История семьи ветеранов Великой Отечественной войны Болгова Василия Сергеевича и его супруги Анастасии Захаровны. Создана на основе интервью.
Вложение | Размер |
---|---|
mkou_sosh_s.vostochnoe_kolesnikova_liliya_ukolova_tatyana_11_kl.docx | 549.55 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Восточное
Секция: история
Исследовательская работа
Тема: Жизнь семьи Болговых
Авторы работы:
Колесникова Лилия Анатольевна, 11 класс
Уколова Татьяна Алексеевна, 11 класс
Научный руководитель:
Захарова Наталья Андреевна,
аспирант кафедры всеобщей истории
ЯрГУ им. ПГ. Демидова,
учитель истории МКОУ СОШ с. Восточное
с. Восточное, Хабаровский край 2015
Содержание
Глава I. Дальний Восток во Второй мировой войне
1.1 Советский Дальний Восток в период Великой Отечественной войны
1.2. Монголия в период Великой Отечественной войны
Глава II. Жизнь Болговых в годы Великой Отечественной войны
2.1 Детство Болгова Василия Сергеевича
Приложение 1. Болгов Василий Сергеевич, февраль 2015 года
Приложение 2. В гостях у Болговых, февраль 2015 года
Приложение 3. Болгов В.С. и ученики МКОУ СОШ с. Восточное
Приложение 4. Интервью с Болговым В.С от 23.02.2015 года из личного архива Захаровой Н.А.
Семь десятилетий отделяют нас от трагической даты — 22 июня 1941г. Это день начала самой кровопролитной войны в отечественной истории, стоявший народам нашей страны огромных потерь и утрат. Пролитая кровь, загубленные жизни - преступление фашистских агрессоров. Борьба носила бескомпромиссный характер: на фронт и в тылу решались вопросы жизни и смерти не отдельных людей, а народа и государства.
Великая Отечественная война как важнейшая часть Второй мировой войны занимает выдающееся место в мировой истории. Несмотря на все жертвы победа одержанная над фашизмом, стала звездным часом для нашей страны и для всего человечества. Для всех народов, она была спасением от рабского существования и даже гибели, а в глобальном смысле явилась одним из тех выдающихся событий, которые на десятилетия предопределяют будущее.
С каждым годом, прошедшем после окончания Великой Отечественной войны, победа над фашизмом становится все более исторически значимой. В понятии «победа» все больше отражаются черты, присущие эпохе, в которой происходила война; его содержание приобретает более глубокий, социально значимый смысл, как для нашего народа, так и для всего человечества.
Массовый героизм советских людей на ратном поле и в тылу - это героизм особого рода - длительный и тяжелый, это ратный труд миллионов красноармейцев в условиях постоянной смертельной опасности, беззаветный труд миллионов людей в тылу при предельном напряжении духовных и физических сил, часто в условиях голода и холода.
Величайшая историческая заслуга советского народа, его вооруженных сил перед человечеством состоит прежде всего в том, что они сделали, казалось бы, невозможное: не позволили истории повернуть вспять. Несмотря на тяжелейшие поражения и утрату огромных территорий с многомиллионным населением, Советский союз выдержал удар и не распался, как предвещали многие.
Память о войне связана с историей каждой семьи, с самыми существенными и сокровенными сторонами жизни людей. На конец, с ясным осознанием того факта, что в 1941-1945 гг. вопрос жизни стоял так: жизнь или смерть; спасение или всеобщая гибель. Именно здесь лежит главное объяснение больших потерь, и почему «за ценой не постояли».
Целью данной исследовательской работы является изучение жизни участника Великой Отечественной войны Болгова Василия Сергеевича и Болговой Анастасии Захаровны период военных лет и после. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проследить жизненный путь фронтовика и его супруги в военный период
2. Выявить роль Болгова В.С в войне.
3. Изучить воспоминания
4. Провести интервью с Болговыми
5. Изучить исследовательскую литературу по истории Великой Отечественной войны
6. Обобщить и систематизировать материал по теме исследования
Жизнь участников Великой Отечественной войны, их военный и трудовой подвиг имеют большое значение для воспитания учащихся. Находясь рядом с ними, зная их историю, людей, которые живут рядом, возможно соприкосновение с историей своей страны, которую невозможно изложить ни в одном учебнике. Именно этим определяется актуальность выбранной для исследования темы.
Для полноценного исследования выбранной проблемы необходимо применить как общенаучные, так и конкретно исторические методы. Для работы над данной темой использовались методы исторического исследования такие как, интервьюирование, что позволило узнать информацию о жизни Болгова Василия Сергеевича и его супруги Анастасии Захаровны «из первых уст». В ходе выполнения данной работы были использованы логические методы исторического исследования – дедукция и индукция. Связанные и обусловливающие друг друга методы познания, позволили в данном исследовании выявить в жизненном пути Болгова Василия Сергеевича наличие черт, объединяющих его с историей военного поколения, а благодаря сравнительно-историческому методу стало возможным определить особенные черты его биографии.
Объектом данного исследования является история жизненного пути Болгова Василия Сергеевича и Болговой Анастасии Захаровы в период военных лет и первые годы после войны. Предметом данного исследования являются воспоминания супругов.
Основным источником для данного исследования являются воспоминания, фотографии Василия Сергеевича Болгова, ветерана Великой Отечественной войны. В ходе исследования были проведены интервью с семьей Болговых. В результате этой работы интервью были записаны в качестве аудиозаписи, а так же составлен текст интервью.
В первые же дни войны все Советское государство было переведено на военное положение. Однако ни в одном тыловом регионе СССР население не испытывало такого сильного напряжения, как на Дальнем Востоке. Связано это было с тем, что на дальневосточной границе со стороны Маньчжурии и Кореи стояла более чем миллионная японская Квантунская армия, готовая в любую минуту перейти границу СССР и приступить к захвату советского Дальнего Востока. В сентябре 1941 г. Государственный Комитет Обороны СССР принял постановление "О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР". С 1 октября занятия по всевобучу стали проводиться и на Дальнем Востоке. Эту работу организовал отдел всевобуча Дальневосточного фронта. К обучению военному делу были привлечены мужчины и юноши в возрасте от 16 до 50 лет.
Сражения Второй мировой войны не коснулись территории советскогоДальнего Востока. Однако напряжение, порожденное войной, ощущалось во всем: в стремлении трудиться лучше и с большей отдачей, в жадном ожидании сообщений Совинформбюро о событиях на фронте, в трепетном волнении приполучении каждой весточки от родных людей, сражавшихся с фашистами. Особую тревогу ощущали дальневосточники от опасной близости с Японией, способной в любой момент развязать боевые действия против СССР.
С первого дня войны перед населением края встала задача перевода
народного хозяйства на военный лад. К 1941 г. на Дальнем Востоке уже существовала мощная промышленная база, в том числе и военная, имелись высококвалифицированные кадры рабочих и инженеров. Однако война сразу же сказалась на условиях и результативности их труда. Многие специалисты были призваны в действующую армию. Для перестройкипредприятий, прежде выпускавших мирную продукцию, не хватало технической документации. Однако всеобщий моральный подъем, стремление работать большеи лучше компенсировали эти проблемы.
Ввиду крайне обостренных отношений с китайскими властями и открытыми территориальными притязаниями на территорию Монголии со стороны созданного Японией марионеточного государства Маньчжоу-го с 1932 года, на территории Монголии с 1936 года дислоцировался Особый корпус РККА. Эти территории, граничившие с СССР, Маньчжоу-го и Китаем стали особенно важными в предвоенный и военный период.
22 июня 1941 года было принято совместное постановление Президиума Малого Государственного Хурала, Совета министров МНР и Президиума Центрального Комитета МНРП, в котором выражалась поддержка Советского Союза. Экономическая помощь со стороны МНР состояла в передаче денежных средств, теплой одежды, продовольствия, скота, приобретении танковой колонны и эскадрильи.
Другим направлением помощи со стороны МНР являлось укрепление собственных вооружённых сил. Численность армии постоянно наращивалась и к концу войны возросла в 3-4 раза, на нужды армии и ополчения тратилось до 50 % государственного бюджета. Монгольская народно-революционная армия рассматривались как дополнительный сдерживающий фактор против Квантунской армии помимо войск 17-й армии РККА, дислокацированной на территории МНР на протяжении всей войны.
В нашей исследовательской работе мы рассмотрели воспоминания ветерана, участника боевых действий – Болгова Василия Сергеевича. На данный момент он является долгожителем нашего поселка - в нынешнем 2015 году ему исполнится 90 лет. Несмотря на свой возраст он живет в мире и согласии со своей супругой - Болговой Анастасией Захаровной, которая всего на три года моложе своего мужа. У этой замечательной семьи есть дети, внуки и правнуки. Василий Сергеевич ведет активную жизнь: выступает на митингах, пишет книги, воспитывает подрастающее поколение и встречается с другими участниками войны.
Василий Сергеевич родился 19 апреля 1925 года в селе Покровка Бугульминского района республики Татарстан в семье крестьян. Учился в школе, закончил семь классов в 1941 году, затем начал свою трудовую деятельность в колхозе - пахал землю, возил зерно на элеваторы. В его распоряжении были два коня и две телеги, в каждую насыпал по три центнера зерна. Расстояние до элеватора было 10 км: разгрузился, обратно, и так каждый день.
Проводил троих братьев на фронт. Одного не взяли, работал в поле. Любознательный братец помогал ему гонять лошадей, ведь тракторов у них не было. Все делали на паре лошадок: пахали, сеяли, жали. Весной 1942 года Василию Сергеевичу доверили пахоту. По его воспоминаниям: «С утра солнце встало, и я за этим плугом хожу до 12 часов без передыха, потом приезжаю на конюшню - животным нужен корм. У меня обед, в 2 часа опять на поле, и уже пашем, пока солнце не сядет. Брата забрали на фронт 4 августа. За первый военный год меня несколько раз брали на переподготовку»[1]. С деревянным оружием по-пластунски деревенские парни осваивали военную подготовку. 4 января 1943 года молодому Василию пришла повестка. С мешком сухарей за плечами он отправился в райцентр.
Анастасия Захаровна родилась здесь же, в 1928 году. Ходили в одну и ту же школу. После школы Анастасия Захаровна работала в колхозе.
В возрасте 17 лет Василий Сергеевич прошел военную комиссию. Особого значения здоровью не придавали: руки, ноги, голова на месте – значит годен.
9 января 1943 года его и еще десяток молодых ребят посадили в эшелон. Поначалу никто не знал, куда их везут. Навстречу им, на фронт, везли пушки и танки. Целый месяц везли молодых новобранцев в неизвестном направлении. С собой был мешок сухарей, и больше ничего. Грелись в печки-буржуйки в темном вагоне – окон не было. По пути проезжали поезда с ранеными. После долгой поездки их привезли в Монголию. Болгов Василий Сергеевич и все прочие новобранцы были зачислены в 17-ую армию РККА.
По воспоминаниям ветерана: «Привезли нас в эту Монголию, там одна тайга. Дальше в Сибирь. Приехали ночью, там ни снега, ни травы, ничего - пустыня. Командир отобрал 16 человек. Он объявил: "У кого 7 классов?" Мы со всего вагона 16 человек встали. Он посадил нас в автомобили и повез. Приехали и нам говорят: "Будете учиться на радистов". В то время я вообще не знал, что такое радио, - "Будете не просто радисты по микрофону, а вместо букв – азбука Морзе", - говорили нам. Но этого мало, нужно в этом разбираться»[2].
В течение полугода Василий Сергеевич изучил азбуку Морзе, став отменным радистом. Эти знания, полученные на войне, помогли Болгову в его работе и в послевоенное время. Вся радиосвязь осуществлялась на ходу, непосредственно в боевых действиях. При обстреле противника, машина перевернулась, Болгова контузило. Переправляясь через реку Халхин-Гол, ему удалось держать связь с легендарным кавалеристом - генералом Плиевым И.А. Болгова наградили орденом за боевые заслуги. Сергей Васильевич за годы войны получил множество наград, в том числе и медали за заслуги перед Монгольской Народной Республикой.
За годы война Василий Сергеевич потерял в боях многих своих сослуживцев, о чем он помнит всю свою жизнь: «Когда мы перешли границу и были близки к войне, мы подошли к хребту Хинганскому и остановились. В душе какое-то непонятное явление , как так… Был около тебя человек и нету его. У меня это было. Какое-то такое дурное состояние становится, но нужно делать, потому что ты красноармеец и нужно идти вперед и вперед. И вот двое суток кушать ничего не хочется. Что-то должно в тебе перевернуться, когда перевернулось все это, ты уже думаешь, что это так положено»[3].
31 августа 1945 года 17-я армия завершила боевые действия. В июле-августе 1946 года 17-ая армия РККА была расформирована.
В конце ноября 1945 года часть, в которой служил Василий Сергеевич, вернулась в Монголию. Окончил школу, техникум, сделал карьеру. Из всех послевоенных лет самый памятный 1948 год. Ему дали отпуск, приехал домой, там встретил Анастасию Захаровну. Успели пожениться. О ней он сохранил такие теплые воспоминания: «Об учебе Настеньке пришлось забыть, она возила на быках хлеб на элеватор. Когда подошла война, девчонок отправили рыть окопы. Раз в месяц отпускали домой, помыться, сменить не хитрую одежонку, набрать картошки. Это зачастую была единственная еда. В 1942 году она работала над строительством военного аэродрома. Колхоз на эти работы отправил трех подружек, выделил лошади, поехали девочки километров за 20 от Сосновки. На месте будущей площади- овраги и бугры. Их ровняли, землю возили телегами. А жили в землянке: сырость, скудная еда и непосильный труд провоцировали болезни. Тяжелая была работа, так что ничего доброго они не видели. Отца её на фронте убили, у мамы 5 детей сиротами росли. После работы на аэродроме, девочек отправили на лесозаготовки. Настя работала до 1952 года дояркой. Настена моя маленького роста, стройненькая. Ее, наверное, и не видно было среди коров. А дояркой оказалась хорошей, была в числе лучших»[4].
Затем Василия Сергеевича отправили на службу на Дальний Восток. Перед ним стоял выбор: вернуться к себе домой и работать в колхозе, в родные места, или отправиться служить в Хабаровск. Василий Сергеевич признается, что думал не долго: «Лучше хоть на Камчатку, чем в колхоз!».
Несколько лет он не виделся с женой и подрастающим сыном. Анастасия Захаровна не могла приехать к мужу, потому что он служил в секретных войсках, а в то время в стране шла тотальная проверка. И только в 1952 году они встретились, с тех пор не расстаются. Анастасия Захаровна вспоминает о том, как она, девчонка из деревни, которая никогда раньше не выезжала дальше, чем до районного центра, теперь отправилась к мужу через всю страну. Было очень страшно, ехала с пересадками около месяца. В поезде были офицеры, которые подкармливали и помогали чем могли. О встрече в 1952 году на Хабаровском вокзале вспоминает Василий Сергеевич, что жена, увидев его, бросилась на шею и начала плакать даже не от той радости, что увидела мужа, а что наконец-то добралась, и теперь можно ничего не бояться.
Супругам дали небольшую комнату в доме. Обстановка была аскетична: небольшая кровать, стол, стул. Через год, когда обустроились, родители забрали сына. Анастасия Захаровна коротала свое время в местных кружках, где научилась вышивать, вязать, шить и готовить. А Василий Сергеевич зарабатывал деньги, не говоря жене, где он работал. Но однажды, когда жены офицеров попросили помыть окна в здании, она увидела его сидящим за непонятной аппаратурой. Вопросов лишних не задавала, а приняла все как есть. Поселились они в селе Восточном Хабаровского района. Так и живут здесь на протяжении почти полувека.
Он построил блестящую карьеру военного, а она стала хорошей домохозяйкой, и в любви и ласки воспитала троих детей. Семья Болговых не могла представить, что уедет так далеко от родительского дома. Но они не подозревали, что Дальний Восток станет им таким родным и близким.
В результате данного исследования были реализованы основные задачи и достигнута цель - проследить жизненный путь Болговых Василия Сергеевича и Анастасии Захаровны в годы войны и послевоенный период.
Великая Отечественная война, самая кровавая в истории России, принесла огромные потери Советскому государству. Каждая семья испытала на себе тяжесть этих лет: на фронте и в тылу. История Болговых Василия Сергеевича и Анастасии Захаровны – это не исключительная история, но и особенная вместе с этим.
Как и другие молодые люди, Болгов в 1943 году, не будучи совершеннолетним, попал в действующую 17-ую армию РККА в Монголии. Как и другие – учился тут же и военному делу, радиосвязи. Как и многие другие ветераны, он очень неохотно возвращается в своей памяти к этим временам, и все больше хочет рассказывать о временах послевоенных, когда жизнь, казалось, только начиналась вновь. Анастасия Захаровна перенесла в годы войны все тяжести тыловой жизни, упорно работала, чтобы помогать фронту. Как и другие, они мечтали о скором окончании войны.
Но история каждой семьи – уникальная. Почти 70 лет Сергей Васильевич и Анастасия Захаровна живут «душа в душу», сохранив друг к другу нежность. Их окружают дети, уже взрослые внуки и правнуки. История Болговых это не только история жизни фронтовика и его жены, но история, которая помогает составить верный ориентир для молодого поколения, история большой любви длиною в жизнь, история о том, что всегда надо смотреть с оптимизмом и только вперед.
О партизанском движении
Всегда помните, нужно выбирать соль, самые 2-3 слова из 10, из которых нужно составить текст. Вот допустим я начинаю говорить о партизанской войне. Главный вопрос - почему партизанское движение появляется в СССР во время В.О.В. Партизанское движение началось не с воздуха.военные действия,которые Германия начала против нас не из благородных побуждений, получилось так что население в оккупированных территориях стало притесняться, возмущать, но это возмущение переросло в венные отношения. Германия не считалась хорошими отношениями, она убивала. Наши люди уходили в леса. Шли в леса, искали оружие. Возглавляли, как правило, партийные руководители района, области, республики. Там не было хаоса. Постепенно создавались отряды партизан в лесах, городах, добывали оружие. Нужно найти его, нападали на немцев. Они в первую очередь начинали войну, взрывая железные дороги, мосты. Постепенно были стычки.
Сформировался отряд из нескольких человек. Их командир партийный работник. Те, кто были не довольны немецким пришествием, формировались вокруг него. К ним относилось наше Московское военное правительство. Во время войны объявили военное положение. Когда вводится это, то все в государстве подчиняется только военному командованию. Никто не может говорить, что этого сделано не будет. Например, меня пригласили в армию, и получается так. Там приносят повестку, ты должен явиться в военкомат и все. Сестра моя на 2 года старше. Две повестки: мне в армию, сестре - трактористом учиться. Сейчас хорошо, машины и прочее. Каждая машина на учет, каждый велосипед. Все уходило для фронта. Никто не мог ничего отказывать. И вот эти партизанские отряды стали забрасывать оружие, провиант, снаряжение, технику связи. К ним засылают девчат-радисток. Я знаю это на своем примере. Уже идет связь с государством. Государство дает задание для них. Железная дорога, ней идет снаряжение. Дают команду партизанам: нужно ограничить, взорвать. Это шло годами. Я много читал. Был такой писатель Фадеев. Гвардия в Донецке, ее возглавлял Олег Кошевой, книга «Молодая гвардия». Он описал, как девочки вели себя в Донецке, как узнавали, проходил. Была разведка, ставили флаги. Их вылавливали. Практически все были казнены. Возьмем Украину. Была республика, там было несколько подразделений, которые занимались партизанским движением. Ковпак, он освобождал пол Украины. Было 4 генерала. Украина была полностью оккупирована. Эти действия шли до тех пор, пока наши войска не пришли к ним. Мальчики и девочки выросли, уходили в партизанское движение. Вам нужно идти в библиотеку. Когда я был на фронте, мне давали учить про коротковолновую связь, так как я ничего не знал - я иду в библиотеку. В своем рассказе вы всегда пишите соль. Не нужно воду лить.
В конце вы не должны печально заканчивать свой рассказ. Партизанское движение сделало большой вклад в решение задач войны против немецких захватчиков. Конечно, были и потери, без этого войны не бывает. Большинство наградили медалями. Они были героями Советского союза. Это все можно тоже взять из книги.
Я вам говорю, вы от меня не убегайте, а обязательно мне принесите свой рассказ. Я понимаю, у вас это не сразу получится, но нужно,чтобы слово било в цель. Вы придете ко мне, я что-то исправлю, помогу вам.
О медицине в годы Великой Отечественной войны
Так, теперь давайте с вами поговорим. У нас с вами тема «Медицина в Великой Отечественной войне». Не в госпиталях, а именно на передовой. Началась война. Нужно было срочно создавать в каждом подразделении санитарное обслуживание. Когда солдат идет в атаку или отступает, он раненный. Легкого ранения не бывает. Его нужно обслужить. В каждом подразделении обязательно были медсестра и санитарка. Подразделение - это взвод. Взвод во время войны это 30 военных человек. Это пехота.Если командир дает команду идти в вперед, санитарка и медсестра так же идут за ними. Если солдаты идут вперед или по-пластунски ползут, то они в окопе сидят, в укрытитии. Безусловно валяются раненные и убитые. Тут уже дело санитарки. Она не в самое пекло идет. Она должна вынести раненных(не убитых), как можно быстрее наложить повязку. У нее нет автомата,у нее две толстые непромокаемые сумки. Там все есть: и шины, бинты, вдруг рука болтается. Солдаты опять заняли оборону. К медсестре обязательно добавляется санитарка. Она все делает, а медсестра голову забинтовала и к другому бежит. А после санитарки выделяет командир взвода по распоряжению командира начинают раненных в тыл отправлять. А там уже и машины есть. Таких медсестер и санитарок очень много. Вот например переправка батальона . В батальоне три взвода. Медсестра бежит за ними, не на шаг от них не отходит.
О себе
Почему я задел эту тему. Знаете, война - это жестокое отношение людей ко всему. Вот вы видели, например, в кино, наступление немцев. И один солдат соскакивает и бежит к ним. Здесь говорят, что это изменник. Нет. Я о себе скажу. Я воевал не здесь. Мы перешли границу Монголии. Я прослужил там три года.Там когда-то Жуков воевал с японцами на реке Халхин-Гол. И вот мы подошли к этой реке и пошли наши войска. Мы пришли на сутки раньше, форсировали этот Халхин-Гол. Там были страшные бои в 39 году Монголии с Манчжурией. А мы радисты. Без связи нет никакой связи между подразделениями. Как правило, у нас были машины.
Немного о себе. С 17 лет повезли нас не зная куда. Мама мне сухарей насушила. Сестра поехала на тракториста, а я в военкомат. Нас раздели, поглядели - руки, ноги есть, голову покрутили и все. На войну. Посадили нас в эшелон. Там печка буржуйка. Это было 9 января 1943 года. Мне еще не исполнилось 18 лет. Там две полки нетесаных досок и маленькое окошко. Ничего нет, не видно ничего. Целый месяц везли нас в Монголию. Навстречу везли нам пушки и танки. Нас обгоняли составы с раненными пассажирами. Привезли нас в эту Монголию, там одна тайга. Дальше в Сибирь. Приехали ночью. Там ни снега, ни травы, ничего. Пустыня. Командир отобрал 16 человек. Он обьявил: У кого 7 классов? Мы со всего вагона 16 человек встали.Он посадил нас в автомобили и повез. Приехали и нам говорят: «Будете учиться на радиста.» В то время я вообще не знал, что такое радио. Радиво. Будете не просто радисты по микрофону, а вместо букв – азбука Морзе. Но этого мало, нужно в этом разбираться. Вот, когда мы перешли границу и пошли уже в войну, с были, мы подошли к хребту Хинганскому и остановились колонну подождать. Помните, я вам говорил - солдат убежал? Так вот, в душе какое-то непонятное явление. Как так…Был около тебя человек и нету его. У меня это было. Какое-то такое дурное состояние становится, но нужно делать, потому что ты красноармеец и нужно идти вперед и вперед. И вот двое суток кушать нечего не хочется. Что-то должно в тебе перевернуться, когда перевернулось все это, ты уже думаешь, что это так положено, и что этот солдат не мог удержаться. Он сорвался, ему безразлично -застрелят ли его или убьют.
Санитарки. Когда мы шли, было лето. В Монголии жара невыносимая, нам давали панамы. Идут взвод солдат, а там песок, пыль, а сзади них санитарка. Она в кирзовых сапогах, две сумки, форма обязательно сержантская или еще какая-то. И вот я поглядел на эту девушку…Медсестры отправляли в тыл раненных,а там уже возились с ними врачи. Медсестры были такие же как и солдаты, храбро и не щадя себя выполняли задания. Они были и ранены, но шли за солдатами.
Родился я 19 апреля 1925 года в селе Покровка Бугульминского района республики Татарстан в семье крестьян. Учился в школе, закончил семь классов в 1941 году, затем начал свою трудовую деятельность в колхозе - пахал, возил зерно на элеваторы. С утра солнце встало, и я за этим плугом хожу до 12 часов без передыха, потом приезжаю на конюшню - животным нужен корм. У меня обед, в 2 часа опять на поле, и уже пашем, пока солнце не сядет. Брата забрали на фронт 4 августа. За первый военный год меня несколько раз брали на переподготовку.
Об Анастасии Захаровне
Об учебе Настеньке пришлось забыть, она возила на быках хлеб на элеватор. Когда подошла война, девчонок отправили рыть окопы. Раз в месяц отпускали домой, помыться, сменить не хитрую одежонку, набрать картошки. Это зачастую была единственная еда. В 1942 году она работала над строительством военного аэродрома. Колхоз на эти работы отправил трех подружек, выделил лошади, поехали девочки километров за 20 от Сосновки. На месте будущей площади- овраги и бугры. Их ровняли, землю возили телегами. А жили в землянке: сырость, скудная еда и непосильный труд провоцировали болезни. Тяжелая была работа, так что ничего доброго они не видели. Отца её на фронте убили, у мамы 5 детей сиротами росли. После работы на аэродроме, девочек отправили на лесозаготовки. Настя работала до 1952 года дояркой. Настена моя маленького роста, стройненькая. Ее, наверное, и не видно было среди коров. А дояркой оказалась хорошей, была в числе лучших.
Список литературы и источников
Источники
1. Из личного архива Захаровой Н.А. Интервью с Болговым Василием Сергеевичем. 23.02.2015 г.
Литература
Интернет-ресурсы
во Второй мировой войне // Сервер информационных технологий: http://www.legendtour.ru/rus/index.shtml.1веб-страница.URL: http://www.legendtour.ru/rus/mongolia/text/text_07.shtml
[1] Из личного архива Захаровой Н.А. Интервью с Болговым Василием Сергеевичем. 23.02.2015 г.
[2] Там же
[3] Из личного архива Захаровой Н.А. Интервью с Болговым Василием Сергеевичем. 23.02.2015 г.
[4] Из личного архива Захаровой Н.А. Интервью с Болговым Василием Сергеевичем. 23.02.2015 г.
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Император Акбар и Бирбал
Л. Нечаев. Яма
Рисуем домики зимой
Знакомые следы