Автор работы привлекает внимание школьников вопросу получения электричества в селе Панаевске, какое значение имеет электричество в жизни людей, живущих на Севере, какую стоимостьоно имеет. В своей исследовательской работе автор берет за основу следующие методы: наблюдение, сравнение, опрос.
Вложение | Размер |
---|---|
nash_svetlyy_panaevsk.doc | 240.5 КБ |
Исследовательская работа
Тема: «Наш светлый Панаевск»
Пазылова Гулжан
Панаевская школа-интернат,
Ямальского района
4 класс
Научный руководитель:
Данилова Ираида Васильевна,
учитель начальных классов
Оглавление
І. Введение …………………………………………………………………………4 стр.
ІІ. Основная часть
« Наш светлый Панаевск» …………………………………..……………..5 стр.
ІІІ. Заключение……………………………………………………………………...10 стр.
Библиографический список………………………………………………………..11 стр.
Приложение
Аннотация
Автор данной работы привлекает внимание школьников как вырабатывается электричество в посёлке Панаевске, какое значение имеет электричество в жизни людей, живущих на Севере, какую стоимость оно имеет.
Сегодня мы не можем представить свою жизнь без электричества. Без него невозможно приготовить пищу, посмотреть телевизор, не работают электроприборы. А, учитывая наш северный климат – полярную ночь, нельзя читать и, вообще, в темноте невозможно ничего делать. Но чем лучше живёт человек, тем больше использует электричество. Значение электричества в нашей жизни трудно переоценить.
Актуальность работы заключается в том, чтобы узнать, как доходит электричество до тундрового посёлка, как влияет полярная ночь на самочувствие детей, как сэкономить электрическую энергию, тем самым, во-первых, сэкономить деньги и, во-вторых, сэкономить ресурсы, которые используются для производства электричества.
Основной целью данной работы является изучение и обобщение теоретического материала по теме исследования; привлечение внимания детей и взрослых к значению электричества. Изучить, как получается электричество. Проанализировать, как можно сэкономить на электричестве.
В своей исследовательской работе автор берёт за основу следующие методы: наблюдение, сравнение, опрос и тестирование, визуализация данных. Сопровождение работы таблицами и графиками наиболее полно раскрывает тему исследования и позволяет сделать следующие самостоятельные выводы:
Работа представляет интерес для широкого круга читателей: обучающихся, их родителей, учителей начальных классов.
Введение
Летом, когда я еду в гости к бабушке, из окна автобуса вижу, что вдоль дороги стоят высокие столбы, по их верхушкам протянуты провода. От папы я узнала, что это электрические столбы, а по проводам движется ток. Ток даёт свет, без которого трудно представить жизнь.
Но когда мы возвращаемся домой в Панаевск, то плывём на теплоходе или летим на вертолёте. И на всём пути никаких столбов не видно. Столбы стоят только на улицах нашего посёлка Панаевск. Мне стало интересно, как доходит до нашего посёлка электричество. Тем более, наш Панаевск расположен посреди тундры, на берегу реки Оби. Он расширяется и хорошеет с каждым годом. В полярные ночи улицы постоянно освещаются. К новому году дома украшаются гирляндами, включаются разноцветные лампочки. От такого освещения улицы посёлка похожи на сказочную страну. На такую картину очень приятно смотреть. Поэтому с каждым годом потребляемость электроэнергии возрастает.
Я решила узнать, как доходит электричество до Панаевска. Какую стоимость оно имеет. Нужно ли экономить электричество. Какое значение для здоровья имеет освещение.
Привлечение внимания детей к вопросу получения электричества, проблеме экономии на электричестве, делает наше исследование актуальным.
Гипотеза исследования – если в каждом доме горит лампа, работают электрические приборы, то значит, электричество доходит до нашего посёлка.
Объект обследования: электростанция посёлка Панаевск.
Предмет исследования: изучение пути электричества от источника тока до жителей посёлка.
Участники исследования: жители посёлка, мои сверстники.
Цели:
Реализация целей осуществляется через решение следующих задач:
Основными методами данного исследования являются:
анализ и синтез;
наблюдение;
сравнение;
сбор информации из книг, журналов, газет, интернета;
анкетирование;
визуализация данных;
обобщение;
Ожидаемые результаты: формирование представления детей о работе дизельной электростанции, осознание необходимости экономии электроэнергии, мерах по поддержке здоровья в период полярной ночи.
Работа по данному направлению включает в себя следующие этапы:
Основная часть
«Наш светлый Панаевск»
В мире существует множество глобальных проблем, и одна из них – проблема, связанная с потреблением электроэнергии. В современном мире обойтись без него практически невозможно. Электрический ток приводит в действие самые различные агрегаты и приборы – от маленького будильника до огромного прокатного стана. Поэтому если представить, что однажды электричество может исчезнуть одновременно на всей планете, жизнь человека резко изменит свое направление. Мы уже не можем обходиться без электрического тока, ведь он питает и заставляет работать практически все механизмы и приборы, придуманные человеком. И если посмотреть вокруг себя, то можно увидеть, что в любой квартире, хотя бы в одну из розеток воткнута штепсельная вилка, от которой идёт провод в компьютер, телевизор, микроволновую печь или в другие приборы, которые мы ежедневно используем дома, в классе или на работе.
А что это такое электрический ток или электричество?
Из источников интернета я узнала, электричество было известно людям с самых давних времен. Правда, практически измерять электричество человек научился только в начале 19 века. Потом понадобилось еще 70 лет до того момента, когда в 1872 году русский ученый А.Н.Лодыгин изобрёл первую в мире электрическую лампочку накаливания. Но знания о таком явлении как электричество были у людей уже много тысяч лет назад. Ведь ещё древний человек заметил удивительное свойство натертой янтарём шерсти притягивать нитки, пыль и другие мелкие предметы. Гораздо позже данное свойство было замечено и за другими веществами, такими как сера, сургуч и стекло. И по причине того, что «янтарь» по-гречески звучал как «электрон», эти свойства начали называться электрическими.
Электрическая лампочка к концу 1800-х применялась уже в нескольких странах. В России этого добился Яблочков, а в США - Эдисон.
Повсеместное использование электричества началось во многом благодаря Николе Тесла.
Он разработал первый асинхронный двигатель, и предложил многофазную систему электроэнергии.
С 19 века началось быстрое проникновение электричества в технику. В 20-х годах появились первые электромагниты. Одним из первых применений электричества был телеграфный аппарат, в 30-40-х годах построены электродвигатели и генераторы тока, а в 40-х годах - электрические осветительные устройства и т. д.
Сегодня без электричества не сможет прожить ни одна цивилизованная страна. Ведь электричество и светит, и греет, даёт нам возможность общаться друг с другом на расстоянии.
Каким же образом добывается такое огромное количество электроэнергии, которое может
обеспечить потребности миллиардов людей, живущих на Земле?
Для этих целей созданы электростанции. На электростанциях при помощи генераторов создаётся электроэнергия, которая затем передаётся на огромные расстояния по линиям электропередач.
Электростанции бывают разных видов. Одни для получения электричества используют энергию воды, они называются гидроэлектростанции. Другие получают энергию от сгорания топлива (газа, дизельного топлива или угля). Это тепловые электростанции, которые вырабатывают не только электрический ток, но и могут одновременно нагревать воду, которая затем поступает в отопительные трубы, греющие помещения домов или цехов заводов. А есть ещё атомные электростанции, ветровые, приливные, солнечные и многие другие.
В гидроэлектростанции (ГЭС) поток воды вращает турбины генератора, который вырабатывает электроэнергию. В тепловых электростанциях (ТЭС) эта обязанность возложена на водяной пар, который образуется в результате нагрева воды от сгорания топлива. Водяной пар под очень большим давлением врывается в турбины генератора, где расположено множество вертящихся частей снабженных специальными лепестками, напоминающими пропеллеры самолета. Пар, проходя через лепестки, вращает рабочие агрегаты генератора, благодаря чему и вырабатывается электрический ток. Похожий принцип используется и в атомной электростанции (АЭС), только там топливом служат радиоактивные материалы – уран и плутоний. Благодаря особым свойствам урана и плутония они выделяют очень большое количество тепла, которое используется для нагрева воды и добывания водяного пара. Потом нагретый пар поступает в турбину и происходит выработка электрического тока. Я узнала, что всего десять граммов подобного топлива заменяет целый вагон угля.
В нашей стране производится и потребляется огромное количество электроэнергии. Она почти полностью вырабатывается тремя основными типами электростанций: тепловыми, атомными и гидроэлектростанциями.
Мне стало интересно, как доходит электричество до нашего посёлка? Из беседы с главным инженером филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в Ямальском районе я узнала, что электрический ток для нашего посёлка вырабатывается в самом посёлке на дизельной электростанции. Так как на Ямале населённые пункты находятся в отдалении друг от друга, нет дорог, вокруг болотистая тундра и вода, то установить столбы и протянуть электрические провода стоит больших финансовых затрат. Поэтому во всех сельских поселениях, также как и в Панаевске, электричество вырабатывается на дизельных электростанциях (ДЭС).
Дизельная электростанция в нашем посёлке построена в 1974 году. Основным элементом дизельной электростанции является дизель-генератор, состоящий из дизельного двигателя, электрического генератора трехфазного переменного тока, систем охлаждения, смазочной, топливоподачи и пультов управления. На станции установлено 5 дизелей-генераторов. Мощность станции составляет выработку 1.575 тысяч киловатт электроэнергии. С дизелей-генераторов напряжение идёт на повышающий трансформатор. В трансформаторе напряжение повышается с 380 квт до 1000. Затем по высоковольтной линии электропередач данное напряжение подаётся на понижающий трансформатор. Таких трансформаторов в Панаевске установлено 8 штук: на улице Советской-2шт., улице Новая-2 шт., улице Лаптандера Тэмни-1шт., улице Вануйто Енсо-3шт. Все эти трансформаторы необходимы для снижения потерь электроэнергии.
Дизельную электростанцию обслуживают 7 специалистов. Функционируют две бригады - дизелисты и электрики. Дизелисты ежедневно следят за показаниями приборов контроля работы дизеля (температурой масла и воды, давлением масла и т. д.), наличием охлаждающей жидкости в системе, подачей масла к частям дизеля и работой различных датчиков дизеля, своевременным устранением обнаруженных неисправностей.
Электрики-щитовики ведут контроль за подачей электричества от дизель-генераторов в сеть. Линейщики (электромонтёры) занимаются эксплуатацией линий электропередач.
Я узнала, что цена одного генератора 18 млн. рублей. Выпускаются генераторы на заводах в городе Твери, также на Украине. На нашей дизельной электростанции все генераторы произведены на заводе в городе Первомайске (Украина). Срок эксплуатации генератора до капитального ремонта исчисляется до 35 тысяч моточасов. Генераторы работают на дизельном топливе. Завозят их на танкерах летом по реке Обь. Для обслуживания генераторов на год нужно 1257 тонн топлива.
В нашем посёлке, кроме жилых домов, есть различные организации, предприятия. Все они тоже используют электричество. Из беседы с главным бухгалтером филиала АО «Ямалкоммунэнерго» я узнала, что существуют тарифы на электроэнергию как для организаций, так и для населения. Так же я узнала, что для организаций существует государственная поддержка - дотация.
Я проанализировала тарифы за три года. Данные занесла таблицу.
Год | Тариф для населения | Тариф для организации |
2014 | 1 руб. 22 коп. | 14 руб. 42 коп. |
2015 | 1 руб. 31 коп. | 16 руб. 60 коп. |
2016 | 1 руб. 34 коп. | 21 руб. 88 коп. |
Вывод: За три года тариф за потребление электроэнергии для населения вырос незначительно. Для организации тариф каждый год возрастает. Это связано с тем, что в тариф организаций включаются разные виды расходов.
Наш посёлок Панаевск расположен севернее полярного круга. Количество солнечных лучей в течение года распределяется неравномерно, поэтому полярные дни чередуются с ночами. Наименьшее число часов солнечного сияния в Панаевске приходится с ноября по февраль месяцы. Этот период мы называем полярные ночи, когда большая часть суток – сумерки и ночь. В этот период потребление электроэнергии возрастает.
Я решила узнать, в какие месяцы жителями Панаевска больше всего используется электричество. Для этого в таблицу занесла данные по использованной электроэнергии.
2015 год | |||
Январь – 215770,21 | Апрель – 135743, 29 | Июль – 122247, 36 | Октябрь – 171876,17 |
Февраль – 196364, 71 | Май – 137703, 25 | Август – 162754, 16 | Ноябрь – 183775,35 |
Март – 165404, 79 | Июнь – 114641, 30 | Сентябрь – 163543, 17 | Декабрь – 167632,37 |
Вывод: Характер потребления электроэнергии населением носит сезонный характер. Основной пик потребления приходится с октября по март месяцы, т.е. те месяцы, когда продолжительность светового дня короткая.
Значение света в жизни
Поставив перед собой столь серьёзный вопрос, я решила выяснить, испытывают ли световой голод растения. Влияют ли полярные ночи на их рост и развитие. С этой целью вела наблюдение за комнатными растениями, начиная с сентября месяца. Результаты наблюдения занесла в таблицу.
Месяц | Результаты наблюдения |
Сентябрь | Растения продолжают расти, но перестали цвести. |
Октябрь | Подкармливаю растения универсальным удобрением каждые 2 недели. Растения растут медленнее. |
Ноябрь | Продолжаю поливать, добавляя удобрение. Т.к. целый день в комнате горит свет, они тянутся к свету. |
Декабрь | Цвет листьев зелёный, не цветут, нет побегов. |
Январь | На зимние каникулы мы уехали в гости. За цветами вела уход наша соседка. Растения находились без электрического и светового освещения. По приезду мы заметили, что у цветов листья бледные, стебли стали тонкими, пропала пышность листьев. Поливаю, добавляя удобрение. |
Февраль | Световой день удлиняется. Растения стали выглядеть лучше: листья стали зелёными. |
Март | Растения стали пышными, растут быстро вверх, появились побеги. |
Апрель | С мамой пересадили цветы. Они растут хорошо, листья зелёные. Я любуюсь цветами. |
Вывод: Растения испытывают световой голод. Полярные ночи отрицательно влияют на их рост и развитие. Я также решила выяснить, испытывают ли световой голод люди. Какое влияние оказывают полярные ночи на организм человека.
С этой целью в декабре месяце провела наблюдение за своим самочувствием, а также поведением одноклассников. Результаты занесла в таблицу.
Декабрь 2015 г. | ||||
1 декабря сонливость-10уч. нет аппетита-5уч кровотечение из носа-1уч. болеет – 1уч. | 7 декабря опоздали на 1 урок -3 уч. сонливость-8 уч. нет аппетита- 4 уч. | 13 декабря (воскресенье) спала до 11 часов плохой аппетит | 19 декабря болеет – 1 уч. сонливость-6 уч. | 25 декабря опоздали на 1 урок -3 уч. сонливость-5 уч. |
2 декабря сонливость-12уч. боли в животе-2 болеет – 1уч. | 8 декабря плохое настроение -4 уч. нет аппетита – 3 | 14 декабря болеет – 2 уч. кровотечение из носа- 2 уч. | 20 декабря (воскресенье) спала до 11 часов настроение улучшилось после обеда | 26 декабря Новогоднее представление |
3 декабря нет настроения-5 нет аппетита-5 | 9 декабря сонливость- 5 уч. болеет – 1 уч. | 15 декабря болеет – 1 уч. боль в животе-1 | 21 декабря опоздали на 1 урок- 3 уч. болеет – 1 уч. | 27 декабря (воскресенье) спала до 11 часов не хотелось долго вставать |
4 декабря кровотечение из носа-1 уч. болеет – 1 уч. | 10 декабря сонливость – 4 болеет – 1 уч. | 16 декабря болеет – 2 уч. опоздали на 1 урок- 2 уч. | 22 декабря сонливость-6 уч. болеет – 3 уч. | 28 декабря опоздали на 1 урок- 4 уч. плохой аппетит- 4 уч. |
5 декабря Сонливость– 8уч вялость-5 уч. | 11 декабря кровотечение из носа -1 уч. болеет – 2 уч. | 17 декабря болеет – 2 уч. сонливость -5 уч. | 23 декабря опоздали на 1 урок- 3 уч. болеет – 3 уч. | 29 декабря (каникулы) спала до 11 часов |
6 декабря (воскресенье) спала до 11 часов | 12 декабря болеет – 2 уч. грустно- 4 уч. | 18 декабря болеет – 1уч. плохой аппетит- 4 уч. | 24 декабря болеет – 3 уч. сонливость-6 уч. | 30 декабря (каникулы) спала до 11 часов |
Вывод: Полярные ночи оказывают негативное влияние на организм человека. В это время дети испытывают сонливость, напряжение, находятся в подавленном настроении, у них часто отсутствует чувство бодрости. Все эти причины отрицательно сказываются на успеваемости.
Из беседы с педиатром Панаевской амбулатории я узнала, что в целях сохранения здоровья в период полярной ночи детям необходимо спать не менее 8-9 часов в сутки, питаться регулярно (в пище должны присутствовать продукты, богатые витамином А), играть на свежем воздухе (когда позволяет погода). Заниматься учебной деятельностью нужно в хорошо освещённом лампами дневного света помещении.
Для людей, проживающих на Крайнем Севере, качество искусственного освещения приобретает особое значение. Поэтому администрация поселка Панаевска обращает серьезное внимание на освещение улиц поселка, директор Панаевской школы-интерната – на освещение кабинетов. Дома, во время выполнения уроков, чтения книг, тоже всегда включаем настольную лампу.
Но увеличение потребления электроэнергии приводит к росту платежа за неё. Значит, необходимо экономить электроэнергию. Чтобы узнать, можно ли экономить электроэнергию, провела исследование.
С этой целью весь декабрь месяц я следила, чтобы в нашей квартире не горели без надобности лампочки и электроприборы. Сопоставила данные потреблённой электроэнергии по счётчику и начисление к оплате за октябрь, ноябрь и декабрь месяцы. Результаты занесла в таблицу.
Месяц | Потреблено электроэнергии по счётчику | Тариф | Начислено по тарифу к оплате |
октябрь | 342 кВт | 1 руб. 71 коп | 584 руб. 82 коп. |
ноябрь | 498 кВт | 1 руб. 71 коп | 851 руб.58 коп. |
декабрь | 366 кВт | 1 руб. 71 коп | 625 руб.86 коп. |
Вывод: Экономить электрическую энергию можно и нужно. Это способствует экономии денег, а также экономии ресурсов, которые используются для производства электричества.
Наш посёлок хорошеет с каждым годом. Люди активно приобретают бытовую технику. Электропотребление неизменно растёт. Из интервью с заместителем директора филиала АО «Ямалкоммунэнерго» я узнала, что в нашем посёлке существует проблема с дизельной электростанцией. Мощность станции мала для растущего посёлка. У дизелей-генераторов истекают сроки работы. С этой целью необходимо закупить новые генераторы, построить новое здание. За посёлком подготовлена площадка для строительства электростанции, но вопрос строительства пока остаётся открытым.
Социологический опрос
Я решила узнать отношение учащихся младших классов к проблемам, связанным с электричеством.
Для этого провела социологический опрос: попросила учащихся начальных классов ответить на вопросы моей анкеты. В анкетировании принимали участие 28 учащихся.
Результаты опроса показали следующее:
Вывод: Большинство респондентов знают, что каждый месяц необходимо платить за потребление электричества
(Приложение 1. Смотри таблицу 2, диаграмму 2)
Вывод: Большинство респондентов не знают, сколько рублей платит семья за потребление электричества
(Приложение 1. Смотри таблицу 3, диаграмму 3)
Вывод: Многим респондентам родители говорят, что надо экономно расходовать электричество
(Приложение 1. Смотри таблицу 4, диаграмму 4)
Вывод: Большинство респондентов знают, что электричество вырабатывается на дизельной электростанции
(Приложение 1. Смотри таблицу 5, диаграмму 5)
Вывод: Большинство респондентов знают, что не надо оставлять включёнными лампочки, электроприборы
(Приложение 1. Смотри таблицу 6, диаграмму 6)
Вывод: Многим респондентам не нравятся полярные ночи
(Приложение 1. Смотри таблицу 7, диаграмму 7)
Вывод: Большинство респондентов одеваются тепло, не многие употребляют витамины, совсем мало занимаются спортом, играют на свежем воздухе, спят дольше.
Общие выводы: большинство учащихся начальных классов знают, что каждый месяц необходимо платить за потребление электричества, надо экономно расходовать электричество, электричество вырабатывается на дизельной электростанции, также знают, что в целях экономии электричества, не надо оставлять включённым электроприборы и освещение. Но мало моих сверстников знают, как поддерживать своё здоровье в период полярной ночи.
Заключение
Электроэнергию можно уподобить воздуху, который редко замечают, но без которого невозможна жизнь. Если прекращается подача электроэнергии, мы обнаруживаем, что самые простые, каждодневно испытываемые удобства вдруг становятся недоступными.
Электростанции не работают сами по себе. Они связаны между собой линиями электропередач. С их помощью электроэнергия направляется туда, где она больше всего нужна. Линии электропередач протянулись по всей нашей необъятной стране, поэтому тот ток, который мы используем у себя дома, может вырабатываться очень далеко, за сотни километров от нашей квартиры. Но где бы ни стояла электростанция, благодаря линиям электропередачи каждый человек сможет воткнуть вилку и розетку и включить любой необходимый ему прибор или устройство.
Без современных средств освещения невозможна работа ни одного предприятия. Без электрического освещения не может обойтись ни один город, посёлок. Без него невозможно строительство, обучение, лечение, а также работа транспорта.
Для более комфортного существования человеку необходим свет — дома, на работе, на отдыхе. Поэтому роль света в жизни человека высока.
В отсутствии солнечного света, человек использует искусственные источники освещения. Правильно подобранное освещение дает людям комфортную и красивую среду существования, повышает работоспособность, улучшает настроение и позволяет вести здоровый образ жизни.
Человечество не останавливается на достигнутом, а исчерпывает лучшие возможности для более комфортного существования. Свет – главный физический фактор, поддерживающий жизнь на Земле. Свет является одним из главных условий для нормального течения жизненных процессов, как в растительных, так и в животных организмах. Поэтому роль света в жизни человека высока.
Вы согласны со мной?
Библиографический список
Приложение 1
Знаете ли Вы, что Ваша семья каждый месяц платит за потребление электричества?
Знаю | 17 |
Не знаю | 11 |
Таблица 1
Диаграмма 1
Знаете ли Вы, сколько рублей в месяц платит Ваша семья за потребление электричества?
Знаю | 3 |
Не знаю | 25 |
Таблица 2
Диаграмма 2
Говорят ли Вам родители, что надо экономно расходовать электричество?
Говорят | 25 |
Не говорят | 3 |
Таблица 3
Диаграмма 3
Знаете ли Вы, откуда в наш посёлок приходит электричество?
Знаю | 5 |
Не знаю | 23 |
Таблица 4
Диаграмма 4
Приложение 1
Знаете ли Вы, как экономить электричество?
Не оставлять включёнными лампочки, электроприборы | 18 |
Не знаю | 10 |
Таблица 5
Диаграмма 5
Нравятся ли Вам полярные ночи?
да | 7 |
нет | 21 |
Таблица 6
Диаграмма 6
Каким образом поддерживаете здоровье в период полярной ночи?
Одеваюсь тепло | 12 |
Употребляю витамины | 5 |
Занимаюсь спортом | 2 |
Играю на свежем воздухе | 2 |
Ложусь спать раньше | 1 |
Не ответили | 6 |
Таблица 7
Диаграмма 7
Щелкунчик
Пейзаж
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Музыка космоса
Соленая снежинка