Тезисы статьи
Вложение | Размер |
---|---|
degtyarev_tezisy.doc.docx | 24.9 КБ |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ MOODLE КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Дегтярев Алексей Юрьевич
студент, бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Омской области «Сибирский профессиональный колледж», г. Омск
научный руководитель, преподаватель, заведующий отделением
Кочеткова Ирина Александровна,
бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Омской области «Сибирский профессиональный колледж», г. Омск
Аннотация: одним из приоритетных направлений современного образования (на всех его ступенях, на уровне профессионального образования – в том числе), является организация самостоятельной работы обучающихся. Данное исследование посвящено проблеме организации самостоятельной работы обучающихся. Использование виртуальной обучающей среды Moodle для организации самостоятельной работы обучающихся предоставляет ряд преимуществ перед традиционными методами и формами ее организации.
Ключевые слова: самостоятельная работа, система дистанционного обучения, Moodle, обучающийся, самостоятельная деятельность.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования образовательная организация обязана обеспечить эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей.
Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности, выполняемый обучающимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредовано через специальные учебные материалы. Это обязательное звено процесса обучения, предусматривающее, прежде всего, индивидуальную работу обучающихся в соответствии с установкой преподавателя или программы обучения. Эффект от самостоятельной работы обучающихся можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебно-воспитательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения обучающихся.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
– освоения компетенций, предусмотренных ФГОС СПО по специальностям;
– систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений;
– углубления и расширения теоретических знаний;
– формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
– развития познавательных способностей и активности обучающихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
– формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
– развития исследовательских умений.
Итак, в образовательном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:
– аудиторная;
– внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по учебной дисциплине, МДК выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
При анализе общей структуры дисциплины преподаватель заранее определяет:
– фрагменты темы, которые обучающиеся могут усвоить самостоятельно;
– задания, направленные на формирование общеучебных умений;
– задания репродуктивного и творческого характера, направленные на развитие специальных умений, индивидуальных способностей обучающихся;
– формы организации коллективной самостоятельной деятельности (работа в парах, бригадно-групповая).
Всем известно насколько важен индивидуальный подход в обучении. Он позволяет обучающемуся самому выстроить свою траекторию образования при помощи преподавателя. Это своего рода «своя свобода выбора».
Наиболее эффективным решением задачи интенсификации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся является создание на базе обучающих материалов образовательного информационного сайта.
Инновационный подход к организации самостоятельной работы обучающихся предполагает активное использование дистанционных образовательных технологий посредством организации открытой информационно-образовательной среды образовательного учреждения. Важное место в ней занимают такие компоненты, как система дистанционного обучения и электронный учебный курс, размещаемый в ней.
Одним из наиболее эффективных способов организации самостоятельной работы обучающихся является использование электронных учебных курсов на базе платформ дистанционного обучения, таких, например, как LMS Moodle, ATutor, WebCT, Прометей и т.д. [4, с.5].
Так, в Сибирском профессиональном колледже размещение на сайте http://spk-55.ru/ расширенных конспектов лекций (электронных учебников), снабженных задачами и заданиями для самостоятельной работы, вопросами и наборами тестовых заданий для само-проверки, тренажерами по изучаемым дисциплинам, ссылками на дополнительные электронные источники информации, позволяет облегчить подготовку обучающихся к коллоквиумам, зачетам и экзаменам.
В колледже используется система дистанционного обучения Moodle (модульная объектно‐ориентированная динамическая учебная среда) – это свободная система управления обучением, ориентированная прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и обучающимися. Преподаватель создает курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п. Богатый набор модулей‐составляющих для курсов – Чат, Опрос, Форум, Глоссарий, Рабочая тетрадь, Урок, Тест, Анкета, Scorm, Survey, Wiki, Семинар, Ресурс (в виде текстовой или веб‐страницы или в виде каталога), которые акцентируют внимание обучаемых на отдельных фрагментах (элементах) излагаемого содержания, позволяют закрепить предлагаемое содержание, информирует обучаемого о трудностях в освоении материала, контролируют усвояемость учебного материала. Учебный материал, как правило, сопровождается заданиями, упражнениями и опросами, которые дают возможность «разбавлять» монотонное изложение материала активными действиями, задавать вопросы на понимание, помогают закреплению излагаемого материала.
Хорошо спланированные задания и упражнения помогают обучающимся постоянно актуализировать получаемую информацию. Они служат средством учета разнообразных стилей освоения материала (стилей обучения) [2, с.188].
Возможности, которые Moodle дает пользователям, можно сгруппировать по ролям [3]:
1. Студенты. Учатся в любое время, в любом месте, в удобном темпе, тратят больше времени на глубокое изучение интересных тем, знания лучше усваиваются.
2. Преподаватели. Поддерживают курс в актуальном состоянии, меняют порядок и способ подачи материала в зависимости от работы группы, тратят больше времени на творческую работу и профессиональный рост, потому что рутинные процессы можно доверить системе дистанционного обучения, поддерживают обратную связь с обучающимися, в том числе и после окончания учебы.
3. Администрация. Эффективно распределяет нагрузку на преподавателей, анализирует результаты обучения, снижает затраты на управление учебным процессом. Большое количество разнообразных заданий, предлагаемых для самостоятельной работы, и разные шкалы их оценивания позволяют обучающемуся следить за своими успехами, и при желании у него всегда имеется возможность улучшить свое место в рейтинге обучающихся.
Безусловно, использование виртуальной обучающей среды Moodle для организации самостоятельной работы обучающихся предоставляет ряд преимуществ перед традиционными методами и формами организации, а именно: возможность реализации принципа индивидуализации деятельности; наличие быстрой обратной связи; большие возможности наглядного предъявления материала; вариативный характер самостоятельной работы; активность, самостоятельность. Эта обучающая среда позволяет организовать активную познавательную самостоятельную деятельность обучающихся, оптимизировать ее, увеличить объем информации, сообщаемой на занятии, повысить интерес к обучению.
Таким образом, организация самостоятельной работы обучающихся с использованием информационно-образовательной среды образовательного учреждения позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, сформировать устойчивые умения использования компьютерной техники и информационно-коммуникативных технологий для дальнейшего саморазвития и самообразования будущего конкурентоспособного специалиста на современном рынке труда [1, с.75].
Список использованных источников
1. Гаджиева П.Д. Возможности информационно-коммуникационных технологий обучения в организации самостоятельной работы студентов [Текст] / П.Д. Гаджиева, З.З. Мусакаева // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2013. – № 6. – С. 75–81.
2. Лебедева М.Б. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010. – 336 с..
3. Веб-приложения для бизнеса и образования. Moodle – система дистанционного обучения. URL: www.opentechnology.ru/products/moodle (дата обращения 08.05.2016).
4. Белобородова Т.Г. Организация самостоятельной работы студентов с использованием дистанционных образовательных технологий. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/24722/1/notv-2014-019.pdf (дата обращения 03.05.2016).
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Мост из бумаги для Киры и Вики
Будьте как солнце!
Ночная стрельба
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Комментарии
Кочеткова И.А.
Тезисы к статье на I Всероссийскую научно-практическую конференцию школьников и студентов "Актуальные вопросы и тенденции развития современного общества"