Работа посвящена исследованию огромной небесной звезды – Солнце. И почему эту звезду мы часто называем «солнышком»?
Тема исследовательской работы:
«Почему солнце называют «солнышком»
Работу выполнила
ученица 1 «Б» класса
МБУ гимназии № 38
г.о. Тольятти
Научный руководитель:
Макарова Е.И.
Тольятти, 2014
Моя работа посвящена исследованию огромной небесной звезды – Солнце. И почему эту звезду мы часто называем «солнышком»?
У С. Маршака есть отличный стих
на эту тему.
Мы солнца в дороге не видели днем -
Погода была грозовая.
Когда же оно засверкало огнем,
Ты спутникам что-то сказала о нем, По-детски его называя.
Пускай это бурное море огня
Зовут лучезарным светилом, Как в детстве, оно для тебя и меня Останется солнышком милым.
И меньше не станет оно оттого,
Что где-то на малой планете
Не солнцем порой называют его,
А солнышком взрослые дети
Итак…
Цель исследования: Доказать значимость солнца в жизни живой природы.
Предметом исследования являются - комнатные растения, поведение людей и животных, и изменения в природе.
Для достижения цели я поставила перед собой следующие Задачи:
- изучение литературы;
- наблюдение за солнцем;
- наблюдение за живой и неживой природой;
- проведение экспериментов;
- проведение в своем классе тест-опрос «Почему солнце называют солнышком», сделать выводы.
Гипотеза: моей работы заключается в том, что без солнышка невозможна жизнь на нашей планете.
Что же такое солнце?
СОЛНЦЕ это звезда, точно такая же, как многие другие звезды, сияющие в небе. Оно образовалось примерно 5 миллиардов лет назад. И представляет собой раскаленный газовый шар из водорода и гелия.
Однако только эту звезду мы можем видеть днем, потому что она расположена ближе всех к нашей Земле это расстояние почти 150 миллионов километров.
Температура Солнца на поверхности доходит до 6 тысяч градусов по Цельсию.
Вокруг Солнца вращаются девять планет, которые вместе составляют Солнечную систему.
Ближе всех к Солнцу находится планета Меркурий. Вторая Венера. Третья от Солнца – это наша Земля. Четвертая Марс. Пятая Юпитер. Шестая Сатурн. Седьмая Уран. Восьмая Нептун. И последняя девятая - Плутон.
Значение Солнца для жизни на Земле человек чувствовал уже в далекие времена.
Древним людям оно представлялось могучим существом и почиталось как божество.
Некоторые обряды и традиции, до сих пор сохранились.
Например, праздники масленицы (где блин как образ Солнца), пасхи, когда с приходом весны обновляется природа.
Энергия солнечных лучей, которую получает Земля от Солнца в десятки тысяч раз больше, чем энергия всех электростанций мира.
А разве могли бы обойтись без солнца люди и животные? Конечно, нет.
Солнце дает пищу и обогревает всех - растения, животных, людей.
Еще летом мы с мамой посадили одновременно два отростка. Один поставили в хорошо освещенном помещении, а второй поставили в темный угол.
Растение, которое было выращено в хорошо освещенном помещении, выросло крепким, зеленым и выглядело красивым. А то растение, которое стояло в темном углу, было маленьким, блеклым, листья узкие и темные.
Из этого следует вывод, что чем меньше света падает на растение, тем хуже оно растет.
Человек использует солнечную энергию во многих отраслях деятельности. Вот примеры применения солнечной энергии:
- Световой колодец.
- Солнечная опреснительная установка.
- Солнечные коллекторы.
- Параболические концентраторы.
- Транспорт на солнечных батареях
Солнце лучезарное величественное светило, оно может быть жарким и беспощадным, но и может быть ласковым, радостным, светлым, добрым солнышком.
Из уроков по окружающему миру я узнала, что когда весна и лето, Солнце светит ярко, природа «оживает», прилетают птицы, просыпаются насекомые и звери. И, наоборот, когда осень и зима - становится холодно, живое все «замирает», звери ложатся в спячку, птицы улетают в теплые края.
Мне стало интересно. Почему сменяются времена года?
Земля медленно вращается вокруг Солнца в наклонном положении и за год совершает полный оборот вокруг него. Поэтому в разное время года Она по-разному подставляет солнечным лучам свою поверхность.
Утром солнце появляется на нашем небосклоне, а вечером оно исчезает и наступает ночь. От чего так происходит? Откуда появляется солнце и куда оно прячется, когда мы ложимся спать?
Оказывается, Солнце никуда ночью не прячется, это движется Земля. Она совершает полный оборот вокруг своей оси каждые 24 часа. Таким образом, одна половина нашей планеты обращена к Солнцу, там день, а другая половина обращена в другую сторону, там ночь.
И почему мы радуемся, когда видим, что день будет солнечным и огорчаемся, когда небо затянуто тучами?
Ведь согласно исследованиям ученых, пасмурная погода в течение трех дней снижает активность мозга, а в течение недели – общую.
Солнечные лучи могут быть не только полезными, но еще и веселыми. Все мы видели в ясную погоду солнечных зайчиков. А что такое солнечный зайчик?
Я провела эксперимент. Для этого я взяла зеркало и навела его на солнечный луч. На стене я увидела яркое пятно «солнечный зайчик», это отражённый солнечный луч, падающий на какую-либо поверхность. Значит это кусочек солнечного света. В результате своего эксперимента я сделала вывод, что солнечный свет отражается в предметах.
Наблюдая за солнечным светом, нам кажется, что он белого цвета. Но так ли это на самом деле? Я провела ряд опытов.
1. Сначала я взяла лист белого картона, вырезала из него круг, разделила на восемь одинаковых секторов и окрасила их в цвета радуги, восьмой сектор оставила белым. С папой при помощи дрели мы быстро раскрутила этот круг. В этот момент он стал белого цвета.
2. Потом я взяла белый лист бумаги и направила его на лучик Солнца и на нем хорошо видно, что он белый.
После чего, этот солнечный луч я пропустила через призму (вместо призмы использовала стеклянный стакан наполненный водой), и увидела, что свет, который прошел через него, распался на все цвета радуги.
Вывод: Солнечный свет является сочетанием всех цветов.
В природе мы можем наблюдать этот эксперимент в виде радуги ведь это явление, возникает при прохождении солнечного света через капельки дождя.
А рассеянный солнечный свет придает небу голубой цвет.
Солнечные лучи сами по себе, без всяких дополнительных средств, уничтожают многие болезнетворные микробы, и способствуют выработки в организме витамина «D».
Когда солнце обогревает землю влага, которая испарилась над поверхностью суши, опять выпадает на сушу в виде дождя (круговорот воды в природе).
После проведения наблюдений и экспериментов я решила провести исследование в своем классе. Я провела тест- опрос. Целью опроса я определила: Выяснить почему для каждого из участвующих в опросе Солнце называют солнышком.
1. Какое оно солнце?
а) доброе и ласковое б) радостное и светлое в) жаркое и беспощадное.
2. Для кого важнее Солнце?
а) для людей б) для животных в) для растений г) для всех.
3. Что будет, если Солнце погаснет?
а) погибнет все б) погибнут животные в) погибнут растения г) погибнут люди.
Всего в опросе участвовало 23 человека.
Просмотрев тесты своих одноклассников, получила следующие ответы:
1 вопрос а) 12 ответов б) 9 ответов в) 2 ответа
2 вопрос г) 23 ответа
3 вопрос а) 23 ответа
Из проделанной мною работы я узнала и сделала выводы:
- Солнце – стимулятор роста растений.
- Солнце даёт тепло и свет для жизни всего живого на Земле.
- Лучи Солнца отражаются в предметах.
- Луч Солнца – является сочетание всех цветом.
- Благодаря солнцу происходит смена времени суток, и
смена времен года.
- Энергия (свет и тепло) солнца вызывает круговорот воды в природе.
И в заключении хочу сказать:
Если бы не было Солнца, воздух бы на Земле не образовался и выглядел бы как жидкий океан из азота вокруг замершей воды и ледяной суши.
Вот такое наше Солнышко!
Используемая литература:
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
О путнике
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Простые летающие модели из бумаги
Лягушка-путешественница