Введение
КРИСТАЛЛЫ- поразительные создания природы. Нас восхищают их яркие цвета и прозрачность, формы, гладкие грани. Кристаллы выглядят таким образом, словно их кто-то специально вырезал и раскрасил. Многие из самых обычных веществ вокруг нас представляют из себя кристаллы. Например, каждый день мы добавляем кристаллы сахара и соли в пищу. Также на кухне у каждого из нас есть лимонная кислота- она тоже кристалл. Почти шесть месяцев в году нас окружает снег. А это тоже кристаллы – кристаллы воды. Зимой мы катаемся с ледяной горки. Если бы не кристаллы льда, то такой радости у нас не было. Каждый из нас хотя бы один раз, но пробовал на вкус сосульку, так вот она тоже состоит из кристаллов воды
Вложение | Размер |
---|---|
Научно-исследовательская работа Обыкновенное чудо. | 84.27 КБ |
Талюкина Екатерина ученица 2а класса МБОУ КулундинскаяСОШ №1 с.Кулунда, Кулундинского района, Алтайского края
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №1»
Кулундинского района Алтайского края
Научно-исследовательская работа
естественно-математическое направление
Обыкновенное чудо
Талюкина Екатерина Сергеевна,
ученица 2 класса
Довбня Светлана Александровна,
учитель начальных классов
Бабичева Валентина Николаевна,
консультант.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. Общая характеристика кристаллов.
1.2. Кристаллы в нашей жизни, применение кристаллов.
2.1. Описание методов исследования
2.2. Анкетирование учащихся 2а класса МБОУ КСОШ №1
2.3. Выращивание поваренной соли в домашних условиях
2.4. Выращивание кристаллов медного купороса в кабинете химии
Приложения
КРИСТАЛЛЫ- поразительные создания природы. Нас восхищают их яркие цвета и прозрачность, формы, гладкие грани. Кристаллы выглядят таким образом, словно их кто-то специально вырезал и раскрасил. Многие из самых обычных веществ вокруг нас представляют из себя кристаллы. Например, каждый день мы добавляем кристаллы сахара и соли в пищу. Также на кухне у каждого из нас есть лимонная кислота- она тоже кристалл. Почти шесть месяцев в году нас окружает снег. А это тоже кристаллы – кристаллы воды. Зимой мы катаемся с ледяной горки. Если бы не кристаллы льда, то такой радости у нас не было. Каждый из нас хотя бы один раз, но пробовал на вкус сосульку, так вот она тоже состоит из кристаллов воды.
Актуальность
Обоснование исследования:
Тему для своего исследования я выбрала не случайно, т.к. интерес к познанию окружающего мира у меня возник давно. Как-то я увидела на деревьях иней, поближе рассмотрев, заметила, что он похож на ледяные кристаллы. Мне стало интересно, и сразу возникли вопросы:
- Что такое кристалл? Где он встречается? Как выглядит?
- Можно ли вырастить кристаллы самим, в домашних условиях?
- А если да, то из чего?
А так как мне нравится узнавать все новое и интересное, экспериментировать, наблюдать, то я решила провести эксперимент и найти ответы на эти вопросы. Вот так и появилась тема для исследования. На все эти и другие интересующие меня вопросы я решила найти ответы в дополнительной литературе и Интернет ресурсах (Приложение 1).
Гипотеза: мы предположили, что некоторые виды кристаллов действительно можно вырастить в домашних условиях.
Объект исследования: кристаллы
Предмет исследования: выращивание кристаллов поваренной соли и медного купороса.
Цель: научиться выращивать кристаллы поваренной соли и медного купороса в домашних условиях.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить ряд задач.
Задачи:
Мы использовали различные методы исследования:
Само слово «кристалл» у многих людей ассоциируется с чем-то удивительным, прекрасным. Я думаю, большинство людей считает, что кристаллы - это красивые минералы или драгоценные камни, что они никогда не встречались с ними в жизни, ну разве что в музее, ювелирном магазине или в книжках на картинках.
Что такое кристаллы?
Слово «кристаллос» в переводе с греческого первоначально означало «лёд», а в дальнейшем «горный хрусталь». Удивительное сходство кристаллов льда и горного хрусталя было подмечено уже очень давно. В древности и в средние века думали, что кристаллы горного хрусталя и кристаллы льда – одно и то же, только лёд замерзает у нас на глазах, а горный хрусталь – лишь при особенно сильном морозе. Предполагали, что лёд становится хрусталём через тысячу лет, а хрусталь становится алмазом через тысячу веков.
Первоначально главную особенность кристаллов видели в их прозрачности и «кристаллами» считали все прозрачные природные твердые тела. Но к сожалению, в природе кристаллы большинства веществ без трещин, загрязнений и других дефектов встречаются редко. Это привело к тому, что люди на протяжении тысячелетий кристаллы называли драгоценными камнями.
Было подмечено, что кристаллы горного хрусталя и многих других прозрачных минералов обладают гладкими плоскими гранями и имеется симметрия в их расположении. Позже установили, что некоторые непрозрачные минералы также имеют естественную правильную форму, характерную для того или иного минерала. В конце концов, кристаллами стали называть все твердые вещества, имеющие природную плоскую огранку.
Частички, из которых состоит кристалл, в разных веществах выстраиваются и соединяются вместе различными способами. Из-за этого кристаллы могут иметь различные формы и размеры.
Изучением кристаллов занимается специальная наука - кристаллография; ее изучают в институтах и университетах, когда уже знают и химию, и физику, и некоторые другие науки. Особенно быстро эта наука стала развиваться с использованием рентгеновских лучей, открытых в конце 18 века для исследования кристаллов.
Как образовались красивые кристаллы горного хрусталя, кристаллы гипса, нам с вами увидеть в природных условиях невозможно. Искусственные же кристаллы некоторых минералов ученые получают в лабораториях с помощью очень сложных приборов.
Кристаллы, которые залегают глубоко в земле, являются бесконечно разнообразными. Размеры таких природных многогранников достигают иногда человеческого роста. Встречаются также очень тонкие кристаллы, толщина которых меньше, чем у листка бумаги. Но бывают и огромные пласты, толщина которых достигает нескольких метров.
Бывают кристаллы маленькие, узкие и острые, как иголки, но также могут быть громадной формы, похожие на величественные колонны.
Некоторые минералы образуют кристаллы, которые разглядеть можно только с помощью микроскопа. Другие же образуют кристаллы, вес которых составляет несколько сотен фунтов.
Иногда образуются дендриты - это кристаллы, похожие на веточки дерева; очень хрупкие, но очень красивые.
Многие кристаллы идеально чисты и прозрачны, как вода. Нередко можно услышать выражение «кристально чистый».
Оказалось, многие из самых обычных веществ вокруг нас представляют собой кристаллы. Мы встречаемся с ними повсюду и даже не подозреваем об этом.
Это все примеры минеральных кристаллов, но ведь многие кристаллы являются продуктами жизнедеятельности организмов.
Кристаллы принято относить к неживой природе. Но границу между живым и неживым провести очень сложно.
Самый твердый и самый редкий из природных минералов - алмаз. Сегодня алмаз не камень-украшение, а в первую очередь камень-работник. Благодаря своей исключительной твердости, алмаз играет громадную роль в технике. Алмазными пилами распиливают камни.
Вся часовая промышленность работает на искусственных рубинах. Кристалл кварца используется в телефонных трубках. А самая красивая, самая чудесная разновидность кварца – это горный хрусталь, который является прозрачными кристаллами кварца. Поэтому из прозрачного кварца делают линзы, призмы и др. детали оптических приборов. Кристаллы сыграли важную роль во многих технических новинках 20 века. Неотъемлемой частью нашей жизни стали мобильные телефоны, цифровые фото- и видеокамеры, которые вытеснили пленочные фотоаппараты; жидкокристаллические телевизоры и мониторы постепенно изживают старые (в 1888 г. австрийский ботаник Реинедзер обнаружил, что при нагревании кристалл размягчался и в дальнейшем превращался в настоящую жидкость). И сейчас ещё часто люди, рассматривая чудесные, сверкающие, переливающиеся многогранники кристаллов, не хотят верить, что они созданы природой, а не человеком.
Наша семья тоже регулярно сталкивается с кристаллами. Вот уже несколько лет подряд мы используем солевую грелку для лечения простудных заболеваний, при ушибах. Грелка очень проста в применении. Достаточно нажать на триггер и грелка разогревается и происходит кристаллизация солей из перенасыщенного раствора, который находится в грелке. Грелка служит не только для нагревания, но и для охлаждения. Её можно поместить в морозильную камеру. А потом приложить к месту ушиба. (Приложение 2)
Так же перенасыщенный раствор соли используется для украшения новогодних поделок, игрушек. (Приложение 3)
Мы с мамой увлекаемся рукоделием. Особенно нам нравится из окрашенной соли изготавливать поделки-насыпушки. Каждая из них отличается своей оригинальностью и неповторимостью. (Приложение 4)
Сейчас мы работаем над созданием картины из окрашенной соли. Эта работа будет представлена для участия в краевом конкурсе «Русь мастеровая». (Приложение 5)
Анкетирование.
Анкетирование — это метод получения первичной информации путем письменных ответов учащихся на вопросы анкеты. Анкетирование является наиболее распространенным в практике исследований видом опроса. Мы использовали сплошное анкетирование, т.е. анкетирование учащихся всего 2 а класса.
Изучение источников информации.
Изучение источников информации. На первом этапе мы подобрали литературу, имеющуюся в школьной и районной детской библиотеке по данной теме. Затем обратились к Интернет-источникам. Изучили и отобрали нужную информацию по теме исследования.
Эксперимент.
Эксперимент –воспроизведение какого-нибудь явления опытным путём, создание чего-нибудь нового в определённых условиях с целью исследования, испытания.[http://www.onlinedics.ru/slovar/soc/e/eksperiment.html]
Наблюдение.
Наблюдение - целенаправленное восприятие, обусловленное задачейдеятельности; выделяют научное наблюдение, восприятие информации наприборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества и т. п.Основное условие научного наблюдения - объективность, т. е. возможностьконтроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методовисследования (напр., эксперимента). [http://www.onlinedics.ru/slovar/bes/n/nabljudenie.html]
Мы составили и провели анкетирование среди учащихся 2а класса МБОУ КСОШ №1 с целью выявления знаний учащихся о кристаллах, их значении в жизни человека и возможности выращивания. (Приложение 6)
В анкетировании приняли участие 26 человек.
Вывод:
Существует всего два способа выращивания кристаллов в домашних условиях:
1. метод охлаждения насыщенного раствора;
2. метод испарения – постепенного удаления жидкости из раствора.
Удивительно, но выращивать кристаллы можно не только в химических и промышленных лабораториях, но и в домашних условиях. Самые популярные вещества, из которых выращивают кристаллы дома,– это поваренная соль и медный купорос.
Выращивание кристаллов из поваренной соли.
Для выращивания кристаллов нам потребовались:
Мы налили в емкость стакан горячей воды, стали насыпать соль до тех пор, пока она не перестала растворяться. Остудили раствор. Добавили пищевой краситель для того, чтобы кристалл был красивого цвета. Поставили стакан с раствором в место, где нет сквозняков и прямых солнечных лучей (видеосюжет).
Результат: мы получили кристалл поваренной соли.
Вывод:
1. Поваренная соль состоит из кристаллов.
2. При соприкосновении кристаллов соли с водой они растворяются.
3. Быстрее всего кристаллы соли могут образовываться в насыщенном растворе поваренной соли.
4. По мере того как вода испаряется, соль снова образует кристаллы.
Медный купорос применяют в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями и болезнями растений, в промышленности при производстве искусственных волокон, органических красителей и др. Его можно купить в хозяйственном магазине.
Работала я вместе с классным руководителем, т.к. это вещество ядовито. Нужно работать в перчатках и тщательно мыть руки после работы с порошком, растворами или кристаллами медного купороса.
Для выращивания кристаллов нам потребовалось:
1. Сделали концентрированный раствор. Для этого взяли горячую воду (температура воды примерно 60 градусов), растворили в ней столько медного купороса, сколько возможно. (Приложение 9)
2. Полученный насыщенный раствор медного купороса через салфетку отфильтровали. (Приложение 10)
3. Затем опустили нитку с затравкой. (Приложение 11)
4. Оставили стакан с раствором в открытом виде при комнатной температуре.
5. Через 24 часа мы увидели первые результаты. (Приложение 12)
Мы продолжили выращивать полученные кристаллы методом испарения насыщенного раствора. Через 3 дня у нас выросли достаточно большие, красивые кристаллы. Мы вынули их из раствора, обсушили бумажной салфеткой и покрыли кристаллы бесцветным лаком, чтобы предохранить от разрушения на воздухе.
Наблюдение проходило регулярно, ежедневно.
В результате изучения источников информации и проведённых исследований наша гипотеза о том, что некоторые виды кристаллов действительно можно вырастить в домашних условиях, полностью подтверждается. Поставленная цель -научиться выращивать кристаллы поваренной соли и медного купороса в домашних условиях , достигнута с помощью выполнения следующих задач :
• узнать о значении кристаллов в жизни человека;
• узнать о видах кристаллов и методах их выращивания;
• подобрать доступное оборудование и сырье для выращивания кристаллов;
• изучить условия образования кристаллов;
• познакомиться и использовать необходимые меры безопасности и защиты при проведении эксперимента;
• вырастить кристаллы соли;
• проанализировать полученные результаты.
Нам удалось вырастить кристаллы поваренной соли в домашних условиях и кристаллы медного купороса в школьной лаборатории.
Вывод: кристаллы - это твёрдое состояние вещества, имеющее определённую форму, цвет и количество граней. Мы научились работать с разными веществами и выращивать кристаллы. Выяснили, что для выращивания нам нужно соблюдать точные инструкции и правила техники безопасности. В результате работы более подробно узнали о применении кристаллов в нашей жизни.
"Издательская группа АСТ", 2009
2. Я познаю мир: Детская энциклопедия; Москва АСТ, 2010
Интернет-ресурсы
1. http://www.zircon81.narod.ru/Metodica.html
2. http://www.waynesthisandthat.com/crystals.htm#fast - fast
3. http://www.crystalgrowing.com/index_e.htm
Приложение 6.
Анкета для учащихся.
1. Что такое кристалл?
2. Встречались ли вам кристаллы в повседневной жизни?
3. Можно ли вырастить кристалл в домашних условиях?
Приложение 7.
Стеклянный Человечек
Прекрасная химия
Как нарисовать ветку ели?
Эта весёлая планета
Как нарисовать лимон акварелью