В работе представлено исследование норм поведения современных школьников
Вложение | Размер |
---|---|
dolgopolaya_anastasiya_etiket.docx | 48.92 КБ |
prezentatsiya_etiket_-_osnovnaya.pptx | 2.4 МБ |
МБОУ гимназия № 1
Направление исследования
"Воспитание школьников"
Исследовательская работа "Этикет современного пятиклассника"
Автор работы:
Долгополая Анастасия, 5 А класс,
МБОУ гимназия № 1
Руководитель:
Семынина Наталья Михайловна,
учитель физики, информатики и ИКТ высшей категории
г. Красный Сулин
2015 г.
Оглавление
2. Немного об истории возникновения правил этикета. 3
Формулы извинения за беспокойство 6
Все мы знаем некоторые важные правила этикета, которые помогают нам быть воспитанным человеком. Но все ли знают эти правила? Мы заинтересовались этим вопросом и решили выяснить «Все ли мои сверстники знают важные правила этикета?»
Основная цель нашей работы: выяснить, сколько пятиклассников знают и соблюдают правила этикета? В связи с целью были определены задачи исследования:
В качестве методов исследования мы использовали изучение информационных источников, анкетирование, анализ и обобщение полученных результатов
Объектами нашего исследования стала осведомленность гимназистов о правилах этикета
Гипотеза нашей работы: если список правил поведения будет состоять из нескольких важных правил, то все смогут их запомнить и выполнять.
Практическая значимость работы определяется составленным сводом правил поведения, обязательных для всех. Результаты исследования могут быть использованы на уроках, внеклассных мероприятиях, в беседах со школьниками и взрослыми.
Само слово «этикет» стало общеупотребимым в 17 веке.Это было так: однажды на одном придворном приеме, когда правил французский король Людовик14, гостям раздали карточки, на которых перечислялись некоторые приемлемые правила поведения. От их французского названия слово «этикет» и произошло, а позже оно вошло в языки многих стран.
Впервые этикет появился в Италии в 14 веке. В России этикет появился намного позже в 16 – 17 веке. Наиболее ярко русский быт нашёл свое отражение в изданном в ХVII в. В “Сборнике правил поведения горожанина, которыми он должен руководствоваться в отношении светской власти и Церкви, семьи и слуг”.Жизненный уклад России начал резко меняться в эпоху Петра I. Петр I стал с невиданным размахом вводить различные новшества в повседневную жизнь и быт российского дворянства. Сейчас этикет распространён по всем странам мира.
Различают этикет неречевой и речевой. Неречевой этикет – это очень разнообразная система знаков: похлопывание по плечу, помахивание рукой (в знак приветствия или прощания), способы размещения людей в соответствии с правилами первенства (за столом, например), преподнесение подарков и т.п.
Речевой этикет –правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. И нужны эти правила для того, чтобы поддерживать положительную тональность разговора. Именно из уст культурного и вежливого человека мы слышим этикетные выражения: добро пожаловать, приятного аппетита, извините меня, здравствуйте, пожалуйста.
Важность речевого поведения хорошо осознавали еще в древности. Так, в «Поучениях Владимира Мономаха» читаем: «Не пропустите человека, не приветствовав его, и доброе слово ему молвите»
Мы ежедневно здороваемся и прощаемся, обращаемся к кому- нибудь с просьбой, благодарим за труд, за любезность, извиняемся, если допустили какую-нибудь оплошность. И во всех этих ситуациях нашими неизменными спутниками выступают волшебные слова- слова речевого этикета.
Изучив литературу по теме, я выделила несколько этикетных формул: формулы благодарности, формулы извинения, формулы приветствия, формулы вежливого отказа.
- За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Первоначальный благородный смысл некоторых этикетных слов уже утрачен или утрачивается.
Из старинного русского пожелания «спаси бог» и родилось слово «спасибо»- одно из самых распространенных в русском языке этикетных слов. Мы употребляем его в ситуации благодарности.
Выясняя лексическое значение слова «благодарность», я обратилась к словарю С. И. Ожегова. «Благодарность- чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание. А выразить это чувство помогают нам специальные этикетные слова, которые есть в русском языке: большое спасибо, благодарю вас, очень признательна.
Исследователь речевого этикета Н. И. Формановская в одной книге предлагает 28 слов и выражений, с помощью которых человек может благодарить другого. Некоторые из них я выписала:
Спасибо. Благодарю вас. Я вам очень признательна. Я вам многим обязана. У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас. Как я вам благодарен. Моя благодарность не знает границ. Я хочу поблагодарить вас. Вы очень любезны.
Я тронута вашим вниманием. Это очень мило с вашей стороны. Вы меня так выручили.
В ситуацию благодарности входят три основных компонента:
1) человек, которого благодарят;
2) человек, который благодарит;
3) услуга.
Необходимо учиться благодарить, учитывая особенности компонентов ситуации благодарности. Ведь поблагодарить человека в нужную минуту, сделать это тактично, вежливо – значит подарить ему капельку солнца, радости. Недаром в слове «благодарность» два корня. Благодарить - значит дарить благо, дарить людям
- Добрый день! - тебе сказали.
-Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Язык впитал в себя и несет все формы доброжелательного отношения к другому человеку. А начинается это с приветствия. Формы приветствия в речевом этикете:
Форма приветствия | Пример |
Пожелание здоровья | Здравствуйте! |
Указание на время встречи | Добрый день! |
Эмоциональные пожелания | Очень рад! |
Уважительная форма | Моё почтение! |
Специфическая форма | Здравия желаю |
В русском языке существуют десятки способов приветствия:
Пламенный привет! Доброго здоровья! Здравствуйте! Позвольте поприветствовать вас! Кого я вижу! Мое почтение! Привет честной компании! Сколько лет, сколько зим! С прибытием! Общий салют! Добро пожаловать! Рад вас видеть! Сердечно приветствую вас! Доброе утро! Здорово, браток! Легок на помине! Приветствую вас! Мое почтение! Здравия желаю! Хлеб да соль! Добрый вечер!
Для чего люди изобрели приветствия? Зачем они приветствуют друг друга? Ведь этими словами они друг другу практически ничего не говорят. Вы сказали встречному: «Здравствуйте!» Много это или мало? С одной стороны, как будто немного; ведь новых сведений передано не было. Но, с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие приветствия.
Да, никакой информации не несут наши «здравствуйте», «доброе утро», «добрый день». Но они существуют. Почему? Потому что язык сохраняет огромное количество пластов доброжелательности, которые мы применяем во взаимоотношениях.
Мы формально относимся к этому. Ну, кивнул, сказал «привет», «салют», «здравствуйте» и пошел дальше. Мы стали относиться к этому как к формуле: я тебя вижу - и я тебя вижу, я тебя знаю- и я тебя знаю. Мы утратили элемент доброжелательности в приветствии.
А приветствие – это пожелание. Наше «здравствуйте» означает «будьте здоровы».
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать.
И что обещал — забывать.
А если я всё же забуду, -
Простите, я больше не буду
Перед вами этикетные формулы извинения. Простите меня; прошу простить; прошу извинить; ради Бога, извините меня ; я очень огорчен; мне так неприятно; мне неловко; пожалуйста, извините; простите, я не хотел; боюсь, я вас огорчил; извините; виноват; прошу прощения; прошу извинения; позвольте попросить прощения; ты уж извини; я не могу не извиниться; не сердись; я не хотел вас обидеть; я виноват перед вами; я причинил вам столько хлопот ; боюсь, я утомил вас.
Каждая формула уместна в конкретной речевой ситуации.
Не всегда просьбу можно выполнить, принять приглашение, поэтому вежливые, воспитанные люди отказывают так, чтобы не обидеть человека, объясняют причину своего отказа, извиняются.
В русском речевом этикете тоже есть специальные выражения, с помощью которых смягчается отказ, отрицание:
Может быть; возможно; вероятно; наверное; не знаю; по-видимому; даже не знаю, что сказать; скорее всего; вряд ли; боюсь, что нет; думаю, что нет; я подумаю; надо посмотреть; я сразу не смогу ответить; не обещаю; я постараюсь; опасаюсь, что нет…
В начале работы мы ставили перед собой задачу проверить осведомленность пятиклассников о правилах этикета. Для этого мы составили опрос, состоящий из 10 вопросов. Мы провели опрос в 5 А классе. Результаты опроса:
1.Считаете ли вы себя воспитанным человеком?
Из 23 опрошенных воспитанными считают себя 52%, затруднились ответить 48%
2.Знаете ли вы правила этикета?
70 % думают, что знают правила этикета, 30 % сомневаются, что знают все правила
30 % соблюдают правила этикета, 70 % не всегда
4.Если вы не уверены, что знакомый вас заметил, надо ли здороваться?
79 % - нужно здороваться, 8 % нет, 12,2 не знают, надо ли здороваться
5.Прилично ли жевать в кинотеатре?
6.Допустимо ли в музее говорить громко?
87,5 % считают, что нельзя говорить в музее, 8 % не знают
7.Как нужно стоять в автобусе, если нет свободных мест?
92% читают, что нужно стоять спокойно в автобусе, 8 % не знают, как нужно себя вести
8.Прилично ли садиться в транспорт с едой, семечками, напитками, в пачкающей одежде и с остро пахнущим продуктам?
8% думают, что в этом ничего страшного нет, 75% считают, что так нельзя поступать, 12,5 % не знают правил
9. Прилично ли в кинотеатре сидеть в верхней одежде?
4% - можно, 67%- нельзя сидеть в верхней одежде, 25% -не знают
10. Когда должен выходить ребенок из лифта?
29% - после взрослых, 33 %- перед взрослыми, 33 % -не знают
Таким образом, опрос показал, что большинство пятиклассников не всегда знают о правилах поведения, но общие требования к поведению в общественных местах знает большинство моих сверстников.
Я решила также на практике проверить, всегда ли гимназисты вежливы по отношению к другим людям. Для этого я в течение недели приходила на большой перемене в школьную столовую и подсчитывала количество пятиклассников, которые здороваются с другими ребятами и работниками столовой, а также благодарят за что-то… Вот какая картина получилась у меня:
Всем – и детям, и взрослым – нравится, когда их хвалят. Скорее всего, ты уже точно знаешь, когда тебя хвалят, а когда ругают. Мальчик толкнул девочку, девочка показала старушке язык, ребята разрисовали подъезд и смеялись до упаду, когда товарищ рассказывал стихотворение и заикался. Ты прекрасно понимаешь, что за такие дела тебя по головке не погладят.
Но бывают случаи, когда ты не знаешь встать или сесть, сказать что- то или промолчать, уйти или остаться. И вот тогда приходит на помощь наука – вежливость. Законы ее очень простые, но без них нельзя стать настоящей леди или настоящим юным джентльменом. Прежде всего, необходимо запомнить, что вежливый человек стремится все делать так, чтобы никому не мешать, чтобы никто не обижался, не думал, что к нему плохо относятся.
Поэтому считается, что некрасиво
- громко разговаривать, кричать, если находишься в транспорте, кино, школе;
- шептаться (больше двух – говори вслух);
- перебивать, когда кто-то говорит, особенно старшие;
- делать замечания взрослым, поправлять их.
Если тебе кажется, что мама или папа сказали что-то не так, ни в коем случае не поправляй их. Нужно подождать, пока вы останетесь наедине, и тогда спросить, почему они так поступили. Я точно знаю, что они тебе все объяснят.
Культурная речь – признак интеллигентности и воспитанности человека. Жаргонные словечки, грубые обороты - все это лишь демонстрирует отсутствие правильного воспитания.
Правила этикета для пятиклассника
1. Приветствие в общественных местах вообще не должно быть шумным и привлекать всеобщее внимание. Приветствие – это часть личных отношений, и не стоит афишировать их, крича на всю улицу.
2. Даже если вы не уверены, что ваш знакомый вас заметил, все равно стоит его приветствовать. Не страшно, если вы в этом случае не получите ответа, всегда лучше лишний раз поздороваться, чем прослыть невежей.
3. Если человек находится слишком далеко, в этом случае достаточно просто ему поклониться или помахать рукой, кричать на всю улицу не нужно. А если расстояние превышает 30 шагов, можно вообще не здороваться.
Слайд 1
" Этикет современного пятиклассника " Автор: Долгополая Анастасия 5 А класс Руководитель: Семынина Н . М.Слайд 2
Введение Основная цель работы : Выяснить , сколько пятиклассников знают и соблюдают правила этикета? Задачи исследования: у знать больше о происхождении этикета уточнить основные правила поведения школьников п ровести анкетирование пятиклассников п роанализировать результаты в ыбрать среди множества правил этикета минимум правил , которые должны знать и выполнять все мои сверстники Гипотеза: Если список правил поведения будет состоять из нескольких важных правил, то все смогут их запомнить и выполнять.
Слайд 3
История этикета Древней Руси Важную роль в становлении русской культуры сыграло принятие христианства в X веке во времена правления великих русских князей Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха . В 16 веке стали появляться первые пособия по этикету . К ним можно отнести книгу «Домострой» , в которой были изложены правила и советы по всем направлениям жизни человека. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах.
Слайд 4
История этикета в Европе Расцвет этикета в Европе начался с Италии в 14 веке в эпоху Ренессанса. Само же слово «этикет» стало общеупотребимым в 17 веке и имеет французское происхождение . На приемах короля Людовика XIV всем приглашенным вручались карточки с правилами поведения, которые должны были соблюдать гости. Эти карточки назвали «этикетками».
Слайд 5
появление этикета в РоССИИ при Петре I Жизненный уклад России начал резко меняться в начале XVIII века в эпоху Петра I, который много путешествовал по Европе. Он стремился сделать Россию европейской державой, поэтому стал вводить различные новшества в повседневную жизнь российского дворянства, пытаясь приблизить их нравы и обычаи к европейским. В 1717 году вышла книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению» , которая была адресована в первую очередь молодежи.
Слайд 15
Я решила также на практике проверить, всегда ли гимназисты вежливы по отношению к другим людям. Для этого я в течение 2 дней приходила на большой перемене в школьную столовую и подсчитывала количество пятиклассников, которые здороваются с другими ребятами и работниками столовой, а также благодарят за что-то … Вот какая картина получилась у меня: Практическая работа .
Слайд 16
Итоги Таким образом, опрос показал, что большинство пятиклассников не всегда знают о правилах поведения, но общие требования к поведению в общественных местах знает большинство моих сверстников
Слайд 17
Спасибо за внимание!
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Астрономический календарь. Май, 2019
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Притча о гвоздях
Госпожа Метелица