Цель исследования:
Выяснить какие виды ниток бывают и их различие между собой.
Задачи исследования:
-познакомиться с наиболее распространенными растениям и животными - источниками натуральных волокон;
-изучить историю создания ниток, выяснить их происхождение;
-проанализировать данные опроса учащихся и литературу по данной теме;
-узнать какие виды ниток бывают, определить их свойства и найти различие ниток разными способами.
Объект исследования: нитки различных видов.
Предмет исследования: свойства нитей и их различие.
Участники исследования: учащиеся 2 класса «Б»
Методы исследования:
-теоретический: сбор информации из справочной литературы и интернет источников;
-экспериментальный: изучить свойства нитей, найти их различие, проверить это различными способами.
Приложение: фотографии ниток и проводимых опытов, нитки разных видов по происхождению, результаты опроса. Компьютерная презентация «Виды ниток и их различие»
Вложение | Размер |
---|---|
ivanova_angelina_2_klass_npk.doc | 428 КБ |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Седельниковская средняя общеобразовательная школа №2»
Седельниковского муниципального района Омской области
Научное общество учащихся «Поиск»
Тема:
«Виды ниток и их различие»
Автор: Иванова Ангелина Александровна
Ученица 2 класса
МКОУ «Седельниковская СОШ№2»
Руководитель: Ахметова Валентина Викторовна
Учитель начальных классов
МКОУ «Седельниковская СОШ№2»
89507853793
2012-2013 учебный год
Содержание
1.Введение……………………………………………………………………..3
1.1. Цель, задачи, объект исследования……………………………………..3
1.2.Актуальность………………………………………………………………4
1.3. Данные опроса учащихся………………………………………………..4
2.Обзор литературы……………………………………………………………5
2.1. История возникновения ниток………………………………………….5
2.2.Виды ниток по происхождению…………………………………………5
3.Результаты наших исследований…………………….……………………5
3.1 Микроскопический метод………………………………………………..5
3.2. Лабораторный метод……………………………………………………..6
3.3. Определение вида нити по внешним признакам………………………6
4.Выводы……………………………………………………………………….7
5. Литература……………………………………………………………….….7
6.Приложение………………………………………………………………….8
Введение
Цель исследования:
Выяснить какие виды ниток бывают и их различие между собой.
Задачи исследования:
-познакомиться с наиболее распространенными растениям и животными - источниками натуральных волокон;
-изучить историю создания ниток, выяснить их происхождение;
-проанализировать данные опроса учащихся и литературу по данной теме;
-узнать какие виды ниток бывают, определить их свойства и найти различие ниток разными способами.
Объект исследования: нитки различных видов.
Предмет исследования: свойства нитей и их различие.
Участники исследования: учащиеся 2 класса «Б»
Методы исследования:
-теоретический: сбор информации из справочной литературы и интернет источников;
-экспериментальный: изучить свойства нитей, найти их различие, проверить это различными способами.
Приложение: фотографии ниток и проводимых опытов, нитки разных видов по происхождению, результаты опроса. Компьютерная презентация «Виды ниток и их различие»
Оборудование и материалы:
Актуальность.
В нашей семье есть традиция. Все женщины нашего рода любят проводить свое свободное время за вышиванием. Вышивает моя бабушка, мама и теперь уже и я достигла некоторых успехов в этом деле. Многие свои работы я посылала на Всероссийские творческие конкурсы и имею сертификаты за участие. Занятие вышивкой формирует у меня эстетический вкус, усидчивость, доводить начатое дело до конца, и я думаю, что все эти качества пригодится мне в жизни.
Однажды, когда я вышивала очередную свою работу, я вдруг задалась вопросом, а откуда взялись нитки, какие они бывают, из чего их делают, чем они различаются друг от друга. Вот сколько вопросов возникло у меня сразу. Я решила спросить ребят из своего класса, что они знают на эту тему. Я составила анкету и провела анкетирование ребят. Анализируя, данные анкетирования я пришла к выводу, что ребята не полностью восполнили мои знания по данной проблеме, и сами много не знают.
Я решила воспользоваться дополнительными источниками: книги, учебник по технологии для 2 класса, интернет – источниками, провести собственное исследование микроскопическим и лабораторным методом. Из литературных источников я узнала, что
нитки являются основным материалом для соединения деталей одежды и обуви, служат в качестве отделочного материала, используются для изготовления одежды.
История развития ниток тесно связана с историей текстиля, первые находки которого относятся к VII тысячелетию до н.э. Предшественниками ниток были тонкие жилы животных, затем стали использовать прочные тонкие стебли растений. Нитки для шитья и вязания в том виде, в каком они существуют в настоящее время, появились лишь в средние века с изобретением ленточной машины и ткацкого станка.
Откуда берутся нитки?
Возьмем кусочек ваты, намочим её и скрутим пальцами, при этом немножко растягиваем. Что у нас получилось? Нить. Не очень ровная, правда, но настоящая хлопчатобумажная нить. Ведь вата – это хлопок, только очищенный. Волоконца у хлопка ворсистые, и, когда я сжала их пальцами, да ещё скрутила, они сцепились своими ворсинками. В древние времена нить тоже скручивали пальцами. Потом изобрели веретено. А затем прядильный станок.
Из литературных источников я узнала, что существуют два основных типа волокон: натуральные и химические. Натуральные волокна разделяются на волокна животного происхождения на основе протеинов – шерсть и шелк; и волокна растительного происхождения на основе целлюлозы - хлопок, лен.
Хлопчатник любит тепло и растет на юге. Как созреет, лопаются коробочки с семенами, и в каждой – будто кусочек ваты. Пускают тогда на поле хлопкоуборочный комбайн. Соберут хлопок и разложат на солнце сушить. Потом увяжут в тюки и везут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчесывают и прядут из хлопковых волокон хлопчатобумажные нити.
Льняные нити получают изо льна – долгунца. Отцветет лен, созреют на нем семена - тут его срезают, раскладывают на земле и ждут, пока живущие в земле микробы съедят, клей которым волокна льна прочно склеены. После этого лен можно будет расчесать – расщепить и его стебельки на отдельные волокна. Из этих волокон спрядут льняные нити.
Шерстяные нитки прядут из шерсти – больше всего овечьей. Овечек стригут, а шерсть отправляют на прядильную фабрику.
А вот шелковую нить людям прясть не надо – её прядет гусеница бабочки, которую зовут тутовым шелкопрядом. А зовут её так, потому что гусеница тутового шелкопряда ест только листья тутового дерева и никакой другой еды не признает. Когда гусенице тутового шелкопряда приходит время превращаться в куколку, чтобы затем стать бабочкой, она выпускает из себя тонкую нить, прикрепляет ее к сухой ветке и сплетает себе из этой нитки оболочку-гнездо — кокон. Коконы собирают и на специальных машинах разматывают. При разматывании соединяют нити нескольких коконов (от 3 до 30), которые прочно склеиваются между собой особым веществом — серицином, содержащимся в самих нитях. Такую нить называют шелком-сырцом. После скручивания шелка-сырца получают крученый шелк, из которого изготавливают красивый и прочный трикотаж, делают изоляцию, а также используют в медицине.
Как отличить одну нить от другой? Для того чтобы это узнать я решила воспользоваться цифровым и световым микроскопом.
Микроскопический метод (опыт №1) заключается в том, что волокнистый состав нити определяют при рассмотрении под микроскопом. Волокна распознают по характерным особенностям строения.
Волокно хлопка представляет собой сплюснутую извитую трубочку с каналом внутри. Благодаря извитости волокна имеют хорошую цепкость, что дает возможность получать прочную пряжу. Наличие канала, заполненного воздухом, обуславливает невысокую теплопроводность хлопкового волокна, что дает возможность вырабатывать из него изделия с хорошими теплозащитными свойствами. С помощью микроскопа я заметила, что хлопковые нити слегка шероховатые и не имеют блеска, равномерны по толщине.
При рассмотрении волокна льна под микроскопом наблюдаются характерные сдвиги и утолщения, что является результатом механических воздействий на волокно при мятье.
Благодаря наличию в волокне льна более узкого канала, заполненного воздухом, оно имеет большую теплопроводность по сравнению с хлопком. Льняные нити гладкие, слегка блестящие, не одинаковые по толщине.
Шерстяные волокна под микроскопом можно легко отличить от других волокон — их наружная поверхность покрыта чешуйками. Чешуйчатый слой шерсти состоит из тонких роговидных пластинок различных размеров и формы. Он защищает корковый слой от вредных химических и физических воздействий, обеспечивает блеск шерсти.
Нити натурального шелка представляют собой гладкие тонкие и ровные шелковинки значительной длины. Шелк имеет животное происхождение, состоит из твердых волокон меньшего диаметра по сравнению с полыми растительными волокнами. Выглядят как крошечные стеклянные трубочки
Лабораторный метод определения вида нитей.
Опыт № 2. Признаки шерстяных, хлопковых и льняных нитей.
Затем я решила исследовать нити лабораторным методом. Целью опытов было узнать, как еще можно отличить шерстяные и шелковые нитки от хлопковых и льняных. Я продемонстрировала опыты учащимся нашего класса, чтобы они тоже смогли это пронаблюдать.
Я внесла каждую из видов нити в верхнюю зону пламени, тотчас вынула ее из огня и посмотрела как, разгорается пламя или, наоборот, затухает. Кроме того, обратила внимание на запах.
В результате проведенных мною опытов, я сделала такое заключение:
Шерстяные нити горят медленно и вспучиваются, после сгорания остается черная углевидная зола. Горение шерсти сопровождается запахом паленых волос. Шерсть горит лишь в пламени, а при выносе из него гореть прекращает. Нитка не сгорает совсем, а съеживается и образует на конце спекшийся шарик.
Если зажечь шелковую нить, она образует при горении на конце спекшийся шарик и пахнет жженым рогом, так же как шерсть. Вторично внесенный в пламя шарик кажется раскаленным.
Хлопковые и льняные нити горят ярким пламенем, распространяя запах горелой бумаги. После сгорания остается светло-серая зола с желтоватым оттенком. В отличие от шерстяных нитей сгорают быстро и горят как в пламени, так и вне его.
Опыт №3. Определение вида нити по внешним признакам.
Если намочить нитку и разорвать, то можно сделать такой вывод:
- хлопок не эластичен, рвется и при обрыве концы ровные и не пушистые, склонен к вытягиванию.
- у льна концы нитки при обрыве ровные и не пушисты, как волокна хлопка.
-шерстяная нить эластичная, прочная. При натягивании они растягиваются перед тем, как порваться, и на концах остаются вытянутые волокна.
-шелковая нить очень прочная, но не эластичная. Шелковые нити гладкие.
Я пользуюсь вышивальными нитями. И теперь я знаю, что они тоже бывают разных видов.
Вышивальные нитки в массовом производстве вырабатывают в основном хлопковые, однако выпускают шелковые и шерстяные.
В будущем я хочу узнать, как получают химические нити и для чего и где их можно использовать.
Вывод:
На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:
-определить вид нити можно по внешним признакам, микроскопическим и лабораторным методом;
-мои результаты исследования и сведения из литературы совпадают.
Литература:
Приложение
Провожу опыты.
Вот так получаются нитки (опыт №1)
Микроскопический метод (опыт 2)
Фотографии ниток под цифровым микроскопом
хлопок
шерсть
лен
Нитки под световым микроскопом
Лабораторный метод (опыт 3)
Узнаем, как горит каждая из видов нити и чем пахнет при сгорании и что от нее остается после сгорания.
Анкетирование на тему «Откуда берутся нитки»
В анкетировании участвовали учащиеся 2 класса.
Анализ анкеты показал, что не все ребята нашего класса знакомы с видами ниток и их происхождением. А как их отличить между собой не знает никто.
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Снежный всадник
Сила слова
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Император Акбар и Бирбал