Все в мире и в жизни тесно связано с математикой! В своей работе мы попытаемся выяснить, так что же для нас математика? Может быть, это жизнь, а может быть, это просто наука, которая является для нас второстепенной и заниматься ею нужно только ученым?
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_v_zhizni_cheloveka.docx | 258.98 КБ |
Проект «Математика в жизни человека»
Подготовили ученики 5Д класса: Кадаева Дарья, Стягова Дарья, Тошин Иван, Алексеева Мария.
Цель проекта:
Изучить, где математика встречается в нашей жизни; доказать необходимость её в жизни людей.
Задачи: изучить такие виды деятельности человека, в которых ему невозможно жить без математики; что даёт математика каждой личности.
Гипотеза: математика нужна не только людям некоторых профессий , но и в повседневной жизни.
Актуальность.
Все в мире и в жизни тесно связано с математикой! В своей работе мы попытаемся выяснить, так что же для нас математика? Может быть, это жизнь, а может быть, это просто наука, которая является для нас второстепенной и заниматься ею нужно только ученым?
Из истории возникновения десятичных дробей.
До появления первых задатков письменности у каждого народа возникла необходимость в простейших математических подсчётах, так как постижение мира во всём его многообразии постоянно требовало количественной оценки приобретённых знаний. Счёт –самая древняя математическая деятельность ,которая нужна была древним людям , чтобы вести торговлю, семейный быт и хозяйство.
Математика у русского народа
Интерес к науке на Руси появился рано. Сохранились сведения о школах при Владимире Святославовиче и Ярославе Мудром (XI век).
Исконно русским руководством, излагавшим приёмы измерения площадей, является «Книга сошного письма», самый древний экземпляр, который относится к 1556 году. При вычислении площадей рекомендуется в этой книге разбивать их на квадраты, прямоугольники, треугольники, трапеции.
При Иване Грозном было составлено и первое русское руководство по землемерию. А в середине XVI века была составлена первая общая карта Европейской России, которая вместе с «чертежами Сибирских земель» 1667 года считается самым замечательным памятником русской картографии.
Развитие науки в России в XIII веке было прервано нашествием монголов. После свержения ига оказалось, что Россия значительно отстала от других европейских стран. Энергичные меры для преодоления этого отставания предпринял царь Пётр I.
Русский народ создал свою собственную систему мер:
миля = 7 верстам ( 7,47 км)
верста = 500 саженям ( 1,07 км)
сажень = 3 аршинам = 7 футам ( 2,13 м)
аршин = 16 вершкам = 28 дюймам ( 71,12 см)
фут = 12 дюймам (30,48 см)
дюйм = 10 линиям ( 2,54 см)
линия = 10 точкам ( 2,54 мм).
Когда говорили о росте человека, то указывали лишь, на сколько вершков он превышает 2 аршина. Поэтому слова «человек 12 вершков роста» означали, что его рост равен 2 аршинам 12 вершкам, то есть 196 см. Таким образом, можно сделать первый вывод: древний человек хотел учитывать вещи, которыми он владел. Сколько у него инструментов? Сколько оружия? Сколько животных?
Жизнь наших предков была намного проще, но даже они вынуждены были прибегать к использованию цифр.
Изучив литературу по данной теме, мы можем заметить, математика - это не только стройная система законов, но и уникальное средство познания красоты. А красота многогранна и многолика.
Математика в природе.
«Природа формулирует свои законы языком математики» Г. Галилей.
Мир растений - величайшее чудо природы, царство красоты и наше целительное богатство. Изучением лекарственных растений занимается наука фитотерапия. Конечно, в этой науке математика играет не последнюю роль. О том, как применяется математика в этой науке, Вы можете понять, решив следующую задачу (Приложение 1).
Математика в жизни животных
«Математика и опыт – вот подлинные основания достоверного, естественного, разумного живого познания»-считает Спиноза. Мир животных - богатый и разнообразный мир живых существ. Мир животных изучает раздел биологии - зоология. Однако и здесь не обойтись без математики.
Пчёлы - удивительные творения природы. Они маленькие экономисты. Пчелиные соты представляют собой пространственный паркет (шестигранные призмы), поскольку заполняют пространство так, что не остаётся просвета.
Это математический шедевр из воска.
А пауки умудряются плести свои паутины, соблюдая строгие пропорции. Как это возможно, ведь пчёлы и пауки не знают высшей математики?
Математика и культура
«Музыка – математика чувств, а математика – музыка разума» Д. Сильвестр.
Даже сейчас, когда он стоит на развалинах, Парфенон в Афинах - это одно из самых знаменитых сооружений в мире. Он был построен в эпоху расцвета древнегреческой математики.
Фасад Парфенона вписывается в прямоугольник, стороны которого образуют так называемое золотое сечение. Длина прямоугольника больше его ширины примерно в 1,6 раза.
Золотое соотношение мы можем увидеть и в здании собора Парижской Богоматери, и в пирамиде Хеопса, и в храме Василия Блаженного на Красной площади.
Золотая пропорция применялась многими античными скульпторами. Известна золотая пропорция статуи Аполлона Бельведерского: рост изображённого человека делится пупочной линией в золотом сечении (талия делит совершенное человеческое тело в отношении золотого сечения примерно ). Скульпторы утверждают, что пропорции мужчин ближе к золотому сечению, чем пропорции женщин (однако, женщина в обуви на каблуках может оказаться ближе к золотым пропорциям).
Ещё в эпоху Возрождения художники открыли, что любая картина имеет определённые точки, невольно приковывающие внимание, так называемые зрительные центры. Таких точек всего 4, они делят величину изображения по горизонтали и вертикали в золотом сечении. Данное открытие у художников того времени получило название «Золотое сечение» картины.
Золотое сечение можно встретить в бытовых предметах и шрифтах.
Математика в живой и неживой природе.
Ещё Гете подчёркивал тенденцию природы к спиральности. Паук плетёт паутину спиралеобразно. Спирально закручивается смерч. Испуганные стада животных разбегается по спирали, а косяки рыб как бы мелькают мимо сети тоже по спирали. Молекула ДНК закручена двойной спиралью. Спираль мы можем увидеть в расположении семян подсолнечника, в шишках сосны, кедра ананасах, кактусах и т.д. Спираль создает не только красоту и порядок, но и модель бытия.
Снежинки: ярче примера очаровательной красоты и порядка в природе вы не найдете. Изучением снежинок занимался знаменитый Рене Декарт. А вообще-то, снежинки - это звёздчатые многоугольники. Они очаровательны ещё и потому, что они симметричны. А симметрия, как сказал Г. Вейль «Симметрия – это идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту, совершенство».
Проанализировав приложение математики в окружающей нас жизни, хочется заметить, что красота помогает с радостью воспринимать окружающий мир, а математика даёт возможность открывать всё новые и новые слагаемые красоты.
Изучив весь представленный вам материал, мы поняли, что о математике можно говорить вечно Мы решили перейти к практической части исследования и для начала провели небольшой социологический опрос, который должен нам помочь подтвердить или опровергнуть выдвинутую ранее гипотезу: если математика второстепенная наука, то законы, которые она изучает знать простому человеку совсем не обязательно, то есть эти законы в обыденной жизни никому не нужны.
Практическая часть Прежде чем сделать окончательный вывод, что для нас математика, мы предлагаем изучить результаты социологического опроса.
Цель опроса - изучение общественного мнения по данной теме.
Опрос вёлся по следующим направлениям:
1) нужна ли математика в жизни людей,
2) где находит свое применение математика.
Опрос проводился среди следующих категорий:
1) учащиеся 6д, 8А, 7б лицея № 5,
2) учителя лицея № 5 (выборочно),
3) родители 6д и 8А, 7Б классов (выборочно)
В опросе приняли участие 100 человек.
Вот что у нас получилось:
Результаты данного направления говорят о том, что математика является жизнью для 90 человек из числа всех опрошенных, для 8 человек математика - это просто наука, 2 человека затруднялись ответить, что для них математика.
I направление. Нужна ли математика в жизни людей?
Данная диаграмма показывает, что математика нужна 90% (90 человек из 100) и не нужна 10% (10 человек из 100).
II направление. Где находит свое применение математика?
Ответы на этот вопрос приведены в следующей таблице.
| 15 |
| 26 |
| 17 |
| 11 |
| 7 |
| 10 |
| 7 |
| 7 |
всего: 100 человек
Так отвечали не только дети, но и взрослые.
Заключение
Результаты исследования
Итак, гипотеза, которую мы выдвинули в начале нашего исследования, на практике не подтвердилась. Следовательно, предположение о том, что математика - это второстепенная наука, неверно.
Таким образом, на основании изученной литературы и анализа результатов общественного мнения, мы можем сделать вывод о том, что без знания математики вся современная жизнь невозможна. Например, у нас не было бы хороших домов, т. к. строители должны уметь измерять, считать, сооружать. Наша одежда была бы грубой, т. к. её нужно хорошо скроить. Не было бы ни железных дорог, ни кораблей, ни самолётов, никакой промышленности и тысячи других вещей составляющих часть нашей цивилизации.
В данной работе мы выяснили, математика - часть мира, в котором мы живём.
Список использованных источников информации
1. За страницами учебника математики. - И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин
2. С математикой в путь. - Н. Лэнгдон, Ч. Снейп
3. www.abc-people.com/data/leonardov/zolot_sech-txt.htm - Золотое сечение.
4. http://tmn.fio.ru/works/04x/304/p4_21k.htm - Биология.
История математики.
5. http://bse.sci-lib.com/article048077.html - Золотое сечение.
6. http://www.mjagkov.de/ser/archives/42-,.html
7. http://namangan34.connect.uz/lifemath/links.php - Живая математика
Философские стихи Кристины Россетти
Как нарисовать портрет?
«Течет река Волга»
Три коробки с орехами
Военная хитрость