Данная работа направлена на изучение экологического состояния одного из прудов своей деревни на протяжении двух школьных эколого-биологических экспедиций 2010, 2012 годов.; привлечение внимания школьников и взрослых к проблеме рационального и бережного отношения к природным водоемам.
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-issledovatelskiy_proekt_-_kopiya.doc | 62.5 КБ |
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Двориковская средняя общеобразовательная школа»
Воловского района Тульской области
Областная заочная олимпиада научно- исследовательских
и учебно- исследовательских проектов для детей и молодежи
по проблемам окружающей среды
«Созвездие 2014»
Номинация: «Сохраним Землю»
Учебно-исследовательский проект
«Экологический мониторинг пруда в д. Дворики
Воловского района Тульской области»
Выполнен: Сафоновой Инной (15 лет)
ученицей 9 класса
МКОУ «Двориковская СОШ»
Воловского района Тульской области
Руководитель: Симакина Наталья Алексеевна
учитель биологии и экологии
МКОУ «Двориковская СОШ»
Воловского района Тульской области
2014 г
Краткая аннотация работы (проекта):
Данная работа направлена на изучение экологического состояния одного из прудов своей деревни на протяжении двух школьных эколого-биологических экспедиций 2010, 2012 годов.; привлечение внимания школьников и взрослых к проблеме рационального и бережного отношения к природным водоемам.
Работа включает 15 листов (11 машинописных листов, 4 листа с приложениями),2 таблицы (таблица№1 «Результаты визуальных наблюдений и определения некоторых физико-химических, гидробиоогических показателей качестваводы и донных отложений пруда в 2010 году» ,таблица№2 «Результаты визуальных наблюдений и определения некоторых физико-химических, гидробиоогических показателей качестваводы и донных отложений пруда в 2012 году»; приложения: приложение 1 «Шкала классов качества вод», приложение 2 «Эколого-санитарная классификация поверхностных вод»; фотоприложения
Содержание
8. Литература………………………………………………….. 11 стр.
Введение
Вода- самое привычное вещество для каждого человека. Мы пьем воду, согреваемся с её помощью и охлаждаемся, поддерживаем чистоту. Ни одна биохимическая реакция в нашем организме не проходит без воды, так же, впрочем как и во всех живых организмах. Еще древние шумеры понимали важность воды. Шесть тысячелетий назад они писали: «Не было вверху неба, а внизу земли, а уже царствовали боги океана!». Вода- главное звено, соединяющее живую и неживую природу. Вода пронизывает не только все вокруг нас, но и нас самих, наше тело. При этом наша Земля- уникальное по обводнению место во Вселенной: мы купаемся в воде, пьем, льем её и даже не представляем, какой это дефицит во всей Вселенной
Пресноводные экосистемы - это особый мир, который отличается от леса, степи. Основная среда этих экосистем - пресная вода, которая необходима всем обитателям суши, включая человека. Кроме того, они выступают важнейшим ресурсом промышленности, сельского и коммунального хозяйства. Наконец, в пресных экосистемах аккумулируются загрязняющие вещества, и потому они являются «первым фронтом линии обороны» биосферы от загрязнения, вызываемого хозяйственной деятельностью людей.
Актуальность проблемы экологического состояния природной воды несомненна.
Гордостью нашей деревни всегда был пруд, который находится недалеко от школы. Когда-то жители приходили на берега пруда, чтобы посидеть, порыбачить, а уж какое раздолье водоплавающей птице. А сейчас «заболел» наш пруд. Что явилось причиной «болезни"? И как не допустить гибели этого сокровища? Найти ответ на эти вопросы решили ребята нашей школы.
Целью нашей исследовательской работы стали: изучение и оценка экологического состояния пруда в пределах деревни Дворики.
Сроки проведения. Сбор полевых материалов осуществлялся в период двух школьных эколого-биологических экспедиций 2010, 2012 годов. Работа подготовлена осенью 2013 года.
При выполнении работы были поставлены следующие задачи: установление источников загрязнения, составление краткой характеристики прибрежно - водной растительности, разработка предложений по улучшению экологического состояния пруда. При достижении задач использовались следующие методы:
Методика исследования.
Исследования проводились в соответствии с методикой изучения источников питьевой воды, разработанной в ГОУ ДОД ТО «ОЭБЦу»
При рекогносцировочном обследовании, определении морфометрических особенностей, установлении физико-химических показателей учитывались рекомендации авторов пособий по проведению оценки экологического состояния водоёмов (Ганьшина, Горидченко, 1994).
Расчёт индекса сапробности проводился по методу, предложенному Пантле и Буком. Индикаторная значимость (s) олигосапробов принята за 1, бета- мезосапробов за 2, альфа- мезосапробов - за 3 и полисапробов - за 4. Относительное количество особей вида (h) оценивается следующим образом: случайные находки - 1, частая встречаемость 3, массовое развитие- 5. Индекс сапробности вычисляется по формуле:
Σ sh
S=-------- ,
Σ h
Σ- сумма, s- индекс значимости вида, h- относительное число особей.
Результаты исследования в 2010 году
Ширина пруда 21 м, длина 47 м. Глубина на середине не превышала метра. Вдоль уреза воды и на водной поверхности стал появляться бытовой мусор. Дно глинистое, с отложениями черного ила. Вода мутная, сероватая с гнилостным запахом. Прошлым летом мы заметили, что вдоль берега наблюдалось «цветение» воды. Травянистый покров по берегам вытоптан. В травяном покрове преобладают следующие растения: подорожник большой, мать -и -мачеха, крапива двудомная, лопух паутинный, цикорий обыкновенный. Один из берегов покрыт древесной растительностью состоящей из ивы ломкой, ольхи чёрной.
Жарким летом 2010 года пруд обмелел настолько, что глубина его составляла 56 см. Водная территория составляла: ширина 11 м, длина- 25 м. Вся деревня переживала, что пруд может погибнуть. Но пока приходилось ждать, пока жара уйдет. А пока школьники решили навести порядок: собрали мусор, банки, коряги, покрышки от шин. Мусор, который можно сжечь-сожгли, бутылки, банки-закопали, шины использовали для цветников на территории школы.
В результате определения сапробности по индикаторным организмам зообентоса установлено, что вода на трех обследованных участках относится к β- мезосапробной зоне, где индексы сапробности составили 2.45, 2.55, 252. Один участок относится к α- мезосапробной зоне, с индексом сапробности 2.61 (таблица 1).
Определение качества речных вод по зообентосным организмам, показало, что на изучаемых участках пруда воды относятся к слабо загрязненным (3 створа), умеренно загрязненным (1 створ)
Таблица №1
Результаты визуальных наблюдений и определения некоторых физико-химических, гидробиоогических показателей качества воды и донных отложений пруда в 2010 году
Показатели качества воды | Номера створов | |||
№1 | №2 | №3 | №4 | |
Запах воды, ила, баллы | 1-2 слегка гнилостный | 1-2 гнилостный | 1-2 гнилостный | 1-2 гнилостный |
Цвет воды | серая | серая | серая | серая |
Прозрачность | мутная | мутная | мутная | мутная |
Реакция среды, рН | 6.0 | 6.0 | 6.0 | 6.0 |
Состояние берегов | берег захламлен бытовым мусором, строитель ным материалом | берег захламлен бытовым мусором | берег захламлен бытовым мусором | берег захламлен бытовым мусором |
Обнаруженные источники загрязнения, площади водосбора | свалка | свалка | свалка, канализацион ные стоки | свалка |
Качество воды | слабо загрязненная | слабо загрязненная | умеренно загрязненная | слабо загрязненная |
Индекс сапробности | 2.45 | 2.55 | 2.61 | 2.52 |
Сапробность | β- мезосапробная зона | β- мезосапробная зона | ά- мезосапробная зона | β- мезосапробная зона |
Результаты исследования в 2012 году
В 2012 году пруд восстановил свои природные границы. Дно глинистое, с отложениями черного ила. Вода мутная, сероватая со слабым гнилостным запахом. Мусора стало меньше по берегам пруда, но канализационные стоки продолжают поступать в пруд. Травянистый покров по берегам не подвергается сильному вытаптыванию.
В результате определения сапробности по индикаторным организмам зообентоса установлено, что вода на трех обследованных участках относится к β- мезосапробной зоне, где индексы сапробности составили 2.42, 2.41, 2.50. Один участок относится к α- мезосапробной зоне, с индексом сапробности 2.62 (таблица 2).
Определение качества речных вод по зообентосным организмам, показало, что на изучаемых участках пруда воды относятся к слабо загрязненным (3 створа), умеренно загрязненным (1 створ)
Таблица №2
Результаты визуальных наблюдений и определения некоторых физико-химических, гидробиоогических показателей качества воды и донных отложений пруда в 2012 году
Показатели качества воды | Номера створов | |||
№1 | №2 | №3 | №4 | |
Запах воды, ила, баллы | 1-2 слегка гнилостный | 1-2 слегка гнилостный | 1-2 слегка гнилостный | 1-2 слегка гнилостный |
Цвет воды | серая | серая | серая | серая |
Прозрачность | мутная | мутная | мутная | мутная |
Реакция среды, рН | 6.0 | 6.0 | 6.0 | 6.0 |
Состояние берегов | берег захламлен бытовым мусором, строительным материалом | отсутствие захламленности берега | берег захламлен бытовым мусором | отсутствие захламленности берега |
Обнаруженные источники загрязнения, площади водосбора | свалка | свалка отсутствует | свалка, канализацион ные стоки | свалка отсутствует |
Качество воды | слабо загрязненная | слабо загрязненная | умеренно загрязненная | слабо загрязненная |
Индекс сапробности | 2.42 | 2.41 | 2.62 | 2.50 |
Сапробность | β- мезосапробная зона | β- мезосапробная зона | ά- мезосапробная зона | β- мезосапроб ная зона |
Выводы работы: по результатам исследования удалось установить, что воды пруда относятся к 3-4 классам качества вод. Причинами загрязнения водоёма являются канализационные стоки, бытовой мусор. Но нам не хочется, чтобы наш пруд погиб совсем. И поэтому предприняли некоторые меры.
Учащиеся школы ежегодно будут проводить акцию «Чистый пруд» в ходе, которой:
Учащиеся обратились к главе поселения «Двориковское» Балаевой Т.В принять конкретные меры к жителям деревни по вине которых выросли свалки вблизи водоёма, решить вопрос об откачке канализационных ям.
Заключение и перспективы работы В ходе проведённых работ учащиеся школы продолжили накапливать опыт по проведению мониторинговых наблюдений за природными водоёмами. В дальнейшем школьники продолжат работу по охране пруда и всех водоемах деревни и района. С результатами своих исследований будут регулярно знакомить учащихся нашей школы, жителей деревни, чтобы не допустить беды.
Литература:
1996 г.
5 Шиширина Н.Е., Ихер Т.П., Практическое руководство по комплексному исследованию экологического состояния малых рек. Под ред. проф. Л.Ф Тарариной. Тула. ТОЭБЦу 2000 г.
Соленая снежинка
Кто должен измениться?
Где спят снеговики?
Аэродинамика и воздушный шарик
Домик зимней ночью