Проходят годы, всё меньше и меньше остается очевидцев тех военных событий 1941-1945 годов. Считаю, что с уходом ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, детей военных лет, должна сохраниться информация о них, как об участниках самой кровопролитной войны за всю историю человечества. Для чего? Чтобы не было больше такой войны. Мы, подрастающее поколение, должны знать и помнить о тех, кто ценой своей жизни, ценой своего здоровья совершил подвиг, победил фашистских захватчиков. Я хочу рассказать о моих родственниках - участниках Великой Отечественной войны. Материал для своей работы я взял из школьного музея, комнаты боевой славы в сельской библиотеке, интернет-сайтов, газетных статей, а так же из рассказов моих родных.
Вложение | Размер |
---|---|
moya_semya_v_gody_vov_avtosohranennyy.docx | 40.72 КБ |
Оглавление
I Введение 3
II Основная часть 4
III Заключение 10
IV Источники и литература 11
Актуальность. Проходят годы, всё меньше и меньше остается очевидцев тех военных событий 1941-1945 годов. Считаю, что с уходом ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, детей военных лет, должна сохраниться информация о них, как об участниках самой кровопролитной войны за всю историю человечества. Для чего? Чтобы не было больше такой войны. Мы, подрастающее поколение, должны знать и помнить о тех, кто ценой своей жизни, ценой своего здоровья совершил подвиг, победил фашистских захватчиков. Я хочу рассказать о моих родственниках - участниках Великой Отечественной войны. Материал для своей работы я взял из школьного музея, комнаты боевой славы в сельской библиотеке, интернет-сайтов, газетных статей, а так же из рассказов моих родных.
Объектом исследования: является Великая Отечественная война.
Предмет исследования: судьбы моих родственников - участников Великой Отечественной войны.
Цель исследования: 1.Как можно больше узнать о жизни во время войны членов моей семьи. 2.Сохраненить историческую память для будущих поколений.
Задачи исследования:
В процессе решения поставленных задач я опирался на следующую гипотезу:
Память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать это по наследству. Этапы и методы исследования. Исследование проводилось в течение сентября 2010г. – апреля 2014г. и имело три этапа. На первом этапе я выбрал тему исследовательской работы, подобрал интернет-сайты по теме исследования. На втором этапе я посетил и побеседовал с родственниками, побывал в школьном музее, комнате боевой славы в сельской библиотеке, изучил интернет-сайты, собрал документы.
На заключительном этапе материал оформлялся в работу. Методы исследования: сбор воспоминаний родственников, изучение литературы и интернет-сайтов по данной теме, анализ. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что они ориентируют нас на лучшие знания истории и краеведения. Мною разработана анкета «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», которая была проведена в МБОУ «Горковская СОШ» среди учащихся 8-11 классов. Результаты исследованы и обработаны. Эта работа может быть использована учителями истории, краеведения, классными руководителями.
Шахов Вениамин Григорьевич Прадед Вениамин не любил рассказывать о войне, уж очень трудно давались ему эти воспоминания, да и скромным был он человеком, поэтому информации удалось собрать не много. Из беседы со старшей дочерью, Шаховой Валентиной Вениаминовной, мне удалось узнать, что Вениамин Григорьевич родился в 1915 году в селе Кушеват. Семья была большая: три сына и три дочери. С детства Вениамин был приучен к работе и ценил труд. Рано начал охотиться и рыбачить, т.к. нужно было помогать родителям, кормить большую семью. {В 1939-1940 годах были организованы два колхоза «Путь Сталина» (хозяйственный центр Лопхари), председателем колхоза был Шахов Вениамин Григорьевич, и «За лучшую жизнь» (центр Казым-Мыс), руководил колхозом Канев Митрофан Семенович. Занимались колхозники следующими отраслями производства: оленеводством, звероводством, животноводством, пушным промыслом, растениеводством, рыболовством.}11 Поднимать колхоз было трудно, а тут еще и война. У Вениамина Григорьевича, как председателя колхоза, была бронь, поэтому на фронт он попал только 07.08.1944 года. Воевал в тяжелой артиллерии, его орудием была пушка «Гаубица -102». Тянулись долгие дни, месяцы, годы сражений, среди которых было место и отступлениям, и подвигам. Приходилось выдерживать суровые полевые условия: холод, дождь, палящее солнце, долгие переходы, постоянную стрельбу, взрывы, клубы дыма. Сейчас часто говорят: «Бесстрашные солдаты сражались отважно». На самом деле, смерти боялись все. В одном из боёв мой прадед получил ранения в руку и в ногу. Лечился в госпитале, откуда вернулся на передовую. Участвовал в освобождении городов и сел Украины, Польши, Венгрии, дошёл до Берлина. Когда объявили о Победе, все очень обрадовались. Прадед с нетерпением ждал встречи с родными, но он получил приказ: «Помочь местному населению восстановить разрушенные города в Германии». Солдаты занимались не только строительством. Вениамин Григорьевич возглавил бригаду рыбаков, которые ловили рыбу на озерах близ Берлина, обучал этому промыслу красноармейцев. Пойманную рыбу они раздавали местному населению и кормили ею советских солдат. Через несколько месяцев он возвращается в родное село. Работал председателем колхоза в Лопхарях и бригадиром лова в селе Азовы. За успехи в работе был премирован поездкой в г.Москва на ВДНХ. Имел много наград: медали «За отвагу», «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина», а так же юбилейные медали - « 20 лет Победы», «50 лет вооруженных сил СССР», «60 лет вооруженных сил СССР». {«Медаль за Отвагу» получена за то, что 16 марта 1945 года, находясь в расчете орудия стреляющего прямой наводкой в районе деревни Хекендорф, под разрывами вражеских снарядов и пулеметным обстрелом, проявляя мужество и отвагу своей самоотверженной работой по подноске снарядов, обеспечил орудию своевременно открыть огонь и уничтожить 2 пулеметные точки противника.}5
Шахов Александр Григорьевич. Родился 22 мая 1920 года в селе Кушеват. {Перед армией Александр Шахов немного поработал в местном отделении связи.8 августа 1940 года приказом по Шурышкарской конторе связи был освобожден от работы «в связи с уходом в РККА». Отправляясь в дорогу, с собой будущий красноармеец взял все необходимые документы, в том числе комсомольский билет. Из Кушевата их тогда человек пятнадцать призвали. До Омска плыли по реке на пароходе, после по железной дороге ехали на Дальний Восток. Записали его в полковую школу, где занимались боевой, строевой и физической подготовкой. Наверное, ему, уже умеющему хорошо стрелять и действовать в полевых условиях, уроки полковой школы давались легче, чем многим другим. «В армии я хорошо обосновался - признается Александр – служил в 22-м стрелковом полку». Боевое крещение, еще, будучи курсантом, получил в финскую военную кампанию. Забросили их, человек двести, на территорию Финляндии. С ними было две радиостанции. Вооружен был наш десант, по свидетельствам Александра, хорошо. У каждого винтовка и карабин. В Финляндию перебросили прежде всего северян, привыкших к холоду. В общем, курсант Шахов с честью выдержал зимний боевой экзамен. И в начале Великой Отечественной войны стал командиром стрелкового отделения. В октябре 1941 прибыл в Подмосковье, где принимал участие в обороне на Можайском направлении. Немцы на их участке не наступали широким фронтом, но бомбили постоянно и вылазки совершали, наши успешно их отражали, отгоняли врагов. В его отделении из десяти человек двое были ранены в тех боях. Коварным врагом был и холод. Руки еще можно было спрятать под шинелью, погреть, а с ногами сложнее. Солдатские обмотки и ботинки, в которых обута была тогда пехота, не спасали. К ночи мороз еще больше крепчал. Скорчится солдат, и так до утра. Массовые обморожения. Командиры отделения постоянно докладывали о положении дел. У Александра Григорьевича потерь от мороза не было. Как-то вызывает его командир. Он идет, переживает, может натворил чего. Пришел, доложился по форме. Его и спрашивают: «Сколько потерь?» А он: «Ни одного солдата». Как так? Северянин объяснил, что к чему. В брезентовые бродни они укладывали сено, обматывали им ноги в ботинках, воздух сохранял тепло. Бродни эти к ремню привязывали. Ноги были в целости. Руки под мышку спрятал – и всё. Так что школа выживания на войне была суровая, солдат готов был ко всему, и не только к бою. В его отделении были солдаты из Омской, ныне Тюменской области, были и со средней полосы России. Даже после войны долго помнил домашние адреса всех их. Ведь командир отделения должен знать, куда, в случае чего, писать семье. Хорошо помнит окрестные холодные и голодные деревни, которые разорил враг, угнал скот, забрал хлеб, разрушил дома. Это всё видели советские солдаты, освобождая наши территории. Как разительно отличались от наших ограбленных деревень богатые немецкие хутора, в которых они побывают, с боями вступив на территорию Германии. Но это будет через три года - много тяжелых военных месяцев и дней. Участвовал Александр Григорьевич во многих военных операциях: зимняя финская кампания, оборона Москвы и наступление под Москвой зимой 1942 года, Калининский фронт, Второй Белорусский, в составе которого прошел с боями Украину, Польшу. Германию. Испытал все фронтовые тяготы и остался при этом оптимистом, человеком деятельным, душевным, сострадательным к чужим бедам.}4
Шахов Василий Григорьевич родился 1916 году в селе Кушеват. {Последнее место службы 70 минометный полк I Украинского фронта, убит 30.06.1942 года.}9 {Был подорван на мине.}5
Результаты школьного анкетирования.
Мне хотелось узнать, как знают историю своей семьи в годы ВОВ ученики нашей школы. Поэтому мы разработали анкету «Моя семья в годы войны». Было проведено анкетирование, в котором приняло участие 20 учащихся (8 – 9 класс), из них 10 девочки (50%) и 10 мальчики (50%). Данные некоторых вопросов приведены в таблице №1.
Таблица №1
Вопросы | Ответы в % | |
1. Знают о войне | 90% | |
2. Знают о том, как жила семья во время войны | 30% | |
3. Знают о членах семьи, которые воевали | 45% | |
4 Дома о ВОВ говорят с родителями | 25 % | |
5. Работы о ВОВ (сочинения, стихи, творческие и исследовательские работы) выполнили | 40% | |
6. Дома сохранились медали, ордена, письма, фотографии о войне. | 65% | |
На вопрос - Если бы Вы писали статью в газету «Он (она) сражался за Родину», о ком Вы бы написали и что?» 55% ответили, что написали бы о своем дедушке, но знают очень мало информации, 10% написали бы о ветеранах нашего поселка, еще 10% о маршале Г.К. Жукове. Однако, были и такие ответы, как «А зачем это нужно? Война прошла, ветеранов почти не осталось», «Я не хочу об этом знать», «Мне это не интересно». Таким образом, можно сделать вывод, что ученики нашей школы недостаточно интересуются историческим прошлым. Надеюсь, что моя работа послужит хорошим примером для учеников. И они будут узнавать историю своей семью, в том числе и военное прошлое.
Заключение.
Война закончилась 69 лет назад, но память о ней живет до сих пор. И будет жить всегда, пока мы будем о ней говорить, писать, чтить память о погибших на этой войне. Большая и трудная жизнь за плечами моих родственников. Есть что вспомнить и чем гордиться. Все меньше остается в живых тех, кто встал на защиту своей страны и приближал Победу на фронте и в тылу. Я еще не знаю, кем я буду, как сложится моя жизнь, но уверен, что истории о войне, рассказанные моими родственниками, я передам и своим детям, чтобы подвиги простых бойцов не были забыты. Еще до конца не дописана летопись войны, летопись подвигов. Я приоткрыл лишь одну страничку истории. Но ведь тысячи таких бойцов, тружеников тыла спасли нашу Россию, наш народ, нашу Родину.
Источники и литература.
Приложение
Таблица №1 «Сводный список участников исследования»
№ | ФИО родных | Узы родства | Годы жизни | Место рождения | Где были во время войны | Сколько лет в 1941 г. |
1 | Шахов Вениамин Григорьевич | Прадед | 1915-1983 | С Кушеват Омской области | До 1943г. работал в колхозе, затем ушел на фронт | 27 |
2 | Шахов Василий Григорьевич | Прадед (родной брат Вениамина Григорьевича) | 1916- 30.06. 1942 | С Кушеват Омской области | I Украинский фронт | 26 |
3. | Шахов Александр Григорьевич | Прадед (родной брат Вениамина Григорьевича) | 1920 | С Кушеват Омской области | Прошел всю войну | 21 |
4 | Полошкова Анна Максимовна | Прабабушка | 1927-2011 | Д Дурново Омской области | работала в колхозе | 14 |
5 | Редькина Тамара Николаевна | Прабабушка | 1932 | С Таратухино Тобольского района Омской области | несовершеннолетняя | 9 |
6 | Бурундукова (Редькина) Любовь Николаевна | Прабабушка (родная сестра Тамары Николаевны) | 1930 | С Таратухино Тобольского района Омской области | Работала в Тобольском леспромхозе | 11 |
7 | Редькин Гавриил Николаевич | Прадедушка(родной брат Тамары Николаевны) | 8.04. 1921-20.11. 1941 | С Таратухино Тобольского района Омской области | Попал в плен. Лагерь Шталаг IV Германия | 20 |
Анкета
«Моя семья в годы ВОВ».
1.Что Вы знаете о войне 1941 – 1945 гг.?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.как Ваша семья жила в годы войны 1941 – 1945 гг.?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.кто из Вашей семьи воевал в годы ВОВ?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Вы дома с родителями часто говорите о Великой Отечественной войне 1941-1945гг.?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Кого и как Вы поздравляете с праздником 9 мая?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Кого из членов семьи Вы будете поздравлять с предстоящей годовщиной Победы?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.У Вас есть Ваши работы о ВОВ ( сочинения, стихи, творческие и исследовательские работы и т.д.) Если есть то, какие?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Вспомните от кого Вы впервые узнали о ВОВ?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.У Вас дома есть медали, ордена, письма, фотографии? Что напоминает о войне?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.Если бы Вы писали статью в газету «Он (она) сражался за Родину», о ком Вы бы написали и что? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Зачем нужно помнить о ВОВ 1941 – 1945 гг.?
___________________________________________________________________________________
Большое спасибо!
Мать-и-мачеха
Рисуем "Осенний дождь"
Машенька - ветреные косы
Заяц-хваста
Ветер и Солнце