Используя комплексный подход к исследованию основных видов водопользования в школе, удалось провести статистическое изучение расходов воды, а также дать оценку полученным расчётным показателям. При оценке водопользования весьма был важен учет неравномерности расходования воды в различные сезоны года, в результате которого удалось выяснить, что максимальный расход ресурса приходится на период полива пришкольного участка и клумб.
Новизна проведенного исследования заключается в выявлении возможных видов водопользования, что позволило разработать рекомендации по экономному расходованию воды в МБОУ СОШ с. Карамышево.
Целью данного проекта является обобщение литературы по проблеме глобального водного кризиса и исследование водопользования в МБОУ СОШ с. Карамышево.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mbou_sosh_s.karamyshevo_2.doc | 445.5 КБ |
Министерство общего и профессионального образования Российской
Федерации
Департамент образования и науки Администрации Липецкой области
Российский национальный юниорский водный конкурс
Пресная вода – источник жизни
Выполнила Волкова Оксана Анатольевна
ученица 10 класса
МБОУ СОШ с. Карамышево
Грязинского муниципального района
Руководитель Наривончик Наталья Михайловна
учитель химии, биологии, экологии
2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… 3
I.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………… 4
1.1 Значение слов «Пресная вода» и «Питьевая вода» в Википедии
1.2 Проблемы глобального водного кризиса
1.3 Источники и запасы пресной воды
1.4 Исследование использования воды в МБОУ СОШ с. Карамышево
II.ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… 11
III.ЛИТЕРАТУРА………………….………………………………….. 12
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………... 13
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы.
« Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Статья 58 Конституции Российской Федерации.
Далеко не все жители нашей страны знают, что среди множества проблем, стоящих сегодня перед человечеством, наиболее актуальными являются социальная, экологическая, энергетическая и водная. При этом первые три не могут быть решены, если не будет приемлемое решение водных проблем. Значит, сохранение и сбережение запасов пресной воды – важнейшая задача, которую должен решать каждый человек, и это решение должно быть непременно правильным.
Цель проекта:
привлечение внимания сверстников к проблемам сохранения и сбережения запасов
пресной воды в школе, семье, селе.
Основополагающий вопрос
Может ли современное поколение улучшить экологическую ситуацию в родном крае?
Гипотеза
Молодое поколение сможет улучшить экологическую ситуацию в родном крае, если будет экологически грамотным и будет нести экологическую культуру в широкие слои населения родного края.
Задачи:
1.Выяснить значение слов «Пресная вода» и «Питьевая вода» в Википедии;
2. Обозначить актуальность проблемы воды на планете Земля, в школе;
3.Обобщить и систематизировать собранный материал;
4.Сделать соответствующие выводы;
5.Оформить исследовательскую работу.
Методика исследования
1.Анализ разных источников информации;
2.Анкетирование учащихся школы;
3.Наблюдение;
4.Синтез.
Ожидаемый результат:
1) определение количества расхода воды в МБОУ СОШ с. Карамышево;
2) предложение правил экономного расходования воды в школе;
3) воспитание экологической культуры школьников.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1 Значение слов «Пресная вода» и «Питьевая вода» в Википедии.
Пресная вода — противоположность морской воды, охватывает ту часть доступ-ной воды Земли, в которой соли содержатся в минимальных количествах.
Вода, солёность которой не превышает 0,1 %, даже в форме пара или льда называется пресной. Ледяные массивы в полярных регионах и ледники содержат в себе наибольшую часть пресной воды земли. Помимо этого, пресная вода существует в реках, ручьях, подземных водах, пресных озёрах, а также в облаках.
Питьевая вода — это вода, которая предназначена для ежедневного неограниченного и безопасного потребления человеком и другими живыми существами. Главным отличием от столовых и минеральных вод является пониженное содержание солей (сухого остатка), а также наличие действующих стандартов на общий состав и свойства (СанПиН 2.1.4.1074-01 — для централизованных систем водоснабжения и СанПиН 2.1.4.1116-02 — для вод, расфасованных в ёмкости).
1.2 Проблемы глобального водного кризиса
Вода уникальна и ничем не заменима. На земле нет ни одного растения, которое не имело бы в своем составе воды и могло бы без нее обходиться. Наверное, всем известно, что вода занимает от 80 до 99% массы и около 75% веса животных. Что касается человека, то его организм очень остро реагирует на нарушение водного баланса: потеря 6-8% влаги от веса тела вызывает тяжелое состояние, близкое к обмороку, а если потеря достигает 10-12% - перестает биться сердце. Современные ученые бьют тревогу: вода в опасности! Сегодня около трети человечества испытывают трудности с питьевой водой. К ним относятся не только регионы Азии и Африки, но и некоторые области Средиземноморья и США. Даже в экономически развитых США появляются населенные пункты, которые оставлены людьми из-за отсутствия в них питьевой воды. В некоторых государствах скорость выкачивания грунтовых вод в несколько раз превышает скорость их восстановления. В 2030-2035 годах около 3 млрд. человек будут ограничены в доступе к пресной воде. Это может послужить поводом для возникновения вооруженных локальных конфликтов за источники пресной воды.
Проблема пресной воды актуальна и для села Карамышево.
1.3 Источники и запасы пресной воды
Вода занимает 71% поверхности Земли. Общие запасы на Земле составляют 1385984610 куб.км. Мировой океан занимает 96,5%, что составляет 1 338 000 000 куб.км. Это значит, что 96,5% воды на Земле – соленая морская вода. Подземные, поверхностные, атмосферные воды (в том числе солёные озёра) составляют 47984610 куб. км, что составляет всего 3,5% из общих запасов воды на Земле. Менее 1% мировых ресурсов пресной воды доступны для использования человеком. Пресная свободная (доступная) вода занимает всего 118 610 куб. км , это всего 0,3% всей пресной воды на Земле. Она представлена водами болот, рек, пресных озёр, биологической и атмосферной водой.
Мировые запасы пресной воды не могут быть увеличены, а число её потребителей постоянно растёт, приём вода становится всё более загрязнённой. К сожалению, воды пресной, так необходимой человеку для жизни, на Земле немного — всего 2,5% , к тому же более 2/3 её законсервировано в ледниках и снежниках. Наиболее важные и используемые для самых различных нужд речные воды составляют только 0,0002% от общих запасов воды. Причём как по поверхности земного шара, так и по временам года они распределены чрезвычайно неравномерно. Нередко самые крупные артерии находятся в районах, относительно малонаселённых и слабо освоенных. На большинстве рек мира свыше 60%, а на многих реках аридных зон более 90-94% годового стока приходится за период половодья, т.е. в течение 2-3 месяцев. Вот почему одни районы Земли подвержены жесточайшим засухам, а другие — разрушительным наводнениям.
Но водная проблема обострилась не только из-за того, что во многих районах Земли пресной воды недостаточно, а её распределение по сезонам года не отвечает потребностям экономического развития. Дело в том, что в результате хозяйственного использования воды рек и озёр почти повсеместно сильно загрязняются. Их качество не соответствует условиям жизнеобитания водных организмов, вода становится непригодной для питья, купания, полива, сельскохозяйственных культур и использования в промышленности. Этот процесс особенно развивается в течение последних 30-40 лет, до этого загрязнение вод носило преимущественно локальный характер.
1.4 Исследование использования воды в МБОУ СОШ с. Карамышево
Когда я начала работать в проекте, то мне стало интересно - а сколько тратится воды в нашей школе? А как можно, и можно ли её сэкономить?
Социологический опрос учащихся
Анкетирование учащихся проводили по следующей анкете. Анкета содержит вопросы по количеству употребляемой воды и возможности ее экономии.
Класс______
1. Сколько воды, по твоему мнению, использует человек в сутки:
а)10л; в)500л;
б)100л; г)1000л.
2. Можно ли сократить потребление воды?
а)да
б)нет
3. Как ты считаешь, надо ли экономить воду в быту?
а)да
б)нет
4. Экономно ли относятся к воде в твоей семье?
а)да
б)нет
5.Возможно ли экономить воду в школе?
а)да
б)нет
Результаты анкетирования.
В анкетировании принимали участие учащиеся 4 классов: 7, 8, 9 и 10. Всего было опрошено 41 человек.
Результаты анкетирования представлены в таблице:
Класс | Ответы на вопрос (%) | |||||||||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | ||||||||
10л | 100л | 500л | 1000л | да | нет | да | нет | да | нет | да | нет | |
7 | 12 | 64 | 24 | 0 | 44 | 56 | 88 | 12 | 60 | 40 | 24 | 76 |
8 | 31 | 7 | 55 | 17 | 54 | 46 | 54 | 46 | 30 | 70 | 31 | 69 |
9 | 35 | 30 | 35 | 0 | 45 | 55 | 45 | 55 | 25 | 75 | 35 | 65 |
10 | 35 | 30 | 0 | 35 | 36 | 64 | 74 | 26 | 26 | 74 | 36 | 64 |
Также по данным таблицы были построены круговые диаграммы (Приложение 1).
Исследование использования воды в МБОУ СОШ с. Карамышево.
Провела анализ ситуации по эффективности использования воды в школе. Контроль за расходом воды проводится по водомерному счётчику. Рейды по школе иногда фиксировали неполадки в работе сантехники, незакрытые водопроводные краны, что-то устраняла сама, об остальном докладывала администрации школы.
Расход потребления воды на полив цветов
№ кабинета | Количество цветов (шт) | Расход воды за 1 полив (мл) | Расход в месяц 1п. х 2 раза в неделю х 4 недели (мл) | Расход в год (х12) (мл) |
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 | 2 17 26 5 12 38 9 14 21 27 9 4 | 1000 3400 5200 1000 2400 7600 1800 2800 4200 5400 1800 800 | 8000 27200 10400 8000 19200 60800 14400 22400 33600 43200 14400 6400 | 96000 326400 124800 96000 230400 729600 172800 268800 403200 518400 172800 76800 |
Всего | 187 | 37400 | 299200 | 3590400 |
Школьный коридор | 101 | 20200 | 161600 | 1939200 |
Итого | 288 | 57600 | 460800 | 5530000 |
Вывод. Исходя из таблицы, видно, что за год на полив цветов, находящихся в кабинетах и школьном коридоре, расходуется 5530л воды. Расход воды является рационально необходимым.
Расход потребления воды в школьном фонтанчике, столовой, на влажную уборку школы, туалеты.
Наименование | Количество воды (л) | |||
В день | В неделю | В месяц | В год | |
Питьевой фонтанчик | 50 | 280 | 1120 | 10080 |
Чай | 20 | 120 | 480 | 4320 |
Первое блюдо | 20 | 100 | 400 | 3600 |
Второе блюдо | 10 | 50 | 200 | 1800 |
Мытьё посуды | 40 | 200 | 800 | 7200 |
Мытьё рук | 220 | 1236 | 4944 | 44496 |
Туалет | 1740 | 8700 | 34800 | 313200 |
Влажная уборка классов | 195 | 1110 | 4440 | 39960 |
Влажная уборка спортзала | 20 | 120 | 480 | 4320 |
Влажная уборка мастерской | 20 | 120 | 480 | 4320 |
Влажная уборка вспомогательных кабинетов (3 каб ) | 45 | 270 | 1080 | 9720 |
Влажная уборка подоконников | 10 | 60 | 48 | 4320 |
Влажная уборка панелей | 30 | 30 | 120 | 1080 |
Влажная уборка коридоров | 75 | 450 | 1800 | 16200 |
Мытьё окон | 1980 | |||
Ремонт | 75 | 450 | 1800 | 16200 |
Итого | 2570 | 13296 | 53424 | 482796 |
Вывод. Исходя из таблицы, видно, что за год на бытовые нужды школы, расходуется 482796 л. воды. Расход воды является рационально необходимым.
В современном мире на нас действуют разные факторы, ухудшающие здоровье. Но полноценное питание, употребление в пищу овощей и ягод помогает устранить их. В повседневной жизни мы так привыкли к овощам, что не задумываемся над тем, что они для нас значат. На нашем пришкольном участке мы выращиваем картофель, морковь, лук. Выращенные овощи являются хорошем подспорьем для разнообразия меню в школьной столовой.
Для обеспечения полива этим же решением в соответствии со СанПиН 2.1.4.1074-01 определён расход воды 6 литров на 1 м2 земли при поливе растений в садах, на приусадебных участках, цветниках, газонах, в теплицах и парниках.
Расчёт расхода воды на полив пришкольного участка в размере 1 сотки определяется следующим образом: 1м2 х 100 х 6 л / 1000 х 109 дней = 65,4 м3, где
1м2 — размер единицы поливной площади;
6 л — объем воды на 1м2 поливной площади;
100 — переводим единицу измерения 1м2 в сотки;
1000 — переводим литры в м3;
109 — количество дней поливного сезона (с 15 мая по 01 сентября).
Размер нашей поливной площади составляет 25 соток, следовательно, на полив требуется: 65,4 м3 х 25 = 1635 м3
Расход воды на поливку подвержен сезонным колебаниям. Наибольший расход соответствует наиболее теплым и сухим периодам года. В нашем регионе в последние годы лето выдается весьма засушливым, дожди выпадают крайне редко.
Сводная таблица расхода воды в школе за год.
Объект исследования | Количество воды (л) |
Школьный фонтанчик | 10080 |
Столовая | 16920 |
Мытьё рук | 44496 |
Туалет | 313200 |
Влажная уборка | 81900 |
Ремонт | 16200 |
Полив цветов | 5530 |
Полив на пришкольном участке | 1635000 |
Итого | 2126326 |
Вывод. Результат — 2126326 литров расходуется за один год в нашей школе, что составляет 15408 литра на одного человека в год. Допустимый расход воды в МБОУ СОШ с. Карамышево составляет 2500 л. на человека, а это значит, потребление в 6,2 раза превышает нормативы расходования. Необходимо разработать меры рационального водопользования в школе, проанализировав расход ресурса в течение года.
На основе анализа потребления воды в школе за 2014 г. отметила, что максимальный расход воды приходится на летнее время на поливочные нужды. (Приложение 2) Предлагаю продолжить работу по изучению рационального использования воды на пришкольном участке в летнее время. С целью экономного расхода воды в школе требуется создать эффективную систему полива. Популярным способом полива овощей, декоративных и многолетних насаждений становится технология капельного орошения. Применяемая на участках и газонах, она создает оптимальные условия роста растений. Если использовать капельный полив, то можно значительно сократить расход воды. Капельное орошение – альтернатива обычным методам полива. Капельное орошение как метод был разработан для повышения урожайности в условиях дефицита воды, но за счет своих уникальных свойств стал применяться практически во всех климатических зонах.
При капельном поливе вода поступает в прикорневую зону растений равномерно одинаковыми малыми дозами, при этом ее количество и периодичность подачи напрямую зависит от потребности растений. Поэтому расход воды при данном методе в 2-5 раз меньше, чем при традиционных способах полива.
Если предположить, что расход воды сократится в 2 раза, значит на летний полив будет израсходовано не 1635000 л, а 817500л. Следовательно, на одного человека будет израсходовано 5923 л. и потребление воды в школе уменьшится в 2,4 раза.
Я предлагаю заменить обычный полив пришкольного участка и клумб капельным орошением. Как рекомендуют многие авторы, система капельного полива имеет достаточно простую схему, смонтировать ее можно своими руками в условиях нашей школы. (Приложение 3)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследования
В ходе своей исследовательской деятельности я определила расходование воды в школе, проанализировала данный материал, сделала соответствующие выводы, оформила исследовательскую работу.
Выводы:
1. Актуальной проблема воды является и в селе Карамышево. Для решения этой проблемы молодому поколению надо быть экологически грамотным и нести экологическую культуру в широкие слои населения родного села
2.Работа над проектом дала возможность расширить кругозор, развить умение работать самостоятельно, а также приобрести умение пользоваться различными источниками информации, формировать цели, задачи, выводы, сравнивать, сопоставлять, анализировать.
Надеюсь, что моя работа будет представлять интерес для учащихся 5 – 11 классов при подготовке сообщений на уроках географии, химии, биологии, а также практически может помочь в хозяйственной деятельности школы бережно относиться к водопользованию.
Своей исследовательской работой я попыталась доказать, что проблема водного кризиса существует.
Предложения:
1.Своевременно чинить или заменять неисправную сантехнику
2.Своевременно чинить или заменять все протекающие краны
3.Всегда плотно закрывать краны
4. Заменить все смесители на рычаговые
5. На пришкольном участке и клумбах создать эффективную систему полива
6.Проводить регулярную работу с учащимися, персоналом по разъяснению важности экономии ресурсов
ЛИТЕРАТУРА
1.Абрамов Н.Н. Водоснабжение.-М.:Стройиздат,1982.-440 с.
2.Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Сборник материалов / Рук.авт.коллектива Леонтович А.В.-М.:Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», 2005.-124с.
3.Климов с.М. Школьная научно-исследовательская работа по биологии и экологии.-Липецк:ЛГПИ, 1999.-22с.
4.Коробейникова Л.А., Шестакова Л.Г. Мониторинг нецентрализованного водоснабжения //Экологический мониторинг в школе: рекомендации по проведению непрерывной экологической практики/ Под ред. проф. Л.А.Коробейниковой.- Вологда:ВГПУ, изд-во «Русь»,- С. 141-151.
5.Методическое пособие для проведения экологических исследований.-Липецк, 2006г.-224с.
6.Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.544-96.-М.:Госкомсанэпиднадзора России, 1996.-С.12.М.:
7.Харитонов Н.П. Основы проведения школьниками исследовательских работ // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник / Сост. И ред. А.С.Обухов.-М.:Народное образование, 2001а.- С.105-115.
http://www.bestreferat.ru/referat-164517.html
http://www.elective.ru/arts/uri01-k0533-p27094.phtml
http://otherreferats.allbest.ru/history/00190419_0.html
https://ru.wikipedia.org
Приложение 1
Результаты анкетирования
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | |
7 класс | |||||
8 класс | |||||
9 класс | |||||
10 класс |
Приложение 2
График потребления воды в МБОУ СОШ с. Карамышево за 2014г.
Приложение 3
Схема капельного орошения №1
Ель
Городецкая роспись
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Тигрёнок на подсолнухе