Материалы исслебовательской работы.
Вложение | Размер |
---|---|
avanesov_veroyatnost_sdachi_ege.doc | 434.5 КБ |
МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону
Донская академия наук юных исследователей им Ю.А.Жданова
Красносулинский филиал
Наименование секции: «Математика»
Исследовательская работа
Тема: «Вероятность сдачи ГИА и ЕГЭ»
Автор работы:
Аванесов Артем, 10 класс,
МБОУ СОШ №3 г.Красный Сулин
Руководитель:
Чернышев Эдуард Николаевич,
учитель МБОУ СОШ №3
г.Красный Сулин
2013 г.
Оглавление
1.Введение.
2.Основные понятия теории вероятностей.
3.История возникновения и развития теории вероятностей.
4. О математике Якобе Бернулли.
5. Формула Бернулли.
6.Мои исследования.
7. Заключение.
8. Список литературы.
9. Приложение.
1.Введение.
И случай, бог изобретатель
А.С.Пушкин
… не верю, что Бог играет в кости
А.Эйнштейн[11]
Я заметил, что мужчин и женщин примерно одинаково, а ведь когда рождается человек нельзя сказать, кто родится – мальчик или девочка. Почему же так получается?
Случай, случайность – с ними мы встречаемся повседневно: случайная встреча, случайная поломка, случайная ошибка, угадал или не угадал правильный ответ в тесте, результаты выборов и референдумов.…Этот ряд можно продолжить и дальше. Казалось бы, тут нет места для математики, – какие уж законы в царстве Случая! Но и здесь вездесущая царица наук – математика – может обнаружить интересные закономерности и спрогнозировать результат
Актуальность избранной темы определяется следующими факторами:
В 2009 году введён в штатный режим ЕГЭ в 11 классе и скоро – в 2013г. - будет введён в штатный режим ГИА в 9 классе. Цель, которую я поставил перед собой, никто ещё не ставил, т.е. конкретно вычислить вероятности для различных предметов и сравнить их.
Объектом моего исследования являются случайные события, для которых применима схема Бернулли, а предметом – вероятности рассмотренных мною случайных событий – угадывание верных ответов по всем предметам ЕГЭ и ГИА.
Цель моей работы – доказать с помощью математики, что вероятность угадать верные ответы на ЕГЭ и ГИА очень мала, а значит практически невозможно сдать экзамены без подготовки.
Чтобы достигнуть этой цели, мне понадобилось решить задачи:
1)познакомиться с основами науки о случайном – теории вероятностей;
2) вычислить вероятности событий, используя формулу Бернулли;
3) изучить программу Excel и в ней функции: ЦЕЛОЕ, СЛЧИС, БИНОМРАСП
4) провести опыты по моделированию ответов по информатике в 9классе в программе EXCEL;
5) подтвердить мою гипотезу: данные теории и практики согласуются в мире случайных событий (т.е. вероятность в п.2 и относительная частота в п.4 мало отличаются друг от друга)
2.Основные понятия теории вероятностей.
«Изучение теории вероятностей благоприятно сказывается и на характере учащихся,
например, развивает смелость, поскольку позволяет понять, что при определённых
обстоятельствах неудачи можно просто отнести к случайностям и, следовательно,
потерпев неудачу, отнюдь не следует отказываться от борьбы за достижение намеченной цели.» А. Реньи [11]
Как и во всякой науке в ней есть основные понятия. К основным понятиям в теории вероятности относят случайное событие и вероятность. Слово “событие” в быту применяют к значительным явлениям, а в математике – ко всем возможным исходам рассматриваемой ситуации. Так в случае бросания игральной кости событие – это выпадение той или иной грани. Все события делятся на невозможные, достоверные и случайные.
Невозможным называют событие, которое в данных условиях произойти не может.
Пример: при бросании игральной кости появилось 7 очков.
Достоверным называют событие, которое в данных условиях обязательно произойдёт.
Пример: при бросании игральной кости выпало число очков, меньше 7.
Случайным называют событие, которое в данных условиях может произойти, а может и не произойти.
Пример: При бросании игральной кости выпало 2 очка. Событие обозначают большими буквами: А, В, С…
У вероятности есть несколько определений. Мы рассмотрим два определения (а всего их 3, но 3 сложное и я не буду его рассматривать)
Классическое определение.
Вероятностью события А называют отношение числа благоприятствующих этому событию исходов, к общему числу возможных исходов.
Пример: Пусть событие А – выпадение четного числа очков при бросании кубика. Всего возможных исходов 6, а благоприятствующих данному событию – три исхода, это выпадение 2, 4, 6. Значит вероятность события А, обозначается p(А), вычислим так: p(А) = 3/6 = 1/2.
Статистическое определение.
Пусть в серии n испытаний событие А появилось m раз. Относительной частотой события А называют числоW = m/n.Статистической вероятностью называют число около которого колеблется относительная частота события при большом числе испытаний.
Я хочу в своей работе и показать на действительно проведённых испытаниях, что вероятности, вычисленные теоретически, т.е. по классическому определению вероятности и статистическая будет тем меньше отличатся друг от друга, чем больше будет проведено опытов.
3.История возникновения и развития теории вероятности
Замечательно, что эта наука,
началом которой были
рассуждения об азартных играх,
должна стать одним из
важнейших предметов
человеческого знания
П.Лаплас [11]
Развитие теории вероятности как самостоятельной науки началось с писем Паскаля к Ферма в 1654 году. В это время шевалье де Мере задал Паскалю два вопроса, касающихся азартных игр. Этим вопросам и посвящены письма Паскаля к Ферма.
Первая задача де Мере состояла в следующем: сколько раз надо бросить две игральные кости, чтобы вероятность выпадения двух шестёрок была больше половины? С этой задачей де Мере справился, Паскаль, обсудив его решение, признал его правильным. Вторая задача оказалась более сложной. Два игрока играют в азартную игру до n выигрышей. Как следует разделить между ними ставку, если игра прервана, когда первый игрок выиграл a партий, а второй b партий, a, b < n? Для решения этой задачи Паскаль ввёл основные понятия теории вероятностей. Он отчётливо сознавал, что открыл новую область науки. Это видно из письма Паскаля в Парижскую академию, где он, в частности, писал: “Это учение, объединяющее точность математических доказательств с неопределённостью случая и примиряющее эти, казалось бы, противоречивые элементы, с полным правом может претендовать на титул – математика случайного.”
Первая книга, посвящённая теории вероятностей, была написана в 1656 году Христианом Гюйгенсом, знатным голландским дворянином, красавцем, пренебрегавшим развлечениями света ради физики и математики. Она представляла из себя “ рассуждение о приложении теории вероятностей к азартным играм “ и содержала множество изящных и точных расчётов. [4]
В дальнейшем теорию вероятностей развивали: Якоб Бернулли, английский математик Абрахам де Муавр (1667 - 1754); в 1764 году были посмертно опубликованы работы малоизвестного английского священника Томаса Байеса, увековечившие его имя. Бюффон, автор знаменитой 36-томной “ Естественной истории ”, расширил область применения теории, построив пример геометрической вероятности (“Игла Бюффона”). Но только в 19 веке теория вероятностей вновь привлекает внимание крупнейших современных математиков, первым из которых следует назвать Лапласа.
Дальнейшее развитие теории вероятностей связано с великим именем Карла Фридриха Гаусса (1777 - 1855) и Симеона Дени Пуассона (1781 - 1840).
Во второй половине 19 века появилась блестящая плеяда русских математиков. Ведущим среди них были П.Л.Чебышев, А.А.Марков, А.М.Ляпунов. Исследования П.Л.Чебышева продолжили его ученики А.А.Марков и А.М.Ляпунов. Их трудами теория вероятностей стала достаточно строгой и разработанной областью науки.
Но ещё в ХХ веке большинство учёных не признавало её равноправной ветвью математики. По выражению одного из них, теория вероятностей нечто среднее между математикой, физикой и шаманством. Причиной этого было отсутствие аксиоматического обоснования. В 1900 году на Международном съезде математиков Гильберт составил список важнейших нерешённых проблем математики. Это было своеобразное завещание ХХ веку. В этот список он включил проблему аксиоматического обоснования теории вероятностей.
Наиболее интересные попытки решить эту задачу предпринимались русским математиком Бернштейном(1917) и эмигрантом из Германии Мизесом, а удалось это сделать в 1933 году советскому математику Андрею Николаевичу Колмогорову. [7] Система аксиоматического обоснования А.Н.Колмогорова стала общепринятой и служит твёрдой основой для дальнейшего развития теории вероятностей.
4. О математике Якобе Бернулли
Вероятность есть утончённый здравый смысл
Лаплас[11]
Я́коб Берну́лли (нем. Jakob Bernoulli, 27 декабря 1654, Базель, — 16 августа 1705, там же) — швейцарский математик, старший брат Иоганна Бернулли; профессор математики Базельского университета (с 1687 года). Якоб родился в семье преуспевающего фармацевта Николая Бернулли. Вначале учился богословию, но увлёкся математикой, которую изучил самостоятельно. В 1677 году совершил поездку во Францию для изучения идей Декарта, затем в Нидерланды и Англию, где познакомился с Гуком и Бойлем.[9]
Вернувшись в Базель, некоторое время работал частным учителем. В 1684 году женился на Юдит Штупанус (Judith Stupanus), у них родились сын и дочь. С 1687 года — профессор физики (позже — математики) в Базельском университете. 1684: штудирует первый мемуар Лейбница по анализу и становится восторженным адептом нового исчисления. Пишет письмо Лейбницу с просьбой разъяснить несколько тёмных мест. Ответ он получил только спустя три года (Лейбниц тогда был в командировке в Париже); за это время Якоб Бернулли самостоятельно освоил дифференциальное и интегральное исчисление, а заодно приобщил к нему брата Иоганна. По возвращении Лейбниц вступает в активную и взаимно-полезную переписку с обоими. Сложившийся триумвират — Лейбниц и братья Бернулли — 20 лет возглавлял европейских математиков и чрезвычайно обогатил новый анализ. 1699: оба брата Бернулли избраны иностранными членами Парижской Академии наук.
В честь Якоба и Иоганна Бернулли назван кратер Bernoulli на Луне.
Научная деятельность
Первое триумфальное выступление молодого математика относится к 1690 году. Якоб решает задачу Лейбница о форме кривой, по которой тяжелая точка опускается за равные промежутки времени на равные вертикальные отрезки. Лейбниц и Гюйгенс уже установили, что это полукубическая парабола, но лишь Якоб Бернулли опубликовал доказательство средствами нового анализа, выведя и проинтегрировав дифференциальное уравнение. При этом впервые появился в печати термин «интеграл». [13]
Якоб Бернулли внёс огромный вклад в развитие аналитической геометрии и зарождение вариационного исчисления. Его именем названа лемниската Бернулли. Он исследовал также циклоиду, цепную линию, и особенно логарифмическую спираль. Последнюю из перечисленных кривых Якоб завещал нарисовать на своей могиле; по невежеству там изобразили спираль Архимеда. Согласно завещанию, вокруг спирали выгравирована надпись на латыни, «EADEM MUTATA RESURGO» («изменённая, я вновь воскресаю»), которая отражает свойство логарифмической спирали восстанавливать свою форму после различных преобразований.
Якобу Бернулли принадлежат значительные достижения в теории рядов, дифференциальном исчислении, теории вероятностей и теории чисел, где его именем названы «числа Бернулли».
Он изучил теорию вероятностей по книге Гюйгенса «О расчётах в азартной игре», в которой ещё не было определения и понятия вероятности (её заменяет количество благоприятных случаев). Якоб Бернулли ввёл значительную часть современных понятий теории вероятностей и сформулировал первый вариант закона больших чисел. Якоб Бернулли подготовил монографию в этой области, однако издать её не успел. Она была напечатана посмертно, в 1713 году, его братом Николаем, под названием «Искусство предположений». Это содержательный трактат по теории вероятностей, статистике и их практическому применении, итог комбинаторики и теории вероятностей XVII века. Имя Якоба носит важное в комбинаторике распределение Бернулли.
Якоб Бернулли издал также работы по различным вопросам арифметики, алгебры, геометрии и физики.
5. Формула Бернулли
Если производится некоторое количество испытаний, в результате которых может произойти или не произойти событие А, и вероятность появления этого события в каждом из испытаний не зависит от результатов остальных испытаний, то такие испытания называются независимыми относительно события А. Допустим, что событие А наступает в каждом испытании с вероятностью Р(А)=р. Определим вероятность Рn(m) того, что в результате n испытаний событие А наступило ровно m раз. Эту вероятность в принципе можно посчитать, используя теоремы сложения и умножения вероятностей. Однако, при достаточно большом количестве испытаний это приводит к очень большим вычислениям. Таким образом, возникает необходимость разработать общий подход к решению поставленной задачи. Этот подход реализован в формуле Бернулли. Пусть в результате n независимых испытаний, проведенных в одинаковых условиях, событие А наступает с вероятностью Р(А) = р, а противоположное ему событие с вероятностью q . Обозначим Ai – наступление события А в испытании с номером i. Т.к. условия проведения опытов одинаковые, то эти вероятности равны. Если в результате опытов событие А наступает ровно m раз, то остальные n - m раз это событие не наступает. Событие А может появиться m раз в n испытаниях в различных комбинациях, число которых равно количеству сочетаний из n элементов по m . Это количество сочетаний находится по формуле:
Вероятность каждой комбинации равна произведению вероятностей: pmqn-m
Применяя теорему сложения вероятностей несовместных событий, получаем формулу Бернулли: Рn(m)=Сnmpmqn-m [4]. Формула Бернулли важна тем, что справедлива для любого количества независимых испытаний, т.е. того самого случая, в котором наиболее четко проявляются законы теории вероятностей. [17]
6.Мои исследования
Опросы.
Я провёл опрос среди учеников 8-11классов: можно ли практически угадать 8 заданий из 10, т.е. сдать ГИА по математике без подготовки.
Результаты такие: ученики 8 класса (100%) считают, что можно угадать 8 заданий из 10, 9кл- 50%, 10кл - 50%, 11кл - 50%.
Опыты.
1.Провёл опыты по зачёркиванию одного из 4х ответов в 10 заданиях в бумажном варианте (привлекал одноклассников, друзей).
2.Провёл опыты по моделированию ответов по информатике в 9классе.
Почему в моём случае можно применить формулу Бернулли?
У меня событие А – угадал один из четырёх ответов в одном задании. Значит ,вероятность p появления события А равна ¼. Тогда В - событие, состоящее в том, что я не угадал. Эти события противоположные, поэтому р(В)=1-1/4=3/4=q. Вероятность события А равна ¼ в каждом задании. Вероятность появления события А в каждом из заданий не зависит от результатов остальных заданий, т.е. от того - угадал или нет ответ в предыдущем задании. Итак, все условия для применения формулы Бернулли выполнены.
Использование программы Excel для вычисления вероятностей
Конечно, можно было вычислить вероятности вручную, но это долго. Поэтому я использовал программы Excel, с которой познакомился на уроках информатики.
Различные функции вводятся с помощью диалогового окна, называемого Мастером функций. Он вызывается командой Вставка-Функция или кнопкой fx на панели инструментов Стандартная. В первом диалоговом окне Мастера функций приведены категории функций по тематическому принципу (рис.1).В списке справа находятся имена тематических групп. Щёлкнув на нужной категории функций – Статистические, в правой части можно вывести список имён функций, содержащихся в данной категории (или найти в списке Полный алфавитный перечень). Вызов функции осуществляется двойным щелчком по её имени. Также можно вызвать функцию, выделив её и щёлкнув на кнопке ОК.
Рис.1. Мастер функций
С помощью полос прокрутки можно просматривать списки функций. Итак, вызываем функцию БИНОМРАСП (Рис.2).
Рис.2. Диалоговое окно функции БИНОМРАСП
Аргументы функции: число успехов – это минимальное количество заданий для получения «3».; число испытаний - это количество заданий с выбором ответа из четырёх возможных; вероятность успеха для любого испытания одна и та же -0,25; в строке интегральная всегда пишем ложь. После нажатия кнопки ОК в ячейке выводится результат.
Итак, у меня получились такие результаты:
9класс:
Предмет Вероятность
1 информатика | 7из 8 | 0,000366 | |
2 математика | 8из10 | 0,000386 | |
3 физика | 9из18 | 0,013926 | |
4 общество | 13из 20 | 0,000154 | |
5 история | 11из20 | 0,003007 | |
6 география | 12из18 | 0,000197 |
(Данные о ГИА 2011 и ЕГЭ 2011 взяты из сайтов № №13-16).
2-ой столбец означает, например, 7 из 8 – это значит, что всего заданий с выбором ответа 8, а чтобы получить оценку «3» (минимальную), надо верно угадать 7 ответов (с 7 начинается оценка «3»).
Или более наглядно с помощью диаграммы:
Как видно из полученных данных, легче всего сдать в 9 классе физику, далее идут история, математика, информатика, география и труднее всего общество.
11класс:
Предмет Вероятность Вероятность
1 русский язык | 17 из 30 | 0,000166 | 5 география | 14 из 25 |
| 0,000701 | ||
2 физика | 10 из 25 | 0,041658 | 6 Обществознание 15 из 22 | 2,12014E-05 | ||||
3 биология | 17 из 33 | 0,002116 | 7 история | 13 из 27 | 0,005325641 | |||
4 химия | 13 из 30 | 0,013414 | 8 Иностранный язык | 16 из 28 | 0,000224367 | |||
9 Информатика 8 из 18 | 0,037600201 |
Или более наглядно с помощью диаграммы:
Как видно из полученных данных, легче всего сдать в 11 классе физику, далее идут информатика, химия, история, биология, география, иностранный язык, русский язык, и труднее всего обществознание. Математики нет здесь, т.к. на ЕГЭ нет заданий с выбором ответа.
Моделирование ответов по информатике в 9классе
Я взял информатику потому, что в ней меньше всего заданий с выбором ответа.
Используем для этой цели электронную таблицу EXCEL. В этой таблице используем функцию СЛЧИС, которая даёт случайное число от 0 до 1 в виде десятичной дроби, и функцию ЦЕЛОЕ – округляет число до ближайшего меньшего целого.
Рис.3. Диалоговое окно функции СЛЧИС
Рис.4. Диалоговое окно функции ЦЕЛОЕ
Я разработал алгоритм моделирования ответов по информатике в 9классе. Вот он.
1)Выделяем ячейку
2)Щёлкаем вверху f(x), появляется окно «Мастер функций». Выбираем в нем функцию СЛЧИС, щёлкаем ОК. 3)Появляется окно «Аргументы функции» - щёлкаем ОК .
4) Появляется в ячейке число , меньшее 1 и около него жирный чёрный крест (если не появился, то подвести к правой нижней вершине ячейки курсор и он появится, но не путать с двумя другими крестами). Протягиваем крест столько, сколько надо провести опытов, они все заполнятся случайными числами и весь столбец будет выделен.
5) Щелкаем правой кнопкой по выделенному столбцу, Щелкаем копировать, опять щелкаем правой кнопкой по выделенному столбцу , Щелкаем «Специальная вставка», в ней щелкаем на флажок «значения», потом на ОК.
6)Щелкаем по пустому полю и нажимаем пробел на клавиатуре.
7)Щелкаем по первой пустой ячейке правее заполненного столбца. Щёлкаем вверху f(x), появляется окно «Мастер функций». Выбираем в нем функцию Целое (щелкаем по ней) и ОК.
8) Появляется окно «Аргументы функции». Выделяем первую ячейку в столбце полученных ранее случайных чисел. В окне «Аргументы функции» с клавиатуры набираем *4+1, потом на ОК (на 4 умножаем потому, что должно появиться число 1,2,3 или 4; прибавляем 1 потому, что не должно быть 0)
9)Появляется в выделенной ранее пустой ячейке1,2,3 или4. Подводим к этой ячейке курсор так, чтобы появился жирный чёрный крест. Протягиваем до нужного количества ячеек. Щелкаем по пустому полю и нажимаем пробел на клавиатуре. Смоделированные ответы приведены в Приложении 1.
Я сравнил смоделированные ответы с верными. Всего смоделировал 1930 ответов. С 7 верными из 8 - только один -23334234, т.е. относительная частота равна 1/1930 = 0,000518. Итак, вероятность, вычисленная по формуле Бернулли - 0,000366 - и относительная частота 0,000518 мало отличаются друг от друга.
7. Заключение
Я думаю, что цель моей работы – математически доказать, что вероятность угадать верные ответы на ЕГЭ и ГИА очень мала, - достигнута. Опытным путём подтверждена гипотеза: вероятность и относительная частота мало отличаются друг от друга. А значит к экзаменам надо готовиться, а не рассчитывать на авось. Некоторые думают: наудачу сдам. Моя работа совершенно разбивает их надежды полученными мною результатами. Надеюсь, что не только я, но и мои одноклассники, друзья и сидящие здесь в зале более ответственно отнесутся к предстоящим экзаменам в форме тестирования. На примере моей работы можно сделать и более общие выводы: подальше держаться от всяких лотерей, казино, карт, азартных игр вообще. Всегда надо подумать, оценить степень риска, выбрать наилучший из возможных вариантов – это, я думаю, пригодится мне в дальнейшей жизни.
8.Список литературы.
1.Колмогоров А.Н., Журбенко И.Г., Прохоров А.В.Введение в теорию вероятностей. – Москва: Наука, 1982
2.Кордемский Б.А. Математика изучает случайности. - Москва: Прсвещение,1975
3.Крупкина Т.В., Гречкосеев А.К. Теория вероятностей, математическая статистика. – Красноярск, 1997
4.Макарычев Ю.Н. Алгебра: элементы статистики и теории вероятностей: учебное пособие для учащихся 7 – 9кл. общеобразовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 2005
5.Математика для школьника. – 2006 - №3. – С.40 – 58.
6.Математика. Учебное пособие для 6кл. общеобразовательных учреждений. В 2ч. 4.2 Москва: Просвещение, 2005
7.Мордкович А.Г., Семёнов П.В. События. Вероятности. Статистическая обработка данных: Дополнительные параграфы к курсу алгебры 7 – 9кл. для образовательных учреждений. – Москва: Мнемозина, 2003
8.Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностей 7 – 9кл. /Авторское составление В.Н.Студенецкая. – Волгоград: Учитель, 2005
9.Ткачёва М.В. Элементы статистики и вероятность: Учебное пособие для 7 – 9кл. общеобразовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 2004
10.Федосеев В.Н. Решение вероятностных задач. – 4-е издание, дополнение. Москва: Авангард, 2006
11.Ходкова С.В. Математика в афоризмах //http://festival.1september.ru/articles/310815/
12.Хургин Я.И. Как объять необъятное. – Москва: Знание, 1979
Сайты:
13.http://www.ctege.info/content/view/2123/39/ - данные о минимальных первичных баллах на ЕГЭ 2011
14.http://ege49.ru/GIA9/2011/Shkala-perevoda-perv-balla-v-5-nuyu-otmet
по 9кл - шкала перевода баллов в отметки в 2011
15.http://www1.ege.edu.ru/demovers - демонстрационные ЕГЭ 2011
16. http://www1.ege.edu.ru/gia/demogia - демонстрационные ГИА 2011
17. http://ru.wikipedia.org/wiki/Бернулли,_Якоб – о Якобе Бернулли
18. http://clubmt.ru/lec4/lec4.htm - о формуле Бернулли
9.Приложение 1
Каждый столбец, состоящий из 8 элементов – это смоделированный результат ответов по информатике в 9классе. Верные ответы:
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
2 |
1 |
4 |
1 | 4 | 3 | 1 | 1 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 1 | 4 | 2 | 2 | 4 | 4 | 3 | 2 | 4 | 1 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 |
3 | 2 | 3 | 1 | 4 | 4 | 2 | 2 | 4 | 2 | 4 | 4 | 3 | 1 | 4 | 3 | 3 | 3 | 1 | 4 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 |
2 | 4 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 1 | 4 | 4 | 3 | 4 | 2 | 4 | 1 | 2 | 1 | 2 | 4 | 2 |
1 | 1 | 4 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 4 | 2 | 3 | 3 | 4 | 1 | 1 | 4 | 4 | 1 | 2 | 4 |
4 | 1 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 2 | 4 | 2 | 1 | 3 | 1 |
3 | 4 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 1 | 3 | 4 | 4 | 2 | 4 | 1 | 1 | 2 | 2 | 4 |
3 | 4 | 1 | 3 | 1 | 4 | 2 | 1 | 4 | 1 | 1 | 3 | 3 | 1 | 3 | 2 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 1 | 4 | 2 |
1 | 4 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 4 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 |
и др.
На берегу Байкала
Свадьба в Малиновке
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Император Акбар и Бирбал
Голубая лягушка