Мы живем в большом потоке информации. Информация – постоянный спутник человека. Люди всегда стремились облегчить свой труд с помощью механизмов и машин. И такой машиной для работы с информацией стал компьютер. На уроках информатики мы узнали многое об информации, устройствах компьютера, технологиях работы с информацией (редактор текстов, электронная таблица, графический редактор), но больше всего нам понравилось изучение темы «Алгоритмы». Нас заинтересовало то, что в нашей повседневной жизни нас окружают алгоритмы, любой человек выполняет свои действия по порядку, не раздумывая, правильно ли он поступает.
Вложение | Размер |
---|---|
algority_v_nashey_zhizni.doc | 345 КБ |
algoritmy_v_nashey_zhizni_publikatsiya.pptx | 2.93 МБ |
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
"Школа № 777 имени Героя Советского Союза Е.В. Михайлова"
Школьный конкурс проектно-исследовательских работ
«День науки-2017»
Алгоритмы в нашей жизни
Выполнили:
учащиеся 6 «Д» класса
Власов Илья,
Козеева Дарья
Руководитель:
Стулина Г.А., учитель информатики
высшей категории
Москва, 2017 г.
Оглавление
Мы живем в большом потоке информации. Информация – постоянный спутник человека. Люди всегда стремились облегчить свой труд с помощью механизмов и машин. И такой машиной для работы с информацией стал компьютер. На уроках информатики мы узнали многое об информации, устройствах компьютера, технологиях работы с информацией (редактор текстов, электронная таблица, графический редактор), но больше всего нам понравилось изучение темы «Алгоритмы». Нас заинтересовало то, что в нашей повседневной жизни нас окружают алгоритмы, любой человек выполняет свои действия по порядку, не раздумывая, правильно ли он поступает.
Цель исследования:
Задачи исследования:
Предмет исследования:
Алгоритмизация в информатике - как способ классификации алгоритмов окружающего мира.
Объект исследования:
Алгоритмизация - как способ развития логического мышления.
Термин «алгоритм» произошёл от имени великого математика Мухаммеда аль-Хорезми по-латыни algorithmus). Мухаммед аль-Хорезми ещё в IX веке разработал правила выполнения четырёх действий арифметики.
Алгоритм — набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения некоторого результата. Алгоритмы имеют свойства, форму представления, а так же структуру.
Разработчиком алгоритмов является человек. Исполняют алгоритмы люди и всевозможные технические устройства.
Исполнитель – это некоторый объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определенный набор команд. Команды, которые может выполнить конкретный исполнитель, образуют систему команд исполнителя (СКИ).
Исполнители делятся на формальные и неформальные.
В роли неформального исполнителя чаще всего выступает человек. Неформальный исполнитель сам отвечает за свои действия.
В роли формального исполнителя чаще всего выступает техническое устройство.
Формальный исполнитель одну и ту же команду всегда выполняет одинаково. Для каждого формального исполнителя можно указать:
Формы записи алгоритмов – словесная и графическая.
Алгоритмы, исполнителем которых является человек, удобно записывать в словесной форме, в табличной форме, в виде блок-схем.
Для обозначения шагов в блок-схеме используются фигуры (овал, параллелограмм, ромб, прямоугольник и другие).
Алгоритм, записанный на языке, понятном исполнителю, называется программой.
Алгоритмы делятся на 3 типа:
Линейным называется алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи.
Ветвлением называется алгоритм, при котором в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность команд.
Циклическим называется алгоритм, в котором повторяется выполнение одной и той же последовательности команд.
Свойства алгоритма:
Любой человек ежедневно встречается с множеством задач: от самых простых и хорошо известных до очень сложных. Для многих задач существуют определенные правила (инструкции, предписания), объясняющие исполнителю, как решать данную задачу. Эти правила человек может изучить заранее или сформулировать сам в процессе решения задачи. Чем точнее и понятнее будут описаны правила решения задач, тем быстрее человек овладеет ими и будет эффективнее их применять.
Решение многих задач человек может передавать техническим устройствам - автоматам, роботам, компьютерам. Применение таких технических устройств предъявляет очень строгие требования к точности описания правил и последовательности выполнения действий. Поэтому разрабатываются специальные языки для четкого и строгого описания различных правил. Это одна из задач информатики.
Каждый из нас ежедневно использует различные алгоритмы: инструкции, правила, рецепты и т. п. Обычно мы это делаем не задумываясь. Например, открывая дверь ключом, никто не размышляет над тем, в какой последовательности выполнять действия. Однако, чтобы кого – нибудь (скажем, младшего брата) научить открывать дверь, придется четко указать и сами действия, и порядок их выполнения. Например, так:
А теперь представьте себе, что вас пригласили в гости. Наверняка вы попросите подробно и точно объяснить, как добраться. Вот как может выглядеть объяснение:
Посмотрим на эти алгоритмы. На первый взгляд, между ними нет ничего общего. Одно дело – открывать дверь, другое – ехать в гости. Однако если приглядеться внимательно, можно заметить существенное сходство между ними. Прежде всего, это строгий порядок выполнения действий. Давайте переставим в первом алгоритме второе и третье действия:
Вы, конечно, сможете выполнить и этот алгоритм. Но дверь вряд ли откроется. А что произойдет, если поменять местами четвертое и пятое действия во втором алгоритме? Он станет невыполнимым! Итак, мы убедились, что для алгоритма важен не только набор действий, но и то, как они организованы, т. е. в каком порядке выполняются.
Мы можем теперь сказать, что алгоритмы - это строго определенная последовательность действий. Существует очень много определений понятия алгоритм. И надо подчеркнуть, что в информатике это понятие является основным. Таким же, какими являются понятия точки, прямой и плоскости в геометрии, пространства и времени в физике, вещества в химии. Поэтому мы не сможем дать полное определение алгоритма, а будем уточнять смысл этого понятия на примерах.
Алгоритмы принято записывать с помощью служебных слов, т.е. имеется алгоритмический язык, алфавит:
алг (алгоритм) название
арг (аргументы)
рез (результаты)
нач (начало)
команды
кон (конец)
Легко и просто было бы жить (даже неинтересно), если бы удалось раз и навсегда расписать, какие поступки и в какой последовательности совершать. На самом деле нам приходится принимать решения в зависимости от создавшейся ситуации. Если идет дождь, то мы надеваем плащ. Если жарко, то идем купаться. Иногда встречаются и более сложные положения, когда надо сделать выбор. В таких случаях говорят, что алгоритм содержит составную команду или ветвление. Команда ветвления записывается следующим образом:
если условие
то серия 1
иначе серия 2
все
В своей практической деятельности мы постоянно встречаемся с задачами, для решения которых требуется многократно повторять одни и те же действия. Именно для этого применяется составная команда повторения (цикл). Команда повторения записывается так:
пока условие
нц
серия
кц
На уроках информатики мы составляли очень много алгоритмов из жизни, учебных предметов, сказок и т.д. Но нас заинтересовало то, а можно ли алгоритмы каким - то образом классифицировать, т. е. составить модель классификации алгоритмов. Мы пришли к следующей классификации:
3.1 Алгоритмы в художественных произведениях
Сказка «Гуси-лебеди»
если съешь ржаного пирожка
то спрячу
иначе не спрячу
все
«Горячий камень», А.П. Гайдар:
если кто снесет этот камень на гору и там разобьет на части
то тот вернет свою молодость и начнет жить сначала
все
Если внимательно прочитать любую сказку, то можно сделать вывод, что все сказки строятся по тому, или иному типу алгоритма. Чаще всего алгоритмы можно применить в эпизодам сказок. В результате в одной сказке мы встретим различные типы алгоритмов.
Например, в сказке «Теремок» пока приходят сказочные персонажи – циклический алгоритм. Затем пришел медведь, и теремок развалился, - разветвляющийся алгоритм.
В сказке «Гуси – лебеди» эпизоды с яблоней, печкой, рекой очень похожи друг на друга и реализованы по разветвляющемуся алгоритму: выполнит девочка просьбу или нет. Эпизоды сказки повторяются. Можно смело утверждать, что это в целом циклический алгоритм. Финал сказки вновь ветвление. Если все просьбы выполнены – благополучный исход, если не выполнены – печальный.
Мы анализировали следующие сказки:
И этот перечень может быть продолжен.
3.2 Алгоритмы в кулинарных рецептах
Любой кулинарный рецепт – это алгоритм. Как приготовить определенное блюдо (что) из определенных продуктов (из чего)? Аналогия полная. Имя алгоритма – это название производимого продукта. Мы изучили, как мама варит варенье, и составили алгоритм:
алг мармелад из черной смородины
нач
ягоды черной смородины размять
разварить в кастрюле
горячую массу протереть через сито
уварить до готовности
кон
У наших мам и бабушек много кулинарных рецептов по выпечке, по консервированию и приготовлению различных блюд:
3.3 Алгоритмы школьной жизни
Всю нашу школьную жизнь тоже можно представить в виде алгоритмов, в которых определены цели и указаны последовательности, приводящие к достижению цели. Например: задача «Как написать сочинение, изложение, диктант». Алгоритм решения такой задачи может быть следующим:
К алгоритмам школьной жизни можно отнести:
3.4 Алгоритмы окружающего мира
Мы смело можем утверждать, что вся жизнь человека протекает по алгоритмам, заданными природой, или самими людьми. Просто выполняя те, или иные действия мы не задумываемся алгоритм, или не алгоритм. Все наши действия имеют цель и последовательность действий для достижения этой цели.
Каждый шофёр и пешеход должны знать правила дорожного движения
Собираясь сшить одежду, вы сначала постараетесь найти выкройку и описание к ней в журнале или Интернете. Хорошие урожаи будут получаться из года в год, если при обработке земли будут соблюдаться определенные правила.
Приведем примеры жизненный задач, который будут выполняться по алгоритму.
3.5 Алгоритмы в пословицах и поговорках
Народная мудрость, мудрость тысячелетий дошла до нас в виде пословиц и поговорок. И все они построены, сконструированы по алгоритму. Например:
пока греет солнышко
нц
готовь сено
кц
если мало звезд на небе
то к ненастью
все
Итак, любую пословицу можно оформить в виде алгоритма. Приведем примеры:
3.6 Алгоритмы в песнях
Песня – это разновидность творчества, соединяющая в себе музыку и поэзию. Песня обычно состоит из куплетов и припева, который повторяется после каждого куплета. Самым старым видом песни является народная песня, которая присутствует в каждой культуре. В каждой песне есть сюжет, повествование.
Песни, так же как сказки, пословицы, поговорки можно представить в виде алгоритмической конструкции.
Песня «Если с другом вышел в путь»
если с другом вышел в путь
то веселей дорога
все
Песня из фильма-сказки «Золотой ключик»
пока живы жадины вокруг
нц
удачи мы не выпустим из рук
кц
Приведем примеры песен с указанием алгоритмических конструкций:
Это неполный перечень алгоритмов, которые мы смогли увидеть, заметить и провести некоторую классификацию. В будущем мы хотим продолжить это исследование, обогатив свои знания на уроках информатики и используя информацию из повседневной жизни.
Мы думаем, что алгоритмы еще можно классифицировать по каждому предмету, по каждому классу.
Нам стало интересно: как смотрят на тему «Алгоритмы» одноклассники и провели небольшой опрос. На вопросы отвечали 15 учеников.
Вопросы | Ответы учащихся | |||
да | нет | не знаю | ||
Понравилось ли вам изучать тему «Алгоритмы» | 11 | 3 | 1 | |
Выполняешь ли ты алгоритм «Режим дня» ежедневно | 9 | 6 | ||
Нравится ли тебе составлять алгоритмы? | 12 | 2 | 1 |
Итак, нашим одноклассникам тоже нравится тема «Алгоритмы», к сожалению, не все охотно выполняют их, т. е даже режим дня.
Слайд 1
Алгоритмы в нашей жизни Работу выполнили учащиеся 6 «Д» класса Власов Илья и Козеева Дарья ГБОУ Школа № 777 г Москвы Руководитель : Стулина Галина АлександровнаСлайд 2
Задачи исследования: Познакомиться с понятием «Алгоритм». Составить классификацию алгоритмов. Выделить алгоритмы из окружающего информационного пространства. Применять классификацию алгоритмов при изучении информатики.
Слайд 3
Цель исследования: С оставить классификацию алгоритмов в окружающем информационном пространстве для развития логического и алгоритмического мышления. Проанализировать понятие алгоритма, определить встречаются ли алгоритмы в повседневной жизни, сделать выводы о том, можно ли свою жизнь представить в виде последовательности определенных действий.
Слайд 4
Объект исследования: Алгоритмизация - как способ развития логического мышления. Предмет исследования: Алгоритмизация в информатике - как способ классификации алгоритмов окружающего мира.
Слайд 5
Немного о происхождении Термин «алгоритм» произошёл от имени великого математика Мухаммеда аль-Хорезми по-латыни algorithmus ). Мухаммед аль-Хорезми ещё в IX веке разработал правила выполнения четырёх действий арифметики.
Слайд 6
Алгоритм - понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или на решение поставленной задачи
Слайд 7
Исполнитель алгоритма — это техническая, биологическая или биотехническая система, способная выполнить действия, предписываемые алгоритмом.
Слайд 8
Способы записи алгоритмов словесный графический
Слайд 9
Алгоритмы бывают трех типов: Виды алгоритмов линейные разветвленные циклические
Слайд 10
Линейный алгоритм Соберись в школу Начало Конец Встань Умойся Сделай зарядку Оденься Позавтракай Собери портфель
Слайд 11
Начало Конец Зайти в магазин Дать деньги Взять мороженое Выйти из магазина Есть мороженое? нет да “ Купить мороженое ” Ветвление
Слайд 12
Циклический алгоритм Забросить крючок в воду Начало Конец Наступила ночь? нет да Насадить наживку Ждать пока клюнет Снять рыбу с крючка Положить рыбу в ведро «Налови Рыбу»
Слайд 13
АЛГОРИТМЫ В ЖИЗНИ Мы постоянно сталкиваемся с понятиями алгоритмов в различных сферах деятельности человека. В кулинарных книгах собраны рецепты приготовления разных блюд. Любой прибор, купленный в магазине, снабжается инструкцией по его использованию.
Слайд 14
Собираясь сшить платье, вы сначала постараетесь найти в модном журнале выкройку и описание к ней. Каждый шофер должен знать правила дорожного движения. Хорошие урожаи будут получаться из года в год, если при обработке земли будут соблюдаться определенные правила. АЛГОРИТМЫ В ЖИЗНИ
Слайд 15
Алгоритм « Мармелад из чёрной смородины» НАЧАЛО Ягоды чёрной смородины размять Разварить в кастрюле Горячую массу протереть через сито Уварить до готовности КОНЕЦ НАЧАЛО Ягоды чёрной смородины размять. Разварить в кастрюле. Горячую массу протереть через сито. Уварить до готовности. КОНЕЦ Алгоритмы в кулинарии
Слайд 16
Если тише едешь, То дальше будешь. Если хочешь есть калачи, То не сиди на печи. Если роешь яму другому, То сам упадёшь. Алгоритмы в пословицах
Слайд 17
Песня «Если с другом вышел в путь» Если с другом вышел в путь То веселей дорога Все Песня из фильма «Золотой ключик» Пока Если живы жадины вокруг то удачу мы не выпустим из рук всё Алгоритмы в песнях
Слайд 18
Алгоритмы в русских народных сказках
Слайд 19
начало Встретился сказочный объект Девочка просит сказочный Объект спрятать ее и брата Выполнишь просьбу? Спрячу Не спрячу Гуси-лебеди не найдут Дети бегут дальше Добежали до дома? конец Гуси-лебеди догонят Сказка закончилась несчастливо Сказка закончилась счастливо ДА НЕТ ДА НЕТ Дети убежали от Бабы-Яги Гуси - лебеди
Слайд 20
Алгоритмы в сказках «Теремок»
Слайд 21
Выводы Это неполный перечень алгоритмов, которые мы смогли увидеть, заметить и провести некоторую классификацию. В будущем мы хотим продолжить это исследование, обогатив свои знания на уроках информатики и используя информацию из повседневной жизни. Мы думаем, что алгоритмы еще можно классифицировать по каждому предмету, по каждому классу. Нам стало интересно: как смотрят на тему «Алгоритмы» одноклассники и провели небольшой опрос.
Слайд 22
Общественный опрос %
Слайд 23
Литература Дворчик Ш. Мышка Программышка в стране информатике, – М.: Радио и связь, 1990, - 127 с. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика. – М.: Дрофа, 1998, - 237 с. Симонович С., Евсеев Г. Практическая информатика. – М.: АСТ Пресс, 2000, - 480 с. Симонович С., Евсеев Г. Специальная информатика. – М.: АСТ Пресс, 2000, - 450 с. Симонович С., Компьютер в вашей школе. – М.: АСТ Пресс, 2001, - 335 с. Художественные произведения, пословицы. http://beautiful-all.narod.ru/ Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. ФГОС. 6 класс. – Москва. БИНОМ. Лабора-тория знаний, 2015, 2014 с.
Два Мороза
Твёрдое - мягкое
Пока бьют часы
Вокруг света за 80 дней
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"