность того или иного издания. А «пресные» заголовки, не содержащие в себе никакой искорки, не «цепляют» читателя, а значит, снижают потребность в деятельности средств массовой информации и в представляемом ими материале.
Актуальность данного исследования определяется тем, что значимость заголовков в статье любого печатного издания неразрывно связана со спросом на предложенную печатным изданием информацию. Сейчас у людей все меньше времени искать нужный материал, что уж говорить о прочтении всей газеты ради его поиска. Значит, роль заголовка в печатных СМИ многократно возрастает, ведь только от него и зависит, будет ли прочитана и изучена статья. Так как целью любого издания является его растущая тенденция популярности, рост количества тиражей, то оно, несомненно, должно уметь ярко подать любой материал, несмотря на степень его актуальности. Использование заголовков в качестве средства языковой выразительности в газетных статьях позволяет добиться поставленной задачи и дополнить основной материал.
В нашей работе мы хотим изучить и классифицировать часть заголовков, содержащихся в статьях «Литературной газеты». Данное печатное издание привлекло нас тем, что та информация, которую оно публикует, охватывает все сферы жизни нашей страны – науку, политику, культуру. Проблемы, поднятые в статьях, актуальны, «яркость» письма их авторов увлекает нас, читателей, всегда позволяет самим поразмыслить над описанным событием, узнать последние новости.
Цель - проследить, как осуществляется главная функция заголовков современных СМИ: привлечь внимание читателя, заинтересовать его и вызвать желание продолжать чтение.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
Объект исследования – «Литературная газета». Предметом изучения являются заголовки, встречающиеся в статьях данного печатного издания. Нами применялись общеизвестные методы и приемы исследования:
✓ систематизация заголовков «Литературной газеты»,
✓ сравнение и сопоставление названий статей,
✓ классификация заголовков в соответствии с выбранной типологией,
✓литературный обзор используемых источников для написания исследовательской работы.
Изучение Толкового словаря русского языка С.И. Ожегова помогло дать точное научное определение термину «заголовок». Этимологический словарь под редакцией Т.Фёдоровой был использован для того, чтобы дать краткую историческую справку данного слова, датировать его появление и развитие в русском языке. Изучение издание В.Г.Костомарова «Русский язык на газетной полосе» было проведено, с целью рассмотреть мнение лингвистов на заголовки как неотъемлемый элемент статьи, представить его в работе.
Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
Глава 1. К вопросу об определении термина «заголовок». Изучение заголовков в лингвистике.
Газета, как и любое печатное издание, с начала своего появления была призвана распространять информацию, рассказывать о новостях, произошедших в тот или иной период времени. Для любого журналиста суметь «подать» свою статью – главная цель, поэтому от точности заголовка зависит многое.
Существует множество определений слова «заголовок», отражающие разные значения этого слова, раскрывая тем самым его смысл. Чтобы достигнуть наиболее полного понимания, мы обратились к нескольким источникам.
Лингвист Т. Федорова датирует появление слова «заголовок» XVII веком. Происходило оно от слова русского «глава, что значило «раздел рукописи», первоначально «начало рукописи или книги», позднее «заголовок».
ЗАГОЛОВОК, заглавие ср. – выходной лист, первый листок книги или сочинения, где означено название его; самое название это. Заголовком называют также название отдела, главы книги. Заголовок – головяшка, передняя и загнутая кверху часть санного полоза. [1]
ЗАГОЛОВОК, -вка, м. Название небольшого произведения, статьи. Заметка под броским заголовком. || прилагательное заголовочный, -ая, -ое. 3. шрифт. [1]
ЗАГОЛОВОК (заголовок неправ.), заголовка, м. Название книги, сочинения или части их; заглавие. [3]
ЗАГОЛОВОЧНОЕ СЛОВО (заглавное слово) англ. vocable. Слово как элемент словника (вокабула, черное слово), разъясняемое в словарной статье, выделяемое особым шрифтом и помещаемое в соответствии с принятой в данном словаре схемой расположения (алфавитной, тематической и т. п.). [3]
ЗАГОЛОВОК заголовок м. 1) То же, что: заглавие. 2) устар. Обозначение в начале листа в деловых бумагах ведомства и места, откуда и куда эти бумаги отправляются. [10]
Журналисты также выделяют понятия, тесно связанные с заголовком и составляющие его:
1) Подзаголовок – заголовочный элемент, в котором уточняется или
подчеркивается основная тема, проблема или какая-то другая существенная
сторона материала.
2) Вводка – это особо выделенное вступление к материалу, подборке,
иногда – целевой страницы. В водке дается максимум исходной информации
о теме, проблеме публикации.
3) Вставка – это редакционное дополнение к материалу. Вставками
могут являться отдельные примечания, комментарии, призывы. Они
обособляются графически или ставятся в конце текста.
4) Рубрика – название определенного раздела газеты, журнала, а также
её разновидность – рубрика-заголовок.
5) Эпиграф— фраза в заголовке литературного произведения или перед отдельными его разделами.
Различные издания по-разному трактуют смысл термина «заголовок», что говорит об уникальности данного слова, но все же их объединяет мысль о том, что заголовок – это название чего - либо. В своей работе мы склоняемся ко второму определению, так как оно раскрывает значение «заголовка» как названия статьи.
Заголовок содержит ту информацию, которая, находясь в начале текста, будет прочитана первой, значит, он является самым важным элементом статьи. Он привлекает внимание читателя к тексту и является его стержнем. Успех и популярность статей, которые публикует то или иное издание, зависит от заголовка, от того, насколько он метко подобран. Заголовок может состоять из одного, пяти и более слов, но он должен быть эмоциональным, мощным по воздействию и ясным по смыслу. Это самый важный элемент текста рекламы, поэтому обычно набирается более крупным шрифтом, чем остальная часть статьи. Люди порой бегло просматривают прессу, замечая только заголовки, поэтому им должен быть понятен смысл всего обращения, передаваемый либо одним заголовком, либо комбинацией заголовка и изображения.
Анализируя ту или иную проблему, журналист выдвигает какую-то важную, с его точки зрения, мысль (идею), что-то подтверждает или отрицает, поэтому заголовок может отображать эту главную идею (главный тезис) выступления журналиста.
Многие известные лингвисты уделяли внимание выявлению роли заголовков в системе печатных изданий. Также К. Бове и У. Аренс, английские лингвисты, выделили шесть функций заголовка, на которые, по их мнению, должны обращать внимание журналисты при выборе заголовка для той или иной статьи:
Во-первых, он должен привлекать внимание. Это основная функция заголовка, ведь если заголовок не будет прочитан, то обращение, с которым выступает автор, не достигнет цели.
Во-вторых, заголовок должен быть нацелен на определенную аудиторию, он должен содержать в себе информацию, которая будет интересна конкретному читателю.
В-третьих, заголовок должен вводить читателя в главную часть текста.
В- четвертых, заголовок должен отражать главную мысль, которая важна и запомнится аудитории.
В-пятых, заголовок должен содержать информацию о статье.
В-шестых, заголовок должен отражать тот аспект статьи, который отличает его от других.
Лингвисты Гальперин. И. Р. и Веселова Н. А. полагают, что заголовки обладают следующими свойствами:
1) принадлежит тексту и предназначен к функционированию без него;
2) по своему содержанию «стремится к тексту как к пределу, а по
форме – к слову»;
3) выполняет по отношению к тексту тематическую функцию;
4) именует текст, отсылая к нему, и вместе с тем является семантической сверткой всего текста.
Заголовки выделяют материалы на полосе и отделяют их друг от друга. Эту задачу выполняют все заголовки, несущие графически-выделительную функцию. Эта функция реализуется неязыковыми средствами: с помощью
шрифтовых выделений, использования цвета, графических средств, приёмов
вёрстки. Форма заголовка активизирует непроизвольное внимание читателя.
При первом знакомстве с заголовком реализуется также номинативная функция. Заглавия называют текст, представляя краткий обзор лиц того или иного события.
Заголовок участвует в формировании эмоционального воздействия на читателя, выполняя экспрессивную функцию. Её значимость для газеты определяется тем, что статья должна убедить читателя в тех положениях, которые защищает автор. Заголовок нередко включается в создание стилистических текстовых эффектов. Это возбуждает эмоции читателей, активизирует его фантазию, акцентирует внимание на отдельных смысловых и оценочных частях публикации.
Название материала помогает осознать смысл публикации, понять журналистскую мысль. В этом процессе участвует заглавие в своей информативной функции.
В «желтой прессе» самой главной является рекламная функция заголовка в привлечении внимания максимально большого количества самых разных людей – это главное для него. Именно эту сторону ценят в заголовке создатели и потребители бульварной прессы. Ради этого журналисты нередко выхватывают из контекста интригующие фразы,
некорректно и двояко используют понятия, завлекая аудиторию, даже «на пустом месте». В прессе заголовок должен выполнять две главные задачи – показывать суть, содержания текста и привлекать внимание
аудитории.
Таким образом, заголовок должен отражать сущность освещаемого события кратко, но ёмко.
«Литературная газета» — советское и российское еженедельное литературное и общественно-политическое издание. Логотипом газеты являются профили А. С. Пушкина и М. Горького. Современная «Литературная газета» официально заявляет своё происхождение от «Литературной газеты» А. С. Пушкина, хотя ни юридически, ни фактически между ними нет ничего общего.
Свою историю газета начинает 22 апреля 1929 года по инициативе Максима Горького и при активном участии Ивана Ивановича Катаева как орган Федерации объединений советских писателей. Газета первоначально не отождествляла себя с «Литературными газетами» XIX века; вплоть до 1990 годом основания газеты указывался 1929 год. В 1932—1934 газета стала органом Оргкомитетов Союза советских писателей СССР и РСФСР, после Первого съезда советских писателей в 1934 — органом Правления СП СССР. С января 1942 года в результате объединения с газетой «Советское искусство» издавалась под названием «Литература и искусство», с ноября 1944 прежнее название было возвращено. С 1947 года преобразована в литературную и общественно-политическую газету. Периодичность и объём её менялись. С 1 января 1967 года газета приобрела новый облик и стала выходить один раз в неделю (по средам) на 16 страницах, став первой в стране «толстой» газетой. В её логотипе появился профиль Пушкина, а впоследствии и Горького.
Газета стала охватывать широкий диапазон тем — литература, искусство, политика, общество, мораль и право, наука, быт, другие интересные для публицистики темы. На её страницах публиковались все самые крупные писатели РСФСР и других союзных республик, многие выдающиеся зарубежные писатели. В её статьях на общественно-политическую тематику допускался более высокий уровень свободы мнений и либерализма, чем в большинстве советских газет того времени. «Литературная газета» становится одним из самых цитируемых в мире советских, а затем российских периодических изданий.
Особую популярность приобрёл отдел юмора «Клуб 12 стульев», занимавший последнюю, 16-ю полосу газеты. «Клубом» руководили Виктор Веселовский и Илья Суслов. Среди публиковавшихся на полосе юмористов многие завоевали в дальнейшем значительную известность, в том числе Аркадий Арканов, Григорий Горин, Зиновий Паперный, Михаил Жванецкий, Эдуард Успенский, Михаил Задорнов, Игорь Иртеньев, Виктор Шендерович, Виктор Коклюшкин, Лион Измайлов, Евгений Шатько и многие другие. Постоянно публиковался в «Клубе 12 стульев» известный советский пародист Александр Иванов, работали популярные карикатуристы Виталий Песков (ставший безусловным лидером отечественной карикатуры и начавший именно в «ЛГ»), Вагрич Бахчанян, Владимир Иванов и Игорь Макаров, Олег Теслер, Василий Дубов, Михаил Златковский, Андрей Бильжо, Сергей Тюнин, Игорь Копельницкий и другие.
В 1970 году редакция газеты учредила ежегодную премию «Золотой телёнок», которая присуждалась за лучшие, по мнению редакции, сатирические и юмористические произведения, опубликованные в рубрике «Двенадцать стульев».
В 1967—1971 годах обозревателем газеты был известный отечественный демограф Виктор Переведенцев,Александр Чаковский был главным редактором «Литературной газеты» до 16 декабря 1988 года. В 1990 году «ЛГ» в соответствии с новым «Законом о печати» стала независимым изданием. С логотипа газеты исчез профиль А. М. Горького, и редакция стала считать годом основания газеты 1830 год. В 1997 году редакция «ЛГ» была преобразована в ОАО «Издательский дом „Литературная газета“». Председателем совета директоров ОАО «Издательский дом „Литературная газета“» стал Константин Костин. С 1991 по 1998 годы «Литературную газету» возглавлял Аркадий Петрович Удальцов. В 1998—1999 годах главным редактором был Н. Д. Боднарук, в 1999—2001 — Л. Н. Гущин.
19 апреля 2001 года и по сей день главным редактором был назначен писатель Юрий Поляков. Направленность издания сразу же меняется на 180 градусов, «Литературная газета» получает консервативно-патриотическую направленность.
Газета учредила премию имени Дельвига, основавшего в XIX веке первое из одноимённых современной «Литературной газете» изданий, преемственность по отношению к которому «ЛГ» по возможности старается подчёркивать. С 1 октября 2012 премия, известная как «Золотой Дельвиг», стала позиционироваться «Литературной газетой» как ежегодная «российская общенациональная премия».
Глава 2. Практическое изучение заголовков газеты «Литературная газета»
Вопросы, связанные с изучением специфики заголовка, неоднократно привлекали внимание лингвистов. Ученый Г. Г. Хазагеров обращает внимание на то, что заглавие является самостоятельной единицей, которая сама по себе выполняет информативную и экспрессивную функции.
Многообразие заголовков и их функциональность требовали создания их определенной классификации. Различные исследователи предлагают разные типологии и классификации заголовков печатных СМИ. Мы рассмотрели представленную типологию и проиллюстрировали ее часть примерами заголовков статей «Литературной газеты».
Галина Сергеевна Мельник, профессор, доктор политических наук, посвятила много времени изучению эффективности заголовков, а именно их классификации, так как способом повышения заинтересованности читателя являются правильно подобранные заголовки.
А. Тертычный классифицирует заголовки по принципу их важнейших функций. Так, по признаку связи заголовка с содержанием (номинативная или назывная функция) он выделяет три разновидности:
1) заголовки-темы. Они указывают на что-то или констатируют какой-либо факт. («4 февраля – Международный день безопасного интернета» (№5, 2015г.));
2) заголовки-ремы. Они дают характеристику лица, события, темы, проблемы. («Стыдно за «Родину» (№12, 2015г.);
3) заголовки-ассоциации:
- заголовок-метафора («Чистый лист бумаги требует правды» (№ 12, 2015.));
- заголовок-аллегория («Слабое звено» № 11, 2015г.));
- заголовок-каламбур («С чего начинался Есенин» № 14, 2015 г.));
По цели эмоционального воздействия на аудиторию А.Тертычный делит заголовки на следующие типы:
Автор многих учебников по журналистике М. Шостак дает свою типологию заголовков. Она утверждает, что современным СМИ характерны заголовки, указывающие на основную новость и конкретизирующие ее:
1) заголовок-хроника, дублирующий саму новость: «День писателя», (№ 9, 2015 г.);
2) заголовок-«бегущая строка» (заголовок – начало материала, переходящее в текст);
3) заголовок-резюме, комментирующий события: «Несовместимые» (№5, 2015 г.)
4) заголовок-цитата: «Первый канал: «Мы живем в аду (№ 15, 2015 г.);
5) заголовок-интрига, побуждающий к дальнейшему чтению: «С кем выходить из тупика?» (№ 6, 2015 г.)
В своем исследовании заголовков М. Шостак выделяет «игровые» заголовки, с такими средствами выразительности, как:
1) «Вирши» - рифмованный заголовок.
2) Аллитерация.
3) Смешные поправки - переделка известных выражений или названий.
4)Восклицание, вопрос, многоточие.
Классификация Т.А.Фадеевой выделяет заголовки в зависимости от целевых характеристик текста:
В своей работе мы придерживались типологии М. Шостака, так как предложенная им классификация прослеживает связь заголовков и текста, что, по нашему мнению, повышает заинтересованность читателя в представленной статье, не обманет его. Мы классифицировали заголовки «Литературной газеты» с 1 по 18 выпуски 2015 года по 5 группам:
В группе «Заголовок-хроника» содержатся слова, которые передают краткий обзор новости.
В группу «Заголовок-«бегущая строка»» входят заголовки, являющиеся началом статьи.
Группа «Заголовок-резюме» содержит заглавия, характеризующие события, описанные в статье.
Группа «Заголовок-цитата» состоит из заголовков, передающих мнение героя или общеизвестную фразу.
Группу «Заголовок-интрига» возглавляют слова, ставшие заголовками и увлекающие читателя своей оригинальностью.
Изучив несколько изданий «Литературной газеты», мы классифицировали 121 заголовок по 5 группам. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
В группе «Заголовок – хроника» содержится 25 заголовков, которые кратко «пересказывают» новость. Это объясняется тем, что автор, используя такого рода заглавия, стремится больше придать написанному законченность, чем сделать его оригинальным, так как информация, изложенная в тексте, не требует особого волшебства для привлечения к себе внимания.
Смысловая группа «Заголовок - «бегущая строка»» представляет 2 заголовка, которые начинают статью и сливаются с ней. Такое скудное количество связано с тем, что эффективность подобных заглавий невелика, так как они не вызывают внимания читателей из-за простоты своего оформления.
В группу «Заголовок – резюме» входят 28 слов, описывающих главную мысль статьи, потому что автор создает неповторимую оболочку тексту, используя литературные тропы, и тем самым заинтересовывает читателя, что и является его главной целью.
Группа «Заголовок – цитата» состоит из заголовков, содержащих известную фразу или реплику героя. Их всего 23, так как их напевность и близость к душе аудитории повышает интерес к статье, возникает желание познакомиться со статьей, которую они возглавляют и даже разузнать, почему подобрано такое высказывание, как оно соотносится с темой текста.
Группа «Заголовок – интрига» содержит 41 заголовок и является самой большой. Это объясняется тем, что ощущение неизведанности и странности всегда побуждает к скорейшему познанию. Так, увидев оригинальный заголовок, читатель не может соотнести его смысл со статьей, не прочитав его, поэтому возникает некая заинтересованность в раскрытии заветной тайны. Конечно, интрига была, есть и будет беспроигрышным вариантом для составителей заголовков, так как именно они вызывают наибольший интерес читателя. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Заключение
Заголовок – это неотъемлемая часть любой статьи, которую по праву можно считать некой опорой текста. Эффективность и популярность газетного текста зависит от того названия, который подобрал автор, ведь возможность прочтения того или иного материала определяется тем, понравится ли он читателю. Заголовок – это та же статья, но одновременно краткая и вмещающая в себя суть всего материала.
Заголовок как элемент текста воспринимается, с одной стороны, как самостоятельная языковая единица, с другой стороны, полноценный компонент материала, без которого они оба состояться не могут в полной мере. Его двойственная природа и определяет многие особенности.
Мы решили все поставленные задачи:
В своей исследовательской работе мы пришли к выводу о том, что для классификации заголовков следует прибегать к анализу с точки зрения способа их воздействия на читателя. Это помогает выявить те особенности, придерживаясь которых, можно написать эффектную и удачную статью, пользующуюся спросом у читательской публики.
В современном мире роль печатных изданий и их востребованность среди разновозрастной аудитории, к сожалению, падает, поэтому стремление редакторов газет, журналов к привлечению читателей, несомненно, возрастает. Использование красочных и оригинальных заголовков дает автору возможность привлечь читательское внимание. Сухие газетные заголовки пусть и имеют право на существование, но их употребление в не принесет желаемого успеха статье. Наличие интересных, цепляющих заголовков значительно увеличивает её ценность, что повышает актуальность и значимость печатных изданий среди нас, читателей!
Список используемых источников и литературы
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Есть ли лёд на других планетах?
Просто так
Лиса и волк