Не за горами то время, когда мне придётся выбирать профессию, с которой будет связана моя жизнь. Сейчас сложно сказать кем я буду, но думаю что моё будущее будет связано с медициной, а именно со стоматологией. Стоматология – это наука изучающая болезни зубов и ротовой полости. А стоматолог в переводе с латинского языка обозначает «зубовед» - врач занимающийся лечением болезней зубов. Не секрет, что многие боятся визитов к стоматологу. И я не являюсь исключением, поскольку тоже ужасно боюсь стоматолога и бормашину. Можно ли сохранить зубы здоровыми и не бояться стоматологов? Почему болят зубы? Знают ли мои одноклассники правила ухода за зубами? Когда появилась зубная щётка и для чего нужна зубная нить? Вот те вопросы, на которые я постаралась найти ответ.
Вложение | Размер |
---|---|
kak_sohranit_zuby_zdorovymi.doc | 158.5 КБ |
kak_sohranit_zuby_zdorovymi.ppt | 1.96 МБ |
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ШКОЛЬНИКОВ
«ШАГ В НАУКУ».
СЕКЦИЯ: ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ
ТЕМА: «КАК СОХРАНИТЬ ЗУБЫ ЗДОРОВЫМИ.»
Выполнила Белова Софья Александровна
МОУ СОШ № 43 4 Б класс
Г Борзя
Научный руководитель
преподаватель высшей категории
Борзинского медицинского училища
Врач терапевт МУЗ Борзинская ЦРБ
Белова Марина Вартановна
Рецензент хирург-стоматолог
1 категории МУЗ Борзинская ЦРБ
Стребкова Галина Ивановна
Российская Федерация
Г БОРЗЯ
2010
ОГЛАВДЕНИЕ
«Как сохранить зубы здоровыми»
Белова Софья Александровна
Российская Федерация Забайкальский край, город Борзя, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 43, 4 «Б» класс.
Краткая аннотация.
Не за горами то время, когда мне придётся выбирать профессию, с которой будет связана моя жизнь. Сейчас сложно сказать кем я буду, но думаю что моё будущее будет связано с медициной, а именно со стоматологией. Стоматология – это наука изучающая болезни зубов и ротовой полости. А стоматолог в переводе с латинского языка обозначает «зубовед» - врач занимающийся лечением болезней зубов. Не секрет, что многие боятся визитов к стоматологу. И я не являюсь исключением, поскольку тоже ужасно боюсь стоматолога и бормашину. Можно ли сохранить зубы здоровыми и не бояться стоматологов? Почему болят зубы? Знают ли мои одноклассники правила ухода за зубами? Когда появилась зубная щётка и для чего нужна зубная нить? Вот те вопросы, на которые я постаралась найти ответ.
«Как сохранить зубы здоровыми»
Белова Софья Александровна
Российская Федерация Забайкальский край, город Борзя, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 43, 4 «Б» класс.
Аннотация
При выполнении этой работы мною была поставлена цель – исследовать уровень знаний учеников 4 «б» класса по вопросам сохранения здоровья зубов.
Гипотеза: Если в ходе исследования будут выявлены недостаточные знания по профилактике кариеса среди учеников 4 класса, то моя работа поможет ребятам правильно ухаживать за полостью рта и не бояться стоматологов.
Для достижения цели, были определены следующие задачи:
При работе над выполнением задач я использовала различные методы и приёмы: анкетирование, анализ полученных данных, наблюдение, исследовательский метод. В результате проведённого исследования я пришла к выводу, что большая часть ребят - 91 % являются сладкоежками, 11 ребят обладают не достаточными знаниями по профилактике зубов (редко меняю зубные щётки), эти 11 человек обращались за медицинской помощью к стоматологу, 7 одноклассников в настоящее время беспокоят проблемы с зубами, а 4 ребят не знают, что такое кариес. После анализа полученных результатов, я подробнее изучила строение зубов, историю создания зубной щётки, средства профилактики болезней зубов, основные правила по уходу за зубами, посетила кабинет стоматолога, где познакомилась с замечательным доктором Стребковой Галиной Ивановной. Полученные данные я использовала в проведении беседы с ребятами нашего класса о средствах и методах профилактики кариеса, научила их пользоваться зубной нитью. Для того чтобы повысить интерес ребят к проблеме сохранения здоровья зубов, я подарила одноклассникам зубные щётки. В дальнейшем я продолжу своё исследование, буду проводить контроль за соблюдением мер профилактики ребятами нашего класса. Кроме этого проведённая работа позволила мне ближе познакомиться с профессией стоматолога.
«Как сохранить зубы здоровыми»
Белова Софья Александровна
Российская Федерация Забайкальский край, город Борзя, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 43, 4 «Б» класс.
План исследования.
В ходе изучения мной выбранной темы, возникла проблема – возможно ли сохранить здоровье зубов и что знают об этом мои одноклассники. При решении этих вопросов я выдвинула гипотезу: если в ходе исследования будут выявлены недостаточные знания по профилактике кариеса среди учеников 4 класса, то моя работа поможет ребятам правильно ухаживать за полостью рта и не бояться стоматологов.
Для того, чтобы лучше изучить проблему, я составила план исследования, выделив следующие разделы:
«Как сохранить зубы здоровыми»
Белова Софья Александровна
Российская Федерация Забайкальский край, город Борзя, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 43, 4 «Б» класс.
Научная статья.
Введение.
У большинства людей врачи-стоматологи ассоциируются со страхом перед болью. Но страдания от зубной боли, бессонные ночи, резкие пульсирующие боли намного сильнее той боли, которую мог бы причинить врач. Ханс Кристиан Андерсен посвятил зубной боли целую сказку! Вот как он описывает её:
«Это была сама госпожа Зубная боль, её окаянное величество, исчадие самого ада! Да сохранит и помилует от неё Бог всякого!
- Тут славно! – гудела она.- Славное местечко, болотистая почва! Тут водились комары; у них яд в жалах, и я тоже достала себе жало, надо только отточить его о человеческие зубы! Ишь как они блестят вон у того, что растянулся на кровати! Они устояли и против сладкого, и против кислого, против горячего и холодного, против орехов и сливовых косточек! Так яж расшатаю их, развинчу, наполню корни сквозняком! То-то засвистит в них!
Ужасные речи, ужасная гостья!»
Ханс Кристиан Андерсен «Тётушка зубная боль».
Каждому из нас приходилось встречаться со стоматологом и для многих, лечение у зубного врача было очень болезненным. Я хорошо помню свой страх перед бормашиной, Можно ли сохранить здоровье зубов с детских лет и что знают об этом мои одноклассники - вот те вопросы на которые я попыталась найти ответ.
Объектом моего исследования стали ученики 4 Б класса
Предметом исследования – уровень знаний учеников о сохранении здоровья зубов
Цель работы - исследование уровня знаний учеников 4 го класса о сохранении здоровья зубов.
Задачи:
Гипотеза: Если в ходе исследования будут выявлены недостаточные знания по профилактике кариеса среди учеников 4 класса, то моя работа поможет ребятам правильно ухаживать за полостью рта и не бояться стоматологов.
Этапы работы:
Думаю, что моя работа может использоваться на уроках в школе для обучения учеников правилам гигиены полости рта.
Что такое зубы, для чего они нужны.
У взрослого человека 32 зуба. Зубы – это кости, но в отличие от других костей они не прикрыты мышцами и кожей, они нужны для размельчения пищи. Зубы прочно сидят в лунках – углублениях в костях верхней и нижней челюстей. Зубы отличаются друг от друга, поэтому их подразделяют на: резцы - их по 4 на каждой челюсти они острые и служат для того, чтобы резать пищу, клыки – их по 2 они нужны, чтобы разрывать пищу, малые коренные зубы – их по 4 и большие коренные зубы – по 6 на каждой челюсти, эти зубы тупые и нужны для перетирания пищи. У детей вначале вырастают молочные зубы их всего 20.
Строение зуба.
Зуб состоит из коронки и корня. Коронка снаружи покрыта защитным слоем – эмалью, это очень прочное вещество, но оно может разрушаться под действием холодной или горячей пищи, а также под действием вредных бактерий. Под эмалью находится дентин, а ещё глубже пульпа. В пульпе располагаются кровеносные сосуды и нервы.
Почему важно заботиться о здоровье зубов?
Известно, что невнимательное отношение к своему здоровью может привести к печальным последствиям. При плохом уходе за зубами, бактерии, живущие в полости рта, интенсивно размножаются, наслаиваются друг на друга и прикрепляются к зубам. Так формируется зубной налёт. Он служит для микроорганизмов прекрасной питательной средой и защитой. Микробы в свою очередь, способствуют его уплотнению и утолщению, выделяя при этом огромное количество кислот и токсинов, разрушающих зубы и дёсны. И тогда неизбежен кариес, воспаление дёсен, неприятный запах изо рта, зубная боль, потемнение эмали. Всё это создаёт массу проблем и забот, исчезает хорошее настроение и уверенность в себе. Поэтому тщательная гигиена полости рта – это самый эффективный способ избежать мучительной зубной боли и неприятных визитов к стоматологу.
Как возникает кариес?
Кариес в переводе с латинского обозначает «гниение». Бактерии, находящиеся в зубном налёте, выделяют большое количество кислот, растворяющих эмаль зуба. Именно на участке повреждённой кислотой эмали начинается кариес. На этом этапе ещё возможно полное выздоровление зуба. Но если процесс не остановить, то бактерии легко проникают через дефект эмали внутрь зуба. Так образуется полость, которую ещё называют «дыркой». На этой стадии заболевания помочь сможет только врач-стоматолог. Если зуб не лечить, микробы захватывают все слои зуба и окружающие ткани. Развивается пульпит – воспаление пульпы (внутренней части зуба) и периодонтит - воспаление тканей окружающих корень зуба.
Почему болят дёсны?
Губительное влияние микробной инфекции касается не только здоровья зубов. Токсины, выделяемые бактериями зубного налёта, способны разрушать и дёсны, делая их слабыми и болезненными. Дёсны становятся рыхлыми, мягкими и отёчными. В начале развивается гингивит – воспаление и кровоточивость дёсен. На этой стадии заболевание обратимо, если правильно чистить зубы зубной щёткой и зубной пастой. Но если гингивит не лечить, воспалительный процесс распространяется вглубь дёсен и заболевание переходит в следующую стадию – пародонтит. Происходит разрушение связок и костных структур, окружающих и удерживающих зуб, это приводит к выпадению зубов.
Кроме зубов и дёсен, бактерии скапливаются на шероховатой поверхности языка и щёк. Чем больше во рту бактерий, тем выше риск появления неприятного запаха и развития заболеваний.
Как сохранить зубы здоровыми?
В настоящее время точно установлено, что тщательное удаление зубного налёта играет решающую роль в сохранении здоровья зубов и дёсен.
Основные профилактические методы:
3. Обогащение организма препаратами фтора при недостаточном содержании его в питьевой воде и продуктах питания.
Из истории появления средств гигиены полости рта.
В одном из «Вестников» Международной федерации стоматологов сообщалось, что первыми приспособлениями по уходу за зубами были веточки деревьев, с помощью которых удалялся зубной налёт. Они найдены при раскопках захоронений в древней Этруссии и Египте. Во втором тысячелетии до нашей эры уже использовался зубной порошок, приготовленный из пемзы с добавлением в него натуральных кислот – винного уксуса или винной кислоты. Использование веток деревьев для чистки зубов широко распространилось по всему миру. До настоящего времени в некоторых арабских странах для этой цели применяют так называемый сивак. Это такой сорт дерева, небольшие веточки которого при жевании распадаются на множество волокон, напоминающих щетинки зубных щёток. На одном из заседаний комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения в Дамаске демонстрировались подобные «зубные щётки» из дерева, содержащего в небольших количествах соединения фенольной группы, обладающие выраженными противомикробными свойствами.
Однако, несмотря на то, что чистка зубов относилась к религиозным обрядам, как в древнем Арабском мире, так и в Индии, у людей скапливались обильные зубные отложения. Знаменитый арабский хирург Абуказис (1050-1122) изготовил специальную металлическую скобу для удаления зубного камня. Литературные источники свидетельствуют о том, что в Европе итальянский врач Чиговани Арчоли, умерший в 1484 году, широко пропагандировал описанные им десять правил по уходу за зубами, в том числе и после приёма пищи. В Англии с XV столетия вопросы лечения и удаления зубов находились в компетенции брадобреев - хирургов. Для удаления зубного камня они применяли различные металлические инструменты и растворы на основе азотной кислоты. Лишь в XVIII веке прекратили использование азотной кислоты, которая вместе с камнем растворяла и зубы. Первое научное обоснованное изложение материала по гигиене полости рта принадлежит французскому зубному врачу Пьеру Фошару, который в своём знаменитом труде по стоматологии, изданном в 1823 году, отвёл этому вопросу целую главу. Собственно после этого, когда была доказана необходимость удаления зубных отложений с эстетической и медицинской точки зрения, появились зубные щётки. Трудно сегодня определить, кто первый изготовил зубную щётку. В упомянутом «Вестнике» Международной федерации стоматологов утверждается, что первым изготовителем зубных щёток была фирма Аддис (1780год) в Лондоне. Она использовала для этих целей натуральную щетину. В 1840 году зубные щётки стали изготавливать во Франции и Германии.
Зубные щётки
В настоящее время существует множество моделей зубных щёток. Каждая зубная щётка состоит из ручки и рабочей части – головки с посаженными в неё кустиками щетинок. Имеющиеся типы зубных щёток отличаются формой и размерами головок, расположением и густотой, длиной и качеством щётинок (натуральная щетина или синтетическое волокно), размером и формой ручек.
Долгие годы для зубных щёток использовали лишь натуральную щетину, в последнее время предпочтение отдают синтетическому волокну (нейлон, сетрон, перлон, дерлон, полиуретан и др.). Эффективность использования зубных щёток, а следовательно и правильный индивидуальный подбор щётки зависят от степени жёсткости зубных щеток: жёсткие, средней жёсткости, мягкие и очень мягкие. Исключение составляют детские зубные щётки, которые изготавливаются из мягкой и очень мягкой щетины. Жёсткие щётки при неправильном применении могут травмировать десну и твёрдые ткани зуба. Наиболее эффективны щётки средней жёсткости, так как их щётинки, будучи более гибкими, очищают десневую бороздку и лучше проникают в межзубные промежутки. Очень мягкие щётки рекомендуется использовать в период лечения заболеваний пародонта.
Электрические зубные щётки. В электрических щётках автоматические движения головки осуществляются за счёт мотора, расположенного в её ручке. Частота движений щётки довольно высока, приблизительно 50 движений в 1 секунду. Значимость электрической зубной щётки в гигиене полости рта оценивается по-разному. Исследования показали, что такие щётки не имеют значительных преимуществ. В первую очередь электрические щётки стимулируют желание ухаживать за зубами у детей. Автоматические движения щётки освобождают человека от необходимости проведения правильных движений. В связи с этим применение электрической зубной щётки можно рекомендовать детям, инвалидам или людям с недостаточной сноровкой.
Уход за щёткой и сроки её замены.
Зубная щётка легко загрязняется, поэтому её нужно содержать в абсолютной чистоте. После чистки зубов щётку следует промыть под струёй тёплой воды, тщательно очистить от остатков пищи, зубной пасты, зубного налёта и намылить. Перед счисткой зубов мыло смывают. Хранить её нужно в стакане головкой кверху. Это заметно снижает количество микроорганизмов в щётке, а щётинки сохраняют свою твердость форму. Никогда не следует укладывать зубную щётку после пользования в закрытый футляр. Срок службы щетины варьирует от 1 месяца до 4 лет. Зубная щётка подлежит замене, если её щетинки деформировались. В среднем срок службы щётки не превышает 3-4 месяца. Целесообразнее пользоваться двумя щётками.
Необходимо отметить, что зубная щётка должна быть строго индивидуальной.
Зубные нити.
Основная цель применения зубной нити – тщательное удаление зубного налёта с труднодоступных боковых поверхностей, а также удаление остатков пищи, застревающих между зубами. Применяют вощёную и навощенную нить, круглую и плоскую, независимо от этого при правильном пользовании нитью эффективность очистки одинакова. Рекомендуется следующий способ применения зубной нити. Нить длиной 35-40 см. накручивают вокруг первой фаланги средних пальцев каждой руки. Нить пропускают под главный большой палец и левый указательный, затем натягивают у основания десневой бороздки за дистальной поверхностью последнего зуба по правой стороне верхней челюсти. С помощью нескольких движений нити (6-7 раз) назад вперёд и вверх вниз удаляют все мягкие отложения с боковых поверхностей зубов. Далее нить осторожно вводят в межзубной промежуток и несколькими движениями нити удаляют зубной налёт. Процедуру повторяют, пока не будут очищены боковые поверхности всех зубов.
Зубочистки.
Другим дополнительным и хорошо себя зарекомендовавшим вспомогательным средством гигиены полости рта являются зубочистки. Зубочистки бывают деревянные и пластмассовые, а по форме обработки треугольные, плоские и круглые. Их применяют не только для удаления остатков пищи из межзубных промежутков, но главным образом для удаления зубного налёта с боковых поверхностей зубов. Особенно эффективно их применение, если между зубами имеются пространства.
Зубные пасты.
Основными компонентами зубной пасты являются абразивные (соскабливающие), гелеобразующие и пенообразующие вещества, а также красители, отдушки и вещества, улучшающие вкусовые качества пасты.
Абразивные вещества обеспечивают очищающее и полирующее действие пасты. Наиболее часто применяют мел, гидроокись алюминия и др. Стабильность состава паст, их консистенция, густота обусловливаются физико-химическими свойствами, как абразивных веществ, так и в значительной степени гидроколлоидов (производные целлюлозы хлопчатника или древесины). Глицерин применяется для получения пластичной, однородной массы, легко выдавливающейся из тубы. В последнее время широко применяются безабразивные пасты – гели. Они окрашены в различные яркие цвета, имеют приятный вкус, но их очищающая способность намного ниже, чем паст.
Все зубные пасты делятся на гигиенические и лечебно-профилактические. Гигиенические пасты оказывают только очищающее и освежающее действие. («Мятная», «Колгейт», «Семейная»). Лечебно-профилактические зубные пасты применяют в комплексном лечении гингивитов, пародонтитов, стоматитов. ( «Лесная», «Лесной бальзам», «Сплат»). Для профилактики развития кариеса применяют противокариозные зубные пасты, содержащие соединения фтора, фосфора и кальция.
Ополаскиватели.
При современном ритме жизни весьма ценным помощником гигиены полости рта служит ополаскиватель. При регулярном использовании (1-2 раза в день) ополаскиватель усиливает действие зубной щётки и зубной пасты по профилактике заболеваний полости рта. Во-первых, он механически смывает часть микробов и зубного налёта. Благодаря жидкой формуле активные компоненты ополаскивателя проникают во все участки полости рта, межзубные промежутки и складочки языка. Во-вторых, ополаскиватели содержат различные ингредиенты для оздоровления зубов и дёсен.
Исследование уровня знаний учеников 4 Б класса о правилах ухода за зубами.
Анкета.
Обведите подходящий ответ.
Только утром, только вечером, 2 раза в день, после приёма пищи.
Опрошено 23 человека
Только утром-2, только вечером-1, 2 раза в день-18 человек, после приёма пищи-2.
7 учеников считают, что кариес приводит к выпадению зубов, 11 – считают, что кариес нарушает эмаль зуба, вызывает боль и «дырки в зубах», 1 человек думает, что кариес вызывает кровоточивость дёсен, 4 человека ни чего не знают об этом заболевании зубов.
Сколько раз в день чистят зубы учащиеся 4 б класса.
Как часто учащиеся меняют зубные щётки
Количество учащихся имеющих проблемы с зубами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучая данную тему, мной была проведена большая исследовательская работа. Я составляла анкету и обрабатывала данные. Обобщив и проанализировав весь материал, я пришла к выводу - что не все мои одноклассники достаточно знают о том, как сохранить зубы здоровыми. В ходе работы получила следующие результаты:
На этом моя работа не закончена. В следующем году планирую более подробно изучить различные средства гигиены полости рта. С помощью ребят попробовать исследовать, что эффективнее паста или порошок, хочу научить ребят пользоваться зубной нитью. Думаю, что данные моей работы будут полезны всем, особенно детям.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.
Приложения
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Снегири и коты
На берегу Байкала
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Заяц, косач, медведь и весна